Обследование в педиатрии
презентация к уроку
Мультимедийное сопровождение теоретических занятий для студентов специальности специальности 34.02.01 «Лечебное дело» по разделу Обследование в педиатрии ПМ 01 Диагностическая деятельность
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПЛАН ЗАНЯТИЯ АФО кожи, ПЖК и слизистых оболочек АФО костно-мышечной системы, черепа АФО нервной системы. Рефлексы новорожденных. Основные показатели физического и нервно-психического развития детей . Особенности сбора анамнеза и общего осмотра у детей.
АФО кожи и слизистых оболочек Толщина слоев меньше, чем у взрослых до 7 лет Слабая связь эпидермиса с дермой (образование пузырей) Хорошо кровоснабжается Высока способность к регенерации Ранима , склонна к мацерации Легко инфицируется
АФО кожи и слизистых оболочек Сальные железы начинают функционировать в/у, новорожденный ребенок покрыт творожистой смазкой, к 1 году секреция снижается и вновь усиливается в пубертатном периоде. Волосы не имеют сердцевины и через 6-8 недель выпадают и заменяются новыми Слизистые оболочки богаты кровеносными сосудами хорошо регенерируют склонны к отекам
Особенности основных функций кожи Резорбционная повышена (при местном лечении мази могут оказывать системное действие) дыхательная в 8 раз сильнее, чем у взрослых (загрязнение кожи и смазывание обширных участков мазями, кремами ухудшает самочувствие) витаминообразующая ( вит. Д ) с 3-4 недель Как орган чувств функционирует с рождения (узнает мать с помощью тактильного восприятия, беспокоится при раздражении кожи грязной одеждой) Защитная , пигментообразующая снижены Терморегулирующая снижена (легко перегревается и переохлаждается) Выделительная несовершенна (адекватное потоотделение начинается в 7-8 лет)
АФО подкожно-жировой клетчатки К рождению жировой слой хорошо развит на лице (комочки Биша ), конечностях, груди, спине, слабо на животе. В полостях и забрюшинном пространстве жировой клетчатки почти нет, поэтому внутренние органы легко смещаются. Толщина увеличивается до 9 мес., затем уменьшается до 6-9 лет и вновь увеличивается в пубертатном периоде. В подкожной клетчатке у девочек-подростков до 70% жира, у мальчиков 50% общего количества жира.
АФО лимфатических узлов Лимфатические узлы мелкие, мягкие, начинают пальпироваться у большинства детей к 1 году жизни. Реакция л/у на инфекцию выявляют с 3 месяцев. Барьерная функция до 2 лет низкая (частая генерализация инфекции). У здоровых детей пальпируются подчелюстные, подмышечные, паховые лимфоузлы
АФО костной системы основа скелета - хрящевая ткань (эпифизы, губчатые кости кисти, часть трубчатых костей стопы), точки окостенения в эпифизах развиваются в первые 5-15 лет в определенной последовательности зона роста – метафиз , рост костей (до 18-25 лет) происходит благодаря наличию эпифизарного хряща хорошо кровоснабжается (риск остеомиелита) богата водой ,бедна минеральными солями ( риск искривлений ) много эластических волокон надкостница толстая, хорошо развита (перелом по типу «зеленой ветки»)
ЧЕРЕП Мозговой отдел больше лицевого, рост лицевого черепа усиливается на 2-3 году. Швы (стреловидный, венечный, затылочный) начинают закрываться с 3 -4 месяцев Большой родничок от 1,5*2 см до 3*3 см закрывается к 12-15 месяцам Малый родничок закрывается к 2-3 месяцам
ПОЗВОНОЧНИК У новорожденного физиологических изгибов нет шейный лордоз - 2 месяца грудной кифоз - 6 месяцев поясничный лордоз - 10-12 месяцев Изгибы хорошо заметны к 5-6 годам
ГРУДНАЯ КЛЕТКА 1. В грудном возрасте: имеет конусовидную форму , переднезадний размер больше поперечного ребра расположены горизонтально ограничена подвижность, нет резерва для дыхания 2. К 3 годам переднезадний и поперечный размер сравниваются, увеличивается угол наклона ребер 3. К школьному уплощается (коническая, плоская или цилиндрическая)
ЗУБЫ п рорезываются с 5-7 месяцев 1 год – 8 зубов 2 года– 20 зубов ф ормула молочных зубов до 2 лет: N–4 , где N -возраст в месяцах смена зубов –с 5-6 до 11-12 лет формула постоянных зубов: 4 N -20 , где N -возраст в годах
АФО мышечной системы гипертонус мышц-сгибателей (до 3-4 месяцев) низкая сократительная способность ( 3-4 сокр. в минуту) гипотония гладкой мускулатуры Пупочное кольцо не сформировано (образование пупочных грыж) Слабо развиты мышцы живота-выпуклая форма брюшной стенки до 3-5 лет Быстрее растут крупные мышцы верхних конечностей, до 7 лет недостаточно развиты мышц ног
ЗАДАНИЕ № 1 ответьте на вопросы Вариант 1 Вариант 2 Черепные швы закрываются в… (мес.)? Большой родничок закрывается в… (мес.)?
ЗАДАНИЕ № 2 дополните предложения Вариант № 1 Вариант № 2 1.Этот изгиб позвоночника называется … 2.Он формируется в возрасте … месяцев.
3АДАНИЕ № 3 выберите правильный ответ ВАРИАНТ № 1 ВАРИАНТ № 2 Для грудного ребенка характерно строение грудной клетки а) или б) а) ) Для грудного ребенка характерно расположение ребер по отношению к позвоночнику а) или б) а) а) А а) б) а) б)
ЗАДАНИЕ № 4 ответьте на вопрос Определить возраст ребенка по количеству зубов Определить возраст ребенка по количеству зубов \ ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2
АФО нервной системы Г оловной мозг относительно велик, богат водой и сосудами мозговые борозды и извилины развиты плохо нервные клетки сформированы недостаточно незрелость центров продолговатого мозга
АФО нервной системы Спинной мозг относительно длиннее, развит лучше, чем головной, доходит до 3-4-го поясничного позвонков В ЦНС преобладают процессы торможения
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ СНА у новорожденного - 22 часа в 1 год – 14-16 часов в 3 года – 12 часов в 7 лет – 10 часов
БЕЗУСЛОВНЫЕ (ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ) РЕФЛЕКСЫ Сосательный рефлекс (исчезает к концу 1-го года ) Поисковый Куссмауэля (исчезает к концу 1-го года ) Подошвенный Бабинского (до 2-х лет ) Опоры и автоматической походки ( до 1.5-2 месяцев) Ладонно-ротовой (Бабкина) (исчезает к 3 месяцам) Хватательный (Робинсона) (исчезает на 2-4 месяцев) Ползания ( Бауэра) (с 3-4 дня до 4 месяцев ) Защитный (Моро) (вздрагивания) ( до 4 месяцев) Галанта ( до 4 мес ) Переса ( до 4 мес )
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ это динамический процесс роста и биологического созревания ребенка Показатели физического развития: масса тела длина тела окружность головы окружность груди На 1 году жизни антропометрия проводится ежемесячно
Схема учебной истории болезни ребенка: 1. Паспортная часть. 2. Жалобы больного (родителей ): сначала ведущие, потом общие, затем полученные путем дополнительного опроса по органам и системам. 3. Анамнез заболевания. 4. Анамнез жизни. 5. Данные объективного обследования. б. Предварительный диагноз. 7. План обследования. 8 . Результаты лабораторных и других специальных исследований, если имеются. 9. План лечения и проводимое лечение (лист назначений) 10. Дневник наблюдения. 11. Дифференциальный диагноз.
Анамнез заболевания. 1. Когда и как заболел ребенок. 2. При каких обстоятельствах развилось заболевание и как протекало до момента обращения. 3. Общие проявления: температура, озноб, сон, аппетит, жажда, вялость, беспокойство - рассматриваются в динамике. 4. Проявления заболевания со стороны всех систем и органов c детализацией жалоб. 5. Какое обследование и лечение проводилось, его эффективность. 6. Состояние при поступлении в стационар.
Анамнез жизни ребенка раннего возраста (до 3 лет). I. АКУШЕРСКИЙ АНАМНЕЗ 1. От какой беременности и каких по счету родов? Чем закончились предыдущие беременности? 2. Как протекала беременность? 3. Как протекали роды? 4. Закричал ли сразу, какой был крик? Оценка по шкале Апгар ? 5. Масса тела и рост при рождении? 6. Когда приложен к груди, как взял грудь? 7. Когда отпал пуповинный остаток и зажила пупочная ранка? 8. Были ли заболевания в периоде новорожденности? 9. На какой день выписан? Вес при выписке? Сделаны ли прививки в роддоме?
II .РАЗВИТИЕ И ПИТАНИЕ РЕБЕНКА 1. Физическое развитие ребенка на первом году жизни и после года. 2. Нервно - психическое развитие, поведение. 3. На каком вскармливании находился ребенок (естественном, смешанном, искусственном). Сроки введения прикормов и добавок. Питание ребенка к началу заболевания. 4. Когда прорезались зубы и порядок их прорезывания? III. ПЕРЕНЕСЕННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, ДЕТСКИЕ ИНФЕКЦИИ, ОПЕРАТИВНЫЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА. IV. ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ 1. Профилактические прививки, реакции на прививки. 2. Туберкулиновые пробы, когда проводились, результаты. 3. Контакт с инфекционными больными
V. АЛЛЕРГОЛОГИЧЕСКИЙ АНАМНЕЗ VI. СЕМЕЙНЫЙ (НАСЛЕДСТВЕННЫЙ) АНАМНЕЗ состояние здоровья родителей и близких родственников (туберкулез, венерические заболевания, аллергические заболевания и др.). VII. ЖИЛИЩНО-БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ
Особенности исследования кожи и слизистых Осмотр полости рта и зева перенести на конец объективного обследования. В грудном возрасте определяют: - эластичность кожи на животе и груди; - влажность на затылке; - толщину п/к жирового слоя на животе сбоку от пупка (норма-1,0-1,5 см); - тургор мягких тканей на внутренней поверхности плеча и бедра.
Особенности исследования костно-суставной системы Ощупывание головы производится обеими руками: большие пальцы на лбу, ладони на височных областях, средние и указательные пальцы исследуют теменные кости, затылочную область, швы, роднички. Определяется величина родничка (между противоположными сторонами) и его состояние. Осмотр позвоночника – нарушение осанки, сколиоз. Осмотр нижних конечностей: - симметричность ягодичных складок, количество складок на внутренней поверхности бедер; - Х-О-образные искривления; - плоскостопие.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План занятия Значение особенностей строения и функции отделов органов дыхания для понимания особенностей респираторной патологии у детей. Функциональные особенности системы дыхания. Увеличение сердца в процессе роста ребенка. Частота пульса и АД в зависимости от возраста . Методы исследования органов дыхания и сердечно - сосудистой системы.
АФО дыхательной системы Глотка узкая небные миндалины развиты недостаточно (ангиной в раннем возрасте болеют редко) ч аще разрастание носоглоточной лимфоидной ткани-аденоиды Полость носа и околоносовые пазухи: носовые ходы узкие, нижний носовой ход формируется к 4 годам придаточные пазухи не сформированы (синуситы в раннем возрасте редки) к авернозная ткань в подслизистой недоразвита (редкость носовых кровотечений) евстахиева труба короткая и широкая (легко развивается средний отит)
АФО дыхательной системы гортань узкая, воронкообразная, хрящи податливые, нежные трахея очень подвижна, хрящи мягкие бронхи узкие, плохо развит кашлевой рефлекс ткань легкого полнокровна, маловоздушна (это предрасполагает к развитию ателектазов, обструкции)
АФО сердечно-сосудистой системы Сердце: о тносительно больше, чем у взрослых ф орма шарообразная, после 6 лет - грушевидная у новорожденного располагается высоко и поперечно, с 1 года косое положение, к 5 годам более вертикальное границы шире , чем у взрослого
АФО сердечно-сосудистой системы Просвет сосудов шире, чем у взрослых, вены почти такой же ширины, как и артерии Чем младше ребенок, тем выше ЧСС вследствие интенсивного обмена веществ и симпатических влияний ЧСС лабильная, дыхательная аритмия АД низкое с возрастом увеличивается, у новорожденных 70-74, в 1 год-80-85 мм рт.ст .
Особенности исследования органов дыхания. Подсчет числа дыханий: - на глаз; - рукой, положенной на грудь или живот; - путем поднесения стетоскопа к носу (во время сна). Для определения голосового дрожания пользуются плачем.
Частота и тип дыхания. Возраст ЧДД Новорожденный 40-60 1 год 35 3 года 30 5 лет 25 7 лет 20-25 12-15 лет 18-20 В раннем возрасте брюшной тип дыхания, у девочек с 5-6 лет - грудной.
Положение тела при перкуссии. Перкуссия передней поверхности груди проводится в положении ребенка на спине; перкуссия спины - в сидячем положении или на животе; у грудных детей «грудью на ладони» или в вертикальном положении на руках матери; у старших детей - стоя. Обе половины грудной клетки должны быть симметричны.
Непосредственная перкуссия: выстукивание грудной клетки согнутым средним или указательным пальцем; по методу Образцова - указательным пальцем правой руки при соскальзывании со среднего (метод щелчка).
Опосредованная перкуссия. У детей раннего возраста (до 4 лет) накладывать палец левой руки только 1-й фалангой и перкутировать по тыльной поверхности 1-й фаланги.
Перкуссия лёгких. Перкуссию производят слабыми ударами. Нижние границы легких и экскурсия легочных краев определяется у детей старше 5-7 лет.
Оценка характера дыхания у детей. Возраст Характер до 6 месяцев ослабленное от 6 месяцев до 5 лет пуэрильное старше 5 лет везикулярное Слева дыхание громче, чем справа.
Характер основного дыхательного шума.
Особенности исследования сердечно-сосудистой системы. Определение левой границы относительной сердечной тупости непосредственной перкуссией (методика у детей раннего возраста).
Границы относительной тупости сердца. Граница Возраст детей 0 - 1 год 2 - 6 лет 7 – 12 лет Верхний край II ребро Второе межреберье III ребро Левый край 1-2 см кнаружи от левой сосковой линии. В IV межреберье до 1,5 лет. В V межреберье старше 1,5 лет. Левая сосковая линия V межреберья. Правый край Правая окологрудинная линия или немного кнутри от неё. В III межреберье до 1,5 лет В IV межреберье старше 1,5 лет Середина расстояния между окологрудинной линией и правым краем грудины. Поперечник области притупления 6-9 см 8-12 см 9-14 см
Частота сердечных сокращений и артериальное давление по возрастам: Возраст ЧСС в мин АД Новорожденный 120-140-160 70/35 1 год 120 80/40 До года систол.: 70 +n , где n –число месяцев. Старше 1 года систолическое: 80+2 n , где n – возраст в годах Диастолическое:1/2-2/3 от систолического 3 года 110 5 лет 100 7 лет 90 12-15 лет 70-80
ЗАДАНИЕ № 1 выберите правильный ответ ВАРИАНТ 1 ЧДД в преддошкольном возрасте (в мин.) 16-18 20-25 30-35 40-60 ВАРИАНТ 2 ЧДД у новорожденного (в мин.) 16-18 20-25 30-35 40-60
ЗАДАНИЕ № 2 выберите правильный ответ ВАРИАНТ 1 ЧСС у новорожденного (в мин.) 90 100 120 140 ВАРИАНТ 2 ЧСС у ребенка в 1 год (в мин.) 90 100 120 140
ЗАДАНИЕ № 3 выберите правильный ответ Формула систолического давления у детей до 1 года ( n – число месяцев) 70 + n 80 + n 90 + n 100 + n Формула систолического давления у детей старше 1 года ( n – число лет) 70 +2 n 80 +2 n 90 + 2 n 100 + 2 n ВАРИАНТ № 1 ВАРИАНТ № 2
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План занятия АФО полости рта, особенности состава и функционирования слюнных желез . Особенности слизистой пищевода и желудка и сфинктерного аппарата. Состояние ферментативной активности в различные возрастные периоды. Роль бактериальной флоры кишечника. Особенности кроветворения у детей раннего возраста. Основные показатели крови и лейкоцитарной формулы в различные возрастные периоды. Особенности строения МВС. Количество и состав мочи у детей разного возраста . Функциональные особенности эндокринной системы. Особенности исследования пищеварительной, мочевыделительной, кроветворной и эндокринной систем.
АФО ПИЩЕВАРИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Особенности ротовой полости у детей У новорожденных полость рта сравнительно мала Язык относительно большой Хорошо развиты жевательные мышцы В толще щек имеются комочки Биша Эпителий отличается нежностью и некоторой сухостью,склонностью к кандидозу (рН нейтр ) Слизистая яркая,обильно васкуляризирована Вдоль средней линии на твердом небе видны бело-желтые точки,т.н.боновские узелки Вдоль челюстных отростков тянется плотный валик (складка Робэн-Мажито ) Видимая часть слизистой губ имеет поперечную исчерченность (валики)
Особенности слюноотделения у детей Слюнные железы новорожденного морфологически сформированы В первые 3 месяца секреция слюны низкая , основная роль-обеспечение герметичности ротовой полости К 4-5 месяцам появляется обильное слюноотделение,обусловленное недостаточной зрелостью центральных механизмов регуляции выделения слюны и ее заглатывания Активность амилазы низкая , максимум достигается к 2-7 годам рН слюны у детей 7,32,у взрослых-6,4 У детей на искусственном вскармливании и после введения прикормов основные функции слюны-переваривание углеводов и формирование пищевого комка Слюна новорожденного также является мощным фактором цитопротекции и содержит компоненты неспецифической защиты ( лизоцим,простагландины,молочная кислота и др.)
Ротовая полость новорожденного
АФО пищеварительной системы д лина пищевода у новорожденного-10 см объем желудка: у новорожденного- 30-35 мл в 3 мес.-100 мл в 1 год – 200-250 мл кардиальный сфинктер желудка плохо развит (легкое возникновение срыгивания и рвоты) печень большая, но функционально незрелая
Длина кишечника относительно больше, брыжейка растяжимая –легкость возникновения инвагинации Слабая фиксация слизистой оболочки прямой кишки-легкое выпадение при неустойчивом стуле Слизистая кишечника обладает высокой всасывающей способностью
Характер стула зависит от вида вскармливания При естественном вскармливании в микрофлоре преобладают бифидум бактерии, стул кашицеобразный, желтый, с кисловатым запахом, частота 3-6 раз в сутки. При искусственном вскармливании кишечник заселяется ацидофильной палочкой, энтерококками, стул пастообразный, беловато-желтый, с гнилостным запахом.
АФО мочевыделительной системы почки ниже, чем у взрослых до 5-7 лет почечные лоханки и мочеточники широкие, со слабым тонусом
АФО мочевыделительной системы Мочевой пузырь выше, чем у взрослых Вместимость мочевого пузыря: У новорожденного 50 мл, В 1 год – до 200 мл, В 8-9 лет – 800-900 мл
Количество выделяемой мочи за сутки Х= 600+100*(п-1), где п-возраст в годах Число мочеиспусканий в сутки у новорожден . - 20-25 раз у грудных детей - 15 раз 1-3 года-6-10 раз 3-7 лет-5-9 раз Старше 7 лет 4-8 раз
АФО органов кроветворения Кроветворение происходит: в костном мозге всех костей после рождения до 5 лет-в селезенке к половому созреванию – в плоских костях, эпифизах трубчатых костей и в лимфоузлах
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ КРОВИ У ДЕТЕЙ Гемоглобин новорож .- 170-240 г / л (60-80%-фетальный) 1 год – 115 г / л Эритроциты новорож .– 5-7 ( 10х12/л) 1 год – 3,7-4 ( 10х12/л) Лейкоциты новорож .-10- 30 ( 10х9/л) 1 год-10-11 ( 10х9/л) Тромбоциты новорож . – 160 ( 10х9/л) 1 год – 200 ( 10х9/л)
Лейкоцитарная формула Нейтрофилёз , возникающий при рождении, начинает быстро снижаться, а количество лимфоцитов нарастает, и на 5-6 день жизни число нейтрофилов и лимфоцитов сравнивается, составляя 40-45%(первый физиологический перекрёст) С этого времени лимфоцитоз до 50-60% становится нормальным показателем до 5-6 лет. Между 5-6 годами жизни наступает второй физиологический перекрёст числа нейтрофилов и лимфоцитов, после чего нейтрофилы преобладают (как у взрослых)
АФО эндокринной системы щитовидная железа доминирует до 2 -2,5 лет передняя доля гипофиза приобретает ведущую роль с 3 лет вилочковая железа максимально развита до 2-х лет (центральный орган иммунитета) инволюция – после 3 лет половые железы активизируются к периоду полового созревания
Особенности исследование органов пищеварения При пальпации живота отвлекают ребенка разговорами, игрушками, яркими картинками и наблюдают за мимической реакцией. Поверхностную пальпацию проводят по часовой стрелке, начиная с правой подвздошной области. Глубокую пальпацию у маленьких детей проводят одной рукой, у старших- бимануально . Определение размеров печени по Курлову проводится с 5-7 лет. Нижний край печени выступает из-под реберной дуги до 7 лет.
Особенности исследования мочевыделительной системы Пальпация почек до 2 лет проводится в положении лежа на спине со слегка согнутыми ногами. Левая рука под спиной в области 12 ребра, а правая на животе медленно продвигается к задней стенке брюшной полости. Затем левая оттесняет почку кпереди навстречу правой руке, которая определяет её поверхность и болезненность.
Особенности исследования эндокринной системы Обратить внимание на признаки соматического и полового развития. Раннее половое созревание девочки –это появление вторичных половых признаков до 8-8,5 лет, позднее -их отсутствие в 13 лет или отсутствие менструаций в 15 лет. Преждевременное половое созревание мальчиков - это появление его признаков до 10-10,5 лет, запаздывающее при их отсутствии в 13,5 лет и старше.
ЗАДАНИЕ № 1 выберите правильный ответ ВАРИАНТ 1 Объем желудка у новорожденного (мл) 30–35 100–120 150–170 200–250 ВАРИАНТ 2 Объем желудка у ребенка в 1 год (мл) 30-35 100-120 150-170 200-250
ЗАДАНИЕ № 2 выберите правильный ответ ВАРИАНТ 1 Вместимость мочевого пузыря у новорожденного 1. 500 мл 2. 200 мл 3.150 мл 4. 50 мл ВАРИАНТ 2 Число мочеиспусканий у новорожденного (в сутки) 20-25 15-20 10-15 5-10
ЗАДАНИЕ № 3 выберите правильный ответ ВАРИАНТ 1 Показатель гемоглобина у новорожденного (г/л) 300 - 350 170 - 240 100 - 150 80 - 100 ВАРИАНТ 2 Показатель эритроцитов у новорожденного (10х12) 3,7- 4 4 - 5 5 - 7 8 - 10
ЗАДАНИЕ № 4 ответьте на вопросы ВАРИАНТ 1 ВАРИАНТ 2 1. Как называется железа под № 3 ? 2. Когда начинается ее инволюция? 1. Как называется железа под № 1 ? 2. В каком возрасте ее роль становится ведущей? 3 3 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примеры задач по дисциплине «Сестринское дело в педиатрии» для сертификационного экзамена для медицинских сестер отделения повышения квалификации.
Примеры банка задач по дисциплине «Сестринское дело в педиатрии» для сертификационного экзамена для медицинских сестер отделения повышения квалификациипо темам: «Вска...
Рабочая программа части 01.01.03.«Пропедевтика клинических дисциплин в педиатрии» МДК.01.01. «Пропедевтика клинических дисциплин» ПМ.01. «Диагностическая деятельность» по специальности 31.02.01.Лечебное дело (углубленная подготовка)
Рабочая программа части 01.01.03. «Пропедевтика клинических дисциплин в педиатрии» МДК.01.01. «Пропедевтика клинических дисциплин» ПМ.01. ...
Сборник клинических задач по педиатрии
При изучении клинических дисциплин широко используется различные дидактические средства. И, пожалуй, одним из самых распространенных, является решение различных ситуационных задач, которые испол...
Презентации к теоретическим занятиям по сестринскому уходу в педиатрии
Виузано-информационное сопровождение теоретических занятий по сестринскому уходу в педиатрии (ПМ 02 "Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах", спец-ть Сестринское дело...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия по 01.01.4 Пропедевтика в акушерстве и гинекологии ПМ01 Тема занятия: Проведение диагностики ранних и поздних сроков беременности и обследования беременных, обследования внутриутробного состояния пло
Методическая разработка практического занятия. 2021г....
Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы» и «Методы обследования пациентов с заболеваниями ЖКТ» раздела 1. «Пропедевтика и диагностика заболеваний терапевтического профиля» МДК 01.01 «П
Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы» и «Методы обследования пациентов с заболеваниями ЖКТ» раздел...
Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями дыхательной системы», «Методы обследования пациентов с заболеваниями мочевыводящей системы» и «Методы обследования пациентов с заболеваниями эндокринной системы» раздела 1
Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями дыхательной системы», «Методы обследования пациентов с заболеваниями мочевыводящей системы»...