Методическая разработка практического занятия по теме: «Острые аллергозы. Диагностика, неотложная помощь
методическая разработка
Методическая разработка составлена в соответствии требованиями ФГОС и программой МДК 0303 «Специализация фельдшер скорой помощи». предназначена для проведения практического занятия. В ней отражена технология сотрудничества, предложены работа малыми группами, учебные деловые игры (блицигра и ролевая игра), решение динамических ситуационных задач
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktika_-_ostrye_allergozy._metod._razrabotka.doc | 253 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГАПОУ «Валуйский колледж»
Методическая разработка практического занятия по теме: «Острые аллергозы. Диагностика, неотложная помощь».
Дисциплина: Скорая помощь.
Специальность: 31.02.01 Лечебное дело
Автор:
В. И. Семенюк
преподаватель профессиональных
дисциплин.
2019 г.
Печатается по решению научно-
методического совета колледжа.
Автор: Семенюк В.И – преподаватель специальных дисциплин
Рецензент:
Булдаков В. В. – заместитель главного врача по медицинской части
Методическая разработка по теме «Острые аллергозы. Диагностика и неотложная помощь» по ПМ 03, раздел 0303 « Скорая помощь» предназначена для проведения практического занятия у обучающихся 4 курса специальности 31.02.01 Лечебное дело. Данная разработка отражает структуру занятия, интегративные связи и содержит технологическую карту, средства проведения занятия. В ней отражено использование инновационных педагогических технологий проблемного и группового обучения, профессиональная направленность. Особое внимание уделено различным видам самостоятельной работы студентов.
Методическая разработка выполнена в соответствии с требованиями ФГОС среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело, утвержденным приказом МО РФ № 502 от 12.05.2014 г.
Содержание
1. Пояснительная записка………………………………………….стр.4
1. Тема, цели урока…………………………………….................. стр. 5
2. Оснащение……………………..…………… ………... ………..стр. 9
3.Схема интегративных связей………………………...................стр.10
4. Хронокарта …………………………………………..…………стр. 11
5. Ход занятия ……………………………...……………………..стр. 12
6. Приложения
6.1 Сценарий блиц игры ………………………………………….стр.18
6.2. Прослушивание и обсуждение рефератов…………………..стр.21
6.3.Решение ситуационных задач с элементами деловой игры ……………………………………………………………………...стр. 27
7. Список литературы ……………………………………………стр. 36
Пояснительная записка
Острые аллергозы – болезни, в основе развития которых лежит повреждение тканей, вызванное иммунными реакциями с экзогенными аллергенами.
В основе их развития лежит повреждение тканей, вызванное иммунными реакциями немедленного типа (истинные анафилактические реакции).
Аллергические заболевания известны с древних времен. Еще древнегреческий врач Гиппократ заметил у некоторых людей появление сыпи, отеков лица и т.д. после употребления некоторых продуктов или укусов насекомых.
Аллергические заболевания в настоящее время являются одной из самых распространенных патологий. 10% населения земного шара страдают этими заболеваниями. В России распространенность аллергозов колеблется от 5% до 20,5%. Особую тревогу вызывает рост аллергозов в России за последние годы более чем на 18%. Чаще всего аллергические заболевания возникают под влиянием лекарственных веществ (антибиотики, прививки, новокаин, препараты йода и т.д.). Кроме того, аллергические реакции могут возникать под влиянием пищевых продуктов – некоторых сортов рыбы, яиц, молока, мяса, шоколада, бобов, томатов, пищевых добавок, красителей, ароматизаторов и пр.
Также существует большое количество промышленных, бытовых и растительных веществ, которые могут вызвать аллергию (дым, пыль, частички насекомых, пыльца растений и т.д.). Укусы ядовитых животных, по существу, также могут вызывать развитие местных и общих тяжелых аллергических реакций.
Аллергия страшна своей внезапностью и непредсказуемостью. Долгие годы это явление оставалось загадкой для человечества. И только в начале века были определены некоторые закономерности возникновения аллергии, которые позволили в какой-то степени прогнозировать вероятность ее появления. Опасность аллергии заключается также в том, что никогда нельзя знать заранее, на какое новое вещество организм ответит такой реакцией.
Фельдшер может встретиться с аллергозами в любых условиях. В таких случаях от фельдшера требуются не только знания и умения, но и быстрота реакции, способность быстро разобраться в тяжести состояния больного, грамотно оказать неотложную помощь, решить тактические вопросы.
Практическое занятие способствует закреплению и расширению теоретических знаний, выработке умений по оказанию неотложной помощи, приобретению навыков самостоятельной творческой работы. Таким образом на занятии формируется профессиональная компетентность будущих специалистов, их готовность к самостоятельной практической деятельности.
Технологическая карта занятия.
Предмет: ПМ 03, раздел 0303 « Скорая помощь»
Отделение: Фельдшерское. Специальности 31.02.01 Лечебное дело
Курс: IV, 8 семестр, группа ФС 241
Занятие – практика
Тема: Острые аллергозы. Диагностика и неотложная помощь
Продолжительность занятия 180 минут
Место проведения: Кабинет реанимации
Цели занятия.
Цель данного МДК – сформировать у студентов профессиональные и общие компетенции, основные принципы клинического диагностического мышления:
Формирование профессиональных компетенций (ПК).
Код | Наименование результата обучения |
ПК 3.1. | Проводить диагностику неотложных состояний(аллергозов). |
ПК 3.2. | Определять тактику ведения пациента. |
ПК3.3. | Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе. |
ПК 3.4. | Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий. |
ПК 3.5. | Осуществлять контроль состояния пациента. |
ПК 3.6. | Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар. |
ПК 3.7. | Оформлять медицинскую документацию. |
Формирование общих компетенций
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовыеы методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК 11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку. |
ОК 12. | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
ОК 13. | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей . |
ОК 14. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
Формирование личностных компетенций
Качества личности | Её поведение |
Аккуратность, гуманизм, милосердие, доброжелательность, ответственность, исполнительность, пунктуальность | 1. Быть опрятно одетой, расположить к себе пациента и его родственников, успокоить, проявить такт и терпение. 2. Действовать оперативно, быстро и уверенно. |
Студент должен уметь:
- определять тяжесть состояния пациента;
- выделять ведущий синдром;
- проводить дифференциальную диагностику;
- работать с портативной диагностической и реанимационной аппаратурой;
- оказывать посиндромную неотложную медицинскую помощь;
- оценивать эффективность оказания неотложной медицинской помощи;
- проводить сердечно-легочную реанимацию;
- контролировать основные параметры жизнедеятельности;
- осуществлять фармакотерапию на догоспитальном этапе;
- определять показания к госпитализации и осуществлять транспортировку пациента;
- осуществлять мониторинг на всех этапах догоспитальном помощи;
- организовывать работу команды по оказанию неотложной медицинской помощи пациентам;
Студент должен знать:
- понятие синдрома «Аллергозы»;
- патофизиологические механизмы развития синдрома;
- причины и нозологические формы, при которых встречаются синдромы;
- классификацию синдрома;
- клинические проявления и особенности при различных нозологических формах;
- критерии дифференциально-диагностического поиска;
- принципы, задачи и особенности фармакотерапии больных;
- этиологию и патогенез неотложных состояний;
- основные параметры жизнедеятельности;
- особенности диагностики неотложных состояний;
- алгоритм действия фельдшера при возникновении неотложных состояний на догоспитальном этапе в соответствии со стандартами оказания скорой медицинской помощи;
- принципы оказания неотложной медицинской помощи при терминальных состояниях на догоспитальном этапе;
- принципы фармакотерапии при неотложных состояниях на догоспитальном этапе;
- правила, принципы и виды транспортировки пациентов в лечебно-профилактическое учреждение;
правила заполнения медицинской документации;
Иметь практический опыт:
- проведения клинического обследования при неотложных состояниях на догоспитальном этапе;
- определения тяжести состояния пациента и имеющегося ведущего синдрома;
- проведения дифференциальной диагностики заболеваний;
работы с портативной диагностической и реанимационной аппаратурой;
- оказания посиндромной неотложной медицинской помощи;
- определения показаний к госпитализации и осуществления транспортировки пациента;
- оказания экстренной медицинской помощи при различных видах повреждений;
Воспитательные цели:
- способствовать повышению интереса к предмету, степени ответственности и необходимости приобретения знаний.
- учить умению общения с больными, чуткому отношению к ним, развивать чувство сострадания и милосердия.
- способствовать закреплению нравственно-этических норм.
формировать качества личности: Аккуратность, гуманизм, милосердие, доброжелательность, исполнительность, пунктуальность, честность.
Оснащение:
1.Медицинский инструментарий: тонометры, фонендоскопы, биксы со стерильным перевязочным материалом, одноразовые шприцы, системы для в/в вливания, шины.
2. Оценочные листы
3.Карточки - задания для решения ситуационных задач с элементами деловой игры.
4.Вопросы для блиц - опроса
5.Сценарий обучающе-контролирующей игры.
6. Аппарат для ИВЛ
7. Лекарственные средства, спирт, флаконы с растворами
8. Медицинская документация.
9.Схемы, таблицы.
10.Пакеты с индивидуальными заданиями.
11.Муляжи.
12.Компьютеры.
13.Носилки
14.Постельное бельё
15.Перчатки, маски, халаты.
Схема интегрированных связей.
Истоки Выход
ХРОНОКАРТА.
№ п/п | Этапы занятия | Время |
1 | Организационный момент. | 2 минуты |
2 | Постановка цели, мотивация учебной деятельности | 3 минуты |
3 | Б А. Актуализация знаний. Блиц игра: Этап 1. Задание - Интеллектуальная разминка Этап 2. Задание – Определи синдром Этап 3. Задание – Знающий фельдшер Этап 4. Задание - Продемонстрируй умения Самооценка студентами Подведение итогов. Комментарий преподавателя Б. Прослушивание и обсуждение рефератов | 10 минут 10 минут 10 минут 20 минут 10 минут 5 минут |
4 | - Решение ситуационных задач с элементами деловой игры - Инструкция, распределение ролей - Знакомство с заданием. Формулировка базового задания – Практическая работа в группах - Рефлексия. - Разбор выполнения заданий | 10 минут 10 минут 5 минут 45 минут 15 минут |
5 | Подведение итогов занятия | 3 минуты |
6 | Домашнее задание | 2 минуты |
Ход занятия.
Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Методическое обоснование | ||||
1. Организационный момент. | ||||||
Обращает внимание на внешний вид студентов, наличие дневников. Отмечает отсутствующих. Уточняет тему практического занятия. | Студенты в белых халатах, сменной обуви приветствуют преподавателя. Дежурные сообщают отсутствующих, готовности к занятию. | Укрепляет дисциплину, развивает культуру, умения рационального использования времени. Создает микроклимат для творческой работы. | ||||
2. Постановка цели, мотивация учебной деятельности. | ||||||
Дает цели занятия. Тема актуальна не только частотой распространения аллергозов и их ростом, но и развитием грозных осложнений, требующих от мед. работников быстрых слаженных действий.От уровня вашей подготовки, умений использовать свои знания в практике будут зависеть жизнь и здоровье пострадавших. | Внимательно слушают. Определяют степень актуальности темы, настраиваются на усвоение и практическое применение теоретических знаний. | Побуждает интерес к занятию, создает эмоциональный настрой. Воспитывает чувство ответственности, готовность оказать квалифицированную помощь. | ||||
3. Актуализация знаний. Блиц - игра | ||||||
Этап 1. Интеллектуальная разминка | ||||||
Каждой команде ( в команде 3 человека) задаются вопросы, требующие немедленного краткого ответа. Оценивается время и правильность ответов | Студент думает, отвечает устно. Другие внимательно слушают поправляют, дополняют | Погружает студентов в атмосферу интеллектуальной деятельности. Способствует закреплению теоретических знаний, вырабатывает умения самоанализа. Развивает культуру речи. | ||||
Этап 2. Определи синдром | ||||||
Каждой команде (по 3 человека) предлагается разыграть номер задания. В задании описывается синдром. Оценку арбитра комментирует преподаватель | Студенты думают и отвечают на вопросы доставшегося задания. Результат оценивают студенты - арбитры | Способствует закреплению теоретических знаний, развивает клиническое мышлениие, вырабатывает умения самоанализа. | ||||
Этап 3. Знающий фельдшер | ||||||
Раздает задания, определяет очередность ответов. Оценивает ответы, Комментирует выполнение заданий 3 этапа. | Принимают участие по 3 студента из каждой команды. Думают, отвечают. Арбитры дополняют поправляют, оценивают. | Способствует закреплению теоретических знаний, вырабатывает умения самоанализа. | ||||
Этап 4 Продемонстрируй умения | ||||||
Разыгрываются задания командами по 2 человека Преподаватель, контролирует, Комментирует и оценивает их выполнение. | Думают, выполняют. Студенты арбитры поправляют, оценивают | Способствует закреплению стандартов манипуляций. | ||||
Самооценка студентами. Подведение итогов. Комментарий преподавателя | ||||||
Анализирует выполнение теоретических и практических заданий. Сообщает оценки за блицигру. Дает каждому конкретные рекомендации. Прослушивание и обсуждение рефератов | Рефлексируют. Слушают, дополняют | Способствует теоретических знаний, вырабатывает умения самоанализа; закреплению стандартов манипуляций Расширяет объем знаний по теме. Вырабатывает навыки самостоятельной работы. | ||||
4. Решение ситуационных задач методом малых групп с элементами деловой игры . | ||||||
Подготовительный период ( инструкция, распределение ролей). | ||||||
Преподаватель делит студентов на 3 малые подгруппы по четыре студента, один из них – один выполняет задание, второй (эксперт) – следит за правильностью действий «фельдшера» и за выполнением технологических операций, при необходимости поправляет и 3-й – комментатор ( озвучивает изменения в состоянии пациента, возможно меняющего алгоритм действий членов команды), результаты. Преподаватель обеспечивает условия для решения задач и проведения элементов ролевой игры, оснащение. Знакомит с целью проведения элементов игры. | Студенты в малой группе (бригаде) выбирают старшего «фельдшера» (командира), «фельдшера», эксперта - комментатора (сильного студента). | Настраивает на работу в условиях приближенных к реальным, на ответственность в самостоятельном оказании грамотной догоспитальной помощи, в выполнении медицинских манипуляций, решении тактических | ||||
Знакомство с заданием. Формулировка базового задания | ||||||
Ведущий - преподаватель начинает игру описанием места действия. Затем вступает в игру «диспетчер» СП – сообщает о поступивших вызовах Выдает вызовы бригадам 1 и .2 | Знакомятся с характером заданий (содержанием карточек). | Способствует развитию навыков самостоятельной работы в условиях приближенных к реальным, развитию клинического мышления, применению теоретических знаний на практике, закреплению практических умений, готовность к самостоятельному оказанию грамотной догоспитальной помощи, к выполнению медицинских манипуляций, решению тактических вопросов | ||||
Практическая работа в группах | ||||||
Контролирует действия студентов | Проводят осмотр пострадавших, возможные обследования. Оказывают неотложную догоспитальную помощь. При необходимости (отсутствие эффекта, ухудшение состояния пациента) корректируют свои действия Решают тактические вопросы | Способствует развитию клинического мышления, закреплению практических умений, вырабатывает навыки самостоятельной работы в имитируемых реальных условиях, навыки общения с пациентами, развивает и повышает уровень деонтологической подготовки | ||||
Проведение разбора выполнения заданий | ||||||
Преподаватель слушает поочередно (1,2,3) доклады членов команд, выполнявших задания и экспертов - комментаторов, побуждает группу к обсуждению ситуаций и действий по их решению. | Докладывают результаты проделанной работы, эксперты - комментаторы сообщают о допущенных ошибках. | Вырабатывает умения самоанализа, побуждает к дополнительному изучению темы | ||||
5. Подведение итогов занятия. | ||||||
Сообщает оценки, степень усвоения темы, делает краткий анализ по домашнему знанию. | Внимательно слушают, осмысливают. | Побуждает к дополнительному изучению темы. | ||||
6. Домашнее задание. | ||||||
Сообщает тему следующего занятия и перечень литературы по теме. Знакомит с методической разработкой для студентов. Раздает ориентировочные карты, методические разработки, дает индивидуальные задания. | Записывают, оценивают объем и сложность задания. | Настраивает на необходимость изучения темы. |
Приложения к методической разработке.
Приложения
1.Сценарий блиц игры
Блиц игра – это разновидность игровой технологии, в которой сосредоточены признаки таких методов активного обучения, как конкретная ситуация, мозговой штурм, элементы деловой
игры. Настоящая игра контролирующе - обучающая.
Условия проведения блиц игры.
Минимальный комплект ролей.
«Мгновенность» проведения и получения результатов.
Неоднозначность и неординарность результатов.
Привлекательность и легкость форм.
Соревновательный характер игры
Обязательность оценки результатов.
Цели игры
Проверить усвоение знаний и умений по теме занятия.
Выявить личностные характеристики участников игры.
Выявить незнания и неумения для последующей коррекции.
Адаптировать студентов к данной форме активного обучения
Введение учащихся в игру
Вступительное слово преподавателя, инструктаж
Тема острых аллергозов в современном обществе особенно актуальна, не только своей все возрастающей частотой, непредсказуемостью но и летальными исходами. Исход острых аллергозов напрямую зависит от профессионализма, слаженности и быстроты действий медицинских работников, их оперативности в принятии правильных тактических решений. Как правило, средние медработники оказываются на передовом рубеже. От их грамотности зависит жизнь и здоровье пострадавших. А знания и умения студенты получают на теоретических и практических занятиях.
Настоящий урок мы проводим в форме блиц игры. Игра позволит вам усвоить новый и закрепить изученный материал, формировать профессиональные умения даст возможности понять и изучить учебный материал с различных позиций. Для проведения игры группа делится на 3 соревнующиеся команды по 3 человека (командира и арбитра выбирают члены команды) и 4-я команда – оппоненты 3 человека из студентов, не играющих в первых 3-х командах, которые высказывают свое решение задания без эталонов ответов. Игра проводится в 4 этапа. Члены первых двух команд думают и выполняют задания, производственные отношения регулирует командир команды. Предусмотрены соревновательные отношения на точность и время ответа. В игре принимает участие и «арбитр», который оценивает ответы и действия студентов.
Выполнение заданий оценивается в зависимости от сложности заданий:
Этап 1. Интеллектуальная разминка. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Этап 2. Определи синдром. За каждый правильный ответ - 2 балла.
Этап 3. Знающий фельдшер. За каждый правильный ответ - 3 балла.
Этап4. Продемонстрируй умения. За каждое правильно выполненное умение - 5 баллов.
Побеждает команда, набравшая больше баллов.
Действующие лица.
1. Члены команды, в том числе командир
2. Оппоненты 3. Арбитр
Ход игры. Этапы проведения игры.
Этап 1. Интеллектуальная разминка.
Студентам каждой команды задается по 4 вопроса, требующих немедленного ответа:
1. Что такое аллергия?
2. Типы аллергических реакций
3. Понятие об антигенах
4. Понятие о гаптенах
5. Понятие об аллергенах.
6. Пути поступления аллергенов в организм
7. Факторы, способствующие развитию аллергозов
8. Наиболее часто встречающиеся клинические формы острых аллергенов
9. Крапивница – это..?
10. Отек Квинке - это..?
11. Поллинозы - это.. ?
12. Анафилактический шок - это..?
Этап 2. Задание – Определи синдром
1. Каждую весну во время цветения сирени у пациентки появляются обильный насморк,чихание, слезотечение, зуд в области глаз и носа, головная боль, субфебрильная температура.
2. После употребления в пищу яиц у пациента появились на, коже рук, груди, на лице обильные ярко красные сильно зудящие высыпания.
3. У молодой девушки после применения новомодного крема появилась отечность лиц особенно выраженная в области глаз, быстро нарастающая и распространяющаяся на ушные раковины и другие участки тела.
Этап 3. Задание – Знающий фельдшер
1. Перечислите основные вопросы пациенту с аллергозом при сборе анамнеза .
2. Назовите методы диагностики аллергозов.
3. Перечислите меры профилактики аллергозов.
Этап 4. Задание - Продемонстрируй умения
- Продемонстрировать технику внутривенного капельного вливания
- Осуществить в/в введение 30 мг адреналина
- Осуществить введение воздуховода
3. Прослушивание и обсуждение рефератов.
4. Решение ситуационных задач групп с элементами деловой игры
методом малых групп
Условия задачи № 1
Вызов бригады СМП к пациенту С., 53 лет, с жалобами на затрудненный вдох, нехватку воздуха, резкую слабость, страх смерти. Пациент находится на улице.
Анамнез.
Состояние ухудшилось 30 мин назад. Сначала появилась инспираторная одышка, потом почувствовал острую нехватку воздуха. Поскольку проходил мимо аптеки, решил обратиться за помощью. В аптеке почувствовал себя хуже, т.к. еще более затруднился вдох.
Ранее подобных приступов не отмечал. Бронхиальной астмы в анамнезе нет, аллергические заболевания отрицает.
На сегодняшний день употребил около 2 литров алкогольных коктейлей. Более подробно анамнез собрать не удается, т.к. пациент сильно возбужден.
Задания:
1.Проведите объективное обследование
2.Предполагаемый диагноз и его обоснование.
3.Тактика ведения больного.
Условия задачи № 2
Вызов бригады СМП к пациентке С., 27 лет, с жалобами на приступ удушья, коликообразные боли в животе, резкую слабость, головокружение.
Анамнез.
В течении нескольких дней лечится амбулаторно по поводу ОРВИ. Состояние не улучшалось. По назначению врача сегодня было проведено ренгенолигическое исследование легких и диагностирована острая очаговая пневмония. В связи с этим назначено лечение пенициллином в виде в/м инъекций. Первая инъекция была сделана в процедурном кабинете поликлиники. Через 10 мин при выходе из поликлиники появились вышеперечисленные жалобы и была вызвана бригада СМП.
Задания:
1.Проведите объективное обследование
2.Предполагаемый диагноз и его обоснование.
3.Тактика ведения больного.
Условия задачи № 3
Пациентка Щ., 42 года. Жалобы на слабость, затрудненное дыхание, удушье, чувство стеснения в груди.
Анамнез.
Подобные приступы беспокоят периодически, причины неизвестны. До приезда СМП приняла 2 таблетки супрастина. Со слов родственников в анамнезе пациентки – поливалентная аллергическая реакция неясной этиологии, периодическое повышение АД до 180/120 мм рт. ст. Постоянно ничем не лечилась.
При объективном обследовании:
Общее состояние средней степени тяжести. Сознание сохранено. Кожные покровы обычной окраски, чистые, влажные. Периферические лимфатические узлы не пальпируются, отеков нет.
Над легкими дыхание везикулярное, хрипов нет, ЧД – 24 в минуту. Тоны сердца ясные, ритмичные. Пульс ритмичный, удовлетворительного наполнения, напряжен, частота 80 уд./мин, АД 170/90 мм рт. ст.
Живот мягкий, безболезненный. Печень пальпируется по краю реберной дуги. Печень по Курлову 9*8*7 см. Селезенка не пальпируется. Симптом Пастернацкого отрицательный с обеих сторон. Стул и диурез в норме.
Задания:
1.Проведите объективное обследование
2.Предполагаемый диагноз и его обоснование.
3.Тактика ведения больного.
Условия задачи № 4
Пациентка О., 38 лет. Жалобы на выраженный плотный, бледный, незудящий отек лица, затрудненное дыхание, сильную слабость.
Анамнез.
Это состояние развилось 30 мин назад после инъекций витаминов группы В, назначенных для амбулаторного лечения.
Задания:
1.Проведите объективное обследование
2.Предполагаемый диагноз и его обоснование.
3.Тактика ведения больного.
……………………………….
Эталоны ответов
А. Блиц игра
Ответы на 1 этап – Интеллектуальная разминка
1. Аллергия – это иммунная реакция организма, сопровождающаяся повреждением собственных тканей.
2. Типы аллергических реакций: анафилактические, цитотоксические, иммунокомплексные, клеточные.
3. Антиген – это всякое простое или сложное вещество, способное при попадании в организм запускать иммунную реакцию.
4. Гаптен – это простое химическое вещество, способное вызывать иммунную реакцию только после соединения с другими веществами (носителями).
5. Аллергены – это антигены и гаптены, вызывающие аллергические реакции.
6. Пути поступления аллергенов в организм: ингаляционный; энтеральный; контактный; инъекционный.
7. Факторы, способствующие развитию аллергозов: наследственная предрасположенность, характер питания, бесконтрольный прием лекарств, стресс, ухудшение экологии, широкое использование химических средств.
8. Наиболее часто встречающиеся клинические формы острых аллергенов: крапивница, отек Квинке, анафилактический шок.
9. Крапивница – это заболевание, характеризующееся более или менее распространенным высыпанием на коже зудящих волдырей.
10. Отек Квинке - это остро развивающийся (минуты, часы) большой, бледный, плотный, не зудящий локальный участок отека, при надавливании на который не остается ямка.
11. Поллинозы - это хронические аллергические заболевания, вызываемые пыльцой растений.
12. Анафилактический шок - это острая немедленная аллергическая реакция, возникающая на повторное введение в организм аллергена.
Этап 2. Задание – Определи синдром
1. Поллиноз
2. Крапивница
3. Отек Квинке.
Этап 3. Задание – Знающий фельдшер
1. Основные вопросы пациенту с аллергозом при сборе анамнеза:
Наследственная предрасположенность к аллергиям
Страдает ли пациент аллергией и на что?
Получал ли пациент лекарства и какова была реакция на них?
Вводились ли пациенту вакцины, сыворотки и была ли аллергическая реакция на них?
Возникали ли аллергические реакции на мази, Косметические средства и др. химические средства?
Все ли продукты питания он хорошо переносит?
Не было ли аллергической реакции на укусы насекомых?
Не было ли аллергической реакции на пыльцу растений?
Какие кожные заболевания были или есть у пациента?
2. Назовите методы диагностики аллергозов.
- Сбор аллергоанамнеза;
- Физикальное обследование;
- Проведение кожных проб;
-Лабораторное обследование.
3. Перечислите меры профилактики аллергозов.
Различают профилактику первичную и вторичную
Общие принципы профилактических мероприятий:
- 1. обучение больного (правильное питание, устранение провоцирующих факторов, оказание самопомощи и т. д.);
- 2. информирование больным врачей других специальностей об имеющейся аллергии
Первичная профилактика:
*выявление группы риска;
*проведение санитарно-просветительской работы;
*раннее выявление беременности женщин из группы риска по наследованию и формированию аллергических заболеваний у их потомства;
*планомерное наблюдение за беременными и за детьми группы риска.
Вторичная профилактика:
*борьба с неблагоприятными факторами внешней среды;
*элиминация аллергенов
*медикаментозное лечение только по назначению врача;
*ликвидация всех возможных очагов инфекции в организме,
*широкое внедрение общеобразовательных программ для медработников и пациентов.
*правильный режим труда и отдыха.
Этап 4. Задание - Продемонстрируй умения
1. Техника внутривенного капельного вливания
Цель: введение в кровеносное русло пациента больших количеств жидкости с лечебной целью.
Оснащение: лоток стерильный, стерильные ватные шарики, этиловый спирт 70°, перчатки, система для внутривенного капельного вливания, емкость для отработанного материала, жгут, валик, емкости с дезинфицирующим раствором.
Алгоритм действий медицинской сестры:
- Объясните пациенту ход предстоящей манипуляции.
- Помогите пациенту принять удобное положение.
- Вымойте руки, наденьте перчатки, обработайте их шариком со спиртом.
- Снимите с иглы колпачок откройте винтовой зажим, заполните иглу лекарственным средством, затем закройте зажим;
- Положите под локоть пациента валик, на среднюю треть плеча пациента наложите жгут (на рукав или салфетку).
- Обработайте область локтевого сгиба последовательно двумя ватными шариками, смоченными спиртом, пациент при этом сжимает и разжимает кулак;
- Фиксируя вену левой рукой, произведите венепункцию иглой от системы, когда в канюле иглы появится кровь, снимите жгут;
- Откройте зажим и отрегулируйте количество капель (40-60 в мин.);
- Закрепите иглу лейкопластырем и прикройте ее стерильной салфеткой, уберите валик;
- По окончании вливания, закройте винтовой зажим, уберите салфетку и лейкопластыри;
- Извлеките иглу из вены, прижав место инъекции ватным шариком смоченным спиртом на 2-3 минуты (не оставляйте ватный шарик у пациента);
- Предложите пациенту согнуть руку в локтевом суставе;
- Уберите штатив;
- Проведите дезинфекцию системы;
- Снимите перчатки, вымойте руки
2. Алгоритм внутривенной инъекции
• Объясните пациенту цель процедуры. Уточните информированность о лекарственном средстве, индивидуальную переносимость препарата, получите его согласие на инъекцию.
• Приготовьте резиновую подушку и жгут.
Проверьте название препарата, дозу, дату выпуска, качество раствора, цвет, наличие осадка.
• Наденьте маску.
• Обработайте руки по алгоритму.
• Возьмите шприц (10-20 мл), наденьте иглу с широким просветом.
• Наберите в шприц лекарство. Смените иглу. Выпустите воздух. Положите шприц в стерильный лоток.
• Наденьте очки. Вымойте руки. Наденьте перчатки.
• Попросите больного разогнуть правую (левую) руку в локтевом суставе. Положите под него резиновую подушку.
• На среднюю часть плеча положите жгут петлей вниз, предварительно под жгут положите салфетку или рукав рубашки.
• Попросите больного поработать кулаком и выберите наиболее наполненную вену.
• Место инъекции обработайте двумя шариками, смоченными в 70° спирте, сначала большую поверхность, затем место инъекции.
• Попросите больного сжать пальцы в кулак. Левой рукой натяните кожу над веной (зафиксируйте ее).
• Возьмите шприц так, чтобы игла располагалась срезом вверх и проколите кожу параллельно вене.
• Введите иглу в вену (ощущается «провал»).
• Потяните поршень на себя. Если есть кровь в шприце, попросите больного разжать кулак.
• Снимите жгут. Потяните поршень на себя (для проверки, не вышли ли вы из вены).
• Медленно вводите лекарство. Следите за состоянием больного. Во время введения необходимо, чтобы место пункции не вздувалось, кончик иглы пальпировался в вене, больной не ощущал чувство жжения в месте введения и не двигал рукой, так как игла может выйти из вены. Оставьте 1-2 мл в шприце.
• Приложите ватный шарик, смоченный 70° спиртом. Иглу извлеките. Поверх шарика наложите давящую повязку и попросите больного на 5-10 мин согнуть руку в локтевом суставе.
• Шприц поместите в дезинфицирующий раствор. Снимите перчатки и вымойте руки.
3. Введение воздуховода.
Оснащение: перчатки, салфетки, валик, воздуховод.
Методика введения:
- Надеть перчатки;
- Положить пациента на спину, подложив под плечи плотный валик;
- Протереть салфеткой язык пациента;
- Захватить салфеткой язык пациента и подтянуть его к зубам;
- Ввести воздуховод в полость рта(канюля направлена вверх;
- Повернуть воздуховод канюлей вниз во время продвижения его по направлению к глотке;
- Ввести воздуховод в глотку.
Критерием правильного положения воздуховода являются свободное спонтанное дыхание или беспрепятственная ИВЛ.
4. Эталоны ответов на ситуационные задачи.
Ответ на задачу № 1
1. При объективном обследовании:
общее состояние средней тяжести, выраженное психическое возбуждение. Занимает вынужденное положение сидя, опираясь руками на подлокотники стула. Кожные покровы лица гиперемированы, имеется отечность лица, шеи, зева, инъецированность склер. Грудная клетка бочкообразной формы. Одышка смешанного характера, ЧДД 24 в 1 минуту. В легких при аускультации дыхание жесткое, хрипов нет. Тоны сердца приглушены, ритм правильный, ЧСС 100 в 1 минуту, АД – 145/100 мм рт. ст. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не увеличены. Симптом Пастернацкого отрицательный с обеих сторон.
2. .Предполагаемый диагноз:
аллергическая реакция немедленного типа. Отек Квинке.
Диагноз поставлен на основании:
- жалоб на затрудненный вдох, нехватку воздуха, резкую слабость, страх смерти;
- данных анамнеза: ухудшение состояния – 30 мин назад, сначала появилась инспираторная одышка, потом почувствовал острую нехватку воздуха. Поскольку проходил мимо аптеки, решил обратиться за помощью. В аптеке почувствовал себя хуже, т.к. еще более затруднился вдох. Ранее подобных приступов не отмечал. Бронхиальной астмы в анамнезе нет, аллергические заболевания отрицает. На сегодняшний день употребил около 2 литров алкогольных коктейлей;
- данных объективного обследования: общее состояние средней тяжести, выраженное психическое возбуждение. Занимает вынужденное положение сидя, опираясь руками на подлокотники стула. Кожные покровы лица гиперемированы, имеется отечность лица, шеи, зева, инъецированность склер. Грудная клетка бочкообразной формы. Одышка смешанного характера, ЧДД 24 в 1 минуту. В легких при аускультации дыхание жесткое, хрипов нет. Тоны сердца приглушены, ритм правильный, ЧСС 100 в 1 минуту, АД – 145/100 мм рт. ст.
3. Тактика ведения:
- оценить состояние пациента для определения дальнейшей тактики;
- физический и психический покой, адекватная вентиляция и оксигенация;
- катетеризация периферической вены;
Медикаментозная терапия:
- один из антигистаминных препаратов (обладают противогистаминной активностью): тавегил 0.1% 1-2 мл в/м, супрастин 2% 2 мл в/м (можно вводить в/в на 10-15 мл 0,9% р-ра натрия хлора);
- эуфиллин 2,4% 10,0 в разведении 10-15 мл 0.9% р-ра натрия хлора (при явлениях бронхоспазма и повышенном АД);
- преднизолон 90 мг в/в или гидрокортизон 150 мг в/в болюсно или капельно (глюкортикостероиды оказывают дисенсибилизирующее, антиаллергическое и противовоспалительное действие).
Госпитализация в отделение реанимации ЛПУ (возможен отек гортани).
Ответ на задачу № 2
1. При объективном обследовании:
общее состояние тяжелое. Кожные покровы бледные, влажные. Сознание спутанное. При аускультации над легкими выслушиваются множество сухих, свистящих хрипов, выдох удлинен, ЧДД – 26 в1 минуту. Тоны сердца приглушены, ритм правильный, пульс – 140 уд./мин, слабого наполнения и напряжения, АД – 70/40 мм рт. ст. Живот мягкий, при пальпации слегка болезненный во всех отделах. Симптомов раздражения брюшины нет. Печень при пальпации не выступает из-под края правой реберной дуги. Олигоурия.
2.Предполагаемый диагноз и его обоснование:
Анафилактический шок на пенициллин, астматический вариант. Основная внебольничная очаговая пневмония.
Диагноз поставлен на основании:
- жалоб на приступ удушья, коликообразные боли в животе, резкую слабость, головокружение;
- данных анамнеза: диагностирована острая очаговая пневмония. В связи с этим назначено лечение пенициллином в виде в/м инъекций. Первая инъекция была сделана в процедурном кабинете поликлиники. Через 10 мин при выходе из поликлиники появились вышеперечисленные жалобы;
- данных объективного обследования: общее состояние тяжелое. Кожные покровы бледные, влажные. Сознание спутанное. При аускультации над легкими выслушиваются множество сухих, свистящих хрипов, выдох удлинен, ЧДД – 26 в1 минуту. Тоны сердца приглушены, ритм правильный, пульс – 140 уд./мин, слабого наполнения и напряжения, АД – 70/40 мм рт. ст. Живот мягкий, при пальпации слегка болезненный во всех отделах. Симптомов раздражения брюшины нет. Печень при пальпации не выступает из-под края правой реберной дуги. Олигурия.
3. Тактика фельдшера:
- уложить пациентку горизонтально с приподнатым ножным концом для улучшения кровоснабжения головного мозга;
- обеспечить ингаляцию увлажненным кислородом;
- медикаментозная терапия:
в/в болюсно адреналина гидрохлорид 0,1% 0,5-1 мг с NaCI 0,9% 5 мл в качестве кардиотанического, вазоконстрикторного и бронходилатакционного средства;
в/в болюсно преднидозол 150- 300 мг или дексаметазон 8-20 мг для восстановления капиллярного кровотока, стабилизации мембраны тучных клеток, предупреждения затяжног лечения шока, устранения отека легких;
в/в болюсно десансибилизирующие средства – супрастин 2% 2 мл или тавегил 2 мл для уменьшения связывания гистамина с незанятыми гистаминовыми рецепторами;
в/в в течение 15-20 мин эуфиллин 2,4 % 10 мл при сохранении стойкого бронхоспазма при стабильной гемодинамике;
в/в капельно с NaCI 0,9% 500 мл;
в/в капельно ГЭК 6% 400 мл;
при САД менее 70 мм рт. ст. - в/в капельно с NaCI 0,9% 200 мг с допмином 200 мг;
- контроль АД, пульса, частоты дыхания, общего состояния;
- госпитализация на носилках в реанимационное отделение.
Ответ на задачу № 3
1. При объективном обследовании:
Общее состояние средней степени тяжести. Сознание сохранено. Кожные покровы обычной окраски, чистые, влажные. Периферические лимфатические узлы не пальпируются, отеков нет.
Над легкими дыхание везикулярное, хрипов нет, ЧД – 24 в минуту. Тоны сердца ясные, ритмичные. Пульс ритмичный, удовлетворительного наполнения, напряжен, частота 80 уд./мин, АД 170/90 мм рт. ст.
Живот мягкий, безболезненный. Печень пальпируется по краю реберной дуги. Печень по Курлову 9*8*7 см. Селезенка не пальпируется. Симптом Пастернацкого отрицательный с обеих сторон. Стул и диурез в норме.
2. Диагноз и его обоснование: Аллергическая реакция неясной этиологии: гипертоническая болезнь 2 стадии, медленнопрогрессирующее течение, гипертонический криз.
Диагноз поставлен на основании:
- жалоб на слабость, затрудненное дыхание, удушье, чувство стеснения в груди;
- данных анамнеза – такие приступы беспокоят периодически, причины неизвестны, в анамнезе - поливалентная аллергическая реакция неясной этиологии, периодическое повышение АД до 180/120 мм рт. ст. Постоянно ничем не лечилась;
- данных объективного обследования – при осмотре: общее состояние средней степени тяжести. Сознание сохранено. Кожные покровы обычной окраски, чистые, влажные. Периферические лимфатические узлы не пальпируются, отеков нет. Над легкими дыхание везикулярное, хрипов нет, ЧД – 24 в минуту. Тоны сердца ясные, ритмичные. Пульс ритмичный, удовлетворительного наполнения, напряжен, частота 80 уд./мин, АД 170/90 мм рт. ст.
3. Тактика фельдшера:
- оценить состояние пациентки для определения лечебной тактики;
- обеспечить горизонтальное положение с приподнятым головным концом, чтобы уменьшить приток крови к голове;
- обеспечить полный физический и психический покой;
- обеспечить доступ свежего воздуха (открыть окно, форточку, расстегнуть одежду, затрудняющую дыхание);
- отвлекающая терапия (горчичники на икроножные мышцы);
- медикаментозная терапия:
один из антигистаминных препаратов (тавегил 0,1% р-р 1-2 мл или димедрол 1% р-р 1 мл) в/м;
эуфиллин 2,4 % р-р 1 мл в 10-20 мл изотонического р-ра NaCI в/в медленно (обладает бронхолитическим и спазмолитическим действием);
либо клофелин (клонидин) 0,075 мг внутрь или сублингвально (помимо основного гипотензивного действия обладает седативной активностью);
- либо сульфат магния 25% р-р 5 мл на изотоническом р-ре NaCI в/в медленно (также обладает спазмолитическим действием – для снижения повышенного АД);
- контролировать состояние пациентки (пульс, АД и т.д.);
- госпитализировать по показаниям;
- для купирования одышки и артериальной гипертензии – рекомендовать консультацию аллерголога амбулаторно.
Ответ за задачу № 4
1.При объективном обследовании:
общее состояние тяжелое. Сознание сохранено. Кожные покровы бледные, чистые, высыпаний нет. На лице выраженный отек, глазные щели сужены, язык не умещается во рту. Периферические лимфатические узлы не пальпируются.
Над легкими дыхание везикулярное, хрипов нет, ЧД – 26 в минуту. Тоны сердца ясные, ритмичные. Пульс ритмичный, удовлетворительного наполнения, напряжен, частота 110 уд./мин, АД 150/90 мм рт. ст.
Живот мягкий, безболезненный. Печень пальпируется по краю реберной дуги. Печень по Курлову 9*8*7 см. Селезенка не пальпируется. Симптом Пастернацкого отрицательный с обеих сторон.
2.Диагноз и его обоснование:
Аллергическая реакция немедленного типа. Отек Квинке.
Диагноз поставлен на основании:
- жалоб на выраженный плотный, бледный, незудящий отек лица, затрудненное дыхание, сильную слабость;
- данных анамнеза - это состояние развилось 30 мин назад после инъекций витаминов группы В, назначенных для амбулаторного лечения;
- данных объективного обследования - при осмотре: общее состояние тяжелое. Сознание сохранено. Кожные покровы бледные, чистые, высыпаний нет. На лице выраженный отек, глазные щели сужены, язык не умещается во рту. Периферические лимфатические узлы не пальпируются. Над легкими дыхание везикулярное, хрипов нет, ЧД – 26 в минуту. Тоны сердца ясные, ритмичные. Пульс ритмичный, удовлетворительного наполнения, напряжен, частота 110 уд./мин, АД 150/90 мм рт. ст.
3. Тактика фельдшера:
- оценить состояние пациентки для определения лечебной тактики;
- медикаментозная терапия:
один из антигистаминных препаратов (тавегил 0,1% р-р 1-2 мл или супрастин 2% р-р 1-2 мл) в/м;
эуфиллин 2,4 % р-р 1 мл в 10-20 мл изотонического р-ра NaCI в/в медленно (при явлениях бронхоспазма и повышенном АД);
преднизолон 90 мг в/в или гидрокортизон 150 мг в/в или в/в капельно (глюкортикостероиды оказывают десенсибилизирующее, антиаллергенное и противовоспалительное действие);
- госпитализировать в ЛОР-отделение ЛПУ (возможен отек гортани).
Литература
- Бабанский, П. В. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1982.
- Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 1995.
- Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении. – М.: Просвещение, 1992.
- Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
- Янушкевич, Ф. Технология обучения в системе высшего образования. – М.: Высшая школа, 1986.
- Истомина, М. В. Применение игровых технологий обучения при преподавании юридических дисциплин регионального компонента/М.В. Истомина//Приложение к журналу Среднее профессиональное образование. – 2011. -№2. С. 128-138.
- Руководство по скорой медицинской помощи, МЗ РФ, ГЭОТАР-«Медиа» 2007г, 820 с.
- Реанимация и интенсивная терапия в практике врача скорой медицинской помощи. Радушкевич В.Л.,. Барташевич Б.И., Караваев Ю.Н., Воронеж 2006 г.
- Верткин А. Пособие фельдшера скорой помощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия по теме "Решение задач на перпендикулярность прямых и плоскостей"
Методическая разработка практического занятия "Решение задач на перпедикулярность прямых и плоскостей" предназначена для учителей школ и преподавателей 1 курса учреждений СПО. Образовательные задачи д...
Методическая разработка практического занятия по теме: "Кости лицевого отдела черепа" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 060101 "Лечебное дело"
Причина написания методической разработки - познакомить преподавателей колледжа с элементами активного обучения студентов, используя в своей практике занятие-конкурс. Конкурс будет проводиться на прак...
Методическая разработка практического занятия по теме: "Почки. Мочевыводящие пути" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 060101 "Лечебное дело"
Причина написания методический разработки - познакомить преподавателей колледжа с элементами активного обучения студентов, используя в своей практике занятие-конкурс. Конкурс проводится на практическо...
Методическая разработка практического занятия по теме: "Кости свода черепа" по дисциплине "Анатомия и физиология человека" для специальности 060501 "Сестринское дело"
Причина написания методической разработки - систематизация и углубление знаний и умений студентов по данной теме, используя в своей практике занятие-конкурс. Входной контроль проводится с целью выявле...
Методическая разработка практического занятия по теме: "Сестринская помощь при гастритах и язвенной болезни у взрослых, пациентов пожилого и старческого возраста", специальность 34.02.01 Сестринское дело
Методическая разработка практического занятия по теме: "Сестринская помощь при гастритах и язвенной болезни у взрослых"...
Методическая разработка практического занятия по теме «Неотложная помощь при травмах, политравмах»
Методическая разработка составлена в соответствии требованиями ФГОС и программой МДК 0303 «Специализация фельдшер скорой помощи» и предназначена для проведения практического за...
Методическая разработка практического занятия по теме "Создание видео ролика на тему «День веб-мастера» в приложении Movie Maker"
В данной разработке представлена теоретическая часть, краткое описание программы, и практическая часть направленная на создание видеоролика по заданной теме....