«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры»
учебно-методический материал на тему

    ГПОУ "Сыктывкарский лесопромышленный техникум". Республика Коми,  г. Сыктывкар 

 Состовитель: Осадчий Алексей Иванович , руководитель физ-воспитания.

Тема: "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры"

 

Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. Исходя из этого, современная образовательная система должна не только давать учащимся определённый объём знаний, умений и навыков, но и формировать человека с высоким уровнем самосознания, мышления, т.е. обеспечить каждому обучающемуся возможности для выявления и развития способностей, талантов и изобретательности при должной охране и укреплении здоровья.                       Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. В настоящее время увеличена учебная нагрузка на функциональные возможности организма учащихся.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_festival.docx33.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровье – это не всё, но всё  без здоровья – ничто».

Сократ

    Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. Исходя из этого, современная образовательная система должна не только давать учащимся определённый объём знаний, умений и навыков, но и формировать человека с высоким уровнем самосознания, мышления, т.е. обеспечить каждому обучающемуся возможности для выявления и развития способностей, талантов и изобретательности при должной охране и укреплении здоровья.                       Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25 – 30% детей, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. В настоящее время увеличена учебная нагрузка на функциональные возможности организма учащихся. 

   Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учащихся после поступления в образовательную организацию, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм.                                                                                                                              На уроках физической культуры здоровьесберегающие технологии – это основа основ. Деятельность учителя физической культуры по сохранению здоровья детей является одной из составляющих качества результата.

     Целью своей работы считаю поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся, создание благоприятных условий для формирования у детей отношения к здоровому образу жизни, сформировать устойчивую гражданскую позицию, направленную на сознательное отношение к собственному здоровью;

– обеспечить учащимся в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья за период обучения в учреждении образования, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

      Задачи здоровьесберегающей педагогики:

Образовательные: формирование положительной мотивации обучения, создание психологической обстановки коллективного, познавательного поиска.

Воспитательные: формирование нравственного сознания и нравственного поведения, волевых качеств, трудолюбия, творческого отношения к воспитанию и самовоспитанию, эстетического и эмоционального развития личности.

Оздоровительные:  снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику учащихся, обусловленного напряженным режимом обучения в условиях комплексной информатизации учебно-воспитательного процесса.

Развивающие: создание психологических ситуаций, стимулирующих самообразование и самовоспитание личности; преодоление социально-психологических факторов, сдерживающих развитие личности в процессе общения; создание возможностей для выявления и учета индивидуально-психологических особенностей учащихся.


Решение  данных задач строится на следующих
принципах здоровьесбережения

  • принцип «не навреди!»;
  • принцип сознательности и активности;
  • непрерывности здоровьесберегающего процесса;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип доступности и индивидуализации;
  • принцип всестороннего и гармонического развития личности;
  • системного чередования нагрузок и отдыха;
  • постепенного наращивания оздоровительных воздействий.

             Условия реализации здоровьесбережения

   По мнению специалистов, причина многих заболеваний у детей – недостаток движения.   М.И. Сеченов писал: «Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению».            Движение – необходимая составная часть любого вида деятельности и его естественная биологическая потребность.

   Для студентов большую трудность представляет и то, что обычно мы, преподаватели, считаем отдыхом – это неподвижное сидение во время урока. Относительная неподвижность ученика, требуемая школьной дисциплиной, может быть достигнута за счет длительного статистического напряжения позных мышц – в первую очередь мышц спины и шеи. Между тем известно, что статистическое напряжение гораздо утомительнее, чем динамическое, т.е. направленное на осуществление движения.

   Организация учебной деятельности в рамках программы развивающего обучения с учетом здоровьесберегающих технологий не наносит сколько-нибудь заметного ущерба здоровью учащихся, но напротив,  способствуют формированию умственных, нравственных, индивидуальных качества личности ребенка,  сохранению и укреплению физического и психического здоровья.  

   Активность ребенка благоприятна для его здоровья. Добавлю, что отказ или невозможность проявления учебной активности, творческой деятельности приводят ребенка к состоянию беспомощности, апатии, безразличия.

   Наилучшими формами развития активности являются: полноценное эмоционально окрашенное общение, игра, включение в познание всех органов чувств, творческих заданий и столкновение с противоречием.

   Исходя из социального заказа и рассматривая учебный процесс с позиции роли в нем движений, установлено следующее:
– движение должно быть неотъемлемой частью любого обучения;
– недостатки в движениях снижают уровень физических функций, задерживают развитие,;
– знание учителем взаимосвязи между движениями и учебным процессом позволит учителю использовать разнообразные формы организации двигательной активности, работоспособности, внимания и восприятия.

   Задача увеличения двигательной активности нашла отражение в плане  спортивных мероприятий по организации двигательной активности обучающихся техникума.                                                                                              Все эти мероприятия можно разделить на 2 больших блока:
1) – учебная деятельность и мероприятия в режиме учебного дня; 
2) – внеклассная физкультурно-оздоровительная и спортивная работа.

   Приступая к работе я прежде всего определяю, с каким составом обучающихся предстоит работать в течении нескольких лет. Выявляю уровень физической и двигательной подготовленности детей, состояние здоровья и физкультурные группы с помощью тестов. С учётом полученных данных, планирую и осуществляю свою работу

   Урок физической культуры является основной формой обеспечения необходимой двигательной активности. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий – неотъемлемая часть моей работы, в которой я реализую основные признаки здоровьесберегающего урока:

  1. Соблюдение правильной структуры урока.
  2. Прохождение учебного материала в логической последовательности и в системе.
  3. Использование индивидуально – дифференцированного подхода в обучении.
  4. Соблюдение правил техники безопасности.
  5. Использование упражнений для профилактики различных заболеваний
  6. Соответствие учебного материала программе и особенностям контингента занимающихся.
  7. Оптимизация учебного процесса (выделение медицинских групп)

Рассматривая урок с позиций здоровьесбережения, выделяю в структуре урока три части:

Этап урока

Подготовительная (вводная) часть: организация и обеспечение готовности для решения задач основной части урока.

Основная часть: специальная функциональная подготовка; сообщение учащимся и усвоение ими знаний в области здоровьесбережения.

Заключительная часть: организованное завершение урока; снижение психического и физического напряжения

Результат урока: взаимный интерес, который подавляет утомление. Сохранение физического и психического здоровья учащихся.

   Изучив и систематизировав опыт выдающихся педагогов,  и свой собственный опыт работы, я пришел к выводу, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

   На уроке применяю разные формы работы: фронтальную, групповую, парную, индивидуальную, среди которых основной является групповая работа. Она является главным средством решения проблемы обучения различным формам учебного сотрудничества, формирования способности и потребности учеников к деловому общению друг с другом, с преподавателем. Работая в группе сверстников, учащийся имеет возможность более свободно выражать свои мысли. В ходе такой работы у "слабых" учеников появляется возможность высказаться, не боясь допустить ошибку, задавать любые вопросы, переспрашивать, чувствовать свою причастность к решению сложных проблем, с которыми одному не справиться. Для одаренных учащихся – это не только прекрасная возможность проявить свои способности, но и выступить в роли советчика, помощника более "слабому", почувствовать ответственность за общий результат.

   Групповые формы работы – это прекрасный способ воспитания и проявления лучших человеческих качеств: способности к сопереживанию, душевной щедрости, внимательности к другому человеку, коллективизма, дружелюбия. Такая работа дает возможность мне обучить детей нормам делового общения, спора, дискуссии.

   Проблемная ситуация на уроке приводит ученика к выводу: моих знаний недостаточно, мне необходимо узнать что-то новое. Ясное знание о своем незнании побуждает студента к активному поиску знания, т.е. закладываются основы учебно-познавательной мотивации. Чтобы оценка не держала учащегося в страхе, сковывала его мысль, а постоянное внутреннее напряжение негативно сказывалось на психике ученика, я  учу его видеть свои ошибки или вероятность их допущения, другими словами – развиваю самооценку ученика.

Выводы.

Благодаря наличию в моей работе системы здоровьесбережения удается:

-обеспечить рост физической и гигиенической культуры обучающихся, а также рост мотивации к физкультурно-оздоровительной деятельности и к ведению здорового образа жизни;                                                                                                                                                          – групповые формы работы способствуют воспитанию и проявлению лучших человеческих качеств: способности к сопереживанию,  душевной щедрости, внимательности к другому человеку, коллективизма,  дружелюбия; такая работа дает возможность учителю обучить детей нормам делового общения, спора, дискуссии;
- формирование способностей у детей к взаимо- и самоконтролю, взаимо- и самооценке для обеспечения целенаправленной и своевременной коррекции, возможности посмотреть на себя и всю ситуацию со стороны;
– преобладание у учащихся преимущественно позитивных эмоциональных реакций в ходе урока, получение студентами удовольствия от процесса обучения;                                                                                                                              - обеспечить высокий охват обучающихся регулярными занятиями физической культурой и спортом;                                                                                                                                                   -сформировать у обучающихся устойчивый интерес и осознанную потребность в сохранении и укреплении здоровья, а также практическом использовании умений и навыков, полученных на уроках и во внеурочной деятельности.

   Итак, для того, чтобы помочь учащимся сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Только лишь осознать, что здоровьесберегающие технологии – важнейшее средство сохранения и укрепления здоровья детей. Основным условием успешной работы в данном направлении, на мой взгляд, является наличие системности.                                                                                                                   Что необходимо делать для сохранения здоровья?

- много двигаться;
- соблюдать гигиену;
- выполнять режим дня;
- заниматься спортом;
- одеваться по сезону;
- выполнять правила питания и отдыха.

   Здоровье – это не только отсутствие болезней, но и физическая, социальная психологическая гармония человека. А также доброжелательное отношение между людьми, природой, наконец, самим собой.

                                                                                                                                                              Так будьте здоровы и помните слова Сократа: «Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии. Здоровьесберегающие технологии на уроке физическая культура.

Понятие «здоровьесберегающие педагогические технологии» дискусионно и у разных авторов встречаются разные трактовки. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные т...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

Самой важнейшей ценностью для любого человека всегда было и будет его здоровье. В настоящее время все чаще поднимаются вопросы сохранения здоровья, поддержания здорового образа жизни, в связи с ...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры

Выступление на тему : "Использование здоровьесберегающих технологий  на  уроках физической культуры"...

Выступление на семинаре "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"

Выступление на семинаре "Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры"...