Опыт подбора литературы по Основам латинского языка и медицинской терминологии для организации учебного процесса преподавателем ОУ СПО медицинского профиля
учебно-методический материал по теме

Штыкова Мария Алексеевна

В данной статье  представлен  перечень учебных источников информации, которые могут быть полезны преподавателям Латинского языка медицинского направления в образовательных учреждениях среднего профессионального образования для организации учебного процесса на занятиях по дисциплине Основы латинского языка и медицинской терминологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт подбора литературы

по Основам латинского языка и медицинской терминологии

для организации учебного процесса преподавателем

ОУ СПО медицинского профиля

Понятие «уметь работать самостоятельно» включает в себя умение работать с учебником. Учебник – это  пособие, на основе которого студент получает знания и на основе которого развиваются навыки и умения. Для этого студента необходимо обучить:

  1. Пользоваться оглавлением.
  2. Пользоваться словарём.
  3. Знать принцип расположения материала в учебнике.
  4. Принцип работы с упражнениями и с лексическим минимумом.

Основные задачи  при работе с учебником латинского языка:

  1. Найти в нём нужный материал.
  2. Уметь использовать справочный материал в практических целях.

Поэтому преподавателю необходимо в процессе обучения  студентов как можно чаще отсылать их к учебнику. Например,  объяснение материала начинается с вопроса: «На какой странице находится  первое склонение?» Лишь после того, как студенты отыскали по оглавлению нужную страницу, можно начать объяснение и закрепление  нового материала.

Необходимо отметить, что некоторые учебники имеют только нумерацию параграфа, но не имеют заголовка к нему.  Например,  в одном из  рекомендованных для СПО учебников «Основы латинского языка и медицинской терминологии» все параграфы с лексическим минимумом имею только номера. Когда студент ищет лексический минимум по какому-либо склонению, он не может самостоятельно  без помощи  преподавателя определить - к какой теме относится данный список слов. Такая система очень затрудняет организацию обучения и  с практической точки зрения нерациональна.

Если спросить студента – зачем нужен алфавит? – обычно возникает удивление и затруднение в ответе. Первая мысль для большинства – алфавит необходимо знать для правильного произношения букв. Но ведь достаточно написать одну букву и произнести её вслух. Зачем же знать алфавит?

Оказывается, алфавит – это расположение букв в строгой последовательности. И необходимо запомнить эту последовательность именно для пользования словарём. Поиск нужного слова становится быстрым и приятным, если помнить за какой буквой идут  другие. Внутри каждой литеры слова также располагаются по алфавиту.

Студент должен знать, что существуют русско-латинские и латино-русские словари. Их активное использование значительно облегчает обучение. Поэтому учебники с одним видом словаря не очень подходят для студентов среднего профессионального образования нелингвистического профиля. Например, учебник Марцелли А.А. «Латинский язык и основы медицинской терминологии» содержит только латино-русский словарь, что ограничивает возможность студента без специальной лингвистической подготовки перевести термин с русского на латинский.

Важная задача  преподавателя латинского языка – это научить студента учиться. Иногда студенты не умеют работать с текстом, не владеют приёмами запоминания и не могут выделить что главное, что второстепенное. Для решения данной проблемы можно использовать некоторые упражнения из самоучителя, которые вырабатывают умение осознанно относиться к упражнениям и развивают логическое мышление.

Однако, проблема выбора учебника актуальна не столько для студента, сколько для самого преподавателя. Специфика преподавания латинского языка для студентов различных специальностей заключается в том, что содержание лексического минимума для акушерок, сестёр, фельдшеров и лаборантов должно отличаться с учётом их профиля.

В частности, в теме «прилагательные 1 группы» для студентов по специальности «Акушерское дело» для характеристики размеров таза уместно освоение словосочетаний с термином «конъюгата», а для специальности «Лабораторная диагностика» – названия бактерий или инфекций типа Typhus exanthematicus (сыпной тиф). Так же при изучении приставок для «Лечебного дела» желательно делать упор на слои сердца (endocardium, pericardium), а для «Акушерского дела» - слои матки (endometrium, parametrium).

Поэтому  перед преподавателем возникает задача грамотного и рационального подбора лексического минимума, что невозможно при работе только с одной книгой.

Для облегчения данной проблемы ниже предлагается список литературы, который может помочь не только в реализации содержательной части рабочей программы по различным медицинским специальностям, но и для  организации самостоятельной работы студента:

  1. Латинский язык и основы медицинской терминологии: Учебник

Авксентьева А.Г.

Минск: Новое знание, 2007

  1. Латинский язык. Названия лекарственных средств: Учебное пособие для самостоятельной работы.

Бондарь Л.Д.

СПб.: Издательство «АКРА», 2004.

  1. Руководство к практическим занятиям по латинскому языку и основам терминологии.

Бухарина Т.Л.,

Михина Т.В.

М.: Медицина, 2004.

  1. Латинский язык (Учебник для медиков): Учебник, издание второе, исправленное и дополненное

Боголепов В.М.

М.: Государственное издательство медицинской литературы МЕДГИЗ, 1955

  1. Самоучитель Латинского языка: Учебник, 5изд. 5-е

Козлова Г.Г.

М.: ФЛИНТА: НАУКА, 2011

  1. «Via Latina ad ius» («Латинская дорога к праву»)

Нисенбаум М.Е.

М.: Юристъ, 1996.

  1. Nomina anatomica: Учебный словарь анатомических терминов.

Панасенко Н.И.

СПб: ООО «Издательство ФОЛИАНТ», 2006.

  1. Латинский язык: учебник

Панасенко Н.И.

М.: издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2016

  1. Латинский язык и основы фармацевтической терминологии: Учебник

Чернявский М.Н.

М.: издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2014

  1. Латинский язык и основы медицинской терминологии: Учебник.

Под общ. ред. Чернявского М.Н.

Мн: «Вышэйшая школа», 1989.

  1. Латинский язык и основы терминологии: Учебник. Издание 3-е, дополненное, повторное.

Под ред. Шульца Ю.Ф.

М.: изд-во А/О «АНКО», 1995.

  1. Латинский язык: учебник для студентов учреждений, обеспечивающих получение высш. мед. образования

Цисык А.З.

Минск: ТетраСистемс, 2009

Автор надеется, что изложенный в данной статье опыт выбора учебной литературы поможет Коллегам преодолеть методические проблемы в процессе преподавания латинского языка и будет способствовать повышению эффективности обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о формировании профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа на занятиях по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

Дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» обладает значительным потенциалом в формировании общекультурной компетенции у студентов  медицинских образовательных учреждений ср...

Календарно-тематический план на 2017-2018 учебный год по учебной дисциплине ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН дисциплины ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией 2016-2017 гг. Составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины для специальностей 31.02....

Календарно-тематический план на 2014-2015 учебный год по учебной дисциплине Основы латинского языка с медицинской терминологией

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН дисциплины  Основы латинского языка с медицинской терминологией 2014-2015 гг. Составлен в соответствии с рабочей программой дисциплины для специальностей 060501 Сестр...

ДОКЛАД "Инновационные технологии в образовательном процессе - образовательный сайт по дисциплинам ОПД: ОП.01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, ОП.07.ФАРМАКОЛОГИЯ, ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФАРМАКОЛОГИИ И ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА

Инновационные технологии в образовании позволяют совершенствовать обучение. Обновление видов и способов обучения сейчас широко развивается. Преподаватели вводят инновации в современный образовательный...

Учебное пособие по учебной дисциплине Основы латинского языка с медицинской терминологией

Учебное пособие предназначено для обучающихся специальности 31.02.01 Лечебное дело. Материал учебного пособия поможет обучающимся расширить представление о правилах оформления латинской части рецепта ...

Глоссарий. Учебно-терминологический словарь по дисциплинам: основы латинского языка с медицинской терминологией, английский язык для специальностей 34.03.01 Сестринское дело,31.05.01 Лечебное дело, 33.05.01 Фармация, 31.02.03 Лабораторная диагностика.

Глоссарий. Учебно-терминологический словарь по дисциплинам: основы латинского языка с медицинской терминологией, английский язык для специальностей 34.03.01 Сестринское дело,31.05.01 Лечебное дело, 33...

Аттестация: 1. Результаты освоения обучающимися образовательных программ ОГСЭ.03 «Английский язык» ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией» по итогам мониторингов, проводимых образовательной организацией.

Справка, подтверждающая наличие положительных результатов освоения дисциплины, заверенная руководителем профессиональной образовательной организацией....