Опыт подбора литературы по Основам латинского языка и медицинской терминологии для организации учебного процесса преподавателем ОУ СПО медицинского профиля
учебно-методический материал по теме
В данной статье представлен перечень учебных источников информации, которые могут быть полезны преподавателям Латинского языка медицинского направления в образовательных учреждениях среднего профессионального образования для организации учебного процесса на занятиях по дисциплине Основы латинского языка и медицинской терминологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья по особенностям подбора учебной литературы для преподавания Латинского языка | 20.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт подбора литературы
по Основам латинского языка и медицинской терминологии
для организации учебного процесса преподавателем
ОУ СПО медицинского профиля
Понятие «уметь работать самостоятельно» включает в себя умение работать с учебником. Учебник – это пособие, на основе которого студент получает знания и на основе которого развиваются навыки и умения. Для этого студента необходимо обучить:
- Пользоваться оглавлением.
- Пользоваться словарём.
- Знать принцип расположения материала в учебнике.
- Принцип работы с упражнениями и с лексическим минимумом.
Основные задачи при работе с учебником латинского языка:
- Найти в нём нужный материал.
- Уметь использовать справочный материал в практических целях.
Поэтому преподавателю необходимо в процессе обучения студентов как можно чаще отсылать их к учебнику. Например, объяснение материала начинается с вопроса: «На какой странице находится первое склонение?» Лишь после того, как студенты отыскали по оглавлению нужную страницу, можно начать объяснение и закрепление нового материала.
Необходимо отметить, что некоторые учебники имеют только нумерацию параграфа, но не имеют заголовка к нему. Например, в одном из рекомендованных для СПО учебников «Основы латинского языка и медицинской терминологии» все параграфы с лексическим минимумом имею только номера. Когда студент ищет лексический минимум по какому-либо склонению, он не может самостоятельно без помощи преподавателя определить - к какой теме относится данный список слов. Такая система очень затрудняет организацию обучения и с практической точки зрения нерациональна.
Если спросить студента – зачем нужен алфавит? – обычно возникает удивление и затруднение в ответе. Первая мысль для большинства – алфавит необходимо знать для правильного произношения букв. Но ведь достаточно написать одну букву и произнести её вслух. Зачем же знать алфавит?
Оказывается, алфавит – это расположение букв в строгой последовательности. И необходимо запомнить эту последовательность именно для пользования словарём. Поиск нужного слова становится быстрым и приятным, если помнить за какой буквой идут другие. Внутри каждой литеры слова также располагаются по алфавиту.
Студент должен знать, что существуют русско-латинские и латино-русские словари. Их активное использование значительно облегчает обучение. Поэтому учебники с одним видом словаря не очень подходят для студентов среднего профессионального образования нелингвистического профиля. Например, учебник Марцелли А.А. «Латинский язык и основы медицинской терминологии» содержит только латино-русский словарь, что ограничивает возможность студента без специальной лингвистической подготовки перевести термин с русского на латинский.
Важная задача преподавателя латинского языка – это научить студента учиться. Иногда студенты не умеют работать с текстом, не владеют приёмами запоминания и не могут выделить что главное, что второстепенное. Для решения данной проблемы можно использовать некоторые упражнения из самоучителя, которые вырабатывают умение осознанно относиться к упражнениям и развивают логическое мышление.
Однако, проблема выбора учебника актуальна не столько для студента, сколько для самого преподавателя. Специфика преподавания латинского языка для студентов различных специальностей заключается в том, что содержание лексического минимума для акушерок, сестёр, фельдшеров и лаборантов должно отличаться с учётом их профиля.
В частности, в теме «прилагательные 1 группы» для студентов по специальности «Акушерское дело» для характеристики размеров таза уместно освоение словосочетаний с термином «конъюгата», а для специальности «Лабораторная диагностика» – названия бактерий или инфекций типа Typhus exanthematicus (сыпной тиф). Так же при изучении приставок для «Лечебного дела» желательно делать упор на слои сердца (endocardium, pericardium), а для «Акушерского дела» - слои матки (endometrium, parametrium).
Поэтому перед преподавателем возникает задача грамотного и рационального подбора лексического минимума, что невозможно при работе только с одной книгой.
Для облегчения данной проблемы ниже предлагается список литературы, который может помочь не только в реализации содержательной части рабочей программы по различным медицинским специальностям, но и для организации самостоятельной работы студента:
- Латинский язык и основы медицинской терминологии: Учебник
Авксентьева А.Г.
Минск: Новое знание, 2007
- Латинский язык. Названия лекарственных средств: Учебное пособие для самостоятельной работы.
Бондарь Л.Д.
СПб.: Издательство «АКРА», 2004.
- Руководство к практическим занятиям по латинскому языку и основам терминологии.
Бухарина Т.Л.,
Михина Т.В.
М.: Медицина, 2004.
- Латинский язык (Учебник для медиков): Учебник, издание второе, исправленное и дополненное
Боголепов В.М.
М.: Государственное издательство медицинской литературы МЕДГИЗ, 1955
- Самоучитель Латинского языка: Учебник, 5изд. 5-е
Козлова Г.Г.
М.: ФЛИНТА: НАУКА, 2011
- «Via Latina ad ius» («Латинская дорога к праву»)
Нисенбаум М.Е.
М.: Юристъ, 1996.
- Nomina anatomica: Учебный словарь анатомических терминов.
Панасенко Н.И.
СПб: ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2006.
- Латинский язык: учебник
Панасенко Н.И.
М.: издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2016
- Латинский язык и основы фармацевтической терминологии: Учебник
Чернявский М.Н.
М.: издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2014
- Латинский язык и основы медицинской терминологии: Учебник.
Под общ. ред. Чернявского М.Н.
Мн: «Вышэйшая школа», 1989.
- Латинский язык и основы терминологии: Учебник. Издание 3-е, дополненное, повторное.
Под ред. Шульца Ю.Ф.
М.: изд-во А/О «АНКО», 1995.
- Латинский язык: учебник для студентов учреждений, обеспечивающих получение высш. мед. образования
Цисык А.З.
Минск: ТетраСистемс, 2009
Автор надеется, что изложенный в данной статье опыт выбора учебной литературы поможет Коллегам преодолеть методические проблемы в процессе преподавания латинского языка и будет способствовать повышению эффективности обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К вопросу о формировании профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа на занятиях по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
Дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» обладает значительным потенциалом в формировании общекультурной компетенции у студентов медицинских образовательных учреждений ср...
Календарно-тематический план на 2017-2018 учебный год по учебной дисциплине ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН дисциплины ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией 2016-2017 гг. Составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины для специальностей 31.02....
Календарно-тематический план на 2014-2015 учебный год по учебной дисциплине Основы латинского языка с медицинской терминологией
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН дисциплины Основы латинского языка с медицинской терминологией 2014-2015 гг. Составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины для специальностей 060501 Сестр...
ДОКЛАД "Инновационные технологии в образовательном процессе - образовательный сайт по дисциплинам ОПД: ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, ОП.07.ФАРМАКОЛОГИЯ, ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФАРМАКОЛОГИИ И ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА
Инновационные технологии в образовании позволяют совершенствовать обучение. Обновление видов и способов обучения сейчас широко развивается. Преподаватели вводят инновации в современный образовательный...
Учебное пособие по учебной дисциплине Основы латинского языка с медицинской терминологией
Учебное пособие предназначено для обучающихся специальности 31.02.01 Лечебное дело. Материал учебного пособия поможет обучающимся расширить представление о правилах оформления латинской части рецепта ...
Глоссарий. Учебно-терминологический словарь по дисциплинам: основы латинского языка с медицинской терминологией, английский язык для специальностей 34.03.01 Сестринское дело,31.05.01 Лечебное дело, 33.05.01 Фармация, 31.02.03 Лабораторная диагностика.
Глоссарий. Учебно-терминологический словарь по дисциплинам: основы латинского языка с медицинской терминологией, английский язык для специальностей 34.03.01 Сестринское дело,31.05.01 Лечебное дело, 33...
Аттестация: 1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ ОГСЭ.03 «Английский язык» ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией» по итогам мониторингов, проводимых образовательной организацией.
Справка, подтверждающая наличие положительных результатов освоения дисциплины, заверенная руководителем профессиональной образовательной организацией....
- Мне нравится (1)