Методические пособия для студентов
методическая разработка

Предназначено для самостоятельного изучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._razrabotka_stud._diagnostika.docx372.49 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего  образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Ессентукский филиал

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию

 ПМ.01 Диагностическая деятельность

Раздел 4 Диагностика заболеваний акушерского и гинекологического профилей

для студентов специальности 31.02.01 Лечебное дело,

повышенный уровень, очная форма обучения

 

Тема 4.2 Диагностика в гинекологии

Занятие №1. Диагностика нарушений менструального цикла и воспалительных заболеваний органов малого таза

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

на заседании ЦМК «Клинических дисциплин»

протокол №____

от «_____» ____________ 20____ г.

Председатель: _______________Белокопытова О.В.

Ессентуки, 2016

Тема 4.2 Диагностика в гинекологии

Занятие №1. Диагностика нарушений менструального цикла и воспалительных заболеваний органов малого таза

Учебные вопросы занятия:

  1. Менструальный цикл и его регуляция.
  2. Классификация нарушений менструального цикла и причины возникновения.
  3. Клинические проявления и диагностика аменореи, альгодисменореи, дисфункциональных маточных кровотечений.
  4. Клинические проявления и диагностика нейроэндокринных синдромов.
  5. Методы обследования пациенток с нарушениями менструального цикла и с нейроэндокринными синдромами.
  6. Классификация воспалительных заболеваний по этиологии, локализации и клиническому течению.
  7. Этиология воспалительных заболеваний и пути распространения.
  8. Клинические формы, проявления неспецифических воспалительных заболеваний нижнего этажа и их диагностика.
  9. Клинические формы,  проявления неспецифических воспалительных заболеваний верхнего этажа и их диагностика.
  10. Клинические формы,  проявления специфических воспалительных заболеваний (гонорея, трихомониаз, кандидоз, хламидиоз, генитальный туберкулез)  и их диагностика.
  11. Методы диагностики воспалительных заболеваний.
  12. Методы провокации.

Место проведения занятия – кабинет акушерства и гинекологии

Оснащение занятия: раздаточный материал, плакаты, муляжи, гинекологический инструментарий, истории болезни, технические средства обучения.

В результате изучения учебных вопросов занятия Вы должны

знать:

  • менструальный цикл и его регуляцию;
  • классификация нарушений менструального цикла и причины возникновения;
  • клинические проявления и диагностику нарушений менструального цикла;
  • клинические проявления и диагностику нейроэндокринных синдромов;
  • классификация воспалительных заболеваний по этиологии, локализации и клиническому течению;
  • этиология воспалительных заболеваний и пути распространения;
  • клинические формы, проявления неспецифических воспалительных заболеваний женских половых органов их диагностику;
  • клинические формы, проявления специфических воспалительных заболеваний женских половых органов их диагностику;
  • методы провокации.

уметь:

  • выяснить паспортные данные;
  • собрать жалобы пациентки;
  • собрать анамнез;
  • провести общий осмотр пациентки;
  • провести гинекологическое исследование: осмотр наружных половых органов, осмотр в зеркалах, бимануальное исследование;
  • интерпретировать полученные данные на уровне «норма-патология»;
  • взять мазки на флору, цитологию, гонорею;
  • подготовить пациентку к инструментальным, эндоскопическим методам исследования, УЗИ ;
  • подготовить набор инструментов  и ассистировать при зондировании матки, пункции заднего свода влагалища, биопсии шейки матки, диагностического выскабливания матки;
  • взять кровь из вены для иследования на гормоны;
  • взять кровь из вены на RW и ВИЧ;
  • выписать направления к специалистам.

 

владеть набором компетенций: 

  • ПК 1.1.  Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.
  • ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.
  • ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.
  • ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.

Рекомендуемая литература:

  1. Василевская Л.Н., Грищенко В.И. Гинекология, Ростов-на-Дону «Феникс», 2009.
  2. Кулаков В.И. Гинекология. Национальное руководство, Москва «ГЭОТАР – Медиа», 2013.
  3. Савельева Г.М. Гинекология, Москва «ГЭОТАР – Медиа», 2015.
  4. Серова В.Н. Акушерство и гинекология, Москва «ГЭОТАР – Медиа», 2015.

  1. При подготовке к данному занятию

Проработайте учебный материал ранее изученных дисциплин: анатомия и физиология, тема – «Анатомия и физиология женских половых органов; здоровый человек и его окружение, тема – «Менструальный цикл и его регуляция.  Это очень важно, т.к. на этом материале строится вся программа данного занятия. Обратите внимание на функцию матки, маточных труб, яичников; на физиологическое течение менструального цикла (изменения в яичниках, матки), какие гормоны регулируют менструальный цикл и какие гормоны вырабатываются в яичниках и их функция.

Проработайте рекомендованную литературу по нашей дисциплине. Обратите внимание на лекционный материал.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Менструальный цикл и его регуляция.
  2. Классификация нарушений менструального цикла и причины возникновения.
  3. Клинические проявления и диагностика аменореи, альгодисменореи, дисфункциональных маточных кровотечений.
  4. Клинические проявления и диагностика нейроэндокринных синдромов.
  5. Методы обследования пациенток с нарушениями менструального цикла и с нейроэндокринными синдромами.
  6. Классификация воспалительных заболеваний по этиологии, локализации и клиническому течению.
  7. Этиология воспалительных заболеваний и пути распространения.
  8. Клинические формы, проявления неспецифических воспалительных заболеваний нижнего этажа и их диагностика.
  9. Клинические формы,  проявления неспецифических воспалительных заболеваний верхнего этажа и их диагностика.
  10. Клинические формы,  проявления специфических воспалительных заболеваний (гонорея, трихомониаз, кандидоз, хламидиоз, генитальный туберкулез)  и их диагностика.
  11. Методы диагностики воспалительных заболеваний.
  12. Методы провокации.

Заготовьте в рабочей тетради следующие рисунки: строение внутренних женских половых органов, схема регуляции менструального цикла. Они Вам пригодятся при работе на занятии.

Данное занятие имеет особое место в работе по овладению методов исследования гинекологического пациента: осмотр наружных половых органов, осмотр в зеркалах, бимануальное исследование. Для диагностики нарушений менструального цикла и воспалительных заболеваний следует также обратить внимание на дополнительные методы исследования: взятие мазков на флору, цитологию, гонорею, зондирование матки, пункция заднего свода влагалища, биопсия шейки матки, диагностическое выскабливание.

При наличии возможности ознакомьтесь накануне занятия с рабочим местом своей учебной работы. Заблаговременно приготовьте униформу.

  1. По выполнению программы учебного занятия

Проверьте рабочее место на предмет наличия всего необходимого для Вашей работы. При необходимости обратитесь к преподавателю.

При отработке 1-го учебного вопроса занятия воспользуйтесь лекционным материалом «Менструальный цикл и его регуляция», обратите внимание на уровни регуляции менструального цикла, изобразите их схематически в рабочих тетрадях.

Контролируйте свои действия. Представьте преподавателю отчет о выполненном задании. Получите задачу на выполнение очередного задания.

При отработке 2 – 5-го учебных вопросов воспользуйтесь предложенной литературой, материалом лекции. Также воспользуйтесь инструментарием и акушерским фантомом, приготовленными к данному занятию. Отработайте технику выполнения манипуляций, пользуясь алгоритмами (Приложение 1). Продумайте ответ на вопрос: как это пригодится фельдшеру в его практике. Представьте отчет преподавателю. Приступите с  разрешения преподавателя к выполнению очередного задания.

При отработке 6 - 12-го учебных вопросов воспользуйтесь предложенной литературой, материалом лекции. Также воспользуйтесь инструментарием и акушерским фантомом, приготовленными к данному занятию. Отработайте технику выполнения манипуляции. Продумайте ответ на вопрос: как это пригодится фельдшеру в его практике. Представьте отчет преподавателю. Приступите с  разрешения преподавателя к выполнению очередного задания.

.

По выполнению программы занятия представьте преподавателю отчет о выполненной работе. Выясните то, что у Вас вызвало затруднения.

Усвойте основные термины и понятия:

  • аменорея;
  • альгодисменорея;
  • гипоменструальный синдром;
  • гиперменструальный синдром;
  • дисфункциональное маточное кровотечение;
  • вульвит;
  • кольпит;
  • бартолинит;
  • эндоцервицит;
  • эндометрит;
  • миометрит;
  • параметрит;
  • сальпингит;
  • сальпингоофорит;
  • пельвиоперитонит

  1. При проведении заключительной части учебного занятия

Решите тестовые задания и ситуационные задачи (См. приложение 2 и 3).

Прокомментируйте результаты своей работы по решению контрольных заданий.

Выслушайте преподавателя по оценке деятельности учебной группы и Вас лично. Обратите внимание на анализ преподавателем Вашей предстоящей работы на следующем занятии и нюансы при работе с учебной литературой. Попрощайтесь с преподавателем.        

Приложение 1

АЛГОРИТМЫ МАНИПУЛЯЦИЙ

Наружный осмотр гениталий.

1. Осмотр наружных половых органов проводится на гинекологическом , кресле.

2. Начинают осмотр с лобка  отмечают его форму, состояние подкожножирового слоя, характер оволосенения ( горизонтальная граница волосистости над лобком характерна для женского типа, если волосистость поднимается по белой линии к пупку - это мужской тип, характерный для инфантильного или интерсексуального типов конституции женщины ) .

3. Осматривают внутреннюю поверхность бедер: гиперемия, гиперпигментация, опрелость, экзема, кондиломы и др.

4. Осматривают большие и малые половые губы (величина, наличие отека, язв, опухолей, кондиломотозных разрастаний, степень смыкания половой щели).

5. Далее разводят пальцами половые губы и осматривают преддверие влагалища; внутреннюю поверхность больших и малых половых губ (цвет, состояние слизистой оболочки, пигментация, изъязвления); девственную плеву (целостность, форма отверстий. характер разрывов), отверстия выводных протоков больших желез преддверия; наружное отверстие мочеиспускательного канала.

6. Определяют наличие опущения или выпадения стенок влагалища и матки (предложить больной потужиться или покашлять ).

7. Обследуют кожу наружных половых органов: определяют окраску, наличие признаков воспаления, кондилом, варикозного расширения вен и др.

Осмотр шейки матки при помощи зеркал

    Данный метод исследования позволяет определить форму шейки матки, форму наружного зева, выявить цианоз шейки матки и слизистой оболочки влагалища, заболевания шейки матки и влагалища ( воспаления, эрозия, полип, рак), оценить характер выделений, осмотреть стенки влагалища.

Показания: обследование гинекологических больных, обследование беременных и родильниц, проведение профилактического осмотра.

Оснащение рабочего места: гинекологическое кресло, стерильные перчатки, зеркала ложкообразные Симса или створчатые Куско стерильные, пеленки стерильные, емкости с дезинфицирующим раствором, индивидуальная карта беременной или родильницы, ветошь.

Подготовительный этап:

1.Информировать беременную, родильницу или гинекологическую больную о необходимости выполнения и сущности манипуляции.

2.Предложить пациентке опорожнить мочевой пузырь.

3.Уложить пациентку на гинекологическое кресло на стерильную пеленку в положении на спине, ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах и разведены в стороны.

4.Вымыть руки и надеть стерильные перчатки.

Основной этап:

1.Большим и указательным пальцами левой руки развести половые губы.

2.Правой рукой ввести во влагалище зеркало Куско в сомкнутом виде в продольном положении по задней стенке влагалища наполовину.

3.Затем повернуть зеркало в поперечный размер, рукоятка зеркала обращена вниз.

4.После чего надавить на замок, продвинуть в раскрытом виде зеркало к сводам так, чтобы видна была шейка матки, и закрепить его.

5.Осмотреть шейку матки, определить форму шейки, состояние наружного зева, положение, величину, окраску слизистой оболочки, наличие патологических процессов. Стенки влагалища осматривают при извлечении зеркала.

6.Ложкообразные зеркала сначала ввести ребром по задней стенке влагалища, а затем, введя в глубину, повернуть поперек, оттесняя кзади промежность. Параллельно ввести переднее зеркало -  подъемник, который приподнимает переднюю стенку влагалища.

Заключительный этап:

1.Удалить зеркало из влагалища, поместить в емкость с дез. средством.

2.Снять перчатки и поместить их в емкость с дез. средством.

3.Вымыть руки.

4.Полученные данные внести в медицинскую документацию.

5.Надеть перчатки, обработать гинекологическое кресло дезинфицирующим средством.

http://findlaw.doereport.com/imagescooked/8410W.jpghttp://doublestarsurgical.com/images/surgical/901_gynecology/61-18-004.jpg

Техника бимануального исследования

http://sanatate.bzi.ro/public/upload/photos/31/boala_inflamatorie_pelvina1.jpg

    Бимануальное исследование является основным методом распознавания заболеваний матки, придатков, тазовой брюшины и клетчатки, определения срока беременности.

Показания: профилактический осмотр, обследование гинекологических больных, беременных.

Оснащение рабочего места: гинекологическое кресло, стерильные перчатки, емкости с дезинфицирующим средством, индивидуальная карта беременной или роженицы, амбулаторная карта , антисептическое средство, ветошь.

Подготовительный этап:

1.Информировать беременную или гинекологическую больную о необходимости и сущности манипуляции.

2.Предложить пациентке опорожнить мочевой пузырь.

3.Застелить кресло индивидуальной пеленкой.

4.Уложить пациентку на гинекологическое кресло в положении на спине, ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах и разведены.

5.Произвести туалет наружных половых органов по показаниям.

6.Вымыть руки и надеть стерильные перчатки.

Основной этап:

1.Пальцами левой руки развести половые губы.

2.Второй и третий пальцы правой руки ввести во влагалище.

3.Выяснить состояние влагалища: объем, складчатость, растяжимость, наличие патологических процессов, опухоль, рубцы, сужения, состояние влагалищных сводов.

4.Выяснить состояние шейки матки, определить ее форму, консистенцию, подвижность, чувствительность при смещении.

5.Стобы определить состояние матки, левую руку положить на низ живота и ею производят глубокую пальпацию, правую – в передний свод. Тело матки окажется между обеими руками. При этом можно определить положение, форму матки, величину, консистенцию, подвижность, болезненность.

6.Чтобы определить состояние придатков матки, пальцы левой и правой руки переводят от углов матки к боковым поверхностям таза (исследуются яичники, маточные трубы, величина, форма, болезненность, подвижность). В норме придатки не определяются.

7.Пропальпировать с помощью правой руки внутреннюю поверхность таза (седалищные ости, крестцовую впадину, наличие зкзастозов ).

8.Извлекая праву руку из влагалища, внимательно ее осмотреть на наличие выделений, их характер.

Заключительный этап:

1.Снять перчатки, вымыть руки, перчатки поместить в емкость с дез. р-ом.

2.Полученные данные записать в медицинскую карту.

3.Надеть перчатки, убрать пеленку.

4.Обработать кресло дезинфицирующим средством.

Взятие мазков на степень чистоты влагалища, гонорею, трихомониаз

Показания: Пациенткам, поступающим в гинекологическое отделение, в родильное отделение, в женской консультации при обследовании беременных и гинекологических больных, при профилактическом осмотре.

Оснащение рабочего места: зеркала створчатые или ложкообразные, ватные тампоны, предметные стекла, пинцет, шпатель, ложечка Фолькманна, корнцанг, бланки направлений, гинекологическое кресло, индивидуальная пеленка, стерильные перчатки.

Подготовительный этап:

1.Накануне и в день взятия мазков пациентка не должна иметь половые контакты, делать спринцевания и не должна мочиться за 2 часа до взятия мазков.

2.Уложить пациентку на гинекологическое кресло, покрытое индивидуальной пеленкой.

3.Подготовить предметные стекла, промаркировав «U», «C», «V».

4.Вымыть руки, надеть стерильные перчатки.

Основной этап:

1.Взятие мазка из уретры. Для этого пальцем, введенным во влагалище, слегка массируют уретру через переднюю стенку влагалища. Первую порцию выделений из уретры снять ватным шариком. Затем ввести ложечку Фолькманна в мочеиспускательный канал – на глубину не более 1,5-2 см. Материал получают легким поскабливанием и наносят на предметное стекло в виде кружочка, обозначенное буквой «U» (уретра).

2.После взятия мазка из уретры, во влагалище вводят стерильное зеркало, обнажают шейку матки и протирают стерильным ватным тампоном. Второй конец ложечки Фолькманна вводят в цервикальный канал на глубину 1,5-2 см. Легким поскабливанием берут мазок и в виде штриха наносят на предметное стекло, обозначенное буквой «C» (шейка).

3.Взятие мазка из влагалища. Мазок берется шпателем или пинцетом из заднего свода влагалища и в виде штриха наносится на предметное стекло, обозначенное буквой «V” (влагалище).

Заключительный этап:

1.Извлечь зеркало и погрузить в дезинфицирующий раствор.

2.Снять перчатки и погрузить в дезинфицирующий раствор.

3.Заполнить направление: фамилия, имя, отчество, возраст, номер участка женской консультации, фамилия врача или акушерки, дата.

Измерение базальной температуры

   Измерение базальной температуры необходимо производить в течении двух – трех менструальных циклов.

Показания: нарушения менструального цикла; бесплодие; определение фертильный дней с целью контрацепции.

Оснащение рабочего места: емкость с дезинфицирующим средством термометр.

Подготовительный этап:

1.Информировать пациентку о сущности и необходимости данной процедуры.

2.Положить термометр на столик рядом с кроватью.

Основной этап:

1.Утром, не вставая с постели, не опорожняя мочевой пузырь, ввести термометр в прямую кишку на 5 см.

2.Измерять температуру в течение 5 – 7 мин.

Заключительный этап:

1.Извлечь термометр и поместить его в емкость с дезинфицирующим средством.

2.Записать базальную температуру.

3.В конце менструации построить график базальной температуры.

Подготовка пациентки, инструментов и участие в биопсии шейки матки

  Биопсия проводится при патологических процессах, при подозрении на злокачественные образования в области шейки матки, влагалища, наружных половых органах, в полости матки. Для исследования необходимо получить кусочек ткани из подозреваемого участка. Забор материала производят путем иссечения скальпелем на границе измененной и здоровой ткани.

Показания: предраковые заболевания шейки матки; эрозия шейки матки;. Лейкоплакия; подозрение на рак шейки матки.

Противопоказания: третья и четвертая степень чистоты влагалища.

Оснащение рабочего места:

  1. Ложкообразные зеркала
  2. Стерильные перчатки
  3. Корнцанг
  4. Пинцет
  5. Пулевые щипцы – 2 штуки
  6. Скальпель
  7. Ножницы
  8. Игла с иглодержателем
  9. Кетгут
  10. Спирт 70 град.
  11. Настойка йода
  12. Раствор Люголя
  13. Флакон с 10% раствором формалина
  14. Стерильный материал (ватные шарики, бинт, салфетки)
  15. Бланк направления в гистологическую лабораторию
  16. Гинекологическое кресло
  17. Стерильная пеленка
  18. Емкость с дезинфицирующем средством

Подготовительный этап:

1.Информировать пациентку о сущности и необходимости данной процедуры.

2.Больной предложить опорожнить мочевой пузырь, уложить на гинекологическое кресло, покрытое стерильной пеленкой.

3.Провести туалет наружных половых органов.

4.Вымыть руки с мылом, надеть перчатки.

5.Подготовить набор инструментов на стерильном столе.

6.Оформить флаконы с формалином (указать фамилию, имя, отчество, № истории болезни, исследуемый материал, дату взятия мазка).

Основной этап:

После обнажения шейки матки в зеркалах, медицинская сестра удерживает их в течение всей операции.

Заключительный этап:

1.После окончания операции зеркала извлечь, погрузить в емкость с дезинфицирующим раствором.

2.Снять перчатки, поместить в емкость с дезинфицирующим раствором.

3.Кусочек ткани поместить во флакон с 10% раствором формалина.

4.Заполнить направление в патогистологическую лабораторию (фамилия, имя, отчество, год рождения, отделение, № истории болезни, диагноз, характер материала, дата последней менструации, дата взятия материала, фамилия, имя, отчество врача).

Подготовка инструментов, пациентки и участие в зондировании полости матки

зондирование

   Зондирование матки производят с соблюдением правил асептики и антисептики. Выполняется маточным зондом после определения положения матки и фиксации шейки матки пулевыми щипцами. Зондирование позволяет уточнить длину полости матки, проходимость шеечного канала, наличие стенозов, перегородок в ее полости, способствует выявлению субмукозных узлов миомы матки. Зондирование применяется также перед выскабливанием слизистой матки, абортом, постановкой внутриматочной спирали.

Показания:

Для измерения длины и определения положения матки, рельефа стенок, длины и проходимости шеечного канала; наличия инородных тел в полости матки; пороки развития матки.

Противопоказания: острые и подострые воспалительные заболевания матки и придатков, беременность, третья и четвертая степень чистоты влагалища.

Оснащение:

  1. Ложкообразные зеркал
  2. Пулевые щипцы – 2 шт.
  3. Корнцанг
  4. Пинцет
  5. Маточный зонд
  6. Этиловый спирт 70 град.
  7. 1% раствор иодоната
  8. Стерильные марлевые шарики
  9. Стерильные перчатки
  10. Стерильные пеленки
  11. Емкость с дезинфицирующим средством

Подготовительный этап:

1.Информировать пациентку о сущности и необходимости данной процедуры.

2.Подготовить инструментарий.

3.Уложить пациентку на гинекологическое кресло, покрытое стерильной пеленкой.

4.Провести туалет наружных половых органов.

5.Обработать область наружных половых органов и внутреннюю поверхность бедер 1% раствором иодоната.

6.Ввести ложкообразные зеркала во влагалище.

7.Обработать шейку матки и стенки влагалища этиловым спиртом.

Основной этап:

1.После обнажения шейки матки в зеркалах медицинская сестра стоит справа от женщины, правой рукой фиксирует нижнее зеркало, лево – держит верхнее.

2.После фиксации шейки пулевыми щипцами верхнее зеркало извлечь.

Заключительный этап:

1.Извлечь зеркала, погрузить в емкость с дезинфицирующим средством.

2.Снять перчатки и поместить в емкость с дезинфицирующим средством.

3.Обработать шейку матки 1% раствором иодоната.

Подготовка инструментов, пациентки к раздельному диагностическому выскабливанию

Данный вид исследования производят для выяснения состояния слизистой оболочки при различных доброкачественных и злокачественных процессах, при дисфункциональных маточных кровотечениях. Для выполнения этой операции необходимо обнажить шейку матки в зеркалах, зафиксировать за переднюю губу и после зондирования матки расширить цервикальный канал. Произвести гистероскопию. Далее выскабливать слизистую оболочку цервикального канала, а затем тела матки. Соскобы собрать отдельно, поместить в емкости с формалином, промаркировать и направить в гистологическую лабораторию.

Показания: подозрения на злокачественную опухоль матки; подозрение на остатки плодного яйца; полипоз слизистой оболочки; уточнение причины расстройства менструального цикла; остановка кровотечения.

Противопоказания: признаки инфекции в области половых органов.

Оснащение:

  1. Ложкообразные зеркала
  2. Корнцанг – 2 шт.
  3. Пулевые щипцы – 2 шт.
  4. Маточный зонд
  5. Набор расширителей Гегара
  6. Кюретки №2, 4, 6
  7. Антисептическое средство
  8. Флаконы с 10% раствором формалина, почкообразный лоток – 2 шт.
  9. Стерильные шарики и салфетки
  10. Гинекологическое кресло и стерильная пеленка
  11. Емкость с дезинфицирующим средством

Подготовительный этап:

1.Информировать пациентку о сущности и необходимости данной процедуры.

2.Ввести наркоз (анестезиолог).

3.На стерильный столик выложить стерильный инструментарий, перевязочный материал.

4.Произвести санитарную обработку: сбрить волосы в области наружных половых органов, предложить опорожнить мочевой пузырь, уложить на гинекологическое кресло, покрытое стерильной пеленкой, обработать наружные половые органы 1% раствором иодоната, произвести влагалищное исследование.

5.Оформить флаконы с формалином (указать фамилию, имя, отчество, № истории болезни, исследуемый материал, дату взятия мазка).

6.Обработать руки, надеть стерильные перчатки.

Основной этап:

1.Обнажить шейку маки в зеркалах.

2.Медицинская сестра стоит справа от женщины, правой рукой фиксирует нижнее зеркало, левой – держит верхнее.

3.После фиксации шейки пулевыми щипцами – верхнее зеркало извлечь.

4.Соскоб из цервикального канала и полости матки поместить в два отдельных флакона с 10% раствором формалина.

Заключительный этап:

1.Извлечь зеркала, погрузить в емкость с дезинфицирующим средством.

2.Снять перчатки, поместить в емкость с дезинфицирующим средством.

3.Заполнить направление на гистологическое исследование (фамилия, имя, отчество, год рождения, отделение, № истории болезни, диагноз, характер менструальной функции, дата последней менструации, дата взятия материала, фамилия, имя, отчество врача).

4.На каталке перевезти женщину в палату.

Подготовка пациентки и инструментов для пункции брюшной полости через задний свод

http://coollib.net/i/6/275306/i_005.jpg

   Данная процедура проводится с целью получения содержимого брюшной полости для дифференциальной диагностики между внематочной беременностью, апоплексией яичников и воспалением придатков, при разрыве кистозного образования или прорыве гнойника. Прокол производят в центре заднего свода влагалища на глубину до 2 см. толстой иглой.

Показания: подозрения на трубную беременность, апоплексию яичников; острое воспаление придатков матки и тазовой брюшины, с целью обнаружения крови, серозного или гнойного вещества в брюшной полости; подозрения на рак яичников.

Оснащение:

  1. Ложкообразные зеркала
  2. Корнцанг – 2 шт.
  3. Пулевые щипцы
  4. Шприц с иглой 12-15 см. с боковыми отверстиями;
  5. Стерильный материал
  6. Этиловый спирт, настойка йода
  7. Гинекологическое кресло
  8. Стерильная пеленка
  9. Бланк направления на цитологическое исследование
  10. Стерильный лоток
  11. Емкость с дезинфицирующим средством

Подготовительный этап:

1.Информировать пациентку о сущности и необходимости данной процедуры.

2.На гинекологическое кресло постелить клеенку, стерильную пеленку, уложить пациентку.

3.Произвести катетеризацию мочевого пузыря и санитарную обработку наружных половых органов.

4.Подготовить необходимый инструментарий на стерильном столике.

5.Вымыть руки и надеть стерильные перчатки.

6.Дать наркоз (анестезиолог).

Основной этап:

1.Обнажить шейку матки в зеркалах.

2.Медицинская сестра стоит справа от пациентки, правой рукой фиксирует нижнее зеркало, левой -  держит верхнее.

3.После фиксации шейки матки пулевыми щипцами – верхнее зеркало извлечь.

4.Полученный пунктат вылить в стерильную пробирку, дать микроскопическую оценку. Наличие в пунктате крови говорит о нарушенной внематочной беременности; гноя – о гнойном перитоните. При обнаружении асцитической жидкости необходимо послать пунктат на цитологическое исследование.

Заключительный этап:

1.Извлечь инструменты и погрузить их в емкость с дезинфицирующим раствором.

2.Снять перчатки и поместить их в емкость с дезинфицирующим раствором.

3.Заполнить направление в цитологическую лабораторию и отправить пунктат на исследование.

4.Перевезти пациентку на каталке в палату или в операционную.

Сбор и отправка материала в лабораторию на гистологическое исследование

Показания: уточнение гинекологического диагноза.

Оснащение: емкость с 10% раствором формалина; направление на гистологическое исследование; почкообразный лоток ;корнцанг.

Подготовительный этап:

Подготовить емкость с 10% раствором формалина.

Основной этап:

1.После получения материал промывается проточной водой, погружается в емкость с 10% раствором формалина.

2.Подписать флакон: фамилия, имя, отчество пациентки, характер исследуемого материала, дата взятия материала, № истории болезни.

3.Заполнить направление на гистологическое исследование: фамилия, имя, отчество, год рождения пациентки, отделение, № истории болезни, диагноз, характер материала, характер менструальной функции, дата последней менструации, дата взятия материала, фамилия, имя, отчество врача.

Заключительный этап:

Исследуемый материал направить в гистологическую лабораторию в специальном контейнере.

 

Приложение 2

Тестовые задания

1. Факторы, приводящие к нарушению менструальной функции:                                                          а/ кольпит

б/ воспалительные заболевания женских половых органов                                                                      в/ эрозия шейки матки

                                                                                                                               

2.  Аменорея - это отсутствие менструаций в течение:                                                                а/ 2 мес

б/ 6 мес                                                                                                                                   в/1года                                                                                                                                                   г/1,5 лет

3.  К физиологической аменореи относится аменорея:                                                              а/ гипофизарная

б/ лактационная

в/ яичниковая

г/ корковая

4.  Гипоменструальный синдром характеризуется менструациями:                                          а/ обильными, длительными, частыми

б/ редкими, короткими, скудными                                                                                                       в/ длительными, частыми, скудными

5.  Гиперменструальный синдром характеризуется менструациями:                                              а/ редкими, короткими, скудными

б/ частыми, обильными, длительными

в/ длительными, частыми, скудными

6. Альгодисменорея - это менструации:                                                                                          а/ скудные

б/редкие

в/ болезненные

г/ обильные

7.Основная проблема женщин с ДМК:

а/ кровотечение

б/боль

в/ повышение температуры

г/ повышение АД

8. К особенностям взятия мазков на гонококки относится:                          а/ мазки берутся из цервикального канала и уретры

б/ мазки берутся из заднего свода влагалища

в/ до назначения антибиотиков

г/ в день взятия мазка произвести спринцевание влагалища

9. Мазки на степень чистоты влагалища берутся из: 

а/ цервикального канала

б/ заднего свода влагалища

в/ переднего свода влагалища

 г/ уретры

                                             

10. Найти соответствие:        Воспаление:

1/ вульвит        а/ слизистой матки

2/ эндоцервицит        б/ брюшины малого таза

3/ кольпит        в/ наружных половых орга                            нов

4/ эндометрит        г/ желез предверия влагалища

5/ параметрит        д/ цервикального канала

6/ сальпингит        е/ придатков матки

7/ аднексит        ж/ околоматочной клетчатки

8/ пельвиоперитонит        з/ мышечного слоя матки

9/ бартолинит        и/ влагалища

к/ маточных труб

11. К специфическим возбудителям инфекции относится:                                          а/ стафилококк

б/ хламидия

в/ кишечная палочка

г/ гонококк

12. Основная проблема женщин с трихомонадным кольпитом:                                   а/ боли внизу живота

б/ жжение во влагалище и гноевидные выделения

в/ нарушение менструального цикла                                                                                                                      г/ чувство беспокойства

13. Жалобы на жжение, зуд, творожистые выделения из влагалища характерны для:                                                                                                                                                     а/ кандидоза

б/хламидиоза

в/трихомониаза

г/ гонореи

14. Обильные пенистые гнойные выделения из влагалища, зуд, жжение, зловонный запах являются характерными признаками кольпита:

а/ грибкового                                                                                                                       б/ трихомонадного                                                                                                                 в/ серозено-гнойного

15. Основной путь передачи гонореи:                                                                                            а/ контактно-бытовой

б/ гематогенный                                                                                                                            в/ воздушно-капельный                                                                                                              г/ половой

16. Границей нижнего и верхнего отделов мочеполовой системы является: 

а/ наружный зев

б/ внутренний зев                                                                                                                      в/ девственная плева

17. Инкубационный период при гонореи:                                                                                   а/ 1-2 дня

б/ 3-4 нед.                                                                                                                                   в/ 2-7 дней

18. Первым симптомом гонореи является:                                                                   а/ повышение температуры тела

б/ кожный зуд

в/ рези при мочеиспускании

19. Основная проблема женщин с эндоцервицитом:                                                              а/ боли внизу живота

б/ слизисто-гнойные выделения из половых путей                                                                  в/ кровомазанье

20.Клиника эрозии шейки матки:                                                                                                    а/ жалобы отсутствуют

б/ слизисто-гнойные выделения из половых путей                                                                    в/ контактные кровотечения                                                                                                     г/ все выше перечисленное

Приложение 3

Ситуационные задачи

«Диагностика нарушений менструального цикла»

Задача 1.

 Пациентка 37 лет поступила в гинекологическое отделение с жалобами на обильные кровянистые выделения из половых путей в течении 10 дней, которые появились через 15 дней после очередной менструации. Женщина беспокойна, нервозна, отмечает слабость и головокружение.

Объективно: кожные покровы бледные, пульс 90 уд. в мин., АД 100/60 мм рт ст. Бимануальное исследование: наружные половые органы развиты правильно, слизистая влагалища и шейки матки не изменена. Тело матки в anteflexio versio, нормальных размеров, плотной консистенции. Придатки с обеих сторон без изменений. Из половых путей обильные кровянистые выделения.

Задания:

1. Диагноз и его обоснование

2. Дополнительные методы обследования.

Задача 2.

На ФАП обратилась пациентка 15 лет с жалобами на длительные( в течение двух недель) кровянистые выделения, необильные, которые появились после задержки менструации на 2 недели. Беспокоят слабость, головокружение.

Анамнез: менструации с 13 лет нерегулярные. К врачу не обращалась. Часто болеет простудными заболеваниями.  Домашние условия неблагоприятные.

Общее исследование: кожные покровы чисты, бледные, , пульс 90 уд. в мин., АД 100/60 мм рт ст.

При гинекологическом исследовании: наружные половые органы развиты правильно, большие половые губы не прикрывают малые, половая щель зияет. Оволосение на лобке скудное. Промежность высокая, втянутая.

Задания:

1. Диагноз и его обоснование

2. Дополнительные методы обследования.

Задача 3.

         У пациентки 47 лет после отсутствия менструации в течение 4 месяцев началось кровотечение из половых путей. Женщина жалуется на слабость, головокружение.

        Объективно: кожные покровы бледные, пульс частый, слабого наполнения 110 ударов в минуту, артериальное давление 100/70.

Задания:

1. Диагноз и его обоснование

2. Дополнительные методы обследования.

Задача 4.

К гинекологу обратилась женщина 35 лет с жалобами на головную боль, раздражительность, бессонницу, нагрубание и болезненность молочных желез.      Данные симптомы появляются за две недели до менструации в течение последних двух лет. Два года назад развелась с мужем.

Объективно: общее состояние удовлетворительное. Кожные покровы чистые, нормальной окраски. PS 80 уд. в мин. АД 110/70 мм рт ст.

При гинекологическом исследовании патологии не выявлено.

Задания:

1. Диагноз и его обоснование

2. Дополнительные методы обследования.

Задача 5.

К гинекологу обратилась женщина 49 лет с жалобами на отсутствие менструации в течении двух месяцев, головную боль, головокружение, приливы жара к голове до 10 раз в сутки, сердцебиение, раздражительность, бессонницу.

Анамнез: менструации с 12 лет, до 48 лет были регулярные по 3-4 дня, через 28 дней. Последние два года цикл нарушился, отмечаются задержки до 2-3 месяцев. Страдает хр. холециститом и ВСД.

Объективно: состояние удовлетворительное. Кожные покровы чистые, нормальной окраски. PS 76 уд. в мин. АД 140/90 мм рт ст.

При гинекологическом исследовании патологии не выявлено.

Задания:

1. Диагноз и его обоснование

2. Дополнительные методы обследования.

 «Диагностика воспалительных заболеваний женских половых органов»

Задача 1.

Пациентка обратилась в женскую консультацию с жалобами на жжение и зуд в области наружных половых органов, обильные выделения из половых путей.

При гинекологическом осмотре отмечается отечность и гиперемия вульвы и влагалища. Выделения серозно-гноевидные, обильные. Пациентка нервозна, жалуется на нарушение сна.

Задания:

1. Диагноз и его обоснование

2. Дополнительные методы обследования.

Задача 2.

Пациентка обратилась с жалобами в женскую консультацию на жжение, зуд в области наружных половых органов и влагалища, обильные гноевидные, пенящиеся, с неприятным запахом выделения из половых путей. Пациентка беспокойна, нервозна, жалуется на нарушение сна.

При осмотре шейки матки в зеркалах: слизистая влагалища гиперемирована, отечна, выделения обильные гноевидные, пенящиеся.

Задания:

1. Диагноз и его обоснование

2. Дополнительные методы обследования.

Задача 3.

Пациентка 40 лет, находится на стационарном лечении в гинекологическом отделении с диагнозом: хронический неспецифический сальпингит.

При обследовании получены следующие данные: жалобы на зуд в области вульвы и влагалища. Считает, что эти проявления возникли через несколько дней после проведения курса антибиотиков. Беспокойна, нервозна, жалуется на нарушение сна.

Объективно: при осмотре половых органов выявлена гиперемия малых половых губ и слизистой влагалища, во влагалище творожистые выделения. Следы расчесов в области наружных половых органов.

Задания:

1. Диагноз и его обоснование

2. Дополнительные методы обследования.

Задача 4.

В женскую консультацию обратилась пациентка с жалобами на рези и боли при мочеиспускании и обильные гноевидные выделения с неприятным запахом из половых путей. Пять дней назад был случайный половой контакт.

При осмотре уретра отечна гиперемирована, при пальпации болезненна и определяется в виде плотного валика. Из уретры гнойное отделяемое. При осмотре в зеркалах: слизистая вокруг наружного зева гиперемирована. Во влагалище большое количество гнойных выделений, вытекающих из наружного зева. При бимануальном исследовании патологии не выявалено.

Задания:

1. Диагноз и его обоснование

2. Дополнительные методы обследования.

Задача 5.

В гинекологический стационар поступила пациентка с жалобами на сильные боли внизу живота, температуру 38,5, обильные гнойные выделения из половых путей.

Анамнез: через пять дней после случайного полового контакта появились рези и боли при мочеиспускании. Лечилась самостоятельно – принимала фуразолидон. После очередной менструации появились сильные боли внизу живота и гнойные выделения из половых путей, повысилась температура.

При гинекологическом исследовании матка мягковатой консистенции, несколько больше нормы, резко болезненная. Придатки без изменений. Из половых путей обильные гнойные выделения.

Задания:

1. Диагноз и его обоснование

2. Дополнительные методы обследования.

Эталоны ответов к тестовым заданиям

  1. б
  2. б
  3. б
  4. б
  5. б
  6. в
  7. а
  8. а в
  9. б
  10.  1-в 2-д 3-и 4-а 5-ж 6-к 7-е 8-б 10-г
  11. г
  12. б
  13. а
  14. б
  15. г
  16. б
  17. б
  18. в
  19. б
  20. г

Эталон ответов к ситуационным задачам

«Диагностика нарушений менструального цикла»

Задача 1.

1. ДМК репродуктивного периода

2.

  1. Гистероскопия с раздельным диагностическим выскабливанием и морфологическим исследованием соскобов;
  2. Лабораторные исследования для оценки анемии и состояния свертывающей системы;
  3. Тесты функциональной диагностики;
  4. Рентгенография черепа;
  5. Определения содержания гормонов в плазме крови (гормоны гипофиза, яичников, щитовидной железы и надпочечников);
  6. Узи;
  7. Гидросальпингография;
  8. По показаниям обследование у других специалистов.  

Задача 2.

1. Ювенильное кровотечение.

2.

  1. данных анамнеза;
  2. лабораторных исследованиях (клинический анализ крови, коагулограмма биохимический анализ крови);
  3. определение в сыворотки крови уровень гормонов ФСГ, ЛГ, пролактина, эстрогенов, прогестерона, кортизола, тестостерона, ТТГ;
  4. тесты функциональной диагностики;
  5. консультации специалистов: невролога, эндокринолога, офтальмолога;
  6. узи;
  7. рентгенография черепа с проекцией турецкого седла;
  8. эхография надпочечников и щитовидной железы.

Задача 3.

1. Кровотечение климактерического периода.

2.

  1. Гистероскопия с раздельным диагностическим выскабливанием и морфологическим исследованием соскобов;
  2. Лабораторные исследования для оценки анемии и состояния свертывающей системы;
  3. УЗИ
  4. По показаниям обследование у других специалистов.

Задача 4.

1. Предменструальный синдром.

2. Опрос пациентки, исследование сосудов головного мозга, рентген черепа, определение гормонов. Другие дополнительные методы зависят от формы ПМС (измерение диуреза и исследовании функции почек, УЗИ молочных желез и маммография, консультации невролога, психиатра, терапевта, эндокринолога.

Задача 5.

1. Климактерический синдром средней степени тяжести.

2. Диагноз ставят на основании характерных клинических проявлений.

Эталоны ответов к задачам

«Диагностика воспалительных заболеваний женских половых органов»

Задача 1.

1. Вульвовагинит.

2. Взятие мазков из заднего свода влагалища.

Задача 2.

1. Трихомонадный кольпит.

2. Взятие мазков из уретры, цервикального канала и заднего свода влагалища.

Задача 3.

1. Кандидоз.

2. Взятие мазков из заднего свода влагалища.

Задача 4.

1. Гонорейный уретрит и эндоцервицит.

2. Взятие мазков из уретры и цервикального канала.

Задача 5.

1. Гонорейный эндоцервицит.

2. Взятие мазков из уретры и цервикального канала.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Ессентукский филиал

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию

 ПМ.01 Диагностическая деятельность

Раздел 4 Диагностика заболеваний акушерского и гинекологического профилей

для студентов специальности 31.02.01 Лечебное дело,

повышенный уровень, очная форма обучения

 

Тема 4.2 Диагностика в гинекологии

Занятие №2. Диагностика доброкачественных и злокачественных опухолей женских половых органов

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

на заседании ЦМК «Клинических дисциплин»

протокол №____

от «_____» ____________ 20____ г.

Председатель: _______________Белокопытова О.В.

Ессентуки, 2016

Тема 4.2 Диагностика в гинекологии

Занятие №2. Диагностика доброкачественных и злокачественных опухолей женских половых органов

Учебные вопросы занятия:

  1. Определение фоновых и предраковых заболеваний заболеваний.
  2. Клинические проявления фоновых и предраковых заболеваний.
  3. Диагностика фоновых и предраковых заболеваний.
  4. Доброкачественные опухоли женских половых органов, определение, классификация.
  5. Диагностика доброкачественных опухолей наружных половых органов.
  6. Злокачественные опухоли наружных половых органов, определение, классификация.
  7. Диагностика злокачественных опухолей наружных половых органов.

Место проведения занятия – кабинет акушерства и гинекологии

Оснащение занятия: раздаточный материал, плакаты, муляжи, гинекологический инструментарий, истории болезни, технические средства обучения.

В результате изучения учебных вопросов занятия Вы должны

знать:

  • определение фоновых и предраковых заболеваний;
  • клинические проявления фоновых и предраковых заболеваний;
  • диагностику фоновых и предраковых заболеваний;
  • доброкачественные опухоли женских половых органов, определение, классификация;
  • диагностику доброкачественных опухолей наружных половых органов;
  • злокачественные опухоли наружных половых органов, определение, классификация;
  • диагностику злокачественных опухолей наружных половых органов.

уметь:

  • выяснить паспортные данные;
  • собрать жалобы пациентки;
  • собрать анамнез;
  • провести общий осмотр пациентки;
  • провести гинекологическое исследование: осмотр наружных половых органов, осмотр в зеркалах, бимануальное исследование;
  • интерпретировать полученные данные на уровне «норма-патология»;
  • взять мазки на флору, цитологию;
  • подготовить пациентку к инструментальным, эндоскопическим методам исследования, УЗИ ;
  • подготовить набор инструментов  и ассистировать при зондировании матки, пункции заднего свода влагалища, биопсии шейки матки, диагностического выскабливания матки;
  • взять кровь из вены для иследования на гормоны;
  • взять кровь из вены на RW и ВИЧ;
  • выписать направления к специалистам.

 

владеть набором компетенций: 

  • ПК 1.1.  Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.
  • ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.
  • ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.
  • ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.

Рекомендуемая литература:

  1. Василевская Л.Н., Грищенко В.И. Гинекология, Ростов-на-Дону «Феникс», 2009.
  2. Кулаков В.И. Гинекология. Национальное руководство, Москва «ГЭОТАР – Медиа», 2013.
  3. Савельева Г.М. Гинекология, Москва «ГЭОТАР – Медиа», 2015.
  4. Серова В.Н. Акушерство и гинекология, Москва «ГЭОТАР – Медиа», 2015.

  1. При подготовке к данному занятию

Проработайте учебный материал ранее изученных дисциплин: анатомия и физиология, здоровый человек и его окружение.  Это очень важно, т.к. на этом материале строится вся программа данного занятия. Обратите внимание на функцию матки, маточных труб, яичников; на физиологическое течение менструального цикла (изменения в яичниках, матки), какие гормоны регулируют менструальный цикл и какие гормоны вырабатываются в яичниках и их функция.

Проработайте рекомендованную литературу по нашей дисциплине. Обратите внимание на лекционный материал.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Дать определение фоновых и предраковых заболеваний наружных половых органов, шейки матки, тела матки и яичников.
  2. Что относится и какие клинические проявления фоновых и предраковых заболеваний наружных половых органов, шейки матки, тела матки, яичников.
  3. Как проводится диагностика фоновых и предраковых заболеваний наружных половых органов, шейки матки, тела матки, яичников.
  4. Дать определение доброкачественных заболеваний наружных половых органов, шейки матки, тела матки и яичников.
  5. Что относится и какие клинические проявления доброкачественных заболеваний наружных половых органов, шейки матки, тела матки, яичников.
  6. Как проводится диагностика доброкачественных заболеваний наружных половых органов, шейки матки, тела матки, яичников.
  7. Дать определение злокачественных заболеваний наружных половых органов, шейки матки, тела матки и яичников.
  8. Что относится и какие клинические проявления злокачественных заболеваний наружных половых органов, шейки матки, тела матки, яичников.
  9. Как проводится диагностика злокачественных заболеваний наружных половых органов, шейки матки, тела матки, яичников.

Заготовьте в рабочей тетради следующие рисунки: строение внутренних женских половых органов. Они Вам пригодятся при работе на занятии.

Данное занятие имеет особое место в работе по овладению методов исследования гинекологического пациента: осмотр наружных половых органов, осмотр в зеркалах, бимануальное исследование. Для диагностики опухолевых заболеваний следует также обратить внимание на дополнительные методы исследования: взятие мазков на флору, цитологию, зондирование матки, пункция заднего свода влагалища, биопсия шейки матки, диагностическое выскабливание.

При наличии возможности ознакомьтесь накануне занятия с рабочим местом своей учебной работы. Заблаговременно приготовьте униформу.

  1. По выполнению программы учебного занятия

Проверьте рабочее место на предмет наличия всего необходимого для Вашей работы. При необходимости обратитесь к преподавателю.

При отработке 1-3-го учебного вопроса занятия воспользуйтесь лекционным материалом «Фоновые и предраковые заболевания женских половых органов», обратите внимание на диагностику, изобразите их схематически в рабочих тетрадях.

Контролируйте свои действия. Представьте преподавателю отчет о выполненном задании. Получите задачу на выполнение очередного задания.

При отработке 3–6-го учебных вопросов воспользуйтесь предложенной литературой, материалом лекции. Также воспользуйтесь инструментарием и акушерским фантомом, приготовленными к данному занятию. Отработайте технику выполнения манипуляций, пользуясь алгоритмами (Приложение 1). Продумайте ответ на вопрос: как это пригодится фельдшеру в его практике. Представьте отчет преподавателю. Приступите с  разрешения преподавателя к выполнению очередного задания.

При отработке 7-9-го учебных вопросов воспользуйтесь предложенной литературой, материалом лекции. Также воспользуйтесь инструментарием и акушерским фантомом, приготовленными к данному занятию. Отработайте технику выполнения манипуляции. Продумайте ответ на вопрос: как это пригодится фельдшеру в его практике. Представьте отчет преподавателю. Приступите с разрешения преподавателя к выполнению очередного задания.

.

По выполнению программы занятия представьте преподавателю отчет о выполненной работе. Выясните то, что у Вас вызвало затруднения.

Усвойте основные термины и понятия:

  • крауроз вульвы;
  • лейкоплакия;
  • кандиломы;
  • эритроплакия;
  • эктропион;
  • миома;
  • фиброма;
  • липома;
  • саркоса;
  • ангиома;
  • киста;
  • кистома;
  • гиперплазия эндометрия.

  1. При проведении заключительной части учебного занятия

Решите тестовые задания и ситуационные задачи (См. приложение 2 и 3).

Прокомментируйте результаты своей работы по решению контрольных заданий.

Выслушайте преподавателя по оценке деятельности учебной группы и Вас лично. Обратите внимание на анализ преподавателем Вашей предстоящей работы на следующем занятии и нюансы при работе с учебной литературой. Попрощайтесь с преподавателем.        

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Ставропольский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

Ессентукский филиал

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

к практическому занятию

 ПМ.01 Диагностическая деятельность

Раздел 4 Диагностика заболеваний акушерского и гинекологического профилей

для студентов специальности 31.02.01 Лечебное дело,

повышенный уровень, очная форма обучения

 

Тема 4.2 Диагностика в гинекологии

Занятие №3. Неотложные состояния в гинекологии

РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

на заседании ЦМК «Клинических дисциплин»

протокол №____

от «_____» ____________ 20____ г.

Председатель: _______________Белокопытова О.В.

Ессентуки, 2016

Тема 4.2 Неотложные состояния в гинекологии

Занятие №3. Неотложные состояния в гинекологии

Учебные вопросы занятия:

  1. Повторить классификацию неотложных состояний в гинекологии.
  2. Повторить клинику и диагностику «острого живота».
  3. Повторить клинику и диагностику внематочной беременности, апоплексии яичника, перекрута ножки опухоли яичника.
  4. Диагностика внематочной беременности, виды оперативного вмешательства.
  5. Диагностика апоплексии яичника, виды оперативного вмешательства.
  6. Диагностика перекрута ножки опухоли яичника.

Место проведения занятия – кабинет акушерства и гинекологии

Оснащение занятия: раздаточный материал, плакаты, муляжи, гинекологический инструментарий, истории болезни, технические средства обучения.

В результате изучения учебных вопросов занятия Вы должны

знать:

  • классификацию неотложных состояний в гинекологии;
  • клинику и диагностику «острого живота»;
  • клинику и диагностику внематочной беременности, апоплексии яичника;
  • диагностику апоплексии яичника;
  • клинику и диагностику перекрута ножки опухоли яичника.

уметь:

  • выяснить паспортные данные;
  • собрать жалобы пациентки;
  • собрать анамнез;
  • провести общий осмотр пациентки;
  • провести гинекологическое исследование: осмотр наружных половых органов, осмотр в зеркалах, бимануальное исследование;
  • интерпретировать полученные данные на уровне «норма-патология»;
  • подготовить пациентку к инструментальным, эндоскопическим методам исследования, УЗИ ;
  • подготовить набор инструментов  и ассистировать при зондировании матки, пункции заднего свода влагалища, диагностического выскабливания матки;
  • взять кровь из вены на RW и ВИЧ;

владеть набором компетенций: 

  • ПК 1.1.  Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.
  • ПК 1.2. Проводить диагностические исследования.
  • ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.
  • ПК 1.7. Оформлять медицинскую документацию.

Рекомендуемая литература:

  1. Василевская Л.Н., Грищенко В.И. Гинекология, Ростов-на-Дону «Феникс», 2009.
  2. Кулаков В.И. Гинекология. Национальное руководство, Москва «ГЭОТАР – Медиа», 2013.
  3. Савельева Г.М. Гинекология, Москва «ГЭОТАР – Медиа», 2015.
  4. Серова В.Н. Акушерство и гинекология, Москва «ГЭОТАР – Медиа», 2015.

При подготовке к данному занятию

Проработайте учебный материал ранее изученных дисциплин: «Диагностика неотложных состояний в гинекологии». Это очень важно, т.к. на этом материале строится вся программа данного занятия. Обратите внимание на клинические симптомы «острого живота», на методы диагностики неотложных состояний.

 Проработайте рекомендованную литературу по нашей дисциплине. Обратите внимание на лекционный материал.

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Что такое неотложные состояния?
  2. Что такое синдром «острого живота»?
  3. 3Каковы причины неотложных состояний?
  4. Какие заболевания, приводящие к неотложным состояниям, сопровождаются наружным кровотечением?
  5. Какие заболевания, приводящие к неотложным состояниям, сопровождаются внутренним кровотечением?
  6. Что такое внематочная беременность?
  7. Какова классификация внематочной беременности?
  8. Каковы этиологические факторы развития внематочной беременности?
  9. Какова клиника, диагностика при прогрессирующей внематочной беременности?
  10. Какова клиника, диагностика нарушенной внематочной беременности по типу трубного аборта?
  11. Какова клиника, диагностика нарушенной внематочной беременности с разрывом маточной трубы?
  12. Какова дифференциальная диагностика нарушенной внематочной беременности?
  13. Что такое апоплексия яичника?
  14. Какие бывают формы апоплексии яичников?
  15. Какова клиника и диагностика апоплексии яичника?
  16. Какова дифференциальная диагностика апоплексии яичников?
  17. Что такое перекрут ножки опухоли яичника?
  18. Что входит в состав анатомической и хирургической ножки опухоли яичника?
  19. Каковы причины перекрута опухоли яичника?
  20. Каковы основные клинические симптомы и диагностика при перекруте ножки опухоли яичников?

Заготовьте в рабочей тетради схему конспект «неотложные состояния». Она вам пригодятся при работе на занятии.

Данное занятие имеет особое место в работе по оказанию неотложной помощи и овладению методов исследования гинекологического пациента: осмотр наружных половых органов, осмотр в зеркалах, бимануальное исследование. Для диагностики неотложных состояний следует также обратить внимание на дополнительные методы исследования: пункция заднего свода влагалища, диагностическое выскабливание матки. При наличии возможности ознакомьтесь накануне занятия с рабочим местом своей учебной работы. Заблаговременно приготовьте униформу.

По выполнению программы учебного занятия

Проверьте рабочее место на предмет наличия всего необходимого для Вашей работы. При необходимости обратитесь к преподавателю.

При отработке с 1-го по 12-ый учебных  вопросов занятия воспользуйтесь лекционным материалом «Диагностика неотложных состояний», обратите внимание на клинику неотложных состояний и симптомы «острого живота», изобразите их схематически в рабочих тетрадях.

Контролируйте свои действия. Представьте преподавателю отчет о выполненном задании. Получите задачу на выполнение очередного задания.

При отработке 13-16-го учебных вопросов воспользуйтесь предложенной литературой, материалом лекции. Проведите те же задания, что и при предыдущих вопросах.

При отработке 17-20 учебных вопросов воспользуйтесь лекционным материалом «Диагностика неотложных состояний», обратите внимание на клинику неотложных состояний и симптомы «острого живота», изобразите их схематически в рабочих тетрадях.

Также воспользуйтесь инструментарием и акушерским фантомом, приготовленными к данному занятию. Отработайте технику выполнения манипуляций, пользуясь алгоритмами. Продумайте ответ на вопрос: как это пригодится фельдшеру в его практике. Представьте отчет преподавателю. Приступите с  разрешения преподавателя к выполнению очередного задания.

Усвойте основные термины и понятия:

  • Апоплексия;
  • Лапороскопия;
  • Лапоротомия;
  • Тубэктомия;
  • Овариоэктомия.

При проведении заключительной части учебного занятия

Решите тестовые задания и ситуационные задачи.

Прокомментируйте результаты своей работы по решению контрольных заданий.

Выслушайте преподавателя по оценке деятельности учебной группы и Вас лично. Обратите внимание на анализ преподавателем Вашей предстоящей работы на следующем занятии и нюансы при работе с учебной литературой. Попрощайтесь с преподавателем.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие для студентов первокурсников "У нас так принято", часть 1

Пособие предназначено для студентов нового набора, которые еще не знакомы с правилами внутреннего распорядка техникума. В красочной и юмористической манере студентам раассказывается о манерах, вежливо...

Учебно-методическое пособие для студентов первого курса средних профессиональных учебных заведений по теме "Решение показательных уравнений".

Данное методическое пособие охватывает материал по теме: «Решение показательных уравнений». При решении задач по предложенной теме студенту необходимо владеть комплексом умений, а также новыми знаниям...

Методическое пособие для студентов "Арифметические и логические основы работы компьютера"

В методическом пособие представлен теоретический и практический материал дисциплины «Информатика и ИКТ» по теме «Арифметические и логические основы работы компьютера»....

Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения по дисциплине "Стилистика и культура речи"

Учебно-методическое пособие содержит тематический план дисциплины, содержание дисциплины, методические указания к выполнению работы, варианты контрольных работ, вопросы к зачёту и список литературы дл...

методическое пособие для студентов "Объективный статус"

Разработано для улучшения качества подготовки студентов по практическому занятию "Обективные методы обследования пациента"...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО программе профессионального модуля ПМ. 08.Выполнение работ по профессии бармен в горно-туристских комплексах

Методические рекомендации предназначены для студентов, осуществляющих обучение по профессиональной образовательной программе «Выполнение работ по профессии бармен в горно-туристских комплексах», включ...

Методическая разработка занятий на тему: Изучение природы межличностного конфликта Учебно-методическое пособие для студентов средних медицинских образовательных учреждений по специальностям: 31.02.05 Стоматология ортопедическая

Предлагаемое пособие разработано с учётом государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника медицинского училища, с учётом целей и задач системы непрерывной психологическ...