Актуальные методы организации личностно-ориентированной модели в практической работе фельдшера
статья
Личностно-ориентированный подход к медицинскому образованию и работе заключается в том, чтобы видеть не только учебные процедуры, обучение способам диагностики и лечения, а нечто гораздо большее - гуманитарные аспекты человеческих отношений. Отсюда и главная цель личностно-ориентированного подхода - способствовать личностному росту студентов и преподавателей при сохранении значимости задач подготовки к профессиональной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_volkovoy_2021.doc | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы организации личностно-ориентированной модели в практической работе фельдшера
СПб ГБПОУ Фельдшерский колледж
Волкова Г.В.
Личностно-ориентированный подход к медицинскому образованию и работе заключается в том, чтобы видеть не только учебные процедуры, обучение способам диагностики и лечения, а нечто гораздо большее - гуманитарные аспекты человеческих отношений. Отсюда и главная цель личностно-ориентированного подхода - способствовать личностному росту студентов и преподавателей при сохранении значимости задач подготовки к профессиональной деятельности.
Технология активного обучения (ТАО) — такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый участник либо имеет определённое ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.
ТАО включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого участника в мыслительную и поведенческую активность.
Цели
- формирование навыков продуктивного общения в условиях учебного процесса; - развитие умений аргументировать свою точку зрения, четко формулировать и излагать свои мысли;- развитие способности анализировать сложные ситуации, выявлять главное и второстепенное, причины их возникновения, находить способы и средства их разрешения;- совершенствование процессов внимания, памяти, мышления.
Особенности ТАО - повышение эмоциональной включенности обучаемых и творческий характер занятий; «вынужденная активность», принудительная активизация мышления и деятельности обучающихся;
- обязательность непосредственного взаимодействия обучаемых между собой, а также с преподавателем; - формирование коллективных усилий, интенсификация процесса обучения.
Условия организации: проблемность; сотрудничество и кооперация; коллективное взаимодействие; управление формированием и развитием индивидуально-психологических особенностей обучаемых;
- вовлечение обучаемых в постоянную активную деятельность: отвечает, анализирует, оценивает, классифицирует и т. п.;
Изменение модели преподавателя: соорганизатор, партнер, интерпретатор, консультант (традиционно — организатор, информатор, консультант).
Методы ТАО включают: проблемная лекция — собственно проблемная лекция, пресс-конференция, лекция вдвоем (чтение лекции несколькими специалистами из разных отраслей), лекция с запрограммированными ошибками.
Коллективно-групповая работа — динамические, статические пары и пары сменного состава; групповая работа.
Деловая игра — имитация ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.
Организационно-деловые игры (ОДИ). Организационно-мыслительные игры (ОМИ). Драматизация и театрализация.
Синектика (развитие методики мозгового штурма) — метод объединения разнородных элементов, построенный на аналогии: прямая аналогия (как решаются подобные задачи); личная или эмпатическая аналогия (рассуждение с точки зрения объекта задачи); символическая аналогия (дается образное определение сути задачи); фантастическая аналогия (как бы эту задачу решили сказочные герои, инопланетяне).
Инверсия — переворачивание, перестановка слов, вещей, явлений, нарушающая их порядок; доказательство тезиса, противоположного тому, который только что был доказан.
Метод контрольных вопросов — А если сделать наоборот? Если изменить форму? И т. п. Мозговой штурм (атака) — метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы. Дискуссия, круглый стол. Метод фокальных объектов (объект, находящийся в фокусе внимания): признаки случайного объекта переносятся на фокальный, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инверсию и косность мышления.
Метод эвристических вопросов — применяется для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или для упорядочения уже имеющейся информации в процессе решения творческих задач. Задаются вопросы: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?, которые соединяются в определенной последовательности, что порождает множество новых вопросов.
Метод морфологического анализа — выделяются главные характеристики-(оси) объекта, а затем они анализируются во взаимосвязи. Игровое проектирование. Имитационный тренинг. Психотехнические игры и тренинги. Видеотренинги и др.
Таким образом, личностно-ориентированный подход в образовании и деятельности медицинских работников призван формировать профессиональные компетенции, прежде всего хорошие коммуникативные навыки, умение работать в команде и гуманное милосердное отношение к каждому человеку, нуждающемуся в помощи. Основной акцент делается на профессии фельдшера в целом, а не на конкретной дисциплине (анатомии, патофизиологии, терапии и пр.). Предмет преподавания используется в качестве средства профессионального развития обучающихся. А педагог переходит от обычного академического курса и традиционных форм преподавания к разработке новых образовательных программ и учебных планов, соответствующих личностно-ориентированной модели образования и работы фельдшера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Личностно-ориентированный подход к обучающимся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности и методы его реализации.
Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответст...
Формы и методы работы с обучающимися по организации личностно-ориентированного обучения.
Личностно-ориентированное обучение - одно из компетентностей новых стандартов ФГОСА ООО....
Практическое использование личностно-ориентированного подхода в обучении
В данной статье рассматривается один из самых действенных подходов в обучении студентов английскому языку – личностно-ориентированный, а практическая составляющая данной работы позволяет наглядно убед...
Cтатья на тему "Личностно - ориентированное обучение - методология организации"
Для преподавателей медицинских колледжей....
Личностно-ориентированный подход в организации процесса самообразования ИПК ПУ № 5
В статье рассматриваются вопросы НИРС...
Интерактивные методы обучения на основе личностно-ориентированного подхода
Повысить качество обучения и воспитания, укрепить связь теоретических знаний спрактической деятельностью - это социальный заказ нашего общества педагогу....
Доклад "Формирование компетенций на основе личностно-ориентированного обучения с использованием современных методов"
Доклад на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин о формировании компетенций на основе личностно-ориентированного обучения с использованием современных методов...