методическая разработка теоретического занятия: "Санаторно-курортное лечение"
методическая разработка
Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»
Методическая разработка
теоретического занятия для преподавателя
ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
МДК.02.02 Основы реабилитации
Тема: Санаторно-курортное лечение.
Специальность Сестринское дело
Кыштым
2018г.
Рассмотрено на заседании ЦМК ПМ по специальности «Сестринское дело» Протокол №__от «___»____2018г. Председатель ЦМК /О.В. Павлова/ | Составлено в соответствии с ФГОС СПО
|
Автор: Е.Г. Макурова, преподаватель высшей квалифицированной категории
Рецензенты:
Павлова О.В. – методист Кыштымского филиала «Миасский медицинский колледж», преподаватель высшей квалификационной категории
Мещерякова Т.Н. – методист-инструктор ЛФК ГБУЗ «Городская больница им. А.П. Силаева г.Кыштым»
Методическое пояснение
Данная методическая разработка составлена для преподавателей в соответствии с требованиями ФГОС III поколения.
Цель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении теоретического занятия по теме: «Санаторно-курортное лечение», согласно рабочей программе выделено 2 часа.
Данная методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия с элементами работы по плану урока.
Методическая разработка включает цели, формы и методы, план проведения теоретического занятия, домашнее задание.
Активизировать учебную деятельность на занятии, закрепить приобретенные студентами знания, сделать изучение темы интересной помогают презентации и видеофильмы по данной теме.
В процессе подготовки к уроку удается решить некоторые вопросы по организации самостоятельной работы. В дальнейшем, студентам предлагается на семинарском занятии по теме: «Санаторно-курортное лечение» расширить знания и закрепить изученный материал. Мотивационный характер теоретического занятия дает возможность студентам узнать что — то новое, проверить свои знания, проявить ответственность за порученное дело.
Урок по теме: «Санаторно-курортное лечение» способствует формированию общих и профессиональных компетенций, развитию познавательной деятельности на теоретических занятиях и активности студентов, расширению знаний по вопросам курортологии.
Мотивация изучения темы
Изучаемая тема наиболее актуальная в разделе реабилитации, так как раскрывает проблемы и их решения в области восстановительной терапии. На занятии студенты не только изучают новый материал, но и закрепляют изученный материал по теме: «Санаторно-курортное лечение» на семинарском занятии.
Затрагиваются вопросы организации СКЛ, требования к оформлению документации, положение о санаторном лечении, показаниях и противопоказаниях к лечению.
Санаторно-курортное лечение, раздел медицины, изучающий лечебные свойства природных факторов, механизмы и пути их действия на организм человека, применение их с лечебно-профилактическими целями и разрабатывающий социально-гигиенические условия системы курортных учреждений. Санаторно-курортное лечение включает в себя бальнеологию, бальнеотерапию и бальнеотехнику, учение о лечебных грязях (грязелечение); курортную климатологию и климатотерапию (аэро-гелио-талассотерапию); Санаторно-курортное лечение тесно связано с физиотерапией, а также с климатологией, физиологией, другими клиническими дисциплинами, гигиеной.
Тема: «Санаторно-курортное лечение» изучается в медицинских образовательных учреждениях, так как является обязательным разделом реабилитации. Большое внимание санаторно-курортному делу уделяется на учебной и производственной практиках. Важность санаторно-курортного лечения описывается в различных научных источниках и публикациях.
Методическая цель теоретического занятия:
Организация учебного процесса на теоретическом занятии.
Дидактические:
- Ознакомление с материалом по теме: «Санаторно-курортное лечение. Нормативные правовые акты».
- Дача понятия о правилах приема пациентов на СКЛ.
- Сообщение о показаниях и противопоказаниях.
Развивающие:
- Способствование развитию логического мышления
- Подвести студентов к осознанию необходимости дифференцированного подхода к пациентам с учетом их психологического состояния и отношения к болезни.
- Способствование развитию культуры речи, общения
Воспитательные:
- Способствование воспитанию добросовестное отношение к своим профессиональным обязанностям, отзывчивость, доброжелательность, умение сопереживать
- Стремление соблюдать принципы этико – деонтологических отношений в коллективе, с пациентами и их родственниками (гуманность, взаимовыручка, чуткость, такт, человеколюбие, милосердие и др.)
Межмодульные и междисциплинарные связи
Связи | ПМ, дисциплина | МДК | Тема занятия, курса |
Предшествующие | ОДП 03. Биология
| -
| Тема: Здоровье человека и окружающая среда. |
ОП 02 Анатомия и физиология человека
|
-
| Тема: Анатомия и физиология, как наука. Методы изучения организма человека. Тема: Строение костно-мышечной системы. Тема: Строение нервной системы. | |
ПМ 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными
| МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг Уход за пациентом. | Тема: Соблюдение личной гигиены.
| |
Предшествующие | ПМ 02 Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах
| МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья
| Тема: 1.1 Сестринское дело в терапии.
|
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины ОП.05 Гигиена и экология человека
| - | Раздел: Гигиена питания. |
Внутридисциплинарные связи
Связи | ПМ и МДК , темы курса | Темы занятий |
Предшествующие | ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.02 Основы реабилитации
|
12. Светолечение. 13. Фототерапия. 14. Семинарское занятие: Электролечение. Светолечение. Фототерапия. 15. Водолечение. 16. Теплолечение. 17. Грязелечение 18. Семинарское занятие: Водолечение. Теплолечение. Грязелечение. 19. Ультразвуковая терапия. 20. Магнитотерапия. 21. Лазеротерапия. 22. Семинарское занятие: Ультразвуковая терапия. Магнитотерапия. Лазеротерапия. 23. Ингаляции. 25. Общее и специальное физиологическое воздействие санаторно - курортного лечения на организм человека. 26. Семинарское занятие: Санаторно-курортное лечение. 27. Основы бальнеотерапии. 28. Климатотерапия. 29. Семинарское занятие: Основы бальнеотерапии. |
Последующие | ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.02 Основы реабилитации
|
37. зачет |
Методы | Методические приемы |
1 уровень – объяснительно-иллюстративный | словесные (рассказ, лекция, беседа, работа с учебником); наглядные (иллюстрация, демонстрация кинофильмов, видеофильмов); практические (опыты, моделирование).
|
2,3 уровень – репродуктивный | работа по алгоритму, решение типовых задач, упражнений, практических заданий т.д. М – проблемное изложение; МП – постановка проблемы, анализ, синтез, аналогия, работа с графологической структурой и т.д. |
2,3 уровень – проблемное изложение | анализ, синтез, работа с графологической структурой, выявление проблем |
3 уровень – частично- поисковый | эвристическая беседа, обобщение, рецензирование, решение нетиповых задач
|
4 уровень – исследовательский | исследовательская работа |
Оснащенность занятия, наглядность: методическая разработка теоретического занятия, лекционный материал.
Коды формируемых компетенций:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК2.5 Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
Место проведения занятия: аудитория
Литература (основная, дополнительная):
Основная:
1. Козлова Л.В., Козлов С.А., Семененко Л.А. Основы реабилитации – Ростов н/Д: «Феникс», 2018, - 266с.
Дополнительная:
1.Епифанова В.А., Епифанова А.В., Основы реабилитации - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015г.
2. Епифанов В.А. - 2-е изд., перераб. и доп. Лечебная физическая культура и массаж - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013.
3. Соколова Н.Г. Физиотерапия Ростов н/Д «Феникс», 2018г.
Структура занятия:
Организационный момент: 1 минуты Изложение нового материала: - 75минут
Цели и план занятия: 2 минуты Закрепление материала: 5 минут
Проверка знаний студентов: 7 минут Задание на дом: 3 минут
приложение№1
Тема: Санаторно-курортное лечение. Нормативные правовые акты.
Санаторно-курортное лечение — эффективный дополнительный способ лечения этой непростой болезни, но у него, как и у любого другого лечения, есть свои показания и противопоказания.
Так, санаторно-курортное лечение при остеоартрозе показано больным с деформирующим и дистрофическим остеоартрозом, в том числе на фоне нарушения обмена веществ и гормональных функций, с воспалениями синовиальной оболочки. Такие пациенты могут быть направлены на различные бальнеологические курорты и грязелечебные санатории — как находящиеся на территории нашей страны, так и за рубежом.
Противопоказания к санаторно-курортному лечению обычно следующие:
- тяжелые деформации суставов, когда человек не может передвигаться самостоятельно;
- тяжелые поражения костей и далеко зашедшие стадия развития болезни;
- текущее воспаление суставов, в том числе со вторичным синовитом;
- общее тяжелое состояние пациента (лихорадка, сильное истощение, амилоидоз внутренних органов и др.).
Но, помимо общих показаний и противопоказаний к такому виду терапии, далеко не всегда можно предсказать, пойдет ли санаторно-курортное лечение на пользу человеку. Определить это можно по следующим параметрам.
Можно говорить об ухудшении в ходе лечения на курортах, если при этому у больного боли в суставах и чувство скованности в них усилились, мышечное напряжение увеличилось, стали более заметными или появились нарушения походки, усилилась деформация суставов, снизился вес и двигательная активность.
При этом анализы крови могут показать увеличение показателя СОЭ (скорость оседания эритроцитов) и появление лейкоцитов в моче.
Если пациент в ходе санаторно-курортного лечения отмечаете у себя какие-либо из этих признаков, настоятельно рекомендуем обратиться по этому поводу к врачу: скорее всего, данное лечение не идет вам на пользу и его, возможно, стоит прекратить.
Улучшение состояния может происходить, если по мере нахождения на таком курорте вы отмечаете уменьшение болезненности, увеличение силы в мышцах, уменьшение деформаций в больных суставах. При этом также снижается потливость, а самое, возможно, главное — психическое состояние улучшается, и вы чувствуете себя все более спокойно и комфортно в плане настроения.
О значительном улучшении в ходе санаторно-курортного лечения можно говорить, если боли в суставах уходят надолго (на сроки от полугода и более), улучшается походка, увеличивается двигательная активность, а температура и СОЭ в анализах достигает нормальных величин. Это означает, что такой вид лечения действительно пошел вам на пользу, и его следует повторять при любой возможности — разумеется, предварительно проконсультировавшись с вашим лечащим врачом.
Санаторно-курортное лечение может иметь терапевтическое значение лишь на ранних этапах патологического процесса при сохранной способности к самообслуживанию. Это лечение, как и физиотерапия, эффективно лишь в комплексе с другими лечебными мероприятиями и, прежде всего, в сочетании с индивидуально дифференцированной медикаментозной терапией. Больным паркинсонизмом показано лечение курортными факторами бальнеотерапией, теплолечением (лечебная грязь, парафин, озокерит), которые применяются при лёгкой и средней степени тяжести заболевания.
Санаторно-курортное лечение показано больным паркинсонизмом (болезнь Паркинсона, синдром паркинсонизма) в условиях местных неврологических санаториев при определенных формах заболевания: на ранних этапах болезни, при легкой и средней степени тяжести, при скованности и умеренном дрожании, самостоятельном передвижении и самообслуживании. Физические факторы, в том числе и курортные (бальнеогрязелечение), должны шире применяться и во внекурортных условиях.
Лечебная физкультура. Формирование двигательного репертуара одна из главных задач лечения больного паркинсонизмом, которая частично решается с помощью лекарств. В этом аспекте существенную помощь могут оказать комплексы лечебной физкультуры, задача которых помочь пациентам в компенсации утраченных двигательных автоматизмов для профилактики травм и падений. Большинство проблем больных паркинсонизмом связано с началом движения, изменениями его направления, переменой положения тела, необходимостью смены темпа движения.
Подготовка к лечению на курортах
Курортное лечение — предоставляется человеку для лечения хронических заболеваний, их профилактики, а также с целью реабилитации (восстановления и компенсации нарушенных функций).
Больной, получивший путевку, должен обратиться к лечащему врачу для получения санаторно-курортной карты (карты санаторно-курортного отбора).
Санаторно-курортная карта подписывается лечащим врачом и заведующим отделением (или главным врачом), заверяется печатью лечебного учреждения. Санаторно-курортная карта действительна лишь при условии четкого заполнения всех граф, разборчивых подписей, наличия печати. При выдаче санаторно-курортной карты врач делает соответствующую запись в истории болезни (амбулаторной карте).
Все женщины, направляемые на курорт, предварительно должны быть осмотрены врачом-гинекологом. При наличии гинекологических заболеваний в комплекс специальных обследований входит определение «гормонального профиля» больных, при бесплодии — показатели проходимости маточных труб.
При наличии у больных нервно-психических заболеваний необходимо заключение психоневрологического диспансера; при нефроурологических заболеваниях — исследование функционального состояния почек, рентгенологическое и другие обследования. Проведение тщательного обследования больных позволяет уточнить характер основного и сопутствующего заболеваний: их форму, степень тяжести и активности процесса.
Отбор и направление на курорт больных, перенесших острый инфаркт миокарда, в реабилитационные отделения местных кардиологических санаториев имеет ряд особенностей: в этапный эпикриз, представленный в реабилитационное отделение кардиологического санатория, обязательно должны быть внесены следующие сведения: полный заключительный диагноз с указанием формы, фазы, стадии, локализации, особенностей течения заболевания; результаты заключительного обследования; результаты лечебных мероприятий, проведенных в стационаре (переносимость — толерантность к физической нагрузке, состояние психоэмоциональной сферы); рекомендации по вопросам дальнейших реабилитационных мероприятий в условиях кардиологического санатория (проведение медикаментозного лечения, режим двигательной активности, применение психотерапии). Учитываются и специальные противопоказания для больных, перенесших инфаркт миокарда.
Правильность и полнота сведений, представленных в санаторно-курортной карте, имеют важное значение. При отсутствии необходимых данных (показателей состояния сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, дыхания, нервной системы и др.), предоставлении устаревших данных карта санаторно-курортного отбора не отражает состояния больного в настоящее время, не может обеспечить преемственности лечебного процесса. В таких случаях необходимо проведение повторных дополнительных исследований, что ведет к задержке в назначении лечебных мероприятий.
При отборе больных для курортного лечения важно учитывать метеолабильность (метеочувствительность) больных, особенности их адаптации к новым климатическим условиям. Наибольшая метеочувствительность наблюдается у больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, неспецифическими заболеваниями органов дыхания как у подростков, так и у лиц пожилого возраста. При отборе больных на курортное лечение необходимо учитывать особенности адаптации больных к контрастным климатогеографическим условиям (приморские или горные курорты). У лиц с повышенной метеотропностью дольше период адаптации к особенностям курортов с контрастными климато-географическимиусловиями, особенно в переходное время года (весна, осень); он может осложниться отрицательными метеотропными реакциям. Поэтому направление таких больных на курорты с резко меняющимися метеорологическими условиями (колебаниями температуры, атмосферного давления) в переходные сезоны года нецелесообразно.
При направлении ребенка на санаторно-курортное лечение оформляется также заключение врача-дерматолога об отсутствии инфекционных заболеваний кожи, справка педиатра или эпидемиолога об отсутствии контактов с инфекционными больными по месту жительства, в детском саду, школе; результаты обследования на дифтерийное и дизентерийное бактерионосительство. Оформляются также характеристика из школы и дневник (для школьников, направленных в санатории в учебное время года).
При направлении на санаторно-курортное лечение родителей с детьми в лечебно-профилактические учреждения соответствующие документы оформляются как для детей, так и для родителей. Профиль санатория выбирается в первую очередь с учетом характера заболевания ребенка.
Правила приема больных
Лечащий врач наблюдает больного в течение всего курса санаторно-курортного лечения, следит за адаптацией больного к новым климатогеографическим условиям, переносимостью лечебных процедур, динамикой симптомов заболевания и показателей лабораторных, электрофизиологических и других методов обследования, при необходимости вносит коррективы в проводимый курс курортной терапии.
После проведенного лечения в курортную книжку вносятся сведения о его результатах; данные выполненных на курорте исследований; даются рекомендации по вопросам режима труда, отдыха, лечебного питания, по проведению профилактических, противорецидивных мероприятий, дальнейшего лечения под наблюдением лечащего врача по месту жительства или работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»
Методическая разработка
теоретического занятия для преподавателя
ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
МДК.02.02 Основы реабилитации
Тема: Санаторно-курортное лечение.
Специальность Сестринское дело
Кыштым
2018г.
Автор: Е.Г. Макурова, преподаватель высшей квалифицированной категории
Рецензенты:
Павлова О.В. – методист Кыштымского филиала «Миасский медицинский колледж», преподаватель высшей квалификационной категории
Мещерякова Т.Н. – методист-инструктор ЛФК ГБУЗ «Городская больница им. А.П. Силаева г.Кыштым»
Методическое пояснение
Данная методическая разработка составлена для преподавателей в соответствии с требованиями ФГОС III поколения.
Цель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении теоретического занятия по теме: «Санаторно-курортное лечение», согласно рабочей программе выделено 2 часа.
Данная методическая разработка предназначена для проведения теоретического занятия с элементами работы по плану урока.
Методическая разработка включает цели, формы и методы, план проведения теоретического занятия, домашнее задание.
Активизировать учебную деятельность на занятии, закрепить приобретенные студентами знания, сделать изучение темы интересной помогают презентации и видеофильмы по данной теме.
В процессе подготовки к уроку удается решить некоторые вопросы по организации самостоятельной работы. В дальнейшем, студентам предлагается на семинарском занятии по теме: «Санаторно-курортное лечение» расширить знания и закрепить изученный материал. Мотивационный характер теоретического занятия дает возможность студентам узнать что — то новое, проверить свои знания, проявить ответственность за порученное дело.
Урок по теме: «Санаторно-курортное лечение» способствует формированию общих и профессиональных компетенций, развитию познавательной деятельности на теоретических занятиях и активности студентов, расширению знаний по вопросам курортологии.
Мотивация изучения темы
Изучаемая тема наиболее актуальная в разделе реабилитации, так как раскрывает проблемы и их решения в области восстановительной терапии. На занятии студенты не только изучают новый материал, но и закрепляют изученный материал по теме: «Санаторно-курортное лечение» на семинарском занятии.
Затрагиваются вопросы организации СКЛ, требования к оформлению документации, положение о санаторном лечении, показаниях и противопоказаниях к лечению.
Санаторно-курортное лечение, раздел медицины, изучающий лечебные свойства природных факторов, механизмы и пути их действия на организм человека, применение их с лечебно-профилактическими целями и разрабатывающий социально-гигиенические условия системы курортных учреждений. Санаторно-курортное лечение включает в себя бальнеологию, бальнеотерапию и бальнеотехнику, учение о лечебных грязях (грязелечение); курортную климатологию и климатотерапию (аэро-гелио-талассотерапию); Санаторно-курортное лечение тесно связано с физиотерапией, а также с климатологией, физиологией, другими клиническими дисциплинами, гигиеной.
Тема: «Санаторно-курортное лечение» изучается в медицинских образовательных учреждениях, так как является обязательным разделом реабилитации. Большое внимание санаторно-курортному делу уделяется на учебной и производственной практиках. Важность санаторно-курортного лечения описывается в различных научных источниках и публикациях.
Методическая цель теоретического занятия:
Организация учебного процесса на теоретическом занятии.
Дидактические:
- Ознакомление с материалом по теме: «Санаторно-курортное лечение. Нормативные правовые акты».
- Дача понятия о правилах приема пациентов на СКЛ.
- Сообщение о показаниях и противопоказаниях.
Развивающие:
- Способствование развитию логического мышления
- Подвести студентов к осознанию необходимости дифференцированного подхода к пациентам с учетом их психологического состояния и отношения к болезни.
- Способствование развитию культуры речи, общения
Воспитательные:
- Способствование воспитанию добросовестное отношение к своим профессиональным обязанностям, отзывчивость, доброжелательность, умение сопереживать
- Стремление соблюдать принципы этико – деонтологических отношений в коллективе, с пациентами и их родственниками (гуманность, взаимовыручка, чуткость, такт, человеколюбие, милосердие и др.)
Межмодульные и междисциплинарные связи
Связи | ПМ, дисциплина | МДК | Тема занятия, курса |
Предшествующие | ОДП 03. Биология | - | Тема: Здоровье человека и окружающая среда. |
ОП 02 Анатомия и физиология человека | - | Тема: Анатомия и физиология, как наука. Методы изучения организма человека. Тема: Строение костно-мышечной системы. Тема: Строение нервной системы. | |
ПМ 04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными
| МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг Уход за пациентом. | Тема: Соблюдение личной гигиены. | |
Предшествующие | ПМ 02 Участие в лечебно-диагностических и реабилитационных процессах | МДК 02.01 Сестринская помощь при нарушениях здоровья | Тема: 1.1 Сестринское дело в терапии. |
ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины ОП.05 Гигиена и экология человека | - | Раздел: Гигиена питания. |
Внутридисциплинарные связи
Связи | ПМ и МДК , темы курса | Темы занятий |
Предшествующие | ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.02 Основы реабилитации |
12. Светолечение. 13. Фототерапия. 14. Семинарское занятие: Электролечение. Светолечение. Фототерапия. 15. Водолечение. 16. Теплолечение. 17. Грязелечение 18. Семинарское занятие: Водолечение. Теплолечение. Грязелечение. 19. Ультразвуковая терапия. 20. Магнитотерапия. 21. Лазеротерапия. 22. Семинарское занятие: Ультразвуковая терапия. Магнитотерапия. Лазеротерапия. 23. Ингаляции. 25. Общее и специальное физиологическое воздействие санаторно - курортного лечения на организм человека. 26. Семинарское занятие: Санаторно-курортное лечение. 27. Основы бальнеотерапии. 28. Климатотерапия. 29. Семинарское занятие: Основы бальнеотерапии. |
Последующие | ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.02 Основы реабилитации |
37. зачет |
Методы | Методические приемы |
1 уровень – объяснительно-иллюстративный | словесные (рассказ, лекция, беседа, работа с учебником); наглядные (иллюстрация, демонстрация кинофильмов, видеофильмов); практические (опыты, моделирование). |
2,3 уровень – репродуктивный | работа по алгоритму, решение типовых задач, упражнений, практических заданий т.д. М – проблемное изложение; МП – постановка проблемы, анализ, синтез, аналогия, работа с графологической структурой и т.д. |
2,3 уровень – проблемное изложение | анализ, синтез, работа с графологической структурой, выявление проблем |
3 уровень – частично- поисковый | эвристическая беседа, обобщение, рецензирование, решение нетиповых задач |
4 уровень – исследовательский | исследовательская работа |
Оснащенность занятия, наглядность: методическая разработка теоретического занятия, лекционный материал.
Коды формируемых компетенций:
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ПК 2.1 Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК2.5 Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.
ПК2.6 Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
Место проведения занятия: аудитория
Литература (основная, дополнительная):
Основная:
1. Козлова Л.В., Козлов С.А., Семененко Л.А. Основы реабилитации – Ростов н/Д: «Феникс», 2018, - 266с.
Дополнительная:
1.Епифанова В.А., Епифанова А.В., Основы реабилитации - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015г.
2. Епифанов В.А. - 2-е изд., перераб. и доп. Лечебная физическая культура и массаж - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013.
3. Соколова Н.Г. Физиотерапия Ростов н/Д «Феникс», 2018г.
Структура занятия:
Организационный момент: 1 минуты Изложение нового материала: - 75минут
Цели и план занятия: 2 минуты Закрепление материала: 5 минут
Проверка знаний студентов: 7 минут Задание на дом: 3 минут
приложение№1
Тема: Санаторно-курортное лечение. Нормативные правовые акты.
Санаторно-курортное лечение — эффективный дополнительный способ лечения этой непростой болезни, но у него, как и у любого другого лечения, есть свои показания и противопоказания.
Так, санаторно-курортное лечение при остеоартрозе показано больным с деформирующим и дистрофическим остеоартрозом, в том числе на фоне нарушения обмена веществ и гормональных функций, с воспалениями синовиальной оболочки. Такие пациенты могут быть направлены на различные бальнеологические курорты и грязелечебные санатории — как находящиеся на территории нашей страны, так и за рубежом.
Противопоказания к санаторно-курортному лечению обычно следующие:
- тяжелые деформации суставов, когда человек не может передвигаться самостоятельно;
- тяжелые поражения костей и далеко зашедшие стадия развития болезни;
- текущее воспаление суставов, в том числе со вторичным синовитом;
- общее тяжелое состояние пациента (лихорадка, сильное истощение, амилоидоз внутренних органов и др.).
Но, помимо общих показаний и противопоказаний к такому виду терапии, далеко не всегда можно предсказать, пойдет ли санаторно-курортное лечение на пользу человеку. Определить это можно по следующим параметрам.
Можно говорить об ухудшении в ходе лечения на курортах, если при этому у больного боли в суставах и чувство скованности в них усилились, мышечное напряжение увеличилось, стали более заметными или появились нарушения походки, усилилась деформация суставов, снизился вес и двигательная активность.
При этом анализы крови могут показать увеличение показателя СОЭ (скорость оседания эритроцитов) и появление лейкоцитов в моче.
Если пациент в ходе санаторно-курортного лечения отмечаете у себя какие-либо из этих признаков, настоятельно рекомендуем обратиться по этому поводу к врачу: скорее всего, данное лечение не идет вам на пользу и его, возможно, стоит прекратить.
Улучшение состояния может происходить, если по мере нахождения на таком курорте вы отмечаете уменьшение болезненности, увеличение силы в мышцах, уменьшение деформаций в больных суставах. При этом также снижается потливость, а самое, возможно, главное — психическое состояние улучшается, и вы чувствуете себя все более спокойно и комфортно в плане настроения.
О значительном улучшении в ходе санаторно-курортного лечения можно говорить, если боли в суставах уходят надолго (на сроки от полугода и более), улучшается походка, увеличивается двигательная активность, а температура и СОЭ в анализах достигает нормальных величин. Это означает, что такой вид лечения действительно пошел вам на пользу, и его следует повторять при любой возможности — разумеется, предварительно проконсультировавшись с вашим лечащим врачом.
Санаторно-курортное лечение может иметь терапевтическое значение лишь на ранних этапах патологического процесса при сохранной способности к самообслуживанию. Это лечение, как и физиотерапия, эффективно лишь в комплексе с другими лечебными мероприятиями и, прежде всего, в сочетании с индивидуально дифференцированной медикаментозной терапией. Больным паркинсонизмом показано лечение курортными факторами бальнеотерапией, теплолечением (лечебная грязь, парафин, озокерит), которые применяются при лёгкой и средней степени тяжести заболевания.
Санаторно-курортное лечение показано больным паркинсонизмом (болезнь Паркинсона, синдром паркинсонизма) в условиях местных неврологических санаториев при определенных формах заболевания: на ранних этапах болезни, при легкой и средней степени тяжести, при скованности и умеренном дрожании, самостоятельном передвижении и самообслуживании. Физические факторы, в том числе и курортные (бальнеогрязелечение), должны шире применяться и во внекурортных условиях.
Лечебная физкультура. Формирование двигательного репертуара одна из главных задач лечения больного паркинсонизмом, которая частично решается с помощью лекарств. В этом аспекте существенную помощь могут оказать комплексы лечебной физкультуры, задача которых помочь пациентам в компенсации утраченных двигательных автоматизмов для профилактики травм и падений. Большинство проблем больных паркинсонизмом связано с началом движения, изменениями его направления, переменой положения тела, необходимостью смены темпа движения.
Подготовка к лечению на курортах
Курортное лечение — предоставляется человеку для лечения хронических заболеваний, их профилактики, а также с целью реабилитации (восстановления и компенсации нарушенных функций).
Больной, получивший путевку, должен обратиться к лечащему врачу для получения санаторно-курортной карты (карты санаторно-курортного отбора).
Санаторно-курортная карта подписывается лечащим врачом и заведующим отделением (или главным врачом), заверяется печатью лечебного учреждения. Санаторно-курортная карта действительна лишь при условии четкого заполнения всех граф, разборчивых подписей, наличия печати. При выдаче санаторно-курортной карты врач делает соответствующую запись в истории болезни (амбулаторной карте).
Все женщины, направляемые на курорт, предварительно должны быть осмотрены врачом-гинекологом. При наличии гинекологических заболеваний в комплекс специальных обследований входит определение «гормонального профиля» больных, при бесплодии — показатели проходимости маточных труб.
При наличии у больных нервно-психических заболеваний необходимо заключение психоневрологического диспансера; при нефроурологических заболеваниях — исследование функционального состояния почек, рентгенологическое и другие обследования. Проведение тщательного обследования больных позволяет уточнить характер основного и сопутствующего заболеваний: их форму, степень тяжести и активности процесса.
Отбор и направление на курорт больных, перенесших острый инфаркт миокарда, в реабилитационные отделения местных кардиологических санаториев имеет ряд особенностей: в этапный эпикриз, представленный в реабилитационное отделение кардиологического санатория, обязательно должны быть внесены следующие сведения: полный заключительный диагноз с указанием формы, фазы, стадии, локализации, особенностей течения заболевания; результаты заключительного обследования; результаты лечебных мероприятий, проведенных в стационаре (переносимость — толерантность к физической нагрузке, состояние психоэмоциональной сферы); рекомендации по вопросам дальнейших реабилитационных мероприятий в условиях кардиологического санатория (проведение медикаментозного лечения, режим двигательной активности, применение психотерапии). Учитываются и специальные противопоказания для больных, перенесших инфаркт миокарда.
Правильность и полнота сведений, представленных в санаторно-курортной карте, имеют важное значение. При отсутствии необходимых данных (показателей состояния сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, дыхания, нервной системы и др.), предоставлении устаревших данных карта санаторно-курортного отбора не отражает состояния больного в настоящее время, не может обеспечить преемственности лечебного процесса. В таких случаях необходимо проведение повторных дополнительных исследований, что ведет к задержке в назначении лечебных мероприятий.
При отборе больных для курортного лечения важно учитывать метеолабильность (метеочувствительность) больных, особенности их адаптации к новым климатическим условиям. Наибольшая метеочувствительность наблюдается у больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, неспецифическими заболеваниями органов дыхания как у подростков, так и у лиц пожилого возраста. При отборе больных на курортное лечение необходимо учитывать особенности адаптации больных к контрастным климатогеографическим условиям (приморские или горные курорты). У лиц с повышенной метеотропностью дольше период адаптации к особенностям курортов с контрастными климато-географическимиусловиями, особенно в переходное время года (весна, осень); он может осложниться отрицательными метеотропными реакциям. Поэтому направление таких больных на курорты с резко меняющимися метеорологическими условиями (колебаниями температуры, атмосферного давления) в переходные сезоны года нецелесообразно.
При направлении ребенка на санаторно-курортное лечение оформляется также заключение врача-дерматолога об отсутствии инфекционных заболеваний кожи, справка педиатра или эпидемиолога об отсутствии контактов с инфекционными больными по месту жительства, в детском саду, школе; результаты обследования на дифтерийное и дизентерийное бактерионосительство. Оформляются также характеристика из школы и дневник (для школьников, направленных в санатории в учебное время года).
При направлении на санаторно-курортное лечение родителей с детьми в лечебно-профилактические учреждения соответствующие документы оформляются как для детей, так и для родителей. Профиль санатория выбирается в первую очередь с учетом характера заболевания ребенка.
Правила приема больных
Лечащий врач наблюдает больного в течение всего курса санаторно-курортного лечения, следит за адаптацией больного к новым климатогеографическим условиям, переносимостью лечебных процедур, динамикой симптомов заболевания и показателей лабораторных, электрофизиологических и других методов обследования, при необходимости вносит коррективы в проводимый курс курортной терапии.
После проведенного лечения в курортную книжку вносятся сведения о его результатах; данные выполненных на курорте исследований; даются рекомендации по вопросам режима труда, отдыха, лечебного питания, по проведению профилактических, противорецидивных мероприятий, дальнейшего лечения под наблюдением лечащего врача по месту жительства или работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/16/picture-593000-1424072914.jpg)
Методическая разработка теоретического занятия "Диагностика поздних сроков беременности"
Методическая разработка занятия по теме «Диагностика поздних сроков беременности» предназначена для проведения теоретического занятия со студентами 2 курса специальности 060102 Акушерское дело в рамка...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/18/picture-361918-1453098311.jpg)
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по психологии "Лечение словом"
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по психологии "Лечение словом" для студентов 1-2 курсов медколледжей. Данная методическая разра...
Методическая разработка практического занятия на тему: "Лечение первичного туберкулеза"
В последние годы отмечается значительный рост заболеваемости туберкулезом населения всех возрастных групп, причем не только у нас в стране. Причины такого всплеска...
Методическая разработка практического занятия на тему: "Лечение первичного туберкулеза"
В последние годы отмечается значительный рост заболеваемости туберкулезом населения всех возрастных групп, причем не только у нас в стране. Причины такого всплеска...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/31/picture-1004379-1517348813.jpg)
Методическая разработка теоретического занятия ПМ 02 Лечебная деятельность Лечение заболеваний щитовидной железы
Методическая разработка теоретического занятия по теме "Лечение заболеваний щитовидной железы"...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ на тему: Лечение заболеваний пищеварительной системы.
Цели разработки занятия: Образовательная. Создать условия для самостоятельного раскрытия студентами: Лечение заболеваний пищеварительной системыклинической картины различных забо...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/12/picture-1057067-1536770649.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА теоретического занятия «Лечение ревматоидного артрита, деформирующего остеоартроза»
Методическая разработка теоретического занятия "Лечение ревматоидного артрита, деформирующего остеоартроза" предназначена для преподавателей ПМ.02 Лечебная деятельность МДК.02.01. Лече...