Генетические аспекты репродуктивного поведения молодежи (тема для обсуждения на заседании кружка «Медицинская генетика»)
учебно-методический материал
В работе представлены материалы исследования о возрасте родителей, когда у них появляется первый ребенок и общих тенденций современного репродуктивного поведения среди молодежи
Скачать:
Предварительный просмотр:
Генетические аспекты репродуктивного поведения молодежи
(тема для обсуждения на заседании кружка «Медицинская генетика»)
В работе представлены материалы исследования о возрасте родителей, когда у них появляется первый ребенок и общих тенденций современного репродуктивного поведения. Какие факторы влияют на желание человека завести ребенка и причины позднего рождения первенца. Данная тема весьма актуальна, так как на данный момент демографическая обстановка в стране сложная.
Целью исследования является изучение, обобщение и описание причин изменения репродуктивного поведения.
По данным мировой статистики все больше и больше людей стали откладывать рождение первого ребенка, а в промышленных странах растет уровень бездетности. Это связанно с различными факторами. Ученые выделяют генетические и социальные аспекты современного репродуктивного поведения. В развитых станах, на данный момент, оба родителя предпочитают иметь детей в более позднем возрасте, что влияет на общее количество детей, которое они могут иметь. Как женский, так и мужской возраст являются важными факторами способности к зачатию. К 40 годам шансы женщины на зачатие снижаются на 50%. Фертильность мужчин начинает значительно снижаться после 40 лет.
Исследования последних лет доказывают, что генетика может влиять на репродуктивное поведение молодежи, на выбор возраста рождения первенца.
Никола Барбан из Наффилд-колледжа Оксфордского университета в Соединенном Королевстве рассматривался геном человека, чтобы увидеть, существует ли связь между нашими генетическими вариантами, которые делают нас особенными личностями, нашим возрастом при первом рождении и количеством рожденных детей. В общей сложности исследователи собрали информацию более чем у 600 000 мужчин и женщин. Они рассмотрели 238 064 мужчин и женщин по возрасту, когда у них родился первый ребенок, и 330 000 мужчин и женщин по количеству детей, которые у них были. Они также собрали данные от 250 социологов, биологов и генетиков из учреждений со всего мира. Исследователи обнаружили 12 областей кода ДНК, которые связаны с возрастом рождения первого ребенка и общим количеством детей. Изучая эти 12 областей и их функции, исследователи смогли определить 24 гена, которые играют роль в том, когда мы решаем завести детей. Многие из этих участков и связанных с ними генов, как рассказывают авторы статьи, связаны с другими аспектами половой и семейной жизни человека. К примеру, гены ESR1, CRTC2 и EFNA5 управляют скоростью созревания яйцеклеток в организме женщины, а гены CREB3L4, SLC39A1, AFF3, HYAL3 и MST1R – ростом будущих сперматозоидов, их подвижностью и фертильностью.
Анализ показал, что женщины, у которых, как правило, более позднее начало менструального цикла и более позднее наступление менопаузы, также с большей вероятностью откладывают рождение ребенка, утверждают исследователи, основываясь на вариантах их ДНК. Исследование Никола Барбан показывает, что у нашего репродуктивного выбора есть биологическая основа. Гены играют важную роль в репродуктивном процессе, но, похоже, что широкие социальные изменения, такие как повышение образованности и занятости женщин, а также эффективные способы контрацепции, оказывают заметно больший эффект на время появления детей.
В XXI веке материнство больше не считается неизбежной женской судьбой. Сегодня женщины имеют право выбирать. В прошлом веке жизненные этапы шли в определённой последовательности. Замужество в «до контрацептивную» эпоху автоматически оборачивалось ранним материнством. Лучшим возрастом для деторождения считался от 18 до 28 лет. Массово откладывать рождение первого ребёнка стали в экономически нестабильную эпоху — 90-е годы. По данным Росстата, в начале девяностых россиянки в среднем впервые становились мамами в 21 год. В 2000-е доля российских женщин, которые рожали до 25 лет, составляла 60%. Уже в 2017 году этот показатель упал до 45%,. В конце 2017 года, по данным Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС, средний возраст россиянок на момент рождения первого ребенка составил 28,5 года. Возраст женщин, рожающих первенца, стремительно увеличивается и в странах Евросоюза. По данным Евростата, в 2013 году этот показатель в странах ЕС составлял 28,7 года, а в 2017 — уже 29,1. По данным статистики, в 2017 году в Италии женщины впервые решались завести ребенка в 31,1 года, в Испании — в 30,9. Немного моложе новоиспеченные матери в Германии (29,6 года) и Великобритании (28,9). Сейчас у людей есть больше возможностей для выбора, иметь детей или нет. Многие ориентируются на карьеру и профессиональный успех. Люди просто упускают время, а потом уже физически не могут иметь детей, как бы ни хотели.
Такая проблема репродуктивного поведения, как позднее рождение детей, является достаточно актуальной и требует поиска решений. От репродуктивного поведения молодежи зависит будущее страны и мира в целом и решение данной проблемой является необходимостью для избежание демографического кризиса и его последствий.
Список используемых источников
- Снижение репродуктивного успеха связано с избирательным ограничением человеческих генов URL: https://www.nature.com/articles/s41586-022-04549-9.epdf
- Проблемы изменения репродуктивного поведения и реализации репродуктивной функции URL: Проблемы изменения репродуктивного поведения и реализации репродуктивной функции | #12/14 | «Лечащий врач» – профессиональное медицинское издание для врачей. Научные статьи. (lvrach.ru) - Медицинский научно-практический портал
- Почему женщины стали рожать позже? URL: https://aif.ru/society/people/pochemu_zhenshchiny_stali_rozhat_pozzhe - федеральное издание АиФ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН ВВОДНОЙ ЛЕКЦИИ. "ОБЩАЯ ГЕНЕТИКА С ОСНОВАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА МОДУЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА С ОСНОВАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ" МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОБУЧАЮЩИМСЯ . ПЛАН ВВОДНОЙ ЛЕКЦИИ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА С ОСНОВАМИ МЕДИЦИНСКОЙ ГЕНЕТИКИ» ДЕЛОВАЯ ИГРА «ПРОВЕДЕНИЕ КРУГЛОГО СТОЛА «СУЩЕСТВУЕТ ЛИ НАУКА ТЕЛЕГОНИЯ?»
Хотите увидеть увлечённо работающих студентов? Предложите им участие в диспуте "Существует ли наука "телегония"?" Накануне дня влюблённых так актуально вспомнить о нравственности, верности и чистоте. ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Дисциплина ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики Тема: «Биохимические и молекулярные основы наследственности»
Методическая разработка по дисциплине ОП.04. Генетика человека с основами медицинской генетики разработана преподавателем Фоминой Л.Н. по теме «Биохимические и молекулярные основы наследственности» дл...
КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОП.04.Генетика человека с основами медицинской генетики
Личностно-ориентированное обучение строится на принципе вариативности, т.е. признании разнообразия содержания и форм учебного процесса, выбор которых делает преподаватель с уче...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого заседания кружка по теме: «КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ЛАБОРАТОРНОЙ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ИНФАРКТА МИОКАРДА»
Внеаудиторное мероприятие – открытое заседание кружка по теме «Комплексный подход к изучению первой медицинской помощи, лабораторной диагностики и лечения...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Наследственное предрасположение к болезням»
Болезни с наследственной предрасположенностью обусловлены как наследственными факторами, так и факторами внешней среды. В настоящее время эта группа болезней составляет 92% от общего числа наследствен...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Профилактика наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование»
Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепле...