Разработка практического занятия №10 МДК 03.01 Гинекология
методическая разработка

Шарафутдинова Кларахон Шахабиддиновна

Разработка практического занятия №10 МДК 03.01 и мультимедийное сопровождение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 6»

(ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №10

  Пороки развития и неправильные положения женских половых органов

МДК 03.01     Гинекология

ПМ.03 Медицинская помощь женщине с гинекологическими заболеваниями в различные периоды жизни.

        код, наименование специальности: 31.02.02 Акушерское дело

        форма обучения: очная

Москва

2022

РАССМОТРЕНА

Предметной (цикловой) комиссией

Акушерское дело

протокол от «22» февраля 2022 г

№5

ОДОБРЕНА

       Методическим  советом

    протокол от «  »      2022г.

                           

Согласовано:

Тихонова Татьяна Александровна – к.п.н., преподаватель высшей квалификационной  категории, методист ГБПОУ ДЗМ «МК № 6».

 

             

 

Составитель (автор):

Шарафутдинова     Кларахон Шахабиддиновна – преподаватель высшей квалификационной  категории ГБПОУ ДЗМ «МК № 6».

Рецензенты:

Сакварелидзе Николай Юрьевич – к.м.н., заместитель главного врача по                                                             акушерско – гинекологической помощи ГБУЗ ГКБ им. В.П. Демихова.

Предназначение: для преподавателей профессионального модуля ПМ.03  Медицинская помощь женщине с гинекологическими заболеваниями в различные периоды жизни МДК 03.01 Гинекология и обучающихся по специальности 31.02.02 Акушерское дело,  2 курс,  4 семестр.

СОДЕРЖАНИЕ

№ п/п

Наименование раздела

Стр.

Аннотация

4

Пояснительная записка

4

Методический блок

6

Информационный блок

18

Задание № 1 «Актуализация знаний»

19

Задание № 2 «Актуализация знаний»

20

Задание № 3 «Самостоятельная работа обучающегося»

25

Контрольно - итоговый блок. Задание №4

27

Оценочный лист практического занятия

30

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 «Эталон ответов к заданию № 1»

31

ПРИЛОЖЕНИЕ №2 «Эталон ответов к заданию № 2, 4 »

32

ПРИЛОЖЕНИЕ№3 «Эталон ответов к заданию №3»

34

ПРИЛОЖЕНИЕ №4 ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (ЧЕК-ЛИСТ)»

39

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

40

Задание для самостоятельной подготовки к следующему занятию

41

АННОТАЦИЯ

Методическая разработка практического занятия предназначена для проведения занятия по теме «Пороки развития и неправильные положения женских половых органов» с обучающимися 2 курса специальности 31.02.02 Акушерское дело в рамках МДК 03.01 Гинекология.

Представленные материалы соответствуют современному уровню знаний по данной теме, даны в доступной форме. В разработку включена краткая информация по теме, вопросы устного контроля, тестовый контроль, алгоритмы манипуляций (стандартные операционные процедуры), приведены профессиональные  задачи с эталонами ответов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка по теме «Пороки развития и неправильные положения женских половых органов» предназначена для оказания помощи преподавателям при проведении практического занятия в соответствии с рабочей программой ПМ.03  Медицинская помощь женщине с гинекологическими заболеваниями в различные периоды жизни МДК 03.01 Гинекология  по специальности 31.02.02 Акушерское дело.

 На изучение  темы «Пороки развития и неправильные положения женских половых органов» отводится 2 часа по рабочей программе.

Содержание практического занятия «Пороки развития и неправильные положения женских половых органов»  МДК 03.01 Гинекология определено рабочей программой  ПМ.03 Медицинская помощь женщине с гинекологическими заболеваниями в различные периоды жизни:

Пороки развития и неправильные положения женских половых органов Классификация. Клиническая картина, методы диагностики. Принципы лечения. Прогноз.

Смещение половых органов по горизонтальной и вертикальной оси (генитальный пролапс). Классификация. Клиническая картина. Методы диагностики. Независимые, зависимые вмешательства. Осложнения. Показания к госпитализации. Принципы лечения (методы консервативного и хирургического лечения). Прогноз.

Роль, участие акушерки в проведении диагностических, лечебных процедур, в оказании помощи пациентам в периоперативном периоде, профилактических мероприятий.

Занятие имеет практикоориентированный характер для обучающихся  специальности 31.02.02.Акушерское дело.

Значение изучения данной темы будущими акушерками трудно переоценить,  т.к. частота пороков развития половых органов и  пролапсов половых органов в последние годы неуклонно растёт.

Акушерки должны ориентироваться в теме «Пороки развития и неправильные положения женских половых органов», обладать необходимыми знаниями и умениями,  в пределах своих компетенций.

Методическая разработка включает  разделы:

  • Методический блок включает рекомендации по работе с методической разработкой, оснащением, указанием междисциплинарных и межмодульных связей, критериями оценок практической деятельности студента, хронологической картой занятия;
  • Информационный блок, который включает мотивацию, источники информации по теме занятия.
  • Контрольно - итоговый блок, который включает: определение исходного уровня знаний студентов в виде тестового контроля, первичного контроля усвоения материала в виде решения профессиональных задач с применением проблемного метода обучения, итогового устного опроса.

      Методическая разработка составлена  с учетом рекомендаций по оформлению методических разработок. Предлагаемый материал может быть использован для более качественного усвоения информации по данной теме с использованием элементов современных педагогических технологий на занятии.

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

Рекомендации по работе с методической разработкой

(для преподавателя)

      Методическая разработка определяет рекомендации по практическому проведению занятия, позволяет студентам всесторонне изучить тему и овладеть технологиями оказания простых медицинских услуг в пределах своих полномочий, поможет обобщить и закрепить полученные знания с помощью проблемного и активных методов обучения. Предложенная смена различных методов обучения позволит задействовать несколько видов деятельности студентов на занятии и будет максимально эффективно способствовать усвоению учебного материала. Методический материал раскрывает поэтапное ведение практического занятия.

      Представленная разработка направлена на изучение темы «Пороки развития и неправильные положения женских половых органов»  МДК 03.01 Гинекология.

 Изучив тему, студент должен 

знать:

  • методы обследования гинекологических больных;
  • виды гинекологической патологии;
  • методы лечения в гинекологии;
  • уход за пациентом в периоперативном периоде;
  • доврачебную помощь при неотложных состояниях в гинекологии;

уметь:

  •  осуществлять гинекологический осмотр;
  • осуществлять диспансеризацию гинекологических больных;
  • участвовать в лечебно-диагностических процедурах и осуществлять уход за

пациентами в периоперативном периоде;

  • оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях в гинекологии;
  •  проводить санитарно-просветительскую работу по профилактике  

гинекологических  заболеваний и сохранению репродуктивного здоровья.

Материалы методической разработки помогут преподавателю провести практическое занятие и способствуют освоению студентами общих и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО:

Профессиональные: 

ПК 3.2.Проводить лечебно-диагностические мероприятия гинекологическим больным под руководством врача

ПК 3.3.Выполнять диагностические манипуляции самостоятельно в пределах своих полномочий.

Общие:

ОК 1.  Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 11.  Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Технологическая карта учебного занятия

Пороки развития и неправильные положения женских половых органов

ФИО преподавателя

Шарафутдинова Кларахон Шахабиддиновна

Код, наименование специальности

31.02.02 Акушерское дело

Форма обучения

очная

Учебный цикл

ПМ.03 Медицинская помощь женщине с гинекологическими заболеваниями в различные периоды жизни.

Учебная дисциплина/МДК

МДК 03.01 Гинекология

Междисциплинарные связи

Предшествующие учебные дисциплины/МДК

Последующие учебные дисциплины/МДК

ОП. 01 Основы латинского языка с медицинской терминологией,

ОП.03 «Основы патологии»,

ОП.04 «Генетика человека с основами медицинской генетики»,

ОП.06 «Основы микробиологии и иммунологии», ОП.07 «Фармакология»,

ПМ.05«Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих и должностям служащих» (младшая медицинская сестра по уходу за больным),  

ПМ.01 «Медицинская и медико-социальная помощь женщине, новорожденному и семье при физиологическом течении беременности, родов и послеродового периода»

ПМ 04 Медицинская помощь  женщине, новорожденному, семье при патологическом течении беременности, родов и послеродового периода

Формируемые компетенции

Общие компетенции

Профессиональные компетенции

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ПК

3.2

Проводить лечебно-диагностические мероприятия гинекологическим больным под руководством врача

ОК 11

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ПК 3.3.

Выполнять диагностические манипуляции самостоятельно в пределах своих полномочий.

Требования к результатам освоения дисциплины/МДК

Освоенные умения

Усвоенные знания

У1

 -осуществлять гинекологический осмотр;

З1

-методы обследования гинекологических больных;

У2

 -осуществлять диспансеризацию гинекологических больных;

З2

- виды гинекологической патологии;

У3

-участвовать в лечебно-диагностических процедурах и осуществлять уход за

пациентами в периоперативном периоде;

З3

- методы лечения в гинекологии;

У4

-оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях в гинекологии;

З4

-уход за пациентом в периоперативном периоде;

У5

- проводить санитарно-просветительскую работу по профилактике абортов,

гинекологических, венерических и онкологических заболеваний и

сохранению репродуктивного здоровья;

З5

-доврачебную помощь при неотложных состояниях в гинекологии;

З6

-профилактику гинекологических заболеваний;

З7

-диспансеризацию гинекологических больных и проведение профилактических осмотров.

Уровень освоения

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

Тема учебного занятия

Пороки развития и неправильные положения женских половых органов

Тип учебного занятия

 Учебное занятие по совершенствованию знаний, умений и способов деятельности:

по формированию умений и способов деятельности.

Формы и методы обучения

Интегрированная форма. Метод модульного обучения

Образовательные технологии

Модульная технология

Цели учебного занятия

Обучающая  

Развивающая

Воспитательная

Формирование  умений обучающихся  по теме: Пороки развития и неправильные положения женских половых органов

Создание условий для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-медицинской информации, выделять главное и характерное

Создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к будущей профессии

Требования к результатам освоения темы учебного занятия

Освоенные умения

Усвоенные знания

У1

-осуществлять гинекологический осмотр пациенток с пороками развития и неправильными положениями женских половых органов;

З1

Пороки развития женских половых органов. Классификация. Клиническая картина, методы диагностики. Принципы лечения. Прогноз.

У2

- осуществлять диспансеризацию  пациенток с пороками развития и неправильными положениями женских половых органов;

Смещение половых органов по горизонтальной и  вертикальной оси (генитальный пролапс). Классификация. Клиническая картина. Методы диагностики.

У3

-участвовать в лечебно-диагностических процедурах и осуществлять уход за пациентами с пороками развития и неправильными положениями женских половых органов в периоперативном периоде;

З2

Независимые, зависимые вмешательства.

У4

 -проводить санитарно-просветительскую работу по профилактике гинекологических заболеваний и сохранению репродуктивного здоровья.

З3

Осложнения.

У5

З4

Показания к госпитализации.

З5

Принципы лечения (методы консервативного и хирургического лечения). Прогноз.

З6

Роль, участие акушерки в проведении диагностических, лечебных процедур, в оказании помощи пациентам в периоперативном периоде, профилактических мероприятий.

Основные показатели оценки результата изучения темы учебного занятия

-обоснованность проблем пациента, постановки диагноза, планирования независимых и выполнение зависимых вмешательств

-соответствие демонстрации манипуляционной техники на фантомах в среде имитирующей рабочее место эталонам (алгоритмам, условиям, требованиям)

-правильность осуществления ухода и наблюдения за гинекологическими пациентами

-четкость и точность заполнения медицинской документации

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения темы учебного занятия

Экспертная оценка при текущем контроле:

-результатов собеседования по теме  МДК;

-результатов решения ситуационных  задач

Организация образовательного пространства учебного занятия

Ресурсы учебного занятия

Формы работы на занятии

Материально-техническое обеспечение

Основная литература

Дополнительная литература

Электронные информационные и образовательные ресурсы

1.Компьютер с интерактивной доской

2.Презентация занятия

3.Методическая разработка занятия;

1. Дзигуа М.В. Медицинская помощь женщине с гинекологическими заболеваниями в различные периоды жизни:- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019.

        

1. Закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» ФЗ от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ;

1. Дзигуа М.В. Медицинская помощь женщине с гинекологическими заболеваниями в различные периоды жизни:- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2019.         Электронная библиотека медицинского колледжа «Консультант студента» - http://www.medcollegelib.ru;

Практическое занятие

Активная форма обучения

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Освоенные студентами в ходе изучения темы междисциплинарного курса умения, виды деятельности по получению нового знания в рамках профессионального модуля, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Освоенные студентами междисциплинарные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с преподавателями и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Готовность и способность студентов к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности.

Оснащение занятия:

Оборудование и технические средства:

  1. Компьютер,
  2. Электронная доска,
  3. Презентация по теме занятия.

Методическое обеспечение: 

  1. Рабочая программа,
  2. Поурочный план,
  3. Методическая разработка,
  4. Тестовый контролирующий материал,
  5. Профессиональные задачи,
  6. Медицинскую карту амбулаторного больного (уч. ф. № 025/У);
  7. Контрольная карта диспансерного наблюдения (уч. ф. № 030/У);
  8. Учебно-методическая литература.

Оснащение рабочих мест: 

1.Критерии оценки,

2.Алгоритмы практических навыков – чек-листы манипуляций,

3.Профессиональные задачи и эталоны ответов,

4.Задания в тестовой форме и ключи к тестам,

5. Оценочный лист практического занятия.

            Критерии оценок практической деятельности студента

  1. Критерии оценки    теоретических вопросов и решения профессиональных задач  на занятии:

5 «отлично» - знает теоретический материал с учетом междисциплинарных связей, дает полные ответы, используя медицинскую терминологию;

 практические действия выполняет последовательно и уверенно в соответствии с алгоритмом; соблюдает все требования техники безопасности и санитарно-эпидемиологического режима, все действия обосновывает

4 «хорошо» - незначительно затрудняется при ответе на теоретические вопросы; дает неполный ответ на один из вопросов, неполно раскрывает междисциплинарные связи, использует медицинскую терминологию;

практические действия выполняются последовательно, но неуверенно, соблюдаются все требования техники безопасности и санитарно-эпидемиологического режима, все действия обосновываются после уточняющих вопросов педагога.

 3 «удовлетворительно» - дает неполный ответ, не раскрывает междисциплинарные связи, мало использует медицинскую терминологию;

практические действия: нарушен алгоритм выполнения, действия не уверенные, для обоснования действия необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к технике безопасности, рабочее место убирается в соответствии с требованиями санитарно-эпидемического режима.

2 «неудовлетворительно» - неправильный ответ на вопросы;

не может самостоятельно выполнить практические действия, совершаются
действия, нарушающие        требования санитарно - эпидемического режима, техники безопасности при работе с аппаратурой с используемыми материалами, имеет боле 30% ошибок по «Оценочному листу манипуляции»
.

  1. Алгоритмы манипуляций  оформлены с использованием чек-листов с критериями оценивания, что дает возможность детального подхода к оценке выполнения практического умения, в каждом чек – листе отражены критерии оценивания.

Оценка за практическое занятие (средняя) складывается из оценок за:

- ответы на устные ответы,

- тесты входного контроля,

- самостоятельную аудиторную работу,

- тесты итогового контроля.

Хронологическая карта занятия

П/Н

Этапы  занятия

Время

(мин)

Методы обучения

Содержание занятия

Действия преподавателя

Действия обучающегося

1

Организационный момент

2

_________

Организация занятия: приветствие, контроль внешнего вида, готовности к занятию; оформление журнала учебных занятий; инструктаж по технике безопасности перед проведением занятия. определение темы и объявление цели урока.

Озвучить критерии оценок.

Готовится к занятию.

2

Мотивация

1

Проблемный (беседа)

 Выделяет значимость темы, привлекает и акцентирует внимание к изучаемой теме,  поощряет  к  самостоятельной работе.

Знакомится с содержанием темы, целями и этапами занятия.

3

Актуализация опорных знаний

Задание №1

4

Проблемный

 (устный опрос)

 Задаёт устные вопросы по теме

Отвечает на устные вопросы, дополняет ответы других обучающихся, при необходимости

4.

Актуализация опорных знаний

Задание №2

12

Программированный (тестовый)

Организует выполнение задания с учетом временного фактора. Контролирует (и проверяет) выполнение заданий в тестовой форме.

Выполняет тестовые задания с целью актуализации ранее усвоенных знаний.

54.

Изучение нового материала

14

Демонстрация и объяснение

Объясняет и демонстрирует алгоритмы манипуляций.

Демонстрирует решение профессиональной задачи

Слушает, задаёт вопросы преподавателю, при необходимости.

4

Самостоятельная работа обучающегося

Задание №3

40

Проблемный (решение профессиональные задач).

  Контролирует (и проверяет) решение профессиональных задач, выполнение алгоритмов манипуляций  в  форме «само – и взаимоконтроля».

Выполняет задания  для усвоения  знаний, умений и достижения поставленных целей.

5

Контрольно - итоговый блок

Задание №4

12

Программированный (тестовый)

 Контролирует (и проверяет) решение  заданий в тестовой форме для достижения поставленных целей.

Решает задания в тестовой форме для достижения поставленных целей. Осуществляет самоконтроль по предложенным критериям для достижения  целей  занятия.

6

Рефлексия.

Итоги занятия.

4

Проблемный

(обобщение)

Суммирует баллы (оценки) по выполненным заданиям. Дает комментарии по достижению поставленных целей каждого обучающегося: помогает в осмыслении допущенных ошибок и путей их устранения.

Суммирует баллы (оценки) по выполненным заданиям, анализирует допущенные ошибки и пути их устранения.

7

Задание для самостоятельной подготовки к следующему занятию.

1

Проблемный

 Мотивирует выполнение задания и проводит инструктаж по технике выполнения задания. Осуществляет проверку понимания содержания и способа выполнения  задания.  

Записывает условия выполнения  задания. Получает рекомендации по рациональной организации (вне) аудиторной самостоятельной работы.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ  БЛОК

МОТИВАЦИЯ

Пороки развития ЖПО: В последние 5 лет отмечено 10-кратное увеличение частоты пороков развития половых органов у девочек.

Пролапс  гениталий:     Из 100 женщин в возрасте   до 30 лет опущение внутренних половых органов имеет место у каждой десятой,    в возрасте 30-45 лет - в 40 случаях из 100,         после 50 лет - у каждой второй женщины.

Целью данного занятия является

формирование новых знаний и умений по использованию знаний   классификации, клинической картине, диагностики, принципам лечения, профилактике  пороков развития и пролапса гениталий, диспансеризации; ПК и ОК.

Информационный блок:

1.Конспекты лекций

2. Учебник Дзигуа М.В.Медицинская помощь женщине с гинекологическими заболеваниями в различные периоды жизни. М.; ГЭОТАР –Медиа, 2020. Стр. 80-98.

3. Алгоритмы манипуляций – см. Приложение №4.

Перечень манипуляций:

  1. Осмотр наружных половых органов
  2. Двуручное влагалищно-абдоминальное исследование
  3. Проба Вальсальвы

Профессиональная задача для демонстрации

Пациентка А., 33 лет, жалуется на непроизвольное подтекание мочи при физической нагрузке, кашле. В анамнезе: роды крупным плодом, осложнившиеся разрывом промежности второй степени, заживление вторичным натяжением.

В анамнезе: операция по поводу пупочной грыжи.

 При осмотре наружных половых органов: половая щель зияет.

В зеркалах шейка матки чистая.

Бимануальное исследование: Шейка матки цилиндрической формы, длиной 3 см, плотной консистенции, наружный зев закрыт. Наружный зев шейки матки определяется ниже спинальной плоскости. Матка и придатки матки без патологии

Задания:

Сформулируйте диагноз.

Перечислите зависимые вмешательства.

Продемонстрируйте на фантоме: Осмотр наружных половых органов, перечислите особенности при пролапсе гениталий.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Задание №1.

Инструкция:

Уважаемый обучающийся!

Ответьте на устные вопросы:

Критерии оценки задания №1

Критерии оценки представлены на слайде. 

5 «отлично» - дает полные ответы, используя медицинскую терминологию;

4 «хорошо» - незначительно затрудняется при ответе на теоретические вопросы; дает неполный ответ, использует медицинскую терминологию;

3 «удовлетворительно» - дает неполный ответ, не использует медицинскую терминологию;

2 «неудовлетворительно» - неправильный ответ на вопросы;

По окончании опроса, Эталоны ответов Вы можете посмотреть в Приложении №1.

  1. На какие две группы классифицируются Пороки развития женских половых органов?
  2. Чем отличается Гермафродитизм от  Псевдогермафродитизма?
  3. Продолжите выражение:  Атрезия девственной плевы  - это…..
  4. Продолжите выражение:  Ретропозиция – это …..

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Задание №2.

Инструкция:

Уважаемый обучающийся!

В этом задании Вам предлагается  дать ответы на 10 тестовых заданий в течение 10  минут,  критерии оценки задания  представлены ниже, и они же представлены на слайде. Свои ответы Вы можете сравнить с «Эталоном ответов к заданию №1» в приложении 1.

Критерии оценки задания № 2

9 -10 правильных ответов  

90 - 100%  

 5 отлично

8 правильных ответов  

  80%  

4 хорошо

7 правильных ответов

  70%  

3 удовлетворительно

6 и менее правильных ответов

менее 70%

2 неудовлетворительно.

Тестовые задания

Входной контроль.

Пороки развития и неправильные положения женских половых органов

Вариант I

Выберите один правильный ответ:

1.К внешним тератогенным факторам  не относится:

А. инфекции;

Б. ионизирующее излучение;

В.  приём лекарственных средств;

Г.  все патологические состояния материнского организма (осложнения беременности, родов).

2. К порокам  развития наружных половых органов не относится:

А.  недоразвитие передней стенки мочеиспускательного канала (эписпадия);

Б.  заращение заднего прохода (atresia ani);

В.  удлинение клитора, удлинение малых половых губ;

Г.  атрезия (заращение) гимена;

3. К порокам  развития внутренних половых органов не относится:

А. удлинение клитора, удлинение малых половых губ;

Б. полная или неполная аплазия влагалища  и матки

В. удвоение тела и шейки матки при наличии одного влагалища;

Г. удвоение матки и влагалища с полной аплазией обоих влагалищ;

4. Антепозиция как физиологическое явление  не встречается

А. при переполненной прямой кишке

Б. при опухолях  прямой кишки

В. при выпоте, находящемся в прямокишечно-маточном углублении  

 (Дугласово          пространство).

Г. при переполненном мочевом пузыре.

5. Продолжите выражение:  

Для гипопластической матка характерно:

Длина матки ______см,

соотношение между длиной шейки и тела матки__________ .

6. Для опущения матки   характерно:

А. - наружный зев шейки матки ниже спинальной плоскости, дно матки ниже четвертого крестцового позвонка;  не опускается до  половой щели.

Б. матка  выходит за пределы половой щели без  натуживания.

В. наружный зев шейки матки выше спинальной плоскости

Г. матка резко смещена книзу, частично выходит за пределы  половой щели при натуживании.

7. К осложнениям генитального пролапса не относится:

А. Нарушения мочеиспускания, которые  проявляются в виде обструктивного мочеиспускания вплоть до эпизодов острой задержки, ургентного недержания мочи, гиперактивного мочевого пузыря, недержания мочи при напряжении.

Б. Нарушение адаптационных возможностей ампулы прямой кишки (дисхезии), запор.

В. Диспареуния.

Г. Рак толстого отдела кишечника        

Д. При полном выпадении матки могут возникать ущемления и отек выпавшей матки, невозможность ее вправления; пролежни на слизистой оболочке влагалища и шейки матки (декубитальная язва).

                8. К особенностям сбора анамнеза  при генитальном пролапсе не относится:

А. наличие экстрагенитальных заболеваний у пациентки, которые могут сопровождаться повышением внутрибрюшного давления,

Б.  особенности течения родов,

В.  перенесенные операции;

Г. количество половых партнёров.

9. Для  генитального пролапса  не  характерны:

А. ощущение инородного тела во влагалище,

Б. тянущие боли в низу живота и поясничной области,

В. тошнота, рвота

Г. функциональные расстройства соседних органов (мочевого пузыря, прямой кишки).

10. К показаниям к госпитализации при генитальном пролапсе относятся все, кроме:

А.        Нарушение функции смежных органов.

Б.         Опущение стенок влагалища III степени.

В.        Полное выпадение матки и стенок влагалища.

Г.        Прогрессирование заболевания.

Д.    Необходимость консервативного лечения.

Вариант II

Выберите один правильный ответ:

1.К внешним тератогенным факторам  не относится:

А. инфекции;

Б. ионизирующее излучение;

В.  все патологические состояния материнского организма (осложнения беременности, родов)

Г. приём  лекарственных средств.

2. К порокам  развития наружных половых органов не относится:

А.  недоразвитие передней стенки мочеиспускательного канала (эписпадия);

Б.  заращение заднего прохода (atresia ani);

В.  атрезия (заращение) гимена;

Г.  удлинение клитора, удлинение малых половых губ;

3. К порокам  развития внутренних половых органов не относится:

А. полная или неполная аплазия влагалища  и матки

Б. удлинение клитора, удлинение малых половых губ;

В. удвоение тела и шейки матки при наличии одного влагалища;

Г. удвоение матки и влагалища с полной аплазией обоих влагалищ;

4. Антепозиция матки не встречается

А. при переполненной прямой кишке

Б. при опухолях  прямой кишки

    В.  при переполненном мочевом пузыре.

Г. при выпоте, находящемся в прямокишечно-маточном углублении    

 ( Дугласово пространство).

5.  Продолжите выражение:  Для инфантильной матка характерно:

Длина матки  ______см,

соотношение между длиной шейки и тела матки___________.

6. Для опущения матки   характерно:

А. - наружный зев шейки матки ниже спинальной плоскости, дно матки ниже четвертого крестцового позвонка;  не опускается до  половой щели.

Б. матка  выходит за пределы половой щели без  натуживания.

В. наружный зев шейки матки выше спинальной плоскости

Г. матка резко смещена книзу, частично выходит из половой щели при натуживании.

7. К осложнениям генитального пролапса не относится:

А. Нарушения мочеиспускания проявляются в виде обструктивного мочеиспускания вплоть до эпизодов острой задержки, ургентного недержания мочи, гиперактивного мочевого пузыря, недержания мочи при напряжении.

Б. Нарушение адаптационных возможностей ампулы прямой кишки (дисхезии), запор.

В. Рак толстого отдела кишечника        

Г. Диспареуния.

Д. Ущемления и отек выпавшей матки, невозможность ее вправления; пролежни на слизистой оболочке влагалища и шейки матки (декубитальная язва).

                

8. К особенностям сбора анамнеза  при генитальном пролапсе не относится:

А. наличие экстрагенитальных заболеваний у пациентки, которые могут сопровождаться повышением внутрибрюшного давления,

Б.  особенности течения родов,

В.  количество половых партнёров,

Г. перенесенные операции.

9. Для  генитального пролапса  не  характерны:

А. ощущение инородного тела во влагалище,

Б. тянущие боли в низу живота и поясничной области,

В. тошнота, рвота

Г. функциональные расстройства соседних органов (мочевого пузыря, прямой кишки).

10. К показаниям к госпитализации при генитальном пролапсе относятся все, кроме:

А.        Нарушение функции смежных органов

Б.         Необходимость консервативного лечения

В.        Полное выпадение матки и стенок влагалища

Г.        Прогрессирование заболевания

Д.        Опущение стенок влагалища III степени

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Задание №3

Инструкция:

Внимательно прочитайте профессиональную задачу, дайте ответы на поставленные вопросы. 

При необходимости, нужную информацию, Вы  можете найти в Приложении №5. Опорный конспект.

Свои ответы Вы можете сравнить с «Эталоном ответов»  в Приложении №3.

Алгоритмы практических навыков Вы можете найти в Приложении №4.

Профессиональная задача №1.

Пациентка К., 40 лет, жалуется на непроизвольное подтекание мочи при физической нагрузке, кашле. В анамнезе: роды, осложнившиеся вторичной слабостью родовых сил.

У мамы и сестры – пролапс гениталий.

При осмотре наружных половых органов: половая щель сомкнута.

В зеркалах шейка матки чистая.

Бимануальное исследование: Шейка матки цилиндрической формы, длиной 3 см, плотной консистенции, наружный зев закрыт. Наружный зев шейки матки определяется нниже уровня  спинальной плоскости. Матка и придатки матки без патологии

Задания:

1.Сформулируйте диагноз.  

2.Перечислите независимые вмешательства акушерки.

3.Продемонстрируйте на фантоме: Проба Вальсальвы.

Профессиональная задача №2

Пациентка 55 лет   с диагнозом: Генитальный пролапс, направляется в гинекологическом отделении на оперативное лечение -  пластику передней и задней стенок с укреплением леваторов.

  Интересуется  у акушерки продолжительностью больничного листа и особенностями образа жизни после операции.

Задания:

1. Дайте ответ на поставленный  вопрос пациентки и  рекомендации при выписке из стационара.

2.Перечислите показания для госпитализации пациенток с пролапсом гениталий.

3.Продемонстрируйте на фантоме влагалищное исследование, назовите особенности данных при генитальном пролапсе.

Профессиональная задача №3

На приёме в женской консультации пациентка А. 20 лет,  невысокого роста. ИМТ 18 кг/м2.  Менархе в 16 лет, скудные, безболезненные. Оволосение  наружных половых органов скудное. Большие половые губы прикрывают малые. При влагалищном исследовании:  слабая выраженность сводов влагалища, гиперантефлексия матки. Матка  плотной консистенции, грушевидной формы, безболезненно при пальпации - длиной более 3 см, соотношение между шейкой и телом составляет 3:1. Яичники  располагаются высоко, маточные трубы длинные и извитые.

 Диагноз: Инфантилизм половых органов.

Пациентка интересуется причинами инфантилизма.

Задания:

1.Дайте ответ на поставленный вопрос пациентки.

2.Перечислите  меры профилактики аномалий половых органов.

3.Продемонстрируйте на фантоме двуручное исследование при инфантилизме половых органов.

Профессиональная задача №4

Пациентка А., 35 лет, жалуется на непроизвольное подтекание мочи кашле. В анамнезе: роды крупным плодом, осложнившиеся разрывом промежности второй степени.

При осмотре наружных половых органов: большие половые губы прикрывают малые.

В зеркалах шейка матки чистая.

Бимануальное исследование: Шейка матки цилиндрической формы, длиной 3 см, плотной консистенции, наружный зев закрыт. Наружный зев шейки матки определяется ниже спинальной плоскости. Матка и придатки матки без патологии

Задания:

1.Сформулируйте диагноз.

2.Перечислите возможные причины данной патологии.

3.Продемонстрируйте на фантоме: влагалищное исследование, назовите особенности  при пролапсе гениталий.

КОНТРОЛЬНО – ИТОГОВЫЙ БЛОК

Задание №4

Инструкция:

В этом задании Вам предлагается  дать

ответы на 10 тестовых заданий в течение 10  минут.

Критерии оценки задания № 4

9 -10 правильных ответов  

90 - 100%  

– 5 отлично

8 правильных ответов  

  80%  

4 хорошо

7 правильных ответов

  70%  

3 удовлетворительно

6 и менее правильных ответов

менее 70%

2 неудовлетворительно.

Итоговый тестовый контроль:

Выберите один правильный ответ:

1.К зависимым вмешательствам акушерки относится:

1.Сбор анамнеза;

2.Готовит врачу акушеру-гинекологу «Контрольную карту диспансерного наблюдения» (уч. ф. № 030/У);

3.Подготовка материала и инструментов для врачебного осмотра

4. Взятия мазков из мочеполового тракта на бактериоскопическое, онкоцитологическое исследования.

2.К независимым вмешательствам акушерки НЕ относится

1. Сбор анамнеза в т.ч. выясняет течение родов;

2. Готовит врачу акушеру-гинекологу «Медицинскую карту амбулаторного больного» (уч. ф. № 025/У);

3. Проводит нагрузочные пробы (проба Вальсальвы);

4. Взятия мазков из мочеполового тракта на бактериоскопическое, онкоцитологическое исследования.

         3.Выберите один неправильный ответ:

Лечение пациенток с пролапсом половых органов направлено на:

1. Восстановление анатомии промежности

2. Восстановление нормальной функции смежных органов.

3. Восстановление анатомии тазовой диафрагмы

4. Профилактику экстрагенитальных заболеваний, которые будут сопровождаться повышением внутрибрюшного давления.

  1. К показаниям к госпитализации в гинекологическое отделение не относится

1. Нарушение функции смежных органов при пролапсе гениталий

2.Опущение стенок влагалища III степени

3.Прогрессирование заболевания

4. Пролапс гениталий I степени.

  1.  К показаниям к госпитализации в гинекологическое отделение не относится

1. Полное выпадение матки и стенок влагалища.

2. Нарушение функции смежных органов при пролапсе гениталий

3. Экстрагенитальные заболевания, которые сопровождаются повышением внутрибрюшного давления.

4. Опущение стенок влагалища III степени.

  1. Консервативное лечение пациенткам при пролапсе гениталий рекомендуется:

1. При нарушении функции смежных органов;

2. При полном выпадении матки и стенок влагалища;

3. При неосложненных формах начальных стадий пролапса половых органов (опущение матки и стенок влагалища I и II степени);

4. Опущение стенок влагалища III степени.

  1. Продолжите выражение:  

Консервативное лечение пролапса гениталий это: ………..

  1. В соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения социального развития РФ ориентировочные сроки временной нетрудоспособности при операциях по поводу выпадения женских половых органов:

1. 7 дней

2. 14 дней

3. 21 день

4. 27—40 сут.

9.Выберите один неправильный ответ.

При выписке из стационара акушерка  информирует пациентку о необходимости выполнения следующих рекомендаций:

1.половой покой в течение 6 нед;

2.физический покой в течение 2 нед; по истечении 2 нед разрешается легкая дозированная физическая нагрузка;

3.ограничение подъема тяжести более 5—7 кг, в последующем не более 10 кг;

4.питание с ограничением клетчатки и пищевых волокон, с преобладанием мучных изделий.

        10.К причинам возникновения пролапса гениталий не относится:

1. нарушение синтеза половых гормонов;

2. роды через естесственные родовые пути плодом 2500,0;

3. тяжелый физический труд (подъем тяжестей продолжительное время);

4. растяжение связочного аппарата матки (многократные роды крупным плодом).

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

             

Итоговая оценка за практическое занятие складывается из оценок за все этапы занятия.

№№

перечень

Оценки

1

Устный опрос

2

Результат тестирования  входного контроля

3

Самостоятельная аудиторная работа

4

Результат тестирования итогового контроля.

5.

Оценка за занятие

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Эталоны  ответов устного опроса:

                                         Эталон ответа №1. 

1.Пороки развития наружных половых органов:

2.Пороки развития внутренних половых органов:

                                              Эталон ответа 2.

 Гермафродитизм - наличие у индивидуума развитых в анатомическом и функциональном отношении половых органов обоего пола.

Истинный гермафродитизм - это порок, при котором у плода развиваются одновременно элементы мужской и женской половой железы. Встречается крайне редко.

Псевдогермафродитизм - порок развития, при котором строение наружных половых органов индивидуума не соответствует характеру половых желез. При этом яичники сформированы правильно, внутренние половые органы развиты по женскому типу. Наружные половые органы сформированы по типу, приближающемуся к мужскому:

• клитор увеличен;

• сросшиеся по средней линии большие половые губы образуют подобие мошонки;

• имеется мочеполовой синус. 

                                             Эталон ответа 3.

Атрезия девственной плевы проявляется обычно в период половой зрелости, когда менструальная кровь скапливается во влагалище (возникает гематокольпос), матке (гематометра) и даже трубах (гематосальпинкс). В сроки менструаций возникают схваткообразные боли и недомогание.

                                               Эталон ответа 4:

Ретропозиция – это смещение всей матки кзади,   относится к смещению половых органов по горизонтальной оси; кпереди, вправо и влево (антепозиция, латеропозиция).

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Ключи к тестам  входного контроля знаний по теме:

Пороки развития и неправильные положения женских половых органов

:

Вариант I

1. -Г,

2. -Г,

3. -А,

4. - Г,

5.-  6-7 см, 1:3

6. -А,

7. – Г,

8. - Г,

9 .- В,

10. - Д.

Вариант II

1. -  В,

2. - В,

3. - Б,

4. -  В,

5. -  1-3 см, 2:1

6 - А,

7. – В,

8. - В,

9. - В,

10. - Б.

Ключ к итоговому тестированию

  1. - 2
  2.  -3
  3. -4
  4. -4
  5. -3
  6. -3
  7. - Использование комплекса гимнастических упражнений, направленных на укрепление мышц брюшного пресса и тазового дна (по Атарбекову);
  8.  -4
  9.  -4
  10.  -2

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Эталон ответа №1.

  1. Опущение матки, т.к. наружный зев шейки матки определяется ниже уровня  спинальной плоскости.
  2. Акушерка при обследовании пациентки выполняет:

независимые вмешательства':

-        собирает анамнез, при сборе анамнеза выясняет наличие экстрагенитальных заболеваний у пациентки, которые могут сопровождаться повышением внутрибрюшного давления, уточняет особенности течения родов, перенесенные операции;

-        подготавливает врачу акушеру-гинекологу «Медицинскую карту амбулаторного больного» (уч. ф. № 025/У);

-        готовит необходимый материал, инструментарий, медикаменты:

для осмотра наружных половых органов, шейки матки в зеркалах;

- влагалищного, влагалищно-абдоминального, ректовагинального исследований;

- взятия мазков из мочеполового тракта на бактериоскопическое, онкоцитологическое исследования;

  1. Чек -лист прилагается.

Эталон ответа№2:

  1. В соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения социального развития РФ ориентировочные сроки временной нетрудоспособности при операциях по поводу выпадения женских половых органов — 27—40 сут.

При выписке из стационара акушерка дает рекомендации пациенте:

•        половой покой в течение 6 нед;

•        физический покой в течение 2 нед. По истечении 2 нед разрешается легкая дозированная физическая нагрузка;

•        ограничение подъема тяжести более 5—7 кг, в последующем не более 10 кг;

•        лечить хронические заболевания дыхательных путей, сопровождающиеся длительным кашлем;

•        регулировать акт дефекации;

•        не рекомендуется после окончания периода реабилитации заниматься греблей, на велотренажере, ездой на велосипеде;

•        по назначению врача местно применять эстрогенсодержащие препараты в вагинальных свечах;

•        лечение нарушений мочеиспускания проводится по показаниям.

2. Показания к госпитализации

•        Нарушение функции смежных органов.

•        Опущение стенок влагалища III степени.

•        Полное выпадение матки и стенок влагалища.

•        Прогрессирование заболевания.

3.Чек – лист прилагается.

Эталон ответов №3

1.Причины инфантилизма:

• генетические факторы;

• осложнения внутриутробного развития;

• нарушения питания;

• детские инфекции;

• ревматизм;

• операции на яичниках.

2.Профилактика аномалий половых органов

•Устранение этиологических факторов.

•Бережное ведение родов.

•Послойное анатомическое восстановление промежности после родов при наличии разрывов, эпизио- и перинеотомия.

•Лечение экстрагенитальных заболеваний, приводящих к повышению внутрибрюшного давления.

•Применение гормональной терапии при гипоэстрогенных состояниях.

•Проведения ЛФК с целью укрепления мышц тазового дна.

•Соблюдение правил охраны труда и здоровья женщин.

3. Чек – лист прилагается.

Эталон ответа №4:

1.Диагноз: Опущение матки, т.к. у пациентки жалобы на   непроизвольное подтекание мочи при кашле, при влагалищном исследовании выявлено, что наружный зев шейки матки определяется ниже спинальной плоскости.

2. Роды крупным плодом, осложнившиеся разрывом промежности второй степени.

3. Чек-лист прилагается.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4

Чек-листы  алгоритмов манипуляций.

  1. Проверяемый практический навык:  «Кашлевая проба (проба Вальсальвы)».

№пн

Перечень практических действия

баллы

да/нет

1.

Представиться

1

2.

Получить у пациентки информированное согласие на исследование;

1

3.

Пациентка с полным мочевым пузырем  (150—200).

2

4.

предложить пациентке лечь  на гинекологическое кресло, предварительно застелив его индивидуальной клеенкой или стерильной пеленкой; фиксируя ноги в ногодержателях.

- Или стоит, опираясь одной ногой на стул

2

5.

предлагают покашлять: повторив три кашлевых толчка 3—4 раза, в промежутках между сериями кашлевых толчков необходим полный вдох.

2

6.

Проба положительна при подтекании мочи при кашле.

2

7.

Предлагают пациентке встать, гинекологическое кресло обрабатывают ветошью с дезинфицирующим средством.

1

8.

Оформить запись полученных результатов.

1

12

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Процент выполненных заданий

Количество баллов

оценка

               91-100%

10 - 12

«5» отлично

81 – 90 %

8  - 9

«4» хорошо

70 – 80 %

    7 – до 8

«3» удовлетворительно

Менее 70%

Менее  7 баллов

«2» неудовлетворительно

  1. Проверяемый практический навык: «Осмотр наружных половых органов при пороках развития наружных половых органов». 

Перечень практических действия

баллы

да/нет

1

Представиться

1

2.

Получить у пациентки информированное согласие на осмотр наружных половых органов.

Предложить пациентке лечь  на гинекологическое кресло, предварительно застелив его индивидуальной клеенкой или стерильной пеленкой; фиксируя ноги в ногодержателях.

обработать руки одним из ускоренных способов; надеть стерильные перчатки;

1

3.

-Оценивают форму лобка,

-характер его оволосения (женский, мужской или смешанный тип),

-состояние подкожно-жирового слоя.

3

4.

Осматривают внутренние поверхности бедер с целью

-выявления гиперемии, пигментации,

-кондилом,

-варикозно расширенных вен и др.

3

5.

Затем осматривают малые и большие половые губы

-величина, наличие отека, язв, опухолей,

-степень смыкания половой щели),

2

6.

 Промежность

-высокая, низкая,

-наличие старых разрывов, рубцов, свищей.

2

7.

Определяют степень опущения стенок влагалища (самостоятельное и при натуживании).

2

8.

Область заднего прохода для выявления геморроидальных узлов, трещин, кондилом, язв, выпадения слизистой оболочки прямой кишки.

1

9.

Для осмотра преддверия влагалища разводят половые губы большим и указательным пальцами левой руки.

1

10.

Обращают внимание на цвет, состояние слизистой оболочки (пигментация, изъязвления),

- характер влагалищного отделяемого.

2

11.

Проводят осмотр клитора (форма, величина, аномалии развития),

1

12.

Осмотр наружного отверстия мочеиспускательного канала (состояние слизистой оболочки, наличие полипов, характер выделений из уретры), парауретральных ходов и выходных протоков больших желез преддверия влагалища (наличие воспаления, гнойной пробки), девственной плевы или ее остатков

1

20

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Процент выполненных заданий

Количество баллов

оценка

               91-100%

18-20

«5» отлично

81 – 90 %

16-17

«4» хорошо

70 – 80 %

14-15

«3» удовлетворительно

Менее 70%

Менее  14  баллов

«2» неудовлетворительно

  1. Проверяемый практический навык: «Осмотр наружных половых органов при пролапсе гениталий».

Перечень практических действия

баллы

да/нет

1

Представиться

1

2.

Получить у пациентки информированное согласие на осмотр наружных половых органов.

Предложить пациентке лечь  на гинекологическое кресло, предварительно застелив его индивидуальной клеенкой или стерильной пеленкой; фиксируя ноги в ногодержателях.

обработать руки одним из ускоренных способов; надеть стерильные перчатки;

1

3.

Оценивают форму лобка, характер его оволосения (женский, мужской или смешанный тип), состояние подкожно-жирового слоя.

1

4.

Осматривают внутренние поверхности бедер с целью выявления гиперемии, пигментации, кондилом, варикозно расширенных вен и др.

1

5.

Затем осматривают малые и большие половые губы

(величина, наличие отека, язв, опухолей, степень смыкания половой щели),

1

6.

 Промежность (высокая, низкая, наличие старых разрывов, рубцов, свищей).

1

7.

Определяют степень опущения стенок влагалища (самостоятельное и при натуживании).

1

8.

Область заднего прохода для выявления геморроидальных узлов, трещин, кондилом, язв, выпадения слизистой оболочки прямой кишки.

1

9.

Для осмотра преддверия влагалища разводят половые губы большим и указательным пальцами левой руки.

1

10.

Обращают внимание на цвет, состояние слизистой оболочки (пигментация, изъязвления) преддверия, характер влагалищного отделяемого.

1

11.

Проводят осмотр клитора (форма, величина, аномалии развития),

1

12.

- Проводят осмотр наружного отверстия мочеиспускательного канала (состояние слизистой оболочки, наличие полипов, характер выделений из уретры),

- парауретральных ходов и выходных протоков больших желез преддверия влагалища (наличие воспаления, гнойной пробки),

- девственной плевы или ее остатков

1

13.

Примечание:  При пролапсе половых органов отмечается:

-зияние половой щели,  

-цистоцеле – опущение передней стенки влагалища, -ректоцеле –опущение задней стенки влагалища.

3

15

                                                            КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Процент выполненных заданий

Количество баллов

оценка

               91-100%

                           14 - 15

«5» отлично

81 – 90 %

12 -  13

«4» хорошо

70 – 80 %

10 -  11

«3» удовлетворительно

Менее 70%

Менее  10 баллов

«2» неудовлетворительно

  1.  Проверяемый практический навык: «Влагалищное исследование».

Перечень практических действия

баллы

да/нет

1

Представиться. Получить у пациентки информированное согласие на влагалищное исследование

1

2.

Предложить пациентке лечь  на гинекологическое кресло, предварительно застелив его индивидуальной клеенкой или стерильной пеленкой; фиксируя ноги в ногодержателях.

Обработать руки одним из ускоренных способов; надеть стерильные перчатки;

1

3.

Левой рукой разводят половые губы.

1

4.

- Средний палец вводят во влагалище, надавливают на промежность,

- в образовавшееся пространство вводят  указательный палец  правой руки.

-большой палец отводят кверху,

-безымянный и мизинец прижимают к ладони

4

5.

При влагалищном (одноручном) исследовании определяют:

- состояние мышц тазового дна;

-состояние влагалища:     - объем;      - складчатость;     - растяжимость;

- наличие патологических изменений (пороки развития, рубцы, стеноз, инфильтраты и др.);

-особенности сводов влагалища: глубину, болезненность [при наличии свободной жидкости в малом тазу задний свод может нависать (выпячиваться), при воспалительных процессах в придатках матки, тазовой брюшине и клетчатке влагалища своды могут быть укорочены, ригидны, болезненны и т.д.];

7

6.

состояние влагалищной части шейки матки:

- величина (гипертрофия, гипоплазия);

- форма (коническая, цилиндрическая, рубцово-деформированная и другая);

- поверхность (гладкая, бугристая);

- консистенция (обычная, размягченная при беременности, плотная при раковом процессе и др.);

- положение по проводной оси малого таза (отклонена кзади, кпереди, вправо или влево

 - наружный зев располагается ниже спинальной плоскости или приподнята

 наружный зев выше спинальной плоскости);

- состояние наружного зева (закрыт или открыт, округлой или щелевидной формы);

- подвижность (чрезмерно подвижная при опущении и выпадении матки, неподвижная или ограниченно подвижная при воспалении, запущенном раке);

- болезненность при смещении.

9

7.

снять перчатки и поместить их в лоток с дезинфицирующим р-ром (по инструкции) с последующей утилизацией в желтый мешок (класс Б)

1

8.

Предлагают пациентке встать, гинекологическое кресло обрабатывают ветошью с дезинфицирующим средством; вымыть и осушить руки (с использованием мыла или антисептика).

1

25

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Процент выполненных заданий

Количество баллов

оценка

               91-100%

23 - 25

«5» отлично

81 – 90 %

20 - 22

«4» хорошо

70 – 80 %

17 – до 20

«3» удовлетворительно

Менее 70%

Менее  17  баллов

«2» неудовлетворительно

  1. Проверяемый практический навык:   «Влагалищно-абдоминальное (бимануальное) исследование» 

Перечень практических действия

баллы

да/нет

1

Представиться. Получить у пациентки информированное согласие на влагалищно-абдоминальное исследование. Предложить пациентке лечь  на гинекологическое кресло, предварительно застелив его индивидуальной клеенкой или стерильной пеленкой; фиксируя ноги в ногодержателях.

Обработать руки одним из ускоренных способов; надеть стерильные перчатки;

1

2.

Бимануальное влагалищное исследование  -  продолжение влагалищного исследования и относится к основному методу распознавания заболеваний матки, придатков, тазовой брюшины и клетчатки. Оба пальца руки вводят в передний свод, шейку несколько отодвигают кзади.

1

3.

Ладонной поверхностью (не кончиками) пальцев наружной руки через брюшную стенку пальпируют направленное при этом кпереди тело матки пальцами обеих рук.

1

4.

Положение матки. В норме матка находится в полости малого таза между плоскостью широкой части малого таза и плоскостью узкой части малого таза. Тело отклонено кпереди и кверху, шейка матки обращена вниз и кзади. Угол между телом и шейкой матки открыт кпереди - матка находится в положении anteversio-anteflexio по проводной оси таза в центре малого таза.

1

5.

Величина матки. В норме длина матки у нерожавших женщин 7-8 см, у рожавших - 8-9,5 см, ширина в области дна 4-5,5 см, переднезадний размер 2,5 см. Из общей длины матки 2/3 приходится на тело и 1/3 - на шейку.

1

6.

Форма матки. Матка взрослой женщины грушевидная, уплощенная в переднезаднем направлении, с гладкой поверхностью. Шаровидная форма часто наблюдается при беременности, аденомиозе (внутреннем эндометриозе), а неправильная - при наличии миомы, пороков развития и т.д.

1

7.

Консистенция матки. Обычная - мышечная плотность, размягченная - при беременности, пиометре и т.д.

1

8.

 Поверхность матки: гладкая, бугристая.

1

9.

Подвижность матки. Нормальная подвижность - смещение при движениях вверх, к лону, крестцу, влево, вправо. При наличии спаечного процесса подвижность матки ограничена либо отсутствует. Чрезмерная подвижность наблюдается в результате расслабления связочного аппарата при опущении и выпадении матки.

1

10.

 Болезненность матки. В нормальном состоянии матка безболезненная. Болезненность характерна для воспалительных процессов, нарушения питания в миоматозном узле и т.д.

1

11.

После исследования матки оценивают состояние ее придатков. Для этого пальцы наружной и внутренней руки постепенно перемещают от углов матки к боковым стенкам таза.

1

12.

Здоровая маточная труба очень тонкая и мягкая и обычно не пальпируется.

1

13.

Здоровые яичники определяются сбоку от матки, ближе к стенке малого таза в виде небольших продолговатых образований. При исследовании придатков можно выявить наличие объемных образований (опухоли яичника), инфильтратов, спаечного процесса.

1

14.

Параметрий и широкая связка у здоровых женщин не определяются.

1

15.

Крестцово-маточные связки определяются при отодвигании шейки матки к лону, особенно при их изменении. Лучше эти связки определяются при прямокишечном исследовании.

1

16

снять перчатки и поместить их в лоток с дезинфицирующим р-ром (по инструкции) с последующей утилизацией в желтый мешок (класс Б). Предлагают пациентке встать, гинекологическое кресло обрабатывают ветошью с дезинфицирующим средством. Вымыть и осушить руки (с использованием мыла или антисептика).

1

17.

Оформить запись результата  осмотра.

1

17

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Процент выполненных заданий

Количество баллов

оценка

91-100%

от 16 - 17

«5» отлично

81 – 90 %

15 -  до 16

«4» хорошо

70 – 80 %

14 -  до 15

«3» удовлетворительно

Менее 70%

Менее  14 баллов

«2» неудовлетворительно

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

СМ. Опорный конспект.

Задание

 для самостоятельной  подготовки  к следующему занятию:

Подготовить глоссарий по теме:   Нарушение менструальной функции.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практическое занятие №10 Пороки развития и неправильные положения женских половых органов МДК 03.01 Гинекология ПМ.03 Медицинская помощь женщине с гинекологическими заболеваниями в различные периоды жизни.

Слайд 2

Пороки развития и неправильные положения женских половых органов Содержание: Классификация. Клиническая картина, методы диагностики. Принципы лечения. Прогноз. Смещение половых органов по горизонтальной и вертикальной оси (генитальный пролапс). Классификация. Клиническая картина. Методы диагностики. Независимые, зависимые вмешательства. Осложнения. Показания к госпитализации. Принципы лечения (методы консервативного и хирургического лечения). Прогноз. Роль, участие акушерки в проведении диагностических, лечебных процедур, в оказании помощи пациентам в периоперативном периоде, профилактических мероприятий.

Слайд 3

Цели занятия: Общая цель: способствовать формированию ПК и ОК: ПК 3.2. Проводить лечебно-диагностические мероприятия гинекологическим больным под руководством врача ПК 3.3. Выполнять диагностические манипуляции самостоятельно в пределах своих полномочий. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

Слайд 4

Цели занятия Учебная: знать диагностику, лечение, профилактику пороков развития и неправильных положений женских половых органов, уметь объяснять факты на основе причинно-следственных связей, закономерностей. Развивающая: развивать навыки самообразования, самореализации личности, речь, мышление, память. Воспитательная: формировать умения и навыки учебной работы и коллективного труда; формировать целостное миропонимание и современное научное мировоззрение, основанного на признании приоритетов общечеловеческих ценностей: гуманности, милосердия, сострадания, уважения к жизни и здоровью человека.

Слайд 5

Хронокарта Организационный момент – 2 мин Мотивация учебной деятельности – 3 мин Целеполагание , актуализация опорных знаний - 13 мин, в виде тестов и устного опроса; Изучение нового материала – 15 мин, будут представлены особенности практических навыков при пороках развития ЖПО и пролапсе гениталий, совместно решим профессиональную задачу; Обобщение и систематизация знаний (Освоение и закрепление практических умений) – 55 мин, самостоятельная аудиторная работа в виде решения профессиональной задачи и выполнения манипуляции ; Итоговое тестирование- 10 мин Рефлексия 5 мин Итоги занятия – 2 мин.

Слайд 6

Критерии оценки теоретических вопросов и решения профессиональных задач на занятии: 5 «отлично» - знает теоретический материал с учетом междисциплинарных связей, дает полные ответы, используя медицинскую терминологию; практические действия выполняет последовательно и уверенно в соответствии с алгоритмом; соблюдает все требования техники безопасности и санитарно-эпидемиологического режима, все действия обосновывает 4 «хорошо» - незначительно затрудняется при ответе на теоретические вопросы; дает неполный ответ на один из вопросов, неполно раскрывает междисциплинарные связи, использует медицинскую терминологию; практические действия выполняются последовательно, но неуверенно, соблюдаются все требования техники безопасности и санитарно-эпидемиологического режима , все действия обосновываются после уточняющих вопросов педагога. 3 «удовлетворительно» - дает неполный ответ, не раскрывает междисциплинарные связи, мало использует медицинскую терминологию; практические действия: нарушен алгоритм выполнения, действия не уверенные, для обоснования действия необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к технике безопасности, рабочее место убирается в соответствии с требованиями санитарно-эпидемического режима. 2 «неудовлетворительно» - неправильный ответ на вопросы ; не может самостоятельно выполнить практические действия , совершаются действия, нарушающие требования санитарно - эпидемического режима, техники безопасности при работе с аппаратурой с используемыми материалами, имеет боле 30% ошибок по «Оценочному листу манипуляции» .

Слайд 7

Мотивация Пороки развития ЖПО: В последние 5 лет отмечено 10-кратное увеличение частоты пороков развития половых органов у девочек. Пролапс гениталий: Из 100 женщин в возрасте до 30 лет опущение внутренних половых органов имеет место у каждой десятой, в возрасте 30-45 лет - в 40 случаях из 100, после 50 лет - у каждой второй женщины.

Слайд 8

Устный контроль: 1. Как классифицируются Пороки развития женских половых органов? 2. Чем отличается Гермафродитизм от Псевдогермафродитизма ? 3. Продолжите выражение: Атрезия девственной плевы - это….. 4. Продолжите выражение: Антепозиция – это …..

Слайд 9

Классификация пороков развития: пороки пазвития наружных и внутренних половых органов.

Слайд 10

Изображение внутренних половых органов женщины в норме и при некоторых пороках развития матки и влагалища: а - норма (1 - влагалище, 2 - яичник, 3 - маточная труба, 4 - матка); б - аплазия матки и влагалища; в - удвоение матки и влагалища; г - двурогая матка с одной шейкой; д - двурогая матка с двумя шейками; е - двурогая матка с неодинаково развитыми рогами; ж - двурогая матка с функционирующим замкнутым рогом; з - двурогая матка с атрезированным левым рогом; и - седловидная матка

Слайд 11

Устный контроль: 2. Чем отличается Гермафродитизм от Псевдогермафродитизма ?

Слайд 12

Эталон ответа 2. Гермафродитизм - наличие у индивидуума развитых в анатомическом и функциональном отношении половых органов обоего пола. Истинный гермафродитизм - это порок, при котором у плода развиваются одновременно элементы мужской и женской половой железы. Встречается крайне редко. Псевдогермафродитизм - порок развития, при котором строение наружных половых органов индивидуума не соответствует характеру половых желез. При этом яичники сформированы правильно, внутренние половые органы развиты по женскому типу. Наружные половые органы сформированы по типу, приближающемуся к мужскому: • клитор увеличен; • сросшиеся по средней линии большие половые губы образуют подобие мошонки; • имеется мочеполовой синус.

Слайд 13

Устный контроль: 3. Продолжите выражение: Атрезия девственной плевы - это…..

Слайд 14

Эталон ответа 3. Атрезия девственной плевы – отсутствие отверстия в девственной плеве; проявляется обычно в период половой зрелости, когда менструальная кровь скапливается во влагалище (возникает гематокольпос ), матке ( гематометра ) и даже трубах ( гематосальпинкс ). В сроки менструаций возникают схваткообразные боли и недомогание.

Слайд 15

Устный контроль: 4. Продолжите выражение: Антепозиция – это …..

Слайд 16

Эталон ответа 4: Антепозиция – это смещение всей матки кпереди, относится к смещению половых органов по горизонтальной оси.

Слайд 17

Тестирование.

Слайд 18

Демонстрация практических навыков: 1.Проба Вальсальвы . 2. Осмотр наружных половых органов: особенности при пороках развития, пролапсе гениталий. 3.Влагалищное исследование: особенности при пороках развития, пролапсе гениталий. 4.Двуручное влагалищно -абдоминальное исследование: особенности при пороках развития, пролапсе гениталий.

Слайд 19

Совместное решение профессиональной задачи. Пациентка А., 33 лет, жалуется на непроизвольное подтекание мочи при физической нагрузке, кашле. В анамнезе: роды крупным плодом, осложнившиеся разрывом промежности второй степени, заживление вторичным натяжением. В анамнезе: операция по поводу пупочной грыжи. При осмотре наружных половых органов: половая щель зияет. В зеркалах шейка матки чистая. Бимануальное исследование: Шейка матки цилиндрической формы, длиной 3 см, плотной консистенции, наружный зев закрыт. Наружный зев шейки матки определяется ниже спинальной плоскости. Матка и придатки матки без патологии Задания: 1.Сформулируйте диагноз. 2.Перечислите зависимые вмешательства. 3.Продемонстрируйте на фантоме: Осмотр наружных половых органов, перечислите особенности при инфантилизме.

Слайд 20

Эталон ответа: 1.Диагноз: Опущение матки, т.к. у пациентки при осмотре выявлено, что половая щель зияет; при влагалищном исследовании выявлено, что наружный зев шейки матки определяется ниже спинальной плоскоскости . 2. Зависимые вмешательства': -готовит врачу акушеру-гинекологу «Контрольную карту диспансерного наблюдения» (уч. ф. № 030/У); -готовит необходимый материал, инструментарий, медикаменты для взятия мазков из мочеполового тракта методом ПЦР и выписывает направление; -проводит нагрузочные пробы (проба Вальсальвы : пациентка с наполненным мочевым пузырем стоит, опираясь одной ногой на стул, натуживается или кашляет (кашле- вой тест); выделение мочи струйкой во время натуживания или кашлевого толчка может говорить о стрессовом недержании мочи); -выписывает направления: на УЗИ матки и придатков, дав рекомендации пациентке по подготовке к данному исследованию; комбинированное уродинамическое исследование (цель — изучить состояние сократительной способности детрузора , замыкательной функции мочеиспускательного канала и сфинктера); гистероскопию , цистоскопию, ректороманоскопию (при подозрении на гиперпластические процессы эндометрия, полип, рак эндометрия, для исключения заболеваний слизистой оболочки мочевого пузыря и прямой кишки) после предварительного обследования пациентки по общепринятой схеме; консультацию к урологу, проктологу. 3. Чек-лист прилагается.

Слайд 21

Задача №1. Пациентка К., 40 лет, жалуется на непроизвольное подтекание мочи при физической нагрузке, кашле. В анамнезе: роды, осложнившиеся вторичной слабостью родовых сил. У мамы и сестры – пролапс гениталий. При осмотре наружных половых органов: половая щель сомкнута. В зеркалах шейка матки чистая. Бимануальное исследование: Шейка матки цилиндрической формы, длиной 3 см, плотной консистенции, наружный зев закрыт. Наружный зев шейки матки определяется ниже уровня спинальной плоскости. Матка и придатки матки без патологии Задания: 1. Сформулируйте диагноз. 2. Перечислите независимые вмешательства акушерки. 3. Продемонстрируйте на фантоме: Проба Вальсальвы .

Слайд 22

Эталон ответа: Опущение матки, т.к. при влагалищном исследовании - наружный зев шейки матки определяется ниже уровня спинальной плоскости. 2. Акушерка при обследовании пациентки выполняет: независимые вмешательства': -собирает анамнез, при сборе анамнеза выясняет наличие экстрагенитальных заболеваний у пациентки, которые могут сопровождаться повышением внутрибрюшного давления, уточняет особенности течения родов, перенесенные операции; -подготавливает врачу акушеру-гинекологу «Медицинскую карту амбулаторного больного» (уч. ф. № 023/У); -готовит необходимый материал, инструментарий, медикаменты: для осмотра наружных половых органов, шейки матки в зеркалах; - влагалищного, влагалищно -абдоминального, ректовагинального исследований; - взятия мазков из мочеполового тракта на бактериоскопическое , онкоцитологическое исследования; Чек -лист прилагается.

Слайд 23

Задача №2 Пациентка 55 лет с диагнозом Генитальный пролапс, направляется в гинекологическом отделении на оперативное лечение - пластику передней и задней стенок с укреплением леваторов . Интересуется у акушерки продолжительностью больничного листа. 1.Дайте ответ на вопрос и рекомендации при выписке из стационара. 2. Перечислите показания для госпитализации пациенток с пролапсом гениталий. 3.Продемонстрируйте на фантоме влагалищное исследование, назовите особенности данных при генитальном пролапсе.

Слайд 24

Эталон ответа: 1.В соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения социального развития РФ ориентировочные сроки временной нетрудоспособности при операциях по поводу выпадения женских половых органов — 27—40 сут . При выписке из стационара акушерка дает рекомендации пациенте: половой покой в течение 6 нед ; физический покой в течение 2 нед . По истечении 2 нед разрешается легкая дозированная физическая нагрузка; ограничение подъема тяжести более 5—7 кг, в последующем не более 10 кг; лечить хронические заболевания дыхательных путей, сопровождающиеся длительным кашлем; регулировать акт дефекации; не рекомендуется после окончания периода реабилитации заниматься греблей, на велотренажере, ездой на велосипеде; по назначению врача местно применять эстрогенсодержащие препараты в вагинальных свечах; лечение нарушений мочеиспускания проводится по показаниям. 2. Показания к госпитализации Нарушение функции смежных органов. Опущение стенок влагалища III степени. Полное выпадение матки и стенок влагалища. Прогрессирование заболевания. 3.Чек – лист прилагается.

Слайд 25

Задача №3 На приёме в женской консультации пациентка А. 20 лет, невысокого роста. ИМТ 18 кг/м2. Менархе в 16 лет, скудные, безболезненные. Оволосение наружных половых органов скудное. Большие половые губы прикрывают малые. При влагалищном исследовании: слабая выраженность сводов влагалища, гиперантефлексия матки. Матка плотной консистенции, грушевидной формы, безболезненно при пальпации - длиной более 3 см, соотношение между шейкой и телом составляет 3:1. Яичники располагаются высоко, маточные трубы длинные и извитые. Диагноз: Инфантилизм половых органов. Пациентка интересуется причинами инфантилизма. Задания: 1.Дайте ответ на поставленный вопрос пациентки. 2.Перечислите меры профилактики аномалий половых органов. 3.перечислите особенности результатов осмотра при инфантилизме половых органов.

Слайд 26

Эталон ответов №3 1.Причины инфантилизма: • генетические факторы; • осложнения внутриутробного развития; • нарушения питания; • детские инфекции; • ревматизм; • операции на яичниках. 2.Профилактика аномалий половых органов •Устранение этиологических факторов. •Бережное ведение родов. •Послойное анатомическое восстановление промежности после родов при наличии разрывов, эпизио - и перинеотомия . •Лечение экстрагенитальных заболеваний, приводящих к повышению внутрибрюшного давления. •Применение гормональной терапии при гипоэстрогенных состояниях. •Проведения ЛФК с целью укрепления мышц тазового дна. •Соблюдение правил охраны труда и здоровья женщин. 3. Чек – лист прилагается.

Слайд 27

Задача №4 Пациентка А., 35 лет, жалуется на непроизвольное подтекание мочи кашле. В анамнезе: роды крупным плодом, осложнившиеся разрывом промежности второй степени. При осмотре наружных половых органов: большие половые губы прикрывают малые. В зеркалах шейка матки чистая. Бимануальное исследование: Шейка матки цилиндрической формы, длиной 3 см, плотной консистенции, наружный зев закрыт. Наружный зев шейки матки определяется ниже спинальной плоскости. Матка и придатки матки без патологии Задания: 1.Сформулируйте диагноз. 2.Перечислите возможные причины данной патологии. 3. Назовите данные влагалищного исследования при пролапсе гениталий.

Слайд 28

Эталон ответа №4: 1.Диагноз: Опущение матки, т.к. у пациентки жалобы на непроизвольное подтекание мочи при кашле, при влагалищном исследовании выявлено, что наружный зев шейки матки определяется ниже спинальной плоскости. 2. Роды крупным плодом, осложнившиеся разрывом промежности второй степени.

Слайд 29

Рефлексия Проанализируйте свою деятельность на занятии и назовите результат, итог вашей работы. ИЛИ Предлагаю вместе подвести итог в виде Синквейна : 1. Назовите одно слово – отображающее тему занятия. Например - Слово - тема - Пролапс. 2. Назовите два прилагательных или причастия о слове - тема …. 3. Назовите три глагола или деепричастия о слове –тема… . 4. Назовите фразу из четырёх слов о теме … 5. Подводим итог, обобщение, ключевое слово из всего вышеперечисленного

Слайд 30

Домашнее задание: Подготовить глоссарий по теме: Нарушение менструальной функции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка практического занятия по теме «Решение практических задач с использованием «КонсультантПлюс», 2011

Методическая разработка практического занятия по теме «Решение практических задач с использованием «КонсультантПлюс» по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности», 2011...

Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"

Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»

Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ Оказание помощи при «остром животе» в гинекологии Внематочная беременность по типу трубного аборта

Методическое пособие составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по Специальность 31.02.01. Лечебное дело (углубленный уровень). Методическое пособие написана в...

Методическая разработка практического занятия "Повторительно-закрепляющее занятие по разделу пищеварительная система"

Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения, на основании рабочей программы по дисциплине «Анатомия и физиология человек...