Материал для объединенного заседания ЦМК по теме «Эмоциональное выгорание педагога"
учебно-методический материал
Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания.
По данным исследований Н.А. Аминова, через 20 лет работы в педагогике у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное выгорание, а к 40 годам эмоционально сгорают все преподаватели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emocionalnoe_vygoranie.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональное выгорание педагога.
Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания.
По данным исследований Н.А. Аминова, через 20 лет работы в педагогике у подавляющего числа педагогов наступает эмоциональное выгорание, а к 40 годам эмоционально сгорают все преподаватели.
Эмоциональное выгорание - это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Выгорание – это ответ на хроническую эмоциональную напряженность.
Профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ВОЗНИКАЕТ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВНУТРЕННЕГО НАКАПЛИВАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ БЕЗ «РАЗРЯДКИ» ИЛИ «ОСВОБОЖДЕНИЯ» ОТ НИХ. Фрейденберг.
Основными признаками эмоционального выгорания являются: истощение, усталость; психосоматические осложнения; бессонница; негативные установки по отношению к студентам, коллегам; увеличение объема психостимуляторов; уменьшение аппетита или переедание.
Развитие синдрома носит стадиальный характер. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.
Распространенной является модель синдрома выгорания Кристина Маслач и Сьюзан. Джексона (1981 г.). Они выделяют три его основных составляющих:
1. Эмоциональное истощение обнаруживает себя в чувствах беспомощности, безнадежности, в эмоциональных срывах, усталости, снижении энергетического тонуса и работоспособности, возникновении физического недомогания. Возникает чувство «приглушенности», «притупленности» эмоций, наступает безразличие к потребностям других людей.
2. Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других. В других случаях – повышение негативизма по отношению к людям. При появлении деперсонализации педагог перестает воспринимать воспитанников как личностей. Он дистанцируется, ожидая от них самого худшего. Негативные реакции проявляются по-разному: нежелание общаться, склонность унижать, игнорировать просьбы.
3. Сокращенная профессиональная реализация (или редукция личных достижений) – третий компонент выгорания. Может проявляться либо в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства, ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.
Факторы, вызывающие синдром профессионального выгорания.
Можно выделить три группы факторов, оказывающих влияние на развитие синдрома выгорания: личностные, статусно-ролевые, корпоративные.
1. К личностным факторам риска «выгорания» относятся склонность к интраверсии; реактивность; низкий уровень самоуважения и самооценки, растрачивание эмоций.
2. Статусно-ролевые факторы риска выгорания включают ролевой конфликт; ролевую неопределенность; неудовлетворенность профессиональным и личностным ростом (самоактуализацией); низкий социальный статус; поведенческие стереотипы,
3. К корпоративным (профессионально-организационным) факторам риска выгорания относятся нечеткая организация и планирование труда; дефицит административной, социальной и профессиональной поддержки; напряженность и конфликты в профессиональной среде.
Следует отметить, что ни один из факторов сам по себе не может вызвать выгорания. Его возникновение – это результат действия совокупности всех факторов как на профессиональном, так и на личностном уровне.
Психофизические симптомы:
- Чувство постоянной усталости;
- Ощущение эмоционального и физического истощения;
- Снижение восприимчивости и реактивности;
- Общая слабость, снижение активности и энергии,
- Частые беспричинные головные боли;
- Сонливое состояние;
- Ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.
Социально- психологические симптомы:
- Безразличие, скука, пассивность и депрессия;
- Повышенная раздражительность;
- Частые нервные срывы;
- Постоянное переживание негативных эмоций;
- Чувство беспокойства и повышенной тревожности;
- Чувство страха;
- Общая негативная установка на жизненные перспективы.
Поведенческие симптомы:
- Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее;
- Чувство бесполезности,
- Безразличие к результатам;
- Дистанцированность
от сотрудников,
одиночество.
Профилактика выгорания:
- Физические упражнения, адекватный сон, регулярный отдых и др.;
- Обучение техникам релаксации (расслабления), медитация;
- Умение говорить «нет»;
- Хобби (спорт, культура, природа);
- Попытка поддержания стабильных партнерских, социальных отношений;
Качества, помогающие специалисту избежать эмоционального выгорания.
- Хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни); высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.
- Опыт успешного преодоления профессионального стресса; способность конструктивно меняться в напряженных условиях; высокая мобильность; открытость; общительность; самостоятельность; стремление опираться на собственные силы.
- Способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности – как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
Как избежать встречи с эмоциональным выгоранием.
- Отвлекайтесь: путешествуйте, гуляйте
- Запомните: отрицательные эмоции нельзя копить
- Увлекайтесь хобби
- Любите себя
- ДЕЙСТВУЙТЕ: Физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.
- Разрядиться можно самым простым способом: Стресс является очень сильным источником энергии.
- наведите порядок дома или на рабочем месте; устройте прогулку; побейте мяч или подушку.
- Любая творческая работа может исцелять от переживаний:рисуйте;
танцуйте; пойте; лепите; шейте.
- ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РАЗРЯДКА НЕОБХОДИМА ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ (ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО)
- Научитесь жить с юмором. «Юмор – соль жизни, - говорил Карел Чапек(чешский писатель) - кто лучше просолен, дольше живет». Юмористическое отношение к событию несовместимо с повышенной тревожностью по поводу его влияния на нашу жизнь. Поэтому смех и защищает нас от чрезмерного напряжения. Юмор дает возможность человеку увеличить дистанцию по отношению к чему угодно, в том числе и к самому себе, т.е. облегчает самоотстранение. Смех – это отдушина. Посмеявшись над чем-то, человек чувствует себя свободнее. Он освобождается от страха перед проблемой, которая начинает выглядеть простой и преодолимой. Человек начинает ощущать себя хозяином положения.
Риск выгорания смягчают стабильная и привлекательная работа, представляющая возможности для творчества, профессионального и личностного роста; удовлетворенность качеством жизни в различных ее аспектах; наличие разнообразных интересов, перспективные жизненные планы.
Реже «выгорают» оптимистические и жизнерадостные люди, умеющие успешно преодолевать жизненные невзгоды и возрастные кризисы. Те, кто занимает активную жизненную позицию, и обращается к творческому поиску решения при столкновении с трудными обстоятельствами, владеет средствами психической саморегуляции, заботится о восполнении своих психоэнергетических и социально-психологических ресурсов.
Снижают риск выгорания сильная социальная, профессиональная поддержка, круг надежных друзей и поддержка со стороны семьи.
В работе по профилактике эмоционального выгорания первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению жизнерадостности, вере в людей, неизменной уверенности в успехе дела, за которое взялся.
Жизненный успех не дается без труда. Но не следует считать трудности непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет – и суда нет, как говорят в народе. Большая мудрость содержится в изречениях: «Жизнь на 10% состоит из того, что вы в ней делаете, а на 90% - из того, как вы ее воспринимаете», «Если не можете изменить ситуацию, измените свое отношение к ней».
Литература.
- Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения / Авт.-сост. О.И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Психология здоровья: учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003.
- Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. – СПб., КАРО, 2003.
- Шепель В.М. Как жить долго и радостно. – М.: АНТИКВА, 2006.
- Эффективный учитель / Авт.-сост. О.М. Ольшевская. – Минск: Красико-Принт, 2010.
Методики выявления профессиональной деформации работников помогающих профессий
Инструкция. Внимательно прочитайте каждое утверждение. Если вы согласны с высказыванием, то напротив цифры поставьте «+» («да»), если не согласны, то «-» («нет»). Спасибо за сотрудничество.
Тест
1. Большинство людей, с которыми я бываю в компании, несомненно, рады меня видеть.
2. Я недоволен нововведениями в системе образования.
3. Я всегда адекватно оцениваю знания учеников.
4. Дома я требую, чтобы все мои вещи лежали на своих местах.
5. Я первым ищу путь к преодолению конфликта.
6. Молодых учителей нужно критиковать за отсутствие твердости и дисциплины.
7. В неприятностях и неудачах, которые были в моей жизни, чаще виноваты другие люди, чем я сам.
8. Строгий и четко знающий свои обязанности педагог — вот образ идеального учителя.
9. Замечаю, что я часто стал кричать на детей.
10. Я все чаще убеждаюсь в том, что коллеги, не согласные со мной, профессионально некомпетентны.
11. Мне трудно менять привычный стиль работы.
12. «Хороший педагог, но плохой родитель» — это не про меня.
13. Я стал более нетерпим к шалостям учеников, чем раньше.
14. Я, как правило, не согласен с коллегами, которые отмечают мои «ошибки».
15. Я, как и прежде, легко реализую новые идеи.
16. Я твердо убежден, что все учащиеся, занимающиеся спортом, лодыри.
17. Я часто предлагаю новые подходы к решению проблем.
18. Раньше я спокойнее относился к замечаниям коллег по поводу моей деятельности.
19. Думаю, что мой большой стаж работы дает мне право делать замечания и давать советы молодым педагогам.
20. Я замечаю, что становлюсь мнительным в работе с учениками.
21. Раньше я был открытым в общении, однако теперь понимаю, что этого делать не следует.
22. Меня как педагога не за что упрекнуть.
23. Меня раздражают всякие инновации, они лишь мешают работе.
24. Я полагаю, что способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только себя.
25. Я по-прежнему легко генерирую новые идеи, связанные с моей работой.
26. Выработанные у меня за годы работы стереотипы облегчают мой труд.
27. Меня бесит, когда молодые учителя начинают спорить со мной по вопросам обучения и воспитания.
28. Я полагаю, что учащиеся должны безоговорочно выполнять мои требования, иначе я не смогу поддержать свой авторитет.
29. Властность — необходимое качество педагога.
30. У меня в семье часто возникают конфликты в связи с тем, что мои советы воспринимаются как поучительство, морализаторство.
31. Мой опыт работы убеждает меня в том, что в наказании учащихся за проступки необходимо быть принципиальным, не давать никаких поблажек и скидок на обстоятельства, чтобы другим было неповадно.
32. В последние годы я стал замечать за собой несдержанность в отношениях с учащимися, вплоть до проявления грубости.
33. Я убежден, что оценивать знания учащихся следует в строгом соответствии с имеющимися стандартами.
Ключ. Начисляется по одному баллу за ответ «да» по пунктам 1–4, 6-14, 16, 18–23, 27–33 и за ответ «нет» по пунктам 5, 15, 17, 24 и 25. Подсчитывается общая сумма набранных баллов; если она меньше 12 баллов, то профессиональная деформация выражена слабо, если 23 балла и больше — деформация выражена сильно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тренинг "Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов"
Работа педагога требует много усилий, умений и терпения. Каждому педагогу необходимо уметь управлять своим психоэмоциональным состоянием и обладать навыками саморегуляции....
Профилактика эмоционального выгорания педагогов
Профилактическая программа для специалистов системы образования, подверженных стрессовым, хроническим напряжениям. Рекомендововано исследование уровня личностного выгорания и систематизация восс...
Материал для объединенного заседания ЦМК по теме «Клиповое мышление – феномен современности»
В последнее время все чаще можно услышать термин «клиповое мышление». Что же означает это понятие?Слово «clip» в переводе с английского означает «фрагмент», «...
Материал для объединенного заседания ЦМК по теме «Активные методы обучения как средство повышения качества образовательного процесса
Современные образовательные учреждения, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставят умения применять полученные знани...
Материал для объединенного заседания ЦМК по теме ««Применение технологии критического мышления у студентов»"
В свете современных требований большее внимание отводится первичному звену медицинской помощи, ранней диагностике и профилактике заболеваний, что невозможно без сестринского персонала, их знаний, умен...
Материал Для объединенного заседания ЦМК Тема заседания: «Проектирование образовательного пространства как элемент педагогического мастерства»
Сегодня перед системой профессионального образования ставятся разноплановые задачи, выдвигаются новые требования к формам и методам организации образовательного процесса, связанные с участием в движен...
Материал Для объединенного заседания ЦМК Тема заседания: «Возможности цифровой платформы Learning Apps в процессе изучения дисциплин»
С введением ФГОС нового поколения, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, в системе основного общего образования Российской Федерации была обозначена задача овладения учащимися суммой...