Обучение оказанию сестринской помощи при уходе за недоношенными детьми разной степени недоношенности.
методическая разработка на тему

Тимченко Светлана Геннадьевна

Методическая разработка учебного занятия по теме «Обучение оказанию сестринской помощи при уходе за недоношенными детьми разной степени недоношенности.» создана с целью обеспечения учебно-методической документацией образовательного процесса по реализации основной профессиональной образовательной программы по профессиональному модулю 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (сестринская помощь при нарушениях здоровья)» для специальности 34.02.01 Сестринское дело среднего профессионального образования базовой подготовки, а также с целью обмена опытом в технологии представления учебной информации по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        -  -

ГОСУДАРСТВЕННОЕ   БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ    УЧРЕЖДЕНИЕ   ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКЫ  «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ  № 5 »

 ( ФИЛИАЛ № 1)

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 учебного занятия по теме

«Обучение оказанию сестринской помощи при уходе за недоношенными детьми разной степени недоношенности.»

Профессиональный модуль 02.  Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

МДК.02.01

Сестринский уход при различных состояниях и заболеваниях.

(сестринская помощь при нарушениях здоровья)

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

среднее профессиональное образование базовой подготовки

Москва 2016

Рассмотрена и одобрена на заседании Методической цикловой комиссии «Профессиональные  модули базовой   подготовки»

№ _____     от                                              «___» _________2016г.

Утверждена на заседании методического совета

Протокол № _____     от                                              «___» _________2016г.

Председатель МЦК

_______________Жмырь Ю.М.

Согласовано

Утверждена

Методист  ГБОУ СПО МК №5(филиал№1)  

____________ Карпова Е.В. «___»________________2016г

зам. директора по учебной

работе  МК № 5(филиал№1)

________Селезнева Ю.А.

«___»________________2016г

     Составитель:

С.Г. Тимченко  

Преподаватель клинических дисциплин,

ГБОУ СПО МК №5  ( филиал №1)

Рецензенты:

Е. А. Соколова

А.И. Павлова

Главная медицинская сестра ГБУЗ города Москвы

« ГКБ № 52 Департамента здравоохранения города

Москвы».

 

  Преподаватель клинических дисциплин,  преподаватель  высшей квалификационной  категории

Содержание

стр.

1

Пояснительная записка………………………………………………….

5

2

Методический блок………………………………………………………

9

актуальность темы……………………………………………………….

10

рекомендации по работе с методической разработкой………………….

10

тема, вид занятия, тип занятия, количество часов, мотивация деятельности студентов……………………………………………………

11

цели занятия………………………………………………………………..

12

место проведения занятия и оснащение, домашнее задание……………

13

междисциплинарные связи………………………………………………..

15

внутридисциплинарные связи…………………………………………….

16

критерии оценок……………………………………………………………

17

оценочный лист…………………………………………………………….

20

список литературы…………………………………………………………

21

план занятия………………………………………………………………..

22

3

Информационный блок………………………………………………….

23

опорный конспект «Обучение оказанию сестринской помощи при уходе за недоношенными детьми разной степени недоношенности.»

24

4

Блок контроля знаний…………………………………………………...

35

материалы для контроля   исходного уровня знаний……………………

36

материалы для  закрепления   нового материала………………………...

38

материалы  для  контроля эффективности усвоения материала………..

42

эталоны ответов……………………………………………………………

52

Рефлексия…………………………………………………………………..

57

5

Приложение……………………………………………………………….

58

ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Методическая разработка учебного занятия по теме «Обучение оказанию сестринской помощи при уходе за недоношенными детьми разной степени недоношенности.» создана с целью обеспечения учебно-методической документацией образовательного процесса по реализации основной профессиональной образовательной программы по профессиональному модулю 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (сестринская помощь при нарушениях здоровья)» для специальности 34.02.01 Сестринское дело среднего профессионального образования базовой подготовки, а также с целью обмена опытом в технологии представления учебной информации по данной теме.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме «Обучение оказанию сестринской помощи при уходе за недоношенными детьми разной степени недоношенности» в соответствии с рабочей программой по профессиональному модулю 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК. 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (сестринская помощь при нарушениях здоровья)» для специальности 34.02.01 Сестринское дело среднего профессионального образования базовой подготовки. Цель создания методической разработки вызвана трудностью усвоения студентами данного материала из-за большого объема информации в учебной литературе.

С целью оптимизации восприятия материала по данной теме в информационном блоке помещен опорный конспект, включающий материал по организации сестринской помощи пациентам при ожирении. Объём дидактического материала обосновывается возможностью варьировать им в зависимости от подготовленности группы и возможностей преподавателя применить его на данном учебном занятии.

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы в соответствии ФГОС

по специальности 34.02.01 Сестринское дело студент должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основному  виду профессиональной деятельности:

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2.8. Оказывать паллиативную помощь.

Материалы данной методической разработки способствуют реализации профессиональных компетенций:

2. 1. Представлять информацию в понятном для пациентов виде, объяснять ему суть вмешательств, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

2. 2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

2. 3. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

2. 4. Вести утвержденную медицинскую документацию.

2. 5. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

Материалы информационного блока методической разработки могут применяться при самоподготовке студентов к занятию по данной теме и при выполнении студентами самостоятельной внеаудиторной работы.

При проведении занятия с применением учебного материала данной методической разработки мобилизуются знания студентов, полученные при изучении общепрофессиональных дисциплин «Анатомия и физиология человека», «Фармакология», «Основы патологии», «Психология», профессионального модуля 04. Выполнение работ  по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий.

Методическая разработка состоит из блоков:

1.Методический блок:

  • актуальность темы;
  • рекомендации по работе с методической разработкой;
  • тема, вид занятия, тип занятия, количество часов;
  • мотивация деятельности студентов;
  • цели  занятия;
  • место проведения занятия и  оснащение;
  • междисциплинарные связи;
  • внутридисциплинарные связи;
  • критерии оценок;
  • оценочный лист;
  • список литературы;
  • домашнее задание;
  • план занятия.

2.Информационный блок:

  • терминологический словарь;
  • опорный конспект «Обучение оказанию сестринской помощи при уходе за недоношенными детьми разной степени недоношенности».

 3. Блок контроля знаний:

  • задание №1 Заполнение схемы «Обучение оказанию сестринской помощи при уходе за недоношенными детьми разной степени недоношенности.»;
  • задание №2. Ситуационная задача №1, для закрепления нового материала, методические указания к ней;
  • задание № 3. Тестовые задания – вариант №1 и вариант №2 для
  • итогового контроля знаний;
  • эталоны ответов к схеме, задаче, тестовым заданиям.
  1.  Приложения.

 В процессе занятия учебная информация визуализируется с помощью

мультимедийного проектора и экрана.

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Недоношенными в общей популяции, по данным большинства развитых стран мира, рождаются от 5% до 10% детей. Недоношенные дети вносят наибольший вклад в показатели неонатальной заболеваемости и смертности. При правильной организации выхаживания, вскармливания и лечения недоношенных младенцев, основанных на знании анатомо-физиологических особенностей их развития, принципах гуманистического неонатального ухода, современных подходах к реанимации и интенсивной терапии эти показатели имеют отчетливую тенденцию к снижению.

Правильная организация сестринской помощи, грамотная тактика медицинской сестры, санитарно-гигиеническое воспитание и обучение населения факторам здорового образа жизни, согласно современным данным науки и практики, позволят улучшить не только прогноз течения данного заболевания, но и предупредить развитие осложнений на ранних стадиях.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ

С МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКОЙ

1. Методическая разработка содержит перечень профессиональных и общих компетенций, требования к знаниям и умениям, с которыми рекомендуется знакомить студентов на каждом этапе занятия.

2. Исходный уровень знаний студентов предлагается определять в форме заполнения схемы «Обучение оказанию сестринской помощи при уходе за недоношенными детьми разной степени недоношенности» с последующей демонстрацией схемы с эталоном ответа на экране.

3. С целью изучения нового материала и расширения знаний по теме занятия для лучшего его усвоения студентам предлагается опорный конспект, видеоматериалы и иллюстрации (см. приложение).

4. С целью закрепления изучаемого материала студентам предлагается решение ситуационной задачи с использованием рекомендаций по ее выполнению.

5. На этапе контроля эффективности усвоения нового материала предлагается выполнение тестовых заданий в 2 вариантах.

6. Продолжительность каждого этапа занятия может варьироваться в зависимости от исходного уровня знаний и работоспособности студентов.

7. В ходе занятия рекомендуется использовать прием взаиморецензирования, согласно инструкции, предложенным в данной методической разработке, что позволит студентам оценить степень достижения поставленных целей, осознать ответственность за конечный результат и будет способствовать дополнительной мотивации к изучению темы.

8. Материалы информационного блока методической разработки могут быть предложены студентам для подготовки к занятиям по другим темам и создания ими материалов по внеаудиторной самостоятельной работе.

9. В приложении предлагаются рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.

НАЗВАНИЕ ПМ и МДК

ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.

МДК. 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (сестринская помощь при нарушениях здоровья).

Тема: «Обучение оказанию сестринской помощи при уходе за недоношенными детьми разной степени недоношенности»

Вид занятия: Практическое занятие

Тип занятия: Изучение нового материала

Количество часов: 2 часа.

МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

При правильной организации выхаживания, вскармливания и лечения недоношенных младенцев, основанных на знании анатомо-физиологических особенностей их развития, принципах гуманистического неонатального ухода, современных подходах к реанимации и интенсивной терапии эти показатели имеют отчетливую тенденцию к снижению.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

Тема является чрезвычайно ёмкой и трудной для понимания, обучение будет продолжено при изучении других тем профессионального модуля 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» для специальности 34.02.01 Сестринское дело среднего профессионального образования базовой подготовки.  

Учебные цели: научиться выявлять и распознавать проблемы

недоношенноси, проводить оценку функционального состояния  пациентов, планировать и осуществлять сестринские вмешательства с учетом выявленных проблем.

В результате изучения  темы «Обучение оказанию сестринской помощи при уходе за недоношенными детьми разной степени недоношенности» для формирования профессиональных компетенций по организации сестринского ухода за пациентами и выполнению сестринских вмешательств с учетом состояния пациента студент должен

знать:

  •  этиологию, классификацию недоношенности;
  • основные симптомы при ожирении;
  • принципы диагностики и лечения недоношенности;
  • особенности сестринской помощи при уходе за недоношенными днтьми;
  • методы реабилитации и профилактики недоношенности.

        уметь:

  • проводить первичную оценку состояния недоношенного ребенка;
  • формулировать и обосновывать состояние пациентов в условиях решения ситуационных задач;
  •  выявлять проблемы пациента, планировать оказание сестринской помощи в условиях решения ситуационных задач;
  •  обосновывать сестринские вмешательства по оказанию сестринской помощи пациентам в условиях решения ситуационных задач.

Развивающие цели: развивать способность анализировать собственную деятельность и принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность; формировать умения продуктивного взаимодействия с окружающими с целью овладения общими компетенциями:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Воспитательные цели: Продолжить формирование положительных профессиональных черт личности, воспитание милосердия, сострадания, терпения, отзывчивости и честности, соблюдения принципов медицинской этики и деонтологии.

Место проведения занятия - кабинет «Педиатрии»

ОСНАЩЕНИЕ

1.Методическое оснащение

  1. Методическая разработка по теме «Обучение оказанию сестринской помощи при уходе за недоношенными детьми разной степени недоношенности».
  2. Раздаточный материал по теме «Обучение оказанию сестринской помощи при уходе за недоношенными детьми разной степени недоношенности»:

- ситуационные задачи;

- тестовые задания;

- сестринские истории болезни.

2.Материально-техническое оснащение

Каждый студент имеет рабочее место.

При решении ситуационных задач используются:

  • сестринская история болезни;
  • план сестринского ухода.

Дополнительные технические средства обучения

  • видеоматериалы;
  • компьютер;
  • мультимедийный прое ктор;
  • экран;
  • таблицы.

Домашнее задание

Здоровый человек и его окружение. Волков С.Р., Волкова М.М.  –  М.: Авторская академия, 2012. -  640 c.

Выучить материал стр. 136-146 №1

Самостоятельная работа студентов.

Подготовить, по выбору, сообщение по темам:

1. .«Обучение оказанию сестринской помощи при уходе за недоношенными детьми разной степени недоношенности.»

2.«Принципы питания недоношенных детей».

Междисциплинарные и интеграционные связи для ПМ. 02

Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах


Внутридисциплинарные и интеграционные связи (внутри ПМ. 02)

«Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»


I. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТВЕТА НА ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС  

«5 баллов»  

- Материал усвоен в объеме, определенном ФГОС, изложен логично в соответствии с нормами литературой речи, даются правильные формулировки, точные определения терминов, обнаруживается полное понимание и обоснование ответа. Студент правильно отвечает на вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.

«4 балла»

- Ответ студента в основном удовлетворяет перечисленным выше требованиям, однако, требуется и используется некоторая помощь преподавателя. Студент знает и понимает положения данной темы, допускаются некоторые неточности и несущественные ошибки, которые исправляются после замечаний, материал излагается недостаточно последовательно и систематизировано, выводы доказательны.

«3 балла»

- Ответ студента неполный, хотя он понимает основные характеристики явления по описываемой проблеме. Требуется существенная помощь преподавателя для более глубокой характеристики предмета или явления. Студент знает и понимает положение данной темы нетвердо, допускаются неточности, которые исправляются после существенной помощи преподавателя, материал излагается непоследовательно и бессистемно, выводы недостаточно доказательны.

«2 балла»

- Студент не понимает основные характеристики явления по описываемой проблеме, студент не знает и не понимает основных положений данной темы. Материал излагается путано и неуверенно, выводы отсутствуют.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕШЕНИЯ

ПРОБЛЕМНО-СИТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧИ

В баллах оценивается решение проблемно-ситуационной задачи и качество рецензирования, сформулированных соревнующейся подгруппой.

I. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНО-СИТУАЦИОНННОЙ ЗАДАЧИ (В БАЛЛАХ)

5 баллов - студент полно, со знанием сущности заболевания и его осложнений ответил на все поставленные в задаче вопросы. Настоящие, приоритетные и потенциальные проблемы выявлены точно. План сестринского процесса составлен с учетом всех требований современной медицинской науки и практики здравоохранения.

4 балла – студент неполно, но со знанием сущности заболевания и его осложнений ответил на все поставленные в задаче вопросы. Настоящие, приоритетные и потенциальные проблемы данной патологии выявлены неточно. План сестринского ухода за пациентом составлен с негрубыми ошибками.

3 балла – студент неполно, без знания сущности заболевания и его осложнений ответил на все поставленные в задаче вопросы. Настоящие, приоритетные и потенциальные проблемы данной патологии выявлены с ошибками. План сестринского процесса составлен с грубыми ошибками.

2 балла – студент не ответил на все поставленные в задаче вопросы. Знания по заболеванию скудные или отсутствуют, нет правильного понимания причин, вызвавших данную патологию. Настоящие, приоритетные и потенциальные проблемы данной патологии не выявлены, составленный план сестринского процесса не соответствует требованиям современной науки и практики здравоохранения.

II. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ (ВБАЛЛАХ)

«2 балла» - вопросы грамотные, носят проблемный характер. Анализ деятельности и знаний отвечающих товарищей основан на глубоких знаниях рецензента.

«1 балл» - вопросы поверхностны. Анализ деятельности и знаний отвечающих товарищей основан на ошибочных или неточных знаниях рецензента.

«0 баллов» - вопросы не задаются или неверны по смыслу.  Анализ деятельности и знаний отвечающих товарищей не обеспечен знаниями рецензента (анализ отсутствует).

 Критерии оценки решения задач по оказанию неотложной помощи

«5» - отлично – правильная оценка характера патологии, полное, последовательное перечисление действий с аргументацией каждого этапа.

«4» - хорошо – правильная оценка характера патологии, полное, последовательное перечисление действий, затруднение аргументации.

«3» - удовлетворительно – правильная оценка характера патологии; неполное перечисление или нарушение последовательности действий, затруднение аргументации.

«2» - неудовлетворительно – неверная оценка ситуации или неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению состояния пациента.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Оценка

Правильных ответов, %

5 («отлично»)

90-100

4 («хорошо»)

80-89

3 («удовлетворительно»)

70-79

2 («неудовлетворительно»)

менее 70

Оценочный лист группы №         , бригады №

Инструкция к оценочному листу:

Контроль знаний и умений проводится преподавателем на каждом этапе на протяжении всего практического занятия   и

фиксируется в оценочном листе группы

Список

студентов

Задание №1

Задание

2

Задание

(дополни

тельное)

Задание

№ 3

Заполнение

схемы

Решение

ситуационной

 задачи

Рецензи-рование

Решение

тестовых

заданий

Итого

Максимальное коли-чество баллов

5

5

2

5

17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

  1.  Сестринское дело в педиатрии/ Тульчинская В. Д., Соколова Н. Г., Шеховцова Н. М.;под ред. Р. Морозовой. – Изд. 17-е, стер. – Ростов н/Д: Феникс,  2012. – 383 с. – (Медицина).
  2. Здоровый человек и его окружение. Волков С.Р., Волкова М.М.  –  М.: Авторская академия, 2012. -  640 c.

Дополнительная:

  1. Корягина Н.Ю, [и др.]; под ред. З.Е. Сопиной. – М Организация специализированного сестринского ухода: учеб. пособие/.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 464 с.: ил.
  2. Мухина С.А, Тарновская И.И Практическое руководство по предмету «Основы сестринского дела»;   –2-е изд., испр. и доп. – М.:  ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 512 с. : ил.
  3. Мухина С.А, Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: учебник/– 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОСТАР- Медиа, 2010. – 368 с.: ил.

 

Интернет ресурсы:  

http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/zabolevanija_endocrinology/obesity

http://medicina.dobro-est.com/ozhirenie-razvitie-simptomyi-prichinyi-i-lechenie-ozhireniya.html

http://lookmedbook.ru/disease/ozhirenie

http://www.polismed.com/articles-ozhirenie-osnovnye-prichiny-vidy-principy-lechenija-svjaz-ozhirenija-i-ehmocional-nykh-rasstrojjstv.html

http://mymedicalportal.net/222-ozhirenie.html

 

   

План занятия

п/п

Этапы занятия

Вре

мя

(мин.)

Методы,

средства

обучения

и контроля

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

1.

Организационный

момент

2

Проверяет готовность студентов к занятию

Отмечает отсутствующих, заполняет журнал.

Приветствуют преподавателя, называют отсутствующих.

2.

Активизация познавательной деятельности:

-сообщение темы, цели и плана занятия:

3

Вступительное

слово

преподавателя

Раскрывает важность и значимость темы.

Сообщает студентам тему,

цели и план занятия.

Записывают в тетради тему и

 цели занятия.

Настраиваются на учебную

деятельность

3.

Контроль исходного

уровня знаний

15

Заполнение схемы

.

Инструктирует студентов,

Демонстрирует схему, « Таблица оценки состояния здоровья новорожденных по шкале Апгар

»   корректирует ответы  студентов

Заполняют  схему, проводят самопроверку по предложенной заполненной схеме на экране

обсуждают  полученный результат, отвечают на вопросы преподавателя.

4.

Изучение нового

материала

25

Объяснительно-иллюстративный

и

репродуктивный

(объяснение  с демонстрацией

видеоматериалов)

Мотивирует студентов к изучению нового материала. объясняет студентам

учебный материал,  сопровождает объяснение демонстрацией  видеоматериалов.

Конспектируют учебный материал в тетради, смотрят видеоматериалы.

.

5.

Закрепление нового

материала

20

Репродуктивный.

Решение

ситуационных задач.

Рецензирование.

Частично- поисковый

Инструктирует студентов по проведению задания  раздает задачи, наблюдает за работой студентов,    корректирует ее. Деятельность студентов обеспечивает ситуационными задачами, планами ухода..

 Выполняют предложенное задание,

выявляют нарушенные потребности проблемы ,определяют степени недоношенности

оценивают показатели

оформляют    медицинскую

документацию, обсуждают

 составленные  планы

ухода, проводят рецензирование деятельности .

6.

Контроль

эффективности

обучения

15


Программированный (тестовый )

Организует работу студентов

на этапе контроля, раздает

 тесты контролирует ответы       студентов по результатам тестирования,

 корректирует полученные результаты.  

Выполняют предложенное

задание, отвечают на тесты,

обсуждают полученные

результаты ,

отвечают  на вопросы преподавателя.

7.

Рефлексия

5

Проблемный

Предлагает студентам    обобщить      изученное  на занятии, проанализировать допущенные ошибки

Обобщают изученный материал, анализируют     допущенные

ошибки.

8.

Подведение итогов

занятия

3

 

Анализ

Оценивает работу группы,

выставляет отметки и

комментирует их.

Слушают комментарии

преподавателя  по

выставляемым оценкам.

9.

Домашнее задание

2

Инструктаж

Дает разъяснения  по выполнению домашнего    задания и ВСР.

Записывают задание на дом:

Учебник. 1 стр. 136-146

повторить

ВСР:  сообщения по выбору

Общее время занятия (мин)

90

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

E:\P45J8QCAGEICZJCA8S2JMHCA2KJDKLCA9O74GYCAAXA2DHCAL36J3SCAGXI9XZCA0MX979CAHHNJMVCAQ1KWQNCA2RTEJSCACPAEMOCAJ4A17RCAP6VM3MCA2X0ZIRCA5SGX3SCAQ89XC2CAZ83OLICA1ZNLQW.jpg

Опорный конспект

«Обучение оказанию сестринской помощи при уходе за недоношенными детьми разной степени недоношенности»

E:\NRZXG5CAHWB6JKCA9CH4CHCAEC1CZNCALSLJP2CAS2HU3SCA1FPSOXCACKG9Y9CAQX7EQWCAAR8INJCAAH8YD5CAZ0XAF7CAYNC0KECAH1PJX9CAJDXVKMCA7DKU9PCAIQ7JLGCA19HDW5CAXN775LCASK5VXJ.jpg

Определение недоношенности. Причины недоношенности.

К недоношенным относят детей, родившихся до истечения 37 нед беременности и имеющих массу тела менее 2500 г и рост менее 45 см. Антропометрические показатели вследствие их значительной индивидуальной вариабельности могут быть отнесены к условным критериям недоношенности, так как многие доношенные дети рождаются с массой тела менее 2500 г, в то же время недоношенный ребенок может иметь массу более 2500 г. Условно выделяют 4 степени недоношенности по массе тела: I — 2001—2500 г, II - 1501-2000 г, III -1001-1500 г, IV - менее 1000 г. С 1974 г. ВОЗ предложила считать жизнеспособными детей, родившихся с массой тела более 500 г при сроке беременности не менее 22 нед. Наиболее часто преждевременные роды обусловлены заболеваниями матери (хроническая соматическая патология: заболевания почек, сердечно-сосудистой системы, эндокринные нарушения; острые инфекционные заболевания; гинекологическая патология); осложнениями беременности (особенно поздний токсикоз); отягощением акушерского анамнеза предшествующими абортами и выкидышами (истмико-цервикальная недостаточность); травмами (в том числе психическими) и интоксикацией (курение, алкоголь); иммунологической несовместимостью в системе мать—плод (резус-конфликт и групповой конфликт). Имеет значение также слишком юный (до 18 лет) и пожилой (старше 30 лет) возраст матери; влияние возраста и состояние здоровья отца менее выражено. Со стороны плода причинами недонашивания могут быть генетические заболевания (в том числе хромосомная патология) и внутриутробные инфекции. В последние годы особое значение приобрели социально-экономические причины недонашивания (производственные вредности, внебрачные роды, ухудшение экологической обстановки, «сексуальная революция», скрытое голодание женщин вследствие обнищания населения и т. д.).

Сразу после рождения малыша врачи ставят ему первую оценку в жизни – до 10 баллов по шкале Апгар. Таким образом оценивается общее состояние ребенка, характеризующее его жизнеспособность.

Технология тестирования по шкале Апгар

После рождения ребенка осматривают и присваивают 0, 1 или 2 балла по каждому из признаков шкалы. Балл 2 считается высшим, балл 1 – признак выражен слабо, 0 баллов – признак отсутствует.
Подсчет баллов обычно проводят на 1-й и 5-й минуте жизни. Поэтому оценок по Апгар всегда две, например: 9/9 баллов. Максимальный общий счет баллов равен 10, но новорожденные редко набирают столько в 1-ю минуту жизни.
Результат от 7 до 10 считается отличным показателем состояния младенца, стабильным – при 7–8 баллах. Новорожденным, набравшим 4–6 баллов, могут потребоваться некоторые реанимационные процедуры. А тем, чей результат ниже 4, требуется экстренная медицинская помощь для спасения жизни.

Для оценки состояния здоровья недоношенных детей их жизнеспособность определяют по шкале Апгар трижды:

  • спустя 1 минуту после рождения
  • через 10-15 минут
  • через 2 часа после рождения 

5 признаков жизнеспособности новорожденного

Признак № 1: работа сердца
Сердце новорожденных совершает до 130–140 
ударов в минуту. Поэтому частота сердцебиений свыше 100 в минуту оценивается в 2 балла. Если пульс менее 100 ударов в минуту – 1 балл, отсутствие пульса – 0 баллов. На работу сердца может повлиять нехватка кислорода во внутриутробном периоде или во время родов.

Признак № 2: частота дыхания
Новорожденный может совершать до 40–45 дыхательных движений в минуту. Это оценка в 2 балла. При таком дыхании первый детский крик очень громкий. Если дыхание медленное и нерегулярное, а крик похож на стон, по этому показателю оценка 1 балл. Отсутствие дыхательных движений и крика у новорожденного – 0 баллов.

Признак № 3: мышечный тонус

2 балла врачи дают новорожденным, поза которых выглядит так: голова приведена к груди, руки согнуты в локтевых суставах, кисти сжаты в кулачках, ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, в положении на боку голова слегка запрокинута. Это характеризует повышенный тонус мышц-сгибателей, то есть норму для младенца.

Если же у ребенка ручки и ножки лишь слегка согнуты, движения медленные и редкие, ставится 1 балл. Отсутствие активных движений и слабый мышечный тонус означают 0 баллов.

Признак № 4: рефлексы

Первые врожденные рефлексы, проявляемые уверенно, дают ребенку 2 балла. Это первый крик, первый вдох, сосательный и глотательные рефлексы. Когда они вызываются у ребенка неуверенно, ставится 1 балл по шкале Апгар, при полном отсутствии рефлексов – 0 баллов.

Признак № 5: цвет кожных покровов

Кожа у новорожденного бывает от бледной до розовой. Розовая оценивается в 2 балла. За синюшный оттенок ручек и ножек ребенок получает 1 балл. А вот полностью бледный или синюшный цвет кожи означает 0 баллов.

Низкая оценка по шкале Апгар: причины и последствия

Причинами оценки от 0 до 4 баллов могут являться:

  • кислородная недостаточность ребенка во время беременности и в родах;
  • хроническая гипоксия;
  • физиологическая незрелость ребенка (вялость, пассивность, ребенок не реагирует на грязный подгузник, подолгу спит, требует есть реже, чем через каждые 3–4 часа).

При низкой оценке по шкале Апгар на 1 минуте жизни малыша очень важна прибавка 2 и более баллов к 5-й минуте жизни новорожденного. Это свидетельствует о благоприятной динамике. Но даже при этом ребенку с низкой оценкой в роддоме будет уделяться особое внимание врачей. Вполне возможно, что возникнет необходимость в лечении и последующем медицинском наблюдении.

Анатомо-физиологические особенности

Недоношенные дети имеют своеобразное телосложение — относительно большая голова с преобладанием мозгового черепа, иногда — открытые черепные швы, малый и боковой роднички, низкое расположение пупочного кольца; слабое развитие подкожной жировой клетчатки. Для недоношенных характерно обильное пушковое оволосение (лануго), при значительной степени недоношенности — недоразвитие ногтей. Кости черепа податливы вследствие недостаточной минерализации, ушные раковины мягкие. У мальчиков яички не опущены в мошонку (у крайне незрелых детей мошонка вообще недоразвита); у девочек половая щель зияет вследствие недоразвития половых губ и относительной гипертрофии клитора. На основании внешнего осмотра ребенка можно сделать заключение о степени недоношенности (гестационном возрасте) по совокупности морфологических критериев, для чего разработаны оценочные таблицы этих признаков в баллах. Для нервной системы недоношенных детей характерны слабость и быстрое угасание физиологических рефлексов (у глубоконедоношенных, включая сосательный и глотательный); замедленная реакция на раздражения; несовершенство терморегуляции; мышечная гипотония. Морфология мозга недоношенного ребенка характеризуется сглаженностью борозд, слабой дифференцировкой серого и белого вещества, неполной миелинизацией нервных волокон и проводящих путей. Реакции недоношенных детей на различные раздражения отличаются генерализованностью, слабостью активного торможения, иррадиацией процесса возбуждения. Незрелость коры обусловливает преобладание подкорковой деятельности: движения хаотичны, могут отмечаться вздрагивания, тремор рук, клонус стоп. Вследствие незрелости терморегуляционных механизмов недоношенные дети легко охлаждаются (сниженная теплопродукция и повышенная теплоотдача), у них нет адекватного повышения температуры тела на инфекционный процесс, и они легко перегреваются в инкубаторах. Перегреванию способствует недоразвитие потовых желез. Система органов дыхания у недоношенного ребенка так же, как и нервная система, характеризуется незрелостью (предрасполагающий фон для патологии).         Верхние дыхательные пути у недоношенных узкие, диафрагма расположена относительно высоко, грудная клетка податлива, ребра расположены перпендикулярно к грудине, у глубоконедоношенных детей грудина западает. Дыхание поверхностное, ослабленное, частота 40—54 в минуту, объем дыхания по сравнению с доношенными детьми снижен. Ритм дыхания нерегулярный, с периодическими апноэ. Сердечно-сосудистая система недоношенного ребенка по сравнению с другими функциональными системами является относительно зрелой, так как закладывается на ранних стадиях онтогенеза. Несмотря на это, пульс у недоношенных детей очень лабилен, слабого наполнения, частота 120—160 в минуту. Для наиболее незрелых детей характерен ритмический рисунок пульса типа эмбриокардии. Аускультативно тоны сердца могут быть относительно приглушены; при персистенции эмбриональных шунтов (боталлов проток, овальное окно) возможно наличие шумов. Артериальное давление у недоношенных детей по сравнению с доношенными более низкое: систолическое 50—80 мм рт. ст., диастолическое 20—30 мм рт. ст. Среднее давление 55—65 мм рт, ст. В связи с повышенной нагрузкой на правые отделы сердца для электрокардиограммы недоношенных характерны признаки право граммы и высокий зубец Р в сочетании с относительно низким вольтажем и сглаженностью интервала S — Т. Желудочно-кишечный тракт недоношенных детей характеризуется незрелостью всех отделов, малым объемом и более вертикальным положением желудка. В связи с относительным недоразвитием мышц кардиальной его части недоношенные дети предрасположены к срыгиванием.

Слизистая оболочка пищеварительного канала у недоношенных нежная, тонкая, легко ранимая, богато васкуляризована. Отмечаются низкая протеолитическая активность желудочного сока, недостаточная выработка панкреатических и кишечных ферментов, а также желчных кислот. Все это затрудняет процессы переваривания и всасывания, способствует развитию метеоризма и дисбактериоза. У 2/3 недоношенных детей, даже находящихся на естественном вскармливании, имеется дефицит бифидофлоры кишечника в сочетании с носительством условно-патогенной флоры. Характер стула ребенка определяется особенностями вскармливания; как правило, в копрограммы у недоношенных много нейтрального жира.

 Особенности функционирования эндокринной системы недоношенного ребенка определяются степенью его зрелости и наличием эндокринных нарушений у матери, обусловивших преждевременные роды. Как правило, координация деятельности эндокринных желез нарушена, прежде всего по оси гипофиз — щитовидная железа — надпочечники. Процесс обратного развития фетальной зоны коры надпочечников у новорожденных заторможен, задержано становление циркадных ритмов выделения гормонов. Функциональная и морфологическая незрелость надпочечников способствует быстрому их истощению. У недоношенных детей относительно снижены резервные возможности щитовидной железы, в связи с чем у них возможно развитие транзиторного гипотериоза. Половые железы у недоношенных детей менее активны, чем у доношенных, поэтому у них значительно реже проявляется так называемый половой криз в первые дни жизни.

Процессы метаболической адаптации у недоношенных детей замедлены. В возрасте 4—5 дней у них чаще наблюдается метаболический ацидоз в плазме крови в сочетании с компенсаторным сдвигом в сторону алкалоза внутри клетки; на 2—3-й неделе жизни внеклеточный ацидоз компенсируется внутриклеточными норм направленными реакциями.

 У недоношенных детей (даже у условно здоровых) чаще отмечаются гипогликемия, гипоксемия, гипербилирубинемия. Почечная регуляция кислотно-основного состояния и электролитного состава у недоношенных детей не совершенна; водно-солевой обмен лабилен, что про является как склонностью к возникновению отеков, так и к быстрому обезвоживанию при патологически состояниях или неадекватном уходе. Незрелость почек обусловливает относительно высокие показатели остаточного азота в крови у недоношенных в первые 3 дня жизни (до 34,4 ммоль/л), в последующие дни этот показатель снижается; у недоношенного ребенка устанавливается относительно стабильный диурез.

Моча слабо концентрированная (вследствие низкой концентрационной способности почек), частота мочеиспускания обычно превышает таковую у доношенных (относительно большая интенсивность метаболизма и водно-пищевая нагрузка).  

Особенности ухода и организация выхаживания

3 метода ухода за недоношенным ребенком

После рождения недоношенного малыша врачи оценивают состояние его здоровья и принимают решение о методике выхаживания.

Уход за ребенком в отделении реанимации новорожденных

Если ребенок родился на сроках с 22-й по 32-ю неделю беременности, его помещают в отделение детской реанимации. Ребенок лежит в специальном кувезе, где поддерживается привычная ему по внутриутробной жизни температура. Об основных параметрах жизнедеятельности врачам сообщает монитор, подключенный к малышу. О любых тревожных изменениях он информирует звуковым сигналом.

В реанимации состояние здоровья ребенка оценивают педиатр, окулист, невропатолог, кардиолог и другие врачи. Комплексный подход к диагностике позволяет предотвратить развитие осложнений вследствие преждевременных родов.

В реанимации ребенок получает питание, вводимое внутривенно или через зонд.

Период постнатальной адаптации к окружающей среде у недоношенных детей растягивается на 1—2 мес. Вследствие незрелости органов и систем при неадекватных условиях возможны тяжелые срывы адаптации. Поэтому организация оптимальных условий выхаживания имеет для недоношенных детей чрезвычайно важное значение. Температурный режим должен учитывать несовершенство терморегуляции и особую опасность охлаждения.

 Целесообразно создание специализированных родильных домов для приема преждевременных родов (перинатальных центров), в которых осуществляется мониторирование плода. Температура воздуха в родильном доме должна быть не менее 22—23; ребенка принимают в теплые стерильные пеленки или непосредственно после рождения и отсечения пуповины помещают на специальный столик с подогревом (в инкубатор). Глубоконедоношенных детей в некоторых странах заворачивают в металлизированные пеленки для предотвращения потерь тепла.

Перевод недоношенного ребенка из родильного дома в стационар 2-го этапа выхаживания (как правило, на базе клинических детских больниц) при наличии специально оснащенных реанимационных машин (с инкубатором и кислородным баллоном) может осуществляться уже в первые часы жизни при отсутствии явных противопоказаний к транспортировке (внутричерепные кровоизлияния, гемолитическая болезнь). В специализированных отделениях недоношенных детей размещают в бокси-рованных палатах (2—3 ребенка в боксе).

 Детей, родившихся с массой тела менее 1500 г, а также более зрелых, но тяжелобольных недоношенных выхаживают в инкубаторах (кувезах), в которых поддерживают в зависимости от степени незрелости и возраста ребенка температуру 32—36 °С (в инкубаторах интенсивного ухода температура воздуха регулируется автоматически по показателям кожных датчиков для поддержания температуры тела ребенка 36—37 °С). Относительную влажность в инкубаторах на протяжении первой недели жизни ребенка постепенно снижают с 90 % до 60—70 %; концентрация кислорода зависит от состояния ребенка и в среднем составляет 35— 40 %. При подаче кислорода в кувез для профилактики его токсического воздействия наиболее целесообразно применять интенсивность оксигенации в зависимости от показателей Ро2 в крови ребенка (транскутанный мониторинг), которые не должны превышать 60 %. Продолжительность пребывания ребенка в кувезе зависит от его индивидуальных особенностей.

 Все медицинские манипуляции проводят по возможности в кувезе. Положение ребенка в кувезе периодически изменяют, переворачивая его на другой бок или на живот. Температура воздуха в палатах колеблется от 23 до 25 °С, палаты регулярно проветривают (3—6 раз в сутки).

В отделении 2-го этапа необходимо соблюдать строгий санитарно-эпидемиологический (влажная уборка, кварцевание воздуха, цикличное заполнение палат) и лечебно-охранительный режимы. Необходимы четкий контроль за состоянием здоровья кормящих матерей; ношение персоналом и матерями марлевых масок (со сменой каждые 4 ч); гигиенические ванны для детей (назначают индивидуально); внедрение микрометодов и неинвазивных методов обследования; специальные помещения для сбора и обработки грудного молока, для сбора белья; применение разовых предметов ухода и инструментов (иглы, шприцы).

Второй этап выхаживания недоношенного является начальным этапом реабилитации. Практически все недоношенные дети нуждаются в физической реабилитации: массаж, упражнения в воде, для чего необходимы специальное помещение с ваннами и обученный персонал. К реабилитации незрелых детей необходимо привлекать родителей, прежде всего мать (общение в палате, «кенгуру» — контакт «кожа к коже»). Детям, находящимся в отделении с целью реабилитации, необходимо в летнее время организовывать прогулки на веранде или в саду. Выписка недоношенного ребенка из стационара на педиатрический участок осуществляется при наличии стойкой адаптации к внешней среде: самостоятельное сосание, регулярная прибавка массы тела (при выписке 2200—2300 г и более), достаточная терморегуляция. Незадолго до выписки мать обучают приемам ухода, массажа и упражнениям в воде. Преемственность между стационаром и поликлиникой обеспечивается передачей подробной медицинской документации (выписка) с рекомендациями на ближайшие 1—3 мес.

БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ

ЗНАНИЙ

                       

                                             

 

Задание №1

Заполните схему.

Оценки состояния здоровья новорожденных по шкале Апгар

Клинич. признак

0

1

2

Частота сердцебиений

Дыхание

 

Мышечный тонус

Рефлекторная возбудимость (реакция на носовой катетер или на раздражение подошв)

Окраска кожи

ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

               

                                   

Задание №2

РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧИ  

Данное задание способствует овладению профессиональными компетенциями:

ПК 2. 1. Представлять информацию в понятном для пациента виде,    

         объяснить ему суть вмешательства.

ПК 2. 2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства,

            взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2. 4.  Применять медикаментозные средства в соответствии с

            правилами их использования.

ПК 2. 6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ПК 2. 7.Осущесвлять реабилитационные мероприятия.

ПК 2. 8.Окаывать паллиативную помощь.

Общими компетенциями:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их  выполнение и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

         ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

по организации решения ситуационной задачи

Цели:

  • Изучение нового материала.
  • Стимуляция внимания и активности (познавательной и поведенческой)

     студентов.

  • Отработка навыков определения нарушенных потребностей.
  • Выявление и решение  проблем пациентов.
  • Определение и оценка полученных показателей.
  • Демонстрация умения работать самостоятельно и в группе.  

Вступительное слово преподавателя:

  • Объяснение целей решения задач;
  • Объяснение заданий при  решении задачи;
  • Задания  включают оценку состояния, выявление проблем пациента и их обоснование, составление плана сестринского ухода по приоритетной проблеме, обоснование сестринского вмешательства с мотивацией каждого этапа;

Правила игры:

 

  • Каждому студенту выдается ситуационная задача по теме занятия;
  • Студенты знакомятся с задачей;
  •  Выполняют задания письменно;
  • Проводят взаиморецензирование;
  • Знакомятся с эталоном ответа;
  • Обсуждают полученные результаты;
  • Подведение итогов ( в баллах) в соответствии с критериями оценки;
  • Время, отведенное на выполнение задания -20мин.

 

 

Задача №1

Осмотрен мальчик в возрасте 16 дней от «пожилой первородящей» матери. Роды произошли на 35 неделе беременности, масса тела 2100, длина 44 см. Крик - после отсасывания слизи из верхних дыхательных путей. Убыль массы тела – 8 %. Вес восстановился на 14 день. Во время осмотра ребенок легко охлаждается, крик слабый, поисковый рефлекс ослаблен, сосет медленно. После кормления из рожка обильно срыгивает. Кожа лица и туловища желтушная, на спине и плечах пушковые волосы, Пупочная ранка под кровянистой корочкой, без воспалительной реакции. Пупочные сосуды не пальпируются. Внутренние органы без особенностей. Яички не опущены в мошонку. Резко положительный симптом Грефе. Мышечная гипотония, большой родничок 2,5х3,5 см, слегка выбухает, расхождение сагиттального и венечного швов на 3 мм, малый родничок 0,5х0,5 см – на уровне костных краев. Ушные раковины мягкие.

Вопросы:

1. Ваш диагноз?

2. Оценить признаки функциональной и морфологической зрелости новорожденного.

3. Назовите основной критерий недоношенности.

4. Какой режим и питание необходимо назначить?

Примечание: учитывая, что при решении данной задачи для оценки ваших действий будет учитываться скорость принятия решений, оптимальная последовательность действий, направленных на оценку состояния пациента, обоснование каждого этапа сестринского вмешательства.

Примечание: для оценки вашей деятельности будет использован метод взаиморецензирования, позволяющий оценить степень достижения поставленных целей вашими коллегами.

КОНТРОЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА

E:\P45J8QCAGEICZJCA8S2JMHCA2KJDKLCA9O74GYCAAXA2DHCAL36J3SCAGXI9XZCA0MX979CAHHNJMVCAQ1KWQNCA2RTEJSCACPAEMOCAJ4A17RCAP6VM3MCA2X0ZIRCA5SGX3SCAQ89XC2CAZ83OLICA1ZNLQW.jpg

Задание № 3

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Данное задание способствует овладению профессиональными компетенциями:

ПК 2. 2. Осуществлять лечебно-диагностические мероприятия,

взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2. 4. Применять медикаментозные средства в соответствии с

правилами их использования.

ПК 2. 7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.

 ПК 2. 8. Оказывать паллиативную помощь.

Тесты

По теме: «Обучение оказанию сестринской помощи при уходе за недоношенными детьми разной степени недоношенности.».

Вариант 1

Часть А

Инструкция: Выберите один правильный вариант ответа

.

А 1. Недоношенным является ребенок, родившийся при сроке гестации (нед.)

а) 40

б) 39

в) 38

г) 37

А 2. Недоношенным является ребенок, родившийся с массой тела менее (г)

а) 2000

б) 2300

в) 2500

г) 2700

А 3. Недоношенным является ребенок, родившийся с длиной тела менее (см)

а) 43

б) 45

в) 47

г) 49

А 4. Срок гестации недоношенности первой степени (нед.)

а) 35-37

б) 34-32

в) 31-29

г) менее 29

А.5 Срок гестации недоношенности IIIстепени (нед.)

а) менее 29

б) 31-29

в) 34-32

г) 35-37

А 6. Признак доношенности новорожденного

а) ушные раковины мягкие

б) ушные раковины упругие

в) имеются густые пушковые волосы

г) половая щель зияет

А 7. У недоношенного новорожденного отмечается

а) громкий крик

б) мышечный гипертонус

в) мышечная гипотония

г) спонтанная двигательная активность

А 8. Причина гипотермии у недоношенных новорожденных

а) низкое содержание бурого жира

б) высокое содержание бурого жира

в) увеличение теплопродукции

г) уменьшение теплоотдачи

А9. Отеки подкожной основы у недоношенных детей — это

а) лануго

б) стридор

в) склерема

г) тризм

А 10 Пушковые волосы на теле новорожденного —это

а) лануго

б) стридор

в) склередема

г) тризм

А 11. В закрытый кювез помещают недоношенного новорожденного с массой тела менее (г)

а) 2100

б) 1900

в) 1700

г) 1500

А 12. Оптимальная температура воздуха в палате для недоношенных (гр. С)

а) 24-26

б) 26-28

в) 28-29

г) 30-31

А 13. Купание здоровых недоношенных детей с массой больше 1000 г начинают с возраста (нед.)

а) 1

б) 2

в) 3

г) 4

А 14. Критерий перевода недоношенного новорожденного с зондового кормления на кормление из бутылочки

а) появление сосательного рефлекса

б) прибавка массы тела

в) увеличение комочков Биша

г) исчезновение физиологической диспепсии

А 15. Идеальной пищей для недоношенных детей является

а) "Бона"

б) "Нарине"

в) цельный кефир

г) грудное молоко

А 16. Калорийность 100 мл женского (ккал)

а) 70

б) 100

в) 140

г) 170

Часть В

Инструкция. Дополните

В 1 Какие показатели входят в шкалу Апгар ________________________________________________________________________________________________________________________________ В 2. Какая оценка новорожденного по шкале Апгар (в баллах): ЧСС= 140, ЧД=50, Тонус мышц — умеренный, рефлексы -вызываются хорошо; кожные покровы — розовые:______________

В 3. Состояние новорожденного по шкале Апгар оценивается на _________

В 4. Какая оценка новорожденного по шкале Апгар (в баллах): ЧСС=60, ЧДД нет, гипотония мышц, рефлексы — нет, кожные покровы — бледные:

В 5. Какое состояние в мышечной системе не физиологично для здорового новорожденного:_______________________________________

В6 Недоношенным считается ребенок, родившийся с сроки беременности:___________________

Тесты

По теме: «Обучение оказанию сестринской помощи при уходе за недоношенными детьми разной степени недоношенности.».

Вариант № 2

Часть А

Инструкция: Выберите один правильный вариант ответа.

А 1. Калорийность 100 мл женского (ккал)

а) 70

б) 100

в) 140

г) 170

А 2. Идеальной пищей для недоношенных детей является

а) "Бона"

б) "Нарине"

в) цельный кефир

г) грудное молоко

А 3. Критерий перевода недоношенного новорожденного с зондового кормления на кормление из бутылочки

а) появление сосательного рефлекса

б) прибавка массы тела

в) увеличение комочков Биша

г) исчезновение физиологической диспепсии

А 4. Купание здоровых недоношенных детей с массой больше 1000 г начинают с возраста (нед.)

а) 1

б) 2

в) 3

г) 4

А 5. Оптимальная температура воздуха в палате для недоношенных (гр. С)

а) 24-26

б) 26-28

в) 28-29

г) 30-31

А 6. В закрытый кювез помещают недоношенного новорожденного с массой тела менее (г)

а) 2100

б) 1900

в) 1700

г) 1500

А 7 Пушковые волосы на теле новорожденного —это

а) лануго

б) стридор

в) склередема

г) тризм

А 8. Отеки подкожной основы у недоношенных детей — это

а) лануго

б) стридор

в) склерема

г) тризм

А 9. Причина гипотермии у недоношенных новорожденных

а) низкое содержание бурого жира

б) высокое содержание бурого жира

в) увеличение теплопродукции

г) уменьшение теплоотдачи

А 10. У недоношенного новорожденного отмечается

а) громкий крик

б) мышечный гипертонус

в) мышечная гипотония

г) спонтанная двигательная активность

А 11. Признак доношенности новорожденного

а) ушные раковины мягкие

б) ушные раковины упругие

в) имеются густые пушковые волосы

г) половая щель зияет

А.12 Срок гестации недоношенности IIIстепени (нед.)

а) менее 29

б) 31-29

в) 34-32

г) 35-37

А 13. Срок гестации недоношенности первой степени (нед.)

а) 35-37

б) 34-32

в) 31-29

г) менее 29

А 14. Недоношенным является ребенок, родившийся с длиной тела менее (см)

а) 43

б) 45

в) 47

г) 49

А 15. Недоношенным является ребенок, родившийся с массой тела менее (г)

а) 2000

б) 2300

в) 2500

г) 2700

А 16. Недоношенным является ребенок, родившийся при сроке гестации (нед.)

а) 40

б) 39

в) 38

г) 37

Часть В

Инструкция. Дополните

В1 Недоношенным считается ребенок, родившийся с сроки беременности:___________________

В 2. Какое состояние в мышечной системе не физиологично для здорового новорожденного:_______________________________________

В 3 Какая оценка новорожденного по шкале Апгар (в баллах): ЧСС=60, ЧДД нет, гипотония мышц, рефлексы — нет, кожные покровы — бледные:

______________

В 4. Состояние новорожденного по шкале Апгар оценивается на _________

В 5. Какая оценка новорожденного по шкале Апгар (в баллах): ЧСС= 140, ЧД=50, Тонус мышц — умеренный, рефлексы -вызываются хорошо; кожные покровы — розовые:______________

В 6 Какие показатели входят в шкалу Апгар ________________________________________________________________________________________________________________________________

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

Задание № 1

Заполнение схемы.

Оценки состояния здоровья новорожденных по шкале Апгар

Клинич. признак

0

1

2

Частота сердцебиений

Отсутствует

Менее 100 сердцебиений в 1 минуту 

100 и более сердцебиений в 1 минуту

Дыхание

Отсутствует

 Нерегулярное, крик слабый 

Нормальное, крик громкий

Мышечный тонус

Отсутствует, конечности свисают

Снижен, некоторое сгибание конечностей

Выражены активные движения

Рефлекторная возбудимость (реакция на носовой катетер или на раздражение подошв)

Не реагирует

Реакция слабо выражена (гримаса, движение)

Реакция в виде движения, кашля, чихания, громкого крика 

Окраска кожи

Бледность

Розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей 

Розовая окраска всего тела и конечностей

                                     

Задание № 2

Эталон ответа к задаче №1

1. Осмотрен мальчик в возрасте 16 дней от «пожилой первородящей» матери. Роды произошли на 35 неделе беременности, масса тела 2100, длина 44 см. Крик - после отсасывания слизи из верхних дыхательных путей. Убыль массы тела – 8 %. Вес восстановился на 14 день. Во время осмотра ребенок легко охлаждается, крик слабый, поисковый рефлекс ослаблен, сосет медленно. После кормления из рожка обильно срыгивает. Кожа лица и туловища желтушная, на спине и плечах пушковые волосы, Пупочная ранка под кровянистой корочкой, без воспалительной реакции. Пупочные сосуды не пальпируются. Внутренние органы без особенностей. Яички не опущены в мошонку. Резко положительный симптом Грефе. Мышечная гипотония, большой родничок 2,5х3,5 см, слегка выбухает, расхождение сагиттального и венечного швов на 3 мм, малый родничок 0,5х0,5 см – на уровне костных краев. Ушные раковины мягкие.

1.Диагноз: Недоношенный новорожденный, срок гестации – 35 недель. Желтуха новорожденных.

2.Ребенок родился недоношенным на сроке беременности 35 недель. Масса и длина тела соответствует сроку гестации. У мальчика выявлены признаки морфологической незрелости: лануго, мягкость ушных раковин, большие размеры родничков, расхождение швов, крипторхизм. Признаки функциональной незрелости: неспособность поддерживать постоянную температуру тела, ослабление поискового и сосательного рефлексов, обильные срыгивания, бедность движений и эмоциональных реакций, мышечная гипотония.

Основной критерий недоношенности – это гестационный возраст.

Основное в выхаживании – тепловой режим. Учитывая массу тела (2100 г), можно разрешить купание. Температура тела в помещении должна быть 25-26 °С, влажность – 55-60 %. Рекомендуется ребенка держать в кувезе или кроватке с подогревом, можно начинать кормить через 2-3 часа после рождения, если снижен сосательный рефлекс следует кормить ребенка из рожка сцеженным грудным молоком.

                                           

Задание №3

Эталоны ответов теме

«Обучение оказанию сестринской помощи при уходе за недоношенными детьми разной степени недоношенности.».

Вариант №1

Вариант №2

А1 –г

А1 – а

А2 – в

А2 – г

А3 – б

А3 – а

А4 – а

А4 – б

А5 –б

А5 – г

А6 – б

А6 – г

А7 – в

А7 – а

А8 – а

А8 – в

А9 – в

А9 – а

А10 - а

А10 – в

А 11 – г

А 11 – б

А 12 – г

А 12 – б

А 13 – б

А 13 – а

А 14 – а

А 14 – б

А 15 – г

А 15 – в

А 16 – а

А 16 – г

В1– Частота дыхания, сердцебиение, тонус мышц, рефлексы, окраска кожных покровов

В1 Гипотония сгибателей

В2– 10 баллов

В2– 1 балл

В3– 1 и 5 минутах жизни

В3-1 и 5 минутах жизни

В4 – 1 балл

В4 – 10 баллов

В5 - Гипотония сгибателей

В5 – Частота дыхания, сердцебиение, тонус мышц, рефлексы, окраска кожных покровов

В6 - 28-38 недель

В6 – масса тела

Рефлексия

        В конце занятия можно дать студентам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку занятия.

Можно попросить студентов аргументировать свой ответ.

1.  На занятиях я работал ………………………………………

2. Своей работой на занятиях я………………………………..

3. Занятия  для меня показались……………………………...

4. За занятия я ……………………………………………….......

5. Мое настроение ………………………………………………

6. Материал занятий мне был …………………………………

7. Домашнее задание мне кажется ……………………………

http://www.colourbox.de/preview/2374446-599010-.jpg

     

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение № 1

Таблица оценки состояния здоровья новорожденных по шкале Апгар

Клинич. признак

0

1

2

Частота сердцебиений

Отсутствует

Менее 100 сердцебиений в 1 минуту 

100 и более сердцебиений в 1 минуту

Дыхание

Отсутствует

 Нерегулярное, крик слабый 

Нормальное, крик громкий

Мышечный тонус

Отсутствует, конечности свисают

Снижен, некоторое сгибание конечностей

Выражены активные движения

Рефлекторная возбудимость (реакция на носовой катетер или на раздражение подошв)

Не реагирует

Реакция слабо выражена (гримаса, движение)

Реакция в виде движения, кашля, чихания, громкого крика 

Окраска кожи

Бледность

Розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей 

Розовая окраска всего тела и конечностей

Приложение № 2

Таблица. Степени недоношенности

http://vmede.org/sait/content/Pediatriya_ped_diz_barabanova_2009/9_files/mb4.png

Приложение № 3

Рекомендуемое потребление энергии и белка, необходимое для достижения скорости роста плода во внутриутробном периоде

Масса тела в период измернния, г

Энергия, ккал/сутки

Белок/энергия, г/100 ккал

Парентеральное введение

Энтеральное введение

Парентеральное введение

Энтеральное введение

500–700

89

105

3,9

3,8

700–900

92

108

4,1

3,7

900–1200

101

119

3,5

3,4

1200–1500

108

127

3,1

3,1

1500–1800

109

128

2,9

2,8

1800–2200

111

131

2,7

2,6

Приложение № 4

Сводные данные по питательным потребностям недоношенных детей

Условный период

Транзиторный период

Период метаболической и клинической стабилизации

1-ый год жизни

Нутриенты

С 1 по 7 день жизни

С 8 дня до выписки из отделения интенсивной терапии

После выписки из отделения

Белки г/кг (9-12% от общего калоража)

1,0 - 3,0

36 - 4,5 (<1000 гр.)

2,2

3,0 - 3,6 (>1000 гр.)

2,7 - 3,5 (ППП*)

Жиры г/кг (40-55% от общего калоража при ЭП; 25-40% при ППП*   25-40 % - при ППП*)

0,5 - 3,6

4,5 - 6,8

4,4- 7,3

Углеводы (35-55% от общего калоража при ЭП; 50 -60 % - при ППП*)

5,0 - 20,0

7,5-15,5

7,5- 15,5

* полное парентеральное питание

Энтеральное питание

Проведение энтерального питания (ЭП) возможно при: отсутствии пороков развития, требующих экстренного хирургического вмешательства; отсутствии расстройств со стороны желудочно-кишечноготракта (вздутие живота, желудочное кровотечение, заброс желчи в желудочное содержимое и др.); наличии активной перистальтики; нормальном отхождении мекония.

Организация энтерального питания недоношенного строится на строго индивидуальном подходе с учетом гестационного возраста; особенностей соматического и неврологического статуса, гемодинамических показателей, способности удерживать и усваивать грудное молоко или молочную смесь.

Приложение № 5

Подходы к организации энтерального питания недоношенных.

Гестационный возраст

Соматическое состояние, неврологический статус (НС)

Первое энтеральное введение нутриента

Начальный объем первого кормления

Частота кормлений

Методы кормления

Более 33-34 недель (зрелый эффективный сосательный рефлекс, скоординированный с глотанием и дыханием)

Стабильное, НС соответствует гестационному возрасту

С первых часов после рождения (1/2-3 часа)

3-5-7 мл, затем разовый объем увеличиваем каждый день на 3-5 мл

7 раз /сут

Грудное вскармливание или кормление из чашечки, или из рожка (менее физиологично)

29 - 32 недели

Стабильное, НС соответствует сроку гестации

Через 3 – 12 часов после рождения

2-3 мл, затем возможно ежедневное увеличение разового объема на 1-3 мл

8 раз/сут

Оро- или назогастральный постоянный зонд, болюсное (разовое введение молока)     или при увеличении объема - продолженное (капельное, микроструйное)

28 недель и менее

Стабильное, НС соответствует сроку гестации

Через 18-26 часов после рождения

0,5-1 мл, ежедневное увеличение разового не более чем на 1 мл

8 раз/сут

Орогастральный постоянный зонд, продолженное введение с начальной скоростью 0,5 мл/час или менее

Не зависит от срока гестации

Патологический неврологический статус

Индивидуальное решение

 

 

Приложение №

Режимы энтерального питания недоношенных детей

Масса тела

<1000

1001-1500

1501-2000

>2000

Первое кормление: грудное молоко или смесь в концентрации 1/4 Рекомендуемый для доношенный детей режим свободного кормления для недоношенных чаще всего неприемлем.  

1-2 мл/кг каждые 1-2 ч или постоянное зондовое введение

1-3 мл/кг каждые 2 ч

3-4 мл/кг каждые 2-3 ч

10 мл/кг (смесь без разведения) каждые 3 ч

Последующие кормления: грудное молоко или смесь без разведения

Увеличивать на 1 мл в кормление (каждые 2 ч) максимум до 5 мл

Увеличивать на 1 мл в кормление (каждые 2 ч) максимум до 15 мл

Увеличивать на 2 мл в кормление (каждые 2-3 ч) максимум до 20 мл

Увеличивать на 5 мл в кормление (каждые 3 ч) максимум до 20 мл

Окончательный режим, 150 мл/кг: грудное молоко или смесь без разведения

10-15 мл каждые 2 ч

20-28 мл каждые 2-3 ч

28-37 мл каждые 3 ч

37-50 мл, далее по потребности каждые 3-4 ч

Общее время до перехода на полное ЭП

1-14 дней или более

7-10 дней

5-7 дней

3-5 дней

Приложение № 7

 Этап полного (сбалансированного) зондового питания

Обеспечение возрастных энтеральных потребностей в

энергии и основных пищевых ингредиентах с учетом особенностей постреанимационного метаболизма.

Отсутствие стабильной прибавки массы тела

Положительная динамика кривой массы тела

Энергетическая или белковая дотация энтерального питания

Продолжать в подобранном

режиме и составе питательной смеси

Смена питательной смеси

Алиментарная калориметрия, специальное обследование больного

Улучшение состояния больного. Возможность и адекватность со сательного акта

Приложение № 8

Средняя месячная прибавка массы у недоношенных

детей

Возраст, мес.

Среднемесячная прибавка, г

Масса при рождении, г-

800-1000

1001-1500

1501-2000

2001-2500

1

180

250

300

400

2

400

650

700-800

800-1000

3

600-700

600-700

700-800

700-800

4

600

600-700

800-900

700-800

5

550

750

800

700

6

750

800

700

700

7

500

950

600

700

8

500

600

700

700

9

50

55

450

700

10

450

500

400

400

11

50

300

500

400

12

450

350

400

350

Внеаудиторная самостоятельная

работа

 Внеаудиторная самостоятельная работа

Тема: «Обучение оказанию сестринской помощи при уходе за недоношенными детьми разной степени недоношенности.»

Подготовить сообщение.

Уважаемый студент!

Требования к оформлению работы.

Уважаемый студент, эти требования помогут Вам при оформлении сообщения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОС для квалификационного экзамена по профессиональному модулю ПМ.02 специальности Сестринское дело Тема 2 Особенности оказания сестринской помощи лицам пожилого и старческого возраста

Решение ситуационных задач и выполнение алгоритмов манипуляций обучающимися позволяет объективно определить достаточность теоретической и практической подготовки, опыта и компетентности, профессиональ...

Трансляция педагогического опыта. Итоги посещения VII НП сестринской конференции "Инновационные технологии и новые подходы к оказанию сестринской помощи: изменение привычных алгоритмов"

Сестринская конференция, организованная НМХЦ имени Н.И.Пирогова  показала, что возможности медицинских сестёр стали намного шире, а в их практике все большее значение имеют инновационные методы и...

Обучение оказанию сестринской помощи при конъюнктивите

Обучение оказанию сестринской помощи при  конъюнктивите презентация...

Методическая разработка для практического занятия по теме " Обучение оказанию сестринской помощи при заболеваниях хрусталика, глаукоме"

Методическая разработка для практического занятия по теме "Обучение оказанию сестринской помощи при заболеваниях хрусталика, глаукоме" может быть использована преподавателями на занятии по п...

Методическая разработка для практического занятия по теме "Обучение оказанию сестринской помощи при пневмонии "

Методическая разработка для практического занятия по теме "Обучение оказанию сестринской помощи при пневмонии" может быть использована преподавателями профессионального модуля ПМ 02 МДК 02.0...