Мой опыт преподавателя физкультуры
статья
Предварительный просмотр:
«Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепления здоровья обучающихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий и с опорой на индивидуальное развитие».
Педагогический стаж – 12 лет.
Учебное заведение, которое закончил, дата окончания –
БГУ им. И.Г. Петровского, 2014 г., учитель физического воспитания.
Категория – высшая.
Митин И.В. – учитель физической культуры Жуковский филиал ГБПОУ «Брянский аграрный техникум им. А.С. Зайцева».
Мой стаж работы в качестве учителя физической культуры составляет 12 лет. С 2010 года я работаю по внедрению в практику здоровьесберегающих технологии, которые модернизирую в соответствии с требованиями времени.
Возникновение моего опыта обусловлено следующими причинами:
- ухудшение здоровья детей;
- гиподинамия;
В филиале техникума в образовательной области «Физическая культура» предусмотрено освоение обучающимися умения осуществлять собственную физкультурно-оздоровительную и спортивно – творческую деятельность как на уроках физической культуры, так и во внеурочное время – во второй половине дня, в выходные и каникулярные дни, в летний период.
Актуальность опыта
Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Она, как и любая сфера культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мировоззрением применительно к его телесной организации. Одна из главных причин того, что физическая культура не всегда является основной потребностью человека - это смещение акцента при её формировании на двигательные компоненты в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому. Следовательно, необходимо по иному взглянуть на проблему формирования физической культуры человека, на её теоретические основы, потому что этого требуют современные условия развития нашего общества. Ведь ценность физической культуры для личности и всего общества в целом, её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение заключается именно в формировании здорового образа жизни, развитии телесных и духовных сил.
Итогом работы любого учителя физической культуры, бесспорно, является полноценное физическое развитие и здоровье обучающихся. Содержание предмета «Физическая культура» направлено на выработку ценностей, связанных с формированием здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела, а также на отказ от негативных проявлений, бытующих в жизни молодежи, в том числе вредных привычек. Не только сохранить здоровье обучающихся, но и привить основы здорового образа жизни – главная задача учителя. Именно поэтому данная тема становится актуальной как никогда, и поле деятельности учителя значительно расширяется.
Ведущая педагогическая идея опыта:
Создание на уроках физической культуры условий для сознательного активного участия обучающихся в спортивной деятельности, приносящей радость преодоления, радость достижения поставленной цели.
Технологический аспект опыта
«Организация образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепления здоровья учащихся и на формирование отношения к здоровью как личностной ценности, посредством внедрения здоровьесберегающих педагогических технологий и с опорой на индивидуальное развитие».
Личная концепция учителя:
- поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков обучающихся;
- включение каждого студента в активную двигательную деятельность;
- создание на уроках физической культуры атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.
Весь процесс обучения в условиях здоровьесберегающей педагогики включает в себя три этапа, которые отличаются друг от друга как частными задачами, так и особенностями методики.
Первый. Этап начального ознакомления с основными понятиями и представлениями.
Цель – сформировать у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Основные задачи:
- Сформировать смысловое представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
- Создать элементарные представления об основных понятиях здорового образа жизни.
- Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения (на уровне первоначального умения).
- Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.
Второй. Этап углубленного изучения.
Цель – сформировать полноценное понимание основ здорового образа жизни.
Основные задачи:
- Уточнить представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
- Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
- Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.
Третий. Этап закрепления знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшего их совершенствования.
Цель – умение перевести в навык основы здорового образа жизни с возможностью его целевого использования.
Основные задачи:
- Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.
- Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.
- Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Основные методы:
- Диагностика
- Фронтальный
- Поточный
- Тестирование
Формы организации и виды уроков:
- Урок-игра
- Урок-соревнование
- Урок-турнир
- Интегрированный урок
Условия:
- Личностно-ориентированный подход в обучении
- Компетентностный подход
Результат:
- Повышенный уровень физической активности и самостоятельности учащихся
- Активизация внеурочной деятельности школьников
- Улучшение здоровья обучающихся
За годы своей педагогической деятельности я понял, что наилучший воспитательный результат получается, когда ты опираешься на успех обучающегося. Ведь этот успех всегда связан с чувствами радости, с эмоциональным подъемом. У ребят, удачно справившихся с каким-либо полезным делом, появляется уверенность в собственных силах, желание достигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха.
Осознание этого помогло мне в свое время сделать для себя исходной точкой работы с детьми основной принцип обучения и воспитания – в каждом ребенке есть способности, которые необходимо найти и развить. Именно этим я и занимаюсь.
За время педагогической работы у меня сложилась своя система форм, методов и приемов обучения, которая дает положительные результаты. Владея традиционными приемами и методами преподавания предмета «Физическая культура», использую активные формы обучения: проектирование, проблемные лекции, элементы передовых педагогических технологий.
Цель физического воспитания в нашем филиале – овладение обучающимися основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, двигательных способностей.
Сущность технологии, по которой работаю, заключается в личностно ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребенку при организации занятий физической культурой, в формировании осознанной потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. Это означает, что для каждого обучающегося создана индивидуальная образовательная траектория, которая учитывает индивидуальный тип телосложения, физическую подготовленность, состояние здоровья, а также особенности психического развития. Зная особенности физического развития детей, строю занятия физической культурой на индивидуализации и дифференциации обучения. Ребятам предлагаю упражнения различной степени сложности, предоставляется возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками.
Изучение предмета «Физическая культура» предполагает, помимо освоения практических навыков, знание теоретических основ, а так же владение информацией о физкультурно-спортивном движении в масштабах района, области, страны. На каждом уроке провожу информационные беседы, а в конце учебного года на II и III ступени образования – экзамен по теории физической культуры.
Большое внимание уделяю внеклассной работе, организую дни здоровья и спорта, провожу школьные соревнования, с 2010 г. В филиале техникума работают кружки по волейболу, баскетболу, проводятся занятия в кружке ДЮП..
Творчески подхожу как к проблемам обучения, так и их реализации. Забочусь об укреплении материально - технической базы.
Работаю по программе «За здоровый образ жизни». Результатом деятельности в рамках данной программы являются показатели общефизической подготовки обучающихся. Ежегодно провожу комплексное обследование физического развития и двигательной активности детей.
Опыт педагогической деятельности позволяет выделить такие траектории мониторинговых исследований как:
1. Оценка качества успеваемости по предмету «Физическая культура»..
2. Сравнение показателей обучающихся по различным разделам физической культуры с нормативами ГОС.
3. Результативность физкультурно-оздоровительной деятельности ОУ, измеряемая через изучение отношения детей к занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни посредством тестирования и анкетирования школьников и их родителей.
4. Эффективность спортивно-творческой деятельности ОУ, оцениваемой через изучение условий и образа жизни обучающихся, отношения всех участников образовательного пространства к спортивно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности.
5. Оценка уровня степени удовлетворенности обучающихся и их родителей, выпускников прошлых лет, педагогов, социальных партнеров состоянием спортивно – физкультурной работы школы.
6. Анализ занятости обучающихся, педагогов и родителей в спортивных секциях в школе и за ее пределами, а также в органах ученического самоуправления.
Таким образом, данная работа помогает мне и моим ученикам совместными усилиями достигнуть цели. Я вижу главную задачу: воспитание физически развитой личности через свой предмет.
Используя данный опыт, устойчивые результаты можно получить при следующих условиях:
1. Работа должна проводиться систематически.
2. Важна роль мотивации действий, понимание, чему научатся дети в процессе работы.
3. Задания должны быть посильными.
4. Новизна – важное условие повышение интереса обучающихся
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа и календарно- тематическое планирование дополнительного образования по физкультуре
Программа для внеклассных занятий, название " Оздоровительная гимнастика", включает в себя кроме гимнастики: Йогу, подвижные и спортивные игры, ОФП...
Внеклассное мероприятие по физкультуре «Весёлый муравейник»
Сцена рий спортивного меоприятия для 1-2 классов....
Опыт проведения лабораторно-практических работ на примере исследования качества продуктов питания Т.И. Махова, преподаватель химии, КГПОАУ «Камчатский политехнический техникум»
Цель исследовательской работы – развитие умственных и практических умений, позволяющих повысить адаптивность и мобильность будущих специалистов. Организация исследовательской работы направлена на акти...
Опыт подбора литературы по Основам латинского языка и медицинской терминологии для организации учебного процесса преподавателем ОУ СПО медицинского профиля
В данной статье представлен перечень учебных источников информации, которые могут быть полезны преподавателям Латинского языка медицинского направления в образовательных учреждениях средне...
Презентация к выступлению на заседании руководителей СНО «Научно-практическая конференция как мероприятие по пропаганде и популяризации исследовательской работы студентов и преподавателей. Опыт организации научно-практических конференций для студентов»
Презентация иллюстрирует ключевые моменты выступления...
Педагогический опыт: Методические материалы для преподавателя По теме: «Дистанционные технологии в системе образования» Дисциплина: «Cовpеменные технологии обучения физике. Инновации в школьном физичеcком обpазовании» Специальность: преподаватель физики
Дистанционные технологии в системе образования...
Методическая разработка урока по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного занятия по учебной дисциплине ОП. 02. "Психология"
Методическая разработка урока по теме: «Предмет и основные понятия психологии развития и возрастной психологии" представляет собой опыт преподавателя по проведению лекционного з...