Методическая разработка открытого классного часа "Вечер поэзии", специальность 34.02.01 Сестринское дело
классный час
Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей первых и вторых курсов средних специальных учебных заведений. Цели: 1. Показать разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века, 2. Пробудить интерес к личности и творчеству поэтов Серебряного века, 3. Развивать чувства прекрасного к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий литературного вечера поэтов серебряного века
Оформление зала
- на стене - слова "Любовь в поэзии Серебряного века".
- на сцене - портреты поэтов Серебряного века, мини-газеты и рисунки учащихся по мотивам стихотворений поэтов, цветы.
- на столах и пианино - подсвечники со свечами, сборники стихов поэтов Серебряного века.
- в центре зала - стол для ведущих вечера, по бокам - столы, стулья для участников вечера.
Музыкальное оформление вечера. Музыка Евгения Дога, Рахманинова, Скрябина, Стравинского, Вертинского.
Ход вечера
(Звучит музыка Евгения Дога из кинофильма "Мой ласковый и нежный зверь")
1 ведущий.
Любовь: именно она имеет огромную, почти магическую власть над людьми, заставляет пережить целую бурю эмоций: и страдание, и радость, и сомнение, и надежду, и ревность. Ведь недаром говорят, что влюбленный подобен безумцу:
2 ведущий.
В Библии сказано, что любовь дарована человеку от Бога. Что же это за дар, над тайной которого бьется не одно поколение поэтов, писателей, музыкантов, людей, способных не только испытывать это чувство, но и выражать его в слове и музыке?
1 и 2 ведущие
Любовь, любовь - загадочное слово,
Кто мог бы до конца понять?
Всегда во всем старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?
Невозвратимая себя утрата
Или обогащенье без конца?
Горячий день, какому нет заката,
Или ночь, опустошившая сердца?(Гунтыпова Света)
А может быть, ты лишь напоминанье(Жалсанова Вика)
О том, что всех нас неизбежно ждет:
С природою, с беспамятством слиянье
И вечный мировой круговорот?
Всеволод Рождественский
1 ведущий
Любовь и поэзия: Они достойны друг друга. Поэзия, освещенная любовью, и любовь, вознесенная поэзией к вершинам человеческого духа:
2 ведущий
Любовь в поэзии Серебряного века: Одного из сложнейших и интереснейших периодов духовного развития России, эпохи "русского ренессанса", эпохи обострения эстетической чувствительности, эпохи беспокойства и исканий, возбуждения, напряженности, трагичности времени:
1 ведущий
Любовь в поэзии Серебряного века:
Блоковская "серебряная лира в твоей протянутой руке:"
Ахматовский "серебряный месяц над серебряным веком:"
Все цветаевские стихи - "серебряные дребезги":
Еще не совсем открытые страницы:
2 ведущий.
В фундаменте культуры серебряного века лежит камень, положенный Валерием Брюсовым:
1 сообщение. Валерий Брюсов - основатель русского символизма.
В лирике символиста Брюсова любовь - болезненная,возведенная до трагедии, предельная, героическая страсть, расплата за проявленные бурные чувства, любовь - лишь миг, пролетающий "перед темной завесой безвестных дней". На пути любящих стоят непреодолимые преграды, разъединяющие их навечно, и в утешение - за неразделенную любовь остаются лишь мечты сердечные, в которых, как полагает поэт, и заключен "родник красоты". Вспомним стихотворения из книги "Шедевры": Лирический герой Брюсова наполнен активной, сильной страстью. Но живого образа реальной, земной возлюбленной поэт не создает. Она - как мумия, не произносит слов, не выражает своих чувств. Он же бурно изливает сердечные мечты. Поэт искренне воспевает все многообразие ликов и оттенков любовной страсти.
В лирике поэтический герой Брюсова предстает как человек, одерживающий победу долга и воли над стихией страсти.
Чтение стихотворений Брюсова (группа ) – текст прилагается.
Стихотворение"Да, можно любить, ненавидя:"читает( Сапунова Галина 221группа)
"Я люблю тебя и небо:"читает (Дымбрылова Дарима 621группа)
1 ведущий
Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский:
2 сообщение. Две звезды поэзии Серебряного века: Они встретились летом 1888 года и поженились через несколько месяцев. Прожили вместе 52 года, не разлучаясь ни разу, ни на один день. В 1913 году Мережковский посвятил их союзу такие строки:
Не разлучайся, пока ты жив,
Ни ради горя, ни для игры,
Любовь не стерпит, не отомстив,
Любовь отнимет свои дары.
Не разлучайся, пока живешь,
Храни ревниво заветный круг.
В разлуке вольной таится ложь,
Любовь не любит земных разлук.
Из стихотворения "Берегись"
Зинаида Гиппиус была загадкой для всех окружающих. Она притягивала к себе людей не только внешностью и поэтической славой, но и необыкновенной энергией и политической страстностью. И отталкивала надменностью, насмешливостью, придирчивостью:
Многие пытались найти ключ к пониманию ее личности. Но лучше всех Зинаиду Гиппиус знал, конечно, Мережковский, который был трогательно влюблен в жену до последних своих дней:
Для Гиппиус же любовь - это сама жизнь, несущая в себе бессмертие. "Не любить" для нее означало "не жить". Но истинная любовь невозможна без свободы, равенства и верности правде, в том числе - и правде собственного "я".
Чтение стихотворений Мережковского и Гиппиус (группа ) – текст прилагается
Стихотворение"Как часто выразить любовь мою хочу"(Будаев Владислав 616 группа)
"Единый раз вскипает пеной"(Цыренова Мэдэгма 611 группа)
2 ведущий
Цикл "Стихов о прекрасной Даме" ознаменовал начало творческого пути Александра Блока как уже сложившегося и самостоятельного художника:
3 сообщение. Этот цикл был вдохновлен возлюбленной и женой поэта - дочерью великого русского ученого Любовью Дмитриевной Менделеевой. В то время Блок находился под сильным влиянием идеалистической философии поэта Владимира Соловьева, в стихах которого божественная сила, призванная возродить и преобразить человечество, была воплощена в образе Вечной Женственности. Так и Блок в своей возлюбленной видит не обычную земную девушку, а ипостась Божества - Деву, Зарю, "Жену, облеченную в солнце". Себя он при этом ощущает рыцарем, давшим обет вечного служения своей возлюбленной, своей Прекрасной Даме:
Непосредственно жене, Любови Дмитриевне, Блок адресовал стихотворения "О доблестях, о подвигах, о славе", "Приближается звук", "Перед судом", где есть полные высшей мудрости и бесконечной, выстраданной любви строки:
Я не только не имею права,
Я тебя не в силах упрекнуть.
За мучительный твой, за лукавый,
Многим женщинам сужденный путь:
Циклы "Снежная маска", "Фаина" связаны с увлечением Блока актрисой мейерхольдовского театра Натальей Николаевной Волоховой. В стихах этих циклов - безрассудная стихия, "буря цыганских страстей:"
Чтение стихотворений Блока (группа ) – текст прилагается
Стихотворение "О доблестях, о подвигах, о славе:"читает (Афанасьева Лиза 622)группа
""Мой милый, будь смелым:" (Базарова Сэсэг 613 группа)
1 ведущий
Как и в творчестве Блока, в поэзии Константина Бальмонта большую роль играло женское начало, поклонение "вечно женственному".
4 сообщение.
Известны его романтические истории, в которых искреннее чувство к женщине было стимулом его вдохновения. В конце 20-ых годов Бальмонт пережил свой последний роман, роман в письмах. Он закончился трагически. В одном из писем поэт говорит: "Последние 7-8 недель были для меня временем непрерывной душевной пытки. Долго рассказывать, как случилось, что юная русская девушка Таня Осипова, живя в Финляндии, , стала неизъяснимо дорога мне. Она была поэтессой, и она была моей сказкой: Целый год моя любовь к ней и ее любовь ко мне заколдовывали смерть: Мне кажется, что мое сердце пробито и опустошено: Я полон невыносимой тоски о моей единственной Тане. Такой потери в моей жизни еще не было и слезам моим нет конца."
Ей он посвятил стихи: "Моей - не моей - моей", "Не виденной, но узнанной", "Их перстень", "Первый дождь", "Белый свет", "Эта ночь", "Люблю я цветы:"
Чтение стихотворений Бальмонта (группа ) – текст прилагается
"Тебя я хочу, мое счастье:" (Жалсанова Виктория 621 группа)
"На разных языках"(Иннокентьева Сэсэг 612 группа)
2 ведущий.
Марина Ивановна Цветаева очень похожа на свое имя:
5 сообщение. В ней тоже было много силы, много характера, порой - капризов, обид, но главное - это много любви. Слишком упряма, слишком смела - не по-девчоночьи! - всего слишком. Она и сама о себе написала: "Я слишком сама любила смеяться, когда нельзя!"
Чем дальше она уходила от собственного детства, тем труднее ей писалось. Иногда и крик, и стон как бы заслоняли сам стих. Чувство дома - и было для Цветаевой спасительным, как бы ни складывалась ее судьба. Оно только усиливалось после ранней смерти матери, Марии Александровны. Усилилось, когда Марина с 9-летней дочерью уехала к мужу, бывшему "белому" офицеру, в Прагу. Все в ней только усиливалось с годами - это и есть талант. 3 года она прожила, ничего не зная о муже, - и при первом же известии бесповоротно решила ехать. Потому что для нее дом - это там, где Дом, где семья вместе, в кругу, в любви. Гражданская война разделила для Цветаевой ее дом личный и ее огромный Дом - Россию. Им уже не дано было срастись вновь:
А вот как она писала о любви в стихотворении "Любовь":
Ятаган? Огонь?
Поскромнее, - куда как громко!
Боль, знакомая, как глазам - ладонь,
Как губам – Имя собственного ребенка.
Чтение стихотворений Цветаевой (группа ) – текст прилагается
"Я тебя отвоюю у всех земель:"(Гороховская Александра,621 группа)
«Ошибка»(Лайданова Суржана,621 группа)
Исполнение танца под песню "Мне нравится, что Вы больны не мной:"
1 ведущий.
Анна Ахматова: "Анна всея Руси:"
6 сообщение. Эта удивительная женщина уже с появлением своей первой книги стихотворений "Вечер" (1912 год) заявила о себе не только как о поэте бесспорного таланта, но и зрелости, отточенности творчества:
Практически все стихотворения ее первых сборников - о любви. Написаны совершенно нетрадиционно для того времени. Ахматова изображает "жизнь сердца" женщины в его конкретности. Стремится передать ощущения своих лирических героинь через детали, причем детали быта несут у нее весомую эмоциональную нагрузку.
Каждая книга ее стихов представляет собой как бы лирический роман. Вот один из таких романов (стихотворение "Смятение"):
Как велит простая учтивость,
Подошел ко мне, улыбнулся.
Полуласково, полулениво
Поцелуем руки коснулся.
И загадочных древних ликов
На меня посмотрели очи.
Десять лет замираний и криков.
Все мои бессонные ночи
Я вложила в тихое слово
И сказала его напрасно.
Отошел ты. И стало снова
На душе и пусто и ясно.
Границы поэзии Ахматовой расширяется настолько, насколько читатель может стать соавтором поэта:
Чтение стихотворений Ахматовой (группа )
"Сжала руки под темной вуалью:(Банзаракцаева Баярма ,612 группа)
"После ветра и мороза было" (Будашириева Сэлмэг,621 группа)
2 ведущий.
Николай Гумилев, поэт, основоположник нового художественного направления в поэзии - акмеизма, первый муж Анны Ахматовой, заслуживает особого внимания. Поэзия серебряного века немыслима без его имени.
В жизни Гумилев был любвеобильным. Страстно влюблялся, делал любимым девушкам предложения и страшно переживал отказы (дело даже доходило до попыток самоубийства).
Любовь в жизни Гумилева - явная и тайная, молчаливая и многословная, яркая и угасающая:
Анне Ахматовой посвящены книги стихов "Романтические цветы", "Чужое небо" и альбом любовной лирики, созданный в Париже в 1917 году и вышедший уже после гибели поэта под названием "К синей звезде".
Анне Энгельгард Гумилев посвятил сборник стихов "Огненный столп". Но эту лучшую свою книгу Гумилеву уже не суждено было увидеть напечатанной:
Чтение стихотворений Гумилева (группа )
"Вечер" (Батуева Дарима,621 группа)
"Песнь Дриады" (Дылгерова Александра,621 группа)
1 ведущий.
В любовной лирике Cеребряного века Сергей Есенин занимает особое место:
8 сообщение. Его стихи, проникнутые обжигающими чувствами, сердечной правдой, ударили по струнам человеческих душ и продолжают звенеть уже на протяжении более 90 лет.
Кто же они - прекрасные возлюбленные поэта, вдохновлявшие его на создание шедевров любовной лирики?
Анна Алексеевна Сардановская, Ей посвящены стихотворения "Зачем зовешь" (к сожалению, до сих пор не найдено) и "За горами, за желтыми долами".
Мария Парменовна Бальзамова, трепетный, чистый образ "тургеневской девушки". Платонические чувства поэта к ней нашли воплощение в стихотворениях "Ты плакала в вечерней тишине" и "Не бродить, не мять в кустах багряных:"
Анна Романовна Изряднова,первая гражданская жена Есенина:
Лидия Ивановна Кашина, с ее именем связан образ Анны Снегиной, ей посвящено одно из лучших стихотворений Есенина "Зеленая прическа".
Зинаида Николаевна Райх, жизнерадостная красавица, первая официальная жена и мучительная любовь поэта. Противоречивые отношения между Есениным и Райх нашли отражение в стихотворении "Письмо к женщине".
Айседора Дункан, великая американская танцовщица,ставшая второй официальной женой Есенина и открывшая поэту шедевры мирового искусства: Память о ней - в поэме "Черный человек".
Августа Леонидовна Миклашевская, талантливая актриса, строгая женщина и заботливая мать, подчинившая сердце разуму и потому не ставшая женой поэта. Ей посвящено 7 стихотворений из цикла "Любовь хулигана". Среди них и "Заметался пожар голубой".
Шагандухт Нерсесовна Тальян ,поэтический образ Шагане в цикле стихотворений "Персидские мотивы".
Надежда Давыдовна Вольпин, поэт, переводчик, женщина, любившая Есенина, родившая ему сына – Александра.
Софья Андреевна Толстая, внучка великого писателя, успевшая стать третьей официальной женой поэта и серьезной его любовью. Ее образ - в стихотворении "Видно, так заведено навеки"
Чтение стихотворений Есенина (группа )
"Заметался пожар голубой" (Базаров Булат,621 группа)
"Письмо к женщине" (ЖдановаАнастасия,621 группа)
2 ведущий.
Всем известны поэтические строки В.Д.Шумского, ставшие словами любимого романса. Это стихотворение "Отцвели хризантемы", написанные поэтом в 1913 году.
Романс Отцвели хризантемы
1 ведущий.
"Любовь, как чувство вечное и юное, служила и будет служить неисчерпаемым материалом для поэзии; она вносит идеальное отношение и свет в будничную прозу жизни:" - писал И.А.Бунин в одной из своих статей. В этих словах - вечная правда.
2 ведущий.
Пока на свете быть устам медовым,
Не распростится мир со сладким словом.
Сад, оглашенный соловьиным зовом,
Для всех влюбленных будет вечно новым.
Омар Хайям
Звучит романс Вертинского "Зимний вечер играет терновником:".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого классного часа на тему: «Отношение к природе и животным как нравственная проблема»
Целью открытого классного часа на тему:"Отношение к природе и животным как нравственная проблема" способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе.- формировать негативную ...
методическая разработка открытого классного часа на тему:«Далекому прошлому верность храня»
Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей и призвана помочь им в подготовке и проведении воспитательного классного часа в учебной группе среднего специального...
Методическая разработка МАСТЕР-КЛАСС «СЕРДЕЧНО-ЛЕГОЧНАЯ РЕАНИМАЦИЯ» 34.02.01 Сестринское дело/ медицинская сестра/ медицинский брат базовая подготовка
Методическая разработка Мастер класс потеме "Сердечно-легочная реанимация"...
Методическое пособие для подготовки студентов по специальности 34.02.01 Сестринского дело, изучающих ПМ.04 по теме «Клизмы. Постановка газоотводной трубки»
Методическое пособие предназначено для подготовки студентов по специальности 34.02.01 Сестринского отделения, изучающих ПМ.04 по теме «Клизмы. Постановка газоотводной трубки» и содержит ма...
Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия " Поэзия в годы Великой Отечественной войны"
Данная методическая разработка открытого внеклассного мероприятия по дисциплине "Литература" предназначена для преподавателей литературы. В первую очередь несет большую воспитательную нагруз...
Методическая разработка открытого классного часа "Вечер поэзии", специальность 34.02.01 Сестринское дело
Классный час - это форма внеурочной деятельности (классный час может быть организован как экскурсия), форма постоянной воспитательной работы педагога, являющейся неотъемлемым...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов специальности 34.02.01 «Сестринское дело», 31.02.02. Акушерское дело по дисциплине «Анатомия и физиология человека»
Уважаемые студенты!Перед вами учебно-методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине «Анатомия и физиология человека» с практическими и творческими заданиями по всем разделам...