Методическая разработка "Методы диагностики гельминтов"
методическая разработка

Решетникова Лидия Александровна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1-metod._razrabotka_2017g.docx966.22 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  профессиональное образовательное учреждение

«ТРОИЦКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»                                                                                         

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по специальности: 34.02.01 Сестринское дело

программа  подготовки специалистов среднего звена

среднего профессионального образования базовой подготовки

ОП.00  Общепрофессиональные дисциплины

ОП. 06 Основы микробиологии и иммунологии

тема: Методы диагностики гельминтов

г. Троицк, 2017г.

Автор:  Л.А. Решетникова, преподаватель первой квалификационной категории  ГБПОУ «Троицкий медицинский колледж»

Рецензент: О.А. Зеленая, председатель ЦМК  по специальности

Сестринское дело   ГБПОУ «Троицкий медицинский колледж»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

Дидактическая цель:

-  закрепить  знания по методам диагностики гельминтов;

- особенностей и жизнедеятельности гельминтов (трематод, цестод, нематод), источников инвазии, путей распространения и заражения гельминтами;

- профилактически гельминтозов;

- подготовка текста беседы по профилактике гельминтозов с различными группами населения.

Развивающая: 

-  развивать умение, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий;

 -  способствовать развитию практических навыков.

Воспитательная: 

-  способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию.

 -  способствовать формированию профессиональной деятельности и общего кругозора культуры.

 -   понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Тип занятия: практическое занятие

Место проведения: кабинет №9 основы микробиологии и иммунологии

                Продолжительность: 90минут

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

Метод

Основное назначение

Уровень усвоения

Приёмы

Мотивация

1. Объяснительно-иллюстративный

Организация усвоения информации обучаемыми путём сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия.

I

Словесные:

-беседа, рассказ,  работа с учебным пособием, объяснение;

наглядные:

-иллюстрации, демонстрация;

Формирует теоретические и фактические знания. Воспитывает нравственность, терпение. Развивает внимание, логическое мышление.

2.Репродуктив

ный

Формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний.

II – III

Решение ситуационных задач, выполнение практических заданий, работа по алгоритму.

Обогащают знания,  формируют умения и навыки, трудолюбие, наблюдательность, систематичность и аккуратность в работе.

3. Проблемное изложение

Раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их разрешения.

II – III

Постановка проблемы, анализ, установление причинно-следственных связей.

Развивает самостоятельность мышления, быстроту реакции, способствует развитию творческих решений.

Схема интегрированных связей

        

        

        

        

        

        

                

        

ТРЕБОВАНИЕ К ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

Иметь представление:

  • Изучение особенностей и жизнедеятельности гельминтов (трематод, цестод, нематод);
  • источников инвазии, путей распространения, заражения гельминтами;
  • методов обнаружения и профилактики гельминтозов. 

   Студент должен знать:

  • характеристику и классификацию гельминтов;
  • морфологию и жизнедеятельность гельминтов;
  • пути заражения гельминтами;
  • клинические проявления гельминтозов;
  • методы обнаружения гельминтов.

Студент должен уметь:

  • представлять методы микробиологической диагностики гельминтозов;
  • представлять технику забора биологического материала для исследования  для исследования яиц остриц.

             

ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

специальность  34.02.01 Сестринское дело

Данное занятие способствует формированию общих и профессиональных компетенций, таких как:

1. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.


2. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. 

3. ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

4. ОК 13. Вести 
здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

1. ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

2. ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения. 

3.ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

ОСНАЩЕНИЕ

Учебно-методические средства

- Технологическая карта учебного занятия «Методы диагностики гельминтов»;

- Методическая разработка для преподавателей «Методы диагностики гельминтов»;

-   Методические указания для студентов «Методы диагностики гельминтов»;

-   Обучающий материал по теме «Методы диагностики гельминтов»;

-   Рабочая программа;

-   Календарно-тематический план;

-   Тесты;

-   Научная литература.

 

       

                                           

ХРОНОКАРТА

1.  Организационный момент – 3 мин.

2.  Изложение плана, методика проведения занятия -  4 мин.

3.   Контроль исходного уровня знаний – 10 мин.

4.   Изучение нового материала –  15 мин.

5.  Закрепление и систематизация учебного материала – 40 мин.

6.  Задание на дом – 3 мин.

7.  Подведение итогов – 10 мин.

8.  Окончание занятия – 5 мин.

ЭТАПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ЗАНЯТИЯ

№п/п

Этап занятия

Время

(мин)

Цели и мотивация

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

1

Организационный момент

3

Проводится с целью подготовки студентов к работе, мобилизует внимание и концентрирует на предстоящую работу

Приветствует, обращает внимание на внешний вид, наличие конспектов, выявляет отсутствующих

На задаваемые преподавателем вопросы отвечает староста или дежурный

2

Изложение этапов проведения занятия

4

Активизация мыслительной деятельности студентов на изучаемую тему, профессиональ-ное ориентирование студентов.

Сообщает этапы проведения занятия

Слушают, осознают, ведут конспект

3

Контроль  исходного уровня знаний

10

Осмысление  пройденного материала.

Преподаватель раздаёт тестовые задания

Студенты отвечают письменно на задания теста

4

Изучение нового материала.

15

Научить студентов, на что ориенти-роваться при изучении нового материала, работать с раздаточным материалом, определить тему, сформули-ровать цели  и составить план занятия.

Раздаёт учебный материал, необходимый для формирования темы, целей и плана занятия (приложения

Студенты работают с раздаточным материалом, пытаются сформулировать тему занятия, цели и составляют план для достижения целей.

5

Самостоятельная работа

25

Изучение морфологии гельминтов и методов исследования материалов на наличие гельминтов.

Раздаёт учебный материал, необходимый для формирования темы, целей и плана занятия (приложения

Просмотр макро- и микропрепаратов (особей, члеников и яиц). Микропрепараты изучают с помощью штативной

     лупы и микроскопа с малым увели-чением (объектив 8, окуляр 10). Зарисовка микропрепаратов в тетради.

Проведение гельминтологического исследования фекалий и другого материала.

6

Закрепление и систематизация учебного материала

15

Выяснение степени усвоения знаний и умений, способность применять полученные знания и умения на практике.

Преподаватель создаёт условия для закрепления изучаемого материала, даёт методические указания, корректирует, руководит, дополняет, исправляет -  тем самым выявляет наиболее слабые места в изложении материала

Студенты в устной форме отвечают на вопросы преподавателя.

7

Подведение итогов занятия

10

Оценивание работы студентов на занятии, стимуляция интенсивной подготовки к занятию.

Преподаватель высказывает свою точку зрения в отношении работы студентов на занятии, оценивает группу в целом и каждого индивидуально, обращает внимание на сложные моменты темы.

Студенты выслушивают преподавателя, анализируют, в случае необходимости задают вопросы.

8

Задание на дом

3

Ориентирование студентов на самоподготовку, привлечение к внеаудиторной работе

Акцентирует и координирует внимание студентов на выполнение индивидуальной самостоятельной работы студентами, обращает внимание на важность задания, поясняет, где можно взять материал для подготовки данной темы (как основной, так и дополнительной), на что обратить особое внимание.

Студенты записывают рекомендации преподавателя.

9

Окончание занятия

5

Уборка рабочего места

Преподаватель проверяет

Студенты выполняют

ЛИТЕРАТУРА

1.   ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА                    2.   ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Борисов Л.Б.

   Микробиология, иммунология, вирусология.

   Издательство: МИА, 2005.

        1.  Алешукина А.В.

   Медицинская микробиология: Учебное

   пособие. – Ростов н\д: Феникс, 2003.

  1. Барышников Е.Н.,

 2005, 250

        2.  Г.Р. Бурместер

   Наглядная иммунология. – М.: БИНОМ.  

   Лаборатория знаний, 2007

      3. Билич Г.Л., Крыжановский В.А.  

      Биология. Полный курс. В 3-х томах. 
     Том 3. Зоология М. 2002. 

       3. Воробьёв А.А., Быков А.С.,

            Бойченко М.Н.

  Медицинская микробиология, вирусология

   и иммунология: учеб. для студентов мед.

   вузов. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Мед.

   информ. Агентство, 2006.

       4.   Воробьёв А.А.

Медицинская и санитарная микробиология: Учеб. пособие для студ. высш. мед. учеб. заведений / А.А. Воробьёв, Ю.С. Кривошеин, В.П. Широбоков. – М.: Издательский центр «Академия», 2003

       4. Кипайкин В.А., Рубашкина Л.А.

  Эпидемиология: Учебное пособие для

   студентов медицинских училищ и

   колледжей. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

       5.  Генис Д.Е.

«Медицинская паразитология» 1991,

       с.240
 

      5. Коротяев А.И., Бабичев С.А.

   Медицинская микробиология и вирусология.

   Издательство: СпецЛит, 2008.

       6.   Гинецинская Т.А., Добровольский 

            А.А.

Частная паразитология. М., 1978. Том 1,2.

      6. Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В.,    

    Рубашкина Л.А. 

  Инфекционный контроль в лечебно-

  профилактических учреждениях. Серия

  «Медицина для вас». Ростов н/Д: «Феникс»,

  2003.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1          

 

РАЗДЕЛ: ПАРАЗИТОЛОГИЯ.

ВРИАНТ  №  1.

 Выбери один правильный ответ

1. ЛЕНТЕЦ  ШИРОКИЙ  ОТНОСИТСЯ   К  КЛАССУ:

  1. сосальщики
  2. ленточные  черви
  3. круглые  черви
  4. кольчатые черви

2. ЗАБОЛЕВАНИЕ  -  ТЕНИАРИНХОЗ  ВЫЗЫВАЕТ  ГЕЛЬМИНТ:

  1. лентец широкий
  2.  бычий цепень
  3.  свиной  цепень
  4.  трихинеллы

3. ЗАБОЛЕВАНИЕ – ГИМЕНОЛИПЕДОЗ  ВЫЗЫВАЕТ  ГЕЛЬМИНТ:

  1. цепень карликовый
  2. цепень бычий
  3. цепень свиной
  4. трихинеллы

4. НЕВООРУЖЕННЫМ  ЯВЛЯЕТСЯ  ГЕЛЬМИНТ:

  1. свиной  цепень        
  2. бычий  цепень
  3. аскарида
  4. острица

5. ЗАРОДЫШ  В  ОБОЛОЧКЕ  У ВООРУЖЕННОГО  ЦЕПНЯ  НАЗЫВАЕТСЯ:

  1. плероцеркоид
  2. метацеркарии
  3. онкосфера
  4. фины

6. ПРОМЕЖУТОЧНЫМ  ХОЗЯИНОМ  ДЛЯ  ШИРОКОГО ЛЕНТЕЦА  ЯВЛЯЕТСЯ:

  1. пресноводные моллюски битинии
  2. веслоногий рачок корацидий
  3. свиньи
  4. собаки

7. ОКОНЧАТЕЛЬНЫМ  ХОЗЯИНОМ  ЯВЛЯЮТСЯ  КОШКИ. СОБАКИ, ЧЕЛОВЕК ПРИ  ЗАБОЛЕВАНИИ:

  1. дифиллоботриоз
  2. энтеробиоз
  3. гименолипедоз
  4. тениоз

 8. ГЕЛЬМИНТЫ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ  КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО  ПРЕБЫВАНИЕ  В ПОЧВЕ

   НАЗЫВАЮТСЯ:

  1. геогельминты
  2. биогельминты
  3. эндопаразиты
  4. эктопаразиты

9.СЛЕДУЮЩИЕ СТАДИИ  РАЗВИТИЯ: МЕЛКАЯ ВЕГЕТАТИВНАЯ ФОРМА, ТКАНЕВАЯ ФОРМА, КРУПНАЯ ВЕГЕТАТВНАЯ ФОРМА,  ИМЕЮТСЯ  У  ПРСТЕЙШИХ:

  1. лямблии
  2. трихоманады
  3. дизентерийная амеба
  4. токсоплазма

 10. У  ЧЕЛОВЕКА  ТРИХОМОНАДЫ  ПАРАЗИТИРУЮТ  В:                                    

  1. легких
  2. крови
  3. головном мозге
  4. половых путях

11. КОЖНЫЕ  ЯЗВЫ  ОБРАЗУЮТСЯ  ПИ  ЗАБОЛЕВАНИИ:

  1. трихинеллёз
  2. амебиаз
  3. лейшманиоз
  4. тениоз

12. ТРИХОМОНАДЫ  ОТНОСЯТСЯ  К  КЛАССУ:

  1. жгутиковые
  2. саркодовые
  3. споровики
  4. ресничные

13. ПЕРЕНОСЧИКАМИ   РИККЕТСИОЗА  ЦУЦУГАМУШИ  ЯВЛЯЮТСЯ:

  1. гамазовые  клещи
  2. аргасовые  клещи
  3. краснотелковые клещи
  4. иксодовые  клещи

 14. СЛЕДУЮЩИЕ  ФАЗЫ  МЕТАМОРФОЗА:  ЯЙЦО – ЛИЧИНКА – 3 ИЛИ 5 НИМФАЛЬНЫХ СТАДИЙ – ИМАГО, ИМЕЕТ  ВИД  КЛЕЩЕЙ:

  1. гамазовые  клещи
  2. аргасовые  клещи
  3. краснотелковые клещи
  4. иксодовые  клещи

15.КОМАРЫ  РОДА  Anopheles   ПЕРЕНОСЧИКАМИ  ЗАБОЛЕВАНИЯ:

  1. сыпной тиф
  2. чума
  3. малярия
  4. туляремия

 16. ЯЙЦА  ВШЕЙ  НАЗЫВАЮТСЯ:

  1. нимфы
  2. гниды
  3. имаго
  4. куколка

 

                                        

РАЗДЕЛ:  ПАРАЗИТОЛОГИЯ.

                                                     ВАРИАНТ № 2.

Выбери один правильный ответ

 1. ДИЗЕНТЕРИЙНАЯ  АМЕБА ОТНОСИТСЯ  К  КЛАССУ:

  1. саркодовые 
  2. жгутиковые
  3. споровики
  4. ресничные

 2. ПРОСТЕЙШИЕ  НЕ  ОБРАЗУЮЩИЕ  ЦИСТ И  РАЗВИВАЮТСЯ  БЕЗ  СМЕНЫ ХОЗЯЕВ:

  1. лямблии
  2. влагалищная  трихомонада
  3. лейшмании
  4. токсоплазма

 3. БАЛАНТИДИИ  ПАРАЗИТИРУЮТ В:

  1. толстом  кишечнике
  2. печени
  3. желудке
  4. тонком отделе

4. НИМФЫ  И  ИМАГО  НЕ  КРОВОСОСУЩИ  У  КЛЕЩЕЙ:

  1. иксодовых
  2. краснотелковых
  3. гамазовых
  4. аргасовых

 5. ПЕРЕНОСЧИКАМИ  ЧУМЫ  ЯВЛЯЮТСЯ:

 

  1. вши
  2. блохи
  3. клещи
  4. мухи

 6. СЛЕДУЮЩИЕ ФАЗЫ РАЗВИТИЯ: ЯЙЦО-4 ЛИЧИНОЧНЫЕСТАДИИ-КУКОЛКА-ИМАГО,  ИМЕЮТ  ЧЛЕНИСТОНОГИЕ:

  1. блохи
  2. мухи
  3. комары
  4. вши

 7. ПЕРЕНОСЧИКАМИ СЫПНОГО И ВШИВОГО ВОЗВРАТНОГО ТИФА ЯВЛЯЮТСЯ:

  1. мухи
  2. тараканы
  3. вши
  4. блохи

 8. ГЕЛЬМИНТЫ, РАЗВИТИЕ  КОТОРЫХ  ПРИСХОДИТ С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ  УЧАСТИЕМ  ПРОМЕЖУТОЧНОГО  ХОЗЯИНА  НАЗЫВАЮТСЯ:

  1. геогельминты
  2. биогельминты
  3. эндопаразиты
  4. эктопаразиты

 9. КРУПНЫЙ  РОГАТЫЙ  СКОТ  ЯВЛЯЕТСЯ  ПРОМЕЖУТОЧНЫМ  ХОЗЯИНОМ  ПРИ      ЗАБОЛЕВАНИИ:

  1. тениоз
  2. тениаринхоз
  3. дифиллоботриоз
  4. энтеробиоз

 10. ПРИ  ОПИСТОРХОЗЕ  ПРОМЕЖУТОЧНЫМ  ХОЗЯИНОМ  ЯВЛЯЮТСЯ:

  1. кошки
  2. пресноводные моллюски битинии
  3. свиньи
  4. собаки

 11.ТОЛЬКО  В  ОРГАНИЗМЕ  ЧЕЛОВЕКА  ПАРАЗИТИРУЕТ ГЕЛЬМИНТ:

  1. лентец  широкий
  2. аскарида
  3. острица
  4. свиной  цепень

 

 12.ВООРУЖЕННЫМ  ЯВЛЯЕТСЯ  ГЕЛЬМИНТ:

  1. лентец  широкий
  2. свиной  цепень
  3. бычий  цепень
  4. карликовый  цепень

 13. ТЕНИОЗ,  ВЫЗЫВЕТ  ГЕЛЬМИНТ:

  1. лентец  широкий
  2. свиной  цепень
  3. бычий  цепень
  4. карликовый  цепень

 

 14. ДИФИЛОБОТРИОЗ, ВЫЗЫВАЕТ ГЕЛЬМИНТ:

  1. лентец широкий
  2. бычий цепень
  3. эхинококк
  4. карликовый цепень

 15. АСКАРИДА  ОТНОСИТСЯ К  КЛАССУ:

  1. сосальщики
  2. ленточные  черви
  3. круглые  черви
  4. кольчатые черви

 16. ВЗРОСЛАЯ   АСКАРИДА   ПАРАЗИТИРУЕТ В:

  1. тонком кишечнике
  2. толстом кишечнике
  3. печени
  4. желчном пузыре

РАЗДЕЛ:  ПАРАЗИТОЛОГИЯ

ВАРИАНТ № 3

Выбери один правильный ответ

 1. ТРИХОМОНАДЫ  ОТНОСЯТСЯ  К  КЛАССУ:

  1. жгутиковые
  2. саркодовые
  3. споровики
  4. ресничные

 

2. СЛЕДУЩИЕ  СТАДИИ  РАЗВИТИЯ: МЕЛКАЯ  ВЕГЕТАТИВНАЯ ФОРМА, КРУПНАЯ ВЕГЕТАТИВНАЯ  ФОРМА, ТКАНЕВАЯ ФОРМА, ЦИСТА, ИМЕЮТСЯ  У  ПРОСТЕЙШИХ:

  1. лямблии
  2. трихомонады
  3. дизентерийная  амеба
  4. токсоплазма

 3. ТРИХОМОНАДА  ЧЕЛОВЕКА  ПАРАЗИТИРУЕТ  В:

  1. лёгких
  2. крови
  3. головном  мозге
  4. половых путях

 

 4. КОЖНЫЕ  ЯЗВЫ  ОБРАЗУЮТСЯ  ПРИ  ЗАБОЛЕВАНИИ:

  1. трихинеллёз
  2. амёбиаз
  3. лейшманиоз
  4. тениоз

 5. ПЕРЕНОСЧИКАМИ  РИККЕТСИОЗА  ЦУЦУГАМУШИ  ЯВЛЯЮТСЯ:

  1. гамазовые  клещи
  2. аргасовые  клещи
  3. краснотелковые  клещи
  4. иксодовые  клещи

 6. СЛЕДУЮЩИЕ ФАЗЫ МЕТАМОРФОЗА: ЯЙЦО-ЛИЧИНКА-3 ИЛИ 5 НИМФАЛЬНЫХ

      СТАДИЙ-ИМАГО, ИМЕЕТ  ВИД  КЛЕЩЕЙ:

  1. гамазовые
  2. аргасовые
  3. краснотелковые
  4. иксодовые

 7. КОМАРЫ  РОДА  Anopheles   ВЫЗЫВАЮТ  ЗАБОЛЕВАНИЕ:

  1. сыпной  тиф
  2. чума
  3. малярия
  4. туляремия

 

 8.  ЯЙЦА  ВШЕЙ  НАЗЫВАЮТСЯ:

  1. нимфы
  2. гниды
  3. имаго
  4. куколка

9. ЛЕНТЕЦ  ШИРОКИЙ ОТНОСИТСЯ  К КЛАССУ:

  1. класс сосальщики
  2. класс  ленточные черви
  3. класс круглые черви
  4. класс кольчатые  черви

 10. ЗАБОЛЕВАНИЕ – ТЕНИАРИНХОЗ  ВЫЗЫВАЕТ  ГЕЛЬМИНТ:

  1. лентец  широкий
  2. бычий  цепень
  3. свиной цепень
  4. эхинококк

 11. ЗАБОЛЕВАНИЕ – ГИМЕНОЛИПЕДОЗ  ВЫЗЫВАЕТ  ГЕЛЬМИНТ:

  1. цепень карликовый
  2. цепень  бычий
  3. цепень  свиной
  4. трихинеллы

 12. ГЕЛЬМИНТ  НЕВООРУЖЕННЫЙ:

  1. свиной  цепень
  2. бычий  цепень
  3. аскарида
  4. острица

 13. ЗАРОДЫШ  В  ОБОЛОЧКЕ  У  ВООРУЖЕННОГО  ЦЕПНЯ:

  1. плероцеркоид
  2. метацеркарии
  3. онкосфера
  4. финны

 14. ПРМЕЖУТОЧНЫМ  ХОЗЯИНОМ  ДЛЯ  ШИРОКОГО  ЛЕНТЕЦА  ЯВЛЯЕТСЯ:

  1. пресноводные моллюски битинии
  2. веслоногий рачок корацидий
  3. свиньи
  4. собаки

 15. ОКОНЧАТЕЛЬНЫМ  ХОЗЯИНОМ  ЯВЛЯЮТСЯ  КОШКИ,  СОБАКИ, ЧЕЛОВЕК:    

                                           

  1. дифилоботриоз
  2. энтеробиоз
  3. гименолипедоз
  4. тениоз

 16. ГЕЛЬМИНТЫ, ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ПРЕБЫВАНИЕ В ПОЧВЕ:                              

                                     

  1. геогльминты
  2. биогельминты
  3. эндопаразиты
  4. эктопаразиты

                                       

РАЗДЕЛ:  ПАРАЗИТОЛОГИЯ

ВАРИАНТ  № 4

Выбери один правильный ответ

1. ПРОСТЕЙШИЕ  НЕ ОБРАЗУЮЩИЕ  ЦИСТ  И  РАЗВИВАЮТСЯ  БЕЗ СМЕНЫ  ХОЗЯЕВ:

  1. лямблии
  2. влагалищная  трихомонада
  3. лейшмании
  4. токсоплазма

2. БАЛАНТИДИИ  ПАРАЗИТИРУЮТ  В  ОТДЕЛЕ  ЖЕЛУДОЧНО—КИШЕЧНОГО

       ТРАКТА:

  1. толстая  кишка
  2. печень
  3. желудок
  4. тонкий отдел

 3. ВЗРОСЛЫЕ  АСКАРИДЫ  ПАРАЗИТИРУЮТ В  ОТДЕЛЕ  ЖЕЛУДОЧНО-                                                      

        КИШЕЧНОГО  ТРАКТА:  

  1. тонкий кишечник
  2. толстый  кишечник
  3. печень
  4. желчный пузырь

 4.  НИМФЫ  И  ИМАГО  НЕ КРОВОСОСУЩИ  У  КЛЕЩЕЙ:

  1. иксодовые
  2. краснотелковые
  3. гамазовые
  4. аргасовые

5. ПЕРЕНОСЧИКАМИ  ЧУМЫ  ЯВЛЯЮТСЯ ЧЛЕНИСТОНОГИЕ:

  1. вши
  2. блохи
  3. клещи
  4. мухи

 6. ФАЗЫ  РАЗВИТИЯ  ЧЛЕНИСТОНОГИХ  ЯЙЦО- 4 ЛИЧИНОЧНЫЕ СТАДИИ-КУКОЛКА – ИМАГО:

  1. блохи
  2. мухи
  3. комары
  4. вши

 7. ПЕРЕНОСЧИКАМИ  СЫПНОГО  ТИФА, ВШИВОГО ВОЗВРАТНОГО ТИФА

       ЯВЛЯЮТСЯ  НАСЕКОМЫЕ:

  1. мухи
  2. тараканы
  3. вши
  4. блохи

 

 8. АСКАРИДА  ОТНОСИТСЯ К  КЛАССУ:

  1. класс  сосальщики
  2. класс  ленточные  черви
  3. класс  круглые черви
  4. класс кольчатые черви

 9.ЗАБОЛЕВАНИЕ - ДИФИЛОБОТРИОЗ ВЫЗЫВАЕТ  ГЕЛЬМИНТ:

  1. лентец широкий
  2. бычий  цепень
  3. эхинококк
  4. карликовый  цепень

10. ЗАБОЛЕВАНИЕ – ТЕНИОЗ ВЫЗЫВАЕТ ГЕЛЬМИНТ:

  1. лентец широкий
  2. свиной цепень
  3. бычий  цепень
  4. карликовый  цепень

 11. ВООРУЖЕННЫМ  ЯВЛЯЕТСЯ ГЕЛЬМИНТ:

  1. лентец широкий
  2. свиной цепень
  3. бычий цепень
  4. острица

 12. В ОРГАНИЗМЕ  ЧЕЛОВЕКА ПАРАЗИТИРУЕТ  ТОЛЬКО:

  1. лентец  широкий
  2. аскарида
  3. острица
  4. свиной  цепень

 13. ПРИ  ОПИСТОРХОЗЕ  ПРМЕЖУТОЧНЫМ  ХОЗЯИНОМ  ЯВЛЯЮТСЯ:

  1. кошки
  2. пресноводные моллюски
  3. свиньи
  4. собаки

 14. КРУПНЫЙ РОГАТЫЙ  СКОТ  ЯВЛЯЕТСЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫМ ХОЗЯИНОМ

     ПРИ  ЗАБОЛЕВАНИИ:

  1. тениоз
  2. тениаринхоз
  3. дифиллоботриоз
  4. энтеробиоз

 15. ГЕЛЬМИНТЫ , РАЗВИТИЕ КОТОРЫХ  ПРОИСХОДИТ С  ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ

      УЧАСТИЕМ  ПРОМЕЖУТОЧНОГО  ХОЗЯИНА:

  1. геогельминты
  2. биогельминты
  3. эндопаразиты
  4. эктопаразиты

 16. ДИЗЕНТЕРИЙНАЯ  АМЁБА  ОТНОСИТСЯ К  КЛАССУ:

  1. саркодовые
  2. жгутиковые
  3. споровики
  4. ресничные

Приложение №1а

Ответы по разделу «Паразитология»

                   

I

II

III

IV

1

б

1

а

1

а

1

б

2

б

2

б

2

в

2

а

3

а

3

а

3

г

3

а

4

б

4

а

4

в

4

а

5

в

5

б

5

в

5

б

6

б

6

г

6

б

6

г

7

б

7

в

7

в

7

в

8

а

8

б

8

б

8

в

9

в

9

б

9

б

9

а

10

г

10

б

10

б

10

б

11

в

11

б

11

а

11

в

12

а

12

в

12

г

12

б

13

в

13

б

13

в

13

б

14

б

14

а

14

б

14

б

15

в

15

в

15

б

15

б

16

б

16

а

16

а

16

а

             

 Критерии оценки:

до 10 % неправильных ответов – «отлично»

до 20 % неправильных ответов – «хорошо»

до 30 % неправильных ответов – «удовлетворительно»

свыше 30 % неправильных ответов – «неудовлетворительно»

     

                                             

Приложение №2

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №11

Тема: «Микробиологическая диагностика гельминтов»

Цель занятия: Изучение морфологии гельминтов и методов исследования материалов на наличие гельминтов.

Материальное оснащение: Макро- и микропрепараты инфинитивных стадий и яиц различных гельминтов. Учебные таблицы: «Яйца различных видов гельминтов, паразитирующих у человека», «Миграция личинок аскариды в организме человека», «Цикл развития широкого лентеца и кошачьей двуустки», «Цикл развития вооруженного и невооруженного цепней».

ПЛАН ЗАНЯТИЯ.

  1. Изучение морфологии гельминтов и их яиц.
  2. Исследование фекалий и других материалов на присутствие яиц гельминтов и члеников.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

  1. Просмотр макро- и микропрепаратов (особей, члеников и яиц). Микропрепараты изучают с помощью штативной

     лупы и микроскопа с малым увеличением (объектив 8, окуляр 10). Зарисовка микропрепаратов в тетради.

  1. Проведение гельминтологического исследования фекалий и другого материала.

Макроскопическое исследование кала на обнаружение паразитов и их члеников. Свежие испражнения просматривают без всякой обработки, затем для более детального осмотра смешивают с водой и просматривают в плоской посуде (фотографические кюветы темного цвета).

Еще лучшие результаты дает метод отмучивания - к суточному количеству испражнений прибавляют 5-10-кратное количество воды, перемешивают и после отстоя воду сливают. Эту манипуляцию повторяют 3-4 раза. Отмытый осадокосматривают в кювете невооруженным глазом и через лупу.        

Исследование испражнений на яйца глистов по методу Фюллеборна. К 5 или 10 г испражнений добавляют 20-кратное количество насыщенного раствора хлорида натрия (400 г поваренной соли на 1 л горячей воды), размешивают и дают отстояться 45 мин -1 час        

. затем образовавшуюся пленку переносят широкой петлей на предметное стекло и микроскопируют. Метод основан на всплывании яиц гельминтов в насыщенном растворе хлорида натрия. Однако яйца широкого лентеца и неоплодотворенные яйца аскарид не всплывают, поэтому, помимо пленки, надо исследовать 2-4 препарата осадка, который извлекают со дна пипеткой.

Определенные преимущества перед описанным методом имеет исследования по модификации Калантарян. Исследование ведут так же, как и по методу Феллеборна, но вместо насыщенного раствора хлорида натрия используют раствор нитрата натрия (плотность 1,4).

При этом всплывают неоплодотворенные яйца аскарид и широкого лентеца, поэтому нет необходимости в исследовании осадка.

Учащиеся проводят исследования фекалий по методу Феллеборна или Калантарян и, пользуясь таблицей-определителем, устанавливают видовую принадлежность обнаруженных яиц.

Консервация яиц гельминтов в пробах фекалий проводится в трех случаях, когда микроскопия испражнений на месте взятия материала невозможна. В качестве консервантов применяют моющие синтетические средства: 10 % раствор «Лотоса» или 1,5 % раствор «Экстры». Эти растворы прибавляют к фекалиям в отношении 5:1. метод дает возможность сохранить яйца в течении 6 мес.

Исследование овощей. Овощи заливают на 16-24 ч водой и встряхивают. Жидкость фильтруют и фильтрат микроскопируют.

Исследование почвы. Эмульгируют 10-15 г почвы в 100 мл 5% раствора едкого натра. Взвесь центрифугируют, надосадочную жидкость сливают, осадок смешивают в насыщенном растворе нитрата натрия и снова центрифугируют.

Поверхностную пленку смешивают с водой и фильтруют в воронке Голдмана (через планктонный фильтр). Фильтрат микроскопируют.

Исследование на острицы. Можно исследовать соскоб с перианальных складок, для чего спичкой, смоченной в 50 % глицерине, берут соскоб с раздвинутых перианальных складок. Со спички материал снимают краем предметного стекла в каплю глицерина (щелочи или воды), находящуюся на другом предметном стекле, и микроскопируют. При другом способе яйца снимают с перианаль-ной области липкой полиэтиленовой лентой или полихлорвиниловой пленкой, который потом микроскопируют.

На острицы исследуют также материал из подногтевых пространств.

Осмотр мяса на финноз. Исследуют мясо всех убойных животных, кроме лошадей. Осматривают и тщательно прощупывают язык у туши, разрезают (параллельно поверхности нижней челюсти) и осматривают жевательные мышцы. Затем осматривают сердце и делают несколько продольных разрезов. Разрезают и осматривают мышцы корня языка, шейные мышца и диафрагму.

Исследование мяса на трихинеллез. Исследованию подлежит мясо свиней и других плотоядных животных. Для трихиноскопии берут их ножек диафрагмы исследуемой туши две пробы мяса - 60 г каждая.

Из каждой пробы делают по 12 срезов толщиной не более 3 мм. Срезы раскладываются по одному в поле нижнего стекла компрессориума поперек его длины (по 12 с каждой стороны). Затем накладывают верхнее стекло и, завинчивая винты, раскладывают срезы до таких пределов, чтобы через них можно было прочесть газетный шрифт и в таком виде исследуют. Срезы из замороженной свинины окрашивают раствором метиленового синего; срезы солонины обрабатывают глицерином, разведенным пополам с водой. Исследование рыбы на наличие личинок кошачьей двуустки. Это исследование проводится у карповых рыб в районах, неблагополучных по описторхозу. Для исследования вырезают кусочки подкожно-жирового и поверхностного мышечного слоя на спинке. Эти кусочки помещают на препаровальный столик лупы и при легком надавливании предметным стеклом рассматривают под лупой при увеличении в 10 или 20 раз. Выборочно просматривают подозрительные участки под микроскопом. Если личинка живая, отчетливо видны ротовая и брюшная присоски, а экскретор-ный пузырь сильно преломляет свет. Жизнеспособность личинки можно определить также по ее подвижности после нагревания препарата, а также путем окраски 0,3 % раствором розолловой кислоты и биологическим методом (заражение лабораторных животных).

Исследование рыбы на зараженность плероцеркоидами лентеца широкого. Для исследования берут 16 щук и налимов, и 30 окуней и ершей, желательно крупного размера. Рыбу вскрывают по средней линии брюшка и осторожно извлекают внутренние органы. Каждый орган осматривают на наличие плероцеркоидов как на поверхности, так и на разрезе. После осмотра внутренних органов приступают к осмотру мышц - сначала поверхности, затем отдельных кусочков.

При осмотре тканей рыбы рекомендуется использовать лупу. Можно изучить зараженность рыбы и компрессионным методом: срезы толщиной 6-8 мм сдавливают между предметными стеклами и просматривают под лупой.

Длина плероцеркоида 2-2,5 см, ширина 2-3 мм, белого цвета. Имеет червеобразно-булавидную форму. На головном отделе под лупой видна присасывающая щель. Для определения жизнеспособности личинок их помещают в изотонический раствор хлорида натрия при температуре 28-30° С или в желудочный сок. Живые плероцеркоиды подвижны.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.

По какому принципу построена эпидемиологическая классификация гельминтозов? Перечислите виды гельминтов разных групп.

Для каких гельминтов человек является промежуточным хозяином?

На какие виды гельминтов (их личинок) проводится исследование мяса убойных животных?

Назовите заболевания человека, вызываемые гельминтами.

Приложение № 3

Гельминтозы - наиболее распространенные паразитарные заболевания человека, вызываемые различными представителями низших червей - гельминтов. Возбудители болезней человека относятся к двум типам гельминтов: круглые черви Nemathelminthes (класс Nematoda), плоские черви Plathelminthes, класс ленточных червей Cestoidea и сосальщиков Trematoda и включают более 280 видов; из них наиболее широкое распространение имеют примерно 50 видов, а на территории России встречаются около 20 видов гельминтов.

Совокупность природно-климатических факторов и социально-экономических предпосылок определяет преимущественное распростране-ние гельминтозов в странах тропического и субтропического поясов, в то время как в развитых странах заболеваемость низкая. В нашей стране с конца 20-х годов прошлого века велась научно обоснованная борьба с гельминтозами, что привело к значительному снижению заболеваемости у населения.

Однако в 90-х годах отмечена тенденция к увеличению пораженности некоторыми гельминтозами - и прежде всего нематодозами: энтеробиозом и аскаридозом, также растет число зарегистрированных больных токсокарозом, трихинеллезом; не улучшается эпидемическая обстановка в очагах распространения: описторхоза и цестодозов - дифиллоботриоза, тениидозов, эхинококкозов.

Борьба с паразитарными болезнями приобретает актуальность в международном масштабе: расширение международных экономических связей, миграция населения приводят к увеличению паразитарных заболеваний.

По официальным данным, заболеваемость гельминтозами. Ежегодно в нашей стране выявляется 2 млн. больных паразитарными заболеваниями. На первом месте стоит энтеробиоз - регистрируется свыше 700 тысяч больных в год. Второе место по распространенности занимает аскаридоз - от 60 до 100 тысяч больных в год.

По неофициальным оценкам, 95-99% населения имеет паразитов, но не знает об этом. В основном это связано с недостаточным финансированием мер по профилактике гельминтозов, сложным социально-экономическим положением, а также с общим ухудшением экологии в стране.

 Многие водопроводы и канализационные системы, особенно в селе, остались бесхозными, на настоящий момент они являются источниками загрязнения не только окружающих водоемов, но питьевой воды.

В связи с этим увеличивается вероятность заражения при употреблении загрязненной питьевой воды, использовании ее при мытье посуды, овощей и фруктов.

В местах отдыха и купания 40% проб воды открытых водоемов не удовлетворяет гигиеническим требованиям по бактериальной загрязненности из-за обнаружения яиц гельминтов.

Развитие малого бизнеса в пищевой промышленности при недостаточном технологическом контроле привел к снижению качества и безопасности пищевой продукции. Появились незаконные точки убоя скота, подпольные производства мясопродуктов, не прошедших ветеринарный контроль.

Ухудшению ситуации также способствует выдача сертификатов ветеринарного контроля на пищевую продукцию «на коммерческой основе», снижение качества профосмотров, прием на работу лиц без санитарных книжек.

Ежегодно в мире регистрируется рост численности домашних животных. По данным Российской Кинологической Федерации, около 5млн. породистых собак зарегистрировано в России. В целом, предположительно, в нашей стране около 30 млн. собак, к тому же многие из них безнадзорны. По данным различных исследований до 80% домашних собак заражены глистами.

Проблема загрязнения окружающей среды фекалиями этих животных становится все более острой. Обследованиями, проведенными в различных странах, установлена значительная обсемененность почвы в населенных пунктах яйцами гельминтов с колебаниями до 60% положительных проб.  

 Наиболее обсеменены яйцами гельминтов места около мусорных контейнеров, дворики, песочницы детских садов, рынки, ветлечебницы города, подвалы домов.

На сегодняшний день вследствие сложившейся проблемы большое значение имеет диагностика гельминтозов, что особенно важно на ранних этапах заболевания.

Целью нашей работы является теоретическое изучение методов современной диагностики самых распространенных гельминтозов, использующихся на сегодняшний день в клинической практике.

Задачи работы:

выявление наиболее эффективных методов исследования гельминтозов в клинической практике;

Знакомство со статистикой ВОЗ;

определение преимуществ и недостатков разнообразных методов;

выявление наиболее результативного методов;

изучение истории развития гельминтозов

изучение применяющихся и перспективных методов выявления гельминтозов. 

1.Широкий лентец Diphyllobothrium latum (рис. 20.8, а) - наиболее частый возбудитель дифиллоботриоза у человека. Стробила имеет длину около 10 м. Головка снабжена ботриями - присасывательными щелями, зрелые членики характеризуются маткой розетковидной формы небольших размеров. Матка имеет связь с внешней средой, поэтому созревающие яйца свободно выводятся из нее. Яйца желтоватого цвета, длиной до 71 мкм, имеют на одном полюсе крышечку, а на другом - маленький бугорок. Паразит широко распространен в зоне с умеренным климатом. Заболевание встречается по берегам крупных рек и озер.

Жизненный цикл широкого лентеца типичен для этой группы паразитов. Яйца попадают в воду, и из них выходит личинка корацидий, покрытая ресничками. Ее проглатывают первые промежуточные хозяева - циклопы. Циклопов с процеркоидами съедают рыбы, в мышцах и икре которых накапливаются плероцеркоиды. Из рыб чаще всего поражаются окуни, ерши, налимы и щуки. Крупные хищные рыбы при поедании более мелких инвазированных рыб накапливают плероцер-коидов в своем организме. При этом плероцеркоиды перемещаются у них из кишечника в ткани внутренней среды и половую систему и растут. В одной крупной щуке на протяжении ее жизни может накапливаться до сотни плероцеркоидов. Поэтому именно крупные рыбы для человека являются наиболее опасным источником инвазии ди-филлоботриозом. Окончательные хозяева - кроме человека, рыбоядные млекопитающие (медведи, собаки, выдры и т.д.). Таким образом, дифиллоботриоз - природно-очаговое заболевание. У человека это заболевание встречается чаще у рыбаков, туристов и людей, употребляющих в пищу слабопросоленную рыбу и икру домашнего производства.

Дифиллоботриоз - опасное заболевание не только потому, что паразит имеет большие размеры тела и может вызвать кишечную непроходимость, но и в связи с тем, что он находится в антагонистических отношениях с нормальной микрофлорой кишечника, вызывая дисбактериоз. При этом нарушается всасывание витаминов группы В и развивается тяжелая анемия с нарушением кроветворения в красном костном мозге, связанная с развивающимся дефицитом витамина В12.

Диагностика заболевания основана на обнаружении яиц и обрывков зрелых члеников паразита в фекалиях.

Личная профилактика заражения - см. выше. Общественная профилактика - охрана водоемов от фекального загрязнения.

Кроме этого паразита известны несколько других видов p. Diphyl-lobothrium, имеющих меньшее эпидемиологическое значение в связи с малыми ареалами распространения (в Прибайкалье, на территории части Эвенкии, на Сахалине и т.д.) и с тем, что человека они поражают довольно редко, их окончательные хозяева обычно рыбоядные птицы и мелкие млекопитающие. Цикл развития их, методы профилактики и

диагностики заболеваний не отличаются от приведенных для широкого лентеца.

2. Острица детская Enterobius vermicularis - возбудитель энтеробиоза - самого распространенного гельминтоза, который встречается в основном у детей. Мелкий червь с выраженным половым

диморфизмом: самка достигает в длину 12 мм, тело ее прямое, сзади заостренное. Самцы мельче (до 5 мм) и свернуты спирально. Яйца овальны, несколько асимметричны, прозрачны и бесцветны, длиной до 50 мкм.

Жизненный цикл в целом соответствует циклу развития власоглава, но яйца достигают инвазионности после откладывания не за несколько недель, а всего за несколько часов. Поэтому при энтеробиозе часто происходит аутоинвазия. Обитают острицы в нижнем отделе тонкой кишки, питаясь ее содержимым. Самки со зрелыми яйцами выползают из анального отверстия и откладывают яйца на коже промежности, вызывая при этом сильный зуд. При расчесывании зудящих мест яйца попадают на руки, затем на белье и игрушки. При проглатывании яиц из них быстро развиваются взрослые паразиты, продолжительность жизни которых около 1 мес. Патогенное действие остриц связано с тем, что зуд промежности приводит к нарушению сна, к нервному истощению. Возможно также нарушение стенки кишечника.

Лабораторная диагностика имеет особенности: в фекалиях яйца обнаруживаются редко, поэтому их исследуют в мазке с перианальных складок промежности.

Личная профилактика - соблюдение правил личной гигиены, особенно тщательное мытье рук после сна, короткая стрижка ногтей. Общественная - регулярное обследование детей в детских учреждениях, лечение больных, регулярные обследования также работников детских учреждений и предприятий общественного питания.

3.Аскарида человеческая Ascaris lumbricoides  ,возбудитель аскаридоза - крупный гельминт, самки которого достигают 40 см длины, а самцы - 20 см. Зрелые яйца овальны и бугристы, оболочка их толстая и многослойная. Цвет желтовато-коричневый, длина до 60 мкм. Плодовитость аскариды огромна: самка откладывает ежедневно до 20 000 яиц.

Этот вид очень близок к свиной аскариде, которая в Юго-Восточной Азии может легко заражать человека и, наоборот, человеческая - свиней. Это свидетельствует об их относительно недавнем происхождении от одного предка и о времени начала дивергенции не ранее начала одомашнивания свиней, которое происходило в Юго-Восточной Азии.

Жизненный цикл типичен для гельминтов этой группы. Яйца созревают при высокой влажности почвы и температуре 18-25 °С за 2-3 нед. Инвазия большим числом аскарид может привести к закупорке кишечника или общего желчного протока. Известны случаи атипичной локализации аскарид: в гортани, среднем ухе, печени и даже сердце. При этом необходимо срочное хирургическое вмешательство.

По данным ВОЗ, аскаридозом в данное время страдают 700 млн человек.

4. Трихинелла Trichinella spiralis - возбудитель трихинеллеза - мелкий гельминт длиной до 4 мм. Распространен очень широко, на всех континентах и во всех природно-климатических зонах. Этому благоприятствуют такие особенности биологии паразита, как способность личинок переживать неблагоприятные условия на протяжении десятков лет. Хозяевами трихинеллы могут быть различные хищные и всеядные млекопитающие, в том числе человек. Распространение трихинелл происходит обычно при поедании животными друг друга.

Человек заражается, поедая мясо зараженных животных, чаще всего свиней. Проглоченные личинки в кишечнике быстро достигают половой зрелости. Каждая оплодотворенная самка рождает около 1500 живых личинок, после чего погибает. Личинки пробуравливаются через стенку кишечника и, транспортируясь кровью, оседают в поперечнополосатых мышцах: чаще всего в диафрагме, межреберных, дельтовидных. Здесь они после разрушения части мышечных волокон спирально скручиваются и инкапсулируются.

При попадании трихинелл в ослабленный организм возможно развитие первого поколения личинок не в мышцах хозяина, а в ворсинках его кишечника, после разрушения которых личинки вновь возвращаются в просвет кишки, достигают там половой зрелости и размножаются. Следующее поколение личинок уже оседает в мышцах хозяина. Этим достигается резкое увеличение размеров популяции паразита, который в обычных случаях размножаются у одного хозяина лишь один раз, и соответственно резкое утяжеление заболевания, часто приводящее к смерти.

Личинки трихинелл после гибели хозяина сохраняют жизнеспособность даже после разложения его трупа. В пищеварительной системе трупоядных наземных и даже водных животных - жуков-мертвоедов, почвенных червей, мелких ракообразных, рыб, хищных птиц и чаек - личинки сохраняют жизнеспособность в течение нескольких дней. Перечисленные животные выступают в цикле развития паразитов как транспортные хозяева и способны передавать возбудителя по цепи питания до тех пор, пока личинки не попадут в организм хозяина, в котором возможно нормальное развитие паразита. Сложными цепями питания с передачей личинок транспортными хозяевами обеспечивается фактически всесветное распространение трихинеллы и существование таких природных очагов трихинеллеза, как очаги даже в зоне арктических пустынь.

Известно, что 67% ездовых собак в Гренландии и 50% белых медведей архипелага Шпицберген, многие тюлени и даже некоторые китообразные поражены трихинеллезом. На Аляске и в северных штатах Канады трихинеллы обнаруживаются в мышцах моржей. Основной источник питания этих животных - рыба, морские беспозвоночные, яйца и птенцы морских птиц и т.д. Эти животные становятся транспортными хозяевами трихинеллы после того, как разлагающиеся трупы инвазированных животных и помет птиц оказываются в воде и личинки паразита попадают в организмы мелких водных ракообразных, которыми питаются более крупные беспозвоночные и рыбы. Поедая их, млекопитающие постепенно накапливают в организме огромное количество трихинелл, становясь опасным источником заражения человека. Свиньи как наиболее частый источник инвазий человека заражаются, поедая не только крыс и мышей, но и насекомых, червей, рыбу, трупы и помет птиц, в которых сохраняются жизнеспособные личинки.

Патогенное действие трихинеллы включает как общеаллергические явления, так и нарушение функций мышц.

Диагноз основывается на данных анамнеза - употребление мяса диких животных и не проверенной ветеринарной службой свинины, а также на результатах биопсии мышц.

Личная профилактика - тщательная термическая обработка свинины и особенно мяса диких животных. Общественная профилактика – санитар-ный надзор в свиноводстве, проверка свинины на торговых точках и на предприятиях общественного питания.

5.Бычий цепень Taeniarrhynchus saginatus  возбудитель тениаринхоза, достигает в длину 4-10 м. На головке имеет только четыре присоски. Гермафродитные членики квадратной формы, матка в них не разветвляется, а яичник состоит из двух долей. Зрелые членики сильно вытянуты. Матка очень разветвлена, число ее боковых ветвей достигает 17-34 пар. Яйца содержат онкосферы, расположенные под тонкой прозрачной оболочкой, которая быстро разрушается. Онкосфе-ры имеют три пары крючьев и толстую, радиально исчерченную оболочку. Диаметр онкосфер около 10 мкм. Тениаринхоз распространен повсеместно, где население употребляет в пищу сырое или недостаточно обработанное говяжье мясо.

Жизненный цикл бычьего цепня типичен. Основной хозяин только человек, промежуточный - крупный рогатый скот. Особенность этого вида - то, что с фекалиями человека членики выделяются группами по 5-6. Корова, проглотив такие членики, становится промежуточным хозяином паразита. В ее мышцах формируются финны, называемые цистицерками. Финна представляет собой пузырек, заполненный жидкостью, в котором находится сколекс. В мышцах финны могут сохранять жизнеспособность долгие годы. При поедании мяса такой коровы в желудке под действием кислой среды желудочного сока головка вывертывается, прикрепляется к стенке кишки, и развивается новый цепень.

Диагностика несложна - при обнаружении зрелых члеников в фекалиях, так как членики имеют характерное строение.

Профилактика тениаринхоза заключается в охране пастбищ от заражения фекалиями человека.

6.Кошачий сосальщик Opisthorchis felineus-  возбудитель описторхоза. 

Длина тела до 13 мм. Характерная особенность - два хорошо окрашивающихся лопастевидных семенника на заднем конце тела. Яйца длиной 26-30 мкм, с крышечкой. Описторхоз - эндемичное для России заболевание. У человека чаще всего встречается в Западной Сибири, но изредка проявляется и в европейской части СНГ - в Волжско-Камском бассейне, в бассейне рек Дона, Днепра, Днестра и Северского Донца. Обнаружен и в бассейне Немана. Известны природные очаги без участия человека также в Казахстане.

Первый промежуточный хозяин кошачьего сосальщика - моллюск Bithynia leachi, второй - карповые рыбы, в мышцах которых локализуются метацеркарии паразита. Окончательные хозяева - различные дикие и домашние рыбоядные млекопитающие и человек.

Описторхоз - биогельминтоз, характеризующийся поражением печени, поджелудочной железы и имеющий хроническое течение. Заражение человека происходит при употреблении малосоленой, слабо провяленной, сырой или недостаточно термически обработанной рыбы, содержащей личинки кошачьей двуустки.

К биогельминтам также относят эхиноккокоз вызывается ленточным гельминтом эхинококком, который паразитирует в кишечнике собак, волков, лисиц и др. животных. Промежуточным хозяином могут быть свиньи, мелкий и крупный рогатый скот, человек. Заражение людей может происходить при контакте с инвазированной собакой или др. животными, на шерсти которого находятся яйца, через зараженную воду, овощи, зелень. Яйца разносятся с током крови в печень, легкие и др. органы и ткани, где они превращаются в пузырчатую однокамерную или многокамерную личиночную форму. Если личиночной формой поражены печень и легкие животных, то они утилизируются, а туши используются без ограничения

7. Финна - личиночная форма паразита, обычно с полостью внутри и со сформировавшейся головкой. Финны некоторых ленточных червей способны размножаться бесполым путем за счет внутреннего или наружного почкования. Это увеличивает вероятность заражения основного хозяина и выживания потомства паразита. Окончательный хозяин, обычно хищное животное или человек, проглатывает финну вместе с тканями промежуточного хозяина. При этом головка паразита прикрепляется к стенке кишки хозяина и начинается рост шейки, образование члеников и развитие гельминта.

В связи с тем, что окончательный хозяин заражается этими гельминтами, поедая промежуточных хозяев, взаимоотношения хозяина и паразита на разных стадиях развития червей различны.

Если основной хозяин, в кишечнике которого находится гельминт, страдает от него относительно несильно, то жизнеспособность промежуточного хозяина с финнами этих червей в легких, мозгу или печени оказывается резко снижена. Это увеличивает вероятность, что окончательным хозяином будут съедены именно инвазированные животные.

По особенностям биологии ленточных червей, имеющих медицинское значение, можно разделить на группы, жизненный цикл которых связан и не связан с водной средой. Вторую группу подразделяют на гельминтов:

• использующих человека как окончательного хозяина,

• обитающих в человеке как в промежуточном хозяине,

• проходящих в человеке весь жизненный цикл.

Соответственно этому различны пути заражения человека, патогенное действие паразитов, диагностика, лечение и профилактика соответствующих заболеваний.

Болезни, вызываемые ленточными червями, называют цестодозами. Многие виды ленточных червей поражают только человека, другие встречаются также и в природной обстановке, для них характерно существование классических природных очагов. Цестод, обитающих в человеке как в основном хозяине, сближает то, что они живут в кишечнике и всегда в небольшом количестве. Это объясняется выраженной внутривидовой конкуренцией, в которой выживают лишь единичные особи. На интенсивности размножения это не отражается, так как плодовитость их огромна.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

В настоящее время нет простого, доступного и надежного метода диагностики гельминтозов. Выбор того или иного метода зависит от вида гельминта, а также стадии заболевания.

В заключении хочется напомнить о том, что диагностика любого

заболевания должна быть своевременной. Присутствие паразитов может стать причиной развития достаточно серьезных проблем со здоровьем.

Важное значение на сегодняшний день в связи с сложившейся ситуацией следует уделить профилактике.

Профилактика гельминтозов включает комплекс мероприятий по выявлению больных, их лечение, обеспечение условий жизни, быта и производства, исключающих распространение этих болезней, охрану и оздоровление окружающей среды от возбудителей. Объем и характер проводимых мероприятий по снижению заболеваемости наиболее распространенными среди населения Российской Федерации геогельминтозами определяуровнем пораженности, климатическими условиями, особенностями быта и хозяйственной деятельности населения и результатами санитарно-гельминтологического мониторинга, так как геогельминтозы - это в первую очередь санитарная проблема. В основе профилактики трихинеллеза, тениаринхоза, тениоза лежит обеспечение безопасности для здоровья человека мясной продукции, а предупреждение описторхоза, дифиллоботриозов, и других гельминтозов, передающихся через рыбу, ракообразных, моллюсков и пресмыкающихся, состоит в обеспечении гарантированной безопасности рыбной и другой соответствующей продукции.

Профилактика и борьба с эхинококкозом и альвеококкозом осуществляется с помощью мер, направленных на предупреждение заражения человека, сельскохозяйственных животных, собак; необходимы санитарное просвещение, проведение регулярного медицинского обследования контингентов риска (оленеводов, звероводов, охотников). В профилактике гельминтозов, передающихся контактным путем (энтеробиоз), основное значение имеют меры, направленные на разрыв механизма передачи их возбудителей, при этом следует учитывать, что эти гельминтозы преимущественно поражают детей в организованных коллективах.

Необходимо соблюдать меры личной профилактики - мыть руки перед едой, после посещения туалета, возвращения с улицы домой, после контакта с животными. Ягоды, овощи, фрукты, зелень нужно тщательно промыть проточной водой и ополаскивать кипяченой водой. Нельзя пробовать сырой мясной или рыбный фарш. Рыбу, морепродукты, мясо следует хорошо прожаривать, тушить или варить. Необходимо помнить о своих домашних животных - не вскармливать им сырую рыбу, мясо, внутренние органы животных, проводить периодически их профилактические лечение (дегельминтизацию). 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

1. М. В. Северин, Д. Н. Понамарев, В. М. Борзунов, Т. Б. Третьякова. Методы диагностики наиболее распространенных протозоозов и гельминтозов Екатеринбург 1996г. -71с.

. А. М. Бронштейн, Н. А. Малышев. »Гельминтозы человека» Москва 2010 г. -109с.

. Методическое пособие Гельминтозы в практике педиатра Москва 2008г. -30с.

. . Петровский А. В. Паразитология, Мн. : Светач, 2007г. 354с.

. Аскерко А. Ч. Основы паразитологии Мн. : БГМУ, 2008 -140с.

. Селявка А. А. Общая паразитология Мн. : Знание, 2007 -250с.

. http: //doctorspb. ru/ медицинский портал для врачей и студентов.

. Биология под редакцией академика РАМН, профессора В. Н. Ярыгина: Том 2. Москва издательская группа «ГЭОТАР-Медиа», 2012 - 553с.

. Макеев О. Г. , Буханцев В. А. , Кабонина О. И. , Костюкова С. В. , Ошурков П. А. Учебно-методическое пособие к практическим занятиям для студентов 1 курса. Основы медицинской паразитологии - Екатеринбург, 2015 - 96с.

. Слюсарев А. А. , Жукова С. В. - К. : Вищашк. Головное издательство, 1987-415с.

. http: //www. pasteur-nii. spb. ru/ Гельминтология

12. http: //www. rusnauka. com/17_APSN_2013/Biologia/10_140855. doc. htm

клинико-патогенетические особенности и современное состояние диагностики, 

Воот... а я их за, Да это косточки гранатовые

АСКАРИДЫ

http://1parazit.ru/images/chelovecheskaya-askarida.jpg

Гель…, обитающими в человеческом организме, вызываемых..

ОСТРИЦЫ

Острицы... которые живут в организме, паразиты - Глисты

Острицы

Описторхоз на фото

ОПИСТОРХИ

широкий лентец симптомы у человека

широкий лентец

http://images.myshared.ru/30/1307312/slide_22.jpg

http://netparazitam.ru/wp-content/uploads/2016/08/CHervi-trihinelly.jpg

Червь трихинеллы

https://classconnection.s3.amazonaws.com/168/flashcards/1016168/jpg/2011-11-02_11.37.131327102041881.jpg

ТРИХИНЕЛЛЫ

http://www.ifish.net/gallery/data/500/medium/P10100023.JPG

http://amur-bereg.ru/attachments/1310526388_090603-maggots-heal-wounds_big-jpg.65792/

ФИННОЗНОЕ МЯСО

Внешний вид бычьего цепня

Бычий цепень

Бычий цепень

Бычий цепень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект учебного занятия по ПМ 02 " Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных " на тему «Патологоанатомический метод диагностики заболеваний»

В данном конспекте учебного занятия представлена разработка урока по модулю "Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных" на тему "Патологоанатомический метод диагностики...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 Диагностическая деятельность специальность 31.02.01 Лечебное дело ( Раздел 2 Диагностика заболеваний Тема 1.03 Диагностика во фтизиатрии. Тема 1.07 Диагностика в гериатрии)

Профессия фельдшер универсальна и в первую очередь, подразумевает огромную профессиональную самостоятельность и, как следствие этого, еще более огромную ответственность.Диагностическая деятельность пр...

Дипломная работа студента «Сравнительная характеристика гематологических показателей анемий и их дифференциальная лабораторная диагностика» по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика

Дипломная работа студента «Сравнительная характеристика гематологических показателей анемий и их дифференциальная лабораторная диагностика» по специальности 31.02.03 Лабораторная диагности...

Методический и контролирующий материал по теме: "Лейкозы" (курс "Современные методы клинических исследований в лабораторной диагностике" специальность Лабораторная диагностика")

Методический и контролирующий материал по теме: "Лейкозы" (курс "Современные методы клинических исследований в лабораторной диагностике" специальность Лабораторная диагностика"...

Введение в криминалистику. Криминалистическая идентификация и диагностика. Предмет, система и задачи науки криминалистики. Криминалистическая идентификация и диагностика

Введение в криминалистику. Криминалистическая идентификация и диагностика. Предмет, система и задачи науки криминалистики. Криминалистическая идентификация и диагностика...

Методическая разработка практического занятия (для преподавателя) ПМ.01 Диагностическая деятельность Раздел1. Диагностика внутренних болезней у пациентов разного возраста Тема "Диагностика эндокринных заболеваний. Сахарный диабет"

         Методическая разработка предназначена и разработана для преподавателя профессионального модуля ПМ.01 Диагностическая деятельность  МДК 01.01 Пропедевтика ...

Рабочая программа ПМ 03. НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ МДК 03.01 Дифф. диагностика и оказание НМП на догоспитальном этапе Раздел 03.01.2 Дифференциальная диагностика и оказание НМП на догоспитальном этапе в педиатрии, фтизиатрии

Рабочая программа ПМ 03. НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ МДК 03.01 Дифф. диагностика и оказание НМП на догоспитальном этапе Раздел 03.01.2  Дифференциальная диагностика и ок...