Статья и фрагмент рабочей тетради
статья по теме
Использование деятельностного подхода в организации практических и
самостоятельных работ как условие формирования общих и профессиональных компетенций обучающихсясоциально-экономических специальностей
Кучман О П., преподаватель
БУ вНижневартовский социально-
гуманитарных колледж»,
г. Нижневартовск,
Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образованиями].
Качество профессионального образования в первую очередь определяется его соответствием современным требованиям рынка труда, главным показателем которого является трудоустройство выпускников учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования, как было отмечено в Стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года [3]. Вместе с
тем, в документе признается наличие дисбаланса между спросом и предложением на рабочую силу. Отмечают причины этого дисбаланса: качество подготовки работников, не удовлетворяющее требованиям работодателей, запаздывающая реакция системы образования на изменение потребностей рынка труда, территориальные диспропорции, сложившиеся социальные приоритеты с ориентацией на высшее образование. Выпускники оказываются практически не готовыми к самостоятельной работе в сфере малого бизнеса. Решение данной проблемы видится во включении в учебные планы дисциплин экономико-правового характера по содержанию. Курс Правовое обеспечение профессиональной деятельности направлен формирование знаний правовых норм регулирующих хозяйственную деятельность организаций (предприятий) необходимых для осуществления всех видов профессиональной Деятельности выпускника специальности "Страховое дело"[2]
Реализация деятельностно-компетентностного подхода в организации образовательного процесса предполагает использование в процессе преподавания интерактивных форм обучения, обеспечение эффективной самостоятельной работы обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей[2]. В этих условиях стоит необходимость в разработке учебного пособия для обучающихся. Учебное пособие должно содержать комплекс заданий проблемного характера. энциклопедические сведения по проблемам содержания учебной дисциплины.
Рабочая тетрадь «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» для специальности «Страховое дело» начинается с рассмотрения темы о соотношении права и экономики. Это позволит получить представление о том, какие сферы экономической жизни нашего общества урегулированы правом. Уяснив важнейшие вопросы правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации, следует перейти к изучению основных положений трудового законодательства и административного права. Каждая тема изложена в виде кратких выводов. В конце каждой главы приведены разнообразные задания. Завершается рабочая тетрадь содержанием и списком нормативных правовых актов. на основе которых составлена тетрадь.
Применение рабочей тетради решает задачи эффективной организации практической работы в рамках учебного занятия и самостоятельной внеаудиторной работы, формированию общих и профессиональных компетенций. Оценка образовательных результатов по завершении курса оценивается в соответствии с требованиями ФГОС по специальности.
Применение рабочей тетради на практических занятиях и во время выполнения самостоятельной работы обучающихся во многом облегчило понимание студентами теоретических основ курса Правовое обеспечение
профессиональной деятельности, позволило им самостоятельно спроектировать темп и последовательность изучения курса. позволило предотвратить неуспеваемость по итогам промежуточной аттестации.
Список литературы
1. Закон 273-ФЗ "ОБ образовании в РФ" 20!4 Статья 68 http://www.assessor.ru//zakon/13.08.2014.
2. ФГОС СПО по специальности 080118 Страховое дело (по отраслям) от 24.06.2010 №709 Раздел >VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы http//base.garant.ru/3.08.2014.
3. Стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - -
Югры до 2020 года, http//www.doinhmao.ru - сайт Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры/20 09 2014
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tetrad_na_sayt.docx | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
Рабочая тетрадь
Практических занятий и самостоятельной работы
по дисциплине
«Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
Ф.И. О студента_____________________________
№ группы__________
Нижневартовск 2014
Содержание
Пояснительная записка
Раздел 1. Правовое регулирование производственных (экономических) отношений.
Раздел 2. Правовое регулирование предпринимательских отношений.
Тема 2.1. Субъекты предпринимательской деятельности и основы их имущественного правового статуса.
Тема 2.2. Граждане как субъекты предпринимательской деятельности.
Тема 2.3. Юридические лица как субъекты предпринимательской деятельности.
Тема 2.4. Несостоятельность (банкротство) субъектов предпринимательской деятельности.
Раздел 3. Правовое регулирование договорных отношений.
Тема 3.1. Гражданско-правовой договор.
Тема 3.2. Отдельные виды гражданско-правовых договоров.
Раздел 4. Экономические споры.
Тема 4.1. Порядок рассмотрения экономических споров арбитражным судом. Исковая давность.
Раздел 5. Трудовое право.
Тема 5.1. Общие положения Трудового кодекса РФ.
Тема 5.2. Трудовой договор.
Тема 5.3. Рабочее время, время отдыха, заработная плата.
Тема 5.4. Трудовая дисциплина и ответственность сторон трудовой дисциплины.
Раздел 6. Право социальной защиты граждан
Раздел 7. Административные правонарушения.
Итоговый тест контроля знаний.
Литература, Нормативно – правовые документы
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь по курсу «Правовое обеспечение правовой деятельности» подготовлена с учетом требований Федерального государственного образовательных стандартов среднего профессионального образования и предназначен для студентов и преподавателей колледжей. Его содержание полностью соответствует программе учебной дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»
Рабочая тетрадь начинается с рассмотрения темы о соотношении права и экономики. Это позволит получить представление о том, какие сферы экономической жизни нашего общества урегулированы правом. Уяснив важнейшие вопросы правового регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации, следует перейти к изучению основных положений трудового законодательства и административного права. Каждая тема изложена в виде кратких выводов. В конце каждой главы приведены разнообразные задания. Завершается рабочая тетрадь содержанием и списком нормативных правовых актов, на основе которых составлена тетрадь.
Составитель Куцман О.П. преподаватель кафедры Социальных наук и права
Раздел 1. Правовое регулирование производственных (экономических) отношений.
Краткие выводы по теме:
1. Под экономикой понимают систему общественного производства, т.е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития.
2. Под экономическими отношениями понимаются отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства тех или иных благ, в том числе и материальных, и движения производственного продукта от производителя к потребителю.
3. Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве, в установленном законом порядке.
4. Признаки предпринимательской деятельности: самостоятельность, собственная имущественная ответственность, рисковый характер, направленность на систематическое получение прибыли, легализованный характер.
5. Различают предпринимательство индивидуальное и коллективное.
6. В зависимости от связи с основными стадиями воспроизводственного процесса, предпринимательства подразделяют на: производственное, коммерческое, финансовое, страховое, посредническое.
7. Предпринимательское право представляет собой совокупность норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности.
8. Источники предпринимательского права: конституция РФ, ГК РФ, ФЗ, указы Президента РФ, постановление Правительства РФ, НПА федеральных органов исполнительной власти, НПА субъектов РФ, локальные НА, обычаи делового оборота, международные договоры РФ, нормы международного права.
Задание 1.
Обратитесь к учебникам и словарям. Выпишите значение понятий:
Производство –_____________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 2.
Перечислите и раскройте функции предпринимательства: ______________
Задание 3.
Изобразите в виде схемы иерархию источников права, регулирующих предпринимательскую деятельность в Российской Федерации:
Задание 4.
Опираясь на схему, приведите не менее двух примеров ФЗ каждого вида, регулирующих предпринимательскую деятельность. _____________________
Задание 5.
Сравните две ситуации:
А. Дачник собрал на дачном участке картофель и угостил соседа.
Б. Дачник собрал на дачном участке картофель и отправился на ближайший рынок, продавать. Какая из этих ситуаций имеет экономический характер? Поясните свой выбор: _____________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел 2 Правовое регулирование предпринимательской деятельности.
Самостоятельная работа
Тема 2. 1. Субъекты предпринимательской деятельности и основы их имущественного правового статуса.
Краткие выводы по теме:
1. Предпринимательские отношения – урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а также, вследствие воздействия государства на участников рынка, которые связаны между собой взаимными
правами и обязанностями.
2. Субъекты предпринимательской деятельности: граждане, юридические лица, государство, регионы.
3. Признаки субъектов – регистрация в установленном порядке, наличие хозяйственной компетенции, наличие обособленного имущества, самостоятельная имущественная ответственность.
4. Основой предпринимательства является собственность на средства производства. Под правом собственности понимается совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих отношения по поводу принадлежности материальных благ. В содержание права собственности входит ряд правомочий: правомочии владения, правомочии пользования и правомочии распоряжения.
5. В зависимости от того, кто выступает субъектом права собственности, различаются следующие формы собственности: частная собственность, государственная собственность, муниципальная собственность. Частная собственность по российскому законодательству подразделяется на собственность граждан и юридических лиц, а государственная собственность - на федеральную, принадлежащую РФ и собственность, принадлежащую субъектам РФ.
Задание 1.
Изобразите в виде схемы формы собственности, закреплѐнные в российском законодательстве:
Задание 2.
1. Выберите правильный ответ.
1. Отрасль права, регулирующая имущественные и связанные с ними неимущественные права, называется:
- административное право;
- гражданское право;
- уголовное право;
- земельное право.
2. Одним из принципов гражданских правоотношений является:
- презумпция невиновности;
- состязательность;
- равенство сторон;
- неотвратимость наказания.
2. Вставьте пропущенное слово.
— это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и искать гражданские обязанности.
3. Верны ли следующие суждения?
А. Сделкоспособность — это элемент дееспособности граждан.
Б. Деликтоспособность — это элемент дееспособности граждан.
- верно только А;
- верно только Б;
- оба суждения верны;
- оба суждения неверны.
4. Найдите в предлагаемом перечне те ситуации, в которых вы сталкиваетесь с нормами гражданского права:
- устройство на временную работу в период каникул;
- покупка в магазине продуктов;
- прогул занятий в учебном заведении;
- получение ценного подарка от дедушки;
- предоставление другу денег в заем;
- утеря паспорта или свидетельства о рождении
5. Установите соответствие между видами дееспособности и возрастом, с которого она наступает.
Виды дееспособности | возраст |
Полная | а. 6—14 лет |
Неполная | б. 18 лет |
дееспособность | в. 14 —18 лет |
Раздел 7. Административные правонарушения и административная ответственность.
Практическая работа № 4
Краткие выводы по теме:
1. Административное право – это отрасль российской правовой системы, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления.
2. Административное правонарушение – это противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
3. Объект административного правонарушения – общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного управления: государственный или общественный порядок, здоровье населения, права и свободы граждан и.д.
4. Объективная сторона – внешнее, объективное выражение, которое охватывает три элемента: а) противоправное деяние (действие или бездействие), б) вредные последствия, в) причинно-следственная связь между противоправным деянием и наступившими вредными последствиями.
5. Субъект административного правонарушения – физические (достигшие 16-летнего возраста) и юридические лица.
6. Субъективная сторона – психическое отношение правонарушителя к совершенному деянию, т.е. вина, которая может проявляться в форме умысла
или неосторожности.
7. Административная ответственность – применение уполномоченными органами государственного управления и должностными лицами административных наказаний к субъектам административных правонарушений.
8. Административные наказания – меры ответственности за административное правонарушение.
Задание 1.
Назовите, используя учебник, основные признаки, которые характеризуют управленческие отношения:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Задание 2.
Заполните таблицу:
«Административные наказания»
Основные | Дополнительные |
Нормативный материал
1. Федеральный Закон от 17.12.2001 №173- ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»
2. Федеральный Закон от 15.12.2001 №166- ФЗ «О государственном обепечении в РФ»
3. Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. №156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости»
4. Конституция Российской Федерации.
5. Трудовой кодекс Российской Федерации.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации.
7. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 20 апреля 1996 г.
Литература
1. Румынина В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник- М.: Издательский центр «Академия»,2013.
2. Тузов Д.О. Правовое обеспечение профессиональной деятельности: учебник- М.: «Форум», 2012.
3. Богданов А.В. Административное право:учебник- М.: Норма- 2011 г.
4. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: учебник- Ростов- на- Дону: Феникс- 2012 г.
5. Панин А.Б. Трудовое право: учебник- М.: Эксмо- 2007 г.
6. Желтов О.Б. Трудовое право России: практикум- М.: Эксмо- 2011 г.
7. Сошникова Т.А. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации: М.:-Эксмо- 2012 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь по органической химии
Корчагина Татьяна ВалентиновнаТОГБОУ СПО "Тамбовский областной медицинский колледж"Рабочая тетрадь по органической хими для самостоятельной работы студентов 1 курса специальности...
Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студентов ПМ. 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих и должностям служащих (Младшая медицинская сестра по уходу за больными)» по МДК 03: «Технология оказания медицинских услуг» 34.02.0
Предлагаемая рабочая тетрадь по МДК 03 "технология оказания медицинских услуг" предназначена для самовтоятельной внеаудиторной работы студента...
Рабочая тетрадь составлена на основе ФГОС по специальности СПО 36.02.01 «Ветеринария», рабочей программы учебной дисциплины «Физика».
Рабочая тетрадь составлена на основе ФГОС по специальности СПО 36.02.01 «Ветеринария», рабочей программы учебной дисциплины «Физика»....
Рабочие программы ,КОСЫ, методические разработки по ПМ 01и внеаудиторных мероприятий, рабочая тетрадь по ПМ01,СТАТЬИ
Мною разработаны рабочие программы по ПМ01 , косы по ПМ , КТП , методиченские указания подисциплине " взрослый , пожилой" , рабочая тетрадь по дисциплине "ребенок , подросток"...
Нервная система. Головной мозг. Фрагменты рабочей тетради
Рабочая тетрадь составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное делоАннотаци...
Фрагмент рабочей тетради по МДК.01.01 Технология пошива швейных изделий, изделий текстильной галантереи по индивидуальным заказам Тема: "Обработка деталей и узлов швейных изделий"
Документ содержит теоритеческий материал и контрольно-измерительный...
Фрагмент рабочей тетради по информатике для инвалидов и лиц с ОВЗ
Представлен фрагмент рабочей тетради по информатике. Данная рабочая тетрадь разработана для того, чтобы повысить интерес к изучаемому предмету у инвалидов и лиц с ОВЗ. Возможность применения в несколь...