Обследование пациентов с заболеваниями мочевыделительной системы.
план-конспект урока
Методические рекомендации для преподавателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mochevyd_sist_metod_razrab.docx | 72.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка практического занятия
для преподавателей
Тема: Обследование пациентов с заболеваниями мочевыделительной системы.
Дисциплина: Пропедевтика клинических дисциплин
Специальность: 31.02.01«Лечебное дело»
Преподаватель профессиональных модулей
Арзанова А.Ж.
Москва 2020
Методический блок
Паспорт
Содержание:
1.Название темы
2.Количество часов
3.Цели занятия
4.Междисциплинарные связи
5.План занятия с поминутным распределением времени
6.Самостоятельная внеаудиторная работа студентов (домашнее задание)
7.Критерии оценки деятельности студентов
Введение (мотивация)
Заболевания мочевыделительной системы широко распространены среди населения, особенно такие как пиелонефриты, гломерулонефриты и МКБ. Врачам и фельдшерам часто приходится сталкиваться с этими заболеваниями в своей практической деятельности, особенно с их осложнениями: ОПН, и ХПН. Для того чтобы своевременно оказать медицинскую помощь пациенту необходимо правильно диагностировать заболевание или его осложнение, своевременно оказать больному необходимую медицинскую помощь, что особенно важно для фельдшеров, работающих в бригадах СМП.
Для того, чтобы поставить диагноз необходимо полно обследовать пациента, применяя необходимые методы исследования: опрос, сбор анамнеза, объективное обследование (осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию) и инструментально-лабораторное исследование.
Вид занятия—практическое, проводится в кабинете доклинической практики.
Время, отведённое на изучение данной темы—2часа.
Организационный момент | 5 минут |
Актуализация темы | 5минут |
Контроль исходного уровня знаний | 20 минут |
Изучение нового материала | 40 минут |
Отработка практических навыков | 50 минут |
Закрепление изученного материала | 30 минут |
Итоговый контроль знаний | 20 минут |
Подведение итогов занятия, задание на дом | 10минут |
Всего | 180 минут |
Оснащение занятия:
На бригаду:
1. Интерактивная доска
2. Презентация «Методы обследования пациентов»
На двух студентов:
1. Тонометры—5штук
2.Фонендоскопы—10щтук
3. Схема истории болезни—5
4.Бланки лабораторных анализов
Цели занятия:
Общая цель:
После изучения данного методического пособия студент может самостоятельно провести обследование пациента с заболеваниями органов эндокринной системы.
Конкретная цель(уметь) | Исходный уровень знаний-умений (межпредметные связи) |
1. Выявить основные жалобы пациента, сгруппировать их по синдромам | Общая и медицинская психология. Тема: Межличностное общение. |
2.Дать оценку общего состояния пациента, положения в постели, состояния сознания, кожных покровов, подкожно-жирового слоя, наличие отеков. | 1. ОСД Тема: Оценка функционального состояния пациента. 2.Анатомия и физиология человека Тема: Строение и функция мочевыделительной системы - почек 3.Латинский язык Тема: Терминология |
Провести осмотр кожных покровов, слизистых оболочек | 1.Анатомия и физиология человека Темы: Строение и функция почек Строение и функция мочевыводящих путей Строение и функция мочевого пузыря 2. Латинский язык Тема: Терминология |
Провести аускультацию сердца и сосудов Провести пальпацию почек | 1.Анатомия и физиология человек Тема: Строение кровеносных сосудов, сердца 1.Анатомия и физиология человека Тема: Строение и функция почек |
Прочитать анализ крови | 1.Анатомия и физиология человека Тема: Строение и функция крови |
Прочитать анализ мочи | 1. Анатомия и физиология человека Тема: Строение и функция моче -выделительной системы 2.Латнский язык Тема: Терминология |
Дать интерпретацию полученным данным | 1.ОСД Тема: Оценка функционального состояния человека |
Самостоятельная работа студентов
1. Составить алгоритм обследования пациента с заболеваниями органовмочевыделительной системы. Схема обследования пациента дана в приложении.
2. Подготовка кратких реферативных сообщений с использованием специальной литературы и периодической печати. Примерный перечень тем прилагается. Сообщения докладываются на занятии при изучении или повторении соответствующего раздела с соблюдением регламента времени(5-7мин).
*Тема: Субъективное обследование пациента, значение для диагностики заболеваний мочевыделительной системы: опрос больного—жалобы, анамнез болезни и жизни.
*Тема: Объективное обследование пациента: осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация. Значение для диагностики заболеваний мочевыделительной системы.
*Тема: Значение лабораторно-инструментального исследования для диагностики заболеваний мочевыделительной системы.
3.Составить диагностические задачи по темам: интоксикационный синдром, кардиологический синдром, мочевой синдром.
4.Курация пациентов с заболеваниями органов мочевыделительной системы и заполнением истории болезни по предложенной схеме (см приложение)
Самостоятельную работу преподаватель может организовать индивидуально или малыми группами, опираясь на уровень подготовленности студентов
Список рекомендуемой литературы:
1.Василенко В.Х., Гребнёв А. Л.—Пропедевтика внутренних болезней.
2.Гришакова Н.А.—Использование активных форм и методов обучения в преподавании спецдисциплин.
3.Довгяло О. Г., Сипарова Л.С. –Руководство к практическим занятиям по пропедевтике внутренних болезней.
4.Милькаманович В.К.—Методическое обследование, симптомы и симптомокомплексы в клинике внутренних болезней.
5.Струтынский и др. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. Атлас.
6.Шведов В. В., Шапошник И. И.—Курс пропедевтики внутренних болезней в схемах и таблицах.
7.Смолева Э.В.—Пропедевтика клинических дисциплин.
Информационный блок.
Содержание:
1. Входной контроль в виде теста. Оценка знаний по мочевыделительной системе
Лекция
1.Функция почек в организме. Таблица
2. Основные симптомы при заболеваниях мочевыделительной системы
3. Синдромы при заболеваниях мочевыделительной системы.
4.Особенности анамнеза при заболеваниях мочевыделительной системы
5. Объективное обследование при заболеваниях мочевыделительной системы
6. Лабораторно-инструментальные методы исследования.
7.Словарь медицинских терминов
Анатомо-физиологические особенности почек. Почки располагаются в забрюшинном пространстве, на уровне 12 грудинного и 3-х верхних поясничных позвонков. Имеют бобовидную форму, вогнутый медиальный край, имеет углубления-ворота почки, через которые проходит почечная артерия, вена, мочеточник. На разрезе состоит из наружного коркового слоя и внутреннего мозга. Корковый слой состоит из клубочков и гломерул, а мозговое в-во состоит из 8-18 почечных пирамид. Основание обращено кнаружи, вершина- внутри. В пирамидах проходят собирательные трубочки, которые переходят в сосочковые протоки. Они, сливаясь вместе образуют малые почечные чашечки. Малые чашки, сливаясь, образуют лоханку, а из лоханок берет начало мочеточник. Структурной единицей почки является нефрон. Состоит из сети капилляров около 50, снаружи покрыт капсулой Боумана-Шумлянского. В клубочке имеются клетки, которые вырабатывают гормон ренин. От капсулы идет мочевой каналец (состоит из проксимального отдела, нисходящего отдела, петля Генле, восходящий отдел, дистальный(конечный)отдел, затем впадает в собирательные трубочки (проход в пирамидах).
Функции почек: 1.Образование мочи.
2.Экскреторная (выводятся конечные продукты обмена).
3.Эндокринная.
Процесс образования мочи. Кровь через почечную артерию подходит к клубочкам, там фильтруется. Задерживаются только белки и форменные элементы крови. Все остальное фильтруется. В канальцах происходит обратное всасывание (реабсорбция). Из предварительной мочи происходит всасывание: вода, глюкоза, соли, катионы, анионы.
Экскреторная функция. С мочой выводятся из крови конечные продукты белкового обмена (мочевина, мочевая к-та, креатинин). При патологии может повыситься проницаемость сосудистой стенки капилляров и мембраны. С мочой могут выходить белок и форменные элементы крови.
Эндокринная функция. В почках вырабатывается ренин, эритропоэтин (образуются эритробласты, затем образуются эритроциты). При гибели тканей почки, эритропоэтин не вырабатывается это ведет к анемии. Вырабатывается активная форма вит Д3, т.к. регулируется работа почек. Она регулируется нервным и гуморальным путем. Нервная-определяет тонус сосудов. Способность почек концентрировать и разводить мочу определяет антидиуретический гормон, который вырабатывается в задней доле гипофиза. При обезвоживании секреция АДГ увеличивается, и абсорбция будет увеличиваться, диурез будет снижаться. При обильном поступлении жидкости в организм выработка гормона снижается, обратное всасывание снижается, диурез увеличивается.
Основные симптомы и методы обследования.
Отеки. Чаще утром на лице под глазами в области век. При прогрессировании отечного синдрома, могут появиться на голенях, бедрах, брюшной стенке, в полостях(анасарка). При осмотре (глаза в виде щелочек). Кожные покровы бледные, отеки не сопровождаются одышкой и цианозом.
Уменьшение количества мочи. Если мочи меньше 500-олигурия. Если меньше 200 и/или не выделяется-анурия. Увеличение мочи более 2 л-полиурия. Никтурия -выделение мочи ночью. Дизурические расстройства-нарушение мочеиспускания (болезненность, частые мочеиспускания) м.б. изменение цвета мочи. В норме моча соломенно-желтого цвета, м.б. макрогематурия (розовая или красная-мочекаменная болезнь, при опухоли почки, туберкулезе). Цвет мочи м.б. цвета мясных помоев- при остром гломерулонефрите. Если реакция мочи кислая-цвет коричневый. Цвет может меняться от приема лекарственных препаратов, продуктов. Микроскопическое исследование мочи
Синдром артериальной гипертензии. Клинически проявляется головной болью, головокружением, повышением диастолического АД (при заболеваниях уменьшается кровоснабжение почек и развивается ишемия (вырабатывают ренин, он превращается в АТ1, затем АТ2 и суживает просвет сосудов)).
Болевой синдром. При гломерулонефрите и пиелонефрите боли тупые, ноющие. При мочекаменной болезни м.б. лихорадка, м.б. синдром почечной недостаточности (шлаки не выводятся с мочой, накапливаются в крови, и ведут к развитию комы).
Дополнительные методы исследования.
ОАМ-моча собирается утром (после утреннего туалета) несколько капель в унитаз, остальное в банку. Количественные методы.
Анализ мочи по Нечипоренко-форменные элементы крови в 1мл(норма): эритроциты до 1000, лейкоциты до 4000, цилиндры 15-20).
Анализ мочи по Адиссу Каковскому-тоже самое, только за сутки. Вечером приносят большую банку, в 6 утра мочатся в унитаз, затем все в банку до следующего утра) норма–эрит-ы 1×;лей-ы 2;цилиндры 2×.
Функциональные методы. Анализ мочи по Зимницкому(8Банок)- определяют фильтрационную и контрационную способности почек. Лаборант в каждой банке определяет количество и относительную плотность мочи. В норме ОПМ должна соответствовать количеству мочи в данной банке. Где количество мочи меньше-ОП больше. В норме колеблется ОПМ от 1015-1026. Гипостенурия-стойкое снижение относит. плотности мочи ниже 1015, но она соответ. кол-ву мочи в каждой банке (колеблется 1000-1015); Изостенурия-относит. плотность находится в пределах нормы, но она не колеблется, т.е. не соответ. кол-ву мочи в каждой банке; Изогипостенурия-относит.плотность ниже 1015 и она не колеблется.
Проба Реберга-больной собирает мочу за сутки и в моче определяют количество креатинина. Утром натощак берут кровь из вены и определяют креатинин. И по формуле рассчитывают уровень креатинина. В норме 0,053-0,114ммоль\л. Опеределяют клубочковую фильтрацию=80-120мл\мин. Определяют канальцевуюреабсорбцию=97-99%.
Рентгенологическое исследование почек-в/в экскреторная урография (контраст. вещество урографин, 70% верографин)-дозу по весу, в ампулах по 10 мл 60 %. За 3 дня до исследования исключить газообразующие продукты, больному вечером ставят клизму, если есть метеоризм - эспумизан и утром клизму. Утром приходит в кабинет и ему в/в вводят подогретое до температуры тела контрастное вещество (т.к. содержит йод, м.б. аллергическая реакция -необходимо сделать пробу: вводят 1мл и в течении 3-5 мин смотрят за больным, если нет реакции, то вводят остальное), далее делают снимки; -
УЗИ-за 5-8ч есть больному нельзя. За 1,5-2 ч до исследования больной должен выпить 1,5л воды и проводят УЗИ мочевого пузыря.;
-Сцинтирование (исслед. с радиоактивным веществом);
-Допплерисследование (сосуды почек);
-МРТ;
-Цистоскопия-осмотр внутренней поверхности мочевого пузыря; Хромоцистоскопия- раздельное определение функции каждой почки и верхних мочевых путей с помощью красочной пробы (в норме в-во должно появится в устье мочеточника через 5-6минут);
-КТ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для проведения практического занятия по теме "Обследование пациентов при заболеваниях эндокринной системы".
Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме "Обследование пациентов при заболеваниях эндокринной системы"....
Методическая разработка по теме "Обследование пациентов при заболевании органов дыхания".
Данная методическая разработка предназначен для проведения практического занятия по теме "Обследование пациентов при заболевании органов дыхания"....
Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме: Методика обследования пациентов с заболеваниями мочеполовой системы
Методические рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело...
ТЕМА: СЕСТРИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ.
Тема: Сестринская деятельность в реабилитации пациентов с заболеваниями мочевыделительной системы....
методическая разработка по ПМ01 "Обследование пациентов с заболеваниями эндокринной системы"
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей профессиональных модулей, для самостоятельной работы обучающихся 2 курса на практических занятиях по ПМ.01 Диагностическая деятельность ...
Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы» и «Методы обследования пациентов с заболеваниями ЖКТ» раздела 1. «Пропедевтика и диагностика заболеваний терапевтического профиля» МДК 01.01 «П
Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы» и «Методы обследования пациентов с заболеваниями ЖКТ» раздел...
Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями дыхательной системы», «Методы обследования пациентов с заболеваниями мочевыводящей системы» и «Методы обследования пациентов с заболеваниями эндокринной системы» раздела 1
Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями дыхательной системы», «Методы обследования пациентов с заболеваниями мочевыводящей системы»...