Зарождение медицины в древней Греции. Основоположники медицины. Элементы здорового образа жизни.
статья по теме
В изложенной лекции дан краткий обзор истории зарождения медицины, начиная со времён античности. Дано описание темпераментов человека, автором которого является Гиппократ, описаны периоды и основыне достижения древних основоположников медицины, элементы здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvodnaya_lektsiya_po_vneauditornoy_rabote_so_studentami_i_kursa.docx | 16.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЫСЕЛКОВСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "КРОПОТКИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВОХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Вводная лекция по внеаудиторной работе со студентами I курса
ЗАРОЖДЕНИЕ МЕДИЦИНЫ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.
ОСНОВОПОЛОЖНИКИ МЕДИЦИНЫ.
ЭЛЕМЕНТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
Первая известная школа древнегреческой медицины была открыта в 700 году до н.э. В ней работал Алкмеон , автор первого труда по анатомии, и именно в этой школе впервые была применена тактика наблюдения за пациентами.
О медицине классического периода истории Греции рассказывает выдающийся памятник медицинской литературы “Гиппократов сборник”, составленный около III в. до н.э. из сочинений древнегреческих врачей и названный именем великого врача античности Гиппократа. Гиппократ жил в 460-377 г. до н.э. и внес огромный вклад в развитие древней медицины. Гиппократ был глубоко убежден, что четыре жидкости являются основным базисом структуры человеческого организма это:
КРОВЬ-SANGUIS
ФЛЕГМА-PHLEGMA
ЖЕЛТАЯ ЖЕЛЧЬ- CHOLE
ЧЕРНАЯ ЖЕЛЧЬ- MELOS CHOLE/
Преобладание той или иной жидкости определяет темперамент человека. Темперамент – это индивидуальное свойство человека, которое в наибольшей мере зависит от его врожденных, психофизиологических качеств. Это индивидуальная характеристика человека со стороны особенностей его психической деятельности.
Cангвиник-живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Флегматик неспешен невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным.
Холерик-быстрый, страстный, неуравновешенный, порывистый, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
Меланхолик- человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он не может сдерживать усилием воли, он чересчур впечатлителен, легко эмоционально раним.
Платон (427-347 г.г.до н.э.). Имел идеалистический взгляд на человеческое тело. Был уверен, что три души управляют всеми процессами в организме одна сконцентрирована в мозге, вторая в сердце и третья в печени.
Аристотель (384-322 г.г.до н.э.), был величайшим философом, анатомом, учителем Александра Македонского. Он первый попытался сравнить структуру человеческого организма на его ранних стадиях развития, в эмбриональном периоде со строением тела животных. И именно он провозгласил концепцию, что любое животное происходит от животного. “omne animal ex animali”
Клаудиус Гален (130-200г.г)- был древним философом, биологом, анатомом и физиологом. Он был уверен, что организмом управляют три важных органа: ПЕЧЕНЬ- в которой вырабатывается физическая энергия и разносится по организму вдоль вен, СЕРДЦЕ- в котором вырабатывается жизненная энергия и разносится по организму вдоль артерий и МОЗГ- в котором вырабатывается психическая энергия и разносится по организму вдоль нервов. Он первым выдвинул гипотезу о том, что человеческий организм состоит из соли и воды. Он разработал классификацию костей, которой пользуются до сих пор врачи всего мира. А также описал различные части мозга и его сосуды.
Абуали ибн Сина- Авиценна(980-1037г.г.)- был физиком, ученым, поэтом, энциклопедистом. Автор более 100 медицинских книг, наиболее выдающаяся из которых “канон медицины”, и медицинская энциклопедия в 5 томах. Он дополнил и адаптировал учение Гиппократа, Галена и Аристотеля и доказал, что организмом управляют не три, а четыре жизненно важных органа: сердце, печень, мозг и яичко.
Здоровый образ жизни. По оценкам специалистов здоровье людей на 50-55 % зависит от образа жизни, на 20% от окружающей среды, на 18-20% от генетической предрасположенности и лишь на 8-10% от здравоохранения. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой и досуговой формах жизнедеятельности. Здоровый образ жизни представляет, как специфическая форма целесообразной активности человека-деятельность, направленная на сохранение, укрепление и улучшение здоровья.
Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни. Увеличением риском техногенного, экологического, психологического, политического и военного характеров, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. В современном обществе все больше и больше возрастает тенденция вести здоровый образ жизни.
Элементы здорового образа жизни:
-воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
-окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье.
-отказ от курения, наркотиков и употребления алкоголя;
-здоровое питание: количественно умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов, режим питания (употребление пищи в определенное, одно и то же время дня).
-движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения, с учетом возрастных и физиологических особенностей.
-личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует укреплению здоровья, владение навыками первой помощи.
На физическое состояние человека оказывает большое влияние его психоэмоциональное состояние:
- эмоциональное самочувствие; психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями и проблемами;
-интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах.
Позитивное мышление.
-духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.
-социальное самочувствие- способность взаимодействовать с другими людьми.
Заведующая отделением “Сестринское дело” Н.А.Хабибулаева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад для родительского собрания на тему:«Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни» с применением здоровье-сберегающей технологии.
Сценарий проведения родительского собрания на тему «Приоритетные направления формирования ценности здоровья и здорового образа жизни» с применением здоровье-сберегающей технологии. ...
Классный час на тему : "Здоровый образ жизни.Смартфоны и здоровье"
Методическая разработка классного часа для обучающихся колледжей....
Методическая разработка классного часа "Здоровый образ жизни. Правильный режим дня - основа здорового образа жизни".
Данна методическая разработка организации и проведения классного часа предназначена для работы со студентами 1 курса НПО и СПО. Студенты в ходе классного часа усваивают важность правильного режима дня...
Здоровье и здоровый образ жизни
Пропаганда ЗОЖ...
Сценарий конференции , посвященной здоровому образу жизни по теме: «Правильное питание – основа здорового образа жизни»
Сегодня наше мероприятие посвящена вопросам здорового питания просим вам слушать внимательно в конце нашего представления будет викторина со сладкими призами.Всемирный День здоровья в 2019 году традиц...
Программа проекта по здоровому образу жизни на тему: «Здоровье – образ жизни»
Здоровый образ жизни - это единственный стиль жизни, способный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здоровья. Поэтому формирование этого стиля жизни у подростков - важнейшая соц...
Методическая разработка открытого классного часа на тему «Охрана зрения как элемент здорового образа жизни»
Охрана зрения является элементом здорового образа жизни. Глаза - это зеркало нашей души, и когда взгляд излучает здоровый и чистый блеск о нашем здоровье можно сказать, что оно отменное. В век информа...