Выступление на ЦМК от 12.05.2021
учебно-методический материал

Стаханова Мария Александровна

12 мая 2021 года на заседании Цикловой методической комиссии состоялось выступление с целью обмена опытом преподавателя Стахановой Марии Александровны. Тема выступления "Критическое мышление как педагогическая технология".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 1»

(ГБПОУ ДЗМ «МК № 1»)

ТРАНСЛЯЦИЯ ОПЫТА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема: Критическое мышление как педагогическая технология

Заседание цикловой методической комиссии №5

специальность 34.02.01 Сестринское дело 

преподаватель: Стаханова Мария Александровна

Москва

12.05.2021


Критическое мышление как педагогическая технология.

Критическое мышление — один из ключевых навыков XXI века, позволяющий анализировать информацию, делать выводы и принимать решения на основе проведённого анализа, а также формировать собственное мнение и отстаивать свою позицию. Оно характеризует человека как активного субъекта образовательной деятельности в учебном заведении, а не просто пассивного получателя сухой информации.

В современном мире мы окружены информацией, она поступает из разных источников и нуждается в переосмыслении и проверке на достоверность. Благодаря критическому мышлению мы видим нестыковки и противоречия, можем отсеять неточные данные и отделить факты от их интерпретации.

При отсутствии критического мышления невозможно сформировать элементарные навыки самоанализа и рефлексию у человека. Такой индивид не будет учиться на своих ошибках и припоминать в непонятной ситуации опыт прошлого.

Умение рационально рассуждать — неотъемлемый компонент самых разных сфер жизни человека в социуме.

  • Учебная деятельность. Эта особенность мыслительной деятельности помогает школьнику или студенту самостоятельно подбирать необходимую научно-методическую литературу для написания реферата или курсовой работы и структурировать текст теоретических первоисточников, помогает вскрыть причинно-следственные связи явлений и процессов окружающей действительности. В ходе уроков, семинаров и практических занятий учащиеся с развитыми основами критического мышления аргументированно излагают свою точку зрения, принимают активное участие в дискуссиях, являются лидерами в коллективе.
  • Сфера профессионального труда. На многих предприятиях сотрудники должны не только знать стандартные схемы технологического процесса, но и уметь принимать нестандартные решения. Для медицинского работника это очень важно.

Критическое мышление может развивать у человека следующие качества:

  • находчивость и сообразительность;
  • скорость реакции;
  • аналитический склад ума;
  • рациональность и последовательность;
  • уравновешенность характера;
  • стрессоустойчивость и тактичность;
  • толерантность и терпимость;
  • самосознание;
  • креативность.

Обучение критическому мышлению

Основой обучения критическому мышлению являются 3 фазы:

  1. Фаза вызова. На этом этапе осуществляется актуализация имеющегося запаса знаний у человека и формирование интереса к теме и предстоящему обсуждению вопросов. Для решения задач этой фазы в государственных образовательных учреждениях и частных школах используют проблемные ситуации, иллюстрации, риторические вопросы, неправильные логические цепочки. Одним из главных условий эффективного обучения в современной дидактике и педагогике считается самостоятельное формулирование учащимися целей урока. Критическое мышление проявляет себя в рассуждениях детей. На этом этапе педагог не оценивает правильность ответов учеников.
  2. Фаза осмысления информации. На этом этапе педагог организует работу учащихся с новым материалом. Для лучшего понимания нового материала рекомендуется сочетать индивидуальные, групповые и парные методы работы. Именно на этой фазе учащиеся пытаются найти ответы на вопросы, которые их волнуют, удовлетворить свой познавательный интерес с помощью поисковых методов работы, логических операций и способов обработки нового материала. Педагог на этом этапе выступает в роли координатора образовательного процесса.
  3. Фаза рефлексии. Здесь развивается способность анализировать информацию. Ученики обдумывают новый материал, у них формируется собственное отношение к услышанному, прочитанному, увиденному. Они сопоставляют новые факты с уже известными. Если на предыдущей стадии педагогу удалось создать оптимальные условия для продуктивной работы, то итогом рефлексивной стадии будет трансформация новых знаний в личный опыт учеников.

Технология развития критического мышления подразумевает интенсивную работу мозга. Критическое отношение к любым фактам требует интеллектуальной подготовленности.

Этапы развития критического мышления последовательны, поэтому тренировочные задания и упражнения должны соответствовать принципу «от простого к сложному».

Для детей

  • Сравнение (сопоставление) – ключевой метод обучения детей критическому мышлению. На специально организованных занятиях педагог-психолог учит детей выделять как можно больше оснований для классификации разных предметов. Степень сложности заданий, предполагающих сопоставление предметов, постоянно нарастает, они ориентированы на зону ближайшего развития ребенка. Сначала педагоги-психологи используют в упражнениях такого типа простые предметы и вещи из привычного обихода. Постепенно ведущий учит детей сравнивать абстрактные понятия. Овладев этими навыками сравнения, детям подросткового возраста становится доступна способность сравнения двух произведений одного и того же автора или двух фильмов одного и того же режиссера.
  • Работа в микрогруппах. Педагог, который знает, как значимо критическое мышление в современном мире, регулярно организует на занятиях работу в микрогруппах, чтобы развить навыки взаимодействия и совместного поиска учениками решения проблемы.
  • Творчество. Это универсальный метод развития критического мышления и умения нестандартно мыслить, который подкрепляет эффект положительными эмоциями, возникающими в процессе создания шедевра. Все, что требуется от педагога – это направлять творческий процесс детей. Психологи советуют не спешить помогать детям в случае возникновения трудностей во время изготовления произведения искусства. Лучше предоставить им время справиться со сложностями самостоятельно. В этом случае уже через несколько минут у ребят можно заметить признаки критического мышления.
  • Метод развития критического мышления с помощью вопросов. Чистое критическое мышление развивается в ходе поиска ответа на самые разные вопросы. Когда педагог задает ученикам вопросы, он стимулирует их активность, внимательность. Теория развития критического мышления с помощью задавания ребенку вопросов полностью соответствует требованиям ФГОС. (неумение задавать вопросы – это признак отсутствия критического мышления)
  • Логические упражнения, настольные игры, головоломки и ребусы. Такие занятия развивают логику, внимание, наблюдательность, память

Классификация вопросов

  • Простые вопросы (информационные)
  • Уточняющие вопросы. Они обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что?..», «Если я правильно понял, то?..», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о?..» Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал.
  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Они обычно начинаются со слова «Почему?».
  • Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза, мы называем его творческим.
  • Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т. д.
  • Практические вопросы. Если вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы называем его практическим.

Главная цель технологии развития критического мышления - развитие интеллектуальных способностей учени­ка, позволяющих ему учиться самостоятельно.

Примеры:

Можно устроить самопроверку: сможете ли вы придумать 50 вопросов собеседнику о его любимой книге?

Например, можно выбрать предмет в комнате (к примеру, расческу или линейку) и постараться придумать как можно больше способов нестандартного использования этой вещи. Или сформулировать вопрос, а затем связать с ним случайное слово, найденное на странице в книге.

Заключение

Если говорить простыми словами, то критическое мышление в педагогике – это универсальная способность личности эффективно работать с информацией. Как овладеть этим ценным навыком? Нужно всего лишь научиться стимулировать критическое мышление. Постоянная работа над расширением собственного кругозора, решение логических задач, самообразование – вот доступные способы оптимизации работы мозга.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОПРОСЫ ИСТОРИЧЕСКОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РЕГИОНОВЕДЕНИЯ. Сборник статей участников II Региональной научно-практической конференции (11 февраля 2021 г.) / Отв. ред. В.И. Грубов; науч. ред. А.А. Исаков; Арзамасский филиал ННГУ..-Арзамас,2021

Завьялова С.В., Завьялова А.А. Иван Панкратьевич Горячкин: личная трагедия в мозаике человеческого горя. С. 189-196Завьялова С.В., Завьялова А.А. Павел Фадеевич Соловьев: жизнь, отданная за Родину. С....

Современные технологии обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте: Материалы VIII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции студентов (18-19 марта 2021 г.). / Отв. ред.: У. М. Шереметьева. – Новосибирск, 2021 г.

Мигунова К.Р., Завьялова С.В. Перспектива технологического развития в подвижном составе. С. 98-101Мигунова К.Р., Завьялова С.В. Перспективные разработки инжинирингового центра. С. 101-103...

Интеллектуальный потенциал студенчества - будущему России: Материалы VI Межрегиональной студенческой научно-практической конференции (12 апреля 2021 г.)/ ЕТЖТ – филиал РГУПС, 2021 г.

Мигунова К.Р., Завьялова С.В. Оптимизация технического обслуживания и ремонта локомотивов с использованием информационных технологий. С. 215Веселов Д.А., Завьялова С.В. Космос и человек. С. 407...

Фестиваль «НЕДЕЛЯ НАУКИ – 2021» Великие Луки, 29 марта – 29 апреля 2021 года МАТЕРИАЛЫ VIII МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ СТУДЕНТОВ, МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ И СПЕЦИАЛИСТОВ Посвящается 2021 году - Году науки и технологий в Российской Федерации

Ксюнов С.В., Завьялова С.В. Волонтерство как средство активизации общественной деятельности студентов. С. 168Ксюнов С.В., Завьялова С.В. От правильного выбора профессии зависит и успех. С. 172Мигунова...

Достижения, образовательная деятельность 2020 - 2021. Всероссийский исторический диктант "Диктант Победы - 2021". Подготовительный этап. 22.04.2021 г. Дипломы.

Достижения, образовательная деятельность 2020 - 2021. Всероссийский исторический диктант "Диктант Победы - 2021". Подготовительный этап. 22.04.2021 г. Дипломы....

Выступление на заседании педагогического совета колледжа «Предварительные итоги успеваемости и посещаемости за первое полугодие 2021/2022 учебного года 31.02.02 Акушерское дело»

Выступление на заседании  педагогического совета колледжа «Предварительные итоги успеваемости и  посещаемости за первое...