доклад "Милосердие в медицине"
статья

Назарова Елена Константиновна

С древности в различных культурных традициях милосердие осмысляется как важное, если не фундаментальное условие человеческого общежития, существенное нравственное требование. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_miloserdie_v_meditsine.docx23.74 КБ
Файл miloserdie.pptx2.64 МБ

Предварительный просмотр:

ГАПОУ СО «Вольский медицинский коллеж им. З.И. Маресевой"

ДОКЛАД

На тему:

«Милосердие в медицине»

                                Выполнила:
                                                           Чернявская Елена Денисовна
                                                Студентка 632 группы
                                           «Сестринское дело»
                                Руководитель:
                                                              Назарова Елена Константиновна

Вольск

2018

С древности в различных культурных традициях милосердие осмысляется как важное, если не фундаментальное условие человеческого общежития, существенное нравственное требование. Так, например, китайский философ Конфуций, которого по праву считают создателем одной из первых гармоничных философских концепций, рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенные факторы человеческого бытия, непременные условия благополучия. Проблема воспитания милосердной личности, способной к сопереживанию, умеющей чувствовать беду других людей и готовой проявлять деятельное участие в их судьбе с давних времён занимала центральное место в истории педагогики и философии. Мыслители прошлого относили милосердие к наиболее важным качествам человека, а проповедь милосердия нашла отражение во многих мировых религиозных и философских учениях. 

Звание сестры милосердия заимствовано у католиков как буквальный перевод с французского soeurs de charité, de la misericorde. Так чаще всего назывались представительницы женского церковного общества Дочерей Милосердия, служанок бедных, основанного во Франции в XVII веке. Оно не считалось ни монашеским орденом, ни конгрегацией, и получило уникальный церковно-юридический статус именно общества .

История развития общин сестер милосердия чрезвычайно богата - рассказать о ней в одной работе попросту невозможно. Она продолжает писаться и сегодня.

Смысловая нагрузка слов «любовь», «милосердие», «добро» практически не изменилась. Добро, по С. И. Ожегову, – все положительное, хорошее, полезное; добрый - делающий добро другим, отзывчивый, несущий благо, добро, благополучие, хороший, нравственный, дружески близкий, милый, безукоризненный, отличный, честный; милосердие – это готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия; милосердный – проявляющий милосердие, вызванный милосердием. С. И. Ожегов считает, что человек гуманный - человечный, отзывчивый, культурный. В понятие «человеколюбие» он включает любовь к людям, гуманность. Согласно «Словарю сочетаемости слов русского языка» (1983), добрый тот, который делает добро другим, отзывчивый, основывающийся на благожелательном отношении к людям, безукоризненный, безупречный.

Особую морально-этическую и профессиональную нагрузку несет слово «чуткость», без которой не мыслится милосердие. С. А. Гиляровский и К. Е. Тарасов в книге «Этика советского врача» (1979) утверждают, что сознание ответственности за жизнь больного требует от врача особой чуткости, внимания, напряженной работы ума. Под чуткостью авторы подразумевают как внимательное и глубокое понимание переживаний больного, так и оказание помощи, смягчение или устранение причин, вызвавших болезнь: «Чуткость врача и каждого медицинского работника - это не только моральная черта, но и сила, побуждающая к творческому поиску в диагностике и лечении, требующих иногда самоотверженности и самопожертвования. В чуткости таится и большая лечебная сила, ускоряющая положительное действие различных хирургических, терапевтических и других мероприятий».

По убеждению профессора Т. И. Брошевского, чуткость врача есть соединение любви, милосердия и заботы, чуткость действенна, особенно по отношению к больному человеку. Она составляет основу деонтологии – комплекса осознанных представлений о взаимоотношениях лечащего и больного. Чуткость не может быть нарочитой, показной – она присутствует тогда, когда естественна и незаметна. Вот антитеза – черствость – всегда видна, всегда активна. Чуткий человек непременно интеллигентен. Внутренняя культура личности – это способность чутко воспринимать окружающее и окружающих. Вот почему можно сказать, что чуткость - особый вид состояния души.

Особый эмоциональный, этический, психотерапевтический заряд несут в себе слова «сопереживание», «сочувствие». В книге «Психология воспитания» доктор Артур И. Гейте говорит: «Человеческое существо всегда страстно желает сочувствия. Ребенок охотно показывает свой ушиб или нарочно наносит себе порез, ранку, чтобы вызвать горячее сочувствие. С этой же целью взрослые выставляют свои раны, рассказывают о несчастных случаях, о болезнях, особенно о подробностях перенесенных хирургических операций. Жалость к самому себе в связи с горестями, действительными или воображаемыми - в той или иной степени - чувство, испытанное каждым».

В античности понимание милосердия связывалось с наличием у человека следующих качеств:                                                                        - сдержанность, самоограничение;                                                                - мера в удовольствиях и поведении;                                                        - стыд и долг;                                                                                        - социальная ответственность человека за свои поступки;                                - привычка преодолевать трудности и лишения;                                        - сочетание щедрости и умеренности, искусство правильной жизни;                - доброта и забота об окружающих.

Милосердие предполагает наличие в человеке трёх свойств: отзывчивости (способности увидеть чужую беду), сострадания (способности откликнуться на неё), потребности оказать безвозмездную помощь нуждающемуся в ней. Истоки милосердия как нравственного принципа находятся в глубокой древности, когда родовая солидарность строго обязывала ценой любых жертв вызволять из беды «своего».

Подавляющее большинство людей редко обращает внимание на то, как они сами слушают собеседника, но исключительно внимательны к тому, как их слушают. По умению слушать они оценивают и других. Умеющему слушать приписывают такие качества, как внимательность, душевность, отзывчивость, и даже такие, которые никак не проявлялись в акте общения - доброта, симпатия, умение вести разговор, хотя собеседник всего лишь слушал.

Различают два вида слушания: функциональное (оно необходимо для усвоения информации) и личностное. Если функциональное слушание – усвоение, то личностное - отдача. Личностно слушают тех, кто ищет сочувствия, поддержки. Это активное слушание, оно требует концентрации внимания на собеседнике. Активному слушанию можно научиться. Здесь важны определенная техника и такт общения. Активно слушать - значит идти навстречу другому. А каждый шаг в этом движении дает новое в понимании собеседника и себя.

Чтобы услышать пациента нужно слушать его эмпатически. Эмпатия - это постижение эмоционального состояния, проникновения в переживания другого. В ходе эмпатического слушания очень важно сверять с пациентом свои догадки относительно его переживаний, и если слушающий понял верно, то говорящий воодушевляется тем, что его поняли, что его можно в принципе понять и при желании помочь.

Для того чтобы обрести способность слушать эмпатически, необходимо принять другого, относиться к нему с симпатией и теплотой. Слушая пациента, медицинская сестра должна показать, что делает это сочувственно, с любовью, с желанием понять. Она это показывает всем своим существом, но не имитирует, а проявляет свое естественное состояние.

Важной  характеристикой открытого диалога является толерантность, поскольку люди, имеющие проблемы со здоровьем по характеру своего мышления, глубине переживаний, силе психоэмоционального напряжения, по отношению к самому себе и окружающим, как правило, существенно отличаются от людей, которые таких проблем не имеют. Болезнь, особенно длительная, хроническая, для многих людей представляет тяжелую психическую травму, которая приводит не только к ухудшению физического состояния и самочувствия, но и к серьезным сдвигам в психоэмоциональной сфере.

Диалог в исполнении медицинской сестры и пациента - есть средство решения многих оздоровительных задач - понимания и взаимопонимания, заботы, терпимости и милосердия, умения слушать, слышать и принимать собеседника как ценность, с его собственным внутренним миром. Основой для коммуникации и в качественном итоге для построения взаимоотношений служат: участие, открытость, умение воспринимать, проявлять беспокойство, принимать чужие взгляды, сопереживать, быть искренним и уважать другого человека. Чтобы между медсестрой и пациентом сложились партнерские отношения, пациент должен чувствовать, что ему хотят помочь. Только тогда возникает тот доверительный диалог, во время которого медсестра узнает необходимые ей сведения о пациенте, особенностях его личности, его мнение о заболевании, надеждах на выздоровление, планах на будущее. Во время таких бесед выявляется отношение пациента к родственникам, работе, другие проблемы, а все эти сведения дают медсестре возможность поставить свой сестринский диагноз и осуществить грамотный уход.

Организационная структура сестринского процесса включает в себя последовательные этапы: На первом этапе устанавливается контакт медицинской сестры с пациентом и здесь важно создать обстановку доверия, максимально расположить к себе пациента, проявить сочувствие и заботу, выразить готовность оказать помощь. Встреча пациента и медсестры - это всегда проблемная ситуация, в которой медсестре отводится ведущая роль, потому, что прежде всего от неё пациент ждёт чуткого и доброго отношения. На втором этапе милосердие выражается в способности выявить и оценить не только физические проявления болезни, но и связанные с ней психологические проблемы, установить приоритеты в оказании медицинской помощи. Составляя программу действий на третьем этапе, медсестре необходимо сориентировать пациента на совместную работу, учитывая при этом его реальные возможности, а осуществляя сестринские вмешательства на четвёртом - оказать максимальную поддержку и постараться прочувствовать чужие переживания как свои.

Многовековая история служит подтверждением целебной силы слова милосердного врача, облегчающего душевные и физические страдания. Желанный врач для пациентов - тот, который обладает умиротворяющей добротой, просто и естественно беседует, ласково улыбается.

О милосердии судят не только по целебному слову, взгляду, но и по всему облику медицинского работника . Больному становится легче уже от одного вида врача, от его улыбки, приятной наружности, белого халата и шапочки. Долг врача – не обмануть эти ожидания. Врачующему слову сопутствует доброта. В самой доброте есть активность, побуждающая к действию. Доброта, заложенная внутри, приобретает уровень высокого обета нравственности, благородной миссии милосердия только в делах, в борьбе за жизнь и здоровье людей.

Старые клиницисты любят повторять, что без доверия нельзя врачевать, а оно рождается только в атмосфере деятельной доброты и милосердия. Эту атмосферу можно создать трудом, часто нелегким, умением быстро решать проблемы, оставаться человечным и морально чистым. Для этого необходимо иметь неутомимые ноги, великое терпение и долг, ведь у болезни нет ни праздников, ни выходных. Бывает, например, целительным прикосновение рук, одно лишь присутствие доктора наполняет больных надеждой и бодростью.

Лечить людей - это великое искусство, а не обычное ремесло.                    Проявим милосердие к другим,                                                             И совесть, душу вечно сохраним…    (Сергей Красников).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Милосердие в медицине ГАПОУ СО « Вольский медицинский колледж им. З.И. Маресевой » Выполнила: Чернявская Елена Денисовна Студентка 632 группы «Сестринское дело» Руководитель: Назарова Елена Константиновна

Слайд 2

Проблема воспитания милосердной личности, способной к сопереживанию, умеющей чувствовать беду других людей и готовой проявлять деятельное участие в их судьбе с давних времён занимала центральное место в истории педагогики и философии. Мыслители прошлого относили милосердие к наиболее важным качествам человека, а проповедь милосердия нашла отражение во многих мировых религиозных и философских учениях.

Слайд 3

Смысловая нагрузка слов «любовь», «милосердие», «добро» практически не изменилась. Добро, по С. И. Ожегову, - все положительное, хорошее, полезное; добрый – делающий добро другим, отзывчивый, несущий благо, добро, благополучие, хороший, нравственный, дружески близкий, милый, безукоризненный, отличный, честный. Милосердие - это готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия; милосердный - проявляющий милосердие, вызванный милосердием. С. И. Ожегов считает, что человек гуманный – человечный, отзывчивый, культурный. В понятие «человеколюбие» он включает любовь к людям, гуманность.

Слайд 4

Особую морально-этическую и профессиональную нагрузку несет слово «чуткость», без которой не мыслится милосердие. С. А. Гиляровский и К. Е. Тарасов в книге «Этика советского врача» (1979) утверждают, что сознание ответственности за жизнь больного требует от врача особой чуткости, внимания, напряженной работы ума.

Слайд 5

В античности понимание милосердия связывалось с наличием у человека следующих качеств: сдержанность, самоограничение; мера в удовольствиях и поведении; стыд и долг; социальная ответственность человека за свои поступки; привычка преодолевать трудности и лишения; сочетание щедрости и умеренности, искусство правильной жизни; доброта и забота об окружающих.

Слайд 6

Милосердие предполагает наличие в человеке трёх свойств : отзывчивости (способности увидеть чужую беду), сострадания (способности откликнуться на неё), потребности оказать безвозмездную помощь нуждающемуся в ней . Истоки милосердия как нравственного принципа находятся в глубокой древности, когда родовая солидарность строго обязывала ценой любых жертв вызволять из беды «своего».

Слайд 7

Подавляющее большинство людей редко обращает внимание на то, как они сами слушают собеседника, но исключительно внимательны к тому, как их слушают. По умению слушать они оценивают и других. Умеющему слушать приписывают такие качества, как внимательность, душевность, отзывчивость, и даже такие, которые никак не проявлялись в акте общения - доброта, симпатия, умение вести разговор, хотя собеседник всего лишь слушал.

Слайд 8

Чтобы услышать пациента нужно слушать его эмпатически . Эмпатия - это постижение эмоционального состояния, проникновения в переживания другого. В ходе эмпатического слушания очень важно сверять с пациентом свои догадки относительно его переживаний, и если слушающий понял верно, то говорящий воодушевляется тем, что его поняли, что его можно в принципе понять и при желании помочь.

Слайд 9

Д иалог в исполнении медицинской сестры и пациента - есть средство решения многих оздоровительных задач - понимания и взаимопонимания, заботы, терпимости и милосердия, умения слушать, слышать и принимать собеседника как ценность, с его собственным внутренним миром. Основой для коммуникации и в качественном итоге для построения взаимоотношений служат: участие, открытость, умение воспринимать, проявлять беспокойство, принимать чужие взгляды, сопереживать, быть искренним и уважать другого человека.

Слайд 10

Чтобы между медсестрой и пациентом сложились партнерские отношения, пациент должен чувствовать, что ему хотят помочь. Только тогда возникает тот доверительный диалог, во время которого медсестра узнает необходимые ей сведения о пациенте, особенностях его личности, его мнение о заболевании, надеждах на выздоровление, планах на будущее. Во время таких бесед выявляется отношение пациента к родственникам, работе, другие проблемы, а все эти сведения дают медсестре возможность поставить свой сестринский диагноз и осуществить грамотный уход.

Слайд 11

Многовековая история служит подтверждением целебной силы слова милосердного врача, облегчающего душевные и физические страдания. Желанный врач для пациентов – тот, который обладает умиротворяющей добротой, просто и естественно беседует, ласково улыбается.

Слайд 12

О милосердии судят не только по целебному слову, взгляду, но и по всему облику медицинского работника. Больному становится легче уже от одного вида врача, от его улыбки, приятной наружности, белого халата и шапочки. Долг врача – не обмануть эти ожидания. Врачующему слову сопутствует доброта. В самой доброте есть активность, побуждающая к действию. Доброта, заложенная внутри, приобретает уровень высокого обета нравственности, благородной миссии милосердия только в делах, в борьбе за жизнь и здоровье людей.

Слайд 13

Лечить людей – это великое искусство, а не обычное ремесло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентации по психологиии и истории медицины

Психологические особенности подростков...

история медицины

достижения в этот период...

Этика,мораль,нравственность в медицине

Этика,мораль,нравственность в медицине...

Изучение биоэтических проблем медицины как способ формирования профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа

Во второй половине прошлого столетия  произошли грандиозные качественные  изменения в технологическом оснащении современной медицины, которые стали возможными благодаря успехам генной инжене...

Поликлиника. Профилактическая медицина. Концепции здоровья. Сестринские технологии в профилактической медицине. Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия. Организационные формы и методы работы по формированию ЗОЖ. Группы здоровья.

Профилактическая медицина. Концепции здоровья. Сестринские технологии в профилактической медицине. Профилактика: понятие, виды, формы и уровни воздействия. Организационные формы и методы рабо...

Зарождение медицины в древней Греции. Основоположники медицины. Элементы здорового образа жизни.

В изложенной лекции дан краткий обзор истории зарождения медицины, начиная со времён античности. Дано описание темпераментов человека, автором которого является Гиппократ, описаны периоды и основыне д...