Учебный материал Плазмозамещающие растворы
учебно-методический материал
Учебный материал "Плазмозамещающие растворы" для дистанционного изучения для студентов 3 курса специальности Фармация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plazmozameshchayushchie_rastvory.docx | 18.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Плазмозамещающие растворы
Изложение нового материала:
За последние годы медицина достигла значительных успехов в развитии хирургии. Почти обычными стали сложнейшие операции на сердце и крупных кровеносных сосудах, широко применяются аппараты «искусственная почка», «сердце - легкие». Этот комплекс операций требует больших количеств донорской крови. Велика потребность в крови и при таких состояниях, как ожоги, кровопотери, отравления, травмы и др. Переливание крови не всегда возможно и доступно (отсутствие донорской крови, ее старение, несовместимость групп крови и т.д). Поэтому, в таких случаях применяют плазмозамещающие растворы.
Плазмозамещающие растворы (ранее физиологические) – это растворы, близкие по составу к плазме крови, вводимые в больших количествах. Они способны некоторое время поддерживать жизнедеятельность организма или отдельных органов, не вызывая физиологических сдвигов.
Помимо общих требований, предъявляемых к инъекционным растворам ( апирогенность, стерильность, стабильность, отсутствие механических включений), к плазмозамещающим растворам предъявляют дополнительные требования:
- изотоничность
- изогидричность
- изоионичность
- изовязкость
Кроме того, они должны быть изотермичны и иметь определенный окислительно-восстановительный потенциал. Рассмотрим дополнительные требования. Изотоничность инъекционных растворов мы разобрали на предыдущем занятии и повторили в начале этого занятия.
Изогидричность – это способность растворов сохранять постоянство концентрации водородных ионов. Достигается введением в раствор натрия гидрокарбоната, натрия ацетата, натрия гидрофосфата. рН раствора должно быть равным рН кровяной плазмы (7,34 – 7,36).
С целью обеспечения более или менее длительной жизнедеятельности клеток в плазмозамещающие растворы следует добавлять легкоусвояемые питательные вещества, необходимые для восполнения энергетических затрат организма (например, глюкозу).
Изоионичность – наличие в растворе катионов (натрия, калия, магния, кальция и др.) и анионов (хлоридов, нитратов, сульфатов, карбонатов и др.) в соотношениях и количествах, типичных для сыворотки крови.
В настоящее время разработаны методы изготовления плазмозамещающих растворов, обогащенных микроэлементами, поскольку кровь содержит более 40 элементов, выполняющих важную физиологическую роль.
Изовязкость – соответствие вязкости раствора вязкости плазмы крови.
Плазма крови обладает необходимой вязкостью за счет присутствия в ней растворенных белков, очевидно, что для обеспечения вязкости инфузионных растворов необходимо добавлять специальные высокомолекулярные вещества – декстран (продукт микробиологического синтеза), поливинилпирролидон (синтетический препарат, получаемый полимеризацией винилпирролидона).
В медицинской практике применяют более 200 плазмозамещающих растворов и существует около 20 их классификаций. Чаще всего их делят на 6 групп, согласно основным функциям крови, осуществляющим направленность их действия.
Классификация плазмозамещающих растворов:
1 группа: регуляторы водно-солевого баланса и кислотно-основного состояния – солевые растворы, осмодиуретики (ацесоль, дисоль, трисоль и др.) - осуществляют коррекцию состава крови при обезвоживании, вызванном диареей, при отеках мозга, токсикозах.
2 группа: гемодинамические (противошоковые)растворы – предназначены для лечения шоков различного происхождения и восстановления нарушений гемодинамики, при использовании аппаратов искусственного кровообращения для разведения крови во время операций и т.д. (полиглюкин, рондекс)
3 группа: дезинтоксикационные растворы – способствуют выведению токсинов при интоксикациях различного происхождения (гемодез, реополиглюкин и др.)
4 группа: препараты для парентерального питания – служат для обеспечения энергетических ресурсов организма, доставки питательных веществ к органам и тканям (фибриносол,гидролизин и др.)
5 группа: растворы-переносчики кислорода – восстанавливают дыхательную функцию крови
6 группа: комплексные (полифункциональные) растворы – обладают широким диапазоном действия, могут комбинировать несколько вышеперечисленных групп
Последние две группы растворов находятся в стадии разработки.
В условиях аптек главным образом готовят растворы первой группы. Первым из плазмозамещающих растворов применили изотонический раствор натрия хлорида (1831г) при обезвоживании организма, вызванного холерой.
Rp: Sol. Natrii chloridi isotonicae
pro injectionibus 200 ml
D.S. Внутривенно
Готовят 0,9 % раствор их химически чистого натрия хлорида, предварительно простерилизованного сухим жаром при 180 оС в течение 2 часов – (процесс депирогенизации) на апирогенной воде.
Часто готовят в аптеках раствор Рингера – Локка:
Rp: Natrii chloridi 9,0
Kalii chloridi
Calcii chloridi
Natrii hydrocarbonatis ana 0,2
Aquae pro injectionibus ad 1000 ml
Sterilisetur!
D.S. Внутривенно, капельно
В асептических условиях готовят отдельно два раствора. Совместная стерилизация растворов недопустима вследствие возможного образования осадка кальция карбоната.
В половинном объеме воды для инъекций растворяют натрия гидрокарбонат сорта «х.ч.» или «ч.д.а» без перемешивания, в посуде, закрытой крышкой. Фильтруют во флакон, наполнив его на ¾ объема. Раствор не стабилизируется. После стерилизации раствор можно использовать не ранее чем через 2 часа после изготовления.
В остальном объеме воды для инъекций растворяют все остальные вещества, фильтруют в другой флакон. Стерилизуют при 119 -121 о С 15 мин.
Эти и другие инфузионные солевые растворы применяют при лечении больных острыми желудочно-кишечными инфекциями, сопровождающимися обезвоживанием, интоксикацией, ацидозом, дефицитом электролитов крови.
Перечень и состав плазмозамещающих растворов приведен в приказе № 214.
Таким образом, применение плазмозамещающих растворов имеет огромное значение для медицинской практики, так как их использование позволяет уменьшить количество донорской крови, они совместимы со всеми группами крови человека, по сравнению с кровью более стабильны при хранении, введение их в кровяное русло проще.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология интенсификации обучения информатике на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
Технология интенсификации обучения информатике на основе схемных и знаковых моделей учебного материала...
Учебный материал: подборка информационных источников по диагностике и коррекции
Подборка ссылок по диагностике и коррекции интеллекта и познавательных процессов. Систематизированы по познавательным процессам....
Учебный материал "Пользователь ПК"
Данная программа рассчитана как на подготовленных слушателей, так и на слушателей не имеющих навыков работы на ПК. Поэтому программа имеет блочный характер, что позволяет формировать этапы обуче...
Комплект учебного материала к уроку, по теме: «Общее устройство бульдозеров»
Данная методическая разработка направлена на улучшение качества подготовки студентов по теме «Бульдозеры»;Разработка позволяет наиболее полно использовать наглядные средства обучения;Представлен...
КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ТЕКУЩЕГО, РУБЕЖНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО КАЧЕСТВУ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений студентов, освоивших программу учебной дисциплины «Теоретические и прикладные аспекты методичес...
Учебный материал Изотонирование инъекционных растворов
Учебный материал "Изотонирование инъекционных растворов" для дистанционного изучения для студентов 3 курса специальности Фармация...
УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ)»
Практические задания и лексический компонент данной методической разработки представлены в виде материала повышенного уровня сложности для обучающихся, желающих совершенствовать активное владение англ...