Актуальные методы организации личностно-ориентированной модели в практической работе фельдшера
статья

Волкова Галина Владимировна

Личностно-ориентированный подход к медицинскому образованию и работе заключается в том, чтобы видеть не только учебные процедуры, обучение способам диагностики и лечения, а нечто гораздо большее - гуманитарные аспекты человеческих отношений. Отсюда и главная цель личностно-ориентированного подхода - способствовать личностному росту студентов и преподавателей при сохранении значимости задач подготовки к профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_volkovoy_2021.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методы организации личностно-ориентированной модели в практической работе фельдшера

СПб ГБПОУ Фельдшерский колледж

                                                         Волкова Г.В.

 

Личностно-ориентированный подход к медицинскому образованию и работе заключается в том, чтобы видеть не только учебные процедуры, обучение способам диагностики и лечения, а нечто гораздо большее - гуманитарные аспекты человеческих отношений. Отсюда и главная цель личностно-ориентированного подхода - способствовать личностному росту студентов и преподавателей при сохранении значимости задач подготовки к профессиональной деятельности.

Технология активного обучения (ТАО) — такая организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый участник либо имеет определённое ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.

ТАО включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого участника в мыслительную и поведенческую активность.

Цели

- формирование навыков продуктивного общения в условиях учебного процесса; - развитие умений аргументировать свою точку зрения, четко формулировать и излагать свои мысли;- развитие способности анализировать сложные ситуации, выявлять главное и второстепенное, причины их возникновения, находить способы и средства их разрешения;- совершенствование процессов внимания, памяти, мышления.

Особенности ТАО - повышение эмоциональной включенности обучаемых и творческий характер занятий; «вынужденная активность», принудительная активизация мышления и деятельности обучающихся;

- обязательность непосредственного взаимодействия обучаемых между собой, а также с преподавателем; -        формирование коллективных усилий, интенсификация процесса обучения.

Условия организации: проблемность; сотрудничество и кооперация; коллективное взаимодействие;   управление формированием и развитием индивидуально-психологических особенностей обучаемых;

- вовлечение обучаемых в постоянную активную деятельность: отвечает, анализирует, оценивает, классифицирует и т. п.;

Изменение модели преподавателя: соорганизатор, партнер, интерпретатор, консультант (традиционно — организатор, информатор, консультант).

Методы ТАО включают: проблемная лекция — собственно проблемная лекция, пресс-конференция, лекция вдвоем (чтение лекции несколькими специалистами из разных отраслей), лекция с запрограммированными ошибками.

Коллективно-групповая работа — динамические, статические пары и пары сменного состава; групповая работа.

Деловая игра — имитация ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

Организационно-деловые игры (ОДИ). Организационно-мыслительные игры (ОМИ). Драматизация и театрализация.

Синектика (развитие методики мозгового штурма) — метод объединения разнородных элементов, построенный на аналогии: прямая аналогия (как решаются подобные задачи); личная или эмпатическая аналогия (рассуждение с точки зрения объекта задачи); символическая аналогия (дается образное определение сути задачи); фантастическая аналогия (как бы эту задачу решили сказочные герои, инопланетяне).

Инверсия — переворачивание, перестановка слов, вещей, явлений, нарушающая их порядок; доказательство тезиса, противоположного тому, который только что был доказан.

Метод контрольных вопросов — А если сделать наоборот? Если изменить форму? И т. п. Мозговой штурм (атака) — метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы. Дискуссия, круглый стол. Метод фокальных объектов (объект, находящийся в фокусе внимания): признаки случайного объекта переносятся на фокальный, в результате чего получаются необычные сочетания, позволяющие преодолеть психологическую инверсию и косность мышления.

Метод эвристических вопросов — применяется для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или для упорядочения уже имеющейся информации в процессе решения творческих задач. Задаются вопросы: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда?, которые соединяются в определенной последовательности, что порождает множество новых вопросов.

Метод морфологического анализа — выделяются главные характеристики-(оси) объекта, а затем они анализируются во взаимосвязи. Игровое проектирование. Имитационный тренинг. Психотехнические игры и тренинги. Видеотренинги и др.

Таким образом, личностно-ориентированный подход в образовании и деятельности медицинских работников призван формировать профессиональные компетенции, прежде всего хорошие коммуникативные навыки, умение работать в команде и гуманное милосердное отношение к каждому человеку, нуждающемуся в помощи. Основной акцент делается на   профессии фельдшера в целом, а не на конкретной дисциплине (анатомии, патофизиологии, терапии и пр.). Предмет преподавания используется в качестве средства профессионального развития обучающихся. А педагог переходит от обычного академического курса и традиционных форм преподавания к разработке новых образовательных программ и учебных планов, соответствующих личностно-ориентированной модели образования и работы фельдшера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированный подход к обучающимся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности и методы его реализации.

Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответст...

Формы и методы работы с обучающимися по организации личностно-ориентированного обучения.

  Личностно-ориентированное обучение - одно из компетентностей новых стандартов ФГОСА ООО....

Практическое использование личностно-ориентированного подхода в обучении

В данной статье рассматривается один из самых действенных подходов в обучении студентов английскому языку – личностно-ориентированный, а практическая составляющая данной работы позволяет наглядно убед...

Интерактивные методы обучения на основе личностно-ориентированного подхода

Повысить качество обучения и воспитания, укрепить связь теоретических знаний спрактической деятельностью - это социальный заказ нашего общества педагогу....

Доклад "Формирование компетенций на основе личностно-ориентированного обучения с использованием современных методов"

Доклад на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин о формировании компетенций на основе личностно-ориентированного обучения с использованием современных методов...