Методическая разработка практического занятия " Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания".
методическая разработка
Методическая разработка содержит рекомендации по проведению практического занятия по теме "Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания" по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
В методической разработке представлены цель и задачи занятия, методические рекомендации и необходимые материалы для организации деятельности преподавателя и обучающихся на каждом этапе занятия.
Методическая разработка может быть полезна преподавателям ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях Раздел: Особенности оказания сестринской помощи детям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение московской области
«Московский областной медицинский колледж № 5»
Подольский филиал
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
по теме: "Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания"
Специальность 34.02.01 Сестринское дело 2 курс
ПМ.02 Участие в лечебно – диагностическом процессе
МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
По разделу: «Особенности оказания сестринской помощи детям»
2021
Методическая разработка содержит рекомендации по проведению практического занятия по теме "Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания" по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
В методической разработке представлены цель и задачи занятия, методические рекомендации и необходимые материалы для организации деятельности преподавателя и обучающихся на каждом этапе занятия.
Методическая разработка может быть полезна преподавателям ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях Раздел: Особенности оказания сестринской помощи детям.
Составитель: | Борисова Любовь Васильевна, преподаватель ПМ.02 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения темы "Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания", представленными в рабочей программе ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях Раздел: Особенности оказания сестринской помощи детям и предназначена для использования на практическом занятии в рамках специальности 34.02.01 Сестринское дело базового уровня подготовки.
В соответствии с ФГОС СПО и рабочей программой по междисциплинарному курсу, после изучения данной темы студент должен знать:
1. Понятие заболеваний органов дыхания
2. Причины и факторы риска развития.
3. Клинические проявления и осложнения.
4.План обследования и принципы лечения.
5. Меры профилактики.
6. Этапы сестринского процесса.
Занятие разработано с учетом принципов проблемного обучения, информационно-коммуникационной технологии и направлено на формирование у студентов общих и профессиональных компетенций.
На первом этапе занятия происходит включение обучающихся в урок, осуществляется мотивация на учебную деятельность. Для актуализации знаний студентам предлагается заполнить матрицу пропусков, содержащей проблемную ситуацию. Этап разбора нового материала проводится в форме беседы с использованием ИКТ. Это обеспечивает вовлечение всех студентов в учебный процесс и способствует развитию клинического мышления обучающихся. С целью закрепления умений проведения: ножной и ручной ванн; закапывания капель в глаза, нос, уши; забора мазка на флору из носа и зева организована самостоятельная работа. Решение ситуационных задач и иллюстративного материала вносит разнообразие в учебный процесс, поддерживает познавательный интерес обучающихся к теме занятия. В конце урока для оценки знаний по изученной теме предусмотрено решение тестовых заданий различного уровня сложности. На этапе рефлексии проводится подведение итогов занятия, студентам предоставляется возможность высказать свои впечатления об уроке. Данная форма работы создает положительную установку на выполнение домашнего задания и внеаудиторной самостоятельной работы.
Предлагаемая методическая разработка занятия в полном объеме обеспечена дидактическими средствами обучения, представленными в приложении.
Технологическая карта
ПМ. 02 Участие в лечебно – диагностическом процессе
РАЗДЕЛ: МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Особенности оказания сестринской помощи детям.
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Тема занятия Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания.
Тип и форма занятия: практическое
Продолжительность 180 минут
Цель занятия: формирование у студентов знаний о заболеваниях органов дыхания и умений ухода за детьми при них.
Задачи занятия:
Образовательные познакомить студентов с клиническими проявлениями, проблемами пациентов при заболеваниях органов дыхания, этапами сестринского процесса, научить проведению ножной и ручной ванн детям; закапывания капель в глаза, нос, уши; забора мазка на флору из носа и зева, консультировать родителей по вопросам питания и профилактики;
Развивающие способствовать развитию умения сравнивать, обобщать анализировать, развивать клиническое мышление;
Воспитательные способствовать формированию внимательного, доброжелательного отношения к пациентам; воспитывать чувство ответственности и профессионального долга;
Студент должен знать:
- Понятие заболеваний органов дыхания
- Причины и факторы риска.
- Клинические проявления и осложнения
- План обследования и принципы лечения
- Меры профилактики
- Этапы сестринского процесса
Студент должен уметь:
- Проводить первичную сестринскую оценку пациентов при заболеваниях органов дыхания
- Выявлять проблемы и нарушенные потребности
- Планировать сестринскую помощь, осуществлять запланированный уход.
- Проводить текущую и итоговую оценку ухода;
- Демонстрировать проведение ножной и ручной ванн; закапывания капель в глаза, нос, уши; забор мазка на флору из носа и зева;
- обучать (консультировать) семью по вопросам профилактики заболеваний органов дыхания
Студент должен иметь практический опыт:
- осуществления инфекционной безопасности ребенка, его семьи, персонала при данных заболеваниях;
- осуществления ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях;
Формируемые компетенции
- ПК1.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
- ПК1.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
- ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения, определенных руководителем.
- ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
- ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.
Методы обучения: частично - поисковый, элементы информационно – коммуникационной технологии, решение ситуационной задачи, матрицы, тестов;
Междисциплинарные связи:
Обеспечивающие Дисциплины: Основы микробиологии и вирусологии; Анатомия и физиология человека; ПМ 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра; МДК.01.02. Основы профилактики; МДК 01.03. Сестринское дело в системе первичной медико - санитарной помощи населению. | Обеспечиваемые МДК 02.01. Сестринская помощь пациентам терапевтического профиля; МДК 02.01 Особенности оказания помощи детям; МДК 2. Основы реабилитации;
|
Методическое оснащение:
- рабочая программа и КТП ПМ.02 Участие в лечебно – диагностическом процессе РАЗДЕЛ: МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях Особенности оказания помощи детям,
- методическая разработка занятия по теме "Сестринская помощь при кори и краснухе"
- учебник Католикова О.С. Сестринский уход в педиатрии. – РнД: Феникс, 2015;
- мультимедийная презентация "Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания ".
Материально-техническое обеспечение: ноутбук, проектор, экран.
План проведения занятия
1. Организационный момент: Проверка внешнего вида студентов, готовность к занятию (учебников, ручек тетрадей); регистрация отсутствующих – 2 минуты.
2. Мотивация Обращение к студентам: Медицинская сестра в своей практической деятельности довольно часто осуществляет уход за детьми с заболеваниями органов дыхания.
Знание особенностей методов обследования и оценки состояния ребенка, способов ухода способствуют качественной организации сестринского процесса, определяют возможности медицинской сестры выявить нарушенные потребности и проблемы пациента и оказать своевременную и компетентную помощь. Это в свою очередь влияет на течение заболеваний органов дыхания, сроки выздоровления, возникновение осложнений и качество жизни ребенка в будущем.
Преподаватель сообщает тему, цель занятия, ОК и ПК. Знакомит с ходом занятия, сроками выполнения заданий, системой выставления оценок (Студенты слушают, записывают в тетради тему и цель занятия) – 3 минуты.
3. Актуализация познавательной деятельности: Преподаватель предлагает студентам разделиться на две группы и выполнять все предложенные задания соревнуясь в скорости и точности между группами. Далее преподаватель предлагает 2-м группам заполнить матрицу с пропусками. Приложение 1,2 (слайд 5). Студенты заполняют матрицу и проверяют правильность выполнения задания (слайд 7), преподаватель корректирует, дополняет ответы и определяет группу первую выполнившую задание – 15 минут.
4. Разбор нового материала тема: Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания. Приложение 3
В процессе разбора нового материала с помощью ТСО, преподаватель обращается к студентам с вопросами, побуждает их к диалогу. (Студенты слушают, отвечают на вопросы, конспектируют в тетради) – 30 минут.
5. Обучение манипуляционной технике:
- Демонстрация манипуляций преподавателем с объяснением каждого этапа - 20 мин
Содержание: Проведение ножной и ручной ванн. Закапывание капель в глаза, нос, уши. Забор мазка на флору из носа и зева Приложение 4
- Самостоятельная работа - 50 мин
Отработка манипуляций малыми группами. С последующим оцениванием и коррекцией умений.
- Решение ситуационной задачи по сестринскому уходу за детьми с различными видами аномалии конституции.– 30 мин. Приложение 5,6
6.Заключительный контроль методом тестирования. Преподаватель выводит на экран задания в тестовой форме. Знакомит с инструкцией их выполнения. (Студенты подписывают бланки. Письменно фиксируют ответы в бланке. После решения проводят взаимоконтроль. Сдают преподавателю) - 20 минут. Приложение 7,8
7. Подведение итогов занятия. Рефлексия. Оценивается работа группы в целом и каждого студента с обоснованием оценок с последующим выставлением в сводную таблицу. Отмечаются активные студенты, (студенты анализируют свою работу) – 8 минут. Приложение 9,10
8. Домашнее задание: преподаватель сообщает домашнее задание по учебнику Католикова О.С. Сестринский уход в педиатрии. – РнД: Феникс, 2015.– 2 минуты
Задание для самостоятельной внеаудиторной работы: Студенты изучают текст лекции, учебник Стр. 157 - 164. Заболевания органов кровообращения у детей составляют - памятки для родителей по уходу.
.
Приложение 1
Заполните матрицу (пустую таблицу)
Заболевания органов дыхания | Факторы риска | Клинические проявления | Осложнения |
Относительно узкие дыхательные пути | Стеноз гортани | ||
Ринофарингит | Затруднение носового дыхания, боль при глотании | ||
Пассивное курение | Пневмония | ||
Бронхиолит | Малопродуктивный кашель, одышка | ||
Снижение иммунитета | Плеврит | ||
Ларинготрахеит | Лающий кашель | ||
переохлаждение | Отит, синусит | ||
Острый бронхит | Частый сухой кашель | ||
Возраст от 6 мес до 2 -х лет | Острая дыхательная недостаточность | ||
Острая пневмония | Интоксикация, одышка |
Приложение 2
Эталоны ответа к матрице (пустая таблица)
Ларинготрахеит | Относительно узкие дыхательные пути | Осиплость голоса, лающий кашель | Стеноз гортани |
Ринофарингит | переохлаждение | Затруднение носового дыхания, боль при глотании | Отит, синусит |
Острый бронхит | Пассивное курение | Частый сухой кашель | Пневмония |
Бронхиолит | Возраст от 6 мес до 2 -х лет | Малопродуктивный кашель, одышка | Острая дыхательная недостаточность |
Острая пневмония | Снижение иммунитета | Интоксикация, лихорадка, одышка | Плеврит |
Ларинготрахеит | Относительно узкие дыхательные пути | Лающий кашель | Стеноз гортани |
Ринофарингит | переохлаждение | Слизистое отделяемое из носа, боль при глотании | Отит, синусит |
Острый бронхит | Пассивное курени переохлаждение е | Частый сухой кашель | Пневмония |
Бронхиолит | Возраст от 6 мес до 2 -х лет, переохлаждение | Малопродуктивный кашель, одышка | Острая дыхательная недостаточность |
Острая пневмония | Контакт с больным | Интоксикация, одышка | Плеврит |
Приложение 3
Острый ринофарингит. - воспаление слизистой носоглотки. В клинической картине на первый план выступают симптомы нарушения дыхания, что затрудняет кормление грудью. Недоедание приводит к нарушению сна, беспокойству, потере массы тела. Стекание слизи по задней стенке глотки вызывает кашель, усиливающийся при дыхании через рот. Наиболее часто кашель проявляется ночью.
У детей старшего возраста вначале появляются ощущение сухости, жжение в носу и носоглотке, затруднение носового дыхания, слезотечение, головная боль. Снижается обоняние. Голос принимает гнусавый оттенок. Через несколько часов появляется серозно-водянистое, затем более густое слизистое отделяемое. Выделения вызывают раздражение кожи преддверия носа. «Першение в горле» (чувство зуда, инородного тела), сухой, навязчивый кашель («дерет горло»).
Симптомы интоксикации, как правило, выражены умеренно. При объективном обследовании выявляется гиперемия и «зернистость» (гипертрофия глоточной лимфоидной ткани) задней стенки глотки. Воспалительный процесс в носоглотке часто приводит к развитию острого среднего отита у маленьких детей. Инфекция попадает в среднее ухо через короткую и широкую евстахиевую трубу. При этом определяется положительный козелковый симптом.
ОРВИ и, особенно, грипп предрасполагают (тем чаще, чем младше ребенок) к инфицированию легких, в первую очередь, пневмококком с развитием пневмонии. Кроме того, респираторная инфекция является триггером обострения хронических заболеваний – чаще всего бронхиальной астмы и инфекции мочевых путей.
Лечение В первые 1—2 дня от начала заболевания целесообразно назначать противовирусные препараты (лейкоцитарный интерферон, оксалиновая мазь, противогриппозный гамма-глобулин, ДНК-аза).
Антибиотики на вирусы не действуют, поэтому вопрос о их назначении должен решаться индивидуально.
При проведении дезинтоксикационной терапии наиболее часто достаточно бывает назначить ребенку обильное питье.
4. Основным методом лечения ОРВИ является проведение симптоматической, местной терапии. Причем данное лечение во многом зависит от локализации патологического процесса и неразрывно связано с организацией ухода за больным.
Ринит. Лечение направлено на восстановление проходимости дыхательных путей и устранение воспалительного процесса. Сосудосуживающие препараты применяют в начале заболевания при обильном жидком отделяемом (салицил-адреналиновые капли, 0,05—0,1% раствор нафтизина, 0,05%-0,1%раствор галазолина). После введения сосудосуживающих капель закапывают лекарственные препараты с антисептическим действием (20% раствор сульфацил-натрия, 2% раствор колларгола, 0,1% раствор риванола). Сосудосуживающие средства используют не более 2-3 дней, так как при длительном их применении возможно усиление отека слизистой оболочки носа. В лечении широко используется рефлекторная терапия (горчичники к икроножным мышцам, сухая горчица в носки подошвам, горячие ножные ванны, парафиновые или озокеритовые «сапожки»).
Детям грудного возраста сосудосуживающие капли рекомендуется вводить за 15-20 минут до кормления, чтобы во время еды ребенок мог дышать носом, и отделяемое из носа не попало в слуховую трубу. Необходимо контролировать у ребенка своевременность смены носовых платов. При раздражении кожи вокруг носа выделениями ее необходимо смазывать стерильным маслом (растительным ли вазелиновым).
Фарингит. Хорошим эффектом при фарингите обладают такие препараты, как фарингосепт, ингалипт. При сухом кашле необходимо назначать средства, блокирующие кашлевой центр, т. е. подавляющие кашель: либексин, тусупрекс, глауцин (назначать с 2-х лет). Из физио-терапевтических процедур при фарингите назначают масляные ингаляции коротким курсом, так как при длительном применении они могут вызвать атрофию слизистой оболочки.
Ларинготрахеит острый стенозирующий — это острый воспалительный процесс слизистой оболочки трахеи и гортани, который сопровождается отеком и спазмом гортани
Для клинической картины характерно: развитие на 2-3 –ий день ОРВИ. Начинается внезапно, чаще ночью, грубый «лающий» кашель – чем тише кашель, тем сильнее отек гортани, шумное дыхание со свистом, одышка – затрудненное дыхание, чаще за счет вдоха, в дыхание включаются вспомогательные мышцы груди и спины, при вдохе западает яремная
ямка (на передней части шеи, где ключицы соединяются с грудиной, чуть ниже кадыка) и нижний край грудины, осиплость голоса (дисфония), вплоть до полного его исчезновения (афония).
Общее состояние – ребенок становится беспокойным, мечется из-за страха, кожа бледная, посинение носогубного треугольника и губ, а также кончиков пальцев, температура повышена до 38-39° С.
Острый бронхит - это воспаление бронхов и бронхиол, которое характеризуется острым течением и диффузным обратимым поражением преимущественно слизистой оболочки.
Этиология Ведущим фактором возникновения бронхита является вирусная инфекция (грипп, парагрипп, аденовирусы) и бактериальная инфекция. Как правило, бактериальная инфекция присоединяется к вирусной в результате снижения под влиянием вирусов местного и общего иммунитета. Предрасполагающие факторы: - переохлаждение организма; - риниты, синуситы, снижающие кондиционирующую способность носового дыхания; - курение; - употребление алкоголя; - ОРВИ; - снижение иммунитета вследствие тяжёлых заболеваний, операций, травм, гиповитаминозов, неполноценного питания и др.
Заболевание начинается остро, в некоторых случаях ей предшествует острое респираторное заболевание с соответствующими симптомами: насморк, охриплость голоса, першение в горле, подъём температуры до 37,5-38 недомогание. Основным симптомом бронхита является кашель, сначала сухой, грубый, болезненный, затем с выделением небольшого количества слизистой или слизисто-гнойной мокроты. Кашель может вызвать появление болей в мышцах грудной клетки и брюшного пресса. Через несколько дней кашель становится более продуктивным, количество мокроты увеличивается, она становится менее вязкой и легко отделяется при кашле. Бронхиолит (воспаление мелких и мельчайших бронхов). При бронхиолите вследствие развития обструкции бронхиол возникает одышка экспираторного характера. При аускультации лёгких выслушивается жёсткое дыхание, сухие и влажные хрипы. В ОАК может быть небольшой лейкоцитоз и ускоренная СОЭ. На рентгенограмме лёгких определяется незначительное усиление легочного рисунка в прикорневой зоне. Период общей интоксикации обычно не превышает 5-10 дней, однако кашель продолжается в среднем около 3 недель. В некоторых случаях острый бронхит может иметь затяжное течение или осложняется бронхопневмонией.
Основные физиологические проблемы пациентов с заболеваниями респираторной системы:
Кашель является рефлекторным актом, ответной реакцией на раздражение рецепторов слизистой бронхиального дерева, трахеи и гортани.
Сухой или непродуктивный кашель появляется в случае, если имеет место раздражение рецепторов плевры. Он не имеет положительного значения, а пациенту причиняет неудобства, поэтому сухой кашель требуется подавлять. Мероприятия, подавляющие кашель:
Приём препаратов, подавляющих кашлевой рефлекс: кодеин, тусупрекс, глауцин, глаувент и др.
При малопродуктивном кашле мокрота отделяется с трудом в связи с повышенной вязкостью и неспособностью к эвакуации. Для решения проблемы необходимо подавлять кашель и одновременно проводить мероприятия, снижающие вязкость мокроты. Когда кашель становится продуктивным, противокашлевые мероприятия прекращают.
Мероприятия, понижающие вязкость мокроты:
- обильное питьё, желательно щелочное;
- приём средств муколитического действия: натрия гидрокарбонат, йодистый калий, ацетилцистеин, амброксол и др.;
- паровые содовые ингаляции.
Влажный или продуктивный кашель возникает при скоплении в дыхательных путях жидкого содержимого (мокрота, кровь, гной). При воспалительном процессе продуктивный кашель играет положительную роль, очищая бронхиальное дерево, что способствует стиханию воспаления. Поэтому в данном случае кашель необходимо стимулировать.
Мероприятия, улучшающие эвакуацию мокроты из дыхательных путей:
приём отхаркивающих препаратов: отвар корня алтея, девясила, настой термопсиса, багульника, фиалки, грудные сборы;
вибрационный массаж;
при наличии бронхоспазма - бронхолитическая терапия (эуфиллин);
постуральный дренаж. Постуральный дренаж (дренаж положением) – это такое положение пациента, при котором патологический процесс в бронхо-легочной системе располагается выше бифуркации трахеи, поэтому патологическое содержимое под влиянием силы тяжести стекает по бронхам по направлению к верхним дыхательным путям и эвакуируется оттуда при кашле. лучший отток мокро
ты из бронхиального дерева: при воспалении средней доли легкого ребенка следует уложить на спину, под бок пораженной стороны подложить валик, ножной конец приподнять,
при правостороннем воспалении - на левый бок, а при левостороннем - на правый, при поражении нижних сегментов - голову и верхнюю часть туловища опустить вниз, а тазовую
область - приподнять; одновременно проводить вибрационный массаж с помощью ритмичных ударов кончиками пальцев одной руки по грудной клетке, во время проведения
дренажа попросить ребенка глубоко дышать и активно откашливать мокроту. Дренаж желательно делать утром, после дыхательных упражнений и вечером, перед сном в течение
15-20 минут;
лечебная физкультура назначается с первых дней болезни для воспитания правильного дыхания и улучшения функции дыхания (вдох через нос, выдох через рот, дыхательные
упражнения сочетают с общеразвивающими, с начала вводят упражнения для мышц верхней половины туловища, постепенно упражнениями охватывают все группы мышц);
массаж: грудной клетки
Одышка при заболеваниях органов дыхания имеет патогенез, отличный от патогенеза одышки при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. Кроме того, она требует различных способов лечения.
Виды одышки при заболеваниях органов дыхания:
одышка, связанная с обструкцией бронхов (обструктивный бронхит, бронхиальная астма);
одышка, связанная с выключением из акта дыхания участка лёгкого (пневмония, пневмосклероз);
одышка, связанная со скоплением жидкости в плевральной полости (экссудативный плеврит);
одышка, связанная со снижением эластичности альвеол и грудной клетки(эмфизема лёгких).
При всех видах одышки обязательными мероприятиями являются:
- положение пациента в постели с возвышенным изголовьем;
- обеспечение доступа свежего воздуха; в тяжёлых случаях - подача кислорода;
освобождение от стесняющей одежды;
- исключение факторов, способствующих подъёму диафрагмы (одновременный приём большого количества пищи, метеоризм, запоры).
Дополнительные мероприятия: при одышке, связанной с обструкцией бронхов: 2 – агонисты: сальбутамол, беротек);β
- бронхолитическая терапия (эуфиллин,
- мероприятия, уменьшающие воспалительный отёк слизистой бронхиального дерева (антибиотики, глюкокортикостероидные гормоны);
- мероприятия, понижающие вязкость мокроты (см. выше);
- мероприятия, улучшающие эвакуацию мокроты из дыхательных путей (см. выше).
- при одышке, связанной со снижением эластичности альвеол и грудной клетки:
- мероприятия, способствующие тренировке выдоха и диафрагмального дыхания:
лечебная физкультура, дыхательная гимнастика.
При одышке, связанной со скоплением жидкости в плевральной полости:
- плевральная пункция с выведением экссудата.
Боли в грудной клетке при заболеваниях органов дыхания связаны с вовлечением в патологический процесс листков плевры. При воспалении на их поверхности выпадают нити фибрина, что является причиной трения листков плевры. При этом раздражаются болевые рецепторы и появляются боли колющего характера, усиливающиеся при кашле и глубоком дыхании. Мероприятия, уменьшающие боли в грудной клетке:
мероприятия, уменьшающие экскурсию грудной клетки: уложить пациента на сторону поражения;
сухое тепло: парафиновые аппликации; применить согревающий компресс с элементами тугого бинтования;
мероприятия, подавляющие кашель (см. выше)
Принципы лечения и ухода 1. Постельный режим на период выраженной интоксикации, затем - полупостельный. Лечение, как правило, амбулаторное. 2. Обильное питьё (чай с малиной, мёдом, морсы, соки, щелочные минеральные воды в подогретом виде, тёплое молоко с содой и др.)
3. Ингаляции 2% раствора натрия гидрокарбоната.
4. Отвлекающая терапия. Горчичники на грудную клетку.
5. При малопродуктивном кашле – противокашлевые препараты (кодеин, либексин), муколитические препараты (бромгексин, амброксол)
6. Антибиотики - только при наличии признаков бактериальной инфекции (высокая температура, слизисто-гнойная мокрота, изменения в ОАК): полусинтетические пенициллины, макролиды. - жаропонижающие препараты°7. При подъёме температуры выше 38 (парацетамол, ацетилсалициловая кислота).
8. При выраженном бронхоспазме: эуфиллин, сальбутамол. При уходе используются алгоритмы ухода: - при лихорадке, - при малопродуктивном кашле, - при одышке, связанной с обструкцией бронхов.
Профилактика 1. Закаливание организма.
2. Полноценное питание с достаточным количеством белков и витаминов.
3. Лечение хронических заболеваний ЛОР-органов.
4. Отказ от курения, недопустимость пассивного курения.
5. Профилактика вирусных инфекций.
6. Профилактика пылевых и газовых загрязнений.
Острый бронхиолит развивается вследствие воспалительной обструкции мелких дыхательных путей.
Заболевают, в основном, дети первых 2 лет жизни, причем самый высокий уровень заболеваемости приходится на первое полугодие жизни. Регистрируется заболевание чаще в зимне-весенний период.
Острый бронхиолит — это вирусное заболевание, возбудителями его являются:
- респираторный синцитиальный вирус (более чем в 50% случаев);
- вирус парагриппа;
- аденовирусы (вызывают облитерирующий бронхиолит с синдромом односторонней повышенной воздушности легкого - эмфиземы);
- микоплазмы и др.
Источник вирусной инфекции:
Один из членов семьи с незначительными проявлениями респираторной инфекции.
Механизм развития бронхиолита.
Воспаление нижних отделов дыхательных путей протекает с выраженным отеком слизистой, скоплением слизи в бронхиолах, вследствие этого уменьшается их просвет и создается сопротивление току воздуха. Возникшая обструкция бронхиол быстро приводит к развитию дыхательной недостаточности.
В большинстве случаев в анамнезе заболевшего ребенка есть указание на контакт со старшими детьми или взрослыми, за неделю до этого, перенесшими респираторную инфекцию.
Основные клинические признаки
• симптомы интоксикации: повышение температуры тела до 38-39°С, вялость, слабость, ребенок становится раздражительным, плаксивым, аппетит понижен, кормление из груди или бутылочки затруднено, учащенное дыхание мешает ребенку сосать и глотать;
• катаральные явления со стороны носоглотки: серозное отделяемое из носа;
• со стороны органов дыхания: пароксизмальный свистящий кашель, учащенное дыхание 60-80 в 1 минуту, в легких выслушиваются рассеянные влажные хрипы, а при возникновении полной обструкции бронхиол, дыхание прослушивается с трудом;
• быстро нарастает дыхательная недостаточность: цианоз, раздувание крыльев носа, включение в акт дыхания дополнительной мускулатуры (втяжение межреберных промежутков и подреберных областей);
• печень и селезенка выступают из-под края реберной дуги (из-за смещения диафрагмы вниз переполненными воздухом легкими);
• изменения в периферической крови: умеренный лейкоцитоз, ускоренное СОЭ.
Основные принципы лечения
Первоочередная цель: коррекция дыхательной недостаточности.
1. Госпитализации подлежат новорожденные и дети с тяжелым течением болезни, с угрозой развития осложнений.
2. Парентеральное введение жидкости: показано введение 10% раствора глюкозы, витамина С, 4% раствора натрия бикарбоната - 4—5 мл/кг массы (при респираторном ацидозе равновесие электролитов и рН крови должно быть выровнено).
З. Оксигенотерапия с целью устранения гипоксии.
4. Этиотропная терапия - противовирусные препараты: рибавирин или виразол, афлубин, гриппферон.
5. Отхаркивающие средства: бронхикум сироп от кашля, флюмуцил, бронкатар, бромгексин, бронхосан.
6. Ингаляции с муколитиками, бронхолитиками и протеолитическими ферментами (трипсин, химотрипсин).
7. Витаминотерапия.
8. Отвлекающая терапия: горчичники, горчичные обертывания, согревающие компрессы, втирание в кожу грудной клетки мази пульмекс-беби.
9. Физиотерапия: УВЧ, электрофорез с иодидом калия на грудную клетку, озокеритовые «сапожки».
10. Постуральный дренаж, вибрационный массаж.
11. Антибиотики не имеют терапевтической ценности, поскольку бронхиолит относится к вирусным заболеваниям, за исключением случаев присоединения вторичной бактериальной пневмонии.
Профилактика острого бронхиолита
1. Предупреждение контакта с больными вирусной инфекцией.
2. Рациональное питание детей раннего возраста, борьба за грудное вскармливание.
З. Своевременная профилактика заболевания при контакте ребенка раннего возраста с больными вирусной инфекцией (противовирусными препаратами, иммуномодуляторами).
Пневмония – одно из распространённых заболеваний органов дыхания, встречающееся у 3-15 человек на 1000 населения. За последние годы увеличилось число тяжёлых форм и летальность от пневмоний. Занимает шестое место среди причин смертности. Смертность от внебольничных пневмоний составляет 5%, от нозокомиальных – 20%, у пожилых – 30%. Увеличилось число атипичных пневмоний.
Пневмония – острое инфекционное воспаление легочной ткани с преимущественным поражением альвеол. Процесс может поражать целую долю легкого (долевая пневмония), её сегмент или сегменты(сегментарная или полисегментарная), альвеолы (очаговая), в том числе прилегающие к бронхам (бронхопневмония) или интерстициальную ткань (интерстициальная пневмония)
Классификация пневмоний: 1. Внебольничная пневмония (первичная) – 80-90% 2. Нозокомиальная (госпитальная, внутрибольничная) 3. Иммунодефицитная пневмония (у людей с иммунодефицитами) 4. Аспирационная пневмония.
Пневмонии новорожденных делятся на врожденные(внутриутробные)манифестируют в первые 3 дня жизни и приобретенные (постнатальные) спустя 3 дхдней жизни..
В зависимости от распространённости процесса выделяют крупозную и очаговую пневмонии. Крупозная пневмония (плевропневмония) характеризуется быстрым вовлечением в процесс целой доли лёгкого и прилежащего участка плевры. При очаговой пневмонии (бронхопневмонии) воспалительный процесс захватывает отдельные участки легочной ткани и смежные с ними бронхи. Этиология: Наиболее часто возбудителем внебольничной пневмонии выступает пневмококк, реже – микоплазма, гемофильная палочка, хламидия, легионелла и др. Внебольничные пневмонии вызывает золотистый стафилококк, пневмококк, клебсиелла, кишечная палочка и др.
1. Крупозная пневмония. Начало заболевания острое, с потрясающего озноба, подъёма температуры до 40° и выше, критическое снижение температуры сопровождается проливными потами. Появляется сухой болезненный кашель, который в дальнейшем становится продуктивным с выделением «ржавой» мокроты. Пациента беспокоят одышка, боли в грудной клетке, усиливающиеся при глубоком дыхании и кашле, иногда иррадиирующие в живот. Объективно: состояние тяжёлое, положение лёжа на стороне поражения, гиперемия щёк, герпес на губах, цианоз, раздувание крыльев носа, участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры, учащение дыхания до 25-30 в мин. Пульс частый, слабого наполнения. АД снижено вплоть до коллапса. При перкуссии лёгких определяется притупление перкуторного звука над поражённой долей лёгкого. При аускультации - ослабленное дыхание, бронхиальное дыхание, крепитация, влажные мелкопузырчатые хрипы, шум трения плевры. На рентгенограмме лёгких – затемнение в легочных полях в объёме доли лёгкого. В ОАК – нейтрофильный лейкоцитоз, ускоренная СОЭ. При микроскопии мокроты – нейтрофилы, эритроциты, пневмококки или другие возбудители.
2. Очаговая пневмония Часто заболевание начинается на фоне ОРВИ или острого бронхита. Подъём температуры до 38-38,5°, слабость, потливость. Кашель влажный со слизисто- гнойной мокротой. В ряде случаев могут быть колющие боли на стороне поражения. Одышка не выражена. 30 Объективно: состояние удовлетворительное или средней тяжести. При перкуссии – притупление над участком воспаления, при аускультации здесь же ослабленное жесткое дыхание, сухие и влажные хрипы. На рентгенограмме лёгких: сливающиеся очаговые тени в легочных полях. ОАК: лейкоцитоз, ускоренная СОЭ.
Осложнения: Острая дыхательная недостаточность, абсцедирование, плеврит, инфекционно- токсический шок (АД ниже 90/60, диурез менее 20 мл/мин.), психозы и др.
Принципы лечения 1. Режим постельный, при фебрильной лихорадке – индивидуальный пост (риск развития психоза). - Оксигенотерапия
2. Диета: легкоусвояемое питание, богатое белками и витаминами, обильное витаминизированное питьё, дробное питание.
3. Антибактериальная терапия: - пенициллины: природные (бензилпенициллин), полусинтетические (амоксициллин), с клавулановой кислотой (амоксиклав, аугментин); - макролиды (эритромицин, азитромицин, рокситромицин); - цефалоспорины (цефазолин, цефалексин, цефазидим); - фторхинолоны (ципрофлоксацин, офлоксацин); - аминогликозиды (гентамицин) и др.
4. При тяжелых пневмониях: - иммунозаместительная терапия (нативная или свежезамороженная плазма, иммуноглобулин); - дезинтоксикационная терапия (солевые растворы: физиологический, Рингера; 5% раствор глюкозы; гемодез)
5. Муколитические препараты (бромгексин, амброксол)
6. Противокашлевые препараты (кодеин, глауцин)
7. При лихорадке – нестероидные противовоспалительные средства (парацетамол)
8. Физиолечение (УВЧ, УФО, индуктотермия)
9. Аскорбиновая кислота, поливитамины.
Сестринский уход. При уходе за больным пневмонией медсестра должна: - следить за соблюдением постельного режима при высокой температуре и выраженной интоксикации (риск развития бреда и галлюцинаций); - постоянный контроль состояния, АД, ЧДД, температуры тела, мокроты;
- частые проветривания палаты, источник увлажненного кислорода, положение в постели с возвышенным изголовьем;
- своевременная смена нательного и постельного белья при выраженной потливости;
- обеспечить дробное легкоусвояемое, богатое белками и витаминами питание, обильное питьё;
- проводить дыхательную гимнастику, лечебную физкультуру;
- при кашле с мокротой – обеспечить больного индивидуальной плевательницей.
Реабилитация включает организацию полноценного питания, профилактику ОРВИ и др. Диспансеризация Контрольные посещения пульмонолога через 1, 3 и 6 месяцев после выписки из стационара.
Приложение 4
Алгоритм
"Техника закапывания капель в глаза, нос, ухо ребенка"
Цель: введение лекарственного вещества в конъюнктивальный мешок, на слизистую оболочку носа, в наружный слуховой проход.
Показания: заболевания уха, горла, носа, глаз.
Противопоказания: абсолютных противопоказаний нет, кроме индивидуальной непереноси-
мости какого-либо препарата, который может быть заменён.
Оснащение: - стерильные пипетки;
- стерильные ватные шарики, ватные и марлевые турунды;
- лекарственные препараты;
- лоток для использованного материала;
- резиновые перчатки..
Техника безопасности: не оставлять ребёнка без присмотра;
детям раннего возраста закапывать капли с помощником, который
фиксирует голову ребёнка, его руки и ноги.
Возможные проблемы: беспокойство, чувство страха, тревоги.
Введение капель в конъюнктивальный мешок
Этапы | Обоснование |
Подготовка к процедуре | |
1. Объяснить маме или ребёнку цель и ход манипуляции, получить согласие | Обеспечение права пациента на информацию |
2. Прочитать название препарата | Исключается ошибка |
3. Уложить ребёнка на руках у помощника или усадить с запрокинутой головой | Оптимальные условия для выполнения процедуры |
4. Вымыть и обсушить руки, надеть перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Выполнение процедуры | |
1. Набрать лекарственное средство в глазную пипетку (держа пипетку вертикально) | Оптимальные условия для выполнения процедуры |
2. Взять в левую руку ватный тампон, оттянуть нижнее веко (попросить ребёнка посмотреть вверх), детям раннего возраста с помощью двух тампонов раскрыть глаз | |
3. Правой рукой закапать 1-2 капли лекарственного средства в конъюнктивальный мешок в области наружного угла глаза, держа пипетку на расстоянии 1,5-2 см от глаза ребёнка | |
4. Промокнуть остатки капель у внутреннего угла глаза | |
5. Взять другой тампон и повторить пункты с 1 по 4 | Обеспечение инфекционной безопасности |
Окончание процедуры | |
2. Снять перчатки , вымыть и обсушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Закапывание капель в нос
Этапы | Обоснования |
Подготовка к процедуре | |
1. Объяснить маме или ребёнку цель и ход манипуляции, получить согласие | Обеспечение права пациента на информацию |
2. Прочитать название препарата | Исключается ошибка |
3. Вымыть и обсушить руки, надеть перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности |
5. Уложить ребенка на спину или усадить со слегка запрокинутой головой | Создание необходимого положения во время проведения процедуры. |
6. Вымыть и обсушить руки, надеть перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Выполнение процедуры | |
1. Набрать лекарство в стерильную атравматичную пипетку | |
2. Большим пальцем левой руки приподнять кончик носа ребенка и наклонить голову набок (при введении капель в правый носовой вход – вправо, в левый носовой вход влево, чтобы капли попали на слизистую крыла носа) | Создание условия для попадания лекарственного средства в носовую полость |
3. Не касаясь пипеткой слизистой оболочки носа, закапать по 2-3 капли в каждый носовой вход. | Введение лекарственного средства |
4. Оставить голову в наклоненном положении сначала в одну потом в другую сторону на 1-2 минуты для равномерного распределения капель по слизистой оболочке. | Создание условий для лучшего распределения и всасывания лекарственного средства в носовой полости |
Окончание процедуры | |
1. Собрать весь использованный материал в лоток, обработать пипетки в соответствии с требованиями санэпидрежима | Обеспечение инфекционной безопасности |
2. Снять перчатки , вымыть и обсушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Закапывание капель в уши
Этапы | Обоснования |
Подготовка к процедуре | |
1. Объяснить маме или ребёнку цель и ход манипуляции, получить согласие | Обеспечение права пациента на информацию |
2. Прочитать название препарата | Исключается ошибка |
3. Вымыть и обсушить руки, надеть перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности |
4. Флакон с лекарственным препаратом поставить в емкость с теплой водой и подогреть до температуры тела | Холодные капли усиливают боль, раздражают «лабиринт», могут вызвать головокружение, рвоту |
5. Уложить ребенка, повернув голову на здоровую сторону | создание необходимого положения во время проведения процедуры |
6. При наличии отделяемого из уха – очистить слуховой вход ватными жгутиками | Обеспечение возможности действия лекарственного препарата |
Выполнение процедуры | |
1. Набрать капли в пипетку и капнуть одну каплю на тыльную поверхность своего лучезапястного сустава | Проверка температуры капель |
2. Выпрямить наружный слуховой проход: ребенку до года оттянуть мочку уха вниз, ребенку старше года оттянуть ушную раковину сзади и вверх | Облегчение прохождения капель с учетом АФО строения слухового прохода |
3. Ввести пипетку в наружный слуховой проход и закапать по наружной стенке назначенное врачом количество капель лекарственного средства | Прямое попадание капель на барабанную перепонку вызывает болезненное ощущение и головную боль |
4. Положить пипетку в лоток для отработанного материала | Обеспечение инфекционной безопасности |
5. Нажать несколько раз на козелок | Обеспечение лучшего прохождение капель |
6. Заложить в ухо ватный тампон на 10-15 минут | Сохранение тепла способствует лучшему действию препарата |
Завершение процедуры | |
1. Предупредить маму или ребенка, что в течение 10-15 минут голова должна оставаться повернутой на здоровую сторону. Проконтролировать. | Увеличение времени контакта капель с барабанной перепонкой и слизистой оболочкой уха |
2. Собрать весь использованный материал в лоток, обработать пипетки в соответствии с требованиями санэпидрежима | Обеспечение инфекционной безопасности |
3. Снять перчатки , вымыть и обсушить руки | Обеспечение инфекционной безопасности |
Примечание: капли лучше капать на вставленную заранее в слуховой проход марлевую турунду.
Алгоритм
"Техника проведения ножной и ручной ванны детям"
Цель: отвлекающее действие; способствующее рефлекторному уменьшению отека слизистой оболочки дыхательных путей.
Показания: заболевания органов дыхания.
Противопоказания: - повышенная температура тела ребенка;
- заболевания кожи;
- злокачественные новообразования;
- индивидуальная непереносимость горчицы.
Оснащение: - водный термометр;
- таз (ведро, бачок);
- кастрюля с горячей водой;
- сухая горчица;
- полотенце, пелёнки, одежда.
Этапы | Обоснование |
I. Подготовка к процедуре | |
1. Объяснить матери и ребенку цель и ход предстоящей процедуры и получить согласие. | Мотивация ребенка и мамы к сотрудничеству, соблюдение прав пациента на информацию |
2. В таз/ведро налить воды t 37°С, проверить темпера-туру воды водным термометром, усадить ребенка | Обязательные условия выполнения процедуры |
II. Выполнение процедуры | |
1. Ручная ванна: приготовленный таз с водой поставить на стол, погрузить руки ребенка в воду до локтей. Ножная ванна: ноги ребенка опустить в ведро с водой до верхней трети голени | Обязательное условие выполнения процедуры |
2. Осторожно, чтобы не обжечь ребенка, постепенно подливать горячую воду до повышения температуры воды до 40 – 42 °С | Обеспечивается адаптация ребенка к повышению температуры воды |
3. Во время проведения процедуры следить за общим состоянием ребенка, общаться с ним | Создание положительного эмоционального фона |
III. Завершение процедуры | |
1. Руки (ноги) насухо вытереть, надеть рубашку с длинными рукавами (шерстяные носки), уложить ребенка в постель, укрыть. | Обеспечивается сохранение тепла |
2. Вымыть и осушить руки. | Обеспечение инфекционной безопасности |
Примечание:
- температура воды повышается постепенно от 37 °С до 40 °С;
- горячая вода подливается медленной струей, чтобы температура воды повышалась примерно на 1 °С за 2 мин.;
- для усиления раздражающего действия в воду добавляют сухую горчицу (2 ст.л. на 10 л воды), предварительно выяснив переносимость ребенком горчицы;
- при кашле более эффективны ручные ванны, при насморке – ножные;
- продолжительность процедуры 10 – 15 мин.
Алгоритм
"Техника взятия мазка из носа и зева"
Цель: установить характер бактериальной флоры и чувствительность к антибиотикам.
Показания: -- обследование больных ангиной и подозрительных на дифтерию;
-- обследование контактных в период карантина;
-- выявление бактерионосителей.
Противопоказания: нарушение целостности слизистых оболочек верхних дыхательных путей.
Оснащение:
- резиновые перчатки, маска;
- стерильные пробирки с сухими ватными тампонами (2 шт.);
- штатив для пробирок;
- стерильный шпатель в лотке;
- бланк-направление в лабораторию;
- стеклограф.
Обязательное условие: - забор материала из зева проводить натощак, до орошения или полоскания горла; - в срочных случаях мазок можно взять в течение дня, но не ранее, чем через 2-3 часа после приема пищи.
Этапы | Обоснование |
I. Подготовка к процедуре | |
1. Объяснить маме/ребенку цель и ход проведения процедуры, получить согласие | Обеспечение права на информацию, участие в процедуре |
2. Подготовить необходимое оснащение. Выписать направление в лабораторию | Обеспечение четкости выполнения процедуры |
3. Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки | Обеспечение инфекционной безопасности |
4. Поставить на инструментальный столик необходимое оснащение (расположив по правую руку). Стеклографом промаркировать пробирки «Н», «З» (нос, зев) | Создание удобства при проведении процедуры |
5. Усадить ребенка лицом к источнику света и при необходимости зафиксировать его с помощью помощника: а) ноги ребенка помощник обхватывает своими ногами; б) руки и туловище фиксирует одной рукой; в) голову держит, положив ладонь другой руки на лоб ребенку | Необходимое условие для проведения процедуры |
II. Выполнение процедуры | |
1. Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированной знаком «Н», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован | Маркировка «Н» означает – нос |
2. Большим пальцем левой руки приподнять кончик носа ребенка | Обеспечение доступа к слизистой оболочке носовых ходов |
3. Осторожно ввести тампон вращательными движениями в один носовой ход, затем в другой, плотно прикасаясь к их стенкам | Условие, обеспечивающее эффективность проведения процедуры |
4. Собрав материал, пометить тампон в пробирку, не касаясь ее краев | Обеспечение достоверности результата исследования |
5. Попросить ребенка широко открыть рот и шпателем нажать на корень языка Примечание: ребенку младшего возраста открыть рот с помощью шпателя, взяв его как писчее перо левой рукой, ввести в ротовую полость до зубов, повернуть ребром и провести по боковой поверхности десен до места окончания зубов, после чего перевернуть его плашмя, поместить на корень языка и резко нажать на него | Обеспечение доступа к зеву |
6. Извлечь ватный тампон из пробирки, маркированной знаком «З», взяв его правой рукой за пробку, в которую он вмонтирован | Маркировка «З» означает – зев |
7. Осторожно, не касаясь языка и щек, ввести тампон в полость рта | |
8. Снять тампоном слизь с небных дужек и миндалин в следующей последовательности: дужка – миндалина – язычок – дужка – миндалина. Примечание: при наличии пленки в зеве и подозрении на дифтерию – материал собирать на границе здоровой и пораженной ткани | Максимальное скопление дифтерийных палочек отмечается в данных участках |
9. Извлечь тампон из ротовой полости и поместить в пробирку, не касаясь ее краев | Обеспечение достоверности результата |
III. Завершение процедуры | |
1. Вымыть и обработать антисептическим материалом руки в перчатках. Снять маску, перчатки. Вымыть и осушить руки. | Обеспечение инфекционной безопасности |
2. Отправить материал в бактериологическую лабораторию в сопровождении направления (не позднее 3 часов после забора при условии хранения в холодильнике) | Обеспечение достоверности исследования
|
Приложение 5
Ситуационная задача № 1
На стационарном лечении находится ребенок 8 лет. Диагноз: правосторонняя нижнедолевая крупозная пневмония, дыхательная недостаточность II степени. При сестринском обследовании медицинская сестра получила следующие данные: жалобы на отрывистый болезненный кашель. Боли в правой половине грудной клетки и боли в животе, особенно при кашле. Общая слабость, головная боль, нарушение сна, повышение температуры тела, аппетит отсутствует.
Из анамнеза: 2-й день заболевания. Заболевание началось остро: с подъема температуры до 39 , общего недомогания, болей в животе, рвоты, затем появились боли в правом боку при покашливании.
Объективно: состояние тяжелое. Очень бледный, синева под глазами, выражен цианоз треугольника, ЧДД 60 в 1 мин, дыхание стонущее, Р5 - 160 уд/мин. Тоны сердца значительно приглушены. Положение в постели пассивное, температура тела 38,5°.
Из врачебных назначений:
1. Оксигенотерапия через носовой катетер по 15-20 мин. каждого часа.
2. Инфузионная терапия.
3. Антибиотики широкого спектра действия (цефтриаксон 500 тыс ЕД х 4 р в день в /мышечно)
ЗАДАНИЕ:
Выявить, удовлетворение каких потребностей нарушено у ребенка и проблемы ребенка с их обоснованием.
Поставьте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.
Ситуационная задача № 2
Активное посещение медицинской сестры к мальчику 4 лет. Диагноз: Острый ринофарингит. При сестринском обследовании м/сестра получила следующие данные: ребенок стал плохо кушать, беспокоит кашель, который усилился и носит характер сухого, болезненного. Со слов мамы, болен 2-й день. Сначала был насморк, кашель, затем повысилась температура до 38,2°С.
Объективно - ребенок активный, температура 37,3°С носовое дыхание затруднено, слизистые выделения из носовых ходов. Частый, сухой кашель, ЧДД - 28 в 1 мин., ЧСС - 112 в 1 мин., зев - умеренная гиперемия задней стенки глотки, налетов нет. Врачебные назначения:
• при температуре больше 38,3° парацетамол 0,2
• сложные капли в нос по 3 кап. 5-6 раз в день, в оба носовых хода
• отвлекающая терапия
• микстура от кашля
ЗАДАНИЕ: Выявить, удовлетворение каких потребностей нарушено, проблемы пациента.
Определить цели и составить план сестринских вмешательств с мотивацией.
Ситуационная задача № 3
В инфекционное отделение госпитализирован ребенок 1 года с диагнозом:
Острый стенозирующий ларингит.
Обследование: температура тела - 36,4°, Р8 - 130 в 1 мин., ЧДД - 40 в 1 мин. Кожные покровы бледные, чистые. Дыхание шумное, с затрудненным вдохом. Во время вдоха втягиваются межреберные промежутки, надключичные области, яремная ямка. У ребенка сухой лающий кашель. В легких жесткое дыхание. Тоны сердца приглушены. Физиологические отправления в норме.
ЗАДАНИЕ:
Выявить, удовлетворение каких потребностей нарушено у ребенка и проблемы ребенка с их обоснованием.
Поставьте цели и составьте план сестринского вмешательства с мотивацией.
Время, отведенное на выполнение задания – 15 минут.
Инструкция:
- прочитайте задачу, ответьте на задание;
Ход действий:
1. Ознакомьтесь с предлагаемыми заданием.
2. Ответьте на предлагаемые вопросы с выбором проблем пациента и составления плана ухода и рекомендаций.
Приложение 6
Эталон ответа ситуационной задачи№1
Нарушены потребности: есть, пить, дышать, быть здоровым, играть,
поддерживать температуру тела, спать, отдыхать, двигаться.
Проблемы пациента:
Настоящие - боль в груди при кашле, движении, лихорадка, нарушение сна и аппетита.
Потенциальные - риск возникновения осложнений.
Приоритетная проблема- боль в груди при кашле.
Краткосрочная цель — уменьшить боль в груди при кашле в течение 2 - 3 дней. Долгосрочная цель боль в груди и кашель пройдут к моменту выписки.
План | Мотивация |
Медицинская сестра обеспечить психологический и физический покой паиценту | Для улучшения состояния |
Обеспечит частое проветривание палаты (не менее 4 раз по 30 минут) | Для обогащения воздуха кислородом |
Обеспечит пациенту оксигенотерапию | Для обогащения организма кислородом |
Обеспечит теплое питье, не раздражающее слизистые | Для уменьшения кашля |
Создаст вынужденное положение пациенту (с приподнятой головной частью кровати) | Для уменьшения кашля |
Проведет простейшие физио процедуры (по назначению врача) | Для облегчения дыхания |
Будет наблюдать за внешним видом и состоянием пациента | Для ранней диагностики и своевременной неотложной помощи в случае возникновения осложнений |
Проведет беседу с родственниками пациента о правильном уходе за ребенком | Для обсуждения дальнейшего ухода и последующего лечения и наблюдения |
Будет выполнять назначения врача | Для лечения пациента |
Оценка: состояние пациента значительно улучшится, боль в груди при кашле пройдет. Цель будет достигнута.
Эталон ответа ситуационной задачи№2
Нарушены потребности: есть, дышать, спать, отдыхать, общаться, поддерживать в норме температуру тела быть здоровым.
Проблемы пациента:
Настоящие - кашель сухой, неэффективное очищение дыхательных путей; лихорадка; снижение аппетита.
Потенциальные - риск развития осложнений
Приоритетная проблема - сухой кашель.
Краткосрочная цель - пациент отметит уменьшение частоты и длительности кашля к концу недели.
Долгосрочная цель - отсутствие кашля к моменту выписки.
План | Мотивация |
Медицинская оестра Обеспечит теплое питье, не раздражающие слизистые | С целью изменения характера кашля и облегчения дыхания |
Придаст пациенту положение фаулера | |
Обеспечит выполнение простейших физиотерапевтических процедур (горчичники, согревающие компрессы, ножные горчичные ванны) по назначению врача. | |
Обеспечит пациенту проведение ингаляций (масляные, эвкалиптовые и др.) по назначению врача | |
Проведет беседу с родственниками об обеспечении дополнительного питания пациенту. | Для компенсации потери белка и повышения защитных сил. |
Обеспечит прием противокашлевых препаратов по назначению врача. | Для уменьшения кашля. |
Оценка: состояние пациента значительно улучшится, длительность кашля уменьшится, цель будет достигнута.
Эталон ответа ситуационной задачи №3
Нарушено удовлетворение потребностей: дышать.
Проблемы пациента:
Настоящие – неэффективное очищение дыхательных путей (кашель); затрудненное дыхание.
Потенциальное - высокий риск удушья, ухудшение состояния ребенка, связанные с осложнениями.
Приоритетная проблема - затрудненное дыхание.
Краткосрочная цель - жалоб на затрудненное дыхание у ребенка к моменту выписки у матери не будет.
План | Мотивация |
Медицинская сестра обеспечит ребенку спокойную обстановку, удобное возвышенное положение в постели | Для облегчения дыхания. |
Обеспечит выполнение назначений врача | Для улучшения состояния. |
Обеспечит ингаляцию кислорода. | Для купирования гипоксии |
Будет наблюдать за внешним видом ребенка, проводить подсчет ЧДД, ЧСС | С целью контроля состояния. |
Медсестра проведет беседу с матерью ребенка (техника проведения ножной горячей ванны, профилактика ОРВИ). | Оказание неотложной помощи на дому. |
Оценка: состояние пациента значительно улучшится, дыхание восстановится, цель будет достигнута.
Приложение 7
Тест тема: "Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания"
Выберите один правильный ответ (тесты 1-12):
1. Подсчет дыхательных движений у детей грудного возраста проводят:
А) за 10 секунд;
Б) за минуту;
В) за 15 секунд
Г) за 30 секунд.
2. Сестринские рекомендации при сухом кашле:
А) теплое щелочное питье;
Б) проведение курса антибактериальной терапии;
В) прием кодеина
Г) физиолечение
3. Отхождение мокроты при продуктивном кашле у детей до 3-х лет улучшится, если провести:
А) оксигенотерапию;
Б) вибрационный массаж;
В) ультрафиолетовое облучение;
Г) дыхательную гимнастику
4. Симптомы острого стенозирующего ларинготрахеита:
А) «бочкообразная» грудная клетка;
Б) затруднение выдоха;
В) «лающий» кашель;
Г) затруднение носового дыхания
5. Развитие стеноза гортани при ларинготрахеите можно прогнозировать у детей, страдающих:
А) гиповитаминозом;
Б) анемией;
В) аллергическим диатезом;
Г) у детей старше 5 лет
6. Возбудителем при бронхиолите является:
А) кишечная палочка;
Б) синегнойная палочка;
В) риносинцитиальный вирус
Г) бетта- гемолитический стрептококк группы А;
7. Осложнениями острого ринофарингита являются:
А) синусит;
Б) средний отит;
В) пневмония;
Г) все вышеперечисленные
8. Приоритетная проблема при остром рините :
А) нарушение сна;
Б) затрудненное носовое дыхание;
В) боль в горле;
Г) все вышеперечисленные
9. У ребенка 5 лет, температура 39,5°. Кожные покровы гиперемированы, горячие на ощупь. Медсестра поступит правильно, если:
А) разденет ребенка и выполнит обтирание кожи полуспиртовым раствором;
Б) разотрет кожу спиртом и тепло укутает;
В) введет самостоятельно антибиотик;
Г) выполнит все вышеперечисленное
10. Клинические проявления ринофарингита :
А) «лающий» кашель и осиплый голос;
Б) затрудненное носовое дыхание и болезненное глотание;
В) затрудненное и частое дыхание;
Г) все вышеперечисленные
11. Сестринские рекомендации при насморке:
А) очистить носовые ходы;
Б) проведение курса антибактериальной терапии;
В) закапывание капель в нос;
Г) проведение физиолечения
12. Приоритетной проблемой при бронхите является:
А) малопродуктивный частый кашель;
Б) нарушение сна ;
В) затруднённый вдох;
Г) болезненное глотание
13. Признаками дыхательной недостаточности являются:
А) затруднённое дыхание;
Б) бледность и/или цианоз кожи,
В) втяжение межреберий, эпигастрия ;
Г) все вышеперечисленные;
14. В целях профилактики пневмонии мед сестра порекомендует:
А) избегать переохлаждения
Б) санацию хронических очагов инфекции;
В) закаливание и проведение профилактической прививки;
Г) всё вышеперечисленное.
Тестовые задания
Данное задание способствует овладению общими и профессиональными компетенциями:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ПК 2.3.Проводить диагностику неотложных состояний.
ПК 2.6. Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе.
Время, отведенное на выполнение задания – 20 минут.
Инструкция:
- прочитайте тест на слайде 21-25 , выберите правильный ответ;
- письменно зафиксируйте ответ в тетради.
Ход действий:
1. Ознакомьтесь с предлагаемыми тестовым заданием.
2. Ответьте на предлагаемые вопросы с выбором правильного ответа
3. Бланк с ответами проверяют сами студенты вслух оглашают преподавателю (взаимоконтроль – ответы и критерии выставления оценки представлены на экране).
Приложение 8
Ответы на тестовые задания
по теме: "Сестринская помощь при аномалиях конституции" Слайд 26
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Б | А | Б | В | В | В | Г |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Б | А | Б | А | А | Г | Г |
Приложение 10
Рефлексия
Вопросы для студентов | Возможные ответы |
Материал занятия мне был | понятен / не понятен |
Нужен ли наглядный материал для изучения темы? | Да/нет |
Необходимы ли рекомендации для выполнения самостоятельной работы | Да/нет |
Приложение 11
Оценочная сводная таблица к практическому занятию
по теме «Сестринская помощь при аномалиях конституции».
Ф.И. студента | Матрица с пропусками | Выполнение манипуляций | Решение сит. задачи | Работа с ил. материалом | Итог | ||
Техника проведение ножной и ручной ванн | Техника закапывания капель в глаза, нос, уши | Техника взятия мазка на флору из носа и зева | |||||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Ежова, Н. В. Педиатрия [Текст] : учебник / Н. В. Ежова, Е. М. Русакова, Г. И. Кащеева. – 7-е изд., доп. – М. : Оникс, 2008. – 592 с.
- Енгибарьянц, Г. В. Педиатрия с детскими инфекциями [Текст] : практикум / Г. В. Енгибарьянц. – Ростов н/Д : Феникс, 2004. – 576 с. – (Среднее профессиональное образование).
- Запруднов, А. М. Педиатрия с детскими инфекциями [Электронный ресурс] : учеб. для студентов учреждений сред. проф. образования / А. М. Запруднов, К. И. Григорьев. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. – Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970431115.html.
- Католикова, О.С. Сестринский уход в педиатрии[Текст] : учебник / О.С. Католикова. – РнД: Феникс, 2015.-539, [1] с.- (Среднее медицинское образование).
- Приказ Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012г. №521н “Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи детям с инфекционными заболеваниями”, зарегистрирован в Минюсте РФ 10 июля 2012г., регистрационный №24867;
- Соколова, Н. Г. Педиатрия с детскими инфекциями [Текст] : учебник / Н. Г. Соколова, В. Д. Тульчинская ; под общ. ред. Р. Ф. Морозовой. – Изд. 7-е, стер. – Ростов н /Д : Феникс, 2010. – 446 с. – (Медицина).
- Справочник педиатра [Текст] / под ред. Н. П. Шабалова. – 2-е изд, перераб. и доп. – СПб. : Питер, 2008. – 720 с. – (Спутник врача).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия "Сестринская помощь при адаптации к стрессу"
Стресс -всеобщая проблема, которая может привести к различным заболеваниям и психологическим реакциям. Медицинская сестра, имея знания и навыки, может помочь пациенту справиться со стрессом, нау...
Методическая разработка практического занятия «Сестринская помощь при нарушении мозгового кровообращения»
Уважаемые коллеги! Уважаемые коллеги! Педагогическая деятельность предполагает повседневный творческий труд преподавателя. В не...
Методическая разработка практического занятия "Сестринская помощь при биполярном аффективном расстройстве, шизофрении."
Представлена Методическая разаработка практического занятия "Сестринская помощь при биполярном аффективном расстройстве, шизофрении."....
Методическая разработка практического занятия «Сестринский уход при заболеваниях органов дыхания»
Цель данного методического пособия – помощь студентам в процессе подготовки к аудиторному практическому занятию и учебной практике, данное пособие поможет студентам изучить клинические проявлени...
Методическая разработка практического занятия "Сестринская помощь при хроническом гастрите, хроническом гастродуодените, язвенной болезни"
ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья)Специальность...
Методическая разработка практического занятия - Сестринская помощь при заболеваниях почек и органов мочевыделительной системы
Методическая разработка практического занятия составлена согласно требованиям рабочей программы ПМ 02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01 Сестрин...
Методическая разработка практического занятия - Сестринская помощь при инфаркте миокарда
Целизанятия:УчебныеЗнать:определение понятия: "инфаркт миокарда". Клинические варианты - типичная болевая форма и атипичные формы. Возможные проблемы пациентов. Диагностика инфаркта миокарда...