методическая разработка по ПМ01 "Обследование пациентов с заболеваниями эндокринной системы"
методическая разработка
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей профессиональных модулей, для самостоятельной работы обучающихся 2 курса на практических занятиях по ПМ.01 Диагностическая деятельность Раздел: Диагностика внутренних болезней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
endokrinologiya_metodichka.docx | 217.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Московской области
«МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1»
Мытищинский филиал
Специальность: 31.02.01 «Лечебное дело»
ЦМК учебных дисциплин и профессиональных модулей специальностей «Лечебное дело», «Сестринское дело», «Акушерское дело»
ПМ 01 Диагностическая деятельность Раздел: 1 Диагностика внутренних болезней
Тема: Обследование пациентов с заболеваниями эндокринной системы.
Разработчик:
Арзанова А.Ж. – преподаватель первой квалификационной категории
ГБПОУ МО «Московский областной медицинский колледж № 1» Мытищинский филиал
Рассмотрена и утверждена на заседании ЦМК Согласована
учебных дисциплин и профессиональных модулей Заместитель директора
специальностей «Лечебное дело», «Сестринское дело», по учебной работе
«Акушерское дело» __________________ 2020 Шабарова М.Н.
Председатель ЦМК ____________
Ф.И.О. ________________________ « »______________ 2020 год
Специальность «Лечебное дело»
Данная методическая разработка предназначена для преподавателей профессиональных модулей, для самостоятельной работы обучающихся 2 курса на практических занятиях по ПМ.01 Диагностическая деятельность Раздел: Диагностика внутренних болезней.
Тема: Обследование заболеваний эндокринной системы.
Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 31.02.01 «Лечебное дело»
Пояснительная записка
В пособии определены цели занятия, которые сформулированы в терминах деятельности (уметь). Имеется план занятия с хронокартой. Дозировка времени на каждый этап продумана. Предусмотрено материально-техническое обеспечение занятия в виде схем, собственных учебных пособий, раздаточного материала, алгоритмов выполнения манипуляций, бланков лабораторных анализов. В методической разработке практического занятия представлены методы активного обучения, кейс-технологии, которые способствуют усвоению студентами знаний и умений по диагностике и лечению заболеваний эндокринной системы
Дан большой список литературы. В пособии предусмотрен входной контроль уровня знаний в виде фронтального опроса с эталонами ответов. Достаточно отводится времени на самостоятельную работу студентов для того, чтобы осуществлять практические навыки—провести пальпацию щитовидной железы, правильно провести обследование пациента, а также уметь интерпретировать лабораторные анализы.
Для закрепления, полученных знаний предусмотрено решение ситуационных задач на выявление симптомов и синдромов заболеваний эндокринной системы. Ответы на поставленные задания требуют знания изученного материала.
Прилагаются эталоны ответов и критерии оценки.
Методический блок
Содержание:
1.Название темы
2.Количество часов
3.Цели занятия
4.Междисциплинарные связи
5.План занятия с поминутным распределением времени
6.Самостоятельная внеаудиторная работа студентов (домашнее задание)
7.Критерии оценки деятельности студентов
8. Приложение
ПМ.01 Диагностическая деятельность. Раздел 1 Диагностика внутренних болезней.
Тема: Обследование пациентов с заболеваниями эндокринной системы.
Цели занятия:
- оказать помощь студентам в изучении заболеваний эндокринной системы;
- оказать помощь студентам в усвоении знаний – этиологии, патогенеза, клиники, осложнений, диагностики, дифференциальной диагностики, принципов лечения;
- оказать помощь студентам в отработке приемов диагностики заболеваний эндокринной системы и неотложных состояний (сборе анамнеза, проведении объективного обследования);
- овладеть методикой анализа и интерпретации данных субъективного и объективного обследования пациента;
- научиться оформлять медицинскую документацию.
Задачи занятия:
- Учебная – способствовать формированию и закреплению теоретических знаний на практике, оказать помощь студентам в усвоении на практическом занятии клинических симптомов артериальной гипертензии, гипертонических кризов (ГК). Изучить осложнения, принципы диагностики, дифференциальной диагностики лечения АГ и ГК.
- Развивающая – развивать у студентов клиническое мышление – умение выделять существенные признаки и симптомы, характерные для АГ и ГК, применение теоретических знаний на практике.
- Воспитательная – воспитывать у студентов дисциплинированность, ответственность, бережное и внимательное отношение к больному, соблюдение этических норм медицинского работника, четкое выполнение медицинских назначений.
Изучение данной темы способствует формированию следующих профессиональных компетенций:
5.2.1. Диагностическая деятельность
ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.
ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.
ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.
ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.
5.2.2. Лечебная деятельность
ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.
ПК 2.2. Определять тактику ведения пациента.
ПК 2.3. Выполнять лечебные вмешательства.
ПК 2.4. Проводить контроль эффективности лечения.
ПК 2.5. Осуществлять контроль состояния пациента.
ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.
ПК 2.7. Организовывать оказание психологической помощи пациенту и его окружению.
ПК 2.8. Оформлять медицинскую документацию.
После изучения данной темы студент должен знать:
- современные теории этиологии и патогенеза заболеваний эндокринной системы, особенности современной манифестации этой патологии;
- дифференциальную диагностику заболевания;
- особенности диетотерапии при заболеваниях эндокринной системы;
- методы внебольничной диагностики;
- показания к экстренной и плановой госпитализации;
После изучения данной темы студент должен уметь:
- оценить данные расспроса и выявить проблемы пациента;
- провести объективное обследование;
- обосновать предварительный диагноз и составить план обследования;
- оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях;
- назначить лечение в пределах компетенции фельдшера;
- выявить возможные осложнения заболеваний эндокринной системы;
Вид занятия—практическое, проводится в кабинете доклинической практики.
Время, отведённое на изучение данной темы—2 час.
Хронокарта занятия
Организационный момент | 5 минут |
Актуализация темы | 5минут |
Контроль исходного уровня знаний | 25 минут |
Изучение нового материала | 40минут |
Отработка практических навыков | 40 минут |
Закрепление изученного материала | 35 минут |
Итоговый контроль знаний | 25 минут |
Подведение итогов занятия, задание на дом | 5минут |
Всего | 180минут |
Оснащение занятия:
1. Тонометры
2.Фонендоскопы
3. Методические пособия с алгоритмом выполнения манипуляций—пальпация щитовидной железы
4.Бланки лабораторных анализов
Введение (мотивация)
Эндокринные заболевания широко распространены среди населения, особенно такие как сахарный диабет, тиреотоксикоз. Врачам и фельдшерам часто приходится сталкиваться с этими заболеваниями в своей практической деятельности, особенно с их осложнениями: с диабетической и гипогликемической комами при сахарном диабете, а также с тиреотоксическим кризом и гипотиреоидной комой. Для того, чтобы своевременно оказать медицинскую помощь пациенту необходимо правильно диагностировать эндокринологическое заболевание или его осложнение, своевременно оказать больному необходимую медицинскую помощь, что особенно важно для фельдшеров, работающих в бригадах СМП.
Для того, чтобы поставить диагноз необходимо обследовать пациента, применяя необходимые методы исследования: опрос, сбор анамнеза, объективное обследование (осмотр, пальпацию, перкуссию, аускультацию) и инструментально-лабораторное исследование.
После изучения данного методического пособия студент может самостоятельно провести обследование пациента с заболеваниями органов эндокринной системы.
Конкретная цель(уметь) | Исходный уровень знаний-умений (межпредметные связи) |
1. Выявить основные жалобы пациента, сгруппировать их по синдромам | Общая и медицинская психология. Тема: Межличностное общение. |
2.Дать оценку общего состояния пациента, положения в постели, состояния сознания, кожных покровов, подкожно-жирового слоя, щитовидной железы, наличие глазных симптомов. | 1. ОСД Тема: Оценка функционального состояния пациента. 2.Анатомия и физиология человека Тема: Строение и функция эндокринных желёз. 3.Латинский язык Тема: Терминология |
Провести осмотр кожных покровов, полости рта, области щитовидной железы—наличие симптома «толстой» шеи, органов зрения | 1.Анатомия и физиология человека Темы: Строение и функция кожи Строение и функция щитовидной железы Строение и функция органа зрения 2. Латинский язык Тема: Терминология |
Провести аускультацию щитовидной железы Провести пальпацию щитовидной железы: ориентировочную и специальную | 1.Анатомия и физиология человек Тема: Строение кровеносных сосудов 1.Анатомия и физиология человека Тема: Строение и функция щитовидной железы |
Прочитать анализ крови | 1.Анатомия и физиология человека Тема: Строение и функция крови |
Прочитать анализ мочи | 1. Анатомия и физиология человека Тема: Строение и функция моче -выделительной системы 2.Латинский язык Тема: Терминология |
Дать интерпретацию полученным данным | 1.ОСД Тема: Оценка функционального состояния человека |
.
Самостоятельная работа студентов
1. Составить алгоритм обследования пациента с заболеваниями органов эндокринной системы. Схема обследования пациента дана в приложении.
2. Подготовка кратких реферативных сообщений с использованием специальной литературы и периодической печати. Примерный перечень тем прилагается. Сообщения докладываются на занятии при изучении или повторении соответствующего раздела с соблюдением регламента времени(5-7мин).
*Тема: Субъективное обследование пациента, значение для диагностики эндокринных заболеваний: опрос больного—жалобы, анамнез болезни и жизни.
*Тема: Объективное обследование пациента: осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация. Значение для диагностики заболеваний эндокринной системы.
*Тема: Значение лабораторно-инструментального исследования для диагностики заболеваний эндокринной системы.
3.Составить диагностические задачи по темам: невротический синдром, кардиологический синдром, диспепсический синдром.
4.Курация пациентов с заболеваниями органов эндокринной системы и заполнением истории болезни по предложенной схеме (см приложение)
Самостоятельную работу преподаватель может организовать индивидуально или малыми группами, опираясь на уровень подготовленности студентов
Список рекомендуемой литературы:
1.Василенко В.Х., Гребнёв А. Л.—Пропедевтика внутренних болезней.
2.Оттвагина
3.Довгяло О. Г., Сипарова Л.С. –Руководство к практическим занятиям по пропедевтике внутренних болезней.
4.Милькаманович В.К.—Методическое обследование, симптомы и симптомокомплексы в клинике внутренних болезней.
5.Струтынский и др. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. Атлас.
6.Шведов В. В., Шапошник И. И.—Курс пропедевтики внутренних болезней в схемах и таблицах.
7.Смолева Э.В.—Пропедевтика клинических дисциплин.
8. Отвагина Т.В. Терапия (оказание медицинских услуг в терапии): учебное пособие. - Издание 8-е, доп. и перераб. Феникс, 2017 стр.113-123
9. лекционный материал, www.medcollegelib.ru;
Информационный блок.
Содержание:
Лекция
1.Функция эндокринных желёз в организме. Таблица
2. Основные симптомы при заболеваниях эндокринной системы
3. Синдромы при заболеваниях эндокринной системы.
4.Особенности анамнеза при заболеваниях эндокринной системы
5. Объективное обследование при заболеваниях эндокринной системы.
6. Лабораторно-инструментальные методы исследования.
7.Словарь медицинских терминов
Железы внутренней секреции— вырабатывают гормоны, которые поступают непосредственно в кровь, так как железы не имеют собственных выводных протоков.
Различают:
железы только внутренней секреции —щитовидные и околощитовидные железы, гипофиз, половые железы.
железы смешанной секреции— поджелудочная железа (внешней и внутренней секрецией).
Гормоны вырабатываются не только в железах внутренней секреции, но и в клетках головного мозга, в кишечнике, почках.
Гормоны находятся в крови в малых количествах, обладают высокой биологической активностью. Гормоны влияют на все виды обмена веществ, участвуют в регуляции функций нервной, сердечно— сосудистой, пищеварительной и других систем.
Все железы внутренней секреции находятся в тесной взаимосвязи, поэтому нарушение функции одной из желёз внутренней секреции вызывает изменения в других.
Железы | Выделяемые гормоны | Функции | ||
Гипоталамус | Либерины, статины | Регуляция секреции гипофизарных гормонов | ||
Гипофиз | Тропные гормоны(АКТГ, ТТГ, ФСГ, ЛГ, ЛГТ) | Регуляция деятельности щитовидной, половых желёз и надпочечников | ||
Гормон роста | Регуляция роста организма, стимуляция белкового синтеза | |||
Вазопрессин (антидиуретический гормон) | Влияет на интенсивность мочевыделения, регулирует количество выделяемой организмом воды | |||
Щитовидная железа | Тиреоидные (йодосодержащие) гормоны—тироксин и другие | Повышает интенсивность энергетического обмена и роста организма, стимуляция рефлексов | ||
Кальцитонин | Контролирует обмен кальция в организме, «сберегая» его в костях | |||
Паращитовидная железа | Паратгормон | Регулирует концентрацию в крови кальция | ||
Поджелудочная железа (островки Лангерганса) | Инсулин | Повышение уровня глюкозы в крови, стимуляция печени на превращение глюкозы в гликоген, ускорение транспорта глюкозы в клетки (кроме нервных клеток) | ||
Глюкагон | Повышение уровня глюкозы в крови, стимулирует быстрое расщепление гликогена до глюкозы в печени и превращение белков и жиров в глюкозу | |||
Надпочечники | Мозговой слой: 1)адреналин 2)норадреналин | Повышение уровня глюкозы в крови(поступление из печени для покрытия энергетических затрат); Стимуляция сердцебиения, ускорение дыхания и повышение кровяного давления | ||
Корковый слой: 1)глюкокортикоиды(кортизон) | Одновременное повышение глюкозы в крови и синтеза гликогена в печени. Влияет на жировой и белковый обмен (расщепление белков), устойчивость к стрессу, противовоспалительное действие | |||
2) альдостерон | Увеличение натрия в крови, задержка жидкости в организме, увеличение кровяного давления | |||
Половые железы | Эстрогены(женские половые гормоны), андрогены(мужские половые гормоны) | Обеспечивают половую функцию организма, развитие вторичных половых признаков |
Нарушения в тех или иных железах внутренней секреции сопровождаются специфическими и неспецифическими симптомами.
Основные симптомы:
1.Изменение массы тела.
- снижение массы тела—при повышенной функции щитовидной железы (тиреотоксикоз)
- увеличение массы тела—при пониженной функции щитовидной железы, при болезни Иценко-Кушинга
- неравномерное распределение жира—при болезнях гипоталамуса
2. Мышечная слабость.
Наблюдается при –диффузном токсическим зобе, гипотиреозе, сахарном диабете.
Пациенты трудно разговаривают, жуют, не могут передвигаться или передвигаются с трудом.
3. Изменение функций нервной системы.
- при повышенной функции щитовидной железы—повышена нервная возбудимость, раздражительность, быстрая смена настроения, многоречивость
- при пониженной функции щитовидной железы—ослабление памяти, замедленная речь, сонливость, слабость
- при поражении периферической нервной системы—полиневриты (боль в ногах, парестезии, судороги икроножных мышц)—частый симптом сахарного диабета.
4.Жажда и полиурия.
Симптомы сахарного и несахарного диабета, при этом наблюдается повышение сахара в крови.
5.Нарушение функций пищеварения.
- повышение аппетита—при ожирении, при сахарном диабете, повышенной функции щитовидной железы.
6. Боли в животе, тошнота, рвота—при гипергликемической коме, при тиреотоксикозе (тиреотоксический криз).
7.Запоры—при гипотиреозе.
8. Изменение внешности — болезнь Иценко-Кушинга, тиреотоксикоз, микседема, акромегалия.
9. Быстрый или замедленный рост—при заболеваниях гипофиза.
Синдромы при заболеваниях эндокринной системы.
1.Кардиальный синдром
- сердцебиение
- боль в сердце
- головная боль
- головокружение
- артериальная гипертензия—при синдроме и болезни Иценко-Кушинга
2.Невротический синдром.
- повышенное психическое возбуждение
- потливость
- прерывистый неглубокий сон
- снижение памяти
- раздражительность
- быстрота движений, «суетливость»
- приливы к голове –диффузный токсический зоб
- апатия, вялость, сухость кожи— гипотиреоз
3.Диспепсический синдром—при болезнях щитовидной железы
- повышенный или пониженный аппетит
- диарея
- запоры
Особенности анамнеза.
Необходимо установить причины, предшествующие заболеванию
- перенесённые инфекционные заболевания
- стрессовые ситуации, психические травмы—имеют значения для возникновения диффузного токсического зоба
- необходимо установить— возникло ли заболевание в период полового созревания, после родов или в период климакса
- собрать все данные о наследственности—особенно при подозрении на сахарный диабет
Объективные методы обследования.
Осмотр
1)внешний вид пациента:
- испуганное выражение лица, широкая глазная щель, возбуждение, розовый цвет лица —диффузный токсический зоб
- одутловатое, амимичное, бледное лицо, узкие глазные щели, заторможенность—гипотиреоз
- увеличение скуловых дуг, лба, нижней челюсти, кожи затылка— акромегалия
- лунообразное лицо—болезнь Иценко-Кушинга
- бронзовый цвет лица и открытых частей тела—болезнь Аддисона
Осмотр шеи.
- изменение формы шеи—утолщение, симптом «толстой» шеи –при значительном увеличении щитовидной железы
Осмотр кожи передней стенки живота
- обнаруживаются рубцы—стрии, увеличенный живот, без отёков нижние конечности—при болезни и синдроме болезни Иценко-Кушинга
Гигантский рост (более195см)— гигантизм—признаки заболеваний гипофиза (аденома передней доли гипофиза, повышении функции гипофиза).
Карликовый рост (менее 135см) при понижении функции гипофиза, при недостаточной выработке гормона соматотропина. При этом сохранены все пропорции тела, но недоразвиты половые органы.
Умственная отсталость вплоть до идиотизма—при микседеме.
Изменение волосяного покрова.
- женский тип оволосения у мужчин при евнухоидизме
- усиленный рост волос у женщин по мужскому типу—при акромегалии, синдроме Иценко-Кушинга
- выпадение волос на голове, выпадение бровей, ресниц, усов—при микседеме
Подкожно-жировой слой
- равномерное распределение подкожно-жирового слоя по всему телу—при тиреоидном ожирении
- отложение жира в области тазового пояса(нижняя часть живота, ягодицы, бёдра)—при гипофизарном и половом ожирении
- избыточное отложение жира на лице и верхней части туловища—при синдроме Иценко-Кушинга
- исхудание—при некоторых формах сахарного диабета, тиреотоксическом зобе
- кахексия—при заболеваниях гипофиза (гипофизарная кахексия)
Пальпация щитовидной железы
Ориентировочная
При ориентировочной пальпации определяют:
- плотность органа
- характер её поверхности
- наличие узлов
Специальная
1) фельдшер помещает четыре согнутых пальца обеих рук за задние края грудино -ключично –сосцевидной мышцы, а большой палец—за её передние края.
2) во время пальпации щитовидной железы пациенту предлагают делать глотательные движения, при которых щитовидная железа вместе с гортанью двигается и перемещается между пальцами.
При специальной пальпации можно обнаружить:
- небольшие изменения размеров железы, которые не улавливаются при обычном ощупывании
- определить подвижность щитовидной железы при глотании
- наличие болезненности
- наличие или отсутствие пульсации
Пальпация пульса:
Определяется:
1) тахикардия—при тиреотоксикозе
2) брадикардия—при гипотиреозе
3) аритмия
Перкуссия.
Определяется –притуплённый или тупой звук над зобом
Аускультация.
1) при увеличении щитовидной железы выслушиваются тоны и шумы (тк ускорен ток крови и усилено кровоснабжение щитовидной железы)
2) АД может быть повышено (артериальная гипертензия)—при тиреотоксикозе
3) АД понижено –при гипотиреозе (микседеме)
Лабораторно-инструментальные методы исследования.
1. Определение основного обмена.
Основной обмен—это количество энергии, производимое организмом в условиях полного покоя. При этом энергия затрачивается только на поддержание температуры тела, работы сердца, почек и других жизненно-важных органов. Энергия—это результат окисления получаемых с пищей белков, жиров и углеводов, которое происходит при соответствующем потреблении кислорода. Определив количество потребляемого кислорода и умножив его на тепловой коэффициент кислорода, можно узнать, сколько энергии было освобождено.
- Определение основного обмена проводят утром натощак в положении больного лежа, при полном покое, в тишине, в умеренном тепле.
- Газообмен исследуют в течении—5-10мин, специальным аппаратом
- Основной обмен зависит от массы тела, роста, возраста, пола человека (информация из специальных таблиц)
- У здорового человека—полученные величины близки к расчётным или отличаются от них на + - 15%.
- Повышение основного обмена наблюдается:
При тиреотоксикозе—на 30-100%
При сахарном диабете, повышении температуры тела, любой этиологии, лейкозе и др.
- Понижение основного обмена наблюдается:
При гипотиреозе(микседеме)—на 20-30% и более
При анемии, болезни Аддисона
Определение йода.
Йод определяют для изучения функции щитовидной железы (гормон щитовидной железы тироксин состоит на 90-95% из йода).
Нормальный уровень йода (связанного с белками)—4-8мг%
Уровень выше—8,5%--при гипертиреозе
Уровень ниже—3,5% при гипотиреозе
Определение содержания кальция и фосфора в сыворотке крови.
Определяют для исследования функции околощитовидных желёз.
При тетании—отмечается понижение.
Снижение альдостерона и оксикортикоидов—наблюдается при заболеваниях надпочечников (болезнь Аддисона), одновременно увеличивается содержание солей кальция и понижение хлоридов.
Уровень глюкозы в моче и крови
Уровень глюкозы в норме (натощак) –3,5—5,7 ммоль/литр
Увеличение уровня глюкозы(гипергликемия) –наблюдается при сахарном диабете, гиперфункции гипофиза, щитовидной железы, а также при приёме некоторых лекарств(цитостатики, гормональные и др), при опухолях поджелудочной железы, остром инфаркте миокарда, заболеваниях печени, почек.
Снижение уровня глюкозы(гипогликемия)—при заболеваниях поджелудочной железы(инсулома), раке желудка, гипотиреозе, аддисоновой болезни.
Радиоизотопное исследование.
1. Поглощение радиоактивного йода щитовидной железой—I131
Метод используется для определения накопления радиоактивного йода в щитовидной железе за 2-24часа.
В норме накопление радиоактивного йода в щитовидной железе за 2часа—7-12%, за 24часа—20-29%.
При микседеме—1-2% за 2часа, 1-2% за 24часа.
2.Определение выделения I131 с мочой.
В норме в первые сутки после введения радиоактивного йода с мочой выделяется—31-61% от введённого количества.
При гиперфункции щитовидной железы—3-22,5%.
При гипофункции щитовидной железы—36-71%
Сканирование.
Позволяет определить:
- форму, размеры, функциональное состояние щитовидной железы
- гиперфункционирующие «тепловые» и холодные узлы в ткани щитовидной железы
- определить метастазы опухоли
Ультразвуковое исследование.
Применяется для установления структуры и размеров железы.
Ультразвуковая компьютерная томография—позволяет выявить состояние тканей глазного яблока, мышц, сосудистого пучка и зрительного нерва.
Рентгенологическое исследование.
Можно выявить:
- утолщение костей при акромегалии
- увеличение турецкого седла—поражение гипофиза опухолью
- опухоль надпочечников
- загрудинно расположенный зоб
- отложение в железе солей кальция
- смещение и сдавление им трахеи и пищевода
Термография.
Регистрация инфракрасного излучения, которая осуществляется с помощью тепловизора.
При раке щитовидной железы появляется интенсивное инфракрасное излучение—«горячие очаги» на теплограмме.
Термометрия.
- температура тела при гипертиозе—субфебрильная
- при сахарном диабете(кома)—лихорадка до 40о
- пониженная при микседеме
Блок контроля.
Содержание:
1.Контрольные вопросы для закрепления полученных знаний
2. Контрольные задачи для закрепления пройденного материала
3. Эталоны ответов на контрольные вопросы и ситуационные задачи
Контрольный опрос проводится в устной форме для определения исходного уровня знаний.
Используются знания, полученные при изучении лекционного материала
Контрольные вопросы
1.Какие известны органы эндокринной системы? Перечислить.
2. Что такое гормоны? Какова их функция?
3.Какие гормоны выделяет гипоталамус и какое их действие на организм?
4. Какие гормоны выделяет гипофиз и какое их действие на организм?
5.Какие гормоны выделяет щитовидная железа и какое их действие на организм?
6.Какое действие оказывает гормон паращитовидной железы?
7.Какова функция поджелудочной железы? Какие гормоны поджелудочной железы и их функция?
8.Какие гормоны выделяют надпочечники и их функция?
9. Какие гормоны выделяют половые железы их функция?
10.Перечислить основные жалобы больных при заболеваниях эндокринной системы.
11. Какие симптомы указывают на гиперфункцию щитовидной железы?
12.Какие основные жалобы у больных при гипофункции щитовидной железы?
13Какое диагностическое значение имеет пальпация щитовидной железы?
14. Перечислить лабораторные и инструментальные методы исследования щитовидной железы.
15. Перечислить основные жалобы больных с сахарным диабетом.
16.Какие лабораторные показатели отражают состояние углеводного обмена?
17.О чём свидетельствует появление сахара и ацетона в моче?
18.С какой целью проводятся экспресс – методы определения глюкозы в крови и моче?
19. Дайте определение следующим понятиям:
--гиперфункция --глюкозурия --полиурия
--экзофтальм--гипергликемия--тремор
--акромегалия --зоб --гирсутизм
20 Какие известны болезни гипофиза? Перечислить.
21. Какие болезни щитовидной железы Вы знаете?
22. Какие бывают болезни надпочечников?
23. Какие болезни поджелудочной железы известны? Перечислить
Ситуационные задачи.
Задача 1.
У пациента К, 60 лет, при лабораторном исследовании обнаружен уровень сахара в крови—8,5 ммоль/л.
1. О какой патологии необходимо думать при получении данного результата?
2. Какие дополнительные лабораторные исследования необходимо назначить?
А) клинический анализ крови
Б) биохимический анализ крови
В) гликемический профиль
Г) рентгенограмму грудной клетки
Задача 2.
Пациентка С., 35 лет, предъявляет жалобы на сердцебиение, потливость, раздражительность, тремор конечностей, бессонницу, неустойчивый стул.
При объективном обследовании обнаружено увеличение щитовидной железы, экзофтальм. При аускультации выявлена тахикардия, систолический шум на верхушке сердца. ЧСС-100, АД140/90мм рт ст.
1. О каком синдроме свидетельствуют эти симптомы?
2. Покажите (опишите предположительные пальпаторные признаки у данного пациента) пальпацию щитовидной железы
3. Какие дополнительные исследования необходимо провести данной пациентке?
А) определение концентрации гормонов щитовидной железы (Т3 Т4)
Б) определение сахара в крови
В) клинический анализ мочи
Г) УЗИ органов брюшной полости
Задача 3.
Пациент Н., 63года, обратился с жалобами на жажду, сухость во рту, частое обильное мочеиспускание, прогрессирующее похудание, несмотря на хороший аппетит. При осмотре: кожные покровы сухие, лицо розоватое, следы расчёсов на коже груди и живота.
1. О патологии какого органа свидетельствуют данные симптомы?
2. Покажите (алгоритм) определение тургора кожи.
Задача 4.
Пациентка Б., 45 лет, отмечает утомляемость, снижение памяти, сонливость, головные боли, значительное увеличение веса в течении последнего года.
При объективном обследовании: амимичное маскообразное лицо, выраженная апатия. Лицо одутловатое, глазные щели сужены. Кожные покровы бледные с желтоватым оттенком, холодные, отмечается сухость и шелушение. Волосы сухие, ломкие, тонкие.
Ногти тусклые, голос у пациентки хриплый. По всему телу определяются отёки плотновато - тестоватой консистенции, при надавливании ямки не остаётся. Отмечается брадикардия, ЧСС 54, АД 110/70 мм рт ст.
1. О каком синдроме свидетельствуют эти симптомы?
2. Как определяем отечность и отёки?
Эталон ответа на контрольные вопросы.
1) К органам эндокринной системы относятся: гипофиз, гипоталамус, щитовидная железа, паращитовидные железы, поджелудочная железа (островки Лангерганса), надпочечники, половые железы.
2)Эндокринные железы выделяют гормоны, которые влияют на все виды обмена веществ, участвуют в регуляции функций: нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и других систем
3). Гипоталамус выделяет гормоны—либерины и статины, которые регулируют секрецию гипофизарных гормонов.
4)Гипофиз продуцирует гормоны: тропные—АКТГ, ТП, ФСГ, ЛГ, ЛГТ, которые регулируют деятельность желёз: щитовидной, половых, надпочечников.
Гормон роста—регулирует рост организма, белковый синтез.
Вазопрессин (антидиуретический гормон)—влияет на интенсивность мочевыделения, регулируя количество выделяемой организмом воды.
5) Щитовидная железа выделяет тиреоидные (йодсодержащие) гормоны—тироксин идр—повышают интенсивность энергетического обмена и роста организма, стимулируют рефлексы.
6)Паращитовидная железа выделяет паратгормон—регулирует концентрацию в крови кальция.
7) Поджелудочная железа является железой смешанной секреции—участвует в пищеварении и выделяет гормон инсулин (островки Лангерганса).
Инсулин регулирует содержание глюкозы в крови, стимулирует превращение глюкозы в гликоген в печени. Норма—3,5—5,7ммоль /л
Глюкагон—повышает уровень глюкозы в крови, стимулирует быстрое расщепление гликогена до глюкозы в печени и превращение белков и жиров в глюкозу.
8)Надпочечники выделяют гормоны:
мозговой слой—адреналин и норадреналин—повышают уровень глюкозы в крови, стимулируют сердцебиение, ускоряют дыхание и повышают кровяное давление.
корковый слой—глюкокортикоиды (кортизон)—повышают уровень глюкозы в крови, влияют на жировой и белковый обмен, повышают устойчивость к стрессу, оказывают противовоспалительное действие
альдостерон—увеличивает натрий в крови, задерживает жидкость в организме, повышает АД.
9)Половые железы выделяют гормоны:
Эстрагены(женские половые гормоны) и мужские половые гормоны(андрогены)—обеспечивают половую функцию организма, развитие вторичных половых признаков.
10)Основные жалобы при заболеваниях эндокринной системы:
*изменение массы тела, мышечная слабость,
*нервная возбудимость, раздражительность, быстрая смена настроения, многоречивость (при повышении функции щитовидной железы),
* замедленная речь, ослабление памяти, сонливость, разбитость, слабость
(при понижении функции щитовидной железы)
*боль в ногах, парестезии, судороги икроножных мышц, жажда и полиурия—сахарный диабет
*нарушение функции пищеварения— повышение аппетита (ожирение, сахарный диабет, повышение функции щитовидной железы)
*боли в животе, тошнота, рвота —при гипергликемической коме, тиреотоксический криз.
*запоры— при гипотиреозе
11)При гиперфункции щитовидной железы наблюдаются симптомы:
*быстрая смена настроения, невозможность сконцентрировать внимание
*повышенная нервная возбудимость, раздражительность
* плохой прерывистый сон
*приливы к голове, многоречивость
*глазные симптомы, экзофтальм (выпячивание глазных яблок)
* постоянное чувство жара, потливость
*тремор рук, затруднения при выполнении тонкой работы
*утолщение шеи, затруднение при глотании
*при хорошем аппетите--похудание
12)При гипофункции щитовидной железы основные симптомы:
*замедленная речь, ослабление памяти
*сонливость, слабость
*сухость кожи
*ломкость ногтей, отёчность кожи
13)При пальпации щитовидной железы можно определить:
При ориентировочной—плотность органа, характер её поверхности, наличие узлов
При специальной пальпации—изменение величины органа, подвижность щитовидной железы при глотании, наличие пульсации и болезненности
14) Лабораторно-инструментальные методы при исследовании щитовидной железы: определение уровня йода в щитовидной железе, определение основного обмена, радиоизотопное исследование, УЗИ, рентген, термография, термометрия.
15)Основные жалобы при сахарном диабете:
*повышенная жажда
* полиурия
* кожный зуд,
* повышенный аппетит и похудание(при ИЗСД) или ожирение при (ИНСД)
*общая и мышечная слабость
* при поражении других органов появляются жалобы со стороны сосудистой и нервной систем
16)При сахарном диабете проводят лабораторное исследование крови и мочи на содержание количества глюкозы.
17) Появление глюкозы и ацетона в моче говорит о развитии диабетической комы.
18) Экспресс-методы определения глюкозы в крови необходимы, для того, чтобы назначить лечение инсулином, рассчитать дозу препарата или назначить другое лекарство.
19) Определение понятий:
*гиперфункция—повышенная функция эндокринной железы
*гипергликемия—появление избыточного сахара в крови
*полиурия—учащенное мочеиспускание
*экзофтальм—выпячивание глазного яблока(пучеглазие)
*глюкозурия—появление сахара в моче
*тремор—дрожание конечностей
*акромегалия—заболевание гипофиза
*зоб—увеличение щитовидной железы
*гирсутизм—рост волос по мужскому типу(появление бороды и усов)
20) Болезни гипофиза—гигантизм, карликовость(гипофизарный нанизм), акромегалия, болезнь и синдром Иценко—Кушинга, несахарный диабет.
21) Болезни щитовидной железы—диффузный токсический зоб, аутоиммунный тиреоидит, гипотиреоз, микседема.
22)Болезни надпочечников—Аддисонова болезнь
23)Болезни поджелудочной железы(инсулярного аппарата)—сахарный диабет
Эталон ответа на ситуационные задачи.
Задача 1.
У данного больного возможно сахарный диабет, т к в крови повышено содержание сахара—8,5ммоль/л, при норме3,5—5,7ммолль/л.
Для подтверждения диагноза необходимо назначить гликемический профиль.
Задача 2.
У данной пациентки выражен невротический синдром, кардиальный и диспептический синдромы, вызванные увеличением щитовидной железы.
Для подтверждения диагноза необходимо провести определение концентрации гормонов щитовидной железы (Т-3, Т-4)
Задача 3
В данном случае можно думать о патологии поджелудочной железы ( возможно развился сахарный диабет).
Задача 4.
У пациентки понижена функция щитовидной железы, о чём говорят присутствующие симптомы.
Самостоятельная работа студентов.
Задание 1.
Научиться пальпировать щитовидную железу, используя ориентировочную и специальную пальпацию. Дать её описание. (использовать алгоритм выполнения манипуляции).
Задание 2.
Научиться проводить опрос пациента с заболеванием эндокринной системы—сбор жалоб пациента, особенности анамнеза (деловая игра—фельдшер-пациент) .
Задание 3.
Провести осмотр больного с заболеванием эндокринной системы. Заполнить таблицу данных осмотра при заболеваниях: гипофиза, щитовидной железы, поджелудочной железы, надпочечников.
Задание 4.
Составить историю болезни эндокринологического больного, используя схему обследования пациента( см приложение).
Подведение итогов занятия
Критерий оценки ответов на контрольные вопросы:
Каждый студент должен ответить на два вопроса.
Оценка –«5»--если студент полно и правильно ответил на вопросы
Оценка—«4»--если студент допустил одну или две неточности
Оценка—«3»--если студент допустил большее количество ошибок
Оценка—«2»--если студент ответил неправильно на два вопроса.
Оценка за решение задач.
Оценка –«5»--если студент правильно назвал синдром и сумел его обосновать
Оценка—«4»--если студент при определении синдрома допустил неточности
Оценка—«3»--если студент допустил две и более ошибок
Оценка—«2»--если студент не справился с заданием
Оценка самостоятельной работы студентов
Оценка—« 5»--если студент сумел выполнить практическую манипуляцию согласно алгоритму, при написании истории болезни полно, грамотно использовал изученный материал.
Оценка—«4»--если студент допустил 1-2неточности, незначительное нарушение последовательности при написании истории болезни
Оценка—«3»--в ответах допущены ошибки при выполнении манипуляций, история болезни составлена нечётко, допущены грубые ошибки.
Оценка—«2»--студент не справился с заданием, не усвоил правила выполнения манипуляций, не смог написать историю болезни.
Оценка за занятие
Входной контроль проверки знаний |
Выходной контроль проверки знаний | |||||
Решение задач | Самостоятельная работа студентов | |||||
Ответы на вопросы | Пальпация щитовидной железы | Проведение опроса больного | Осмотр больного | Написание истории болезни | Общая оценка за занятие | |
Приложение
Содержание.
1. Алгоритм пальпации щитовидной железы
2.Схема истории болезни
Приложение 1
Пальпация щитовидной железы
Ориентировочная:
Даёт представление
*о плотности органа
*характере её поверхности
*наличие узлов
Специальная:
1)Фельдшер помещает четыре согнутых пальца обеих рук глубоко за задние края грудино-ключично-сосцевидных мышц, а большой палец—за её передние края.
2)Во время пальпации щитовидной железы пациенту предлагают делать глотательные движения, при которых щитовидная железа двигается вместе с гортанью и перемещается между пальцами фельдшера.
Этот метод позволяет обнаружить:
*даже небольшие изменения размеров железы
*определить подвижность щитовидной железы при глотании
*наличие болезненности
*наличие или отсутствие пульсации
Приложение 2
Схема обследования пациентов при заболеваниях эндокринной системы
1. Субъективное обследование больного:
Опрос, выявление жалоб
Сбор анамнеза болезни
Сбор анамнеза жизни
2. Предварительный диагноз
3. Лабораторно-инструментальные методы исследования
4. Окончательный диагноз
Расспрос |
Жалобы | Анамнез болезни | Анамнез жизни | ||
1)раздражительность 2)нарушение сна 3)снижение памяти 4)потливость 5) «суетливость» 6)быстрота движений 7)приливы к голове 8)апатия, вялость 9)сухость кожи 10)сердцебиение 11)боли в сердце 12)головные боли 13)повышение АД 14)жажда, полиурия 15)диарея, запоры 16)изменение аппетита 17)головокружение | 1) время развития заболевания 2)причины заболевания 3) стрессы 4)динамика заболевания 5)данные, проводившегося обследования 6)проводимое лечение 7)осложнения | 1)наследственность 2)факторы риска 3) перенесённые болезни, травмы, операции 4)профессия 5)профессиональные вредности 6)условия быта 7) характер питания |
Обследование |
Осмотр | Пальпация | Перкуссия | Аускультация |
1)внешний вид больного 2)испуганное выражение лица 3)возбуждение или заторможенность 4) широкая или узкая глазная щель 5)розовый цвет лица или бледный, бронзовый 6) одутловатое лицо 7)амимичное лицо 8)лунообразное лицо 9)увеличение скуловых дуг, нижней челюсти, лба 10)симптом «толстой шеи» 11)рубцы(стрии) на коже 12)гигантский или карликовый рост 13)изменение волосяного покрова | 1)ориентировочная или специальная пальпация щитовидной железы 1)пальпация пульса | 1)притуплённый или тупой звук над зобом | 1)тоны и шумы над увеличенной щитовидной железой 2) повышение или понижение АД |
Дополнительное обследование |
Лабораторные | Инструментальные |
1)клинический анализ крови 2)клинический анализ мочи 3)определение уровня глюкозы в крови и моче 4)определение йода 5) определение кальция и фосфора 6)определение солей кальция и хлоридов 7)определение альдостерона и кортикостероидов | 1) определение основного обмена 2)радиоизотопное исследование: определение поглощения I131 щитовидной железой, определение выделения I131 с мочой 3)сканирование 4)ультразвуковое исследование 5)рентгенологическое исследование 6) термография 7)термометрия |
Приложение 3
Словарь медицинских терминов.
1.Акромегалия—заболевание, возникающее при повышенном уровне соматотропного гормона гипофиза
2. АКТГ—гормон гипофиза
3.Адреналин—гормон мозгового слоя надпочечников
4.Альдостерон—гормон коркового слоя надпочечников
5. Глюкокортикоиды—гормоны коркового слоя надпочечников
6. Глюкагон—гормон поджелудочной железы
7.Гипергликемия –увеличение сахара в крови
8.Гипогликемия—уменьшение сахара в крови (передозировка инсулина)
9.Гирсутизм—рост волос по мужскому типу
10.Вазопрессин—гормон гипофиза
11.Кальцитонин—гормон щитовидной железы
12.Инсулин—гормон поджелудочной железы
13.ИЗСД—инсулинозависимый сахарный диабет
14.СД—сахарный диабет
15.ИНСД—инсулинонезависимый сахарный диабет
16.Либерины—гормоны гипоталамуса
17.Статины—гормоны гипоталамуса
18.Эстрагены—женские половые гормоны
19.Андрогены— мужские половые гормоны
20.Норадреналин—гормон мозгового слоя надпочечников
21.Паратгормон—гормон паращитовидных желёз
22.Полиурия— учащённое мочеиспускание
23.Тиреотоксикоз—заболевание, возникающее при повышенной функции щитовидной железы
24. Гипотиреоз—заболевание, возникающее при пониженной функции щитовидной железы
25.Гиперфункция—увеличение функции железы
26.Экзофтальм—выпячивание глазного яблока
27.Стрии—рубцы (растяжки) на коже
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка для проведения практического занятия по теме "Обследование пациентов при заболеваниях эндокринной системы".
Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме "Обследование пациентов при заболеваниях эндокринной системы"....
Презентация на тему "Сестринский процесс при заболеваниях эндокринной системы у гериатрических пациентов"
Особенности проявления эндокринных заболеваний у гериатрических пациентов...
Методическая разработка теоретического занятия ""Реабилитация пациентов при заболеваниях нервной системы"
Представлена методическая разработка в помощь преподавателю для проведения теоретического занятия....
Презентация " Лечение заболеваний эндокринной системы у детей"
Презентация " Лечение заболеваний эндокринной системы у детей"для проведения теоретических занятий поМДК 02.04. Лечение пациентов детского возраста...
учебно-методическое пособие. Особенности сестринского ухода за пациентами с заболеваниями дыхательной системы.
пособие предназначено для проведения практических занятий обучающихся по специальности 34.02.01. в данном пособии расматриваются особенности сестринского ухода за пациентами с заболеваниями щитовидной...
Методические рекомендации к семинарско-практическому занятию по теме: Методика обследования пациентов с заболеваниями мочеполовой системы
Методические рекомендации для студентов 2 курса Лечебное дело...
Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями дыхательной системы», «Методы обследования пациентов с заболеваниями мочевыводящей системы» и «Методы обследования пациентов с заболеваниями эндокринной системы» раздела 1
Сборник тестовых заданий по темам «Методы обследования пациентов с заболеваниями дыхательной системы», «Методы обследования пациентов с заболеваниями мочевыводящей системы»...