Конспект лекции Основные представления о проектной и исследовательской деятельности
план-конспект занятия
Основные представления о проектной и исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_predstavleniya_o_proektnoy_i_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx | 22.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект теоретического занятия № 2
по теме: Основные представления о проектной и исследовательской деятельности
План:
1. Задачи, и функции научного исследования.
2. Классификация научного исследования.
3. Этапы научно-исследовательской работы.
4. Различия проектной и исследовательской деятельности.
1. Задачи, и функции научного исследования. Формой существования и развития науки является научное исследование.
Научное исследование — это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов.
Функции и принципы научного исследования.
Рассуждая о функциях научного исследования, французский философ О. Конт обозначил их с помощью изречения «Знать, чтобы предвидеть». От такой точки зрения необходимо отталкиваться, чтобы перейти к развернутому представлению о функциях научного исследования.
• Уходящие в глубь веков научные функции наблюдения и описания. Эти достаточно пассивные относительно самого исследователя функции, позволяющие, однако, успешно накапливать факты, так или иначе характеризующие изучаемые явления, процессы.
• Функция получения информации в опыте и фиксация результатов опыта с помощью выбранного в данной научной отрасли языка (системы символов).[1]
Начинающим исследователям полезно знать, что содержание науки не всегда сводится только к нерешенным задачам. Ткань науки составляют, прежде всего, уже решенные проблемы, однако включение уже полученных решений в новые алгоритмы получения нового знания - тоже научная деятельность.
2. Классификация научного исследования. Научные исследования классифицируются по различным признакам: методам решения поставленных задач, сфере применения результатов исследования, видам исследуемого объекта и другим факторам. Исследования могут быть теоретические, теоретико-экспериментальные и экспериментальные. Отнесение исследования к одному из видов зависит от применяемых методов и средств научного исследования.
Теоретические исследования базируются на применении математических и логических методов познания объекта. Результатом теоретического исследования является установление новых зависимостей, свойств и закономерностей происходящих явлений. Результаты теоретических исследований должны быть подтверждены практикой.
Теоретико-экспериментальные исследования предусматривают последнюю экспериментальную проверку результатов теоретических исследований на натурных образцах или моделях.
Экспериментальные исследования осуществляются на натурных образцах или моделях в лабораторных условиях, при которых устанавливаются новые свойства, зависимости и закономерности, а также служат для подтверждения выдвинутых теоретических предположений.
Научные исследования по сфере использования результатов подразделяются на фундаментальные и прикладные.
Фундаментальные ставят целью решение принципиально новых теоретических проблем, открытие новых законов, создание новых теорий. На их основе решаются многие прикладные задачи применительно к потребностям конкретных отраслей науки, техники и производства.
Прикладные исследования представляют собой поиск и решение практических задач развития отдельных отраслей производства на основе результатов фундаментальных исследований.
3. Этапы научно-исследовательской работы.
Каждое научное исследование предполагает общую последовательность выполнения условно самостоятельных его составных частей, которые в дальнейшем будем называть этапами научного исследования. В самом общем случае можем считать, что научное исследование включает четыре основных этапа.
1. Подготовка к исследованию. Сначала определяется цель исследования, обосновывается предмет и объект исследования, осваиваются накопленные знания по предмету исследования, проводится патентный поиск и обосновывается необходимость выполнения данного исследования, формируется рабочая гипотеза и задачи исследования, разрабатывается программа и общая методика исследования.
2. Экспериментальное исследование и обработка опытных данных. Этот этап исследования предполагает планирование опытов, подготовку к опытам их проведения, проверку и исключения резко отклоняющихся значений, статистическую обработку опытных данных.
3. Анализ и синтез результатов экспериментального исследования. Этот этап предусматривает переход от наблюдения к аналитическому описанию состояния системы и раскрытию характера воздействия отдельных факторов на процесс при помощи моделирования систем и математических методов анализа.
4. Проверка результатов обобщения на практике и оценка экономической эффективности результатов исследования.
4. Различия проектной и исследовательской деятельности.
Проектная и исследовательская деятельность имеет как общие, так и специфические черты.
К общим относятся: целеполагание, формулировка задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; проведение работ; представление результатов (защита работы). Конечно, обучающийся должен проявить компетентность в выбранной сфере исследования. Цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами.
Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие студентов, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы.
Таблица 1 - специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности
Проектная деятельность | Учебно-исследовательская деятельность |
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата — продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования | В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат |
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесён со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле | Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений |
Вопросы для самоконтроля.
1. Перечислите задачи и функции научного исследования.
2. Составьте таблицу классификации научного исследования.
3. Перечислите этапы научно-исследовательской работы.
4. Определите различия проектной и исследовательской деятельности.
Список литературы
Основная литература.
- Основы учебно-исследовательской деятельности Е.Н. Куклина, М.А. Мазниченко, И.А. Мушкина, Москва « Юрайт» 2019.
Дополнительная
- Методы и средства научных исследований: учебник А.А. Пижурин, А.А. Пижурин (мл.), В.Е. Пятков М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015
- Бережнова Е.В., Краевский В.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. - М.,2015
- Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу. - М. 2012
- Гасилин В.Н., Демидова М.В. Основы научных исследований. Учебно-методическое пособие. Саратов: Изд-во ПАГС, 2016
Интернет-ресурсы:
- http://festival.1september.ru/articles/549412/
- www.twirpx.com/files/common/research
- www.twirpx.com/file/592354
- www.bsu.ru/content/hec/golavskaya/module1/1_2.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЕБ-КВЕСТ – КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Образовательный веб-квест...
Проектная учебно – исследовательская деятельность как способ формирования специальных компетенций у студентов
В системе профессиональных компетенций учителя должна иметь место и исследовательская компетентность. В связи с этим особую значимость приобретает учебно – исследовательская, проектная и творче...
Аттестационная работа "Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС"
Аттестационная работа "Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС"...
«Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС ООО»
В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование универсальных действий, обеспечивающих ...
Информационно-коммуникационные технологии в проектной и исследовательской деятельности студентов среднего профессионального образования.
Аннотация: В статье обосновывается использование ИКТ на всех этапах проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Данное направление дополняется также рассмотрением учебных проектов, как ком...
Проектная и исследовательская деятельность: как работать с информацией?
При работе над проектом или выполнением исследования школьникам приходится работать с большим количеством информации. Как помочь школьнику подобрать литературу, чему учить при работе с источниками? Об...