Роль латинского языка в работе среднего медицинского персонала
статья
Целью данной работы является показать востребованность знания латинского языка в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала. Данное исследование основано на анализе анкетирования медицинских работников, фармацевтов в лечебных учреждениях и аптеках г. Энгельса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_latinskogo_yazyka_v_rabote_srednego_meditsinskogo_personala.docx | 24.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль латинского языка в работе среднего мед. персонала.
Цель: целью данной работы является показать востребованность знания латинского языка в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала. Данное исследование основано на анализе анкетирования медицинских работников, фармацевтов в лечебных учреждениях и аптеках г. Энгельса.
В современном мире любой образованный человек должен разбираться в бесконечном множестве терминов, которые встречаются как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Особенно это актуально для медицинских профессий.
Основы современной медицинской латыни были заложены еще в далекой древности. Первые труды по медицине были созданы древними греками и римлянами. В эпоху расцвета Римской Империи латинский язык стал официальным языком политиков, дипломатов, философов, медиков.
Важно отметить, что именно в это время закладываются основы современной медицинской научной терминологии. Выдающиеся открытия в медицине, сделанные в 17— 19 веках, описаны на латинском языке.
К примеру, Вильям Гарвей, английский ученый и врач, впервые в мире описал большой и малый круг кровообращения в своем труде «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных».
Швейцарский физиолог Альбрехт фон Галлер выпустил в свет анатомический атлас в 8 томах на латинском языке.
Николай Иванович Пирогов – знаменитый русский хирург, создал труд по топографической анатомии.
Академик Иван Петрович Павлов написал послание к молодежи «Аd juventutem epistola». (ад ювентутем эпистолая)
Исследования в области медицины способствовали систематизации знаний по анатомии, физиологии, обобщению трудов по лекарственным растениям. Каждый день врачи, медсёстры, фармацевты используют латинский язык при классификации болезней, написании рецептов, описания лекарственных препаратов, составлении истории болезни. В наше время значения языка также не утрачено.
Существует несколько причин, по которым все медицинские науки базируются на использовании латыни.
Первая причина, это - универсальность. В отличие от других языков латинский язык всегда дает точную классификацию и определение болезни, понятное всем специалистам.
Вторая причина это - ёмкость и лаконичность латинского языка. Одним словом можно передать то, что в других языках обозначается несколькими словами. Например: русское словосочетание «воспаление поджелудочной железы» на немецком языке звучит как Entzundung der Bauchspeicheldruse, а на латыни - pancrеаtitis.
Латынь четко структурирована: части слова латинского языка (приставки, корни, суффиксы) сохраняют одинаковое значение в разных словах. Клинические термины имеют сложную структуру, которую легко понять, владея знаниями об отдельных элементах.
Следующая причина - систематичность – благодаря логике и наличию суффиксов и приставок с четким значением, возможности латыни для классификации и описания болезней практически безграничны.
Пример: существительные, у которых к основе наименования органа, ткани или системы организма прибавлен суффикс «-itis» являются названиями воспалительных процессов: gastritis-воспаление слизистой желудка, tonsillitis –воспаление миндалин
Неизменность. Несмотря на то, что и древнегреческий, и латинский языки считаются мёртвыми, ведь народов, говорящих на них больше нет, латинскими и латинизированными греческими словами пользуются все языки во всех областях жизни, напримерa: аqua – вода, spiritus – спирт, automatos - автомат
Поэтому я никогда не перестаю удивляться стройности, логичности и неизменности этого языка.
Знание латинского языка имеет большое значение в работе медицинского специалиста среднего звена, поскольку помогает сознательно усваивать и понимать медицинские термины латино-греческого происхождения, с которыми он встречается и пользуется в своей практике.
В связи с этим нами было проведено анкетирование в нескольких группах респондентов. Контингент респондентов: операционные, постовые, участковые медсёстры, фельдшеры скорой медицинской помощи, фармацевты. В совокупности опрошено 50 человек. Результаты представлены в табл. 1—5.
Сейчас я хочу ознакомить вас с результатами проведенного анкетирования.
При ответе на первый вопрос анкеты «Пользуетесь ли вы латынью в своей практике?» большинство (87%) ответили, что пользуется знаниями латинского языка ограниченно. При этом результаты по группам показали, что в основном средний медицинский персонал использует фармацевтическую и клиническую терминологию.
Нам было интересно уточнить, какой из разделов для опрашиваемых групп наиболее важен. Анализ результатов показал, что для операционных и участковых мед.сестер более актуальна анатомическая терминология, а для всех остальных групп важна клиническая и фармацевтическая терминология. Эти результаты указывают на специфику профессиональной деятельности респондентов.
Следующее, что мы хотели выяснить – каким образом опрашиваемые совершенствуют свои знания латинского языка и считают ли, что это необходимо делать. На это были даны следующие ответы : более половины использует интеренет- ресурсы и научную литературу, и все 100% респондентов считают необходимым повышать свои знания.
Подводя итог, можно утверждать, что
В заключении хотелось бы сказать, что
Изучение латинского языка имеет большое значение в подготовке медицинского специалиста среднего звена, так как помогает сознательно усваивать и понимать медицинскую терминологию.
Знание латинского языка формирует терминологически грамотного специалиста, повышает его профессиональную языковую культуру и образованность.
Пока жива медицина, латынь будет жить вместе с ней, вопреки теории «мертвого языка».
Таблица №1. Пользуетесь ли вы латынью в своей практике?
Специалист | Пользуюсь широко | Пользуюсь ограниченно | Не пользуюсь |
Средний медицинский персонал | 13% | 87% |
Таблица №2. Каким разделом латинского языка вы чаще всего пользуетесь в своей профессиональной деятельности?
Специалист | Анатомическая терминология | Клиническая терминология | Фармацевтическая терминология |
Операционная м/с | 24% | 12% | 64% |
Постовая м/с | 12% | 88% | |
Участковая м/с | 10% | 10% | 80% |
Фельдшер | 16% | 82% | |
Фармацевт | 100% |
Таблица № 3. Знания какого из разделов Вы хотели бы расширить?
Специалист | Анатомическая терминология | Клиническая терминология | Фармацевтическая терминология |
Операционная м/с | 33% | 67% | |
Постовая м/с | 50% | 50% | |
Участковая м/с | 25% | 25% | 50% |
Фельдшер | 50% | 50% | |
Фармацевт | 50% | 50% |
Таблица № 4. Совершенствуете ли Вы свои знания по латинскому языку с помощью:
Специалист | Интернет ресурсы | Научная литература | Образовательные курсы | Свой вариант ответа |
Средний медицинский персонал | 48% | 30% | 15% | Конференции – 7% |
Таблица № 5. Считаете ли вы необходимым повышать свой уровень знаний в области латинского языка?
Специалист | Да | Нет |
Средний медицинский персонал | 100% |
Анкетирование
Роль латинского языка в вашей профессиональной деятельности.
- Пользуетесь ли латынью в своей практике?
а) пользуюсь широко
б) пользуюсь ограничено
в) не пользуюсь
- Какой из разделов латинского языка наиболее востребован в вашей профессиональной деятельности?
а) анатомическая терминология
б) клиническая терминология
в) фармакологическая терминология
- Знания какого из разделов Вы хотели бы расширить ?
а) анатомическая терминология
б) клиническая терминология
в) фармакологическая терминология
- Совершенствуете ли Вы свои знания по латинскому языку с помощью:
а) интернет ресурсы
б) научную литературу
в) образовательные курсы
г) свой вариант______________________________________________
- Считаете ли Вы необходимым повышать свой уровень знаний в области латинского языка?
а) да
б) нет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лабораторные методы исследования. Роль среднего медицинского персонала в проведении лабораторных исследований
Тема, раскрываемая в пособии, актуальна, так как обучение пациента правильному сбору биологического материала является одной из главных обязанностей деятельности среднего медицинского работника в любо...
Методическая разработка научно-практической студенческой конференции: "Профилактика гриппа в работе среднего медицинского персонала"
Методическая разработка создана для проведения студенческой научно-практической конференции по теме: "Профилактика гриппа в работе среднего медицинского персонала". Актуальность выбора темы ...
ЗНАЧЕНИЕ МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА МЕДИЦИНСКИХ ТЕРМИНОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА В СИСТЕМЕ СПО МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ
При подготовке будущих специалистов в области медицины большое значение, несомненно, является изучение латинского языка. Изучение латыни необходимо не для устного общения, а для того чтобы правильно о...
Иммунопрофилактика: роль среднего медицинского персонала
Иммунопрофилактика: роль среднего медицинского персонала...
Формирование информационно-коммуникационной компетентности среднего медицинского персонала в условиях медицинского колледжа
Текст выпускной кваликационной работы, представленной к защите 25 января 2019 года. Это - результат профессионального пути длиной в 15 лет. Но, если разобраться, то путь этот начался практически с рож...
Методическая разработка по теме Особенности организации работы среднего медицинского персонала в учреждениях здравоохранения сельской местности
Методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия по теме Особенности организации работы среднего медицинского пепрсонала в учреждениях здравоохравнения сельской ...