методическая разработка " Изготовление водных растворов ВМС"
методическая разработка
Методическая разработка практического занятия для преподавателя и обучающихся по МДК 02.01 «Технология изготовления лекарственных форм» на тему «Изготовлениерастворов высокомолекулярных соединений» для специальности 33.02.01 Фармация, уровень подготовки- углубленный, квалификация- фармацевт направлена на профессионально- педагогическое совершенствование качества подготовки обучающихся. Данная тема является актуальной в связи с тем, что в процессе изготовления лекарственных препаратов лекарственные веществаизмельчают, растворяют, смешивают, придают им различные лекарственные формы, применяя разнообразные вспомогательные вещества, многочисленные механические приемы, аппараты и т.д.
Данная тема направлена на более полное освоение ПМ 02 «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля», развитие познавательных способностей, формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию и самосовершенствованию.
Данный методический материал составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования для специальности 33.02.01 Фармация.
Методическая разработка может применяться при проведении теоретического занятия как по очной, так и очно-заочной (вечерней) форме получения образования. Разработка содержит подробную хронологическую карту занятия, которая содержит цель, задачи, формируемые ОК. Затем представлен материал содержания занятия: материал для контроля знаний по предыдущей теме, информационный материал по новой теме. К методической разработке прилагается презентация по теме «Технология изготовления растворов высокомолекулярных соединений» в электронном виде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_pz_no6_na_temu_izgotovlenie_rastvorov_vms.docx | 81.03 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РОСЛАВЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Рассмотрено на заседании УТВЕРЖДАЮ
ЦМК Зам.директора по УМР
Протокол № __6_ ОГБПОУ «Рославльский медицинский
От «_10_» января 2022 г техникум»
________М.В. Терещенкова ______________Л.А. Иванова
«10» января 2022 года
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия
по дисциплине МДК 02.01 «Технология изготовления лекарственных форм»
на тему: «Изготовление растворов высокомолекулярных соединений»
для студентов II, III курсов
специальности 33.02.01 Фармация
уровень подготовки: углубленный
квалификация: фармацевт
Подготовила: преподаватель А.А. Бойко
2021г
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………..…… Технологическая карта занятия…………………………………..…….. Содержание занятия…………………………………………………..… Организационный момент…………………………………...…….. Вводный инструктаж………………………………………..……... Контроль знаний……………………………………………..…….. Мотивация и целевая установка……………………………..……. Объяснение нового материала: демонстрационная часть….…… Рефлексия……………………………………………………..……. Подведение итогов…………………………………………….…… Задание на дом…………………………………………………….... Заключение…………………………………………………………………….. Список использованной литературы………………………………………… | 3 4 8 8 8 8 16 18 29 30 30 31 32 |
Введение
Методическая разработка практического занятия для преподавателя и обучающихся по МДК 02.01 «Технология изготовления лекарственных форм» на тему «Изготовление растворов высокомолекулярных соединений» для специальности 33.02.01 Фармация, уровень подготовки- углубленный, квалификация- фармацевт направлена на профессионально- педагогическое совершенствование качества подготовки обучающихся. Данная тема является актуальной в связи с тем, что в процессе изготовления лекарственных препаратов лекарственные вещества измельчают, растворяют, смешивают, придают им различные лекарственные формы, применяя разнообразные вспомогательные вещества, многочисленные механические приемы, аппараты и т.д.
Данная тема направлена на более полное освоение ПМ 02 «Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля», развитие познавательных способностей, формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию и самосовершенствованию.
Данный методический материал составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования для специальности 33.02.01 Фармация.
Методическая разработка может применяться при проведении теоретического занятия как по очной, так и очно-заочной (вечерней) форме получения образования. Разработка содержит подробную хронологическую карту занятия, которая содержит цель, задачи, формируемые ОК. Затем представлен материал содержания занятия: материал для контроля знаний по предыдущей теме, информационный материал по новой теме. К методической разработке прилагается презентация по теме «Технология изготовления растворов высокомолекулярных соединений» в электронном виде.
ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 6
Учебная дисциплина/МДК | 02.01Технология изготовления лекарственных форм | |||||||||
ПМ | 02Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля | |||||||||
Раздел | Раздел МДК 02.01.3. Изготовление жидких лекарственных форм. | |||||||||
Разработчик: | Бойко Александра Александровна | |||||||||
курс | II,III | семестр | ||||||||
Тема занятия: | Изготовление растворов высокомолекулярных соединений | |||||||||
Количество часов: | 6 | |||||||||
Место проведения: | Кабинет технологии изготовления лекарственных форм, организации деятельности аптеки | |||||||||
Цель: | Познакомить с основными понятиями темы, технологией изготовления растворов ВМС в условиях аптеки | |||||||||
Задачи: | ||||||||||
образовательные: | Знать основные понятия: коллоидные соединения, ВМС, коагуляция, камеди, ферменты, приготовление высокомолекулярных соединений, совместимость ВМС с другими веществами в лекарственной форме, оценка качества препаратов с ВМС, хранение высокомолекулярных соединений, содержащих серебро. | |||||||||
воспитательные: | Выработка внимательности и аккуратности, продуктивного сотрудничества в коллективе | |||||||||
развивающие: | Упаковывать, оформлять к отпуску | |||||||||
Формируемые ОК: | ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 6, ОК 7 | |||||||||
Интегративные связи: | МДК 02.02, МДК 01.01.1, МДК 01.01.2, Латинский язык с медицинской терминологией | |||||||||
Учебно-методическая литература: |
| |||||||||
Оснащение занятия: | Наглядные пособия и ТСО: компьютер, презентация по теме «Приготовление растворов ВМС» Раздаточный материал: тест по теме «Изготовление растворов высокомолекулярных соединений», рецептурные прописи, исходное сырье- лекарственные вещества, вода очищенная, вспомогательные вещества. Оснащение рабочего места: подставки, воронки, весы, разновес, флаконы, пробки, крышки, колпачки, стеклянные фильтры, вата, марля,этикетки основные, ступки с пестиками | |||||||||
№ | Этапы занятия | Время этапа, мин. | Содержание обучения | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Методы, формы организации деятельности студентов | ||||
Организационный момент | 2’ | Контроль готовности группы к учебному занятию (внешний вид, отсутствующие) | Приветствие студентов, контроль отсутствующих, контроль внешнего вида, сообщение плана практического занятия | Приветствие. Дежурные оглашают отсутствующих. | ||||||
Вводный инструктаж | 3’ | Беседа по технике безопасности | Беседа по технике безопасности | Слушают | ||||||
Контроль знаний по теме: «Изготовление неводных растворов, капель для внутреннего применения» | 40’ | Проверка качества знаний | Предоставляет материал (тесты), задает вопросы, выдает рецептур-ные прописи для решения студентами у доски | Отвечают на вопросы теста и устного опроса, ведут расчет рецептурных прописей. | Фронтальный опрос | |||||
Мотивация и целевая установка. Сообщение темы: «Изготовление растворов высокомолекулярных соединений» | 10’ | Мотивация студентов, получение темы занятия совместно со студентами | Активизирует деятельность студентов, сообщает материал, помогающий определить тему занятия | Слушают, рассуждают, делают выводы | Фронтальная работа | |||||
Демонстрационная часть: объяснение материала по теме «Изготовление растворов высокомолекулярных соединений», технология изготовления ВМС, камедей. | 20’ | Предоставление нового материала с помощью презентационного оборудования | Объясняет новый материал. Разбирает задачу по новой теме с помощью студентов. | Слушают, рассуждают, делают выводы | Фронтальная работа, работа в тетради | |||||
Отработка практических навыков и формирование первичного опыта. Практическая работа по теме «Приготовление растворов высокомолекулярных соединений» | 130’ | Самостоятельное решение рецептурных прописей по теме с последующим приготовлением лекарственной формы оформлением в тетрадь для практических работ. | Раздает рецептурные прописи для работы студентов. Контролирует выполнение задания | Выполняют задания под руководством преподавателя и самостоятельно | Работа за ассистенским столом, работа в тетради | |||||
Самостоятельная работа. Закрепление изученной темы. Смена деятельности (с работы за ассистенским столом на работу в тетради) | 15’ | Оформление рецептурной прописи в тетрадь для практических работ. | Проводит контроль оформления рецептурной прописи | Отвечают на вопросы по приготовлению лекарственной формы и ее оформлению | Фронтальный опрос | |||||
Отработка практических навыков | 20’ | Работа по оформлению рецептурной прописи (паспорт письменного контроля, этикетка). | Выдает учебный материал, контролирует выполнение задания. | Выполняют задания, рассказывают о технологии изготовления рецептурной прописи, опросный контроль | Работа за ассистенским столом, работа в тетради | |||||
Рефлексия | 10’ | Совместно со студентами подводит итоги, делает выводы. | Подводят итоги, делают выводы. | Фронтальная работа | ||||||
Подведение итогов (с проверкой выполненных заданий) | 15’ | Выставляет оценки за урок, поясняет результат, дает комментарии. | ||||||||
Задание на дом | 5’ | Дает домашнее задание, поясняет домашнее задание. |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент (2 минуты). Приветствие студентов, контроль отсутствующих, контроль внешнего вида, проверка готовности группы к занятию, сообщение плана практического занятия, создание рабочей обстановки в группе.
- Вводный инструктаж (3 минуты). Беседа по технике безопасности.
- Контроль знаний по теме «Изготовление неводных растворов, капель для внутреннего применения» (40 минут).
Фронтальный опрос (30 минут). Преподаватель вызывает студентов к доске, выдает рецептурные прописи, которые необходимо выписать на латинском языке, сделать расчет рецептурной прописи и оформить ППК- паспорт письменного контроля.
Рецептурная пропись №1
Rp.: Acidi borici 0,3
Spiritus aethylici 70 % — 10 ml
M. D. S. По 3 капли в ухо 3 раза в день.
Рецептурная пропись №2
Rp.: Laevomycetini 0,5
Acidi salicylici 1,0
Spiritus aethylici 70 % — 50 ml
M. D. S. Для протираний.
Рецептурная пропись №3
Rp.: Novocaini 2,0
Menlholi 3,0
Anaesthesini 1,0
Camphorae 2,5
Tinciurae Capsici 10 ml
Spiritus aethylici 100 ml
M. D. S. Для растирания.
Рецептурная пропись №4
Rp.: Acidi salicylici
Acidi lactici aa 1,0
Collodii elastici 10,0
M. D. S. Мозольная жидкость.
Рецептурная пропись №5
Rp.: Iodi 0,1
Vaselini 1,0
Benzini 100 ml
M. D. S. Для смазывания.
Рецептурная пропись №6
Rp.: Aetheris medicinale 35 ml
Chinini dihydrochloridi 0,3
Spiritusaethylici 95 % — 3 ml
Ol. Persicorum ad 60,0
M. D. S. Для клизмы.
Рецептурная пропись №7
Rp.: Iodi 1,0
Vaselini 5,0
Spiritus aethylici 95 % — 5 ml
Chloroformii 10,0
M. D. S. Для смазывания.
Рецептурная пропись №8
Rp.: Natrii tetraboratis 2,5
Glycerini ad 15,0
M. D. S. Протирать слизистую оболочку рта.
Рецептурная пропись №9
Rp.: Iodi 1,0
Kalii iodidi 2,0
Aquae destill. 3,0 ml
Glycerini 4,0
M. D. S. Раствор Люголя.
Рецептурная пропись №10
Rp.: Iodi 10,0
Dirnexidi ad 100,0
M. D. S. Для смазывания.
Рецептурная пропись №11
Rp.: Solutionis Camphorae oleosae 10 % — 200,0
M. D. S. Для растирания суставов.
Рецептурная пропись №12
Rp.: Tannini 1,0
Glycerini 10,0
M. D. S. Для смазывания кожи.
Тестирование (10 минут). Возможно выполнение тестирования в рабочих тетрадях, возможно выполнение тестирования с использованием среды электронного обучения 3KL Русский Moodle.
Вариант 1
1. С технологической точки зрения неводные растворители делят на группы. Выберите некорректный вариант.
- Летучие
- Нелетучие
- Комбинированные
- Структурированные
2. Учет спирта ведется по ………..
- объему
- массе
- плотности
- крепости
3. ……………… представляет собой бесцветную, прозрачную, подвижную, легковоспламеняющуюся летучую жидкость со своеобразным запахом и жгучим вкусом. Эфир хорошо смешивается с этанолом, маслами жирными, маслами эфирными; растворимость в воде составляет 1 : 12.
- этанол
- глицерин
- хлороформ
- эфир
4. ............... — бесцветная, прозрачная, вязкая сиропообразная жидкость со сладким вкусом, без запаха. В фармацевтической практике применяют в основном 86—90%-ные водные растворы
- этанол
- глицерин
- хлороформ
- эфир
5. ........... — это 1-компонентный протеолитический фермент желудочного сока. Является альбумином, имеет глобулярные молекулы, хорошо растворим в воде, его особенностью является тот факт, что он разрушается (свертывается) при нагревании, осаждается спиртом, солями тяжелых металлов, дубильными веществами.
- протаргол
- колларгол
- пепсин
- желатин
6. ............. является смесью белковых веществ животного происхождения, продуктом частичного гидролиза коллагена, содержащегося в соединительных тканях кожи, хрящах, сухожилиях и костях животных. Изначально имеет вид бесцветных или желтоватых просвечивающих гибких листочков или кусочков.
- желатин
- пепсин
- панкреатин
- крахмал
7. ………….. представляют собой гидрофильные растительные вещества, образующиеся при ранениях или инфекционных поражениях некоторых растений. Они, как правило, хорошо растворяются в воде с образованием вязких и клейких субстанций, обладающих высокой эмульгирующей способностью, нерастворимы в спирте.
- слизи
- эмульсии
- суспензии
- камеди
8. ............... — это препарат коллоидного серебра, защищенный продуктами щелочного гидролиза белка, содержит 70 % серебра. При обработке водой набухает и растворяется, образуя темные, дающие щелочную реакцию, отрицательно заряженные золи, быстро подвергающиеся старению, поэтому их нельзя готовить заранее.
- протаргол
- колларгол
- ихтиол
- камедь трагакантовая
9. Какой препарат готовят методом набухания в верхнем слое воды очищенной, в широкогорлой банке
- протаргол
- колларгол
- Ихтиол
- желатин
10. Для приготовления слизи крахмала 2% необходимо взять:
- 1 часть крахмала, 4 части воды дистиллированной холодной, 45 частей воды дистиллированной горячей.
- 3 части крахмала, 3 части воды дистиллированной холодной, 45 частей воды дистиллированной горячей.
- 3 части крахмала, 6 частей воды дистиллированной холодной, 45 частей воды дистиллированной горячей.
- 7 частей крахмала, 4 части воды дистиллированной холодной, 45 частей воды дистиллированной горячей.
Вариант 2
1. …………… в аптечной практике применяют в виде водно-спиртовых растворов различной крепости. Концентрацию их выражают в объемных процентах, которые показывают количество (мл) чистого ………… в данном растворе при температуре 20 °С.
- глицерин
- метанол
- этанол
- ментол
2. …………….. представляет собой бесцветную, прозрачную, подвижную, летучую жидкость с характерным запахом и сладким жгучим вкусом. Это вещество хорошо растворимо в органических растворителях (этаноле, эфире, жирных маслах), но малорастворимо в воде и не смешивается с глицерином.
- хлороформ
- метанол
- этанол
- глицерин
3. Хлороформ дозируют по ………., хранят в хорошо укупоренных емкостях, в прохладном месте, защищенном от света.
- объему
- массе
- плотности
- крепости
4. ............... представляют собой смесь глицеридов высших жирных кислот (главным образом триглицериды пальмитиновой, олеиновой и стеариновой кислот). Внешне это жидкие (при комнатной температуре), прозрачные, вязкие, обычно несколько окрашенные маслянистые жидкости без запаха или со слабым характерным запахом.
- Жирные масла
- Эмульгаторы
- Буферные растворы
- Консерванты
- Концентрированные кислоты и щелочи мгновенно разрушают ………. Свет инактивирует фермент. Свою активность проявляет только в слабокислой среде, особенно в соляно-кислой среде. Поэтому приготавливать растворы ………. необходимо с учетом всех этих особенностей.
- желатин
- протаргол
- колларгол
- пепсин
6. ...... представляет собой высушенный экстракт поджелудочной железы свиней и крупного рогатого скота. Применяется он в виде порошка или таблеток внутрь при расстройствах пищеварения, связанных с недостаточностью секреции поджелудочной железы. для внутреннего применения
a. желатин
b. панкреатин
- соляная кислота
- пепсин
7. ………… является продуктом перегонки битуминозных сланцев и представляет собой природный защищенный коллоид. Гидрофобная часть коллоида — тиофен — защищена аммониевой солью сульфоихтиоловой кислоты. Внешне ……. — почти черная с буроватым оттенком сиропообразная жидкость, растворимая в воде и глицерине.
- колларгол
- протаргол
- ихтиол
- крахмал
8. ............... представляет собой коллоидный препарат окиси серебра, защищенной продуктами щелочного гидролиза белков. Содержание серебра в препарате составляет около 8 %, поэтому растворению препарата предшествует более длительная стадия набухания. При растворении в воде образует щелочные отрицательно заряженные золи, обладающие довольно значительной устойчивостью.
- протаргол
- колларгол
- ихтиол
- камедь трагакантовая
9. Для приготовления такого раствора 4 %-50 мл раствора желатина необходимо
- 1,0 г желатина заливают 4—10-кратным количеством воды и оставляют на 30—40 мин. После этого добавляют остальную воду и помещают на водяную баню с температурой 60—70 °С до полного растворения
- 2,0 г желатина заливают 4—10-кратным количеством воды и оставляют на 30—40 мин. После этого добавляют остальную воду и помещают на водяную баню с температурой 60—70 °С до полного растворения
- 3,0 г желатина заливают 4—10-кратным количеством воды и оставляют на 30—40 мин. После этого добавляют остальную воду и помещают на водяную баню с температурой 60—70 °С до полного растворения
- 4,0 г желатина заливают 4—10-кратным количеством воды и оставляют на 30—40 мин. После этого добавляют остальную воду и помещают на водяную баню с температурой 60—70 °С до полного растворения
10. Для приготовления раствора колларгола 100 мл необходимо взять:
- 5,0 колларгола и 100мл воды очищенной
- 5,0 колларгола и до 100мл воды очищенной
- 10,0 колларгола и 100мл воды очищенной
- 10,0 колларгола и до 100мл воды очищенной
Эталон ответа на тестовый контроль к практическому занятию №8
"Приготовление эмульсий"
Вариант 1 | Вариант 2 | ||
1 | D | 1 | C |
2 | B | 2 | A |
3 | D | 3 | B |
4 | B | 4 | A |
5 | C | 5 | D |
6 | B | 6 | B |
7 | D | 7 | C |
8 | B | 8 | A |
9 | A | 9 | B |
10 | A | 10 | D |
Тестирование оценивается следующим образом:
100-90 % правильных ответов на вопросы- отлично
90-80% правильных ответов на вопросы- хорошо
80-70% правильных ответов на вопросы- удовлетворительно
Мотивация и целевая установка. Сообщение темы: «Изготовление эмульсий» (10 минут). Мотивация студентов, получение темы занятия совместно со студентами.
Студенты изучили на теоретическом занятии тему «Изготовление растворов высокомолекулярных соединений». Преподаватель совместно со студентами рассуждает о том, что в настоящее время растворы высокомолекулярных соединений повсеместно используются для лечения целого ряда заболеваний.
К высокомолекулярным соединениям (ВМС) относятся различные природные и синтетические вещества, имеющие молекулярную массу от нескольких тысяч до миллиона и более. Хотя растворы ВМС обладают свойствами, характерными для коллоидных растворов (способностью к диализу, малой диффузионной способностью и др.), их все же нельзя относить к типичным коллоидным системам в связи с тем, что в растворах ВМС растворенное вещество раздроблено до молекул, и, следовательно, эти растворы представляют гомогенные и 1-фазные системы. Молекулы ВМС чаще всего имеют линейное строение, причем длина их значительно больше поперечника. Например, длина молекулы целлюлозы равна 400—500 нм, а ширина ее — 0,3—0,5 нм. Все ВМС вследствие их большой молекулярной массы нелетучи и чувствительны к воздействию различных внешних факторов: молекулы их легко распадаются под действием самого незначительного количества кислорода и других повреждающих агентов. Большинство ВМС при повышении температуры размягчается постепенно и не имеет определенной температуры плавления.
У этих веществ температура разложения ниже температуры кипения, поэтому ВМС могут находиться только в конденсированном состоянии. Свойства высокомолекулярных соединений зависят не только от величины, но и от формы их молекулы. Например, ВМС с изодиаметрическими молекулами (гемоглобина, гликогена, пепсина, трипсина, панкреатина и др.) обычно представляют собой порошкообразные вещества и при растворении почти не набухают. Их растворы не обладают высокой вязкостью даже при сравнительно больших концентрациях. ВМС с сильно асимметричными молекулами (желатина, целлюлозы и ее производных) при растворении сильно набухают и образуют высоковязкие растворы. Растворение ВМС с линейной структурой состоит из двух стадий: сольватации макромолекул в результате диффузии в ВМС растворителя (при этом происходит разрушение связей между отдельными макромолекулами) и собственно растворения, заключающегося в смешении макромолекул с маленькими молекулами растворителя.
Преподаватель подводит студентов к тому, что основной проблемой технологии растворов высокомолекулярных соединений является неустойчивость их во внешней среде, инактивация под действием факторов окружающей среды. Студенты совместно с преподавателем, приходят к выводу, что основными тенденциями является совершенствование технологии изготовления и хранения растворов высокомолекулярных соединений.
Тема занятия «Изготовление растворов высокомолекулярных соединений» Студенты высказываются о том, необходимы ли им знания по данной теме при осуществлении практических навыков и умений в профессиональной деятельности. Преподаватель направляет формулировки студентов, приводя их к решению, что знания по данной теме им необходимы.
Демонстрационная часть: объяснение материала по теме «Изготовление растворов высокомолекулярных соединений», (20 минут). Преподаватель объясняет новый материал. Разбирает задачу по новой теме с помощью студентов.
Растворы ВМС.
Растворы НМС растворы ВМС являются истинными. Они гомогенны, т.к. отсутствует граница раздела фаз между макромолекулами и растворителем.
Особые характеристики:
- Для растворения характерна стадия набухания.
- Имеют повышенную вязкость.
- Опалесцируют.
- При определенной концентрации и при прокаливании возможно застудневание (гелеобразование). При нагревании гель переходит в раствор.
У растворов ВМС линейной структуры эти свойства наиболее выражены, у глобулярных ВМС эти свойства не выражены.
Растворение:
- с глобулярной структурой. Протекает как и растворение НМВ. Макромолекулы легко гидратируются и диффундируют в воду. Такие ВМС называют неограниченно набухающими. Стадия набухания не выражена, самопроизвольно происходит растворение. К таким веществам относят пепсин, растительные экстракты и др.
- с линейной структурой. Имеют 2 стадии:
- Ограниченное набухание. ВМС поглощает воду, увеличивается его масса и объем. Процесс характеризуется степенью набухания: α = (m-m0)100%/m0, где m0 – начальная масса до набухания, m – конечная масса после набухания.
На этой стадии происходит:
А. Диффузия воды в ВМС.
Б. Гидратация полярных групп макромолекул и образование гидратной оболочки.
В. Ослабление межмолекулярных связей.
- Собственно растворение. Наступает лишь при определенных условиях. На этой стадии: рвутся водородные связи между макромолекулами, ВМС диффундируют в воду (ограничено набухание). Набухание самопроизвольно не переходит в растворение.
К таким веществам относят: Желатин, крахмал, МЦ, Na-МЦ и др.
Возможно нарушение стабильности растворов ВМС:
А. Высаливание.
Б. Коацервация.
Высаливание – снижение растворимости ВМС и выделение его из раствора в виде хлопьев или осадков. Происходит в результате разрушения гидратной оболочки.
Коацервация – разделение раствора на 2 фазы: концентрированный раствор ВМС и разбавленный раствор ВМС.
Факторы, вызывающие эти процессы:
- Значительное количество электролитов.
- Этанол, глицерин, сахарный сироп, гигроскопичные вещества.
- Низкая температура.
Если в составе прописи есть ингредиенты обладающие высаливающим действием их растворяют в части растворителя и добавляют к раствору ВМС.
Растворы ВМС применяют в качестве лекарственных и вспомогательных веществ. (основы для мазей и суппозиторий, стабилизаторы эмульсий, пролонгаторы, солебилизаторы).
Растворы неограниченно набухающих ВМС.
Пепсин.
Глобулярный белок, протеолитический фермент. Получают из слизистой желудка свиней. Принимают при расстройствах пищеварения с соляной кислотой, т.к. фармакологическая активность проявляется при рН=1,5-2,5
Recipe: Acidi hydrochlorici 4 ml
Pepsini 2,0
Aquae purificatae 200 ml
Раствор готовят массо-объемным способом.
Расчеты:
СМах = 1/0,61 = 1,64%
СРец = 0,98%
Увеличение объема не учитываем. VВоды = 204 – 40 = 164 мл.
Технология:
Ингредиенты смешивают во флаконе для отпуска в строгой последовательности: вода + соляная кислота (1:10) + пепсин. Нельзя пепсин растворят в воде и концентрированной соляной кислоте, т.к. в нейтральной среде и в соляной кислоте с концентрацией выше 0,5% он инактивируется. Фильтруют при необходимости.
Оформление: Внутреннее. Микстура. Беречь от детей. Хранить в прохладном месте при температуре 2 – 15 0С.
Растворимые экстракты (красавки, солодки).
Содержат комплекс ВМС (пектиновые вещества. Слизи, камеди, белки). Если не указан вид экстракта, имеется ввиду густой. Можно заменить сухим или раствором густого в двойном количестве.
Технология:
Растворение сухих и густых экстрактов проводят в ступке при перемешивании с частью воды. Раствор густого капают во флакон в последнюю очередь.
Растворы ограниченно набухающих ВМС.
Желатин.
Желатин представляет собой смесь белковых веществ фибриллярной структуры. Макромолекулы «сшиты» водородными мостиками. Получают в результате частичного гидролиза коллагена, содержащегося в костях, хрящах. В воде при комнатной температуре набухает, при нагревании растворяется. Растворы с концентрацией выше 0,9% при охлаждении застудневают.
Recipe: Solutionis gelatinae 5% - 200 ml.
S. Для клизмы.
Рецепт готовят массо-объемным способом.
Расчеты:
СМах = 2/0,75 = 2,7%
СРец = 5%
Увеличение объема не учитывается.
Vводы = 200 – 10 ⋅ 0,75 = 192,5 ≈ 193 мл
Технология:
Желатин заливают 4-6 кратным объемом воды при комнатной температуре в фарфоровой чашке для набухания на 45-60 минут. Добавляют оставшуюся воду, нагревают на водяной бане до растворения. Теплый раствор помещают в мерный цилиндр. Если требуется доводят объем водой до 200 мл. фильтруют через 2 слоя марли во флакон оранжевого стекла.
Оформление: Наружное. Беречь от детей. Хранить в прохладном, защищенном от света месте. Перед употреблением подогреть.
Крахмал.
Разрешается использовать картофельный, рисовый, пшеничный, кукурузный.
Крахмал – смесь двух полисахаридов: 15-25% амилозы + 80% амилопектина.
В горячей воде амилоза растворяется (имеет неразветвленную линейную структуру). Амилопектин – набухает, образуется клейстер (разветвленная структура). Раствор крахмала (клейстер, слизь, отвар) готовят по массе.
Если не указана концентрация, то готовят 2% раствор.
Recipe: Mucilaginis amyli 100,0
Chlorali hydrati 2,0
Natrii bromidi 2,0
M.D.S. На 2 клизмы.
Проверяют дозы хлоралгидрата:
Рабочая пропись: Хлоралгидрата 2,0
Натрия бромида 2,0
Воды для их растворения 10 мл
Крахмала 2,0
Воды холодной 1 мл
Воды горячей 80 мл
Общая масса 104,0
Технология:
80 мл воды нагревают до кипения. Отдельно готовят взвесь крахмала в холодной воде 1:4 при перемешивании вливают смесь в кипящую воду. Кипятят 1-2 мин (пшеничный не кипятят).
В подставке готовят раствор хлоралгидрата и натрия бромида во избежание высаливания. После охлаждения раствора крахмала добавляют раствор порошков. Фильтруют в тарированный флакон известной массы оранжевого стекла через марлю. При необходимости добавляют воды до 104 г.
Оформление: Наружное.
Беречь от детей.
Хранить в защищенном от света месте.
Срок хранения 2 суток.
Коллоидные растворы.
Это ультрамикрогетерогенные системы. Дисперсной фазой являются коллоидные частицы (мицеллы 1-100 нм).
Для них характерно: большая поверхность раздела фаз следовательно большая свободная поверхностная энергия. Всякая система стремится к уменьшению энергии по второму закону термодинамики. Например, за счет укрупнения частиц. Поэтому не стабилизируемые гидрофобные коллоидные растворы агрегативно неустойчивы. Коллоидные частицы самопроизвольно слипаются друг с другом (коагуляция). Внешними признаками коагуляции являются увеличение мутности, появление хлопьев, появление осадка.
По этой причине в фармакологии используют препараты защищенных коллоидов. Принцип защиты – стабилизация гидрофобного коллоидного вещества с помощью ВМС или ПАВ.
Факторы агрегативной устойчивости защищенных коллоидов.
- Структурно-механический барьер. Вокруг коллоидных частиц образуется адсорбционно-сольватный слой из макромолекул ВМС, окруженных гидратной оболочкой. Этот слой благодаря прочности упругости и вязкости препятствует объединению частиц.
- Электростатический. При диссоциации молекулы белка они приобретают одноименный отрицательный заряд, а в результате этого происходит электростатическое отталкивание.
- Снижение поверхностного натяжения за счет поверхностной активности защиты.
Коагуляцию защищенных коллоидов вызывают:
- Этанол.
- Глицерин, сахарный сироп, экстракты, соли тяжелых металлов, кислоты.
- Физические факторы (температура, свет, ультразвук, электрическое поле, длительное хранение).
К препаратам защищенных коллоидов относят: протаргол, колларгол, ихтиол.
Применяют только наружно. Оказывают местное вяжущее, антисептическое действие.
Протаргол.
8% серебра в виде оксида серебра (Ag2O), защищенного продуктами частичного гидролиза белка.
Коричневый, легкий порошок, гигроскопичен.
Recipe: Solutionis Protsrgoli 1% - 200 ml
Готовят массо-объемным способом.
СМах = 2/0,64 = 3%
СРец = 1%, следовательно увеличение объема не учитываем.
Vводы = 200 мл.
Протаргол содержит большой процент белка. В начале происходит его набухание, затем растворение (гравитационное растворение).
Технология:
Порошок помещают на поверхность воды и оставляют в покое. Образующийся раствор опускается вниз, т.к. плотность раствора больше плотности воды. Новые порции воды получают доступ к порошку. Нельзя взбалтывать, т.к. образуются комочки с пузырьками воздуха внутри, поэтому затрудняется проникновение в них воды. Раствор фильтруют через стеклянный фильтры 1 и 2, вату, марлю во флакон оранжевого стекла.
Если в состав прописи есть глицерин или нужно быстро приготовить раствор, протаргол помещают в ступку добавляют небольшое количество глицерина. Глицерин гидрофилирует. Затем добавляют воду.
Колларгол.
70% металлического серебра, защищенного продуктами частичного гидролиза белка.
Зеленовато- или синевато-черные пластинки с металлическим блеском.
Recipe: Solutionis Collargoli 1% - 200 ml
СМах = 2/0,61 = 3,3%
СРец = 1%, следовательно увеличение объема не учитываем.
VВоды = 200 мл.
Технология:
В воде колларгол набухает и растворяется. Чтобы ускорить процесс растворения, колларгол растирают в ступке с водой до растворения, затем добавляется оставшаяся вода. Все остальное аналогично протарголу.
Ихтиол.
Природный защищенный коллоид. Перегонка битуминозных сланцев. 10% в виде производных тиофена, защищенных ПАВ (аммониевые соли сульфоихтиоловых кислот).
Черная, сиропообразная жидкость с резким запахом.
Recipe: Solutionis Ichthyoli 2% -100 ml
КУО не указано.
СРец = 2% < 3%, следовательно увеличение объема не учитывают.
VВоды = 100 мл.
Ихтиол взвешивают в фарфоровую чашку. Смешивают с частью воды затем добавляем оставшуюся воду. Фильтруют через вату или марлю во флакон бесцветного стекла.
Отработка практических навыков и формирование первичного опыта.
Практическая работа по теме «Приготовление растворов высокомолекулярных соединений» (130 минут). Преподаватель раздает рецептурные прописи для работы студентов, контролирует выполнение задания. Студенты производят самостоятельное решение рецептурных прописей по теме с последующим приготовлением лекарственной формы, оформлением в тетрадь для практических работ. Выполняют задания под руководством преподавателя и самостоятельно.
Рецептурная пропись 1
Recipe: Acidi hydrochlorici 4 ml
Pepsini 2,0
Aquae purificatae 200 ml
Раствор готовят массо-объемным способом.
Расчеты:
СМах = 1/0,61 = 1,64%
СРец = 0,98%
Увеличение объема не учитываем. VВоды = 204 – 40 = 164 мл.
Технология:
Ингредиенты смешивают во флаконе для отпуска в строгой последовательности: вода + соляная кислота (1:10) + пепсин. Нельзя пепсин растворят в воде и концентрированной соляной кислоте, т.к. в нейтральной среде и в соляной кислоте с концентрацией выше 0,5% он инактивируется. Фильтруют при необходимости.
Оформление: Внутреннее. Микстура. Беречь от детей. Хранить в прохладном месте при температуре 2 – 15 0С.
Рецептурная пропись №2
Recipe: Solutionis gelatinae 5% - 200 ml.
S. Для клизмы.
Рецепт готовят массо-объемным способом.
Расчеты:
СМах = 2/0,75 = 2,7%
СРец = 5%
Увеличение объема не учитывается.
Vводы = 200 – 10 ⋅ 0,75 = 192,5 ≈ 193 мл
Технология:
Желатин заливают 4-6 кратным объемом воды при комнатной температуре в фарфоровой чашке для набухания на 45-60 минут. Добавляют оставшуюся воду, нагревают на водяной бане до растворения. Теплый раствор помещают в мерный цилиндр. Если требуется доводят объем водой до 200 мл. фильтруют через 2 слоя марли во флакон оранжевого стекла.
Оформление: Наружное. Беречь от детей. Хранить в прохладном, защищенном от света месте. Перед употреблением подогреть.
Рецептурная пропись №3
Recipe: Mucilaginis amyli 100,0
Chlorali hydrati 2,0
Natrii bromidi 2,0
M.D.S. На 2 клизмы.
Проверяют дозы хлоралгидрата:
Рабочая пропись: Хлоралгидрата 2,0
Натрия бромида 2,0
Воды для их растворения 10 мл
Крахмала 2,0
Воды холодной 1 мл
Воды горячей 80 мл
Общая масса 104,0
Технология:
80 мл воды нагревают до кипения. Отдельно готовят взвесь крахмала в холодной воде 1:4 при перемешивании вливают смесь в кипящую воду. Кипятят 1-2 мин (пшеничный не кипятят).
В подставке готовят раствор хлоралгидрата и натрия бромида во избежание высаливания. После охлаждения раствора крахмала добавляют раствор порошков. Фильтруют в тарированный флакон известной массы оранжевого стекла через марлю. При необходимости добавляют воды до 104 г.
Оформление: Наружное.
Беречь от детей.
Хранить в защищенном от света месте.
Срок хранения 2 суток.
Рецептурная пропись № 4
Recipe: Solutionis Protsrgoli 1% - 200 ml
Готовят массо-объемным способом.
СМах = 2/0,64 = 3%
СРец = 1%, следовательно увеличение объема не учитываем.
Vводы = 200 мл.
Протаргол содержит большой процент белка. В начале происходит его набухание, затем растворение (гравитационное растворение).
Технология:
Порошок помещают на поверхность воды и оставляют в покое. Образующийся раствор опускается вниз, т.к. плотность раствора больше плотности воды. Новые порции воды получают доступ к порошку. Нельзя взбалтывать, т.к. образуются комочки с пузырьками воздуха внутри, поэтому затрудняется проникновение в них воды. Раствор фильтруют через стеклянный фильтры 1 и 2, вату, марлю во флакон оранжевого стекла.
Если в состав прописи есть глицерин или нужно быстро приготовить раствор, протаргол помещают в ступку добавляют небольшое количество глицерина. Глицерин гидрофилирует. Затем добавляют воду.
Рецептурная пропись № 5
Recipe: Solutionis Collargoli 1% - 200 ml
СМах = 2/0,61 = 3,3%
СРец = 1%, следовательно увеличение объема не учитываем.
VВоды = 200 мл.
Технология:
В воде колларгол набухает и растворяется. Чтобы ускорить процесс растворения, колларгол растирают в ступке с водой до растворения, затем добавляется оставшаяся вода. Все остальное аналогично протарголу.
Рецептурная пропись № 6
Recipe: Solutionis Ichthyoli 2% -100 ml
КУО не указано.
СРец = 2% < 3%, следовательно увеличение объема не учитывают.
VВоды = 100 мл.
Ихтиол взвешивают в фарфоровую чашку. Смешивают с частью воды затем добавляем оставшуюся воду. Фильтруют через вату или марлю во флакон бесцветного стекла.
- Отработка практических навыков (20 минут). Преподаватель выдает учебный материал, контролирует выполнение задания. Студенты производят оформление рецептурной прописи (паспорт письменного контроля, этикетка). Студенты работают за ассистенским столом и в тетради.
- Рефлексия (10 минут). Выводы о необходимости применения специальных знаний и практических навыков в технологии изготовления лекарственных форм в целом и в изготовлении эмульсий в частности. Выводы о применении данных знаний в профессиональной деятельности и личной жизни.
- Подведение итогов (с проверкой выполненных заданий) (15 минут). Преподаватель выставляет оценки за практическое занятие, поясняет результат, дает комментарии.
- Задание на дом (5 минут). Постановка домашнего задания, пояснение домашнего задания.
Студенты должны знать материал по теме « Приготовление суспензий» [1, 144-205], конспект лекций.
Заключение
К высокомолекулярным соединениям (ВМС) относятся различные природные и синтетические вещества, имеющие молекулярную массу от нескольких тысяч до миллиона и более. Хотя растворы ВМС обладают свойствами, характерными для коллоидных растворов (способностью к диализу, малой диффузионной способностью и др.), их все же нельзя относить к типичным коллоидным системам в связи с тем, что в растворах ВМС растворенное вещество раздроблено до молекул, и, следовательно, эти растворы представляют гомогенные и 1-фазные системы. Молекулы ВМС чаще всего имеют линейное строение, причем длина их значительно больше поперечника.
По источникам получения ВМС бывают природными (белки, полисахариды) и синтетическими (метилцеллюлоза и ее производные, поливиниловый спирт). По способности к растворению выделяют ограниченно и неограниченно набухающие ВМС. Наконец, ВМС классифицируют по применению: лекарственные вещества (пепсин, трипсин, панкреатин) и вспомогательные вещества для приготовления различных лекарственных форм (стабилизаторы суспензий, основы для мазей,пленкообразователи и др.). В аптечной практике из природных ВМС чаще всего готовят микстуры с такими соединениями, как пепсин, растворимые экстракты, слизь крахмала. Природные ВМС являются белками.
Всё занятие построено на совместной работе преподавателя и студентов, базовые знания студентов достаточны для совместного получения информации по теме. Такой вид деятельности приводит к лучшему усвоению материала, к пониманию как применять полученные знания в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Список использованной литературы
- В.И.Погорелов, «Фармацевтическая технология» под редакцией Ростов-на-Дону, 2002г.
- Государственная фармакопея XI, выпуск 1, Москва, Медицина, 1987 г., выпуск 2, Москва, Медицина, 1990 г.;
- Государственная фармакопея, XII, Москва. "Медицина", 2007 г.;
- Государственная фармакопея XIII, Москва, 2015 г.
- Муравьёв И.А. « Технология лекарственных форм», М.Медицина,1988г.
- Грецкий В.М., Хоменюк В.С. «Руководство к практическим занятиям по технологии лекарственных форм», М. Медицина, 1991 г.
- Синёв Д.И., Марченко Л.Г.,Синёва Т.Д. « Справочное пособие по аптечной технологии лекарств», С-Петербург, 1993 г.
- Фармацевтическая технология под редакцией И.И. Краснюка, Г.В.Михайловой, М. Академия, 2011 г
- Фармацевтическая технология-учебное пособие для медицинских училищ и колледжей, В.А.Гроссман.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Изготовление копии монументально-декоративной композиции, посвящённой пожарным»
Настоящее пособие предназначено педагогам для организации и проведения занятий по конкретной теме: "изготовление копии монументально-декоративной композиции, посвящённой пожарным, которая стоит напрот...
Методическая разработка "Изготовление картины "Ясная Поляна"
Изготовление живописных картин с использованием элементов флористики и поваренной пищевой соли....
Разработка практического занятия "Изготовление концентрированных растворов"
Методоческая разработка практического занятия предназначена для студентов и содержит вопросы для проверки исходного уровня знаний, алгоритм действия по выполнению манипуляций. задания для индивидуальн...
Методическая разработка «Изготовление подставки из деревянных палочек»
Данный мастер-класс по разработанной технологической карте предназначен для изготовления подставки из деревянных палочек, которые можно приобрести в магазине или взять на раздаче в кафе или рест...
Методическая разработка. Изготовление дидактического наглядного материала «Пазлы - Овощи» старшая группа
ВведениеПредлагаю вашему вниманию свою педагогическую идею – изготовление дидактической игры на тему Овощи «Математические пазлы» от 1 до 10.Для старшей группы 52Цели: развитие мышле...
методическая разработка "изготовление водных извлечений"
Методическая разработка практического занятия для преподавателя и обучающихся по МДК 02.01 «Технология изготовления лекарственных форм» на тему «Изготовление водных извлечений из ЛРС...
Методическая разработка "Изготовление головных обтекателей для моделей ракет"
Данная разработка будет полезна педагогам дополнительного образования технической направленности. Работа посвящена технологии изготовления головных обтекателей для моделей-копий. Разработка основана н...