Изготовление простых и сложных, дозированных и не дозированных порошков
методическая разработка
Изготовление простых и сложных, дозированных и не дозированных порошков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izgotovlenie_prostyh_i_slozhnyh_dozirovannyh_i_ne_dozirovannyh_poroshkov.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБПОУ « РОСЛАВЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ
На заседании ЦМК ОПД Заместитель директора
Протокол №__ от ______2022 по учебно-воспитательной работе
Председатель ЦМК: ____ _______________________
/Н.В. Некрашевич/
«___» _____________2022
Методическая разработка
теоретического занятия для преподавателя
Тема: «Изготовление простых и сложных, дозированных и не дозированных порошков»
Междисциплинарный курс: «Технология изготовления лекарственных форм»
П.М. 02. « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»
Специальность: 060301 «Фармация»
Составлена: Бойко А.А..,
преподавателем технологии
изготовления лекарственных
форм
г. Рославль
2022г.
Тема № 4: Изготовление простых и сложных, дозированных и недозированных порошков.
Время занятия: 90 минут.
Вид занятия : теоретическое
Тип занятия: урок передачи и усвоения новых знаний
Цели занятия:
- Сформировать у студентов знания по приготовлению простых и сложных порошков
Задачи:
- Объяснить технологию изготовления простых и сложных порошков
- Повторить материал по правилам выписывания порошков в рецептах
- Развивать способность к мышлению, логике
- Воспитывать организованность, внимательность
Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм
Дидактическое оснащение:
- методическая разработка теоретического занятия для преподавателя
- презентация
Студенты должны знать:
- правила прописывания порошков в рецептах
- технологию изготовления простых дозированных и недозированных порошков
- технологию изготовления сложных дозированных и недозированных порошков
- правила оформления порошков к отпуску
Студенты должны уметь:
- определять способ прописывания порошков
- анализировать свойства лекарственных веществ
- производить необходимые расчеты
- оформлять лекарственную форму к отпуску
В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:
- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии
- ОК.2. Организовывать собственную деятельность
- ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
- ОК.6.Уметь работать в коллективе
Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:
- ПК.2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам
- ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств
- ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности
- ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета
Внутрипредметные связи:
- дозирование по массе
- правила выписывания порошков
- упаковка и оформление лекарственных форм
Межпредметные связи:
- латинский язык ( чтение и перевод рецептов)
- фармакология (правила выписывания рецептов)
- контроль качества лекарственных средств (свойства лекарственных веществ)
Литература:
- Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2002г.
- Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2004г.
Структура занятия
1. Организационный момент - 3 мин.
2. Повторение пройденного материала – 10мин.
3. Изучение нового материала- 70 мин.
.4. Закрепление – 5мин.
5. Задание на дом - 2мин.
Содержание занятия
I . Организационный момент. Преподаватель отмечает отсутствующих, опоздавших студентов, готовность аудитории к занятию. Сообщает тему и (сл. 3) план занятия:
1. Изготовление простых недозированных порошков
2. Изготовление простых дозированных порошков
3. Изготовление сложных недозированных порошков
4. Изготовление сложных дозированных порошков
II. Повторение пройденного материала:
1. Что собой представляют порошки как лекарственная форма?
3. Какими способами выписывают порошки в рецептах и чем они отличаются?
2. Какова классификация порошков?
4. Что значит дозирование порошков и с помощью чего оно осуществляется?
5. Что собой представляет смешивание порошков, и каковы его принципы?
6. От чего зависит упаковка порошков?
III. Изучение нового материала. Преподаватель излагает новый материал в сочетании с актуализацией базовых знаний по предыдущей теме по плану (приложение № 1)
IV. Закрепление изученного материала:
1. В чем заключается распределительный способ выписывания порошков?
2. В каких случаях простые порошки измельчают?
3. В каких случаях простые порошки не измельчают?
4. Какой принцип действует при смешивании веществ, выписанных в разных количествах?
5. Какой принцип действует при смешивании порошков, выписанных в равных количествах?
V. Задание на дом: Повторить -
1. Как прописывают порошки в рецептах?
2. Какие лекарственные вещества относятся к сп. 1 и 2?
3. Каковы правила работы и хранения лекарственных веществ СП 2.?
4. Каковы правила хранения веществ сп. 1?
5. Каковы правила работы с веществами сп. 1?
6. Каковы правила измельчения и смешивания веществ в сложных порошках?
Приложение № 1
Содержание нового материала:
Простые недозированные порошки – отпускаются больному общей массой.
Если вещество предназначено для растворения в воде перед применением самим больным, то его можно предварительно не измельчать:
Rp: Magnii sulfatis 25,0
D.S. Растворить 2 ст.ложки в 200мл воды. Для cпринцеваний
Магния сульфат – вещество кристаллическое, выветривающееся, хорошо растворимо в воде очищенной. Раствор предназначен для наружного применения, поэтому вещество предварительно не измельчают. Порошок отпускают в баночке.
Простые дозированные порошки :
измельчают перед отпуском в случае, если:
- вещество крупнокристаллическое( калия иодид, натрия бромид, бромкамфора и др.) во избежание механического травмирования и раздражения слизистой оболочки;
- вещества, предназначенные для присыпок;
- мелкокристаллические вещества, труднорастворимые в воде и ЖКТ
Rp: Streptocidi 0,5
D.t.d. № 10
S. По 1 порошку 3 раза в день
Выписан простой дозированный порошок для внутреннего применения .Стрептоцид – кристаллическое вещество, плохо растворимое в воде. В ступку помещают 5,0 стрептоцида, растирают и дозируют по 0,5 в вощеные капсулы № 10, помещают в бумажный пакет. Основная этикетка «Внутреннее», дополнительная «Беречь от детей»
Не измельчают перед отпуском вещества:
- предназначенные для изготовления раствора (калия перманганат, кислота борная, магния сульфат и др);
- высокодисперсные ( тальк, оксид магния, панкреатин, ксероформ и др.) независимо от назначения;
- мелкокристаллические вещества, хорошо растворимые в воде и ЖКТ (анальгин, глюкоза, кислота аскорбиновая и др.).
Сложные недозированные порошки – отпускаются общей массой.
Rp: Natrii chloridi 10,0
Natrii tetraboratis
Natrii hydrocarbonatis ana 15,0
Misce, fiat pulvis
DS.По 1 ч.л. на стакан воды для полоскания горла
Выписан сложный недозированный порошок для наружного применения. Все вещества кристаллические, натрия хлорид, кроме того, имеет крупные кубические кристаллы. Общая масса- 40,0.
В ступке растирают 10,0 натрия хлорида, как вещество крупнокристаллическое, добавляют в 2 приема 15,0 натрия тетрабората при перемешивании, затем добавляют 15,0 натрия гидрокарбоната и перемешивают до однородности. Упаковывают в бумажный пакет, оформляют этикеткой «Наружное». Заполняют лицевую сторону ППК.
Сложные дозированные порошки- общие правила приготовления состоят из операций:
1.Подсчет общей массы порошка.
2.Выбор ступки.
3.Учет возможных потерь при растирании в ступке.
4.Определение последовательности введения в ступку отдельных веществ с учетом их потерь.
5.Соотношение между ингредиентами при измельчении и смешивании не должно превышать 1:20.
6.Соблюдение оптимальных сроков измельчения и смешивания.
7.Соблюдение правил упаковки.
Сложные дозированные порошки с веществами, прописанными в равных или близких количествах:
Rp: Hexamethylentetramini
Natrii salicylatis ana 0,25
M.f.p.
D.t.d. N 10
S.По 1 порошку 3 раза в день
Выписан сложный дозированный порошок для внутреннего применения распределительным способом.Все вещества совместимы. На обратной стороне ППК выполняем расчеты:
Обратная сторона ППК
Гексаметилентетрамина- 0,25 х 10 = 2,5
Натрия салицилата- 0,25 х 10 = 2,5
Общая масса 5,0
развеска (масса 1 порошка)- 0,5.
Гексаметилентетрамин и натрия салицилат- вещества простого списка, выписаны в одинаковых количествах, имеют примерно одинаковые физико/химические свойства. Учтем их потери при растирании в ступке. По таблице потерь находим, что относительная потеря гексаметилентетрамина (П%) – 1,04%; для натрия салицилата - 0,92%.
В ступку N5 (оптимальная загрузка 6,0 ) помещаем 2,5 натрия салицилата (относительная потеря меньшая), отвешенного на ВР-5, растираем. Добавляем 2,5 гексаметилентетрамина, перемешиваем до однородности. На весах ВР-1 дозируем по 0,5 в вощеные или парафинированные капсулы, помещаем в бумажный пакет, оформляем этикеткой «Внутреннее».Заполняем лицевую сторону ППК.
Дата N Rp.
Natrii salicylatis 2,5
Hexamethylentetramini 2,5
Общ. М. 5,0
Развеска 0,5 N10
Приготовил:
Проверил:
Сложные дозированные порошки с веществами, прописанными в разных количествах:
Rp: Тhiamini bromidi 0,01
Glucosi 0,25
M.f.p.
D.t.d. N 20
S.По 1 порошку 3 раза в день
Выписан сложный дозированный порошок для внутреннего применения распределительным способом. На обратной стороне ППК делаем расчеты:
Обратная сторона ППК:
Тиамина хлорид – 0,01 х 20 = 0,2
Глюкоза – 0,25 х 20 = 5,0
Общая масса -5,2
развеска- 5,2: 20 = 0,26.
В ступку помещаем 2,5 глюкозы ( вещество простого списка, выписано в большем количестве), растираем, часть отсыпаем на капсулу, оставив в ступке не менее, чем 0,1.Затем добавляем 0,2 тиамина хлорида( по принципу от меньшего к большему), растираем, по частям, в 2-3 приема, добавляем отсыпанную глюкозу с капсулы, все тщательно перемешиваем до однородности. Развешиваем по 0,26 в вощеные капсулы N 20, упаковываем в бумажный пакет. Оформляем этикеткой « Внутреннее», дополнительная « Беречь от детей». Заполняем лицевую сторону ППК:
Дата N Rp.
Glucosi 5,0
Thiamini bromidi 0,2
общая масса 5,2
0,26 N 20
Приготовил:
Проверил:
Отпустил:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок в 6 классе по теме: "Простой и сложный процентный рост" по программе Дорофеев, Петерсон.
Открытый урок в 6 классе по теме: "Простой и сложный процентный рост" по программе Дорофеев, Петерсон. Данный урок является обобщающим по данной теме. Цели урока: систематизация и закрепление пр...
Методическая разработка. Конспект урока. Союз как служебная часть речи. Правописание союзов и их употребление в простом и сложном предложении
Технологии: личностно-ориентированное технология ( разноуровневое обучение ), технология перспективно - опережающего обучения, технология обучения в сотрудничестве.Тип урока: урок закрепления зн...
Открытый урок по теме "Решение уравнений от простейших до сложных"
Конспект урока по теме "Решение логарифмических уравнений от простейших до сложных"....
Методическая разработка урока по теме "Механическая кулинарная обработка клубнеплодов и корнеплодов. Формы простой и сложной нарезки"
ПМ.01. "Приготовление блюд из овощей и грибов"...
Практическое занятие "Изготовление простых и сложных порошков"
Методическая разработка практического занятия составлена в соответствии с требованиями программы междисциплинарного курса 02.01. «Технология изготовления лекарственных форм» и Федера...
Расчет простых и сложных процентов по вкладам
Расчет простых и сложных процентов по вкладам...
Разработка теоретического занятия Изготовление простых и сложных порошков
Разработка теоретического занятия по МДК Технология изготовления лекарственных форм специальности Фармация...