Студенческий проект "Сестринский уход за недоношенными детьми"
проект
Недоношенность вносит существенный вклад в показатели, отражающие степень общего благосостояния общества, такие как младенческая и детская смертность, мертворождаемость, заболеваемость, материнская смертность, средняя продолжительность жизни. Вклад недоношенности в эти показатели аналогичен тому, который вносит низкая масса тела при рождении, независимо от срока беременности. На долю недоношенных детей приходится 60—70% ранней неонатальной смертности. Мертворождаемость при преждевременных родах наблюдается в 8—13 раз чаще, чем при своевременных родах. С недоношенностью связан высокий риск перинатальных повреждений ЦНС (внутрижелудочковые кровоизлияния, перивентрикулярная лейкомаляция и др.), ведущих к тяжелым неврологическим последствиям. Высокий риск патологии легких, не только в перинатальном периоде, но и в последующие годы жизни (бронхолегочиая дисплазия), риск нарушений зрения и слуха (ретинопатии недоношенных; тугоухость), причем величина риска тем выше, чем меньше масса тела при рождении и чем короче срок беременности.
Выхаживание недоношенных детей является не только медицинской, но и серьезной социальной проблемой. Преждевременно родившиеся дети составляют 3-16% от всех новорожденных. По данным Госкомстата РФ (2009), частота рождения детей с низкой массой тела в России составляет 4,0-7,3% по отношению к числу всех родившихся. По данным Отдела мониторинга здоровья населения, в 2008-2010 гг. частота рождения детей с экстремально низкой массой тела при рождении (ЭНМТ) в Москве составила 0,1-0,3%, с очень низкой массой тела (ОНМТ) - 0,8-0,9%. В США (2006) низкий вес при рождении был отмечен у 8,3% новорожденных, ОНМТ - у 1,48% новорожденных. В европейских странах (2008) от 1,1 до 1,6 % детей рождаются глубоко недоношенными (< 33 недель гестации).
Дети с низкой массой тела при рождении составляют в крупных городах 60-70% от всех умерших на первой неделе жизни, 60% среди мертворожденных.
В последние десятилетия во всем мире отмечается рост рождения детей недоношенными.
Данный проект посвящен одной из актуальных проблем педиатрии – выхаживанию преждевременно родившихся детей. Недоношенные дети по своим анатомо-физиологическим особенностям значительно отличаются от здоровых доношенных новорожденных. Функциональные возможности важнейших систем организма у них крайне несовершенны. Это несовершенство зависит от степени недоношенности.
Недоношенная беременность, смертность и заболеваемость недоношенных детей остаются одними из основных причин перинатальных потерь. Остаётся сложной проблема выхаживания недоношенных с высокой степенью незрелости. Внедрение в практику эффективных технологий позволяют сохранить жизнь недоношенному ребёнку, добиться оптимального его развития, но требует от медицинского работника высокой квалификационной подготовки.
Результат проекта – презентация и доклад по теме «Сестринский уход за недоношенными детьми»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sestrinskiy_uhod_za_nedonoshennymi_detmi.pptx | 2.49 МБ |
proekt_sestrinskiy_uhod_za_nedonoshennymi_detmi.docx | 1.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Недоношенным считается младенец, родившийся при сроке менее 37 полных недель, то есть до 260 дня беременности . Ежегодно во всем мире примерно 15 миллионов детей рождаются недоношенными, согласно данным Всемирной организации здоровья (ВОЗ).
Степени недоношенности: I степень 35-37 недель вес примерно 2001—2500 г II степень 32-34 недель вес примерно 1501—2000 г III степень 29-31 недель вес примерно 1001—1500 г IV степень менее 29 недель вес менее 1000 г.
С 1974 г. ВОЗ предложила считать жизнеспособными детей, родившихся с массой тела более 500 г при сроке беременности не менее 22 нед . В последние десятилетия во всем мире отмечается рост рождения детей недоношенными. Недоношенный ребёнок требует пристального внимания, так как в процессе его выхаживания нередко возникает ряд проблем. Прежде всего это относится к детям, родившимся с массой тела 1500 г и меньше « глубоко недоношенные » и, особенно менее 1000 г « экстремально недоношенные ». 22 нед . беременности
Непропорциональное телосложение - вертикальный размер головы составляет 1/3 длины тела, размеры мозгового черепа преобладают над лицевым, пупочное кольцо ниже средней точки тела, относительно большое туловище и короткие ноги (темп роста нижних конечностей увеличивается во второй половине беременности). Обильное Л ануго (мягкие пушковые волосы покрывают не только плечи и спину, но и лоб, щеки, бедра, ягодицы), низкий рост волос на лбу, недоразвитие ногтей (не доходят до конца ногтевых фаланг). Морфологические признаки недоношенности
3 . Пальпация головы выявляет открытые малый и боковые роднички и швы черепа, податливость костей черепа (из-за их тонкости и низкой минерализации), мягкие ушные раковины, сгибающиеся пополам. 4. У мальчиков отмечается недопущения яичек ( пустая мошонка), а у девочек - зияние половой щели (недоразвитие больших половых губ). 5. Недоразвитие грудных желез и отсутствие их физиологического нагрубания . Оценка морфологических критериев недоношенности помогает определить гестационный возраст ребенка (шкала Дубовича , Болларда , Гофнера ).
1. Низкий мышечный тонус (характерна "поза лягушки"). 2. Длительная физиологическая эритема и желтуха. 3. Слабость и быстрое угасание физиологических рефлексов новорожденных , в том числе и сосательного. 4. Склонность к гипотермии из-за малой теплопродукции и повышенной теплоотдачи. 5. Отсутствие адекватного повышения температуры на инфекционный процесс и быстрое перегревание его в кювезе . Процесс приспособления к внеутробной жизни у недоношенных протекает более тяжело и значительно дольше. Соответственно у них удлиняется и период новорожденности, составляя у глубоконедоношенных детей 1,5-2 месяца. Функциональные признаки недоношенности
Особенности физического развития недоношенных в неонатальном периоде 1. Большая физиологическая убыль первоначальной массы (до 10-12%) по сравнению с доношенными детьми, максимальное падение её на 4-7-е сутки с наличием 2-3-дневного плато на уровне максимальной убыли. Восстановление физиологической убыли первоначальной массы у здоровых недоношенных зависит от степени недоношенности и происходит тем быстрее, чем меньше масса тела при рождении. 2. Среднемесячные прибавки массы тела у здоровых недоношенных на первом году жизни зависят от степени недоношенности. Отмечается низкая прибавка массы на первом месяце жизни, а затем их интенсивность значительно нарастает. Для недоношенных характерны высокие темпы физического развития - к году эти дети увеличивают первоначальную массу при рождении в 5-8 раз. 3. Периоды первого и второго вытягивания отстают от таких периодов у доношенных детей (соответственно в 5-6 лет и в 8-10 лет).
Нервно-психическое развитие недоношенных Основные психомоторные навыки у большинства недоношенных появляются в более поздние сроки, чем у доношенных. Отставание зависит от степени недоношенности: при 1-2 степени недоношенности появление психомоторных навыков задерживается на 1-1,5 месяца, при 3 степени - на 2-3 месяца. К концу первого года большинство детей с 1-2 степенью недоношенности догонят своих доношенных сверстников, а со 2-3 степенью - к 2 годам. Неблагоприятными прогностическими признаками для нормального психомоторного развития в неонатальном периоде можно считать: - наличие выраженного синдрома угнетения ЦНС - наличие судорожного синдрома, стойкой мышечной гипер - или гипотонии - отсутствие сосательного рефлекса более 7-10 дней с момента рождения
I этап. Интенсивная терапия в роддоме. Цель : Сохранить жизнь ребёнка. Первые лечебно-профилактические мероприятия начинаются в родильном зале. Все манипуляции выполняются в условиях, исключающих охлаждение ребёнка (температура воздуха в родильном зале должна быть не менее 25о, влажность 55-60 %, пеленальный стол с источником лучистого тепла). Дополнительный обогрев с момента рождения- важное условие его успешного выхаживания!
Для предупреждения аспираций окоплодными водами, после извлечения головки отсасывается слизь из верхних дыхательных путей (вначале изо рта, затем из носа). Принимают ребёнка в тёплые, стерильные пелёнки. Мягкое (щадящее) поглаживание головы, туловища, конечностей является одним из методов тактильной стимуляции дыхания, в ответ на это, как правило, увеличивается его частота и глубина. Если ребёнок родился в состоянии гипоксии, в вену пуповины вводят смесь, включающую 10% раствор глюкозы, раствор кокарбоксилазы , 5% раствор аскорбиновой кислоты, 10% раствор глюконата кальция.
После первичной обработки и перевязки пуповины недоношенные дети с массой тела более 2000 грамм, завёрнутые в пелёнки и конверт из байкого одеяла, помещаются в кроватки, при температуре окружающего воздуха 24-26о, так как они в состоянии сами поддерживать нормальный температурный баланс. Недоношенные дети с массой тела более 1500 г могут эффективно выхаживаться в специальных кроватках « Бебитерм » с обогревом и дополнительной оксигенацией (температурный режим в палате вначале поддерживается в пределах 26-28 градусов, затем постепенно снижается до 25о, по показаниям подается тёплый, увлажнённый кислород, концентрация в пределах 30%) Недоношенных детей с массой тела при рождении 1500 г и ниже, а также детей, находящихся в тяжёлом состоянии, помещают в кувезы.
Особенности выхаживания недоношенных детей в кувезах: Кувез - это аппарат, внутри которого автоматически поддерживается определённая температура (от 36 до 32 градусов). Оптимальный температурный режим- это такой режим, при котором у ребёнка удаётся поддерживать ректальную температуру в пределах 36,6-37,1 градусов. Влажность воздуха в кувезе в первые сутки должна составлять 80-90%, а в последующие- 50-60%. Уровень оксигенации подбирается индивидуально. Необходимо обеспечить ребёнку такую оптимальную концентрацию кислорода, при которой исчезают признаки гипоксемии ( цианоз кожных покровов и слизистых оболочек, снижение двигательной активности, брадипноэ с апноэ).
Особенности вскармливания недоношенных детей. Одним из важнейших условий полноценного развития недоношенных детей является обеспечение его рациональным вскармливанием, адекватным состоянию. Женское молоко является оптимальной пищей для недоношенного ребёнка. Появление молока у мамы часто запаздывает, а потребность недоношенного ребёнка в белковой пище велика, при отсутствии противопоказаний со стороны младенца, нужно на короткое время, но постоянно прикладывать его к груди для стимуляции лактации. Необходимо приложить все усилия для максимального сохранения грудного вскармливания. Основными принципами вскармливания недоношенных детей являются осторожность и постепенность . Выбор способа кормления зависит от гестационного возраста ребёнка . Важно следить за тем, чтобы ребёнок во время кормления не переутомлялся, не срыгивал и не аспирировал пищу.
Способы кормления: Недоношенность детей с большим сроком гестации , при выраженности сосательного, глотательного рефлекса и удовлетворительном состоянии, можно начать кормить через 3-4 часа после рождения (прикладывать к груди или кормить из бутылочки). Для профилактики переутомления целесообразно применять накладки на грудные соски матери, а при кормлении из бутылочки- использовать мягкие соски с отверстием, адекватным сосательным усилием ребёнка. При выраженности глотательного рефлекса и отсутствии сосательного, ребёнка можно кормить из ложечки. При отсутствии грудного молока у матери, можно применить специализированные адаптированные смеси ( Фрисопре , Энфалак , Ненатал , Алпрем и др.) в течение первых 2-3-х месяцев.
Детей с малой массой тела и гестационным возрастом менее 32-х недель кормят через орогастральный зонд Во избежание развития инфицирования и пролежней не рекомендуется оставлять постоянный зонд на время свыше 2-х дней. Введение молока необходимо осуществлять капельно , через специальные шприцевые перфъюзоры (автоматические дозаторы « Линеомат » и др.), при их отсутствии можно использовать стерильные шприцы и капельницы. Глубоко недоношенным детям с дыхательными расстройствами, нарушением кровообращения, угнетением центральной нервной системы назначается парентеральное питание. В первый день жизни они получают 10-ти % раствор глюкозы, со 2-го дня переходят на 5-ти % раствор глюкозы с добавлением аминокислот, электролитов, калия, витаминов, микроэлементов, жировых эмульсий.
Спасибо за внимание !
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к лекционному занятию " Организация сестринского ухода за больным ребенком. Анатомо-физиологические особенности недоношенного ребенка и организация ухода за ним" МДК 02.01.03 для специальности 34.02.01 Сестринское дело
В презентации представлено определение недоношенности, причины, характеристика по степени недоношенности, этапы выхаживания, особенности вскармливания, физического и нервно- психиче...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПМ.04.Профилактическая деятельность раздел МДК 04.01. Сохранение и укрепление здоровья на тему: Наблюдение и уход за детьми раннего возраста в условиях семьи
Предоставлен дидактический материал на тему: ПМ.04.Профилактическая деятельность МДК.04.01. Профилактика заболеваний и санитарно- гигиеническое образование населения разд...
Обучение оказанию сестринской помощи при уходе за недоношенными детьми разной степени недоношенности.
Методическая разработка учебного занятия по теме «Обучение оказанию сестринской помощи при уходе за недоношенными детьми разной степени недоношенности.» создана с целью обеспечения учебно-методической...
Отчет о студенческой конференции «Инновационные технологии в уходе за тяжелобольными пациентами и методы дезинфекции»
Представлен отчет о студенческой конференции...
Методическая разработка студенческой конференции, посвященной вопросам вскармливания и ухода за детьми первого года жизни "Пусть кормят-2019"
Проведение конференций, посвященных вопросам вскармливания и ухода за здоровыми детьми, является традиционным и ежегодным для МК № 6. Очередная конференция прошла 27 февраля 2019 года. Данная методиче...
Сестринский уход за недоношенными детьми
В презентационном материале к лекции представлена информация об особенностях сестринского ухода за недоношенными детьми. Материал может быть использован обучающимися при организации внеаудиторной само...
Электронное учебное пособие по Дополнительной профессиональной программе повышения квалификации "Особенности сестринской деятельности по уходу за недоношенными новорожденными на амбулаторно-поликлиническом этапе выхаживания"
Методической пособие для ЭО по ДПП ПК "Особенности сестринской деятельности по уходу за недоношенными новорожденными" составлено на основании тебований Федерального закона от 21 ноября 2011 ...