программа по развитию интеллектуальных способностей
рабочая программа

    Развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся приобрело в настоящее время большое социальное значение. Обществу нужны не просто грамотные работники-исполнители, а специалисты, выполняющие работу быстро, качественно, творчески.

    Одной из целей современного образования является его гуманистическая направленность. Она обуславливает личностно – ориентированную модель взаимодействия, развития личности ребенка, его творческого потенциала.

Данная программа направлена на развитие творческих и интеллектуальных  способностей обучающихся через активное использование в образовательном процессе инновационных технологий, что обеспечивает определенное государственным стандартом качество образования.

Актуальность программы

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем. Поэтому возникла необходимость учить студентов, начиная с первого курса постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают его успешную учебную, внеучебную и будущую профессиональную деятельность, формировать готовность осваивать требования среднего профессионального образования, подтверждать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям специальности. Техникум становится учреждением, формирующим с первого курса навыки самообразования и самовоспитания. Необходимость разработки данной программы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_razvitiyu_intellektualnyh_sposobnostey.docx107.36 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБПОУ « РОСЛАВЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Рассмотрено                                                 «УТВЕРЖДАЮ»

На заседании ЦМК ОПД                             Заместитель директора

Протокол № 1 от   31.08.2022                    по учебно-воспитательной работе

Председатель ЦМК: ____                             ОГБПОУ «Рославльский

                                                                      медицинский техникум»

____________/Т.А.Вишневская/                    _________  /Н.В. Некрашевич/

                                                                     

                       

Программа

по развитию интеллектуальных творческих способностей обучающихся на МДК 02.01.

на 2022- 2023 год.

                                                           Разработчик: преподаватель

                                                       

                                                         Бойко Александра Александровна

Введение

    Развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся приобрело в настоящее время большое социальное значение. Обществу нужны не просто грамотные работники-исполнители, а специалисты, выполняющие работу быстро, качественно, творчески.

    Одной из целей современного образования является его гуманистическая направленность. Она обуславливает личностно – ориентированную модель взаимодействия, развития личности ребенка, его творческого потенциала.

Данная программа направлена на развитие творческих и интеллектуальных  способностей обучающихся через активное использование в образовательном процессе инновационных технологий, что обеспечивает определенное государственным стандартом качество образования.

Актуальность программы

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем. Поэтому возникла необходимость учить студентов, начиная с первого курса постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают его успешную учебную, внеучебную и будущую профессиональную деятельность, формировать готовность осваивать требования среднего профессионального образования, подтверждать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям специальности. Техникум становится учреждением, формирующим с первого курса навыки самообразования и самовоспитания. Необходимость разработки данной программы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

Сроки реализации программы: один год

Цель работы:

- создать максимально благоприятные условия для самореализации личности в различных видах деятельности;

- создать инструментарий преподавателя математики, позволяющий развивать творческие и мыслительные навыки обучающихся, необходимые не только в учебе и профессиональной деятельности, но и в обычной жизни;

- повысить математическую  культуру обучающихся с утверждением факта значимости математики для дальнейшего образования, практической жизни и профессиональной деятельности.

Задачи:

- создание системы работы на уроке и во внеурочной деятельности с обучающимися;

- развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности;

- организация исследовательской работы обучающихся;

- создание банка разработок уроков и внеклассных мероприятий, направленных на формирование и развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся;

- развитие качеств индивидуальной личности, позволяющей свободно ориентироваться в социуме;

Для выявления способностей необходимо стараться вовлекать обучающихся в те формы активности, которые соответствуют его склонностям и интересам. Задача педагога состоит в том, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности.

Психолого- педагогическое обоснование.

Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А.В. Луначарский, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Б.Л. Яворский, Б.В .Асафьев, Н.Я. Брюсова. Опираясь на их опыт,  лучшие педагоги во главе со "старейшинами"- В.Н. Шацкой, Н.Л. Гродзенской, М.А. Румер, Г.Л. Рошалем продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей и юношества. Творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и широком смысле этого понятия. Без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

Поясняя свою позицию по вопросам творчества, известный психолог Л. Выготский, определял, что "творческой мы называем каждую деятельность, которая создает что-то новое… Утверждая, что творчество необходимое условие существования, и все вокруг обязано своим происхождением творческому процессу человека"

       Заслуживает внимания взгляд на творчество передовых учителей-практиков (В. Сухомлинский, А. Захарченко, В. Шаталов, Ш. Амонашвили, В. Иржавцева и др.). В. Сухомлинский определял творчество как своеобразную сферу духовной жизни, самоутверждения, когда развивается самобытность и индивидуальность каждого ребенка.    

Основными методами изучения творчества являются методы наблюдения, самонаблюдения, биографический метод, метод изучения продуктов ученической деятельности, тестирование, анкетирование, экспериментальные методы.

Кроме творческих способностей, необходимо развивать и интеллектуальные способности.

Необходимость развития интеллектуальных способностей и логического мышления отражается в работах психолога Н.Ф. Талызиной, педагогов К.Д. Ушинского, Л.А. Цветкова. Под руководством Н.Ф. Талызиной психологами были выделены не только логические приемы мышления и установлены составляющие их действия. Ими была определена система объективных условий, обеспечивающая правильность выполнения логических приемов, разработаны методики овладения логическими приемами путем поэтапного формирования составляющих их действий, обозначен инструментальный характер приемов мышления. способствовало успешному овладению логическими приемами познания.

Первый логический прием в познании предметов и явлений действительности - сравнение, т.е. установление сходства и различия в изучаемых объектах. К.Д. Ушинский считал, что сравнение является основой всякого мышления. (3).  В математике данный логический прием можно развивать и совершенствовать практически в каждой теме, причем обязательно должно быть усложнение процессов сравнения по мере прохождения курса.

Все авторы рассмотренных исследований подчеркивают большое значение логических операций при обучении той или иной дисциплине.

Обучая студентов творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно. Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Каждый может в себе выработать это умение. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности. Формы проявления способностей могут быть разные: явная и скрытая одаренность. Преподаватель "воодушевляет" своих студентов на самостоятельный поиск истины, включает в ситуацию выбора, предлагает нестандартные решения (с правом на ошибку), вооружает некоторыми общеучебными и предметными приёмами, алгоритмами и т.д. В основе организации этого процесса лежит принцип развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциация с учетом индивидуальных возможностей каждого студента.

Методико-педагогическое обоснование темы

По проблеме творческого развития обучающихся проводилось много педагогических исследований. Обоснование предложенной системы работы можно найти в трудах К.Д. Ушинского, И.Я .Лернера, В.А. Сухомлинского, А.Н. Окунева. И.Я. Лернер выделил следующие элементы творческих способностей:

- видение новой проблемы в знакомой ситуации;

- перенос знаний и умений в нестандартную ситуацию;

- видение новых (скрытых) функций известных объектов;

- видение всех взаимосвязей структуры объекта;

- видение альтернативных и вариативных способов решения задачи;

- комбинирование известных способов действий и создание на этой основе нового способа;

- построение принципиально нового способа решения, отличающегося от известных.

        Уроки математики открывают огромные возможности для развития креативных способностей. Проблемы развития  свойств личности, входящих в понятия «логическое мышление», «творческая самостоятельность» требуют длительной, целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование развивающих заданий не принесет желаемого результата. Л.А. Цветков отмечал, что «в познавательном процессе важное  значение имеют приемы анализа и синтеза. После самого общего представления о веществе мы расчленяем предмет изучения - рассматриваем отдельно его строение, свойства, способы получения. Эти элементы в свою очередь могут подвергаться дальнейшему анализу: строение мы подразделяем на химическое, пространственное, электронное и т.д.. Далее идет процесс синтеза знаний, выявление взаимосвязи и взаимодействия отдельных элементов. Аналитико-синтетическая деятельность должна быть не стихийным явлением, а сознательно направляемым педагогом. Для её развития нужно постепенно усложнять познавательные задачи и предоставлять учащимся возможность проводить эти мыслительные операции всё более самостоятельно.

Познавательные задания должны включать в себя всю систему познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, запоминанием, припоминанием, осмысливанием и кончая операциями логического и творческого мышления. Большое значение также имеет целенаправленное, систематическое ознакомление обучающихся с основными мыслительными операциями, приемами мышления. Речь идет о возможной коррекции мышления. Специально подобранные задания могут развивать способность осуществлять мыслительные операции.    (Приложение 2)  

Опыт показывает, что не все студентами способны пользоваться операциями мышления в достаточной степени. Поэтому очень актуально  эту способность развивать ,тем более, что
особенностью содержания современного  образования является не только ответ на вопрос, что студент должен знать, но и формирование общих компетенций, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной и будущей профессиональной деятельности.

Прогнозируемые результаты:

Под ожидаемым результатом реализации программы, в целом, понимаются :

- позитивные изменения в личности обучающихся, на которые ориентирована данная программа;

- создание условий, позволяющих подготовиться студентам к адаптации в условиях рыночных отношений и социальных изменений;

- способность студентов качественно и быстро находить решение и выход из любой трудной математической ситуации;

- стремиться показывать хорошие результаты при участии в олимпиадах, конкурсах, конференциях;

- расширение воспитательной среды, увеличение позитивного влияния на личность студента и его родителей

Описание системы работы

  1. Диагностика уровня развития творческих способностей.

Использование  методик: 

- «Креативное поле» Д.Б.Богоявленской (Приложение 1)

Промежуточную диагностику творческой активности каждого студента проводится при помощи следующих методов:

- наблюдения;

- беседы;

- анкетирования;

- тестов.

2. Формы работы по выявлению и развитию творческих и интеллектуальных способностей обучающихся:

Ведущими являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – на основе форм индивидуальной и групповой работы. Наиболее эффективными являются технологии, которые дают простор для творческого самовыражения и самореализации обучающихся. Это технология проектного обучения, которая сочетается с технологией проблемного обучения, и методика обучения в “малых группах”.

1. Технология проблемного обучения. Решение задач проблемного содержания обеспечивает высокий уровень познавательной активности школьников.

2. Методика обучения в малых группах. Группа разбивается на 3–4 подгруппы по 5–7 человек. Каждая группа готовит ответ на один из обсуждаемых вопросов. При обсуждении участники каждой группы выступают, задают вопросы, делают дополнения. За правильный ответ получают индивидуальные оценки, а “группы” – определенное количество баллов. Игровая ситуация позволяет создать необходимый эмоциональный настрой и побудить обучающихся к более напряженной и разнообразной работе.

3. Технология проектного обучения. В ее основе лежит творческое усвоение обучающимися знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности. Продукт – учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т.д.

4. Технология ТРИЗ. С помощью технологии ТРИЗ можно сконструировать целый ряд творческих задач. Для конструирования исследовательских задач пользуемся следующим алгоритмом:

• исходный факт;

• формулировка задачи;

• выявление противоречия;

• поиск ресурсов.

• формулировка идеального конечного результата

Принципы деятельности в работе по развитию способностей у обучающихся:

1. максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

2. возрастания роли внеурочной деятельности;

3. индивидуализации и дифференциации обучения;

4. создания условий для совместной работы обучающихся при минимальном участии преподавателя;

Формы организации работы с обучающимися:

1. работа в парах, в малых группах;

2. групповые и индивидуальные занятия;

3. занятия исследовательской и проектной деятельностью;

4. консультирование по возникшей проблеме;

5. участие в олимпиадах, конкурсах и викторинах;

6. научно-практические конференции;

7. интеллектуальные марафоны;

8. деловые игры;

9. творческие и разноуровневые задания, тесты и тренажеры.

В своей работе стараемся использовать все возможности, чтобы студенты могли раскрыть и реализовать свой талант.

На уроках:

1. творческие задания

2. тестовые задания ;

3. мини-проекты

Во внеурочное время:

1. индивидуальные занятия для подготовки к олимпиадам и конкурсам;

2. занятия математического кружка;

4. внутритехникумовские конкурсы и олимпиады;

5. проектные и исследовательские работы (защита работ на внутритехникумовских конференциях);

6. профессиональные конкурсы.

         

Заключение

        Данная тема создаёт большое поле для дальнейшей работы, для совершенствования системы, с тем, чтобы  включить в систему работы внеклассную работу по предмету.

Сущность опыта: развитие творческих способностей обучающихся и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных особенностей студентов.

Результативность: заметно повысился интерес к знаниям у большинства обучающихся, что способствует развитию творческого мышления, лучшему усвоению знаний, формированию умений и навыков. Развитие творческих способностей обучающихся повышает качество облученности по математике, а также по другим предметам.

Трудоемкость заключается в переосмыслении своего педагогического опыта с позиций развития творческих способностей обучающихся.

Сегодня никому не надо доказывать, что математическое образование благо, на которое имеет право каждый человек. Уровень развития общества требует большого числа специалистов, использующих математические знания в своей профессиональной деятельности. Математика - предмет, очень удобный для развития интеллектуальных творческих способностей ребят. Этому способствует логическое строение курса, четкая система упражнений для закрепления полученных знаний, абстрактный язык математики. Все это позволяет формировать у ребят такие качества, как предприимчивость, способность быстро ориентироваться в сложных ситуациях, безошибочно принимать непростые решения, словом, работать творчески.

Привитию интереса к предмету во многом способствуют нестандартные формы работы на уроках и во внеурочной деятельности.

В настоящее время возросла потребность связи математики и различных жизненных ситуаций. И необходимо использовать в своей педагогической практики разнообразные формы проведения уроков, позволяющих донести различные знания до студентов как можно интереснее, доступнее, разнообразнее и главное с пользой. Одним из таких уроков является урок – проблема с дальнейшим обсуждением вопроса и беседой со студентами. Такую форму урока можно использовать как средство обучения, воспитания, развития студентов и формирования активной жизненной позиции.

Литература

  1. Аристов, В. Н. Психофизиологические основы развития интеллекта у студентов / В. Н. Аристов, Е. Ю. Тюменцева, В. Л. Штабнова // В мире науч. открытий. - 2013. - № 7.2 (43). - С. 131-145.
  2.  Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика : учеб. для вузов / Л. Ф. Бурлачук. - СПб. : Питер, 2003. - 351 с.
  3. Епифанцев, А. А. Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной деятельности. Средства физической культуры в регулировании работоспособности / А. А. Епифанцев. - Краснодар, 2005.
  4. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во «Ин-т практической психологии». 1996. 6. 9. 9. Платонов К.К. Проблемы способностей. М., Наука, 1972. 7.
  5. Платонов К.К. Психологический практикум. М., Высшая школа, 1980, 166 с. 8.
  6. Сайдаматов Ф. Р. Развитие творческих способностей студентов в процессе профессиональной подготовки // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 374-375. — URL https://moluch.ru/archive/43/5182/
  7. Хуторский А.В. «Развитие творческих способностей», 2000 г 
  8. Егорова  О.А.  Развитие  творческих  способностей  студентов  в  процессе  изучения  дисциплины

«Математика»  в  средних  профессиональных  образовательных  учреждениях//О.А.  Егорова//

Проблемы  и  перспективы  развития  образования:  материалы I I международной  науч.конф. -Пермь: Меркурий, 2012. -с.126-3.

  1. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний.М.: МГУ,1995-234с
  2.  Ушинский К.Д. Пед. сочинения.-в 6т. Т.5/Сост.С.Ф.Егоров.-М.:Педагогика,1990-528с

                                                                                                     Приложение 1

«Креативное поле» Д.Б.Богоявленской;

Особенностью данной методики являются следующие принципы:

отсутствие потолка и  выход за пределы заданного.

Методика проведения эксперимента состоит из двух этапов: предварительное обучение, в ходе которого испытуемым усваиваются общие правила и некоторые приемы решения данного типа задач и, собственно, сам эксперимент: решение 12 задач, что занимает около часа. Результаты эксперимента заносятся в специальную таблицу. В таблице отмечаются приемы, использованные испытуемым при решении задачи по следующим правилам:

- Приемы, которые зависят от количества решенных задач, располагаются выше.

- Приемы, вероятность использования которых в данной задаче больше - ниже.

- Приемы с большим кругом обобщения - выше.

В конечном итоге испытуемые классифицируются на три категории по уровню интеллектуальной активности:

1) СТИМУЛЬНО-ПРОДУКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ интеллектуальной активности: решение задачи при помощи гипотез и находок. Испытуемого относят к стимульно-продуктивному уровню если при добросовестной и энергичной работе он остается в рамках первоначально найденного способа решения. Этот уровень характеризуется отсутствием "познавательного интереса" и инициативы. Как будет видно из нижеизложенного, интеллектуальная активность зависит от личностных качеств, независимо от интеллектуальной базы. Поэтому высокая научно-техническая подготовка без соответствующего нравственного развития ведет к прагматизму и профессиональной узости.

2) ЭВРИСТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ интеллектуальной активности: открытие закономерностей эмпирическим путем. Имея надежный способ решения, испытуемый анализирует состав, структуру своей деятельности, что приводит к открытию новых, оригинальных способов решения. Это оценивается самим испытуемым как "свой способ" и позволяет ему в дальнейшем лучше справляться со следующими задачами.

3) КРЕАТИВНЫЙ УРОВЕНЬ интеллектуальной активности, уровень теоретических открытий: создание теории и постановка новой проблемы. Обнаруженная закономерность становится самостоятельной проблемой, ради которой испытуемый готов даже прекратить предложенную ему в ходе эксперимента деятельность. При этом часто испытуемые выходили на креативный уровень после решения всего нескольких задач - характерная черта теоретического мышления - способность вскрывать существенное путем анализа единичного объекта. Немаловажная особенность этого уровня - самодостаточность, равнодушие к внешней оценке. Далеко не всегда успех в профессиональной деятельности свидетельствует о креативном уровне интеллектуальной активности. Многие известные ученые обладали эвристическим уровнем активности. Например Рентген открыл Х-лучи, Бойль - обратную пропорциональность объема и давления в газе и эти явления были названы их именами, но теоретическое осмысление этих явлений принадлежит другим ученым.

     

                                                                                               Приложение

В аптечной практике для измерения массы вещества используют весы ручные аптечные типа ВР – 1, ВР -5, ВР – 20 и ВР – 100. Вещества массой от 50 г и жидкие лекарственные вещества отвешивают на  технических настольных весах или весах лабораторных (весы Мора). Весы должны обладать определенными метрологическими свойствами, обеспечивающими точность дозирования: устойчивость, чувствительность, верность и постоянство показаний.

Устойчивость – способность весов, выведенных из состояния равновесия, возвращаться в исходное положение после нескольких колебаний.

Точность (верность) – свойство весов показывать правильные соотношения между массой взвешиваемого тела и массой гирь.

Чувствительность – способность весов показывать минимальную разницу между массами взвешиваемого тела и гирь.

Постоянство показаний – способность весов показывать одинаковые результаты при многократных взвешиваниях одного и того же тела в одних и тех же условиях.

 Для дозирования больших количеств порошков используют ложку – дозатор. В качестве мер массы при взвешивании на весах используют гири различной величины и формы, набор которых носит название разновеса.

Для дозирования жидкостей по объему используют мерные колбы, стаканы, цилиндры, бюретки и пипетки.

Обозначения масс:

0,1 – один дециграмм

0,01 – один сантиграмм

0,001 – один миллиграмм

0,0001 – один децисантиграмм (один промилли)

0,00001 – один сантимиллиграмм

0,000001 – один микрограмм

                                                    Таблица 1. Обозначения разновеса:

Сотые доли грамма

Десятые доли грамма

                                     

                              один сантиграмм

     0.01

один дециграмм

           0,1

          два сантиграмма

          0,02

______________________________________

                                  пять сантиграмм

           0,05

                         два дециграмма

         0,2

_________________________________________

                              пять дециграмм

         0,5

весы                            весы2

 

Рис. 1. Весы аптечные ручные (в разоб-

ранном виде):                                                                   Рис. 2. Положение пальцев левой руки

1 – обоймица; 2 – кольцо; 3 – стрелка;                                при взвешивании на весах типа  ВР.

4 – коромысло; 5 - чашки      

 

Тема:  Дозирование в технологии лекарственных форм                             Приложение № 1                                                                                                       

Контроль исходного уровня знаний.    Контрольные вопросы:

  1. Какие способы дозирования применяют в технологии изготовления лекарственных форм?
  2. Что значит дозирование по массе и какие средства для этого используют?
  3. От каких факторов зависит точность дозирования по массе?
  4. Какими метрологическими свойствами должны обладать весы?
  5. Для чего предназначены весы ручные аптечные?
  6. Что значит дозирование по объему и какие средства для этого используют?
  7. От каких факторов зависит точность дозирования по объему?
  8. Каковы правила отмеривания жидкостей?
  9. В каких случаях и с помощью чего осуществляют дозирование каплями?
  10. Что собой представляет стандартный  каплемер?
  11. Какие виды аптечной тары бывают, для чего они используются?

Тема: Дозирование в технологии лекарственных форм                            Приложение №  2                                                                  

Индивидуальные задания для выполнения:

  1. Изучить устройство весов ручных аптечных, зарисовать основные детали (рис.1).
  2. Записать в дневник алгоритм уравновешивания весов ручных, настольных технических.
  3. Проверить устойчивость весов аптечных ручных.
  4. Проверить постоянство показаний ручных весов.
  5. Познакомиться с разновесом, зарисовать обозначения гирь (табл.1).
  6. Записать в дневник обозначения масс.
  7. По указанию преподавателя взвесить на ручных весах указанную массу лекарственного вещества.
  8. Изучить устройство аптечной бюретки с двухходовым краном.
  9. Отмерить с помощью мерной посуды обозначенный преподавателем объем жидкости.
  10. Законспектировать в дневник методику калибровки нестандартного (эмпирического) каплемера (глазной пипетки).

11. Провести калибровку глазной пипетки, колбы.

Тема:  Дозирование в технологии лекарственных форм                             Приложение № 3   

                                                                             

        АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ

Что делать?

Как делать?

Контроль

1.Изучить устройство весов ручных аптечных

1.Используя имеющийся в лаборатории разобранный вариант весов, найти основные части: коромысло с двумя грузоподъемными и одной опорной призмой, обоймицу со стрелкой, сережки, кольцо, чашки, нитки.

Зарисуйте основные детали, обозначив их.

1.Сравнить комплект разобранных весов с их описанием (рис. 1).

2. Научиться перевязывать весы ручные (уравновешивать)

2. Отрезать шелковую нитку, равную двойной длине коромысла, на одном конце завязать узел. Свободный конец продеть в отверстие чашки так, чтобы узел остался снаружи, затем продеть в кольцо сережки и в другое отверстие чашки, завязать снаружи узел. Отрезать вторую нитку в полторы длины коромысла, завязать узел на одном конце. Свободный конец продеть в третье отверстие чашки, затем в кольцо сережки, обернуть вокруг всех ниток, сделав петлю, завязать узел.

 При перевязке второй чашки поступить аналогично.

2. При перевязке обратить внимание на то, чтобы:

- длина всех ниток была одинакова

- номера чашек на донышках и плечах коромысла совпадали

- расстояние от плечей коромысла до чашек было не меньше ¾ всей длины коромысла.

3. Научиться правильно держать ручные весы.

3. Весы держат левой рукой. При этом кольцо зажимают большим и указательным пальцами (рис. 2). Стрелка в обоймице свободно покачивается, находясь в строго вертикальном положении.

3. Весы держат левой рукой, а правой добавляют взвешиваемое вещество. Лицевой стороной весов является сторона коромысла с подписями.

4. Проверить устойчивость весов.

4. Вывести весы из состояния равновесия, слегка коснувшись чашки весов. Подсчитать количество колебаний стрелки весов до возвращения ее в состояние равновесия (покоя).

4. Если стрелка сделала 4 -6 колебаний, то весы устойчивы.

5. Проверить постоянство показаний.

5. Уравновесить массу тела на ручных весах с массой гири. Взвешивание повторить 3 раза, фиксируя каждый раз массу гирь.

5. Если масса взвешиваемого тела все 3 раза одна и та же, то весы обладают постоянством показаний.

6. Как подобрать и подготовить весы к работе?

6. В соответствии с массой взвешиваемого тела следует выбрать весы, у которых минимальная и максимальная нагрузка соответственно не больше и не меньше массы тела. Перед работой весы протереть чистой салфеткой, смоченной спирто-эфирной смесью,  убедиться в их равновесии в ненагруженном виде. Под правую чашку положить лист чистой бумаги.      

6. На ручных весах ВР-1 нельзя взвешивать тела массой менее 0,02 г и более 1,0. На весах ВР-5 – массой менее 0,1 и более 5 г.

7. Отвесить лекарственное вещество на ручных весах.

7. На левую чашку весов поместить соответствующий разновес. На правую чашку с помощью капсулаторки или из штангласа насыпать массу лекарственного вещества. Если перевешивает левая чашка – необходимо добавить лекарственное вещество; если перевешивает правая чашка – необходимо убрать лекарственное вещество до уравновешивания весов.

7. Если стрелка находится в обоймице, значит отвешивание проведено точно. Допускается отклонение стрелки на 5 градусов.

Не допускать потерь лекарственных веществ за счет небрежности!

8. Отвесить лекарственное вещество на  весах технических настольных.

8. На чашки весов поместить одинаковые емкости для взвешивания, в емкость на правой чашке поместить воронку. При необходимости уравновесить весы, поместив на левую чашку специальный стаканчик с мелкой охотничьей дробью или крупным песком. На левую чашку поместить разновес, на правой чашке добавлять жидкое вещество аккуратно, небольшими порциями до тех пор, пока стрелки не встанут друг против друга. При взвешивании сыпучих веществ на обе чашки помещают одинаковые листы бумаги. При взвешивании штанглас держат этикеткой вверх. Подсчет массы гирь проводится в начале взвешивания и по его окончании.

8. Не рекомендуется производить уравновешивания путем подбора гирь. Взвешивание производят осторожно, не проливая жидкость, не рассыпая порошок. Чашки весов, стрелки перед взвешиванием и после него чистые.

Отмеривание

9. Изучить устройство аптечной бюретки с двухходовым краном,  правила работы с ней.

9. Аптечная бюретка с двухходовым краном (рис. 3) состоит из питающего сосуда с жидкостью, питающей трубке, по которой жидкость сливается,  собственно бюретки, проградуированной в миллилитрах, в которую наполняется жидкость, соединительных резиновых трубок, крана наполнения и слива, с одной стороны окрашенные в красный цвет. При наполнении кран поворачивают окрашенной стороной вниз, при сливе – вверх. После достижения мениском заданного деления шкалы бюретки к спускному крану подносят флакон или другую емкость и переливают жидкость. Окончания стекания жидкости ждут 3 с. После закрытия крана рекомендуется  открыть его через 5 с для слива стекшей со стенок бюретки жидкости.

9. Не допускается отмеривание жидкости по разнице уровней бюретки, пипетки. Жидкость набирают точно до уровня, соответствующего заданному объему.

10. Научиться отмеривать жидкость с помощью цилиндра, мерной колбы.

10. Объем цилиндра или колбы должен быть близок к отмериваемому объему. Уровень отмериваемой жидкости должен быть на уровне глаз. Неокрашенные жидкости отмеривают по нижнему мениску, окрашенные – по верхнему (рис. 5).

10. Цилиндр должен стоять вертикально, без наклона. Запрещается отмеривать жидкость по разнице делений шкалы цилиндра.

11. Провести калибровку эмпирического каплемера.

11. На весах взвесить массу пустого бюкса. Затем из глазной пипетки в бюкс откапать 20 капель настойки, например, ландыша, взвесить, массу записать. Аналогичные  действия произвести 5 раз. Затем найти среднюю массу 20 капель. Пусть она будет равна 0,31. Тогда:

0,31 г – 20 капель

   1 г – х                 х = 64 капли

Следовательно, в 1 г настойки ландыша содержится 64 нестандартных капли. По таблице ГФ Х (стр. 996) находим, что в 1 г настойки ландыша содержится 56 стандартных капель.

56 станд.кап. (1 г) – 64 нестанд.кап. (1 г)

  1 станд. капля     – х   нестанд. капель

   Х = 1.1 нест. кап.

По таблице капель находим, что в 1 мл настойки ландыша содержится 50 станд. кап.

1 ст. к. – 1,1 нест.к.

50 ст.к – х нест. к;     х = 55 нест.кап.

Следовательно, в 1 мл настойки ландыша содержится 55 нестандартных капель. Значит в 0,1 мл будет содержаться 5,5 нест. кап.:

1 мл – 55 ст. кап.

0,1 мл – х           х = 5,5

Глазная пипетка прикрепляется к штангласу, из которого производилось откапывание настойки ландыша, флакон снабжается этикеткой:

           Tinctura Convallariae

1 ст. капля –  1,1 нест. капли

   0,1 мл      – 5,5 нест. капли

11. Соблюдать особую тщательность при подсчете капель и определении их массы. Глазная пипетка при откапывании капель должна находиться в строго вертикальном положении. Сливной конец пипетки должен быть целым. Новую пипетку калибруют для той жидкости, которую будут дозировать с помощью данной пипетки.

Ситуационная задача. Алгоритм решения.

Условие: Сколько настойки ландыша нужно отмерить эмпирическим каплемером, если в одном рецепте выписано 0,2 мл препарата, в другом – 9 капель?

Решение: После калибровки нестандартного каплемера рассчитали, что в 0,1 мл настойки ландыша содержится 5,5 нестандартных капель, а 1 стандартная капля соответствует 1,1 нестандартных капель.

  1. Находим, сколько нестандартных капель соответствует 0,2 мл препарата:

0,1 мл – 5,5 нестанд. капель

0,2 мл – х,

Отсюда х = 0,2 х 5,5 ; х = 11 капель

                        0,1        

2) Находим, сколько нестандартных капель соответствует 9 стандартным:

            1 станд. капля  – 1,1 нестанд. капель

            9 станд. капель – х

                Х = 9,9 ~ 10 капель

Ответ: 11 капель, 10 капель.

                 Решение ситуационных задач.

Используя этикетку предварительной калибровки эмпирического каплемера, рассчитать:

  1. Сколько настойки валерианы следует отмерить нестандартным каплемером, если в одном рецепте выписано 0,45 мл препарата, в другом – 30 капель?
  2. Сколько настойки мяты следует отмерить нестандартным каплемером, если в одном рецепте выписано 0,3 мл препарата, в другом – 10 капель?
  3. Сколько настойки ландыша следует отмерить нестандартным каплемером, если в одном рецепте выписано 0,2 мл препарата, в другом – 12 капель?
  4. Сколько настойки пустырника следует отмерить нестандартным каплемером, если в одном рецепте выписано 0,3 мл препарата, в другом – 8 капель?
  5. Сколько настойки элеутерококка следует отмерить нестандартным каплемером, если в одном рецепте выписано 0,4 мл препарата, в другом – 7 капель?
  6. Сколько настойки календулы  следует отмерить нестандартным каплемером, если в одном рецепте выписано 0,25 мл препарата, в другом – 15 капель?
  7. Сколько настойки валерианы следует отмерить нестандартным каплемером, если в одном рецепте выписано 0,5 мл препарата, в другом – 20 капель?
  8. Сколько настойки мяты следует отмерить нестандартным каплемером, если в одном рецепте выписано 0,6 мл препарата, в другом – 10 капель?
  9. Сколько настойки пустырника следует отмерить нестандартным каплемером, если в одном рецепте выписано 0,35 мл препарата, в другом – 15 капель?
  10. Сколько настойки календулы следует отмерить нестандартным каплемером, если в одном рецепте выписано 0,2 мл препарата, в другом – 20 капель?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способно ли дифференцированное обучение помочь в развитии интеллектуальных способностей обучающихся.

Как я применяю дифференцированное обучение на уроках  "Технологии изготовления швейных изделий"....

ПРОГРАММА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

ПРОГРАММАПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ...

Методическая разработка "Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в сво...

Программа по развитию творческих способностей обучающихся на занятиях творческого объединения "Батик"

Программа по развитию творческих способностей обучающихся на занятиях творческого объединения "Батик"...

программа по развитию творческих способностей

развитие творческих способностей обучающихся...

Повышение эффективности урока, развитие интеллектуальных способностей учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий в сочетании с освоением наиболее рациональных технологий

В настоящее время педагог должен не только отслеживать и изучать стремительно происходящие изменения в профессиональной отрасли, но и осваивать современные педагогические технологии, что обусловлено и...

Программа по развитию интеллектуальных способностей обучающихся

Цель программы: положительное изменение в интеллектуальном развитии обучающегося (развитие памяти, мышления, восприятия, внимания, и др.).Задачи программы:1.поддержать высокий уровень интереса и позна...