Методическая разработка практического занятия "Аборт. Реабилитация после аборта."
методическая разработка
ПМ.03. Медицинская помощь женщине с гинекологическими заболеваниями в различные периоды жизни.
МДК.03.01 Гинекология
Специальность: 31.02.02 Акушерское дело, базовая подготовка
Форма обучения: очная
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_abort_.docx | 81.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 6»
(ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия
ПМ.03. Медицинская помощь женщине с гинекологическими заболеваниями в различные периоды жизни.
МДК.03.01 Гинекология
по теме
АБОРТ. РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОСЛЕ АБОРТА
Специальность: 31.02.02 Акушерское дело, базовая подготовка
Форма обучения: очная
Москва, 2023 г.
РАССМОТРЕНА Предметной (цикловой) комиссией Акушерское дело Протокол № 4 от «09» января 2023 г. Председатель П(Ц)К ____________/Шарафутдинова К.Ш./ | ОДОБРЕНА Методическим советом от «__31__» _января_ 2023г Протокол № _4_ |
Составитель:
Артамошкина И.Т преподаватель профессиональных модулей,
высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК№6»
Рецензенты:
Разумова Алла Николаевна - главная медицинская сестра ГБУЗ
«ГКБ им. В.П. Демихова ДЗМ»
Бандас Оксана Федоровна - преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»
Предназначение: Для преподавателей профессионального модуля: ПМ.03 Медицинская помощь женщине с гинекологическими заболеваниями в различные периоды жизни МДК.03.01 Гинекология Специальность 31.02.02 Акушерское дело, 2 курс, 4 семестр.
РЕЦЕНЗИЯ
на методическую разработку практического занятия по теме
«Аборт. Реабилитация после аборта»
Специальность 31.02.02 Акушерское дело
Автор-составитель преподаватель Артамошкина И.Т.
Представленная на рецензию методическая разработка практического занятия по теме «Аборт. Реабилитация после аборта».
ПМ.03 Медицинская помощь женщине с гинекологическими заболеваниями в различные периоды жизни МДК.03.01 Гинекология Специальность 31.02.02 Акушерское дело (базовый уровень подготовки) для очной формы обучения.
Методическая разработка содержит пояснительную записку, методический блок, информационный блок, контролирующий блок, эталоны ответов и критерии оценки практических заданий, а также приложения.
Содержание методической разработки в полной мере соответствует теме и целям обучения. Методическая разработка отвечает современным требованиям, в ней отражены знания, необходимые для формирования профессиональных компетенций медицинского работника.
Особое внимание уделяется самостоятельной работе студентов: решение ситуационных задач. Для контроля усвоения нового материала используются контролирующий материал, который включает задания по проверке и коррекции уровней знаний и умений: выполнение диктанта, «слепой» таблицы, решение профессиональных задач, оценивание аудиторной самостоятельной работы студентов. Методический материал представлен четко и лаконично в оптимальном объеме для усвоения студентами.
Методическая разработка отличается грамотностью изложения, стройностью и логичностью структуры, соответствует современным представлениям, написана понятным языком с употреблением современных медицинских терминов, что обеспечивает эффективность усвоения материала данной темы.
Данная методическая разработка может использоваться преподавателями профессионального модуля.
Рецензенты:
Разумова Алла Николаевна - главная медицинская сестра ГБУЗ
«ГКБ им. В.П. Демихова ДЗМ»
Бандас Оксана Федоровна - преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»
СОДЕРЖАНИЕ |
1. Пояснительная записка |
2. Методический блок |
2.1. Технологическая карта учебного занятия |
2.2. Структура занятия |
3. Информационный блок |
3.1. Мотивация |
3.2. Опорный конспект |
4. Блок контроля |
4.1. Входной контроль |
4.2. Текущий контроль |
4.3. Итоговый контроль |
5. Эталоны и критерии оценки знаний |
5.1. Эталоны входного контроля |
5.2. Эталоны текущего контроля |
5.3. Эталоны итогового контроля |
6. Задание для самостоятельной подготовки к следующему занятию |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка по теме «Аборт. Реабилитация после аборта» предназначена для оказания помощи преподавателям при проведении практического занятия в соответствии с рабочей программой ПМ.03 Медицинская помощь женщине с гинекологическими заболеваниями в различные периоды жизни МДК 03.01 Гинекология по специальности 31.02.02 Акушерское дело.
На изучение темы отводится 2 часа по рабочей программе. Содержание практического занятия «Аборт. Реабилитация после аборта» МДК 03.01 Гинекология определено рабочей программой ПМ.03 Медицинская помощь женщине с гинекологическими заболеваниями в различные периоды жизни: Самопроизвольные аборты. Классификация. Клиническая картина, диагностика, принципы лечения, прогноз по стадиям самопроизвольного аборта. Искусственное прерывание беременности. Медицинские, социальные показания. Методы искусственного прерывания беременности. Медикаментозный аборт. Вакуумная аспирация. Операция искусственного аборта. Обследование пациентов. Подготовка медицинского инструментария, материала, медикаментов. Обезболивание. Осложнения. Роль акушерки в оказании помощи пациентам в периоперативном периоде. Реабилитация после аборта. Профилактика.
Занятие имеет практикоориентированный характер для обучающихся специальности 31.02.02.Акушерское дело.
Значение изучения данной темы будущими акушерками трудно переоценить, т.к. частота выкидышей в последние годы не уменьшается.
Акушерки должны ориентироваться в теме «Аборт. Реабилитация после аборта», обладать необходимыми знаниями и умениями, в пределах своих компетенций.
Методическая разработка включает разделы:
- Методический блок включает рекомендации по работе с методической разработкой, оснащением, указанием междисциплинарных и межмодульных связей, критериями оценок практической деятельности студента, хронологической картой занятия;
- Информационный блок, который включает мотивацию, источники информации по теме занятия.
- Контрольно - итоговый блок, который включает: определение исходного уровня знаний студентов в виде тестового контроля, первичного контроля усвоения материала в виде решения профессиональных задач с применением проблемного метода обучения, итогового устного опроса.
Перед проведением занятия с использованием данного методической разработки, преподавателю следует ознакомиться с методическим блоком, в котором имеется развернутая хронологическая карта занятия и рекомендации по его проведению. Также в методическом блоке имеются критерии оценки ответов, что необходимо для проведения контроля знаний.
Информационный блок содержит информацию об абортах, их классификации, клиническая картина самопроизвольных выкидышей, показания и методы выполнения абортов, об осложнениях и реабилитации.
В блоке контроля представлены вопросы для актуализации знаний и для устного контроля, вопросы для диктанта с эталонами ответов.
Методическая разработка составлена с учетом рекомендаций по оформлению методических разработок. Предлагаемый материал может быть использован для более качественного усвоения информации по данной теме с использованием элементов современных педагогических технологий на занятии.
МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Технологическая карта учебного занятия №16
ФИО преподавателя | Артамошкина И.Т. | ||||||||||
Код, наименование специальности | 31.02.02 Акушерское дело | ||||||||||
Форма обучения | очная | ||||||||||
Учебный цикл | ПМ.03 Медицинская помощь женщине с гинекологическими заболеваниями в различные периоды жизни. | ||||||||||
Учебная дисциплина/МДК | МДК 03.01 Гинекология | ||||||||||
Междисциплинарные связи | Предшествующие учебные дисциплины/МДК | Последующие учебные дисциплины/МДК | |||||||||
ОП. 01 Основы латинского языка с медицинской терминологией, ОП.03 «Основы патологии», ОП.04 «Генетика человека с основами медицинской генетики», ОП.06 «Основы микробиологии и иммунологии», ОП.07 «Фармакология», ПМ.05«Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих и должностям служащих» (младшая медицинская сестра по уходу за больным), ПМ.01 «Медицинская и медико-социальная помощь женщине, новорожденному и семье при физиологическом течении беременности, родов и послеродового периода», ПМ.02 «Медицинская помощь беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах». | ПМ 04 Медицинская помощь женщине, новорожденному, семье при патологическом течении беременности, родов и послеродового периода | ||||||||||
Формируемые компетенции | Общие компетенции | Профессиональные компетенции | |||||||||
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | ПК 3.2 | Проводить лечебно-диагностические мероприятия гинекологическим больным под руководством врача | ||||||||
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность. . | ПК 3.5. | Участвовать в оказании помощи пациентам в периоперативном периоде | ||||||||
Требования к результатам освоения дисциплины/МДК | Освоенные умения | Усвоенные знания | |||||||||
У1 | - гинекологический осмотр; | З1 | - методы обследования гинекологических больных; | ||||||||
У2 | - осуществлять диспансеризацию гинекологических больных; | З2 | - виды гинекологической патологии; | ||||||||
У3 | -участвовать в лечебно-диагностических процедурах и осуществлять уход за пациентами в периоперативном периоде; | З3 | - методы прерывания беременности; | ||||||||
У4 | - оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях в гинекологии; | З4 | - методы лечения в гинекологии; | ||||||||
У5 | - проводить санитарно-просветительскую работу по профилактике абортов, гинекологических, венерических и онкологических заболеваний и сохранению репродуктивного здоровья. | З5 | - уход за пациентом в периоперативном периоде; | ||||||||
З6 | - доврачебную помощь при неотложных состояниях в гинекологии; | ||||||||||
З7 | - профилактику гинекологических заболеваний и абортов; | ||||||||||
З8 | - диспансеризацию гинекологических больных и проведение профилактических осмотров; | ||||||||||
З9 | - реабилитация после аборта. | ||||||||||
Уровень освоения | 2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) | ||||||||||
Тема учебного занятия | Аборт. Реабилитация после аборта | ||||||||||
Тип учебного занятия | Учебное занятие по совершенствованию знаний, умений и способов деятельности: по формированию умений и способов деятельности. | ||||||||||
Формы и методы обучения | Интегрированная форма. Метод модульного обучения | ||||||||||
Образовательные технологии | Модульная технология | ||||||||||
Цели учебного занятия | Обучающая | Развивающая | Воспитательная | ||||||||
Формирование умений обучающихся по теме: Аборт. Реабилитация после аборта | Создание условий для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-медицинской информации, выделять главное и характерное | Создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к будущей профессии | |||||||||
Требования к результатам освоения темы учебного занятия | Освоенные умения | Усвоенные знания | |||||||||
У1 | -проводить гинекологический осмотр перед операцией | З1 | -самопроизвольные аборты, классификация, клиническая картина, диагностика, принципы лечения, прогноз по стадиям самопроизвольного аборта; | ||||||||
У2 | - осуществлять диспансеризацию гинекологических больных; | -искусственное прерывание беременности, медицинские, социальные показания, методы искусственного прерывания беременности; | |||||||||
У3 | -участвовать в лечебно-диагностических процедурах; | З2 | -медикаментозный аборт, вакуумная аспирация, операция искусственного аборта, обследование пациентов; | ||||||||
У4 | и осуществлять уход за пациентами в периоперативном периоде; | З3 | -подготовка медицинского инструментария, материала, медикаментов, обезболивание, осложнения; | ||||||||
У5 | - проводить санитарно-просветительскую работу по профилактике абортов, гинекологических, заболеваний и сохранению репродуктивного здоровья. | З4 | -роль акушерки в оказании помощи пациентам в периоперативном периоде; | ||||||||
З5 | -реабилитация после аборта; | ||||||||||
З6 | -профилактика. . | ||||||||||
Основные показатели оценки результата изучения темы учебного занятия | --обоснованность проблем пациента, постановки диагноза, планирования независимых и выполнение зависимых вмешательств -соответствие демонстрации манипуляционной техники на фантомах в среде имитирующей рабочее место эталонам (алгоритмам, условиям, требованиям) -правильность осуществления ухода и наблюдения за гинекологическими пациентами -четкость и точность заполнения медицинской документации | ||||||||||
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения темы учебного занятия | Экспертная оценка при текущем контроле: -результатов собеседования по теме МДК; -результатов решения ситуационных задач | ||||||||||
Организация образовательного пространства учебного занятия | Ресурсы учебного занятия | Формы работы на занятии | |||||||||
Материально-техническое обеспечение | Основная литература | Дополнительная литература | Электронные информационные и образовательные ресурсы | ||||||||
1.Компьютер с интерактивной доской 2.Презентация занятия 3.Методическая разработка занятия. | 1. Дзигуа М.В. Медицинская помощь женщине с гинекологическими заболеваниями в различные периоды жизни.:- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019.
| «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» СаНПиН 3.3686-21. Постановление Главного врача государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г.№ 2 | 1. Дзигуа М.В. Медицинская помощь женщине с гинекологическими заболеваниями в различные периоды жизни:- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019. Электронная библиотека медицинского колледжа «Консультант студента» - http://www.medcollegelib.ru; | Практическое занятие Активная форма обучения. | |||||||
Планируемые образовательные результаты | Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
Освоенные студентами в ходе изучения темы междисциплинарного курса умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках профессионального модуля, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами. | Освоенные студентами междисциплинарные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности. | Готовность и способность студентов к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности |
Оснащение занятия:
Оборудование и технические средства:
- Компьютер,
- Электронная доска,
- Презентация по теме занятия.
Методическое обеспечение:
- Рабочая программа,
- Тематический план МДК 03.01 Гинекология
- Методическая разработка,
- Учебно-методическая литература.
Оснащение рабочих мест:
1.Критерии оценки заданий
2.Профессиональные задачи
3.Задания в тестовой форме
4. Оценочный лист практического занятия.
Критерии оценок практической деятельности студента
- Критерии оценки теоретических вопросов и решения профессиональных задач на занятии:
5 «отлично» - знает теоретический материал с учетом междисциплинарных связей, дает полные ответы, используя медицинскую терминологию;
4 «хорошо» - незначительно затрудняется при ответе на теоретические вопросы; дает неполный ответ на один из вопросов, неполно раскрывает междисциплинарные связи, использует медицинскую терминологию;
3 «удовлетворительно» - дает неполный ответ, не раскрывает междисциплинарные связи, мало использует медицинскую терминологию;
2 «неудовлетворительно» - неправильный ответ на вопросы;
не может самостоятельно выполнить задание.
Оценка за практическое занятие (средняя) складывается из оценок за:
- ответы на устные ответы,
- задание входного контроля,
- самостоятельную аудиторную работу,
- задание итогового контроля.
Хронологическая карта занятия
№ П/Н | Этапы занятия | Время (мин) | Методы обучения | Содержание занятия | |
Действия преподавателя | Действия обучающегося | ||||
1 | Организационный момент | 2 | Организация занятия: приветствие, контроль внешнего вида, готовности к занятию; оформление журнала учебных занятий; инструктаж по технике безопасности перед проведением занятия, определение темы и объявление цели урока. Озвучить критерии оценок. | Готовится к занятию. | |
2 | Мотивация | 1 | Проблемный (беседа) | Выделяет значимость темы, привлекает и акцентирует внимание к изучаемой теме, поощряет к самостоятельной работе. | Знакомится с содержанием темы, целями и этапами занятия. |
3 | Актуализация опорных знаний Задание №1 | 4 | Проблемный (устный опрос) | Задаёт устные вопросы по теме | Отвечает на устные вопросы, дополняет ответы других обучающихся, при необходимости |
4. | Актуализация опорных знаний Задание №2 | 12 | Программированный (тестовый) | Организует выполнение задания с учетом временного фактора. Контролирует (и проверяет) выполнение заданий в тестовой форме. | Выполняет тестовые задания с целью актуализации ранее усвоенных знаний. |
54. | Изучение нового материала | 14 | Демонстрация и объяснение | Объясняет и демонстрирует презентацию. Демонстрирует решение профессиональной задачи | Слушает, задаёт вопросы преподавателю, при необходимости. |
4 | Самостоятельная работа обучающегося Задание №3 | 40 | Проблемный (решение профессиональные задач). | Контролирует (и проверяет) решение профессиональных задач. | Выполняет задания для усвоения знаний, умений и достижения поставленных целей. |
5 | Контрольно - итоговый блок Задание №4 | 12 | Программированный (тестовый) | Контролирует (и проверяет) решение заданий в тестовой форме для достижения поставленных целей. | Решает задания в тестовой форме для достижения поставленных целей. Осуществляет самоконтроль по предложенным критериям для достижения целей занятия. |
6 | Рефлексия. Итоги занятия. | 4 | Проблемный (обобщение) | Суммирует баллы (оценки) по выполненным заданиям. Дает комментарии по достижению поставленных целей каждого обучающегося: помогает в осмыслении допущенных ошибок и путей их устранения. | Суммирует баллы (оценки) по выполненным заданиям, анализирует допущенные ошибки и пути их устранения. |
7 | Задание для самостоятельной подготовки к следующему занятию. | 1 | Проблемный | Мотивирует выполнение задания и проводит инструктаж по технике выполнения задания. Осуществляет проверку понимания содержания и способа выполнения задания. | Записывает условия выполнения задания. Получает рекомендации по рациональной организации (вне) аудиторной самостоятельной работы. |
Источники информации:
Основная литература:
№ | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1. | Медицинская помощь женщине с гинекологическими заболеваниями в различные периоды жизни. | Дзигуа М.В | Москва «ГЭОТАР-Медиа» 2019 |
Дополнительная литература:
№ | Наименование | Автор | Издательство и год издания |
1. | Гинекология | Радзинский В.Е. | Москва:«ГЭОТАР-Медиа» 2019 |
2. | Гинекология: национальное руководство. | Кулаков В.И., Манухина И.Б., Савельева Г.М. | М.; ГЭОТАР-Медиа, 2019. |
3. | «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней» СаНПиН | 3.3686-21. Постановление Главного врача государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г.№ 2 |
Образовательные ресурсы Интернет:
НСПОРТАЛ |
http://www.webmedinfo.ru/ |
Образовательный портал Claw.ru |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
Оценка за данную тему выставляется по итогам работы обучающихся в течении занятия по данной теме за выполнение различных заданий (средний балл)
- Исходный уровень
- Оценка за выполнение диктанта, «слепой» таблицы
- Решение профессионально-ориентированных задач
№ | ФИО (студента) | 1 | 2 | 3 | Итог |
... | |||||
21. |
1. Критерии оценивания устных ответов:
Основой для определения уровня знаний обучающихся являются критерии оценивания - полнота знаний, их обобщенность и системность:
- полнота и правильность - это правильный, полный ответ;
- правильный, но неполный или неточный ответ;
- неправильный ответ;
- нет ответа.
При балльной системе оценивания обучающихся всех уровней обучения применяются следующие обще-дидактические критерии:
Отметка «5 (отлично)» ставится в случае:
- знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объема программного материала;
- умения выделять главные полжения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации;
- отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах, устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов педагога;
- соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «4 (хорошо)» ставится в случае:
- знания всего изученного материала;
- умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике;
- наличие незначительных (негрубых) ошибок при воспроизведении изученного материала;
- соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «3 (удовлетворительно)» ставится в случае:
- знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, необходимости незначительной помощи учителя;
- умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы;
- наличия 1-2 грубых ошибок, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материла;
- незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «2 (неудовлетворительно)» ставится в случае:
- знания и усвоения учебного материала на уровне ниже минимальных требований программы;
- отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы;
- наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала;
- значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Отметка «1 (неудовлетворительно)» ставится в случае:
- отказ обучающегося от ответа, выполнения работы, теста, отсутствие выполненного (в том числе, домашнего) задания.
При выставлении отметок необходимо учитывать классификацию ошибок и их количество:
- грубые ошибки;
- однотипные ошибки;
- негрубые ошибки;
- недочеты.
К грубым ошибкам следует относить:
- незнание определения основных понятий, правил,
- неумение выделять главное в ответе;
- неумение делать выводы и обобщения;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочником.
К однотипным ошибкам относятся ошибки на одно и то же правило.
К негрубым ошибкам следует относить:
- неточность формулировок, определений, понятий, правил, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или замена 1-2 из этих признаков второстепенными;
- нерациональные методы работы с учебной и справочной литературой.
2. Критерии оценивания письменных ответов (диктант):
Вариант из 10 заданий.
Время написания задания – 10 минут.
Максимальное количество баллов: 10.
- 10-9 правильных ответов – оценка «отлично»;
- 8 правильных ответов – оценка «хорошо»;
- 7 правильных ответов – оценка «удовлетворительно»;
- 6 и менее правильных ответов – оценка «неудовлетворительно».
3. Критерии оценивания письменных ответов (слепая таблица):
Вариант из 25 заданий.
Время написания задания – 10 минут.
Максимальное количество баллов: 25.
- 25-22- правильных ответов – оценка «отлично»;
- 21-19 правильных ответов – оценка «хорошо»;
- 18-15 правильных ответов – оценка «удовлетворительно»;
- 14 и менее правильных ответов – оценка «неудовлетворительно».
БЛОК КОНТРОЛЯ
Вопросы для актуализации знаний
Вопросы по ходу занятия | Эталоны ответов |
Дать определение медицинского аборта. | Прерывание беременности до 12 недель, проводимое врачом, в лечебном учреждении с заведением документации. |
Самопроизвольные выкидыши по клинике - | Угрожающий, начавшийся, выкидыш в ходу, полный, неполный, инфецированный. |
Причины прерывания беременности. | Заболевания половых органов, инфекции, интоксикации, травмы, заболевания, связанные с беременностью, соматическая патология. |
В какие сроки можно выполнить медикаментозный аборт? Какие препараты используются? | 21 неделя и 6 дней с момента задержки. Используются препараты мифепристон, мизопростол. |
Перечислите социальные показания для выполнения медицинского аборта. | Беременность, наступившая в результате изнасилования |
На какие группы делятся осложнения после абортов. | Ранние, возникающие во время операции; поздние (возникшие в течение месяца); отдаленные |
На каком сроке можно выполнить вакуум-аспирацию. | В первом триместре беременности на сроке 4-6 недель |
Вопросы для устного контроля
1.Классификация аборта.
2.Перечислите обследование перед проведением операции по искусственному прерыванию беременности.
3.Назовите инструменты, входящие в набор для проведения аборта.
4.Алгоритм ухода за женщиной в послеабортном периоде.
5.Какие осложнения аборта вы знаете?
Вопросы для проведения диктанта
1. | Аборт – искусственное прерывание беременности. По современным медицинским стандартам аборт проводиться, как правило, при сроке до ---------------- недель беременности. Это ------------- расширение шейки беременной матки для-------------------------------по желанию женщины. |
2 | Медицинский аборт выполняется ---------------------------- персоналом, в ------------------------- учреждении при наличии ------------------------- согласия женщины с обязательным оформлением соответствующей медицинской документации. Если нарушено хотя бы одно из требований, прерывание беременности считают -----------------------. |
3 | Различают ранний ( до --------- недель ) и поздний ( от ------- до ------- недель) медицинский аборт. |
4 | По желанию женщины в России медицинский аборт выполняют при сроке беременности до ------------недель. |
5 | При рассмотрении вопроса об искусственном прерывании беременности до 12 недель необходимо учитывать следующие условия –
|
6 | Самопроизвольный аборт (выкидыш) - самопроизвольное прерывание беременности до достижения плодом ------------------------------------ срока. В соответствии с определением ВОЗ, выкидышем является самопроизвольное изгнание или экстракция эмбриона или плода массой до ----------------г, что соответствует гестационному возрасту до ----------нед беременности. |
7 | Угрожающий аборт проявляется тянущими болями внизу живота и в пояснице, скудными кровяные выделениями из половых путей. Тонус матки -----------, шейка матки ------------, внутренний зев ----------, тело матки соответствует ------------------------------. При ультразвуковом исследовании регистрируется ----------------------------. |
8 | При аборте в ходу тело матки, как правило, ------------- предполагаемого срока беременности, определяются -------------------------- сокращения миометрия, величина матки ---------- предполагаемого срока беременности, в более поздние сроки беременности возможно подтекание околоплодных вод. Внутренний и наружный зев --------------, элементы плодного яйца - в цервикальном канале или во влагалище. Кровяные выделения чаще ---------------. |
9 | Осложнения после искусственного аборта, согласно определению ВОЗ , подразделяются на ---------------, ------------------- и ------------------. |
10 | Мини-аборт - это прерывание беременности методом ----------------- без расширения шеечного канала при задержке менструации до ---------дней. |
«СЛЕПАЯ» ТАБЛИЦА – АБОРТЫ | |||||
клиническая форма | болевой синдром | величина матки | характер кровотечения | состояние шейки матки | температура |
угрожающий | |||||
начавшийся | |||||
выкидыш в ходу | |||||
неполный | |||||
полный |
Решение профессиональных задач
Профессиональная задача для демонстрации
Задача 1
Больная В., 25 лет, поступила в гинекологическое отделение для искусственного прерывания беременности. Жалоб не предъявляла.
Анамнез: наследственность не отягощена.
Менструации с 14 лет, установились сразу (по 4—5 дней, цикл 28 дней), безболезненные, умеренные. Последняя нормальная менструация была 2 мес. назад.
Состоит в браке. Было две беременности: первая закончилась нормальными срочными родами (масса ребенка 3500 г), вторая — искусственным абортом (срок 10 нед). После аборта в течение 3 дней держалась температура 37,5°, болел низ живота. По поводу эндометрита больная получила курс пенициллинотерапии, внутримышечные инъекции глюконата кальция и окситоцина. Была выписана на 10-й день после операции.
Объективное обследование: состояние больной при поступлении удовлетворительное. Пульс 72 уд./мин, ритмичный. АД— 100/70 мм рт. ст.
Бимануальное исследование: наружные половые органы развиты правильно, оволосение на лобке — по женскому типу. Влагалище — рожавшей женщины. Шейка матки — чистая, цианотичная, цилиндрической формы, наружный зев закрыт. Матка расположена правильно, мягкой консистенции, подвижная, безболезненная, увеличена до 10—11 нед. беременности. Придатки матки с обеих сторон не определяются, область их безболезненная. Выделения слизистые, светлые.
Во время операции при зондировании полости матки зонд как бы «провалился» в брюшную полость, его верхний конец определяется на уровне пупка беременной.
1. Определите диагноз, обоснуйте.
2.Тактика акушерки.
3.Назовите моменты реабилитации для данной пациентки.
(работа малыми группами)
Задача 2
Больная И., 25 лет, доставлена ночью машиной «скорой помощи» в гинекологическое отделение с жалобами на сильные схваткообразные боли внизу живота.
Анамнез: Менструации с 13 лет, установились сразу (по 4—5 дней, цикл 21 день), безболезненные, умеренные. Цикл регулярный. Последняя нормальная менструация была 3 мес. назад.
Всего было пять беременностей: две из них закончились нормальными срочными родами, а три — искусственными абортами в ранние сроки, без осложнений. Последний аборт был произведен 1 мес. тому назад (срок беременности 8 нед). Выписана на 2-е сутки после операции в удовлетворительном состоянии. Чувствовала себя хорошо, температура тела была нормальной. В срок предполагаемой менструации кровяные выделения отсутствовали, но появились ноющие боли внизу живота, которые усилились ночью, стали схваткообразными. Больная вызвала «скорую помощь» и была госпитализирована.
Объективное обследование: состояние удовлетворительное. Пульс 80 уд./мин, ритмичный. АД—120/80 мм рт. ст.
Язык влажный, чистый. Живот мягкий, болезненный при пальпации в нижних отделах. Над лоном пальпируется плотное, резко болезненное образование (матка?). Симптомы раздражения брюшины не выявляются. Мочеиспускание свободное, болезненное, учащенное.
Бимануальное исследование: Шейка матки чистая, цилиндрической формы, наружный зев закрыт. Матка, расположенная в центре малого таза, округлой формы, тугоэластической консистенции, резко болезненная при пальпации, увеличена до 12—13 нед. беременности, подвижная. Придатки с обеих сторон не определяются, область; их безболезненна. Выделения из влагалища слизистые, светлые.
Лечение: в малой операционной маточным зондом проверили длину и направление проходимой части цервикального канала. Из полости матки выделилось 200 мл темно-вишневой крови со слизью. В послеоперационном периоде больной назначили средства, способствующие сокращению матки, а для профилактики воспалительного процесса—глюконат кальция (по 10 мл внутримышечно 1 раз в сутки), бисептол-480 (по 1 таблетке 2 раза в день). Матка сократилась хорошо, кровяные выделения прекратились на 5-й день.
1. Определите диагноз, обоснуйте.
2.Тактика акушерки.
3.Назовите моменты реабилитации для данной пациентки.
Задача 3
Больная И., 32 лет, обратилась в женскую консультацию с жалобами на скудные кровяные выделения после искусственного аборта в течение 1 мес.
Анамнез: наследственность не отягощена.
Менструации с 14 лет, установились сразу {по 4—5 дней, цикл 21 день), умеренные, безболезненные. Последняя нормальная менструация была 3 мес. тому назад.
Половую жизнь ведет с 20 лет. Всего было пять беременностей: две из них закончились нормальными родами; три — искусственными абортами без осложнений. После последнего аборта (срок беременности 8 нед.), который не дал осложнений, выписана из роддома через 1 сут. в удовлетворительном состоянии, с нормальной температурой тела и сукровичными выделениями из влагалища. После выписки скудные сукровичные выделения продолжаются до настоящего времени, с перерывами.
Объективное обследование: общее состояние удовлетворительное. Пульс 72 уд./мин. АД — 110/70 мм. рт. ст.
Бимануальное исследование: наружные половые органы развиты правильно. Влагалище чистое, емкое. Шейка матки чистая, цилиндрической формы, наружный зев закрыт. Тело матки расположено правильно, подвижное; безболезненное, размерам несколько больше нормы. Придатки матки не определяются, область их безболезненна. Своды влагалища свободные. Выделения кровяные, скудные, темного цвета, во время исследования усилились.
1. Определите диагноз, обоснуйте.
2.Тактика акушерки.
3.Назовите моменты реабилитации для данной пациентки.
Задача 4
К акушерки ФАП обратилась пациентка Н., 25 лет, с жалобами на постоянные ноющие боли внизу живота, иррадирующие в поясницу, недомогание, обильные гнойные выделения из половых путей с примесью крови.
Из анамнеза: роды -1, аборт – 1 (5дней назад был произведён искусственный аборт на сроке сроке).
беременности 7-8 недель.
Объективно: Кожные покровы и видимые слизистые – обычной окраски, Т 37,5 С, пульс 82 уд. в мин., ритмичный, АД 115/70 мм.рт.ст.
Осмотр шейки матки в зеркалах: шейка матки цилиндрической формы, наружный зев по центру, из шеечного канала обильные гнойные выделения.
Бимануальное исследование: матка болезненная при пальпации, несколько увеличена в размерах, мягковатой консистенции. Придатки с обеих сторон без особенностей.
1. Определите диагноз, обоснуйте.
2.Тактика акушерки.
3.Назовите моменты реабилитации для данной пациентки.
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
Эталоны ответов для устного контроля
1. По сроку прерывания, механизму, клинике.
2. Кровь на гепатит, ВИЧ, сифилис, сахар, мазок на степень чистоты, ЭКГ,УЗИ.
3. Зеркало Симпса, подъёмник Отта, корнцанги, маточный зонд, пулевые щипцы, расширители Гегара, абортцанг, аппарат для вакуум-аспирации.
4. Акушерка следит за тем, чтобы до полного пробуждения от наркоза пациентка лежала без подушки, с повернутой набок головой. Наблюдая за оперированной, акушерка должна обращать внимание на цвет кожных покровов, пульс (частоту, ритм, наполнение), дыхание (частота, глубина), АД, температуру тела, характер и количество выделений из половых путей, контроль за функцией мочевого пузыря и кишечника, оценивать жалобы предъявленные пациенткой.
5. Реакция на наркоз, перфорация матки, захват петель кишечника или задней стенки мочевого пузыря инструментом, кровотечение.
Эталоны ответов (диктант):
1 | Аборт – искусственное прерывание беременности. По современным медицинским стандартам аборт проводиться, как правило, при сроке до 22 недель беременности. Это насильственное расширение шейки беременной матки для удаления нормального развивающегося плодного яйца по желанию женщины. |
2 | Медицинский аборт выполняется обученным медицинским персоналом, в медицинском учреждении при наличии информированного согласия женщины с обязательным оформлением соответствующей медицинской документации. Если нарушено хотя бы одно из требований, прерывание беременности считают криминальным. |
3 | Различают ранний (до 12 недель) и поздний (от 12 до 22 недель) медицинский аборт. |
4 | По желанию женщины в России медицинский аборт выполняют при сроке беременности до 12 недель. |
5 | При рассмотрении вопроса об искусственном прерывании беременности до 12 недель необходимо учитывать следующие условия –
|
6 | Самопроизвольный аборт (выкидыш) - самопроизвольное прерывание беременности до достижения плодом жизнеспособного гестационного срока. В соответствии с определением ВОЗ, выкидышем является самопроизвольное изгнание или экстракция эмбриона или плода массой до 500 г, что соответствует гестационному возрасту до 22 нед. беременности. |
7 | Угрожающий аборт проявляется тянущими болями внизу живота и в пояснице, скудными кровяные выделениями из половых путей. Тонус матки повышен, шейка матки не укорочена, внутренний зев закрыт, тело матки соответствует сроку беременности. При ультразвуковом исследовании регистрируется сердцебиение плода. |
8 | При выкидыше в ходу тело матки, как правило, меньше предполагаемого срока беременности, определяются регулярные схваткообразные сокращения миометрия, величина матки меньше предполагаемого срока беременности, в более поздние сроки беременности возможно подтекание околоплодных вод. Внутренний и наружный зев открыты, элементы плодного яйца - в цервикальном канале или во влагалище. Кровяные выделения могут быть различной интенсивности, чаще обильные. |
9 | Осложнения после искусственного аборта, согласно определению ВОЗ, подразделяются на ранние (непосредственно во время операции), отсроченные ( в течении месяца после операции ) и отдаленные. |
10 | Мини-аборт - это прерывание беременности методом вакуум аспирации без расширения шеечного канала при задержке менструации до 20 дней. |
«СЛЕПАЯ» ТАБЛИЦА – АБОРТЫ (ответы) | |||||
клиническая форма | болевой синдром | величина матки | характер кровотечения | состояние шейки матки | температура |
Угрожающий | постоянные | соответствует сроку беременности | скудное /отсутствует | церв канал закрыт | нормальная |
Начавшийся | схваткообраз-ные | соответствует сроку беременности | умеренное | укорочена, раскрытие наруж зева, цервик канала | нормальная или субфебрильная |
выкидыш в ходу | сильные схваткообраз-ные | меньше предполагае-мого срока | обильное/ сгустки | резко укорочена | нормальная или субфебрильная |
неполный | незначитель-ные постоянные | меньше предполагае-мого срока | чаще незначительное | резко укорочена | субфебрильная |
полный | отсутствуют | нормальная | нет/ сукровичные | закрыт | нормальная или субфебрильная |
Эталон-ответы на задачи
Задача 1
Диагноз: беременность сроком 10—11 нед. Перфорация матки.
Дальнейшая тактика: учитывая, что травма матки произведена зондом, т. е. инструментом, которым трудно нанести значительное повреждение, осторожно попытаться удалить плодное яйцо (при развернутой большой операционной). Если нет кровотечения и состояние больной не внушает опасений, то можно воздержаться от чревосечения. После операции рекомендуется тщательное наблюдение за больной (АД, пульс, динамика анализов крови), назначение противовоспалительной терапии и средств, сокращающих матку. При ухудшении состояния больной (кровотечение, признаки воспаления) показана лапаротомия в экстренном порядке.
Задача 2
Диагноз: состояние после искусственного аборта, атрезия цервикального канала, гематометра.
При прекращении кровяных выделений, нормальных анализах крови, удовлетворительном состоянии больная может быть выписана домой на 3-и сутки после операции.
Рекомендации: необходимо воздержаться от половой жизни; явиться в женскую консультацию через 4 недели.
Задача 3
Диагноз: децидуальный полип, состояние после искусственного аборта.
Больная может быть выписана домой после прекращения кровяных выделений из матки и получения результата гистологического исследования.
Задача 4
Диагноз: острый эндометрит после мед аборта. Необходима госпитализация в гинекологический стационар для проведения противовоспалительного лечения.
Вопросы для итогового контроля
1. Назовите алгоритм ухода за женщиной в послеабортном периоде.
2. Реабилитации после аборта.
3. Профилактика аборта.
Эталон-ответы итогового контроля
Ответ на 1-ый вопрос:
- Оценка жалоб, предъявляемых больной
- Измерение АД
- Контроль пульса
- Пальпация живота
- Контроль за выделениями из матки
- Контроль за функцией мочевого пузыря и кишечника
- Измерение температуры утром и вечером
- Прием КОКов 3-6 месяцев, СКЛ
- Контрацепция
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Информированное добровольное согласие
на проведение искусственного прерывания беременности по желанию женщины
Я, нижеподписавшаяся, ________________________________________________, _______________ года рождения в соответствии со статьями 20 и 56 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» настоящим подтверждаю свое согласие на проведение мне искусственного прерывания беременности (нужное подчеркнуть):
медикаментозным методом;
путем хирургической операции с разрушением и удалением плодного яйца (эмбриона человека), которая проводится под обезболиванием.
1. Перед направлением на искусственное прерывание беременности мне предоставлено время для обдумывания и принятия окончательного решения в течение (нужное подчеркнуть):
48 часов;
7дней*.
В течение указанного периода:
я проинформирована о сроке моей беременности, об отсутствии у меня медицинских противопоказаний к вынашиванию данной беременности и рождению ребенка;
мне проведено/не проведено (нужное подчеркнуть) ультразвуковое исследование (далее - УЗИ) органов малого таза, в процессе которого продемонстрировано изображение эмбриона и его сердцебиение (при наличии сердцебиения)**: «__» __________ 20___ г. (указать дату проведения согласно отметке в медицинской документации или дату отказа от медицинского вмешательства, оформленного в установленном порядке);
я проконсультирована психологом (медицинским психологом, специалистом по социальной работе) по вопросам психологической и социальной поддержки.
2. Я проинформирована врачом-акушером-гинекологом:
о том, что имею право не делать искусственное прерывание беременности и не прерывать беременность;
о том, что при условии строжайшего соблюдения правил проведения искусственного прерывания беременности могут возникнуть следующие осложнения:
после проведения искусственного прерывания беременности, в том числе в качестве отдаленных последствий:
бесплодие;
хронические воспалительные процессы матки и (или) придатков матки; нарушение функции яичников; тазовые боли; внематочная беременность; невынашивание беременности; различные осложнения при вынашивании последующей беременности и в родах - преждевременные роды, различные осложнения родовой деятельности, кровотечение в родах и (или) послеродовом периоде; психические расстройства; опухолевые процессы матки;
скопление крови в полости матки; остатки плодного яйца в полости матки, острый и (или) подострый воспалительный процесс матки и (или) придатков матки, вплоть до перитонита, что потребует повторного оперативного вмешательства, не исключая удаления придатков матки и матки;
во время проведения искусственного прерывания беременности:
осложнения анестезиологического пособия;
травма и прободение матки с возможным ранением внутренних органов и кровеносных сосудов;
кровотечение, что может потребовать расширения объема операции вплоть до чревосечения и удаления матки, хирургического вмешательства на внутренних органах.
3. Мне даны разъяснения врачом-акушером-гинекологом о:
механизме действия назначаемых мне перед проведением и во время проведения искусственного прерывания беременности лекарственных препаратов для медицинского применения и возможных осложнениях при их применении;
основных этапах обезболивания;
необходимости прохождения медицинского обследования для контроля за состоянием моего здоровья после проведения искусственного прерывания беременности;
необходимости приема лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с назначениями лечащего врача;
режиме поведения, в том числе половой жизни, гигиенических мероприятиях после проведения искусственного прерывания беременности и возможных последствиях в случае несоблюдения рекомендаций;
методах предупреждения нежелательной беременности;
сроках контрольного осмотра врачом-акушером-гинекологом.
4. Я имела возможность задавать любые вопросы и на все вопросы получила исчерпывающие ответы. Мне разъяснены возможность не прибегать к искусственному прерыванию беременности и предпочтительность сохранения и вынашивания беременности и рождения ребенка.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Получив полную информацию о возможных последствиях и осложнениях в связи с проведением искусственного прерывания беременности, я подтверждаю, что мне понятен смысл всех терминов, на меня не оказывалось давление и я осознанно принимаю решение о проведении мне искусственного прерывания беременности.
Пациент |
|
|
|
| (фамилия, имя, отчество) |
| (подпись) |
Дата | «___» __________ 20___ г. |
|
|
6. Я свидетельствую, что разъяснил пациентке суть, ход выполнения, негативные последствия проведения искусственного прерывания беременности, возможность не прибегать к нему и предпочтительность вынашивания беременности и рождения ребенка, дал ответы на все вопросы.
7. Подтверждаю, что рекомендовал пациентке проведение УЗИ органов малого таза для демонстрации изображения эмбриона и его сердцебиения (при наличии сердцебиения).
Врач-акушер-гинеколог |
|
|
|
| (имя, отчество, фамилия) |
| (подпись) |
Дата | «___» __________ 20___ г. |
|
|
_____________________________
* Часть 3 статьи 56 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
** Пункт 106 Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)», утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. № 572н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2013 г., регистрационный № 27960), с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 января 2014 г. № 25н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 марта 2014 г., регистрационный № 31644), от 11 июня 2015 г. № 333н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 июля 2015 г., регистрационный № 37983) и от 12 января 2016 г. № 5н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 февраля 2016 г., регистрационный № 41053).
Методика проведения этапа рефлексии занятия:
Для проведения рефлексии в конце занятия можно использовать одну или обе из предложенных методик (устно или письменно).
1.Обучающиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
2. Аргументированный ответ на один из вопросов:
- Что вы ожидали от занятия и что получилось?
- Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?
- Перечислите в порядке убывания основные проблемы и трудности, которые вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?
- Что мы делали нерационально? Назовите одно действие, которое можно добавить, чтобы завтра сделать нашу работу на занятии более успешной.
- На основании каких критериев можно оценить нашу деятельность?
- Какой этап занятия вы бы опустили, вычеркнули? Почему?
Задание для самостоятельной подготовки к следующему занятию:
Подготовить глоссарий по теме: Бесплодный брак. Женское бесплодие
Мужское бесплодие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия« Медицинская и психосоциальная реабилитация пациентов с заболеваниями внутренних органов и систем »
Реабилитация или восстановительное лечение - это процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полн...
Методическая разработка теоретического занятия ""Реабилитация пациентов при заболеваниях нервной системы"
Представлена методическая разработка в помощь преподавателю для проведения теоретического занятия....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Конференция «Физическая реабилитация пациентов с невритом лицевого нерва»
Проведение научно – практической конференции является такой формой обучения, которая дает большие возможности студентам развивать познавательную деятельность, развивает профессиональное мышление...
Методическая разработка практического занятия «Осуществление пособия при проведении ЛФК. Медицинский контроль» ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.02. Основы реабилитации Специальность: 34.02.01. Сестринское дело,
Методическая разработка была выполнена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования третьего поколения. Данная тема входит в изучение ...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК.02.02 Основы реабилитации
Министерство Здравоохранения РФКыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж» Методическая разработкапрактического занятия для преподавателяПМ.02 Участие в л...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК.02.02 Основы реабилитации
Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж» Методическая разработкапрактического занятия для преподавателяПМ.02 Участие в лечебно-диагно...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ Оказание помощи при «остром животе» в гинекологии Внематочная беременность по типу трубного аборта
Методическое пособие составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по Специальность 31.02.01. Лечебное дело (углубленный уровень). Методическое пособие написана в...