МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной работы МДК 01.01. Пропедевтика клинических дисциплин Тема 1.4.Пропедевтика в педиатрии
методическая разработка
Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной самостоятельной работы составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 31.02.01 Лечебное дело и содержат перечень рекомендаций для организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся по Теме: МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин. Раздел 1. Пропедевтика клинических дисциплин. Тема 1.4.Пропедевтика в педиатрии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svr_propedevtika_v_pediatrii.docx | 159.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство здравоохранения Амурской области
Государственное автономное учреждение Амурской области
Профессиональная образовательная организация
«Амурский медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной
работы
ПМ. 01 ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МДК 01.01. Пропедевтика клинических дисциплин
Тема 1.4.Пропедевтика в педиатрии
Специальность 31.02.01 «Лечебное дело»
2 курс
ППСЗ, углубленная подготовка
Благовещенск
2021 год
Рассмотрено на заседании ЦМК «Лечебное дело» Протокол №____ «_____»__________________20____г. Председатель ЦМК ______________ Симонова Г.А. | УТВЕРЖДЕНО Экспертный совет ГАУ АО ПОО «Амурский медицинский колледж» Протокол №___ от «____»__________20____г. |
Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельной внеаудиторной самостоятельной работы составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 31.02.01 Лечебное дело и содержат перечень рекомендаций для организации самостоятельной внеаудиторной работы обучающихся по Теме: МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин. Раздел 1. Пропедевтика клинических дисциплин. Тема 1.4.Пропедевтика в педиатрии
Составитель:
Симонова Галина Андреевна, преподаватель ГАУ АО ПОО «АМК»
СОДЕРЖАНИЕ | |
| 4 |
| 7 |
| 9 |
| 14 |
| 15 |
| 18 |
| 19 |
| 21 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В программе подготовки специалистов среднего звена (далее ПП ССЗ) по специальностям среднего профессионального образования (СПО), изучение раздела «Пропедевтика в педиатрии» находится в структуре ПМ 01. Диагностическая деятельность МДК 01.01
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности – диагностической деятельности, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.
ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.
ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.
ПК 1.4. Проводить диагностику беременности.
ПК 1.5. Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребенка.
ПК 1.6. Проводить диагностику смерти.
ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Изучение раздела проводится в соответствии с программой федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО), предусматривающей самостоятельную внеаудиторную работу студентов в объеме 50% от аудиторного времени.
Максимальная учебная нагрузка составляет - 60 часов, в том числе: теория – 16 часов, практика – 24 часов, самостоятельная внеаудиторная работа - 20 часов.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов (СВРС) – это планируемая учебная, учебно – исследовательская и творческая работа студентов во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации;
- формирования практических (общеучебных и профессиональных) умений и навыков;
- развития исследовательских умений.
Данные методические рекомендации разработаны Вам в помощь для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по разделу: Пропедевтика клинических дисциплин. Пропедевтика в педиатрии. ПМ 01 Диагностическая деятельность. Методические рекомендации помогут Вам правильно организовать внеаудиторную самостоятельную работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием профессионального модуля. К современному специалисту общество предъявляет достаточно широкий перечень требований, среди которых немаловажное значение имеет наличие у выпускников определенных способностей и умения самостоятельно добывать знания из различных источников, систематизировать полученную информацию, давать оценку конкретной ситуации и деятельности в целом. Формирование такого умения происходит в течение всего периода Вашего обучения в колледже через работу на теоретических и практических занятиях, выполнения контрольных и тестовых заданий, решения задач, написания курсовых и выпускных квалификационных работ.
Прежде чем приступить к выполнению заданий:
- изучите заданный на дом теоретический материал по учебнику;
- внимательно прочитайте текст лекции;
- используйте знания, полученные при изучении анатомии, микробиологии, фармакологии, пропедевтики клинических дисциплин и др.;
- при необходимости проконсультируйтесь с преподавателем;
- самостоятельную работу необходимо правильно оформить, грамотно, аккуратно;
- сдайте работу преподавателю в указанные сроки.
КАРТА ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (пропедевтика в педиатрии)
Наименование темы | Вид самостоятельной внеаудиторной работы | Ориентировочные затраты времени на выполнение задания (час) | Форма контроля |
|
| 1 1 1 2 | Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы Терминологический диктант Защита презентации |
заболеваний органов дыхания, сердечно-сосудистой системы. |
| 1 1 2 1 | Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы Терминологический диктант Тестирование Устный опрос. |
|
| 1 1 2 1 | Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы Терминологический диктант Тестирование |
заболеваний мочевыделительной и эндокринной систем у детей. Комплексная оценка состояния здоровья детей | 1.Составление схемы «Алгоритм обследования детей с заболеваниями мочевыделительной системы» 2.Заполнение таблицы «Патологические состояния и причины, обусловившие изменения цвета мочи». 3. Заполнение таблицы: «Клинический эффект гормонов, выделяемых эндокринными железами 4. Конспектирование источника: Приказ от 10 августа 2017 г. N 514н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» | 1 1 1 2 | Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы Тестирование Устный опрос. |
20 |
СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
1. Тема: Особенности обследования детей. Методика диагностики заболеваний кожи, подкожно-жировой клетчатки, костно-мышечной системы у детей.
Цель самоподготовки:
1. Изучить тему: Особенности обследования детей. Методика диагностики заболеваний кожи, подкожно-жировой клетчатки, костно-мышечной системы у детей.
2. Выполнить задания.
Задания для самостоятельной работы:
- Внимательно прочитайте раздел учебника, учебного пособия и лекцию по теме занятия.
- Составьте схему «Методика обследования ребёнка».
Субъективные методы Объективные методы
- Оформите таблицу «Физическое развитие ребёнка первого года жизни»
Возраст (мес.) | Прибавка массы тела | Увеличение длины тела | Увеличение окр. головы | Увеличение окр. грудной клетки |
- Составьте глоссарий по конспекту лекции и разделу учебника по теме занятия (не менее 10 - 20 терминов).
- Используя дополнительную учебную литературу, конспекты, интернет-сайты, подготовьте информационное сообщение и создайте презентацию по теме «Нервная система и Нервно-психическое развитие ребёнка» (10-12 слайдов).
- Отработайте устный комментарий.
2. Тема: Методика диагностики заболеваний органов дыхания, сердечно-сосудистой системы у детей
Цель самоподготовки:
- Изучить тему Методика диагностики заболеваний органов дыхания, сердечно-сосудистой системы у детей.
- Выполнить задания.
Задания для самостоятельной работы:
- Внимательно прочитайте раздел учебника, учебного пособия и лекцию по теме занятия.
- Составьте схему «Алгоритм обследования детей с заболеваниями органов дыхания» по образцу:
- Заполните таблицу:
Дифференциальная диагностика сердечных шумов
Причины | Функциональные шумы | Органические шумы |
Характер шума | ||
Изменения во времени | ||
Точки выслушивания | ||
Положение тела | ||
Проводимость | ||
Дополнительные исследования (ЭКГ, УЗИ и т.д) |
- Подготовьте рекомендации для детей и их родителей по подготовке к лабораторно-инструментальным методам исследования органов дыхания и сердечно-сосудистой системы.
- Составьте глоссарий по данной теме (не менее 10-20 терминов).
3. Тема: Методика диагностики заболеваний органов кроветворения и пищеварения у детей.
Цель самоподготовки:
- Изучить тему: Методика диагностики заболеваний органов кроветворения и пищеварения у детей.
- Выполнить задания.
Задания для самостоятельной работы:
- Внимательно прочитайте раздел учебника, учебного пособия и лекцию по теме занятия.
- Составьте схему «Алгоритм обследования детей с заболеваниями органов кроветворения»
- Заполните таблицу:
Основные симптомы заболеваний органов пищеварения
Симптомы | Характеристика |
- Подготовьте рекомендации для детей и их родителей по подготовке к лабораторно-инструментальным методам исследования органов кроветворения и пищеварения.
- Составьте глоссарий по данной теме (не менее 10-20 терминов).
4. Тема: Методика диагностики заболеваний мочевыделительной и эндокринной систем у детей. Комплексная оценка состояния здоровья детей.
Цель самоподготовки:
1. Изучить тему: Методика диагностики заболеваний мочевыделительной и эндокринной систем у детей. Комплексная оценка состояния здоровья детей.
2. Выполнить задания.
Задания для самостоятельной работы:
- Внимательно прочитайте раздел учебника, учебного пособия и лекцию по теме занятия.
- Составьте схему «Алгоритм обследования детей с заболеваниями органов мочевыделения» по образцу (см. в предыдущем занятии).
- Заполните таблицу. Отметьте, при каких патологических состояниях меняется цвет мочи, и каковы причины, обусловившие изменения цвета мочи.
Цвет мочи | Патологическое состояние | Причина изменения цвета мочи |
Бледный, водянистый | ||
Тёмно-бурый | ||
Красный | ||
Вид «мясных помоев» | ||
Цвет «пива» | ||
Зеленовато-жёлтый | ||
Молочный |
- Заполните таблицу.
Клинический эффект гормонов, выделяемых эндокринными железами
Железа | Гормон | Клинический эффект |
Гипофиз | ||
Щитовидная железа | ||
Паращитовидная железа | ||
Эндокринная часть поджелудочной железы | ||
Надпочечники |
5. Изучите Приложение 2 и 3 Приказа от 10 августа 2017 г. N 514н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» и составьте опорный конспект.
Вопросы для составления конспекта:
1.Критерии комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних.
2. Группы здоровья несовершеннолетних:
- I группа -
- II группа -
- III группа -
- IV группа -
- V группа -
3. Медицинские группы для занятий физической культурой: основная, подготовительная и специальная:
- основная -
- подготовительная -
- специальная «А» -
- специальная «Б» -
Список рекомендуемой литературы
Основные источники:
- Кильдиярова Р.Р. Макарова В.И., Пропедевтика детских болезней. М: ГЭОТАР Медиа, 2017
- Соколова Н.Г., Тульчинская В.Г. Педиатрия с детскими инфекциями«Феникс», Ростов-на-Дону, 2015.
- Запруднов А.М., Григорьев К.И. Педиатрия с детскими инфекциями: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017 (ЭБС)
- Ежова Н.В. Педиатрия: Учебник / Н.В.Ежова, Е.М.Русакова. – М.: Оникс, 2016. – 592 с.
Дополнительные источники:
- Геппе Н.А. Пропедевтика детских болезней: учебник для студентов мед.вузов + CD/ Н.А. Геппе .- М.: ГЭОТАР МЕДИА, 2014.-464 с.
- Шабалов, Н.П. Педиатрия: учебник для студентов мед.вузов / Н.П.Шабалов.-М.: СпецЛит,2016.- 935 с.
Нормативно-правовая документация:
Нормативно-правовые акты, регламентирующие диагностическую деятельность по РФ.
Периодика (журналы)
Справочник фельдшера и акушерки
Медицинская сестра
Сестринское дело
Ссылки на электронные источники информации:
Информационно – правовое обеспечение:
- Правовая база данных «Консультант»
- Правовая база данных «Гарант»
Профильные web – сайты Интернета:
- Электронная медицинская библиотека. На сайте размещены учебные медицинские фильмы, медицинские книги и методические пособия - http://medkniga.at.ua
- Электронная Медицинская энциклопедия (МЭ) - http://www.znaiu.ru
- Портал о здоровье - http://www.likar.info
- Информационно – методический центр «Экспертиза» - http//www.crc.ru
- Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения - http//www.mednet.ru
6. Министерство здравоохранения и социального развития РФ (http://www.minzdravsoc.ru)
КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ВНЕАУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ
1. Формы контроля самостоятельной работы:
- Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем.
- Самопроверка, взаимопроверка выполненного задания в группе.
- Обсуждение результатов выполненной работы на занятии.
- Тестирование.
- Письменный опрос.
- Устный опрос.
- Индивидуальное собеседование.
- Собеседование с группой.
- Отчет о проделанной работе.
- Защита рефератов или курсовой работы.
- Зачет.
2. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
- уровень освоения студентами учебного материала;
- умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
- сформированность общеучебных умений;
- умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
- обоснованность и четкость изложения ответа;
- оформление материала в соответствии с требованиями;
- умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
- умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
- умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
- умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.
3. Результаты контроля самостоятельной внеаудиторной работы используются для оценки текущей успеваемости обучающихся, а также для выставления итоговой оценки (в случае зачета или экзамена). Возможно использование рейтинговых баллов по различным видам самостоятельной внеаудиторной работы.
Общие критерии оценки самостоятельной работы студентов:
Оценка «5» ставится, если:
- студент свободно применяет знания на практике;
- не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала;
- студент выделяет главные положения в изученном материале и не затрудняется в ответах на видоизмененные вопросы;
- студент усваивает весь объем программного материала;
- материал оформлен аккуратно в соответствии с требованиями.
Оценка «4» ставится, если:
- студент знает весь изученный материал;
- отвечает без особых затруднений на вопросы преподавателя;
- студент умеет применять полученные знания на практике;
- в условных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет определенные неточности с помощью дополнительных вопросов преподавателя;
- материал оформлен недостаточно аккуратно и в соответствии с требованиями.
Оценка «3» ставится, если:
- студент обнаруживает освоение основного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных вопросов преподавателя;
- студент предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднения при ответах на видоизмененные вопросы;
- материал оформлен неаккуратно или не в соответствии с требованиями.
Оценка «2» ставится, если:
- у студента имеются отдельные представления об изучаемом материале, но все же большая часть не усвоена;
- материал оформлен не в соответствии с требованиями.
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений | |
балл (отметка) | вербальный аналог | |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | неудовлетворительно |
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СВРС И ОЦЕНКЕ:
- Оформление титульного листа
- Рекомендации к оформлению работы:
- Грамотное оформление титульного листа (образец прилагается)
- Минимум грамматических ошибок
- Грамотно составленный список литературы
- Критерии оценки за внеаудиторную самостоятельную работу:
I этап
- Первая оценка за оформление работы
- Вторая оценка за содержание работы
- Третья оценка – накопительные баллы:
- Работа сдана в срок – 2 балла
- Работа сдана с задержкой – 1 балл
- Работа сдана позже 5 дней – 0 баллов и снижение общей оценки
II этап – защита выполненной работы
- Беседа с преподавателем, решение заданий по теме
III этап
- Общая оценка по результатам двух этапов выставляется в журнал.
Приложение 1
Образец титульного листа СВРС
Министерство здравоохранения Амурской области
Государственное автономное учреждение Амурской области
Профессиональная образовательная организация
«Амурский медицинский колледж»
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ПМ 01 «Диагностическая деятельность»
МДК 01.01 «Пропедевтика клинических дисциплин»
Тема: 1.4 «Пропедевтика в педиатрии»
Специальность: 31.02.01 Лечебное дело
Ф.И.О. (студента)____________________________________________________
Курс Семестр Группа
Преподаватель: Симонова Г.А.
Оценка:
- Оформление -
- Содержание -
- Накопительные баллы -
- Защита выполненной работы –
__________________________________
ОБЩАЯ ОЦЕНКА:
Благовещенск 2018/19 уч. год
Приложение 2
Вопросы к дифференцированному зачёту МДК 01.01 Пропедевтика клинических дисциплин. Пропедевтика в педиатрии
- Составные части анамнеза.
- Оценка состояния ребёнка.
- Оценка положения и сознания ребёнка.
- Стигмы
- Основные показатели физического развития новорожденного ребёнка.
- Изменение антропометрических показателей у детей до 1 года.
- Определение гармоничности развития детей.
- Анатомические и функциональные особенности нервной системы у детей.
- Семиотика поражений нервной системы.
- Особенности обследования нервной системы у детей.
- Основные рефлексы новорожденного ребёнка.
- Основные анатомические особенности кожи.
- Функции кожи.
- Особенности исследования кожи у детей.
- Семиотика поражений кожи.
- Особенности проведения осмотра у детей.
- Семиотика сыпи у детей.
- Особенности строения подкожно-жировой клетчатки у детей.
- Методика исследования подкожно-жирового слоя.
- Анатомо-физиологические особенности лимфатических узлов.
- Группы лимфатических узлов.
- Методика осмотра и пальпации лимфатических узлов.
- Семиотика поражения лимфатических узлов.
- Основные анатомо-физиологические особенности костной ткани.
- Размеры родничков черепа при рождении и сроки их закрытия.
- Прядок прорезывания молочных зубов.
- Сроки формирования физиологических изгибов позвоночника.
- Возможные патологические искривления позвоночника.
- Как выявить у ребёнка нарушение осанки и плоскостопие.
- Основные анатомо-физиологические особенности мышечной системы у детей.
- Оценка силы мышц и мышечного тонуса у детей.
- Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей.
- Функциональные особенности органов дыхания у детей.
- Основные жалобы пациентов с заболеваниями органов дыхания.
- Методика осмотра детей с заболеваниями органов дыхания.
- Пальпация грудной клетки, определение голосового дрожания.
- Параметры, выявляемые при перкуссии лёгочных полей.
- Дыхательные шумы, выявляемые при аускультации, их характеристики.
- Признаки и степени дыхательной недостаточности.
- Дополнительные методы исследования органов дыхания.
- АФО сердечно-сосудистой системы у детей.
- Функциональные особенности сердечно-сосудистой системы у детей.
- Особенности анамнеза у больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
- На что нужно обратить внимание при осмотре больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы?
- Локализация верхушечного толчка в зависимости от возраста.
- Точки и порядок аускультации сердца.
- Границы сердца в зависимости от возраста.
- Дифференциальная диагностика сердечных шумов.
- Методы расчёта АД у детей.
- Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей.
- Основные жалобы пациентов с заболеваниями органов пищеварения.
- Особенности сбора анамнеза с заболеваниями органов пищеварения.
- Особенности осмотра полости рта ребёнка.
- Поверхностная и глубокая пальпация живота. Методика проведения.
- Особенности пальпации печени.
- Размеры печени по Курлову. Норма и патология.
- Желчепузырные симптомы.
- Дополнительные методы исследования органов пищеварения.
- Анатомо-физиологические особенности мочевыделительной системы у детей.
- Особенности строения почек и мочеточников у детей.
- Метод расчёта суточного объёма мочи.
- Особенности обследования ребёнка с заболеваниями мочевыводящей системы.
- Нормы общего анализа мочи.
- Количественные методы исследования мочи.
- Основные органы кроветворения во внутриутробном периоде.
- Анатомо-физиологические особенности кроветворения.
- Изменение состава красной крови во внутриутробном периоде.
- Физиологические перекресты и сроки их возникновения.
- Особенности обследования пациентов с заболеваниями крови.
- Лабораторные методы исследования.
Приложение 3
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ
АЛГОРИТМА ОБСЛЕДОВАНИЯ
Алгоритмическое мышление определяют как интеллектуальную способность, проявляющуюся в определении наилучшей последовательности действий, при решении учебных и практических задач.
Алгоритм представляет собой системную последовательность действий, выполнение которых приводит к эффективному достижению ожидаемого результата. Основные требования к алгоритму: он должен быть понятен и доступен, корректен с точки зрения цели и содержания, однозначен по трактовке и результативен в процессе осуществления заданного числа шагов.
Алгоритм обследования должен включать основные жалобы пациентов при данной группе заболеваний, особенности анамнеза, данные объективного обследования (осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации) и необходимые дополнительные лабораторно-инструментальные обследования пациента.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ
ИНТЕРАКТИВНЫХ ТАБЛИЦ
Интерактивные таблицы – таблицы с заданными параметрами и заполненные частично по предлагаемым разделам, темам, вопросам, т.е. вам предлагается продолжить заполнение таблицы по заданным параметрам.
В основном подобные таблицы касаются вопросов симптоматики и диагностики. Например, различия побочных дыхательных шумов, функциональных и органических шумов в сердце и др. При этом вам предлагается сама таблица и заполненная первая графа.
Задания могут включать также вопросы анамнеза, данные объективного обследования пациентов (осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации). Например, различия данных аускультации при основных дыхательных синдромах. Некоторые таблицы могут включать задания по методам лабораторно-инструментальной диагностики при определённой группе заболеваний и т.д.
Один из вариантов задания – вы сами определяете вопрос по какой-либо теме, составляете таблицу, но заполняете ее не полностью. Таким образом, возможно проведение взаимоконтроля (взаимопроверки) знаний. В этом случае можно оценить и выбор вопроса, и правильность составления таблицы, и правильность ее заполнения или заполнения таблицы сокурсника.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ОПОРНОГО КОНСПЕКТА
1) Ознакомьтесь с материалом изучаемой темы по тексту рекомендуемых источников.
2) Выделите главное в изучаемом материале, составьте обычные краткие записи.
3) Подберите к данному тексту опорные сигналы в виде отдельных слов, определённых знаков, графиков, рисунков.
4) Продумайте схематический способ кодирования знаний, использование различного шрифта, рамок, различное расположение слов (по вертикали, по диагонали) и т.д.
5) Составьте опорный конспект.
По объему опорный конспект должен составлять примерно один полный лист.
Весь материал должен располагаться малыми логическими блоками, т.е. должен содержать несколько отдельных пунктов, обозначенных номерами или строчными пробелами.
При составлении опорного конспекта можно использовать определённые аббревиатуры и условные знаки, часто повторяющиеся в курсе учебной дисциплины или модуля. Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с остальными, должен выражать законченную мысль. Опорный конспект должен быть оригинален по форме, структуре, графическому исполнению, благодаря чему, он лучше сохраняется в памяти. Он должен быть наглядным и понятным не только Вам, но и преподавателю и другим студентам.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ПАМЯТКИ
- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
- Сформулируйте для себя цели, чего Вы хотите добиться, используя настоящую памятку.
- Просмотрите всю рекомендованную литературу, найдите иллюстративный материал.
- Составьте план будущей памятки и отметьте в нем места для включения иллюстраций.
- ПОДГОТОВКА ТЕКСТА ПАМЯТКИ.
- Выпишите из литературных источников весь материал согласно Вашему плану.
- Распределите иллюстративный материал.
- Прочтите весь материал, уберите из него фрагменты, которые могут оказать на пациента негативное действие.
- Перепишите текст, используя понятные пациентам обороты речи.
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
- Составьте для пациента список рекомендуемой литературы (в список нельзя вносить специальную литературу, которой пользуются специалисты-диетологи и врачи).
- Проведите эстетическое оформление памятки.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО ДИКТАНТА
Терминологический словарь - словарь, содержащий термины определенной области науки, техники, искусства. Глоссарий (лат. glossarium — «собрание глосс») — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами. При составлении терминологического словаря нужно придерживаться определенного образца оформления. Источниками информации при составлении терминологического словаря могут быть учебники, учебные пособия, словари, справочники, энциклопедии, в том числе электронные и интернет-источники. Цель терминологического словаря - формирование понятийного аппарата по изучаемой учебной дисциплине, ее части, разделу или области знания, толкование наиболее употребительных в учебной дисциплине терминов.
Готовя терминологический диктант к занятию, старайтесь придерживаться следующего плана:
- Выберите основные термины, касающиеся данной темы.
- Выберите термины, отражающие внутрипредметные (из других тем дисциплины) и межпредметные (из других дисциплин) связи.
- Внимательно выпишите лексическое значение каждого термина.
- Постарайтесь представить, как справится основная часть группы с диктантом такой сложности.
- Расположите термины в том порядке, который считаете наиболее уместным (по алфавиту, по сложности – от менее сложного к более сложному термину).
- Составьте заголовок.
- Проверьте текст и исправьте ошибки.
- Аккуратно перепишите диктант (можно набрать текст диктанта на компьютере).
Текст диктанта должен быть написан разборчиво, чтобы избежать заминок при его проведении. Формулировка лексического значения должна быть точной, допускающей единственную трактовку.
Примеры:
Неправильно. Лексическое значение. Черный стул. Термин (ответ) -«МЕЛЕНА».
Такая формулировка подразумевает просто изменение цвета каловых масс, которое может быть не связано с примесью измененной крови
Правильно. Лексическое значение. Черный дегтеобразный стул, вызванный наличием измененной крови в каловых массах. Термин (ответ) – «МЕЛЕНА».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для студентов по организации внеаудиторной самостоятельной работы. Рабочая тетрадь. Анатомо – физиологические особенности женских половых органов. Женский таз как объект родов.
Рабочая тетрадь «Анатомо-физиологические особенности половых органов. Женский таз как объект родов» является составной частью учебно-методического комплекса профессионального модуля Медицинская ...
Методические рекомендации для студентов по организации внеаудиторной самостоятельной работы для специальности 18.01.28 «Оператор нефтепереработки» ОП.01 Электротехника и электроника
Методические рекомендации для студентов по организации внеаудиторной самостоятельной работы для специальности 18.01.28 «Оператор нефтепереработки» ОП.01 Электротехника и электроника...
Методические рекомендации для студентов по организации внеаудиторной самостоятельной работы для специальности 280711 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» ОП.02 Электротехника и электроника
Методические рекомендации для студентов по организации внеаудиторной самостоятельной работы для специальности 280711 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов» ОП.02 Электротехника и...
Методические рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по теме: "Личная гигиена пациента. Пролежни."
Данные методические рекомендации предназначены для выполнения студентами самостоятельной работы по теме: «Личная гигиена пациента. Пролежни».Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию...
Методические рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по теме: "Медикаментозное лечение в сестринской практике"
Данные методические рекомендации предназначены для выполнения студентами самостоятельной работы по теме «Медикаментозное лечение в сестринской практике». Внеауди...
Методические рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторных работ по ОП.08 Основы бухгалтерского учета
Методические рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторных работ по ОП.08 Основы бухгалтерского учета специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...
Методические рекомендации для студентов по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Иностранный язык» по специальности 36.02.01. Ветеринария
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык» разработана на основе Фед...