Эссе "Подготовка специалистов среднего звена - взгляд в будущее"
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_zolotaya_astra_2018.docx | 23.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5» | |
Городской конкурс педагогического мастерства «Золотая астра» - 2018 | |
Эссе | |
Подготовка специалистов среднего звена - взгляд в будущее | |
Номинация «Лучший классный руководитель» | |
ФИО Пурясева Елена Олеговна | |
Должность Преподаватель | |
Преподаваемые дисциплины «Гигиена и экология человека», «Общественное здоровье и здравоохранение», «Единая медицинская информационно-аналитическая система города Москвы в работе медицинского персонала» | |
Педагогический стаж 4 года | |
Стаж работы в данном образовательном учреждении 4 года | |
Москва | |
2018 |
ВСТУПЛЕНИЕ
Формирование здорового образа жизни считается приоритетным направлением в большинстве государств мира. С 2009 года Министерство здравоохранения и социального развития РФ реализует программу «Здоровая Россия», главная цель которой – это формирование у граждан России бережного отношения к здоровью, основанного на принципе ведения здорового образа жизни. Задача – сделать престижным и модным здоровый образ жизни.
В выполнении этой задачи, отведена не последняя роль нашим студентам — медицинским сестрам.
В годы кризиса 90-х, резко снизился престиж профессии «медицинская сестра», ее социальный статус и значимость. Нет «средних» медицинских работников, есть медицинские сестры со средним профессиональным медицинским образованием.
В настоящее время в России проводится активная целенаправленная работа по возрождению профессии «медицинская сестра», ее значимости.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Изменения в экономической и политической деятельности нашего государства существенно отразились на здравоохранении. Появляются новые формы взаимодействия между населением и обслуживающим медицинским персоналом. Жесткие финансовые рамки обеспечения работников бюджетной сферы породили рыночные отношения в медицине. Появилось платное обслуживание. Оказанная медицинская помощь выступает как товар, а спросом пользуется только товар высокого качества. Необходимость в высоком профессионализме медицинских работников, особенно медицинских сестер, повлекла за собой изменение первичной подготовки. Повышение качества подготовки специалистов в системе среднего профессионального образования рассматривается как одна из важнейших задач концепции модернизации Российского образования. Стремительное изменение условий жизни требует от системы профессионального образования, формирования нового подхода, где приоритетом становится личность.
Подготовка грамотного компетентного специалиста невозможна без формирования у него потребности в постоянном совершенствовании своих профессиональных знаний и навыков, лежащих в основе успешной профессиональной деятельности.
Важная роль медицинской сестры нового формата заключается, прежде всего, во введении в профессиональную деятельность современной системы сестринского ухода. Длительное время главной целью медико-санитарной помощи населению был уход за больными, их лечение. Декларация, принятая в Алма-Ате по проблемам первичной медицинской помощи (ПМП) в 1978 году, отражает позицию в том, чтобы уровень здоровья позволял населению вести активный образ жизни как в социальной, так и политической сферах, а не только бороться с болезнями.
Особое место в деятельности сестринского персонала занимает профилактическая медико-санитарная помощь, лечебно-диагностическая помощь (около 80% сестер работает в стационарах), поддержка людей с тяжелыми и неизлечимыми заболеваниями, обучение населения здоровому образу жизни. Потребность в сестринской помощи актуальна и в других направлениях здравоохранения:
– работа на современной медицинской аппаратуре,
– реабилитационная и медико-социальная помощь хроническим больным,
– развитие патронажной помощи,
– обеспечение паллиативной помощи и т.д.
Роль, функции и формы деятельности медицинской сестры изменяются в соответствии с новыми задачами, стоящими перед здравоохранением. Усложнение деятельности среднего медицинского работника требует не только качественной базовой подготовки, но и научно-обоснованных разработок по созданию целенаправленных моделей не только специалиста, но и модели сестринского дела для каждого ЛПУ, что позволит управлять процессом воспитания личностных качеств специалиста, повысит культуру обслуживания пациентов.
Среднее профессиональное образование на современном этапе ставит задачу организации такого обучения, которое обеспечивало бы естественный переход обучающегося с одного ведущего типа деятельности (учебной) на другой (профессиональный) с соответствующей трансформацией предмета, мотивов, целей, средств, способов и результатов деятельности.
На этапе обучения будущих медицинских сестер, важным является привлечение студента к исследовательской и научной деятельности, решению практических задач, имеющих значение для развития профессиональных навыков. Эти задачи можно реализовать в рамках проектной деятельности. Цель метода проектов заключается в развитии профессиональных навыков. Проектная деятельность развивает творческое мышление, делает учебный процесс личностно значимым для учащихся, помогает раскрыть творческий потенциал и проявить исследовательские способности студентов.
Эксперт онлайн-семинара «Проектная деятельность как часть учебного процесса в учреждениях СПО» Д. А. Шевченко, заведующий кафедрой Московского политехнического университета, профессор маркетинга и рекламы, доктор экономических наук, почётный член совета Гильдии маркетологов, утверждает, что в проектной деятельности должна быть большая доля самостоятельности студентов:
«– Аудиторное время должно быть потрачено на раскрытие существа и содержания проблем в курсах и дисциплинах на лекциях и консультации, обсуждение трудностей и сложностей в решение проектов и задач – в индивидуальном формате на семинарах и дистанционно: по электронной почте, в блогах, журналах и сетях».
Метод проектов предполагает выполнение законченной работы, которая даёт наглядный результат, формирует прочные связи студента с будущей профессиональной деятельностью и способствует активному приобретению знаний, умений, навыков и компетенций.
Дмитрий Шевченко советует привлекать к работе над проектами работодателей, изучать опыт коллег и обращаться в региональные методические центры.
Хорошие результаты формирования профессиональных компетенций и гражданской ответственности у будущих медицинских сестер, мы наблюдаем в процессе привлечения студентов к Всероссийскому общественному движению «Волонтеры-медики». Наши студенты помогают медицинскому персоналу в лечебно-профилактических учреждениях, сопровождают пациентов на исследования и процедуры, кормят лежачих пациентов, занимаются профориентацией школьников, популяризацией здорового образа жизни, ведут активную просветительскую деятельность. В медицинское добровольчество приходят люди, которые хотят помочь другим, а также стремятся к самореализации.
Они проводят акции, посвященные профилактике социально значимых заболеваний, именно эти болезни наносят наибольший вред населению нашей страны. Система социального сотрудничества обеспечивает студентам возможность овладения умениями использовать теоретические знания на практике, социальной и профессиональной адаптации обучающихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, можно сказать, что среднее профессиональное образование, ставшее вариативным по содержанию, многоуровневым по качеству подготовки, требует вовлеченности всех участников образовательного процесса в управление системой образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет.
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА» программы подготовки специалистов среднего звена для всех специальностей технического профиля на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«Физика»программы подготовки специалистов среднего звенадля всех специальностей технического профиляна базе основного общего образованияс получени...
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОП.14 Основы предпринимательской деятельности программы подготовки специалистов среднего звена по специальности среднего профессионального образования 35.02.07 Механизация сельского хозяйств
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине ОП.14 Основы предпринимательской деятельности программы подготовки специалистов среднего звенапо специальности среднего профессион...
Статья "Подготовка специалистов среднего звена - взгляд в будущее"
Статья для Городского конкурса педагогичского мастерства "Золотая астра - 2018"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.11 ФИЗИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ Квалификации: СПЕЦИАЛИСТ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ С
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу средн...
Эссе "Подготовка специалистов среднего звена – взгляд в будущее"
Размышления на тему современного образования в системе СПО, единства обучения и воспитания, психологической подготовки к освоению медицинской профессии, акцент на нравственном аспекте подготовки медиц...
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» ПО ВНЕДРЕНИЮ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В статье рассматриваются возможности использования оздоровительных инновационных технологий в профессиональной подготовке будущих специалистов в дошкольном образовании (скипинг, нейроскакалка, гимнаст...