Нервная система. Головной мозг. Фрагменты рабочей тетради
рабочая программа

Лебедева Татьяна Николаевна

Рабочая тетрадь составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело

Аннотация. Рабочая тетрадь – как учебное пособие – имеет цель помочь обучающимся усвоить знания, умения, компетенции по анатомии и физиологии нервной системы человека, использовать полученные знания при последующем изучении других фундаментальных и клинических дисциплин, а также в будущей профессиональной деятельности.Цель: методическое обеспечение самоподготовки обучающихся для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по разделам: «Общий план строения нервной системы» «Центральная нервная система». Рабочая тетрадь включает разнообразные виды контрольно-оценочного материала: контрольные вопросы, задания в тестовой форме, графологические структуры, сравнительные таблицы, «слепые» рисунки, ситуационные задачи. Задания выполняются в учебной тетради. Работа по выполнению контрольных задач способствуют формированию исследовательской компетенции обучающихся, так как требует самостоятельного поиска необходимой информации в учебных пособиях, сети – Интернет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lebedeva_t.n._nervnaya_sistema.golovnoy_mozg._rab._tetrad.docx940.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                                      Т.Н. Лебедева

Нервная система. Головной мозг

Фрагменты рабочей тетради

Рабочая тетрадь составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело

Аннотация.                                                                                                                                Рабочая тетрадь – как учебное пособие – имеет цель помочь обучающимся усвоить знания, умения, компетенции по анатомии и физиологии нервной системы человека, использовать полученные знания при последующем изучении других фундаментальных и клинических дисциплин, а также в будущей профессиональной деятельности.

  Цель: методическое обеспечение самоподготовки обучающихся для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по разделам: «Общий план строения нервной системы» «Центральная нервная система». Рабочая тетрадь включает разнообразные виды контрольно-оценочного материала: контрольные вопросы, задания в тестовой форме, графологические структуры, сравнительные таблицы, «слепые» рисунки, ситуационные задачи. Задания выполняются в учебной тетради. Работа по выполнению контрольных задач способствуют формированию исследовательской компетенции обучающихся, так как требует самостоятельного поиска необходимой информации в учебных пособиях, сети – Интернет.

Применяемые интерактивно - исследовательские методы и самостоятельная деятельность обучающихся способствуют развитию учебно-познавательной активности, творческой самостоятельности и содействуют формированию общих и профессиональных компетенций:


I. Нервная система. Нервная ткань. Нейроны, нервные волокна. Нерв.

1.Заполните схемы:

 1, 2, 3, 4 ,5, 6

Строение

Строение нейрона

Название отростков

Окончания

нервных отростков

Классификация

 нейронов

1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4._________________________________________________________________ 5._________________________________________________________________ 6._________________________________________________________________ 7._________________________________________________________________ 8._________________________________________________________________ 9._________________________________________________________________ 10.________________________________________________________________ 11.________________________________________________________________ 12.________________________________________________________________ 13.________________________________________________________________ 14.________________________________________________________________ 15.________________________________________________________________ 16.________________________________________________________________

17.________________________________________________________________ 18.________________________________________________________________

                                                       

2.   Нервные волокна

19.________________________________________________________________ 20.________________________________________________________________ 21.________________________________________________________________ 22.________________________________________________________________ 23.________________________________________________________________ 24.________________________________________________________________ 25.________________________________________________________________


3. Классификация нервной системы

1._________________________________________________________________ 2._________________________________________________________________ 3._________________________________________________________________ 4._________________________________________________________________ 5._________________________________________________________________ 6._________________________________________________________________ 7._________________________________________________________________ 8._________________________________________________________________

   


Тема Головной мозг

  1. На представленном рисунке 5, показаны производные пяти мозговых пузырей, из которых развились 5 отделов головного мозга.

Назовите эти отделы головного мозга (I-V)

I._________________________________________________________________

II.________________________________________________________________

III.________________________________________________________________

IV.________________________________________________________________

V.________________________________________________________________

   

Рисунок 5 – Отделы и желудочки головного мозга

  1.  Остатки полостей мозговых пузырей превратились в щели, названные желудочками головного мозга.

Назовите на рисунке 4 желудочки головного мозга (1-4)

1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4._________________________________________________________________

  1.  В каждом отделе головного мозга расположены ядра черепно-мозговых нервов с I-XII.

                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Назовите названия и номера черепных нервов  

         

Ответы:

I._________________________________________________________________

II.________________________________________________________________

III.________________________________________________________________

IV.________________________________________________________________ V.________________________________________________________________ VI.________________________________________________________________ VII._______________________________________________________________ VIII.______________________________________________________________

IX.________________________________________________________________ X.________________________________________________________________ XI.________________________________________________________________ XII._______________________________________________________________

4 .  Почему конечный мозг, состоящий из двух полушарий называют плащом?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Продолговатый и задний мозг

На рисунке 6 - продолговатый мозг и задний мозг. Внимательно рассмотрите рис. А и рис. Б Дайте названия структурам мозга, обозначенным цифрами.

           Б - Вид сзади                                                   А – Вид спереди            

Рисунок 6 – Продолговатый мозг, задний мозг (вид спереди и сзади)

1. Назовите структуры продолговатого мозга, обозначенные на схеме и определите их функции.

1.___________________________________________________________________________________________________________________________________ 2.___________________________________________________________________________________________________________________________________ 3.___________________________________________________________________________________________________________________________________ 4.___________________________________________________________________________________________________________________________________ 5.___________________________________________________________________________________________________________________________________ 6.___________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие жизненно важные центры вегетативной системы, расположены в продолговатом мозге?

1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________ 3._________________________________________________________________

3. Отделы головного мозга. Назовите ядра черепно-мозговых нервов продолговатого мозга нижней части ромбовидной ямки.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задний мозг состоит из варолиевого моста и мозжечка. Варолиев мост состоит из продольных волокон (проекционных путей) и поперечных соединяющих полушария мозжечка.


Мозжечок

Рисунок 7 – Мозжечок

Мозжечок называют малым мозгом (рис.7)

Рассмотрите рисунок 6 и обозначьте цифровые значения, обозначающие строение мозжечка

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Назовите ножки мозжечка. С какими отделами мозга они связаны?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие функции выполняет мозжечок?                           ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Назовите ядра черепно-мозговых нервов заднего мозга верхней части ромбовидной ямки

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для творческих студентов

  1. Волокна пирамид продолговатого мозга несут информацию к

____________________________________________________________________________________________________________________________________.

  1. Боковые канатики продолговатого мозга образуют ____________________________________________________________________________________________________________________________________.

Задние канатики продолговатого мозга являются аксонами _________________________________________________ проводящих путей.

Средний мозг

На рисунке 8 показан средний мозг (поперечное сечение).

Дайте названия выделенным образованиям среднего мозга и укажите их

функцию.______________________________________________________

Рисунок 8 – Средний мозг

1а______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1б__________________________________________________________________________________________________________________________________

2а__________________________________________________________________________________________________________________________________

2б__________________________________________________________________________________________________________________________________

2в__________________________________________________________________________________________________________________________________

3___________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Информация от красных ядер проводиться к _________________________

 __________________________________________________________________

  1. С какими желудочками связан водопровод среднего мозга?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ядра каких черепных нервов расположены в среднем мозге?                                                  

1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

Промежуточный мозг

Заполните таблицу:

Структуры

Названия и строение структур

Функции

Центральная часть

Забугровая часть

Надбугровая часть

Подбугровая часть

Конечный мозг

Рассмотрите на рисунке 9 структуры: 1, 2, 3, 4, 5, 6, относящиеся к конечному мозгу и назовите доли полушарий и извилины на них.

  1. К конечному мозгу относятся следующие структуры:

1_________________________________________________________________

2_________________________________________________________________

3_________________________________________________________________

4_________________________________________________________________

5_________________________________________________________________

6_________________________________________________________________

  1. На рисунках показаны поверхности полушарий конечного мозга и борозды на них. Назовите доли (1,2, 3, 4) полушарий и извилины (а, б, в, г) на них.

1._________________________________________________________________

2._________________________________________________________________

3._________________________________________________________________

4._________________________________________________________________

а)_________________________________________________________________

б)_________________________________________________________________

в)_________________________________________________________________

г)_________________________________________________________________

Рисунок 9 А – Дорсолатеральная поверхность

полушария

Рисунок 9Б – Медиальная поверхность полушария

Локализация центров в коре полушарий

Извилины

Локализация нервов

Передняя центральная

Задняя центральная

Верхняя височная

Околоконьковая

Шпорная борозда

Название оболочек

Строение

1._________________________________________________________________ 2._________________________________________________________________ 3._________________________________________________________________ 4._________________________________________________________________ 5._________________________________________________________________ 6._________________________________________________________________

  1. Какие пространства расположены между оболочками мозга? Чем заполнены эти пространства? Значение ликвора.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие функции выполняют мозговые оболочки?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1.  Объясните, почему спинной и головной мозг имеют такую надежную защиту.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ

Ситуационные задачи:

1. В древности анатомы называли продолговатый мозг «жизненным узлом».                                     Как вы думаете, на основании каких наблюдений они сделали такое заключение?  

2. Могут ли вызывать слепоту повреждения зрительных центров (верхних бугров четверохолмия среднего мозга?                                                                                                  

3. У больного в результате развития опухоли облитерирован (перекрыт) водопровод мозга.                                                                                                                                                       Какие структуры головного мозга соединяет между собой водопровод?                                                                Какие последствия могут возникнуть у больного при данной патологии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья и фрагмент рабочей тетради

Использование деятельностного подхода в организации практических исамостоятельных работ как условие формирования общих и профессиональных компетенций обучающихсясоциально-экономических специальностей...

Презентация "Определение ведущего полушария головного мозга".

В презентации подобран материал по определению ведущего полушария головного мозга. Полученные результаты полезны не только самим студентам, но и работающим с ними преподавателям, так как данная информ...

Классный час "Определение ведущего полушария головного мозга"

Для классного часа выбран материал по определению ведущего полушария головного мозга, так как студентам в этом возрасте интересно узнавать особенности своей личности, а также они любят разнообразные т...

Презентация "Строение и функции головного мозга"

Презентация "Строение и функции головного мозга"...

Рабочая тетрадь для внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. Тема:Нервная система. Центральная нервная система

В системе подготовки высококвалифицированных медицинских работников со средним профессиональным образованием приоритетным направлением является самостоятельное освоение обучающимися учебного мате...

Фрагмент рабочей тетради по информатике для инвалидов и лиц с ОВЗ

Представлен фрагмент рабочей тетради по информатике. Данная рабочая тетрадь разработана для того, чтобы повысить интерес к изучаемому предмету у инвалидов и лиц с ОВЗ. Возможность применения в несколь...