Классный час формирование толерантности у обучающихся
классный час

Гребенников Александр Петрович

Классный час формирование толерантности у обучающихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

БОУ СПО ВО «БОРИСОГЛЕБСКМЕДКОЛЛЕДЖ»

Классный час на тему:

«Воспитание толерантной личности».

Кл. руководитель

учебной группы 342Ф

 Гребенников А.П.

Борисоглебск 2021г.

Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения – одна из самых острых проблем в обществе.  Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, как он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно.                                                                                                                         Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и  свободного развития: этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям.

Объект исследования – организация воспитательного процесса в общежитии девушек.

Предмет исследования – личные взаимоотношения у студентов в процессе совместного проживания.

Гипотеза исследования. Толерантные отношения студентов представляют собой осознанные и активные связи человека с миром, с другими людьми, в основе которых лежит ненасилие, принятие и понимание другого при изначально позитивном эмоциональном отношении к нему. Поэтому  воспитание толерантных отношений у студентов будет успешным, если:

        определены сущность и содержание процесса воспитания толерантных отношений у студентов;

       выявлены основные подходы к процессу воспитания толерантных отношений у студентов;

        Что же такое толерантность?

        Определение толерантности А.Г. Асмолова и Г.У. Солдатовой видится как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия; признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований; отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения.

        Признание принципов терпения, смирения, терпимости поддерживается различными философско-этическими учениями прошлого и настоящего, например, концепция «непротивления злу насилием» Л.Н. Толстого, этикой «смирения как миропонимания» А. Швейцера, философией «терпимости как активной формой взаимодействия» Н.К. Рериха, русской православной философией веротерпимости, гуманистической психологией в работах К. Роджерса, В. Франкла, А.Г. Асмолова, Г.Л. Бардниер, С.В. Кривцовой и др.

        В концепции «непротивления злу насилием» Л.Н. Толстой терпимость отождествляет со смирением. Именно в смирении, смиренности видится ему спасение человека и человечества. «… Смиренность дает человеку благо и силу в борьбе с соблазнами. Слабейшее в мире побеждает сильнейшее; низкий и смиренный побеждает высокого и гордого… Чем выше считается человек, тем он слабее, чем ниже он о себе думает, тем он тверже и сам для себя и перед другими».  [ 7,c.333] Бесценный вклад в разработку проблемы терпимости внес А. Швейцер. Его этическое учение «Благоговение перед жизнью» иначе называют «этикой смирения». Центральная идея состоит в                                                                                                                                

том, что между миром, жизнью, моралью вместе с их идеалами, культурой существует единство. Следовательно, этика смирения, «этика благоговения перед жизнью заключает в себе все, что можно обозначить как любовь, самопожертвование, сострадание, соучастие в сорадости и стремлении». 

        

        Как считают многие ученые, ценностный критерий терпимости вытекает из того, что необходимым элементом ее является совесть. Только посредством ее человек «понимает, что добро и терпение есть всеобщая обязанность по отношению ко всем…, что оно только тогда истинно и дорого, когда вполне бескорыстно, когда мы не преследуем свои цели, но в каждом ближнем видим цель в себе», - писал С.Н. Трубецкой.                                                                                                                                Заслуживает внимание точка зрения В.В. Розанова о религиозной терпимости. Для него терпимость – это осознание ценности друг друга, «разговор на равных», признание того, что «в страданиях святость».  

          Таким образом, мы вполне согласны с мнением известных философов, психологов, педагогов гуманистов, которые утверждали, что толерантность является важнейшим условием нахождения компромиссов, преодоления конфликтов.

        Проблема толерантности и пути ее формирования.

        Проблема толерантности достаточно молода как в России, так и зарубеж

ных исследованиях. Важным фактором мирового признания необходимости изучения данной проблемы стала Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. Она провозглашает 16 ноября ежегодно отмечаемым Международным днем, посвященным толерантности. Также данная декларация дает международное определение понятию толерантности и противоположное ему - интолерантности.

Из нее следует, что «толерантность - означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой

индивидуальности.

         Толерантность делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Проявление  толерантности не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим. Толерантность означает, что каждый свободен, придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими; означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность и не могут навязывать взгляды одного человека другим.

Интолерантность - это неприятие другого человека, неготовность к сосуществованию с другими (иными) людьми; интолерантность проявляется через деструктивное, конфликтное, агрессивное поведение.

Понятие толерантности многозначно и разнообразно. В каждой культуре существует свое определение толерантности, которые во многом схожи, однако имеют некоторые отличительные черты.

            Выделяется несколько уровней толерантности:

1. Цивилизационный - отсутствие насилия в контактах различных культур и цивилизаций;

2. Международный - условия сотрудничества и мирного сосуществования государств вне зависимости от их величины, экономического развития, этнической и религиозной принадлежности их населения;

3. Этнический - терпимость к чужому образу жизни, чужим обычаям , традициям, нравам, мнениям и идеям.

4. Социальный - партнерское взаимодействие между различными социальными группами общества, его властными структурами, когда признаются необходимость такого сотрудничества и уважение позиций сторон;                                                                                                                              

5. Индивидуальный - уважение к другой личности, понимание того, что существуют взгляды, отличные от собственных.            

Толерантность выполняет следующие функции: 1) предотвращает межгрупповые и внутригрупповые конфликты, что способствует формированию и поддержанию стабильности группы; 2) создает имидж стабильной и сплоченной группы, что обеспечивает более продуктивное взаимодействие с государственными структурами, с социальными группами и организациями.

Одним из факторов формирования толерантности является приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения. Они созданы в ходе исторического развития человека и способствуют его гармоничному и равномерному прогрессу.

    Принципы и правила воспитания толерантной личности.

Принцип целенаправленности.

Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Формирование данного качества возможно только при наличии мотивации и осознания воспитуемым того, зачем ему необходимо это качество(личная цель) и осознания значимости для общества(социальная цель). Единство целей воспитателя и студента является одним из факторов успешности воспитания толерантности.

Правила:

- развитие интереса к проблеме толерантности

- развитие мотивации к самосовершенствованию и формированию у себя толерантности

- четкое определение конечного результата воспитательных воздействий

- постановка целей (дальней, конкретной и рабочей), исходя из интересов, потребностей, особенностей студентов.

Учет индивидуальных и половозрастных особенностей.

Воспитание толерантность во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т.д. При формировании толерантности следует учитывать прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности.

Правила:

                - тщательное изучение особенностей личности воспитанника;

                 - организация педагогических действий на опережение

                  (предупреждение интолерантного поведения, чтобы оно не

                   закреплялось в сознании);

                - определять методы, приемы и формы воспитания толерантности в

                  соответствии с индивидуальными и половозрастными

                  особенностями, сочетая их с самовоспитанием;

Принцип культурособразности.

В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания. Данный принцип отражается в интеграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Воспитание толерантности непосредственно связано с воспитанием умения строить свою жизнь в

соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности.

Правила:  - опираться на положительный опыт взаимодействия

                      воспитанника с миром;

                   - учитывать культурный уровень микросреды ( класс, семья,)                                                                                                      

                    - отдавать приоритет национальной культуре и этнопедагогике;

                    -  использовать потенциал культуры мира.

Принцип связи воспитания толерантности с жизнью.

Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько воспитанник осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты и последствия интолерантности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации , связанные с толерантным ( интолерантным)

взаимодействии в общении с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом.

Правила: - подготовка воспитанников к реальным взаимоотношениям  с

                     окружающим миром;

                   -  демонстрация последствий толерантности и интолерантности;

                   -  поиск способов решения, сотрудничество и диалог;

                   - возложение ответственности за свое поведение ( толерантные

                    или интолерантные действия).

Принцип уважительного отношения к личности.

Независимо от позиции воспитанника, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая позицию и мнение воспитанника,

при необходимости корреки\тируя их, мы показываем ему пример толерантного к человеку с иным взглядом на мир.

Правила:

       -организация общения с позиции педагогического такта,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               доброжелательности, ориентируясь на гуманное отношение при любых обстоятельствах.

Принцип опоры на положительные качества.

Воспитывая толерантность, необходимо поддерживать развитие, видеть в воспитуемом саморазвивающуюся  личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толерантности у подростков становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых конструктивных умений взаимодействия с людьми.

Правила:

                   -выявлять, поддерживать и развивать у воспитанников установки

                     на толерантность;

                   - создание ситуации успеха.

Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности.

Воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения воспитанника, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы.

Правила:

                   -  изучение возможностей, особенностей и потенциала

                      микросреды;

        -  опираться на возможности и уровень социальной среды;

                   - интеграция микросреды в воспитательный процесс по

                     формированию толерантности.                                                                                                                                

Принцип единства знания и поведения.

Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толерантности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном и поведенческом, составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толерантности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия.

Правила:

                      - соблюдение взаимосвязи уровней формирования

                        толерантности;

                     - перевод толерантности из области знания в область действия.

Принцип диалогичности и сотрудничества.

Диалогизация воспитательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципами воспитания толерантности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-учитель-среда, ученик-учитель-культура.

Правила:

                     - актуализация, стимулирование потребности воспитанников к

                       самовоспитанию толерантности;

                     - организация активных форм и методов воспитания

                       толерантности.

Принцип воспитывающей рефлексии.

Формируя толерантные установки и поведение необходимо создавать условия для рефлексии воспитанником  произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе.

Правила:

                  - побуждать учащихся к осмыслению и осознанию собственных

                    действий, приемов, способов деятельности.

Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениям, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения.

ФИО ____________                   уч.группа_________  Дата исследования_________

Абсолют-но не согласен

Не

согласен

Скорее не согласен

Скорее

 согласен

Согласен

Пол-ностью согласен

1.

В средствах массовой информации может быть представлено любое мнение

2.

В смешанных браках обычно больше проблем, чем в браках между людьми одной национальности

3.

Если друг предал – надо отомстить ему

4.

К жителям Кавказа станут относиться лучше, если они изменят свое поведение

5.

В споре может быть правильной только одна точка зрения

6.

Нищие и бродяги сами виноваты  в своих проблемах

7.

Нормально считать, что твой народ лучше, чем все остальные

8.

С неопрятными людьми неприятно общаться

9.

Даже если у меня есть свое мнение, я готов выслушать и другие точки зрения

10.

Всех психически больных людей необходимо изолировать от общества

11.

Я готов принять в качестве члена своей семьи человека любой национальности

12.

Беженцам надо помогать не больше, чем всем остальным, так как у местных проблем не меньше

13.

Если со мной поступают грубо, я отвечаю тем же

14.

Я хочу, чтобы среди моих друзей были люди разных национальностей

15.

Для проведения порядка необходима «сильная рука»

16.

Приезжие должны иметь те же права, что и местные жители

17.

Человек, который думает не так, как я, вызывает у меня раздражение

18.

К некоторым народам трудно хорошо относиться

19.

Беспорядок меня очень раздражает

20.

Любые религии имеют право на существование

21.

Я могут представить своим близким другом чернокожего человека

22.

Я хотел бы стать более терпимым человеком по отношению к другим

Обработка результатов

        Для количественного анализа подсчитывается общий результат.

        Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 («абсолютно не согласен» - 1 балл, «полностью согласен» - 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы («абсолютно не согласен» - 6 баллов, «полностью согласен» - 1 балл). Затем полученные баллы суммируются.

     Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22.

     Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19.

        Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням:

        26 – 60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям.

        61 – 99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях могут проявлять интолерантность.

        100 – 132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека «границ толерантности», что связано, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования).

После проведения тестирования и обработки результатов, проблемные студенты направляются к педагогу-психологу для дальнейшей консультации и возможной коррекции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирования толерантности обучающихся как средство профилактики экстремизма, жестокости, агрессивности или формирование умения строить отношения с теми , кто не похож на тебя» Социальный проект

В среде обучающихся  проявилась невосприимчивость друг  друга, которая выражается через отрицание интересов партнера, неумение разрешать конфликтные ситуации мирным путем, доминировани...

Формирование толерантности молодого педагога

Формирование толерантности молодого педагога...

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Путь к толерантности - это серьезный, эмоциональный, интеллектуальный путь, только на основе изменения себя, своего сознания, своих стереотипов. В деятельности педагога должен быть живой смысл, живое ...

Опыт работы классного руководителя по формированию толерантности обучающихся ГБОУ ЦО № 133 Невского района города Санкт-Петербурга.

Описание опыта работы классного руководителя по воспитанию толерантности среди обучающихся, на основании современных методик и технололий исследования вышеуказанной проблематики....

Опыт работы классного руководителя по формированию толерантности обучающихся ГБОУ ЦО № 133 Невского района города Санкт-Петербурга.

Описание опыта работы классного руководителя по воспитанию толерантности среди обучающихся, на основании современных методик и технололий исследования вышеуказанной проблематики....

Система классных часов, направленных на формирование навыков самоорганизации обучающихся 2 класса

В данной статье представленна теоретическая информация о том, что такое самоорганизация. Описывается такая форма организации внеурочной деятельности как классный час. Продемонстрированы формы, методы,...