Введение в анатомию и физиологию человека. Органы и системы органов, анатомические термины.
материал
Предварительный просмотр:
Лекция 1 «Введение в анатомию и физиологию человека. Органы и системы органов, анатомические термины».
1.Человек как биологический вид. Уровни организации человеческого тела.
Человек относится к типу хордовых, Chordata; подтипу позвоночных, Vertebrata; классу млекопитающих, Mammalia, для которых характерно живорождение и питание новорожденных молоком матери; отряду приматов, Primates; семейству человека, Hominide, и виду человек разумный, Homo sapiens.
Как и любой другой биологический вид человек испытывает определенные потребности. Потребность – внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо. Потребности человека можно разделить на биологические (потребность в пище, воде и др.) и социальные (потребность в контактах с другими людьми).
Человек существо социальное и не может жить вне общества. Современное развитие человека как вида Homo sapiens осуществляется уже не столько по законам биологического выживания, как по законам социального развития. Поэтому современного человека считают существом биосоциальным.
Организация человеческого тела
В строении тела человека условно можно выделить следующие
уровни организации:
1) организменный (организм человека как единое целое);
2) системоорганный (системы органов);
3) органный (органы);
4) тканевой (ткани);
5) клеточный (клетки);
6) субклеточный (клеточные органеллы и корпускулярно-фибриллярно-мембранные структуры).
2. Предмет анатомии. Ее значение. Связь с другими науками.
Анатомия и физиология относятся к числу биологических дисциплин.
Биология подразделяется:
1. Морфология – (от греч. Morphe – форма, строение).
2. Эмбриология – (наука развития организма от зачатия до рождения).
3. Физиология - (изучает функции).
В переводе с греческого anatemno – означает рассекаю. Основным методом анатомии было рассечение трупов.
Анатомия человека – наука о форме, строении органов и развитии организма человека под воздействием окружающей среды. Предметом изучения анатомии является человек. Изучая любой орган, нас интересует для чего он предназначен, т.е. какую функцию он выполнят.
Функция – это деятельность органа.
Например, почка – образует мочу, печень - образует желчь. Таким образом: строение изучает анатомия, а функции – физиология.
Физиология – изучает функции, а именно процессы жизнедеятельности живого организма, его органов, тканей, клеток и структурных элементов клеток, их взаимосвязи при изменении различных условий внешней среды и при различном состоянии организма.
Анатомия и физиология являются составными частями биологии. Отделить анатомию от физиологии можно только теоретически, а практически нельзя.
Анатомия и физиология человека тесно связаны со всеми медицинскими специальностями. Они являются фундаментом медицинской науки. Нельзя проводить квалифицированное лечение, не зная хорошо анатомию человека.
Анатомия связана практически со всеми медицинскими науками: патанатомия, физиология, нервные болезни, эндокринология, гистология – histes – ткань, цитология – cytos – клетка, эмбриология – embrion – зародыш.
Анатомия и физиология делятся на нормальную и патологическую.
Анатомия |
Систематическая Топографическая Пластическая Возрастная
( нормальная ) местоположение Формы и про- строение
Изучает строение органов порции тела тела ч-ка
тела человека по человека от возраста
системам
Патологическая
Изучает поврежденные органы и ткани
Физиология |
Общая Частная Прикладная
Изучает основные Изучает особенности Физиология труда,
жизненные процессы отд. органов, тканей питания, спорта
3. Методы, используемые для изучения анатомии:
1. Метод рассечения (скальпель, пинцет, пила).
2. Увеличение или микроскопический (под лупой, микроскопом).
3. Рентгенографический (рентгеноскопия, рентгенография, ангиография).
4. Метод наполнения или коррозии (орган заполняют затвердевающим веществом, опускают в щелочь или в кислоту, разрушают, и образуется слепок от налитых образований.
5. Метод просветления (основан на разности преломления лучей).
6.Соматоскопический метод или визуальный осмотр.
7. Антропометрический метод – путем измерения частей тела.
8. Эндоскопический метод – при помощи приборов.
9. Метод препарирования – послойное рассечения.
10. Метод пальпации (ощупывания).
11. Метод перкуссии (простукивания).
12. Метод аускультации (прослушивания).
13. Метод люминисценции – готовые мазки обрабатывают светящимся веществам.
14. Инъекционный метод (в полые органы вводят красящие в-ва) – погибщие клетки светятся, их можно сосчитать.
В современной анатомии используются новые методы – компьютерная томография, УЗИ, ядерномагнитный резонанс, ЭКГ, ЭЭГ.
4. Методы, используемые для изучения физиологии:
1. Электрофизиологические методы позволяют регистрировать
электрические процессы, происходящие в различных органах и тканях. С помощью электрических приборов можно воспроизвести нервные импульсы (метод раздражения), которые будут приводить к сокращению мышц.
2. Фистульный метод, который широко использовал И. П. Павлов,
позволил получить секрет слюнных желез, чистый желудочный сок.
3. Химические (биохимические) методы также часто используются
физиологами. Определение химической структуры и количества веществ биологического происхождения проводят совместно с биохимиками. Изучению влияния того или иного вещества (например, медиаторов ацетилхолина и норадреналина, гормонов) на функции органов и систем посвящено огромное количество научных работ.
Интерес представляет и то, как изменяется концентрация какого-либо вещества в клетках, тканях и органах в результате различных внешних воздействий.
4. Исследование функций мельчайших структур организма (клеток,
субклеточных структур) требует применения метода микроскопии,
в том числе и электронной — микроскопические методы.
5. Ученые анатомы и физиологи:
Врачевание возникло раньше, чем появились сведения о строении и функции органов тела животных и человека.
Вскрытие тела животных проводились при жертвоприношениях и приготовлении пищи, человека – при бальзамировании.
Алкмеон Кротонский конец VI начало V века до н.э. – основоположник анатомии и физиологии в древней Греции. Считал, что мозг – средоточие ощущений и мышления.
Анаксагор (500-428 до н.э.) считал, что пища – это смесь частиц, в том числе и таких, из которых состоят ткани нашего тела.
Эмпедокл (490-430 г. до н.э.) ему приписываю учение о 4-х темпераментах.
Гиппократ (460-377 годы до н.э.) он и его последователи хорошо изучили скелет, описывали строение сердца, артерий, вен и др. органов.
Ошибки – учение о 4-х жидкостях – крови, слизи, желтой желчи и черная желчи, артерии содержат воздух.
Герофил (335-280 до н.э.) – первый грек, практиковавший вскрытие человеческих трупов. Основатель сравнительной анатомии. Установил, что мозг – центр нервной системы. Делил нервы на подчиненные воле и не подчиненные ей.
Ошибки – считал, что нервы полые внутри и по ним течет «нервный флюид».
Гален (130-200 годы) – римский врач. Впервые стал читать курс анатомии человека, сопровождая вскрытием трупов животных.
Ошибки – считал, что воздух поступает в сердце через дыхательные пути.
Авиценна (родился в 980 г.) – написал книгу «Канон врачебной науки».
Андрас Везалий (1514-1564) – написал труд в 7 книгах «О строении человеческого тела».
Гарвей (1578-1657) – открыл большой круг кровообращения, анастомозы – места соединения крупных сосудов.
Сервет (1511-1553) – открыл малый круг кровообращения.
Азелли (1591-1626) – описал лимфатические сосуды брыжейки тонкой кишки.
Ломоносов (1711-1765) – открыл закон сохранения материи, сформулировал трехкомпонентную теорию цветного зрения, дал первую классификацию вкусовых ощущений.
Бэр (1792-1876) – один из основоположников эмбриологии и сравнительной анатомии.
Пирогов (1810-1881) – военно-полевой врач, изобрел метод распилов замороженных трупов. Внес вклад в топографическую анатомию, описал топографию фасций, сосудов и нервов.
Шванн (1810-1882) – открыл клетку, в 1839 г. создал клеточную теорию строения организмов.
Сеченов (1829-1905) – изучал рефлексы головного мозга.
Лесгафт (1837-1909) – применил метод рентгенографии, основоположник функциональной анатомии.
Павлов (1849-1936) – пищеварительная система, нервная система, 2-я сигнальная система (роль слова).
Воробьев (1876-1937) – создал атлас, применял бальзамирование.
6. Анатомическая номенклатура – это система анатомических терминов. Она систематизирует латинские или латинизированные названия органов и частей тела, а также всех частных анатомических образований, вследствие чего учёные разных стран могут пользоваться едиными обозначениями анатомических объектов у человека и животных.
Латинская терминология
Posterior – задний
Anterior - передний
Superficialis - поверхностный
Profundus – глубокий
Superior - верхний
Inferior - нижний
Internus - внутренний
Externus - наружный
Sinister - левый
Dexter - правый
Medialis – ближе к срединной линии
Lateralis – дальше от срединной линии
Proximalis – ближе к сердцу
Distalis – дальше от сердца
Caudalis - хвостовой
Cranialis - черепной
7. Оси, плоскости, условные линии тела.
В анатомии принята латинская терминология.
В 1895г. – единая Базельская анатомическая номенклатура (BNA).
B 1955г. – на VI международном конгрессе анатомов в Париже принята единая анатомическая номенклатура (содержит около 6000 терминов) (PNA).
В анатомическую номенклатуру включен ряд терминов, определяющих положение органов в теле человека, направление, их величину и т.д.
Условно в теле человека проводят линии и плоскости.
3 вида плоскостей:
- горизонтальная – делит вертикально стоящее тело человека на верхнюю и нижнюю части.
- фронтальная – параллельно плоскости лба – делят на переднюю и заднюю части.
- сагиттальная – делит на правую и левую части. Если она точно проходит через середину тела человека – то ее называют медиальная – делит тело на две подобные половины. Для тела человека характерна билатеральная симметрия.
Линии и оси также называют: фронтальная, сагиттальная, вертикальная.
Орган – это анатомическая, особенная часть организма, имеющая определенную форму, строение, положение и выполняющая определенную функцию.
Орган состоит из нескольких тканей.
Все органы снабжены нервами кровеносными и лимфатическими сосудами.
Органы сходные по своему строению, функции и развитию, объединены в системы органов. Орган может состоять из двух и более тканей.
Органы делят на полые и паренхиматозные.
Паренхима – это основная ткань органа с его функцией.
Строма – соединительная ткань, которая покрывает орган и пронизывает его в разных направлениях.
В анатомии тело человека принято рассматривать в вертикально в положении с опущенными руками, ладонями, обращенными вперед.
Оси: 1. Вертикальная (сверху – вниз).
2. Фронтальная (поперечная, слева – направо).
3. Сагиттальная (спереди – назад).
Отделы тела:
1. Передний (вентральный или брюшной – находится ближе к передней стенки живота).
2. Задний (дорзальный или спинной – находится ближе к спине).
Линии тела:
1. Парастернальная (около-грудинная).
2. Среднеключичная (вертикально через середину ключицы).
3. Подмышечная передняя, средняя, задняя (в подмышечной впадине).
4. Лопаточная (вертикально через нижний угол лопатки).
5. Паравертебральная (околопозвоночная, по обе стороны вдоль позвоночника).
Поверхности органа:
1. Медиальная (ближе к средней плоскости, к средине).
2. Латеральная (дальше от срединной плоскости, от середины).
3. Нижняя (каудальная, ближе к тазу).
4. Верхняя (краниальная, ближе к голове).
Части тела:
1. Голова.
2. Туловище (торс).
3. Конечности (верхние, нижние).
Отделы головы:
1. Мозговой.
2. Лицевой череп (по линии, проведенной через уши).
Отделы туловища:
1. Грудная клетка.
2. Живот.
3. Таз.
Отделы верхней конечности:
1. Плечо.
2. Предплечье.
3. Кисть.
Отделы нижней конечности:
1. Бедро.
2. Голень.
3. Стопа.
Области живота:
1. Правое подреберье.
2. Левое подреберье.
3. Эпигастрий (под ложечкой).
4. Пупочная.
5. Правя боковая.
6. Левая боковая.
7. Правая паховая.
8. Левая паховая.
9. Лобковая.
Паренхиматозные органы – не имеют полостей, часто имеют анатомо-физиологическую структурную единицу (легкие, печень, почки, селезенка, лимфоузлы).
Полые органы – например, желудок, матка, мочевой пузырь.
В организме выделяют 10 систем органов:
1. Опорно-двигательная (включает активную и пассивную части)
2. Пищеварительная
3. Дыхательная
4. Выделительная
5. Половая
6. Эндокринная
7. Сердечно-сосудистая (включает кровеносную и лимфатическую)
8. Иммунная
9. Система органов чувств
10. Нервная
Топография – место расположения.
Синтопия – топографическое отношение органа к соседним анатомическим образованиям.
Скелетотопия – проекция органа на скелет.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Гайворонский, И. В. Анатомия и физиология человека. Иллюстриро-ванный учебник / И. В. Гайворонский [и др. ] ; под ред. И. В. Гайворонского. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020., стр. 3-21, 36-39.
2.Швырев В.А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии. Ростов н/Д.: Феникс, 2019., с.4-12, 38-41
ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА (ЗАДАНИЕ НА ДОМ)
Задание студентам (написание рефератов).
- Человек как биосоциальное существо.
- История развития анатомии и физиологии.
- Классификации потребностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка итогового практического занятия - викторины «Анатомический марафон» по дисциплине: «Анатомия и физиология человека» для специальности: 31.02.01. Лечебное дело
Конкурс включает семь туров: 1 тур «Разминка» в котором участвуют студенты 1 и 2 подгрупп, им предлагаются простые занимательные вопросы. 2 тур «Отгадайте загадки», который включает задания в ви...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для преподавателя по теме: "Органы дыхательной системы" Дисциплина: ОП.02. Анатомия и физиология человека Специальность: Сестринское дело
Тема актуальна: неблагоприятная обстановка окружающей среды приводят к росту заболеваемости органов дыхательной системы.Используемые в ходе занятия методы и приемы обучения способствуют выработке клин...
Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 1) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")
Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 1) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")...
Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 2) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")
Итоговые тестовые задания по теме: "Анатомия и физиология нервной системы" (часть 2) (дисциплина "Анатомия и физиология человека")...
УМК Раздел № 6 «Анатомо–физиологические особенности системы органов мочеобразования и мочевыделения. Физиология органов мочеобразовательной и мочевыделительной системы» ОП.02. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01. Сестринское дело
Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины — стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля для каждой дисциплины...
Методические рекомендации студентам к практическим занятиям по дисциплине ОП.02 Анатомия и физиология человека Тема «Кровеносная система человека»
Методические указания содержат задания для аудиторной самостоятельной работы обучающихся на практических занятиях, а также контрольно-измерительные материалы, тестовые задания, ситуационные задачи, чт...
Научно-исследовательская работа по дисциплине: « Анатомия и физиология человека» «Анатомические модели скелета человека»
Научно-исследовательская работапо дисциплине: « Анатомия и физиология человека»«Анатомические моделискелета человека»...