Проектная учебно – исследовательская деятельность как способ формирования специальных компетенций у студентов
план-конспект занятия на тему
В системе профессиональных компетенций учителя должна иметь место и исследовательская компетентность. В связи с этим особую значимость приобретает учебно – исследовательская, проектная и творческая деятельность студентов, которая является составной частью учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная учебно – исследовательская деятельность как способ формирования специальных компетенций у студентов
Винокурова С.В.
В системе профессиональных компетенций учителя должна иметь место и исследовательская компетентность. В связи с этим особую значимость приобретает учебно – исследовательская, проектная и творческая деятельность студентов, которая является составной частью учебного процесса. Перед коллективом педколледжа стоит задача сформировать у студентов первоначальные, элементарные учебно-исследовательские умения, развить их, создать условия для их применения в различных предметных областях и практических формах. Считаю, что важным условием решения названной задачи является реализация в образовательном процессе системного подхода, что предполагает определенную этапность в работе.
Цель первого этапа : развитие общеучебных познавательных умений и формирование мотивационного компонента готовности студентов к освоению предметного содержания дисциплины. Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется главным образом на уроках. Студенты на занятиях учатся получать и перерабатывать информацию: знакомятся с видами чтения, способами фиксации прочитанного. Целенаправленная работа с литературными источниками способствует формированию информационно – логической, ораторской и коммуникативной культуры. Прежде всего - это работа с учебником, дополнительным материалом, справочниками, словарями, энциклопедиями.
На следующем этапе формирование исследовательских умений происходит при изучении общеобразовательных, психолого- педагогических и специальных дисциплин учебного плана. На этом этапе используются такие формы учебно – исследовательской деятельности как : составление библиографических списков, обзор литературных источников по темам дисциплины, участие в проектировании, изготовлении и реставрации стендов, таблиц и др. наглядных пособий. Студенты отделения «Информатика» реализуют свои возможности при подготовке видеороликов и презентаций
В рамках изучения курса «Основы учебно-исследовательской деятельности», (3этап) студенты знакомятся с содержанием отдельных исследовательских умений на теоретическом уровне. Это умение видеть проблему, определять цель, ставить исследовательские задачи, планировать предполагаемую работу и выбирать соответствующие методы, работать с литературными источниками, организовать эксперимент, доказывать и защищать свои идеи, обобщать и оценивать результаты исследования , чтобы затем использовать приобретенные навыки при курсовом и дипломном проектировании на завершающих этапах обучения. На следующем этапе студенты под руководством преподавателей выполняют курсовые работы. Выполняя их, они учатся самостоятельно интегрировать теоретическую и эмпирическую информацию, оценивать ее достоинства и недостатки, применять теорию для описания, анализа и предварительного проектирования практической деятельности. Компетентность всегда проявляется в деятельности. Исследовательская деятельность, организуемая на педагогической практике позволяет извлекать из собственной деятельности, из наблюдений и восприятий, раскрывать жизненное значение изучаемых объектов, а также создает необходимую среду, которая стимулирует самосовершенствование, саморазвитие и самореализацию личности . На базе школ, в которых проходят педпрактику, студенты выполняют творческие и исследовательские задания.
На заключительном этапе студенты выполняют выпускные квалификационные работы, на основе которых они аттестуются как подготовленные к работе специалисты. Создавая дипломную работу, выпускник демонстрирует весь набор учебно – исследовательских умений, полученный им за годы обучения в колледже, по работе с теоретическим и эмпирическим материалом, самостоятельному проектированию исследования, по подготовке и проведению констатирующего эксперимента, введение преобразующего эксперимента в реальный учебно-воспитательный процесс, интерпретация полученных данных письменному изложению результатов своего исследования. Этим подтверждается соответствие требованиям государственного стандарта профессионального образования.
Результаты деятельности представлены в виде творческих докладов, рефератов, исследовательских работ, курсовых и выпускных квалификационных работ, методических рекомендаций для студентов и преподавателей. Пропаганда результатов исследовательской деятельности осуществляется через выступления студентов на научно – практических конференциях, семинарах, через публикации материалов в сборниках исследовательских работ студентов, участие в проектах, конкурсах, выставках творческих работ.
Для более полной реализации творческой инициативы студентов в колледже создано научное общество студентов, в его составе члены студенческого совета и учебного сектора. НСО– это своеобразная деловая игра для студентов, которая помогает реализовать многие задачи развивающего образования : повышает престиж профессиональных знаний, грамотность в широком смысле, общую культуру студентов, совершенствует навыки исследовательской работы. Студенты выступают со своими исследованиями на уроках, часах общения, конференциях, конкурсах исследовательских работ. Лучшие исследования выдвигаются для представления на научно – практических конференциях, публикуются в сборниках студенческих работ.
Администрация колледжа придает большое значение стимулированию учебно – исследовательской деятельности. Студенты получают моральное и материальное поощрение за успехи в выполнении работ: грамоты, именные премии. Процедура награждения проходит публично и торжественно, чтобы мотивировать и других студентов к творческому и научному поиску на весеннем форуме «К вершинам знаний».
Таким образом, поступательное развертывание всех форм учебно – исследовательской работы в колледже – это мощная сила, которая способствует выработке у студентов навыков педагога – исследователя, нацеленного на научный подход к своей профессиональной деятельности и владеющего современной методологией построения экспериментальной работы с развитым диалектическим мышлением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: «Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»
Методическая разработка...
Методическая разработка по теме: «Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»
Методическая разработка...
Организация учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности как способ повышения качества подготовки специалистов среднего звена
Исследоватеьскй подод в обучении -это путь знакомства учащихся с методам научного познания.Сопоставление НИРС и УИРС....

Самостоятельная работа студентов, как способ формирования профессиональных компетенций (на занятиях по акушерству и гинекологии)
Основной задачей организации самостоятельной работы студентов является переход от формального выполнения задач, манипуляции, пособий, ответов по теме по теме занятий к познавательной активности с форм...

Аттестационная работа "Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС"
Аттестационная работа "Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС"...
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся на уроках математики
Прменение метода проектов на уроках математики...