Мои публикации
презентация к уроку

Мхитарян Любовь Севановна

Размещены методические материалы к теоретическим и практическим занятиям по некоторым из преподаваемых мною дисциплин (анатомия и физиология человека, сестриснкий уход в хирургии).

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon aseptika.ppt2.45 МБ
Office presentation icon antiseptika.ppt2.05 МБ
Office presentation icon transfuzii.ppt1.64 МБ
Файл immunitet.pptx1.09 МБ
Файл tema_myshtsy.pptx604.1 КБ
Файл prakticheskaya_rabota_myshtsy.docx218.32 КБ
Файл prakticheskaya_rabota_krov.docx227.03 КБ
Файл prakticheskaya_rabota_serdtse.docx205.58 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Теоретическое занятие №1 Асептика

Слайд 2

План лекции Асептика 1 Профилактика хирургической ВБИ:

Слайд 3

профессиональные и общие компетенции: ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 2.4. Применение медикаментозных средств в соответствии с правилами их использования. ОК 12. Организовать рабочее место с соблюдением охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Слайд 4

Асептика Что такое хирургическая инфекция? Хирургическая инфекция - это заболевания, которые вызываются внедрением в рану или в организм в целом специальной группы микроорганизмов. В настоящее время известно 30 видов аэробных и анаэробных микробов, 9 видов грибков и 8 видов вирусов, способных вызывать хирургическую инфекцию.

Слайд 5

Моисеева Е. К. Луи Пастер (1822 - 1895 гг.) Французский микробиолог и химик

Слайд 6

Пути внедрения микробов в организм экзогенный гематогенный лимфогенный контактный Эндогенный путь – из очагов инфекции уже существующих в организме проникновение микробов из внешней среды в рану из воздуха и контактным путем.

Слайд 7

Асептика - это комплекс мероприятий, направленный на предупреждение проникновения микроорганизмов в рану или в организм в целом. 1 2 защиту организма больного и раны от контакта с внешней бактериально – загрязненной средой уничтожение микроорганизмов на всём, что может соприкасаться с раной больного, или находится на предметах, которые могут стать источником распространения в/больничной инфекции. Асептика преследует 2 цели:

Слайд 8

Мероприятия профилактики воздушной внутрибольничной инфекции: Уборки Облучение предварительная текущая, заключительная. генеральная До начала работы лампы включают не менее, чем на 30 минут и после окончания работы не менее, чем на 2 часа спецодежда облучение уборка посещения РАО и ОБ посещение больных в ХО Воздушная инфекция

Слайд 9

Мероприятия профилактики контактной внутрибольничной инфекции Основное мероприятие профилактики контактной инфекции – это стерилизация всего того, что соприкасается с раной, вводится в организм человека во время операций, перевязок, инъекций, вливаний; Д езинфекция – это уничтожение патогенных вегетирующих (живых) форм микробов на предметах медицинского назначения. С терилизация – это уничтожение всех микроорганизмов (в том числе спор, вирусов, грибов);

Слайд 10

паром под давлением парами форма лина 6 % Н2О2 Лизоформ, сайдекс и др. Физические методы стерилизации Химические методы стерилизации сухим жаром УЗ и ИИ МЕТОДЫ СТЕРИЛИЗАЦИИ

Слайд 11

Режимы стерилизации Основной 1,1 атм. 120 гр. С 45 мин. 160 гр. С 150 минут (2,5 ч.) Бельё, инструменты, перевязочный материал основной режим, щадящий – резина, пластик, Щадящий Основной Щадящий 2 атм. 132 гр. С 20 минут 180 гр. С 60 минут.

Слайд 12

Контроль стерильности Самый точный метод контроля стерильности – это бактериологический , Делаются «смывы» с объектов и делаются посевы на питательную среду. Это происходит регулярно 1 раз в неделю в операционных, перевязочных, процедурных. Результаты смывов четко определяют стерильность инструментов, халатов, рук медперсонала и т.д.

Слайд 13

Вид операции Экстренная Немедленно Накануне Полная санитар-ная обработка Смена нательного и постельного белья В день операции Обработка кожи до подачи в оперблок Обработка кожи на операцион-ном столе Частичная санитарная обработка Подготовка кожи на операцион-ном столе Плановая Этапы подготовки и обработки операционного поля

Слайд 14

Моисеева Е. К. Наложение асептической повязки Обработка после наложения кожных швов Обработка перед наложением кожных швов (йодонат, спиртовой раствор хлоргексидина Изоляция его стерильным бельём, обработка конкретного места операции Широкая обработка операционного поля, двукратно – до начала операции. Этапы подготовки и обработки операционного поля

Слайд 15

БЫТОВОЙ (ГИГИЕНИЧЕСКИЙ) После и перед приемом пищи, после посещения туалета, перед и после неинвазивного контакта с пациентом (измерение АД, пульса, температуры тела и т. п.) ХИРУРГИЧЕСКИЙ Перед облачением в стерильную одежду, одеванием стерильных перчаток. АСЕПТИЧЕСКИЙ После и перед одевания перчаток, перед укладкой биксов Уровни обработки рук

Слайд 16

Асептика и СЭР Основные структурные подразделения хирургического стационара Приёмное отделение Хирургическое отделение Операционный блок Отделение переливания крови (ОПК) Централизованное стерилизационное отделение (ЦСО)

Слайд 17

Асептика и СЭР Проветривание и вентиляция помещений проводится по графику и снижает загрязненность воздуха микроорганизмами до 30 % В особо чистых помещениях дополнительно исполь- зуются бактерицидные ультрафиолетовые лампы, централизованная система очистки воздуха Некоторые операции: трансплантация органов с последующим применением иммунодепрессивных препаратов, пересадка кожи при обширных ожогах – необходимо проводить в особо стерильных условиях Специальные методы уничтожения микробов в воздухе и предотвращения их попадания в окружающую среду

Слайд 18

Асептика и СЭР TEXT TEXT Личная гигиена больных и медицинского персонала включает в себя: Санобработку, смену одежды, контроль на педикулез в приёмном покое при поступлении; Соблюдение правил личной гигиены на отделении Регуляторную смену постельного и нательного белья 1 раз в 7 дней или по мере загрязнения

Слайд 19

Асептика и СЭР Биксы Шиммельбуша трёх размеров, или коробки стерилизационные круглые; Виды биксов для стерилизации материала Коробки стерилизацион - ные с антибактериальном фильтром.

Слайд 20

Вопросы для закрепления! Дайте определение понятию асептика? Объектами воздействия методов асептики являются? Перечисите пути эндогенной микробной контаминации ран? Какие мероприятиям асептики относят к основным? Что включает в себя специальная обработка рук перед операцией и из каких этапов она состоит?

Слайд 21

Список литературы 1.Хирургия: учеб. для студ. Сред. Проф. Учеб. Заведений / Б. Н. Жуков, С. А. Быстров; под ред. Б. Н. Жукова. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. 2.Сестринское дело в хирургии: Учебное пособие/ С. А. Блинов, В.Г. Ведерникова, А. А. Владимиров и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. 3.Общая хирургия: учеб. Для студ. Мед. ВУЗов / С. В. Петров. – СПб.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2019. 4.Дмитриева З. В., Кошелев А. А., Теплова А. И. Хирургия с основами реаниматологии. Общая хирургия: учеб. Пособие. – СПб., «Паритет», 2019.

Слайд 22

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Теоретическое занятие №3 Антисептика

Слайд 2

План лекции Антисептика 1 Профилактика хирургической ВБИ:

Слайд 3

профессиональные и общие компетенции: ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 2.4. Применение медикаментозных средств в соответствии с правилами их использования. ОК 12. Организовать рабочее место с соблюдением охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Слайд 4

Антисептика Туалет раны ПХО раны Антисептики различных групп Дренирование : Активное, пассивное, проточно-промывное Механическая Химическая Физическая Антисептика – комплекс лечебно-профилактических мероприятий, направленных на уничтожение микробов на коже, в ране, патологическом образовании или организме в целом.

Слайд 5

Физическая антисептика Основана на применении физических факторов для борьбы с инфекцией. Главным принципом физической антисептики является обеспечение дренирования из инфицированной раны — оттока ее отделяемого наружу и тем самым ее очищение от микробов, токсинов и продуктов распада тканей.

Слайд 6

Активное дренирование Активное дренирование основано на удалении из полости жидкости с помощью разряженного (вакуумного) пространства . Наиболее простой способ активного дренирования — удаление жидкости с помощью шприца.

Слайд 7

Пассивное дренирование Для пассивного дренирования можно использовать гигроскопичную марлю, которая способна впитывать жидкость до 2 своей массы. Марлевые полосы вводят в полости рыхло без сдавления и складывают так, чтобы разрезанный край был ввернут внутрь. Применяются резиновые ил и пластмассовые трубки, полоски из перчаточной резины, предупреждающие соприкосновение краев раны или отверстия полости.

Слайд 8

Проточно-промывное дренирование В рану вводятся минимум два дренажа: в один дренаж с помощью системы для переливания постоянно поступает антисептический раствор, а из другого — вытекает. При этом объемы вводимой и выводимой жидкости должны обязательно совпадать!

Слайд 9

Дренирование

Слайд 10

К современным методам физической антисептики относятся: применение высокоэнергетического (хирургического) лазера; применение ультразвука ; Использование физиотерапевтических процедур; использование экстракорпоральной детоксикации.

Слайд 11

Механическая антисептика Приемы механического удаления из раны инфицированных и нежизнеспособных тканей, служащих основной питательной средой для инфекции, называются механической антисептикой. Туалет раны выполняется при всех перевязках, оказании первой помощи. Первичная хирургическая обработка (ПХО) Вторичная хирургическая обработка

Слайд 12

Химическая антисептика Местное применение — это наложение на рану повязок, пропитанных антисептическим веществом, промывание раны антисептическими веществами. Общее применение — это прием внутрь или парентерально сульфаниламидов, нитрофуравов, которые проникают в кровь и оказывают воздействие на весь организм.

Слайд 13

Биологическая антисептика Антибиотики. Эти продукты жизнедеятельности микроорганизмов подавляют рост и развитие других болезнетворных микроорганизмов. Выделяют антибиотики с бактериостатическими (останавливают рост микроорганизмов) или бактерицидными (убивают микроорганизмы) свойствами.

Слайд 14

Основные принципы современной антибиотикотерапии • проведение антибиотикотерапию и антибиотикопрофилактики по строгим показаниям; • обязательное определение чувствительности микрофлоры раны к антибиотикам; • проведение пробы на чувствительность к антибиотикам; •смена антибиотиков каждые 5—7 сут при необходимости длительного лечения во избежание адаптации микрофлоры к ним; • комбинация антибиотиков с учетом их синергизма в целях повышения антибактериальной активности; для этого существую таблицы сочетаемости антибиотиков; • комбинация путей введения (местное и общее применение); • сочетание с другими антисептическими веществами.

Слайд 15

Энзимотерапия Энзимотерапия основана на применении ферментных препаратов, оказывающих некротическое действие в способствующих быстрому очищению инфицированных ран, гнойных полостей от нежизнеспособных участков тканей, сгустков фибрина, гноя. Кроме того, они оказывают противовоспалительное и противоотечное действие, повышают активность антибиотиков.

Слайд 16

В настоящее время применяют • протеолитические ферменты животного происхождения (трипсии, плазмии хемотрипсин, хемопсин); • микробные ферменты из гемолитического стрептококка (стрептогеназа, стрептодорназа), бактерий тканерасплавляющих клостридий (коллагеназа). К ферментам, деполяризующим ДНК, относят также гиалуронидазу; • протеолитические ферменты растительного происхождения (бромелаиниз — из ананасов, папаин — из дынного дерева, дебриции — из грецких орехов). Последние годы стали применять терралитин (продукт жизнедеятельности грибка аспергилиус торрикола), ируксол (смесь ферментов клостридиопептидазы А, сопутствующей пептидазы, 1 % хлорамфикола).

Слайд 17

Вопросы для самоподготовки 1.Дайте определение антисептики. 2.Перечислите методы антисептики. 3.Приведите примеры механической антисептики. 4.Почему механические методы являются ведущими в антисептике? 5.Приведите примеры физической антисептики. 6.Какое свойство перевязочного материала используется в физической антисептике? 7.Перечислите методы дренирования ран. 8.Каково назначение дезинфицирующих веществ в антисептике? 9.Каково назначение химиотерапевтических веществ в антисептике? 10.Перечислите основные группы химических антисептиков.

Слайд 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Хирургия: учеб. для студ. Сред. Проф. Учеб. Заведений / Б. Н. Жуков, С. А. Быстров; под ред. Б. Н. Жукова. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. 2.Сестринское дело в хирургии: Учебное пособие/ С. А. Блинов, В.Г. Ведерникова, А. А. Владимиров и др. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. 3.Общая хирургия: учеб. Для студ. Мед. ВУЗов / С. В. Петров. – СПб.: Издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2017. 4.Дмитриева З. В., Кошелев А. А., Теплова А. И. Хирургия с основами реаниматологии. Общая хирургия: учеб. Пособие. – СПб., «Паритет», 2018

Слайд 19

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Теоретическое занятие №6 Основы трансфузиологии Папян Л.С.

Слайд 2

План лекции Группы крови и Rh Определение группы кр. и Rh ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИГОДНОСТИ КРОВИ ПРОБЫ НА СОВМЕСТИМОСТЬ МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ПЕРЕЛИВАНИЯ Трансфузии

Слайд 3

профессиональные и общие компетенции: ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ПК 2.4. Применение медикаментозных средств в соответствии с правилами их использования. ОК 12. Организовать рабочее место с соблюдением охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Слайд 4

ТРАНСФУЗИИ Трансфузиология — это комплексная дисциплина, включающая вопросы переливания и консервирования крови, разделения крови на лечебные и диагностические препараты, их применения в клинике, получения и клинического применения кровезаменителей, профилактики и лечения осложнений, связанных с переливанием крови и ее компонентов, препаратов и кровезаменителей. Значение трансфузиологии в современной медицине исключительно велико, особенно для хирургии , анестезиологии и реаниматологии, гематологии, трансплантологии, акушерства и гинекологии. Трансфузионная терапия широко применяется при лечении различных заболеваний и травм, оперативных вмешательствах.

Слайд 5

Термины трансфузиологии Гемотрансфузия Донор Реципиент Трансфузионная среда это переливание крови или её компонентов. человек, дающий свою кровь, ее компоненты, ткани или органы для другого человека. больной, которому сделано переливание крови или ее компонентов либо пересадка органов и тканей. это любой компонент, препарат из крови или кровезаменитель, который вливается в кровеносное русло больного. Инфузия Компоненты крови это капельное или струйное введение любых лекарс-твенных средств в кровеносное русло больного. это лечебные фракции донорской крови, полученные в учреждениях службы крови различными способами, сохраняющие групповую и резус-принадлежность и относящиеся к конкретному донору.

Слайд 6

Термины трансфузиологии Препараты крови Кровезаменитель Гемолиз Антигены это лечебные компоненты, полученные из смеси плазмы многих доноров, лишенные групповой и резус-принадлежности. это искусственно созданный препарат с определенными свойствами, используемый вместо компонентов и препаратов крови. это разрушение (лизис) клеток крови, в первую очередь эритроцитов. это вещества, в основном белковой природы, способные вызывать в организме образование антител и вступать с ними в реакцию «антиген + антитело». Агглютиноген Агглютинин это естественный антиген, содержащийся в клетках крови, определяющий их групповую принадлежность и способность склеиваться при встрече с одноименными агглютинином. это антитело естественного или иммунного происхождения, циркулирующее в плазме крови и вступающее в реакцию агглютинации с агглютиногеном.

Слайд 7

Агглютинация – это склеивание клеток между собой в агглютинаты под воздействием различных причин. Агглютинация может быть истинной и ложной . Истинная агглютинация происходит при взаимодействии агглютиногена и агглютинина, а ложная вызывается другим и причинами неиммунологического характера и может затруднять определение группы крови. Термины трансфузиологии Изогемагглютинация — это физиологическое (нормальное) явление, гемагглютинация, которая происходит при встрече естественных агглютиногенов и агглютининов. Она наблюдается при определении группы крови с помощью стандартных изогемагглютинирующих сывороток.

Слайд 8

Состав групп крови и их распространённость 8,1% AB (IV) 0 33,5 % 20,6% B (III) α 0 (I) αβ 3 7 , 8% A (II) β

Слайд 9

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ МЕРОПРИЯТИЙ ПЕРЕД ПЕРЕЛИВАНИЕМ КРОВИ Определить показания и противопоказания к переливанию крови. Определить группу крови ( стандартные сыворотки , цоликлоны ) и резус-фактор у реципиента. Подобрать необходимую кровь. Определить пригодность ее к переливанию. Собрать и заполнить систему для переливания. Провести пробы на совместимость. Выбрать способ переливания крови. Соблюдая асептику, провести гемотрансфузию.

Слайд 10

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИГОДНОСТИ КРОВИ К ПЕРЕЛИВАНИЮ Полимерный контейнер (флакон) с кровью должен быть герметичным, иметь этикетку, на которой содержатся сведения о группе крови и резус-факторе донора. 2. Затем производится визуальная оценка содержимого контейнера. З. Кровь проверяется на наличие сгустков. Если они обнаружены, то кровь переливать нельзя.

Слайд 11

ПРОВЕДЕНИЕ ПРОБ НА СОВМЕСТИМОСТЬ Проба на индивидуальную (групповую) совместимость. Проба на резус-совместимость Проба на биологическую совместимость

Слайд 12

Определение группы крови и резус-фактора Используют эритроциты и сыворотку крови реципиента не более двухдневного срока хранения при температуре +2 - 8°С. На пластинку в три точки под обозначениями анти-А и анти-В помещают по 2 капли (0,1 мл) реагента и рядом по одной капле осадка эритроцитов (0,02 - 0,03 мл, примерно в 10 раз меньше, чем капля реагента ). Цоликлон и эритроциты перемешивают стеклянной палочкой (сухой, отдельно палочка для каждого цоликлона). Пластинку периодически покачивают, наблюдая за ходом реакции в течение 3-х мин.

Слайд 13

Оценка результатов реакции агглютинации.

Слайд 14

Проведение гемотрансфузии стеснение за грудиной и чувство жара; боль в животе и пояснице; Голово- кружение и слабость. При проведении биологической пробы необходимо выявлять проблемы пациента связанные с ранними признаки несовместимости. Ранние признаки несовместимости гиперемия лица и шеи;

Слайд 15

МЕТОДЫ И СПОСОБЫ ПЕРЕЛИВАНИЯ КРОВИ Переливание трупной крови — в ней нет фибриногена, поэтому она не свертывается и не требует стабилизатора. Обменное переливание — метод, когда сначала часть крови больного выпускают (эксфузия), а потом заменяют ее донорской. Аутогемо- трансфузия — переливание больному его собственной крови. Непрямое переливание — это метод, когда кровь сначала консервируют, а потом переливают реципиенту. Прямое переливание — это метод непосредственного переливания крови от донора реципиенту.

Слайд 16

ПРОВЕДЕНИЕ ГЕМОТРАНСФУЗИИ Накануне больному делается клинический анализ крови и общий анализ мочи. Контейнер с нужной кровью должен быть за 40 мин до переливания взят из холодильника и выдержан при комнатной температуре . Переливание проводится через одноразовую систему, которую заполняет медсестра с соблюдением всех правил. Скорость переливания должна быть 40 капель в мин.

Слайд 17

Нельзя переливать кровь из одного контейнера двум реципиентам, которым она подходит. Нельзя из одного контейнера перелить часть крови сегодня, а часть хранить до следующего дня, даже если она предназначена тому же реципиенту. Во время и после переливания необходимо следить за состоянием реципиента, наблюдать за возможным появлением признаков несовместимости.

Слайд 18

ЗАПИСЬ В ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ ПОСЛЕ ПЕРЕЛИВАНИЯ Показания к переливанию. Дата проведения. Время начала переливания. Метод и способ переливания. Данные с этикетки контейнера: — ФИО донора; — группа крови и резус-фактор донора; — номер флакона (контейнера); — дата заготовки. Данные о группе крови и резус-факторе реципиента. Результат всех трех проб на совместимость и вид пробы. Состояние больного до, во время и после переливания: - каждые З ч отмечается пульс и артериальное давление; - каждые З ч отмечается температура тела; - отмечается цвет первой порции мочи (если ее нет, то проводится катетеризация мочевого пузыря); - в конце первых суток делается общий анализ мочи (на белок) и клинический анализ крови (на гемолиз). Больной может быть выписан на 3-и сутки, если отсутствует реакция на переливание и нормальный анализ мочи.

Слайд 19

Вопросы для закрепления. 1. Какова роль и трасфузионной терапии в хирургии? 2. Что лежит в основе учения о группах крови? 3. Какие пробы необходимо провести перед переливание крови и её компонентов? 4. Какова роль медицинской сестры при инфузионной и трансфузиооной терапии?

Слайд 20

Список литературы 1. Н.В. Барыкина, В.Г. Зарянская. Сестринское дело в хирургии. Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2018. 2. Н.В. Барыкина, В.Г. Зарянская. Сестринское дело в хирургии. Практикум. Ростов н/Д: Феникс, 2019. 3. Основы сестринского дела: учебное пособие, /Под общей редакцией проф. С.И. Двойникова. – М.: АНМИ, 2019. – 577с. 4. С.А. Мухина, И.И. Тарновская. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учеб.пос. – 2-е изд., испр. и доп.- М.: ГЭОТАР – Медиа, 2018. – 512 с.: ил. 5. Т.П. Обуховец, Т.А. Склярова, О.В. Чернова под редакцией Б.В. Карабухина Основы сестринского дела – Изд. 12, - доп. и перераб. - Ростов-н/Д: - Феникс, 2019г.- 553с.

Слайд 21

Спасибо за внимание !


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Иммунная система человека ЛЕКЦИЯ по анатомии и физиологии

Слайд 2

План лекции Определение иммунитета, виды. Механизм реализации иммунного ответа. Анатомия иммунной системы. Специфика иммунного ответа.

Слайд 3

П рофессиональные и общие компетенции: ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. ОК 12. Организовать рабочее место с соблюдением охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Слайд 4

Иммуните́т (лат. immunitas — освобождение) — способность организма поддерживать свою биологическую индивидуальность путём распознавания и удаления чужеродных веществ и клеток (в том числе болезнетворных бактерий и вирусов, а также собственных видоизменённых опухолевых клеток). Характеризуется изменением функциональной активности преимущественно иммуноцитов с целью поддержания антигенного гомеостаза внутренней среды.

Слайд 6

Виды иммунитетов Естественный — он приобретается в результате перенесенного инфекционного заболевания (это активный иммунитет) или передается от матери к плоду во время беременности (пассивный иммунитет). Видовой – когда организм не восприимчив к некоторым заболеваниям других животных.

Слайд 7

Виды иммунитетов Искусственный — получается путем введения вакцины (активный) или сыворотки (пассивный).

Слайд 8

Основная задача иммунной системы Формирование иммунного ответа на попадающие во внутреннюю среду чужеродные субстанции, то есть защита организма на клеточном уровне.

Слайд 9

Механизм реализации иммунного ответа 1. Клеточный иммунитет, осуществляется прямым контактом лимфоцитов (главные клетки иммунной системы) с чужеродными агентами. Так развивается противоопухолевая, противовирусная защита, реакции отторжения трансплантатов.

Слайд 10

Механизм реализации иммунного ответа 2. В качестве реакции на болезнетворные микроорганизмы, чужеродные клетки и белки вступает в силу гуморальный иммунитет (от лат. umor — влага, жидкость, относящийся к жидким внутренним средам организма). Гуморальный иммунитет играет основную роль в защите организма от бактерий, находящихся во внеклеточном пространстве и в крови. В его основе — производство специфических белков — антител, которые циркулируют по кровеносному руслу и борются против антигенов — чужеродных молекул.

Слайд 11

Анатомия иммунной системы Центральные органы иммунной системы: Красный костный мозг — место, где «хранятся» стволовые клетки. В зависимости от ситуации, стволовая клетка дифференцируется в иммунные клетки – лимфоидного (В-лимфоциты) или миелоидного ряда. Вилочковая железа (тимус) – место созревания Т-лимфоцитов.

Слайд 12

Костный мозг поставляет клетки-предшественники для различных популяций лимфоцитов и макрофагов, в нем протекают специфические иммунные реакции. Он служит основным источником сывороточных иммуноглобулинов.

Слайд 13

Вилочковая железа (тимус) играет ведущую роль в регуляции популяции Т-лимфоцитов. Тимус поставляет лимфоциты, в которых для роста и развития лимфоидных органов и клеточных популяций в различных тканях нуждается эмбрион. Дифференцируясь, лимфоциты благодаря освобождению гуморальных веществ получают антигенные маркеры. Корковый слой густо заполнен лимфоцитами, на которые воздействуют тимические факторы. В мозговом слое находятся зрелые Т-лимфоциты, покидающие вилочковую железу и включающиеся в циркуляцию в качестве Т-хелперов, Т-киллеров, Т-супрессоров .

Слайд 14

Анатомия иммунной системы Периферические органы иммунной системы: селезенка, миндалины, лимфоузлы и лимфотические образования кишечника и других органов, в которых есть зоны созревания иммунных клеток. Клетки иммунной системы – В- и Т-лимфоциты, моноциты, макрофаги, нейтро -, базо -, эозонофилы , тучные, эпителиальные клетки, фибробласты. Биомолекулы – иммуноглобулины, моно- и цитокины , антигены, рецепторы и другие.

Слайд 15

Селезенка заселяется лимфоцитами в позднем эмбриональном периоде после рождения. В белой пульпе имеются тимусзависимые и тимуснезависимые зоны, которые заселяются Т– и В-лимфоцитами. Попадающие в организм антигены индуцируют образование лимфобластов в тимусзависимой зоне селезенки, а в тимуснезависимой зоне отмечаются пролиферация лимфоцитов и образование плазматических клеток.

Слайд 16

Клетки иммунной системы Иммунокомпетентными клетками организма человека являются Т– и В-лимфоциты.

Слайд 17

Клетки иммунной системы T-лимфоциты возникают в эмбриональном тимусе. В постэмбриональном периоде после созревания T-лимфоциты расселяются в T-зонах периферической лимфоидной ткани. После стимуляции (активации) определенным антигеном T-лимфоциты преобразовываются в большие трансформированные T-лимфоциты, из которых затем возникает исполнительное звено T-клеток. Т-клетки участвуют в: 1) клеточном иммунитете; 2) регулировании активности В-клеток; 3) гиперчувствительности замедленного (IV) типа.

Слайд 18

Клетки иммунной системы Различают следующие субпопуляции Т-лимфоцитов: 1) Т-хелперы. Запрограммированы индуцировать размножение и дифференцировку клеток других типов. Они индуцируют секрецию антител В-лимфоцитами и стимулируют моноциты, тучные клетки и предшественники Т-киллеров к участию в клеточных иммунных реакциях. Эта субпопуляция активируется антигенами, ассоциируемыми с продуктами генов МНС класса II – молекулами класса II, представленными преимущественно на поверхности В-клеток и макрофагов; 2) супрессорные Т-клетки. Генетически запрограммированы для супрессорной активности, отвечают преимущественно на продукты генов МНС класса I. Они связывают антиген и секретируют факторы, инактивирующие Т-хелперы; 3) Т-киллеры. Узнают антиген в комплексе с собственными МНС-молекулами класса I. Они секретируют цитотоксические лимфокины .

Слайд 19

Клетки иммунной системы В-лимфоциты разделяют на две субпопуляции : В1 и В2. В1-лимфоциты проходят первичную дифференцировку в пейеровых бляшках, затем обнаруживаются на поверхности серозных полостей. В ходе гуморального иммунного ответа способны превращаться в плазмоциты , которые синтезируют только IgМ . Для их превращения не всегда нужны Т-хелперы. В2-лимфоциты проходят дифференцировку в костном мозге, затем в красной пульпе селезенки и лимфоузлах . Их превращение в плазмоциты идет с участием Т-хелперов. Такие плазмоциты способны синтезировать все классы Ig человека.

Слайд 20

Клетки иммунной системы В-клетки памяти – это долгоживущие В-лимфоциты, произошедшие из зрелых В-клеток в результате стимуляции антигеном при участии Т-лимфоцитов. При повторной стимуляции антигеном эти клетки активируются гораздо легче, чем исходные В-клетки. Они обеспечивают (при участии Т-клеток) быстрый синтез большого количества антител при повторном проникновении антигена в организм.

Слайд 21

Клетки иммунной системы Макрофаги отличаются от лимфоцитов, но также играют важную роль в иммунном ответе. Они могут быть: 1) антигенобрабатывающими клетками при возникновении ответа; 2) фагоцитами в виде исполнительного звена.

Слайд 22

Специфика иммунного ответа Зависит: 1. От вида антигена (чужеродного вещества) — его свойства, состава, молекулярной массы, дозы, длительности контакта с организмом. 2. От иммунологической реактивности, то есть состояние организма. Это как раз тот фактор, на который направлены различные виды профилактики иммунитета (закаливание, прием иммунокорректоров , витаминов). 3. От условий внешней среды. Они могут как усиливать защитную реакцию организма, так и препятствовать нормальной работе иммунной системы.

Слайд 23

Формы иммунного ответа Иммунный ответ – это цепь последовательных сложных кооперативных процессов, идущих в иммунной системе в ответ на действие антигена в организме.

Слайд 24

Формы иммунного ответа Различают: 1) первичный иммунный ответ (возникает при первой встрече с антигеном); 2) вторичный иммунный ответ (возникает при повторной встрече с антигеном).

Слайд 25

Иммунный ответ Любой иммунный ответ состоит из двух фаз: 1) индуктивной; представление и распознавание антигена. Возникает сложная кооперация клеток с последующей пролиферацией и дифференцировкой; 2) продуктивной; обнаруживаются продукты иммунного ответа. При первичном иммунном ответе индуктивная фаза может длиться неделю, при вторичном – до 3 дней за счет клеток памяти.

Слайд 26

Иммунный ответ В иммунном ответе антигены, попавшие в организм, взаимодействуют с антигенпредставляющими клетками (макрофагами), которые экспрессируют антигенные детерминанты на поверхности клетки и доставляют информацию об антигене в периферические органы иммунной системы, где происходит стимуляция Т-хелперов. Далее иммунный ответ возможен в виде по одного из трех вариантов: 1) клеточный иммунный ответ; 2) гуморальный иммунный ответ; 3) иммунологическая толерантность.

Слайд 27

Клеточный иммунный ответ Клеточный иммунный ответ – это функция T-лимфоцитов. Происходит образование эффекторных клеток – T-киллеров, способных уничтожать клетки, имеющие антигенную структуру путем прямой цитотоксичности и путем синтеза лимфокинов , которые участвуют в процессах взаимодействия клеток (макрофагов, T-клеток, B-клеток) при иммунном ответе. В регуляции иммунного ответа участвуют два подтипа T-клеток: T-хелперы усиливают иммунный ответ, T-супрессоры оказывают противоположное влияние.

Слайд 28

Гуморальный иммунный ответ Гуморальный иммунитет – это функция B-клеток. Т-хелперы, получившие антигенную информацию, передают ее В-лимфоцитам. В-лимфоциты формируют клон антителопродуцирующих клеток. При этом происходит преобразование B-клеток в плазматические клетки, секретирующие иммуноглобулины (антитела), которые имеют специфическую активность против внедрившегося антигена.

Слайд 29

Образующиеся антитела вступают во взаимодействие с антигеном с образованием комплекса АГ – АТ, который запускает в действие неспецифические механизмы защитной реакции. Эти комплексы активируют систему комплемента. Взаимодействие комплекса АГ – АТ с тучными клетками приводит к дегрануляции и выделению медиаторов воспаления – гистамина и серотонина.

Слайд 30

Иммунологическая толерантность При низкой дозе антигена развивается иммунологическая толерантность. При этом антиген распознается, но в результате этого не происходит ни продукции клеток, ни развития гуморального иммунного ответа.

Слайд 31

Характеристики иммунного ответа 1) специфичность (реактивность направлена только на определенный агент, который называется антигеном); 2) потенцирование (способностью производить усиленный ответ при постоянном поступлении в организм одного и того же антигена); 3) иммунологическая память (способностью распознавать и производить усиленный ответ против того же самого антигена при повторном его попадании в организм, даже если первое и последующие попадания происходят через большие промежутки времени).

Слайд 32

Вопросы для закрепления. Дайте понятие иммунитету. Определите виды иммунитета. В чем заключается иммунный ответ.

Слайд 33

Список литературы: Аллергология и иммунология . Национальное руководство. Под ред. Хаитова Р.М., Ильинои ̆ Н.И. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019.—656с. Аллергология и иммунология. Под ред. Баранова А.А. и Хаитова Р.М. М.: Союз педиатров России, 2018.—247с. Ковальчук Л.В., Ганковская Л.В., Мешкова Р.Я. Клиническая иммунология и аллергология с основами общеи ̆ иммунологии: учебник.-- М.: ГЭОТАР –Медиа, 2019.—640с. Койко Р., Саншайн Д., Бенджамини Э. Иммунология . Пер. с англ.—М.: Академия, 2018—365с. Ройт А., Бростофф Дж., Мейл Д . Иммунология. Пер. с англ.—М.: Мир,2020.—592с. Атлас по медицинскои ̆ микробиологии, вирусологии и иммунологии. Под ред. А.А.Воробьева , А С. Быкова . М.:МИА, 2020, 232 с. Дранник Г.Н . Клиническая иммунология и аллергология. Медицинское информационное агентство. М., 2020, 603с.

Слайд 34

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мышцы Анатомии и физиологии человека

Слайд 2

План лекции Определение термина мышцы; Классификация мышц; Свойства мышц;

Слайд 3

СЛОВАРЬ Мышцы, мускулы ( musculi ) – органы тела, состоящие из мышечной ткани, способной сокращаться под влиянием нервных импульсов.

Слайд 4

Функциональное деление мышц Произвольные мышцы Непроизвольные мышцы Чем образованы? Где расположены? Функции? Функции? Работа с учебником Поперечнополосатая мышечная ткань Скелетные мышцы головы, туловища, конечностей Мышцы внутренних органов (язык, гортань и др.) Трудовые процессы, бег, ходьба Жевание, глотание, голосообразование Гладкая мышечная ткань Поперечнополосатая мышечная ткань Стенки внутренних органов и кровеносных сосудов Мышцы сердца Сокращение сердца От сокращения зависит объем органов, величина их просвета, перемещение их содержимого

Слайд 5

Свойства мышц Возбудимость – способность реагировать на нервные раздражители - импульсы Растяжимость – способность увеличивать длину при уменьшении толщины Сократимость – способность уменьшать длину при увеличении толщины Эластичность – способность принимать прежнее положение после растяжения

Слайд 6

Форма мышц А- веретенообразная мышца; Б – двуглавая мышца; В – двубрюшная мышца; Г – мышца с сухожильными перемычками (ремнеобразная мышца); Д – двуперистая мышца; Е – одноперистая мышца; 1 – брюшко; 2 – сухожилия; 3 – сухожильная дуга; 4 – сухожильная перемычка. http://www.ot0.ru/hm-01.jpg

Слайд 7

Расположение мышц в организме Длинные Короткие Широкие Круговые На конечностях Между ребрами и позвонками На туловище Вокруг глаз, рта и анального отверстия Работа с учебником

Слайд 8

Основные мышцы человека Работа с учебником Отделы тела Мышцы, расположенные в данном отделе Голова Туловище: А) мышцы переда Б) мышцы спины Верхняя конечность Нижняя конечность

Слайд 9

Строение и функции скелетных мышц

Слайд 10

Это интересно… У человека 600 мышц. Мышцы челюстей развивают усилие в 80 кг. Функциональность мышц большого пальца руки – это 75 % от функциональности всех мышц кисти. Икроножная мышца удержит вес в 150 кг, это самая сильная мышца в теле человека.

Слайд 11

Это интересно… Компании «Саркос» и лаборатории инженерной психологии Калифорнийского университета в Беркли выделены многомиллионные гранты для разработки экзоскелетона – искусственных мышц, спецснаряжения для солдат Искусственные мышцы



Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ТЕМА: Мышечная система.

Цель занятия: Изучить названия, расположение, функции основных мышц..

Оборудование: атлас нормальной анатомии, таблицы по теме   «Мышечная система», барельефы, муляжи.

После выполнения практической работы  студент должен уметь:

- объяснять строение и работу мышц относительно их месторасположения и принадлежность к суставам.

Студент должен знать:

- строение мышц как органа;

- краткие сведения о функциональной анатомии мышц отдельных областей тела человека.

Практическая работа способствует формированию следующих общих компетенций:

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 12.  Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Практическая работа способствует формированию следующих профессиональных компетенций:

ПК 1.7.  Оказывать первую медицинскую помощь.

ПК  2.4.  Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

I. Входной контроль знаний.

II. Инструктаж к практической работе.

III. Самостоятельная работа студентов.

IV. Выходной контроль.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Ответьте на вопросы входного контроля:

1. Охарактеризуйте строение мышцы как органа.

2. Строение вспомогательного аппарата мышцы.

3. Классификация мышц.

4. Каковы общие свойства мышц.

5. Функции мышечного аппарата.

II. Инструктаж к самостоятельной работе.

Используя материалы учебник, атласа, таблицы, наглядные пособия изучить

топографию и функции мышц:

- головы и шеи;

- верхних конечностей;

- груди;

- живота;

- спины;

- нижних конечностей.

III. Самостоятельная работа студентов.

  1. Рассмотрите предложенные виды мышц. Сделайте обозначения к рисункам.

Сведения об изученных мышцах занести в таблицу.

Название мышцы

Начало прикрепления

Конец прикрепления

Функции

3. Изучите строение мышцы как органа. Объясните работу основных мышц относительно их местоположения и принадлежности к суставам .

IV. Выходной контроль. Тестовый опрос.

Домашнее задание:___________________________________________________

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию но теме: «Мышечная система»

1. Общие свойства мышц.

2. Строение мышцы как органа.

3. Вспомогательный аппарат мышц.

4. Классификация мышц.

5. Мимические мышцы, их функции.

6. Жевательные мышцы.

7. Основные мышцы шеи.

8. Мышцы плечевого пояса.

9. Функции мышц плеча, предплечья, кисти.

10. Мышцы груди, их функции.

11. Дыхательные мышцы.

12. Мышцы живота, их функции.

13. Основные мышцы спины.

14. Наружная группа мышц таза, их функции.

Список литературы

  1. Абрахамс П. Анатомия человека / П. Абрахамс. — М.: АСТ, 2019. — 256 c.
  2. Анатомия человека. Тело. Как это работает / Под ред. Абрахамса П.. — М.: АСТ, 2018. — 320 c.
  3. Афонькин С.Ю. Анатомия человека: Школьный путеводитель / С.Ю. Афонькин; Ил. Т.В. Канивец… — СПб.: БКК, 2016. — 96 c.
  4. Билич Г.Л. Анатомия человека: Медицинский атлас / Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. — М.: Эксмо, 2016. — 224 c.
  5. Билич Г.Л. Анатомия человека: Русско-латинский атлас / Г.Л. Билич, Е.Ю. Зигалова. — М.: Эксмо, 2018. — 448 c.



Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ТЕМА: " КРОВЬ"

Цель занятия: Закрепить теоретический материал по морфологии, функциям, физико-химическим свойствам крови, ее составным частям.

Оборудование: "Атлас нормальной анатомии человека" В.Я. Липченко, Р.П.Самусев, таблицы по теме, микропрепараты крови, микроскопы, микротаблицы: "Анализ крови".

После выполнения практической работы студенты должны уметь:

- Объяснить свойство плазмы и буферных систем;

- Объяснить значение гомеостаза.

Должны знать:

- Физико-химические свойства плазмы и форменных элементов крови.

Практическая работа способствует формированию следующих общих компетенций:

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 12.  Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Практическая работа способствует формированию следующих профессиональных компетенций:

ПК 1.7.  Оказывать первую медицинскую помощь.

ПК  2.4.  Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

План занятия:

I. Входной контроль.

II. Инструктаж к практическому занятию.

III. Самостоятельная работа студентов.

IV. Оформление дневников по практике. Выходной контроль.

V. Отчет о проделанной работе.

Ход занятия:

I. Ответьте на вопросы входного контроля.

1. Основные функции крови?

2. Состав крови?

3. Состав плазмы?

4. Осмотическое и онкотическое давление крови?

5. Удельный вес (относительная плотность) и вязкость цельной крови?

6. Эритроциты, их морфологическая характеристика?

7. Функции эритроцитов?

8. Лейкоциты, их морфологическая характеристика?

9. Функции лейкоцитов?

10. Тромбоциты, их морфологическая характеристика?

11. Функции тромбоцитов?

II. Инструктаж к практической работе.

Используя материалы учебника, атласа, таблицы, микропрепараты и микротаблицы, изучить состав, свойства и функции крови.

III. Самостоятельная работа.

1. Рассмотрите под микроскопом клетки крови человека. Заполните таблицу:

Признак

Эритроциты

Лейкоциты

Тромбоциты

Количество

Форма

Место образования

Продолжительность жизни

Функции

2. Изучите мазок крови человека, к рисунку сделайте обозначения.

3. Составьте графологическую схему «Состав крови»:

                                                                  КРОВЬ

4. Заполните таблицу: "Гемолиз".

Виды гемолиза

Причины гемолиза

1.

2.

3.

4.

5.

5. Изучите фазы свертывания крови. Запишите схему свертывания крови.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Эритроциты, застрявшие в нитях фибрина

V. Отчет о проделанной работе.

Домашнее задание:________________________________________________

Методические рекомендации студентам к практическому занятию по теме «Кровь. Состав. Функции»

1. Учение о крови.

2. Какие органы составляют систему крови?

3. Раствор, имеющий большее осмотическое давление, чем кровь.

4. Безъядерный форменный элемент крови, содержащий гемоглобин.

5. Виды лейкоцитов.

6. Белок плазмы, активно участвующий в свертывании крови?

7. Виды гемолиза и их причины.

8. Роль белков и плазмы крови.

9. Буферные системы крови, их роль

10. Соединения гемоглобина.

11. Процентное соотношение отдельных форм лейкоцитов в крови.

12. Органы кроветворения и кроверазрушения.

13. Функции крови.

"Анализ крови"

Самостоятельная работа.

  1. Изучите физиологические показатели крови:

Наименование исследования

Физиологические показатели

СОЭ

Гемоглобин

Эритроциты

Цв. показатель

Гематокрит

Лейкоциты:

нейтрофильные:

миелоциты

метаниелоциты

палочкоядерные

сегментоядерные

Базофилы

Эозинофилы

Лимфоциты

Моноциты

Плазматические клетки

Тромбоциты

Ретикулоциты

1-16 мм/час

120-150 г/л

3,5-5 *10 12 в л

0,8-1,0

40-58% и 36-42%

4,9-9,0*109 в литре

отсутствуют

отсутствуют

1-6%

45-70%

0-1%

0-5%

18-40%

2-9%

0-0,5%

180-320* 109 в литре

1-10%

2. Выберите из предложенных утверждений верные и отметьте их 🗹:

 Лейкоциты – форменные элементы крови, способные к самостоятельному передвижению.

 Лейкоцитарная формула – это процентное соотношение всех видов лейкоцитов.

 Печень – место образования эритроцитов и лейкоцитов.

 Процесс поглощения и переваривания чужеродных частиц – это фагоцитоз.

 СОЭ зависит не от свойств эритроцитов, а от состава плазмы.

 К агранулоцитам относятся лимфоциты и моноциты.

3. Решите предложенную ситуационную задачу.

Объясните результаты анализа крови человека и сделайте вывод о возможности заболеваний.

АНАЛИЗ КРОВИ

Ф.И.О.____________________________

Hb______________Er________________

СОЭ_____________Цп_______________

Л_________________________________

Лейкоцитарная формула

Б.

Э.

Нейтрофилы

Лимф.

Мон.

М.

Ю.

П.

Сегм.

Норма

IV. Отчет о проделанной работе. Индивидуальный опрос.

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию

1. Значение белков плазмы.

2. Перечислите гранулоциты.

3. Перечислите агранулоциты

4. Функции крови.

5. Функция гемоглобина.

6. Что такое сыворотка?

7. Значение буферной системы.

8. Какую кровь называют "лаковой" и почему?

9. Понятия: "Гипертонический, гипотонический, физиологический раствор".

10. Чему равно рН крови?

11 .Чему равна плотность крови?

12. Значение глюкозы в плазме крови.

13. Создатель в учении о фагоцитозе.

14. Заболевание развивающееся, при недостаточном поступлении железа с пищей.

15. Прибор для определения содержания гемоглобина в крови.

Работа малыми группами:

  • решите предложенные морфофункциональные задачи:

1) «Зеркалом организма» назвал кровь великий французский физиолог Клод Бернар. Поясните утверждение ученого.

2) Выдающийся русский ученый И.П.Павлов сказал: «В организме имеется «чрезвычайная реакция», при которой организм жертвует какой-то частью для спасения целого». Какую реакцию организма имел в виду ученый?

Вставьте в предложения пропущенные слова:

  • Плазма крови, лишенная белка фибриногена – это ______________________.
  • Относительное постоянство состава крови и ее физико-химических свойств называется _______________________________________________________.
  • В настоящее время известно не менее ______ факторов, принимающих участие в свертывании крови.
  • Основным компонентом фибринолитической системы является _______________________________ (________________________________).
  • В мембранах эритроцитов людей с третьей группой крови находятся агглютиногены _____________, а в плазме – агглютинины ______________.
  • В мембранах эритроцитов резус-положительных людей всегда присутствует белок ___________________________________________________________.
  • Вторая беременность резус отрицательной женщины. Вновь ребенок резус-положителен. У него развивается ______________________________________.

Ответьте на вопросы тестового контроля знаний.

Индивидуальный опрос по подгруппам, разбор ошибок, допущенных в тестовом контроле знаний.

Подведение итогов занятия. Выставление и комментирование оценок.

Методические рекомендации для студентов

к семинарско-практическому занятию по теме «Кровь».

1. Учение о крови.

2. Какие органы составляют систему крови?

3. Раствор, имеющий большее осмотическое давление, чем кровь?

4. Безъядерный форменный элемент крови, содержащий гемоглобин?

5. Виды лейкоцитов?

6. Белок плазмы, активно участвующий в свертывании крови?

7. Виды гемолиза и их причины?

8. Роль белков и плазмы крови?

9. Назовите буферные системы крови, их роль?

10.Соединения гемоглобина?

11. Процентное соотношение отдельных форм лейкоцитов в крови?

12. Что такое гемофилия?

13. Что такое гепарин и плазмин?

14. Синоним термина "Гемолиз"?

15. Плазма крови, лишенная фибриногена?

16. Система крови, способная растворять образовавшийся фибрин?

17. Сдача крови для использования ее в лечебных целях.

18. Резус-фактор и его характеристика.

19. Основные медицинские показания к переливанию крови.

20. Виды гемолиза?

Список литературы

  1. Абрахамс П. Анатомия человека / П. Абрахамс. — М.: АСТ, 2019. — 256 c.
  2. Анатомия человека. Тело. Как это работает / Под ред. Абрахамса П.. — М.: АСТ, 2018. — 320 c.
  3. Афонькин С.Ю. Анатомия человека: Школьный путеводитель / С.Ю. Афонькин; Ил. Т.В. Канивец… — СПб.: БКК, 2016. — 96 c.
  4. Билич Г.Л. Анатомия человека: Медицинский атлас / Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. — М.: Эксмо, 2016. — 224 c.
  5. Билич Г.Л. Анатомия человека: Русско-латинский атлас / Г.Л. Билич, Е.Ю. Зигалова. — М.: Эксмо, 2018. — 448 c.



Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ТЕМА: Анатомия сердца

Цель занятия: Изучить топографию, строение сердца, сосудов, входящих и выходящих из сердца.

Оборудование: «Атлас нормальной анатомии человека» Липченко В.Я., Самусев Р.П., барельефы, муляжи, влажные препараты, таблицы «Сердце».

После выполнения практической работы студент должен уметь:

- определять отделы сердца по муляжам;

- связывать особенности строения отделов сердца с их функцией и объяснять возможные нарушения этих функций.

Студент должен знать:

- топографию сердца, строение и физиологию сердца, сосудов, входящих и выходящих из сердца.

Практическая работа способствует формированию следующих общих компетенций:

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 12.  Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Практическая работа способствует формированию следующих профессиональных компетенций:

ПК 1.7.  Оказывать первую медицинскую помощь.

ПК  2.4.  Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Ответьте на вопросы входного контроля:

1. Латинское и греческое название сердца.

2. Топография сердца.

3. Назовите и покажите на наглядных пособиях оболочки и камеры сердца.

4. Назовите и покажите клапаны сердца.

5. Перечислите сосуды, входящие в сердце и выходящие из него.

II. Инструктаж к практической работе.

Используя материалы учебника, атласа, наглядные пособия изучите топографию и анатомию сердца.

Задание к практической работе.

1. Данные о строении сердца запишите в таблицу

Структурное образование сердца

Краткие сведения

Оболочки

Камеры

Коронарные сосуды

Сосуды, входящие в предсердия

Сосуды, выходящие из желудочков

2. Вставьте в предложения пропущенные слова:

Масса сердца взрослого человека _______________ грамм.

Внутренний слой сердца – это _______________________.

Средний слой сердца – миокард образован ___________________________

_____________________________________________ тканью.

Околосердечная сумка – это ___________________________.

Между правым предсердием и правым желудочком расположен ___________

_________________________________ клапан.

Между левым предсердием и левым желудочком расположен ______________

__________________________ или _____________________________ клапан.

В основании аорты и легочного ствола расположены ______________________

клапаны.

В правой половине сердца кровь всегда _________________________________.

Кровь из малого круга кровообращения возвращается в сердце по ___________

________________________ венам.

3. Рассмотрите строение сердца. К рисунку сделайте обозначения.

IV. Выходной контроль: тестовый опрос.

Домашнее задание:___________________________________________________

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию

1. Роль кровообращения в организме человека.

2. Латинское и греческое название сердца.

3. Месторасположения сердца в организме.

4. Камеры сердца.

5. Слои сердца.

6. Строение и значение клапанного аппарата.

7. Коронарные сосуды.

8. Сосуды, входящие в предсердия.

9. Сосуды, выходящие из желудочюв.

10. Патологии сердца: порок, стенокардия, инфаркт миокарда.

11. Строение и функция эндокарда.

12. Строение и функция миокарда.

13. Строение и функция эпикарда.

14. Значение перикарда.

 «Физиология сердца»

 Самостоятельная работа студентов.

1. Подсчитайте свой пульс за 1 минуту в состоянии покоя. Выполните 10 энергичных приседаний. Проведите подсчет частоты пульса после физической нагрузки. Данные запишите, сделайте вывод.

Ответьте па вопрос: Почему у тренированного человека после физической нагрузки частота пульса мало изменяется

пульс до физической нагрузки:        

пульс после физической нагрузки:        

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Изучите механизм регуляции сердечной деятельности. Проведите опыт Данини-Ашнера: при легком надавливании на глазные яблоки происходит рефлекторное замедление сердечных сокращений.

Вывод:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Изучите фазы сердечной деятельности, заполните предложенную таблицу:

Фазы сердечного цикла

Длительность

Перемещение крови

Створчатые клапаны

Полулунные клапаны

1.Систола предсердий

2.Систола желудочков:

а) фаза напряжения,

б) фаза изгнания

3.Общая пауза

4. Изучите строение проводящей системы сердца. Отметьте основные части проводящей системы на рисунке.

Выходной контроль: тестовый опрос.

Методические рекомендации для студентов к практическому занятию

  1. Латинское и греческое название сердца.
  2. Топография сердца.
  3. Камеры сердца.
  4. Слои стенки сердца.
  5. Значение эндокарда.
  6. Строение и функции миокарда.
  7. Свойства сердечной мышцы.
  8. Строение и функции эпикарда.
  9. Строение и функции перикарда.
  10. Клапаны сердца.
  11. Функции створчатых клапанов.
  12. Функции полулунных клапанов.
  13. Проводящая система сердца.
  14. Значение проводящей системы.
  15. Фазы сердечного цикла.

Список литературы

  1. Абрахамс П. Анатомия человека / П. Абрахамс. — М.: АСТ, 2019. — 256 c.
  2. Анатомия человека. Тело. Как это работает / Под ред. Абрахамса П.. — М.: АСТ, 2018. — 320 c.
  3. Афонькин С.Ю. Анатомия человека: Школьный путеводитель / С.Ю. Афонькин; Ил. Т.В. Канивец… — СПб.: БКК, 2016. — 96 c.
  4. Билич Г.Л. Анатомия человека: Медицинский атлас / Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. — М.: Эксмо, 2016. — 224 c.
  5. Билич Г.Л. Анатомия человека: Русско-латинский атлас / Г.Л. Билич, Е.Ю. Зигалова. — М.: Эксмо, 2018. — 448 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикации

В данном разделе представлены публикации из сборников научно-практических конференций...

Публикации

В данном разделе представлены материалы, опубликованные в сборниках ...

Программа профессионального модуля "ПМ 02. Хранение передача и публикация цифровой информации"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Хранение, передача и публикация цифровой информации...

Тест дифференцированного зачета по МДК. 02.01 «Технология публикации цифровой мультимедийной информации» по профессии «Мастер по обработке цифровой информации»

Тестдифференцированного зачета по МДК. 02.01 «Технология публикации цифровой мультимедийной информации»по профессии «Мастер по обработке цифровой информации»...

Рабочая программа ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информации

Рабочая программа  ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информации....

ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информации

ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информации...

Методическая разработка урока по МДК 02.01 «Технология публикации цифровой мультимедийной информации» ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информации Группа 35 Профессия 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» Тема урока: «Создание we

В данной работе представлена разработка урока по МДК 02.01 «Технология публикации цифровой мультимедийной информации»ПМ.02 Хранение, передача и публикация цифровой информацииМетодическая р...