Методическая разработка "Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста"
методическая разработка

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_intellekta.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

«Развития интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста»

Интеллект — сложное интегральное образование, включающее разные познавательные процессы и функции (мышление, память, внимание, воображение, речь) в их взаимосвязи. П. Я. Гальперин

Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка, и поэтому наиболее ответственный. На данном этапе закладываются основы всех психических процессов и личностных качеств ребенка. В связи с этим столь важно развитиепсихических процессов именно в дошкольном возрасте для дальнейшего успешного школьного обучения детей и самореализации их во взрослой жизни.

Это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ его индивидуальности.

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Педагоги и психологи утверждают, что интеллектуальное развитие человека на половину завершается уже к четырем годам, а к восьми – еще на треть. Доказано, что интенсивное развитие интеллекта в дошкольном возрасте повышает процент обучаемости детей в школе. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности.

Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребёнка. Обучение лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном виде деятельности- игре. В процессе игры развиваются функции планирования, умение анализировать результаты, воображение и др. Основная особенность развивающих игр определена их названием. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, замечательна тем, что в ситуации игры ребёнку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действий. Ребёнок, увлечённый привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, требующими перестройки его представлений и познавательной деятельности. Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет преобразовать образовательную деятельность: перейти от обычных занятий к игровой деятельности, организованной взрослыми или самостоятельно.

Развивающие игры создают своеобразный микроклимат для развития математических представлений дошкольника. Дети учатся анализу, сопоставлению, сравнению связанных между собой понятий и действий, выяснению сходства и различия в рассматриваемых фактах, развитию умения делать простейшие выводы и обобщения. У ребёнка формируются умения последовательно излагать свои мысли, включаться в разнообразную совместную познавательную деятельность, использовать математические знания для решения конкретных жизненных проблем, взаимодействовать со взрослыми и другими детьми в ходе выполнения заданий, внимательно слушать, объяснять свои действия при выполнении математических упражнений.

Сегодня я хочу представить вашему вниманию развивающие игры математического содержания педагогов – новаторов Б. П. Никитина, Дж. Кюизинера и З. Дьенеша, В.В Воскобовича. Опыт их работы был представлен в середине XX века. На сегодняшний день их работы не потеряли актуальности и положительно влияют на саморазвитие ребёнка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль. В процессе моделирования ребёнок замещает конструкцией из палочек и кубиков реальный предмет с помощью творческого воображения.

Работа с детьми строится на следующих принципах:

  • Работа в зоне ближайшего развития ребёнка (по Л.С. Выгодскому)
  • Комплексность занятий (сочетание методов двигательного, когнитивного и эмоционально-личностного развития дошкольников)
  • Подбор адекватных по качеству и сложности заданий в соответствии с возрастными возможностями детей;
  • Выстраивание заданий в чёткой последовательности (от простого к сложному);
  • Предоставление оптимальной помощи с постоянным её сокращением в зависимости от успехов детей;
  • Эмоциональное вовлечение детей в процесс взаимодействия между собой и взрослыми;

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ “ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА”

Джордж Кюизенер — бельгийский педагог- математик, разработал уникальную методику обучения детей математике с помощью цветных палочек, их ещё называют цветные числа

Цветные палочки представляют собой 10 различных по цвету и величине параллелепипедов, выполненных из дерева или пластика.

Существуют разные варианты и модификации наборов палочек. Они могут отличаться цветовой гаммой, но в каждом из наборов существует одно и то же правило: палочки одинаковой длины окрашены в один и тот же цвет и обозначают одно и то же число.

Близкие по цветам палочки объединяются в семейства или классы. Например, красная палочка обозначает число 4, бордовая 8, розовая 2 — все эти палочки можно отнести к семейству чисел кратных 2; семейство синих палочек кратно 3, жёлтых — 5, чёрных — 7. Белая палочка имеет форму куба со стороной 1см. Она укладывается по длине каждой палочки целое число раз и является условной меркой для определения состава числа из единиц.

Выполняя задания с палочками, дети осваивают:

  • Состав числа из единиц, из двух меньших чисел;
  • Прямой и обратный счёт;
  • Порядковый счёт, понятие «между»
  • Знакомятся с понятием цвета (различать цвета, классифицировать по цвету)
  • Осваивают пространственные отношения (слева, справа, короткий, длинный, длиннее, короче; выше, чем; ниже, чем).
  • Развивают логическое мышление, память, внимание, мелкую моторику

Работать с комплектом палочек можно как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости, в зависимости от поставленных задач.

Цветные палочки Кюизенера изначально были рекомендованы как средство для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, но в процессе работы с палочками выявился более широкий диапазон их применения в различных видах деятельности.

Сенсорное развитие.

В процессе работы с цветными палочками у детей развивается способность сравнивать предметы по цвету, форме, величине; определять их место положения в пространстве, развивается глазомер, уточняются и закрепляются знания об основных цветах и их оттенках.

Примерные задания:

- Назови, какого цвета самая длинная (короткая) палочка.

-Какой формы белая (голубая, оранжевая) палочка.

-Выложи все красные палочки слева от себя, а голубые — справа.

- Какого цвета палочки длиннее (короче) фиолетовой.

- Выложи все палочки в ряд в порядке убывания. Какого цвета палочка стоит между…

Развитие познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности.

При конструировании из палочек у детей развивается умение устанавливать связь между создаваемыми конструкциями и реальными объектами окружающего мира.

Моделирование из палочек по замыслу даёт детям возможность путём проб, сравнений, обследовательских действий самостоятельно подбирать нужный материал. Дети учатся выдвигать предположения и самостоятельно их проверять, осуществляя практические и мыслительные действия.

Примерные задания:

-Выложи из любых палочек мебель для куколки.

-Выложи разные машины, самостоятельно подбирая палочки.

-Выложи коврик для собачки из любых палочек.

-Выложи из палочек любых животных.

Формирование элементарных математических представлений.

Использование цветных палочек Кюизенера позволяет развивать у дошкольников представления о числе на основе счёта и измерения; формировать осознание соотношений «больше — меньше»«больше — меньше на…»; формировать умение делить целое на части; находить состав числа из единиц и двух меньших чисел; упражнять в порядковом и количественном счёте; измерять объект условной меркой. Развивается умение различать и называть геометрические фигуры; происходит ознакомление с пространственными отношениями (слева, справа, вверху, внизу и т. д.)

Примерные задания:

-Белая палочка обозначает число 1. Положите под розовой палочкой столько белых, чтобы их края уравнялись. Сколько белых палочек уместилось под розовой, такое число и будет обозначать розовая палочка. Самостоятельно определите числовое значение жёлтой палочки (голубой, красной и т. д.).

-Разложите карточки с цифрами по порядку. Положите к каждой цифре палочку соответствующую данному числовому значению.

-Я назову число, а вы покажите соответствующую палочку (и наоборот).

-Разложите палочки в порядке убывания (от самой длинной к самой короткой).

-Сосчитайте сколько всего палочек. Назовите, которая по счёту красная палочка (синяя, оранжевая и т. д.).

-Выложите из палочек треугольник, ромб, квадрат, многоугольник и т. д.

-Разложите палочки на листе так: в левый верхний угол положите синюю палочку, в верхний правый угол — красную, в левый нижний угол — розовую, в правый нижний — фиолетовую. Белую палочку положите на середину листа.

Предметный мир.

Используя палочки Кюизенера как мозаику или конструктор, дети могут создавать конструкции различных предметов, а также предметов по лексическим темам, чтоспособствует усвоению видовых и родовых представлений.

Развитие речи.

Палочки Кюизенера позволяют упражнять детей:

В использовании сравнительных прилагательных: длинный, длиннее, самый длинный; короткий, короче, самый короткий.

В построении предложно-падежных конструкций.

В употреблении порядковых и количественных числительных.

В запоминании и назывании основных цветов и их оттенков.

На приведённых примерах мы убеждаемся, что дидактическое пособие «Цветные палочки» Кюизенера универсально и может использоваться в различных видах деятельности. Оно соответствует современным требованиям дидактики и позволяет успешно решать программные задачи.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ “БЛОКИ ДЬЕНЕША”

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Каждый ребенок хочет одного – играть. Десятки развивающих методик совмещают обучение и игру. Через игру действует и система Дьенеша.

З. Дьенеш считал, что только задействуя творческий потенциал ребенка, можно привить любовь к математике и добиться реальных успехов в изучении этой науки.

Золтан Дьенеш предлагает использовать для игр «логические блоки» (иногда их называют кубиками Дьенеша). Логические блоки Дьенеша — это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные, цветом (красные, желтые, синие, размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие).

Работа с логическими блоками Дьенеша знакомит детей с геометрическими фигурами, формой и размером предметов, развивает мыслительные умения (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, познавательные процессы, творческие способности. Этот универсальный дидактический материал успешно используется во всех возрастных группах.

Основная цель использования дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. Основное умение, необходимое для решения логических задач — это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, удерживать их в памяти.

У игр и упражнений есть три варианта сложности.

  • Так, вначале малыши пробуют оперировать одним свойством (например, среди нескольких фигур следует найти все круглые,
  • на следующем этапе осваиваются 2 свойства (нужно, к примеру, выложить цепочку из блоков, чтобы каждая последующая фигура была такой же по цвету, но не такой же по форме,
  • третий вариант – классификация блоков по трем свойствам.

Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5x5 см., на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые "рассказывают" о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

Для проведения некоторых игр и упражнений можно дополнительно использовать вспомогательный материал — игрушки-персонажи, обручи, веревочки и пр.

Помимо самих блоков, существуют всевозможные альбомы и пособия для всех возрастных групп.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР

Б. П. НИКИТИНА

Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями.

Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей из конструктора-механика и т. д. В своих книгах Никитин предлагает развивающие игры с кубами, узорами, рамками и вкладышами Монтессори, уникубом, планами и картами, квадратами, наборами «Угадайка», таблицами сотни, «точечками»«часами», термометром, кирпичиками, кубиками, конструкторами.

Игра Сложи узор. Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все шесть граней каждого кубика окрашены в четыре цвета. Это позволяет составлять из них одно-, двух-, трех- и даже четырехцветные узоры в любом количестве вариантов. Сами узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия.

В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий. Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставится обратная задача: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье — придумывать новые узоры из девяти или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу. Используя разное число кубиков и разную не только по цвету, но и по форме (квадраты и треугольники) окраску кубиков, можно изменять сложность заданий в достаточно широком диапазоне.

В этой игре хорошо развивается способность детей к мыслительным операциям и умению комбинировать. Самые простые узоры-задания складываются из четырех кубиков, их можно давать малышам начиная с 1—1, 5 лет. Усложнение узоров происходит постепенно, но эта постепенность, конечно, относительна, и переход от одноцветных граней к двуцветным — очередная ступень в уровне сложности.

ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО – ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Сказочные лабиринты игры» В.В. ВОСКОБОВИЧА

В основе методики В. Воскобовича лежит игра, его игры не просто кадраты, треугольники, шнурочки, а волшебные льдинки и чудо –цветики. Игра всегда познавательна: несёт новое знание, формирует навыки, тренирует память, внимательность, мелкую моторику и т.д. Принцип технологии Воскобовича: интерес-познание – творчество. Развивающие игры Воскобовича характеризуются тем, что содержат готовый игровой замысел, материал и правила. Каждую развивающую игру сопровождает увлекательная сказка, которая помогает ребёнку быстрее запомнить цифры, буквы или формы. В сюжете малыш помогает героям, выполняя различные задания и упражнения. В каждой сказочной области Фиолетового леса есть свои сказочные герои. Сказки — задания и их добрые герои- мудрый Ворон Метр, храбрый малыш ГЕО, умудрённый опытом Паук Юк, забавный Магнолик – сопровождая ребёнка в игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.

Развивающие игры Воскобовича способствуют:

  • Эффективному развитию психических процессов. Постепенное усложнение игр позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности;
  • Творческому развитию детей. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребёнка, создаёт условия для его личностного развития;
  • В каждой игре интегрируются все образовательные области, решаются задачи развития ребёнка, но происходит это легко в игровой форме;

В старшей группе «Одуванчик» (воспитатель Михачик Н.В) создан интеллектуально- игровой центр «Фиолетовый лес» населённый персонажами сказок и разнообразными игровыми материалами, который всё время пополняется новыми играми.

Вывод:

Мы можем сделать вывод, что развивающая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, самостоятельнойигровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребёнка.

  • Развивающие игры могут дать «пищу» для развития творческих способностей с самого раннего возраста;
  • Их задания-ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей;
  • Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации студентам по предмету: "Теоретические и методические основы музыкального образования детей дошкольного возраста"

Методические рекомендации предназначены для изучения таких разделов дисциплины, как: Виды музыкальной деятельности дошкольников (музыкально-образовательная, творческая и исполнительская деятельность, ...

теоретические и методические основы игровой деятельности детей дошкольного возраста

Театрализованные игры в детском саду: их своеобразие и воспитательная ценность………………………………………&h...

"Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством методики Карла Орфа"

Выступление из опыта работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста по системе Карла Орфа....

Самообразование Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФГОС».

МБДОУ «Детский сад №8»СамообразованиеТема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФГОС».Вос...

Отчет по самообразованию на тему: «Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста с РАС».

Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитии детей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления п...

Методические рекомендации по обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения

Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.Главная цель воспитательной работы по ...

Восприятие - как необходимая часть художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста

Изобразительная деятельность (ИД) дошкольника- один из видов продуктивной деятельности, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоят...