Методическая разработка практического занятия «Диагностика физиологической беременности»
методическая разработка
В данной методической разработке для практического занятия по диагностике физиологической беременности представлены дидактические материалы для формирования практических умений по обследованию беременных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Диагностика физиологической беременности | 408 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение «Фельдшерский колледж»
_____________________________________________________________________________
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
Диагностика физиологической беременности
ПМ.01.Диагностическая деятельность
МДК.01.01. Пропедевтика клинических дисциплин
Раздел МДК 01.01. Пропедевтика в акушерстве
Время – 4 часа
по специальности 31.02.01. Лечебное дело
Углубленная подготовка
Автор: преподаватель
ЦМК «Материнство и детство»
Волкова Г.В.
Санкт-Петербург
2021 г
Тема: Диагностика физиологической беременности
Вид занятия: практическое.
Продолжительность занятия: 4 часа (180 минут).
Место проведения: доклинический кабинет колледжа
2. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
Первая встреча с беременной, как правило, происходит в поликлинических условиях (женская консультация, перинатальные центры), но бывает и в стационаре. При первом же обращении пациентки врач должен провести опрос с тщательным сбором анамнеза (общего и акушерско-гинекологического), произвести оценку общего состояния, половых органов и при необходимости использовать дополнительные методы обследования. Все полученные сведения заносят в амбулаторную карту беременной или в историю родов в стационаре.
3. Цель занятия: на базе теоретических знаний сформировать практические умения диагностики физиологической беременности
4. Задачи занятия:
Образовательная:. Отработать методику практических навыков ПК 1.4. Проводить диагностику беременности. ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию
- проводить диагностику физиологической беременности;
Развивающая: развить навыки самостоятельной работы. способность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК.1-ОК.3
Воспитательная: формирование профессионально значимых качеств личности Воспитать требовательность к себе, работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК.4-ОК.12
5. Оснащение практического занятия:
- Презентации (развитие плода ) Раздаточный методический материал:
- Истории болезни тематических больных. Предметы ухода за беременной.
- Инструментарий и стерильный материал для процедур.
6. Интеграция темы:
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ | ИСТОКИ | Тема: ОБСЛЕДОВАНИЕ БЕРЕМЕННОЙ | ВЫХОД |
МДК.07.01 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА - обработка слизистых полости рта и носа -введение лекарственных препаратов -закономерности санитарно- эпидемиологического режима. ОП.04.ФАРМАКОЛОГИЯ - антибиотики -химиопрепараты - витамины - десенсибилизирующие препараты - ферментные средства ОП.07. Основы латинского языка – терминология ОП.09.ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ: - основные свойства возбудителя туберкулеза -основы бактериологической и серологической диагностики ОП.08. ОСНОВЫ ПАТОЛОГИИ ОП.02. Психология - основы деонтологического общения с ребёнком и родственниками МДК.07.03.ТЕХНИКА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ ПО ПРОФЕССИИ МДК.01.01. 06. ПРОПЕДЕВТИКА КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН |
МДК.02.01. . ЛЕЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ МДК.02.03. . ОКАЗАНИЕ АКУШЕРСКО-ГИНЕКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ МДК.02.04. . ЛЕЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА МДК.02.02. . ЛЕЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ ХИРУРГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ МДК.02.01.02 . инфекционные болезни МДК.03.01. . ДИФФ.ДИАГНОСТИКА И ОКАЗАНИЕ НП НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ МДК. 03.03.МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ
МДК. 04.01.02. ПРОФИЛАКТИКА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ | ||
ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ | МДК.01.01. . ПРОПЕДЕВТИКА КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В АКУШЕРСТВЕ | НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ И РЕАНИМАЦИЯ У ПАЦИЕНТОВ | |
МДК.02.01. . ЛЕЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ В АКУШЕРСТВЕ -особенности лечения и ухода при заболеваниях органов); | ПРАКТИКА ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ |
8.Темы внеаудиторной самостоятельной работы работы:
| 2 час. | Реферативное сообщение должно быть выполнена на 1-2 печатных листах, желательна презентация с иллюстрациями. |
- План проведения занятия:
№ п/п | Этап занятия | Краткое описание деятельности преподавателя и студента | Цель | Время | Технические средства обучения |
-1- | -2- | -3- | -4- | -5- | |
1.1. | Организация занятия | Проверка присутствующих, установление общей дисциплины | Мобилизация внимания обучающихся на работу | 5 мин. | Журнал |
1.2. | Формулировка темы, её обоснование | См. п.1 настоящей методработы | Раскрыть теоретическую и практическую значимость темы | 5 мин. | Запись в манипуляционных тетрадях |
1.3. | Определение целей занятия | См. п.2 настоящей методработы | Сформулировать конечный результат работы обучающихся на занятии | 5 мин. | Запись в манипуляционных тетрадях |
2.1 | Проверка исходного уровня знаний | Традиционный путь фронтального опроса, тест-контроль, заслушивание сообщения, опережающее задание тема…. | Выявление исходного уровня знаний, его коррекция | 20 мин. | Фронтальный опрос, тест-контроль опережающее задание |
3.1 | Задание на самостоятельную работу | См. учебную карту | Дать подробную систему ориентировки к предстоящей самостоятельной работе обучающихся | 10 мин. | |
3.2 | Демонстрация | Знакомство с работой медицинской сестры, документацией и сан.эпид.режимом дет.поликлиники, показ манипуляций, набора медикаментов для оказания неотложной помощи. | Определить стандарт деятельности м/с при отработке манипуляций | 20 мин. | Кабинеты поликлиники Медицинская документация |
3.3 | Самостоя тельная работа обучающихся и текущий контроль | См. учебную карту. Решение ситуационных задач, баскет-опрос, изучение противоэпидемических мероприятий в очаге; Формирование умения общения с пациентами на дому, амбулаторном приёме. | Научить навыкам в соответствии с целями данного занятия (при проведении практики в доклинике – на -фантомах). Контроль и коррекция работы обучающихся | 90 мин. | Оборудование процедурного кабинета Ситуационные задачи. |
4.1 | Итоговый контроль | Проверка преподавателем выполненной работы, тест – контроль, баскет – опрос. | Контроль усвоения студентами материала занятия. | 30 мин. | Тесты. Баскет - опрос |
4.2 | Подведение итогов занятия, задание на самостоятельную работу к следующему занятию | Заключение преподавателя. Оценка деятельности группы в целом с обоснованием оценки и выделением наиболее и наименее подготовленных. | Стимуляция познавательской деятельности. Сориентировать к подготовке к следующему занятию. | 7 – 10 мин. |
Вопросы для закрепления теоретических знаний по теме:
- перечислите признаки беременности
- методы диагностики беременности
- изменения в системах и органах, происходящие во время беременности
- внутриутробное развитие плода, оболочек. плаценты
- методы обследования беременной: опрос, осмотр, лабораторные исследования;
- схема обследования и наблюдения беременной во время беременности
- оформление карты беременной ;
- гигиена беременной;
- подготовка беременной к родам;
- структура и работа женской консультации;
- охрана материнства
Рекомендации по самостоятельной работе
Задание 1.
Ознакомиться с целями и задачами данного занятия
Задание 2. Ознакомиться с планом самостоятельной работы обучающихся на практическом занятии
Этапы самостоятельной работы обучающихся | Способы выполнения | Вид контроля |
Входной тест | Фиксированный ответ |
Взаимоконтроль |
Решение ситуационных задач. | Ролевая игра | Взаимоконтроль. |
Итоговое тестирование. | Фиксированные ответы в письменном варианте | Проверка письменных работ задания |
Работа у доски. | Записи, зарисовки графических форм основных клинических симптомов | Взаимоконтроль по эталону |
Ролевые игры по лечебно-профилактической работе м/с | Работа малыми группами при решении поставленной проблемной ситуации | Взаимоконтроль |
Осуществить раздачу лекарственных препаратов, согласно врачебным назначениям | Работа с медицинской документацией | Регистрация в листе назначений |
Оформление температурного листа | Измерение температуры, АД, ЧСС, ЧД. | Регистрация в истории болезни и доклад о состоянии пациента врачу |
Задание 3.
Задания по практическим навыкам
- Измерение окружности живота
- Определение высоты стояния дна матки;
- Приемы наружного акушерского исследования;
- Выслушивание сердцебиения плода;
- Пельвеометрия;
- Определение срока беременности;
- Диагностика сроков беременности при помощи простейших тестов;
- Подготовка к УЗИ;
- Оформление индивидуальной карты беременной;
(см. приложение алгоритмов манипуляций).
Задание 4. Решение ситуационных задач
Задания 2 типа
Инструкция
Внимательно прочитайте задания.
При выполнении задания №1 решите ситуационную задачу, продемонстрируйте практический опыт по проведению обследования пациентов различных возрастных групп согласно алгоритму, диагностике острых и хронических заболеваний, методике проведения диагностических исследований последовательно излагая ответ, аргументируйте выбор диагностических исследований.
Время выполнения задания –15 минут.
Задание №1
Вы фельдшер ФАП. Пациентка Е. Н. 22 лет, обратилась на ФАП 3 июля. Жалобы на отсутствие менструации, тошноту по утрам, отвращение к запахам. Анамнез: Последняя менструация была 8 мая. Менструации с 12 лет регулярные, через 27 - 28 дней, по 3 - 4 дня, умеренные, безболезненные.
Объективно: общее состояние удовлетворительное АД -110\ 80 мм рт. ст.. Со стороны внутренних органов патологических изменений не обнаружено. При осмотре влагалищными зеркалами: слизистая оболочка влагалища и шейки матки синюшная. Бимануальное исследование: наружные половые органы развиты правильно, влагалище узкое, матка в антефлексио-верзио, увеличена до размеров гусиного яйца, мягковатой консистенции, но во время исследования становится плотной, придатки без изменений, выделения светлые.
1.Сформулируйте диагноз и обоснуйте его.
2.Перечислите дополнительные методы диагностики беременности.
3.Назовите признак беременности на представленной картинке.
4. Оцените результаты общего анализа крови пациентки, выявите патологические изменения и назовите их, используя медицинские термины
5.Продемонстрируйте измерение окружности живота беременной и расскажите о важности метода для диагностики беременности.
Задание №5
Вы фельдшер ФАП. На ФАП обратилась беременная 25 лет, срок беременности 37-38 недель. Жалобы: на кровотечение из половых путей, которое появилось во время акта дефекации среди полного здоровья два часа назад. Анамнез: беременность третья, две первые закончились медицинскими абортами. Объективно: общее состояние удовлетворительное, АД 110\70 и 110\75 мм.рт. ст. Пульс 75 ударов минуту. При пальпации матка овоидной формы, не возбуждена, безболезненна. Положение плода продольное, предлежит головка, высоко над входом в малый таз. При аускультации - сердцебиение плода 130 ударов в минуту, ритмичное. Над симфизом выслушивается шум со стороны сосудов матки. Из половых путей выделяется алая, жидкая кровь.
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Расскажите о дополнительных методах обследования для уточнения диагноза.
3. Продемонстрируйте методику выслушивания и оцените характер сердцебиения плода.
4. Продемонстрируйте методику выслушивания сердцебиения плода при неправильных положениях плода.
5. Оцените результаты общего анализа мочи, выявите патологические изменения и назовите их, используя медицинские термины.
Анализ мочи:
цвет – желтый, прозрачность – полная, плотность 1015, белок - 0,033 г/л, лейкоциты 1-2 в поле зрения, эритроциты 0-1 в поле зрения.Напишите направление в лабораторию.
Критерии оценок
Задание №10.
Вы фельдшер скорой помощи, приехали на вызов к беременной Е.Н. 26 лет. Жалобы на схватки, начавшиеся 4 часа тому назад, и усиление шевеления плода. Анамнез: беременность доношенная, но протекала с осложнениями (по УЗИ выявлены кальцинаты на плаценте). Объективно: общее состояние удовлетворительное, АД 120\80 мм. рт. ст. Пульс - 74 уд в мин. Живот овоидной формы, положение плода продольное, предлежит головка. Схватки по 25-30 секунд через 6-7 минут. При аускультации - сердцебиение плода приглушено, частота 100 уд./мин.
1.Сформулируйте и обоснуйте диагноз.
2.Назовите необходимые дополнительные исследования.
3. Назовите, какой размер таза определяют на иллюстрации и его размер в норме.
4.Оцените результаты общего анализа крови пациентки, выявите патологические изменения и назовите их, используя медицинские термины.
Клинико-диагностическая лаборатория городской больницы № 1 ОБЩИЙ АНАЛИЗКРОВИ Ф.И.О Диагноз
Лейкоцитарная формула
Подпись ________________ |
5. Продемонстрируйте технику исследования пульса.
Задание 5.
Ознакомиться и использовать алгоритм : Измерение высоты стояния дна матки
При обследовании беременной во II-III триместрах необходимо измерять окружность живота на уровне пупка (рис. 6.4) и высоту стояния дна матки (рис. 6.5) сантиметровой лентой при положении женщины лежа на спине. Высоту стояния дна матки над лонным сочленением можно определить и тазомером. Эти измерения проводят при каждом посещении беременной и сопоставляют полученные данные с гестационными нормативами.
Задание 6. Решить тестовое задание.
- Пункты, входящие в состав диагноза:
а) факт наличия беременности;
б) срок беременности;
в) данные о плоде;
г) патология, связанная с беременностью;
д) экстрагенитальная патология;
е) возрастные особенности;
ж) отягощенный акушерский анамнез;
з) все вышеперечисленное.
- После овуляции яйцеклетка сохраняет способность к оплодотворению в течение:
а) 6 часов;
б) 12-24 часов;
в) 3-5 суток;
г) 10 суток;
3. При развивающейся беременности происходит все, кроме:
а) увеличения размеров матки;
б) размягчения ее;
в) изменения реакции на пальпацию;
г) уплотнения матки;
д) изменения ее формы.
4. К вероятному признаку при диагностике беременности относят:
а) изменение настроения;
б) изменение обоняния;
в) выслушивание сердцебиения плода;
г) признак Горвиц-Гегара.
5. К достоверным признакам беременности относится:
а) шевеление плода;
б) увеличение матки;
в) цианоз влагалища;
г) пальпация частей плода;
д) повышение ректальной температуры.
6. Ранняя диагностика беременности предполагает:
а) измерение базальной температуры;
б) определение уровня ХГ в моче;
в) ультразвуковое исследование;
г) динамическое наблюдение;
д) все вышеперечисленное.
7. Продолжительность нормального менструального цикла:
а) 28-30 дней;
б) 28-40 дней;
в) 3-7 дней;
г) 21-35 дней;
д) 14-28 дней.
8. Из всех существующих тестов на беременность наиболее достоверным является:
а) реакция Ашгейм-Цондека;
б) реакция торможения гемагглютинации;
в) реакция Галли-Майнини;
г) прегностигон-тест;
д) определение β-ХГЧ.
9. К сомнительным признакам беременности относятся:
а) тошнота, рвота;
б) утомляемость, сонливость;
в) увеличение живота;
г) пигментация кожи;
д) все вышеперечисленное
10. Физиологическая беременность продолжается:
а) 240 дней;
б) 280 дней;
в) 320 дней;
г) 220 дней;
д) 300 дней.
11. Предполагаемый срок родов у беременной, если 1-й день последней нормальной менструации 15 апреля:
а) 1 февраля;
б) 22 января;
в) 15 января;
г) 8 января.
12. У правильно сложенной женщины поясничный ромб имеет форму:
а) геометрически правильного ромба;
б) треугольника;
в) неправильного четырехугольника;
г) четырехугольника, вытянутого в вертикальном направлении
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка теоретического занятия "Диагностика поздних сроков беременности"
Методическая разработка занятия по теме «Диагностика поздних сроков беременности» предназначена для проведения теоретического занятия со студентами 2 курса специальности 060102 Акушерское дело в рамка...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя на тему"Осложнения беременности (гестозы)" по специальности "Сестринское дело".
В разработке указаны пояснительная записка, обоснование темы,технологическая карта, согласно которой проводится практическое занятие. Даны приложения №7 , с помощью которых проводится заня...
Методическая разработка практического занятия ПМ.01. Диагностическая деятельность раздел МДК 01.01.Пропедевтика в акушерстве на тему: Обследование беременной
В данной методической разработке для практического занятия по диагностике беременности представлены дидактические материалы для формирования практических умений по обследованию беременных....
Методическая разработка практического занятия «Физиологические изменения в организме женщины в связи с беременностью. Диагностика беременности». МДК.01.01.Физиологическое акушерство ПМ.01 «Медицинская и медико-социальная помощь женщине, новорожденному и
Учебные целиПосле изучения данной темы студент должен уметь:- осуществлять сбор анамнеза у беременной;- диагностировать беременность и определить ее сроки;- произвести влагалищное исследование и опред...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя "Кровотечение во время беременности и в родах"
Методическая разработка содержит перечень целей, сформулированных в терминах видов деятельности. Основной критерий контроля - решение профессиональных ситуационных задач....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия по 01.01.4 Пропедевтика в акушерстве и гинекологии ПМ01 Тема занятия: Проведение диагностики ранних и поздних сроков беременности и обследования беременных, обследования внутриутробного состояния пло
Методическая разработка практического занятия. 2021г....
Методическая разработка практического занятия (для преподавателя) ПМ.01 Диагностическая деятельность Раздел1. Диагностика внутренних болезней у пациентов разного возраста Тема "Диагностика эндокринных заболеваний. Сахарный диабет"
Методическая разработка предназначена и разработана для преподавателя профессионального модуля ПМ.01 Диагностическая деятельность МДК 01.01 Пропедевтика ...