Формирование профессиональных практических умений на занятиях по хирургии и основам реаниматологии
материал
Выступление-доклад на заседании методической комиссии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobshchenie_na_metod_sovete_aprel.pptx | 2.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение: Важнейшими задачами преподавания, в том числе и в медицинских учебных заведениях, является передача знаний и опыта от одного поколения другому, формирование личности специалиста, включают как нравственные, так и профессиональные качества. В ходе подготовки будущей медицинской сестры студент приобретает не только знания и умения, но и опыт взаимоотношения в коллективе. Исторически сложилось, что основные цели занятия – это обучающая (формирование знаний, умений, навыков), воспитательная - формирование взглядов, убеждений, качеств личности, развивающая (развитие интересов, мышления). Многие преподаватели понимают, что зачастую традиционные методы обучения студентов являются недостаточными. Хотелось бы, чтобы студент вынес из стен колледжа больше знаний, умений, чтобы умел ими пользоваться, чтобы то, чему его учили, осталось у него в памяти надолго.
Понятие о профессиональных знаниях, навыках, умениях Профессиональные знания — это результат познания фактов, явлений профессиональной деятельности, их связей, свойств и отношений. Каждый студент должен обладать высокой готовностью к немедленному и правильному использованию своих знаний при выполнении задач профессиональной деятельности. Успех профессиональной деятельности зависит от навыков. Навык — это совершенное владение действием, автоматизированный компонент сознательной деятельности. Чем больше навыков, тем успешнее и легче идет работа. Человек, в совершенстве обладающий навыками, имеет возможность сосредоточиться на главном, выполнить ее с большими количественными и качественными показателями . В отличие от навыка умение предполагает четкий самоконтроль, активность сознания, овладение обобщенными способами выполнения разных задач. Формирование умения требует сознательных упражнений по применению знаний и навыков в постепенно усложняемой обстановке, систематического сочетания теоретической и практической подготовки студентов. Профессиональные знания, навыки, умения должны составить систему, охватывающую важнейшие стороны профессиональной деятельности.
Различают 2 основных способа обучения: традиционный и современный, развивающий. При традиционном, привычном способе проведения занятия, преподаватель задаёт вопросы для актуализации опорных знаний учащихся, объясняет материал, использует средства наглядности, закрепляет и проверяет его с помощью вопросов или типовых задач. Принцип активации активности студентов в процессе обучения один из основных в дидактике. Он характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью усвоения знаний и умений. Такая активация сама по себе возникает не часто. Она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. использованием педагогической технологии. Основы технологии игровых форм обучения
Особое место занимают такие формы занятия, которые обеспечивают активное участие в процессе обучения, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность каждого студента за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых методов обучения. Лекция закладывает основы научных знаний в обобщённой форме. Практические занятия призваны углубить, расширить и закрепить знания студентов, формировать умения и навыки. Практические занятия развивают клиническое мышление и речь студента, позволяют проверить и оценить знания студентов.
Преимущества практического занятия: - обучение происходит более успешно, если сопровождается практическими действиями - пока один студент выполняет практическое задание, другие могут наблюдать и комментировать - преподаватель может непосредственно общаться с меньшим числом участников - предоставляется возможность для конструктивной обратной связи и закрепления материала со стороны преподавателя - успешное применение навыков укрепляет чувство уверенности студента в самом себе - выявляет для студента то, что нуждается в дальнейшем совершенствовании - приближает абстрактное обучение к реальности - переносит центр внимания на студента - закрепляет пройденный материал - позволяет преподавателю увидеть моменты, требующие повторного рассмотрения
Традиционные методы – в них основное внимание сосредоточено на предмете изучения. Переход к альтернативным методам обучения с акцентом на студента, известны уже многие годы. Они позволяют активизировать роль студента, стимулировать самостоятельную работу и творческую деятельность студента. Вот некоторые из них: - решение ситуационных задач - деловые игры - работа в малых группах - метод инцидента - метод «мозговой атаки» - анализ критического случая и другие Методы обучения
Ситуационные задачи в основе – разбор конкретного случая из практики Виды задач: - задачи с ограниченным временем решения, формулирующие экстремальные медицинские ситуации, решение которых направлено на отработку быстроты (постановки предварительного диагноза) определения неотложного состояния - задачи, требующие использование предметов с необычной для них функцией (ветка вместо шины, жгут импровизированный), решение помогает сформировать «медицинскую смекалку» в нетипичных ситуациях и др.
Деловые игры Важный метод обучения, особенно в сестринском деле, т.к. позволяет студенту более адекватно реагировать на незнакомые сложные ситуации, ведь эти ситуации можно прорепетировать .
Работа в малых группах Цель занятия в малых группах позволяют учащимся приобрести навыки сотрудничества и другие важные межличностные навыки. Кроме того, эти занятия помогают студентам научиться разрешать возникающие между ними разногласия.
цель – подготовить студента самостоятельно действовать в условиях, связанных с угрозой жизни больного анализ случая 0,5-1,5 мин Оценивается не глубина теоретических знаний, а быстрота и алгоритм оказания помощи больному. Ответ должен быть безошибочным. Метод инцидента
ц ель – получение от группы в короткое время большого количества вариантов может продемонстрировать, что знают студенты в ходе её могут быть предложены идеи, способные решить проблему, создана структура обмена взглядами на общий опыт Метод «мозговой атаки» Анализ критического случая Краткое описание инцидента, после их получения студент устанавливает: Кто пострадал? Что произошло? Где это произошло? Когда это произошло? Почему это произошло? Как это произошло? Что можно сделать в данной ситуации? п одходит для использования на занятиях по реаниматологии
Таким образом, использование традиционных и альтернативных методов в обучении студентов на практических занятиях, стимулирует их познавательную активность и способствуют формированию их личности как специалистов.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по формированию у учащихся умений и навыков в процессе выполнения лабораторных и практических работ на уроках химии
Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Работа имеет прикладной характер, является инстр...
Формирование профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции студентов медицинских колледжей на основе продуктивного подхода (на материале английского языка)
Доклад на актуальную тему по формированию профессиональных компетенций в медицинской области при изучении иностранного языка....
Конспект урока производственного обучения по формированию профессиональных умений при обработке деталей и узлов женского лёгкого платья.
план-конспект урока УП...
Организация срезов практических умений как необходимое условие формирования профессиональных компетенций .
Выступление на заседании методического совета колледжа 17 сентября 2015 года ....
Комплект контрольно-оценочных средств по МДК 03.01 Основы реаниматологии ПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях основной профессиональной образовательной программы по специальности Сестринское дело
Комплект контрольно-оценочных средств по МДК 03.01 Основы реаниматологииПМ.03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состоянияхосновной профессиональной образовательной...
Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций студентов на занятиях по математике, инженерной графике.
Компьютер в образовательном учреждении перестал быть только предметом изучения, он стал средством изучения. Основная задача применения компьютерных технологий обучения – повышение эффективности ...