Методическая разработка практического занятия по теме "Постановка газоотводной трубки. Постановка очистительной клизмы"
методическая разработка
В материале изложены теоретические и практические аспекты темы, изучаемой в рамках предмета Технология выполнения постых медицинских услуг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка занятия "Постановка газоотводной трубки.Постановка очистительной клизмы" | 802.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Московский областной медицинский колледж №4»
Дмитровский филиал
Рассмотрена комиссией профессиональных дисциплин специальности Сестринское дело Протокол №___от «___» _____20__ г. Председатель ______________ | Утверждаю Зав. отделом про УВР ГБПОУ МО «МОМК №4» __________ «___» _________ 20___ г. |
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия №18
по ПМ 02 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
МДК 02.01 Технология выполнения простых медицинских услуг
Тема «Постановка газоотводной трубки.
Выполнение простой медицинской услуги «Постановка очистительной клизмы»
Специальность: 34.02.01 Сестринское дело
Дмитров – 2020
СОГЛАСОВАНО Методист филиала колледжа _____________ «___»_____________ 20___ г. |
Автор – составитель: преподаватель профессионального модуля первой квалификационной категории Гусева Т.В.
Содержание
Стр. | |
Введение | 4 |
Вопросы для самоподготовки | 7 |
Теоретический материал к практическому занятию 1. Клизма 2. Алгоритм постановки очистительной клизмы 3. Постановка газоотводной трубки | 9 9 13 15 |
Задание к внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся | 16 |
Литература | 18 |
Введение
Одной из основных задач модернизации российского здравоохранения является повышение качества и доступности медицинской помощи. Проблема качества медицинской помощи связана с работой не только врачебного, но и безусловно сестринского персонала. Одной из задач совершенствования сестринской деятельности является определение профессиональных требований и ответственности сестринского персонала, расширение профессиональной компетентности и увеличение профессиональной самостоятельности.
Изучение тем по МДК 02.01 Р1 «Технология выполнения простых медицинских услуг» имеет большое, как теоретическое, так и практическое значение.
Для успешного освоения тем необходимы фундаментальные знания, прежде всего «Основы анатомии, физиологии и патологии человека». Используются знания, полученные на других дисциплинах: «Фармакология», «Безопасная среда для персонала и пациентов», «Основы латинского языка с медицинской терминологией», «Основы микробиологии», «Гигиена и экология человека».
На изучение каждой темы отводится 4 часа.
Каждая тема актуальна. Для ухода за пациентами мы должны готовить специально обученный медицинский персонал. Поэтому, подробное изучение данной темы позволит выполнить поставленную задачу.
При проведении занятий по каждой теме, преподаватель учитывает, что все темы имеют огромное значение в будущей работе медицинской сестры, так как от знаний медсестры, особенностей общения с тяжелобольным, его семьей и близкими, зависит психологическое состояние пациента и ее собственное.
Приемы работы студентов: получение задания, участие в беседе, ответы на вопросы, решение ситуационных задач, ознакомление с методическими указаниями. Выполнение тренировочных работ, фиксация и анализ результатов, составление алгоритма действия при решении ситуационных задач – позволяют преподавателю наиболее обстоятельно изучить со студентами темы.
Хорошее оснащение занятия помогает максимально приблизить студентов к реальным обстоятельствам.
При подведении итога практического занятия используются следующие педагогические приемы: поощрение и предоставление помощи нуждающимся в ней студентам. Итоговая оценка отдельным студентам выставляется после с суммирования следующих данных: внешний вид студента, дисциплина на занятии, учет устного ответа, тест - контроля, решения ситуационных задач, самостоятельная работа.
Итоговая общая оценка деятельности всей группы зависит от степени реализации поставленной цели в начале занятия.
Результатом освоения материала является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Решение проблем пациента посредством сестринского ухода», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса
ПК 2.3.Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами
ПК 2.4.Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования
ПК 2.5.Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса
ПК 2.6.Вести утвержденную медицинскую документацию
OK 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
OK 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации
ОК 9 Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности
OK 10 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия
OK 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку
ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
OK 13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей
ОК 14 Сформировать мотивацию здорового образа жизни контингента.
Материальное обеспечение учебного занятия
1. Методические пособия для студентов по каждой изучаемой теме.
2. Ноутбук.
3. Мультимедийная установка.
4. Презентации.
5. Учебные видеофильмы.
6. Фантомы для отработки манипуляций.
7. Оборудование для отработки манипуляций.
8. Сборник тестовых заданий.
9. Сборник ситуационных задач.
10. Рабочая программа.
11. Календарно-тематический план.
Оборудование для проведения занятия:
- фантом пациента;
- муляж таза для проведения клизм -3шт.;
- системы для проведения сифонной клизмы - 3шт.;
- кружки Эсмарха - 3шт.;
- газоотводные трубки (в упаковках) -3шт.;
- клизменные наконечники (в упаковках) -3шт.;
- грушевидные баллоны (50, 100, 200 мл.) -3шт.;
- шпатели 3 шт.;
- судна - 3 шт.;
- перевязочный материал (салфетки);
- ширма - 1 шт.;
- таз эмалированный - 3 шт.;
- перчатки (резиновые) - 20 шт.;
- клеенчатые фартуки - 10шт.;
- непромокаемые мешки - 10шт.;
- впитывающие пеленки (клеенки) - 10шт.;
- емкости с вазелином, вазелиновым маслом, 10% раствором натрия хлорида (магния сульфата), колларголом, настоями лекарственных трав - по одному набору на каждом манипуляционном столике;
- водные термометры - 3 шт.;
- лотки - 6 шт.;
- оформление кабинета по зонам: "палата", "клизменная", "сестринский пост".
Распределение рабочего времени на учебном занятии
1. Организационный момент: 2 мин.
Преподаватель настраивает внимание студентов на работу, отмечает отсутствующих, проверяет внешний вид студентов, готовность аудитории к занятию.
2. Формулировка темы, ее мотивация: 2 мин.
Преподаватель сообщает тему занятия, акцентирует внимание на ее значении в практической деятельности.
3. Определение целей занятия: 3 мин.
Преподаватель знакомит студентов с теми знаниями и практическими навыками, которые будут являться конечным результатом учебно-познавательной и практической деятельности.
4.Повторение пройденного материала: 20 мин.
Преподаватель проводит фронтальный опрос студентов по вопросам, данным накануне для самоподготовки. Для оценки уровня усвоения пройденного материала.
5. Вводный инструктаж: 20 мин
Преподаватель знакомит студентов с новым теоретическим материалом, раскрывает основные понятия по теме. Преподаватель объясняет ход самостоятельной работы студен-тов. Знакомит с методическими пособиями для студентов, инструктирует студентов о соблюдении правил техники безопасности в работе.
6.Демонстрация на фантоме алгоритма выполнения манипуляций по теме: 30 мин
Преподаватель демонстрирует технику проведения манипуляции. Преподаватель демонстрирует учебный видеофильм.
7. Самостоятельная работа:100 мин
1)Самостоятельная работа с методическим пособием для студентов, конспектирование основных понятий и алгоритмов действия манипуляций по теме. 50 мин
Предлагает студентам самостоятельно прочитать теоретический материал в методичке и записать основные понятия в тетрадях. Составить и записать алгоритм действия при манипуляциях.
2)Отработка навыка выполнения манипуляций. Решение ситуационных задач и тестов по теме: 50 мин
Преподаватель направляет и контролирует действия студентов, разъясняет трудные для их понимания вопросы с целью закрепления нового материала, выявления уровня приобретенных знаний. Главная задача – точность выполнения манипуляций. Помогает студентам в решении ситуационных задач и тестов по теме.
8. Подведение итогов занятия. Задание на дом: 3 мин
Преподаватель подводит итог занятия в целом. Оценивает работу студентов в подгруппе и каждого в отдельности. Дает задание на дом.
Критерии оценок различных видов работ на занятии
Фронтальный опрос
«5» – грамотный логичный полный ответ в соответствии с учебным материалом, с умением увязывать знания теории с практикой.
«4» - грамотно изложенный ответ на основе усвоенного материала с характеристикой основных понятий, но с отдельными неточностями в содержании.
«3» - в ответе прослеживается знание основных разделов материала, но изложение неполное, непоследовательное с неточностями в определении понятий.
«2» – ответ неуверенный, неполный, беспорядочно излагается, не выделяется главное, допускаются ошибки в определении понятий.
Ситуационная задача
«5» – легкая ориентация в решении задачи, умение увязывать теорию с практикой, умение провести анализ, поставить и обосновать диагноз, рекомендовать лечение.
«4» – решение задачи с осознанным применением знаний теории и практики, но с отдельными неточностями при анализе и обосновании диагноза.
«3» – решение задачи с помощью преподавателя или учащихся, непоследовательность при анализе, неточности при постановке диагноза и выборе метода лечения, неумение обосновать суждения.
«2» – неумение применить знания при решении задачи, неумение выделить главное, ошибки при анализе, незнание взаимосвязи теории с практикой, неспособность высказать мнение.
Оценка практических умений
«5» – четкое грамотное выполнение манипуляций с теоретическим обоснованием работы, стремление познать новое, использовать дополнительный материал, выраженный интерес к практической деятельности.
«4» – менее свободное выполнение манипуляций, с незначительной помощью преподавателя при теоретическом обосновании, стремление и активность в улучшении результата.
«3» – недостаточно четкое выполнение манипуляций, слабое овладение техникой, затруднения при теоретическом обосновании материала, отсутствие стремления к самостоятельности в работе и выполнению манипуляций.
«2» – неумение самостоятельно выполнять манипуляции, полное отсутствие знаний и интереса к работе.
Студент должен знать:
- виды клизм;
- механизм действия различных видов клизм;
- цели, противопоказания и возможные осложнения при постановке клизм;
- цели, противопоказания и возможные осложнения при применения газоотводной трубки;
- деконтаминация приборов для клизм и наконечников;
- дезинфекция и утилизация предметов разового пользования;
- меры предосторожности при постановке клизм и газоотводной трубки.
Уметь:
- осуществить наблюдение за деятельностью кишечника пациента;
- осуществить постановку всех видов клизм (на фантоме);
- провести беседу с пациентом о цели постановке клизмы, возможных ощущениях;
Вопросы для самоподготовки
- понятие «метеоризм»,
- понятия атонические и спастические запоры,
- определение клизмы,
- абсолютные противопоказания к постановке клизм,
- цели постановки клизм,
- механизм действия всех видов клизм,
- виды клизм,
- отличие лекарственной от очистительной и сифонной клизм,
- сущность послабляющих клизм,
- психологическая и физиологическая подготовка пациентов к клизме,
- оснащение к той или иной клизме,
- растворы, которые используются для той или иной клизмы,
- положение пациентов при постановке клизм,
- глубина введения наконечника (твёрдого или мягкого) в прямую кишку при проведении разных видов клизм,
- поведение пациента после постановки клизмы,
- осложнения, которые могут возникнуть при постановке клизм и сестринские вмешательства при этом,
- показания к применению газоотводной трубки,
- дезинфекция и утилизация инструментов после постановки клизм (многоразовых и одноразовых),
- правила техники безопасности при постановке клизм и газоотводной трубки.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
ТЕРМИН | ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
Клизма | Введение через прямую кишку жидкости с лечебной или диагностической целью. |
Кружка Эсмарха | Специальный резиновый или стеклянный резервуар, соединенный с трубкой для введения жидкости в кишечник. Используется для проведения очистительной клизмы. |
Метеоризм | Пучение, вздутие живота скопившимися кишечными газами. |
Флатуленция | Самостоятельное выделение газов из нижних отделов толстого кишечника, скапливающихся в результате метеоризма. |
Ирригоскопия | Рентгенологическое исследование толстого кишечника. |
Теоретический материал к практическому занятию
1. Клизма
Клизма - это введение жидкости в нижний отдел толстого кишечника с лечебной или диагностической целью. По цели постановки различают виды клизм: очистительная; лекарственная; питательная; сифонная; масляная; гипертоническая; эмульсионная. Каждая из них имеет свои особенности использования. В зависимости от вида клизм, и показания к их применению также различаются.
Процедура должна проводиться только по назначению лечащего врача и желательно под его контролем. Это обусловлено тем, что она имеет ряд противопоказаний, игнорирование которых может нанести вред здоровью.
Запрещается проводить клизму при:
- различного рода воспалениях слизистой оболочки толстой кишки;
- патологиях органов брюшной полости, имеющих острый характер (например, при аппендиците, перитоните);
- склонности к возникновению кишечного кровотечения или при его наличии;
- сердечной недостаточности;
- дисбактериозе;
- кровоточащем геморрое;
- наличии новообразований в толстой кишке.
Кроме того, клизма противопоказана в первые несколько дней после хирургического вмешательства в органы пищеварительной системы.
Независимо от того, какой вид клизмы предполагается использовать, не требуется придерживаться строгих правил перед их применением.
Общие рекомендации:
- за сутки до проведения процедуры желательно исключить из рациона продукты, богатые клетчаткой;
- в день перед клизмой рекомендуется отдать предпочтение первым блюдам.
Если цель процедуры - очищение кишечника, принимать слабительные препараты не нужно. Они никак не влияют на результат.
Все клизмы делаются при положении пациента лёжа на левом боку без подушки, правая нога согнута в колене, или обе ноги прижаты к животу. Если пациенту противопоказано лечь на левый бок или он не в состоянии этого сделать, то клизмы можно делать при положении пациента лёжа на спине, обе ноги при этом согнуты в коленных суставах и прижаты к животу.
Возможные проблемы пациента, возникающие в связи
с постановкой различных видов клизм.
Проблема | Цели | Вмешательства |
Невозможность самостоятельно посещать туалет. | 1. Пациент будет иметь возможность самостоятельно посещать туалет. | 1. Подать судно, если нет возможности двигаться; 2. Обеспечить свободный доступ к туалету. |
Испытывает трудности, связанные с необходимостью осуществлять физиологические отправления в непривычном положении. | 1. Пациент не будет испытывать дискомфорта в связи с необходимостью физиологические отправления в постели. 2. Положение пациента будет физиологически выгодным. | 1. Обучить родственников и пациента принимать физиологически правильное и удобное положение в постели. 2. Создать интимную обстановку (по возможности). |
Страх перед недержанием мочи/кала. | 1. У пациента смягчено чувство страха перед возможным недержанием мочи, кала. 2. У пациента не будет гигиенических проблем из-за недержания мочи, кала. | 1. Психологическая поддержка. 2. Обеспечить свободный доступ к судну, мочеприемнику. 3. Обеспечить пациенту достаточное время для осуществления физиологических отправлений. 4. Снабдить пациента памперсами, внешним катетером. 5. На постель постелить пеленку, клеенку. |
Невозможность самостоятельно осуществлять личную гигиену в области гениталий и ануса. Отсутствие достаточных знаний у пациента о личной гигиене. | 1. Пациент примет помощь сестры или родственников в осуществлении личной гигиены в области гениталий и ануса. | 1. Обучение пациента и его родственников правилам личной гигиены. 2. Обеспечение интимной обстановки для осуществления мероприятий по личной гигиене. 3. Обеспечить пациента всем необходимым для осуществления личной гигиены. |
Нежелание открыто обсуждать вопросы, связанные с физиологическими отправлениями; | 1. Пациент будет свободно (без стеснения) обсуждать вопросы, связанные с физиологическими отправлениями. | 1. Доверительная беседа с пациентом. 2. Оказание психологической поддержки. |
Риск развития инфекции мочевыводящих путей; | 1. Риск развития инфекции мочевыводящих путей сведен до минимума. | 1. Обучение правилам и особенностям проведения мероприятий по поддержанию личной гигиены; 2. Контроль за соблюдением пациентом правил личной гигиены. |
Отсутствие оперативной связи с сестрой при возникновении потребности в физиологических отправлениях. | 1. Будет иметь возможность вызова сестры. 2. Будет иметь удобный доступ к судну, мочеприемнику. | 1. Обеспечить звуковым сигналом для связи. 2.Обеспечить индивидуальным судном и мочеприемником. |
Не умеет пользоваться звуковым сигналом для вызова сестры. | 1. Будет уметь пользоваться звуковым сигналом. | 1. Обучить пользоваться звуковым сигналом. |
КЛИЗМЫ (обучающая таблица)
Виды клизм | Очистительная | Масляная | Гипертоническая | Сифонная | Лекарственная |
Показания | 1. 3апоры и задержка стула различного происхождения. 2. Отравления. 3. Перед операциями, родами. 4. Перед Rg-исследованиями органов брюшной полости и малого таза. | 1. Системные запоры. 2. С целью лечения воспалительного заболевания толстого кишечника. 3. Состояния пациента, при которых натуживание нежелательно. | 1. Запоры, если противопоказана очистительная клизма. 2. Запоры у больных с отеками: • при повышенном внутричерепном давлении; • при гипертонической болезни. | 1. При отсутствии эффекта от очистительной клизмы, газоотводной трубки, приема слабительных. 2. Подозрение на кишечную непроходимость. 3. Удаление из кишечника продуктов брожения, гниения, слизи, гноя, ядов при отравлении. | 1. Воздействие на слизистую оболочку кишечника (местное). 2. Для введения лекарственных веществ общего действия: • судорожный спазм; • сердечная недостаточность и др. |
Противо-показания | 1. Трещины заднего прохода. 2. Ущемленные геморроидальные узлы. 3. Выпадение прямой кишки. 4 Воспаление брюшины и желудочно-кишечные кровотечения. 6. Послеоперационный период. | 1. Трещины заднего прохода. 2. Ущемленные геморроидальные узлы. 3. Выпадение прямой кишки. | 1. Трещины заднего прохода. 2. Ущемленные геморроидальные узлы. 3. Выпадение прямой кишки. | 1. Те же, что и для очистительной клизмы. 2. Воспаление брюшины, аппендицит. 3. Кишечные кровотечения. 4. Проведение в отсутствии врача. | 1. Кишечные кровотечения. 2. Трещины заднего прохода. 3. Выпадение прямой кишки. |
Механизм | 1. Усиление перистальтики. 2. Разрыхление и облегчение выведения кала. 3. Очищающее действие. | 1. Размягчение каловых масс. 2. Проникновение между стенками кишки и калом, облегчение его выведения. 3.Усиление перистальтики. 4. Очищающее действие без натуживания. | 1. Раздражение стенки кишечника, усиление перистальтики, вызов притока воды из тканей в просвет кишки, образование обильного жидкого стула. 2. Уменьшение отеков, снижение АД. | 1. Механизм действия основан на принципе сообщающихся сосудов. Размывание каловые масс водой, удаление из кишечника кала, ядовитых веществ. 2. Очищающее действие | Всасывание лекарств через слизистую кишечника |
Время | 10-15 минут | 10-12 часов | 20—30 минут | В процессе процедуры, до чистых промывных вод | |
Жидкость, | Вода | Растительные масла, вазелиновое масло | 10% раствор NаС1, 20-30% раствор МgS04 | Вода, раствор питьевой соды, слабый раствор КМn04 | Противовоспалительные, гормональные, обезболивающие лекарств. ср-ва, масла, настои трав |
Количество вводимой | Взрослым - 1-1,5 литра | Взрослым -100-150 мл Детям – 30-50 мл | Взрослым -100-150 мл | Примерно 10-12 литров | 50 мл |
Температура вводимой | Комнатная - 20°С, при атоническом запоре - 12-16°С; при спастическом запоре - 42° | 37-38°С | 37-38°С | По указанию врача или 30°С (при отсутствии спец. указаний) | 38-42°С |
Глубина | Вводят на 5 - 10 см (пластмассовый наконечник) | Вводят на 15-20 см | Вводят на 10- 12 см | Вводят на 30-40 см (толстый зонд) | Вводят газоотводную трубку на максимально возможную глубину или на длину наконечника грушевидного баллона. |
2. Алгоритм постановки очистительной клизмы
(согласно ГОСТ Р 52623.3-2015)
Материальные ресурсы:
Приборы, инструменты, изделия медицинского назначения | Кружка Эсмарха. Соединительная трубка. Зажим. Ректальный наконечник стерильный. Водный термометр. Судно (при необходимости). |
Лекарственные средства | Вазелин. |
Прочий расходный материал | Перчатки нестерильные. Фартук клеенчатый. Клеенка. Штатив. Таз. Пеленка. Емкость для утилизации и дезинфекции. Шпатель. Ширма (при необходимости). |
Подготовка к процедуре:
1) Идентифицировать пациента, представиться, объяснить ход и цель процедуры. Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру. В случае отсутствия такового уточнить дальнейшие действия у врача.
2) Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
3) Надеть фартук и перчатки.
4) Собрать систему, подсоединить к ней наконечник, закрыть систему зажимом.
5) Налить в кружку Эсмарха рекомендуемый объем воды определенной температуры.
6) Заполнить систему водой.
7) Подвесить кружку Эсмарха на подставку высотой 75-100 см, открыть вентиль слить немного воды через наконечник, вентиль закрыть.
8) Смазать наконечник вазелином.
Выполнение процедуры:
1) Уложить пациента на левый бок на кушетку, покрытую клеенкой, свисающей в таз. Ноги пациента должны быть согнуты в коленях и слегка подведены к животу.
2) Выпустить воздух из системы.
3) Развести одной рукой ягодицы пациента.
4) Ввести другой рукой наконечник в прямую кишку, проводя первые 3-4 см по направлению к пупку.
5) Открыть вентиль (зажим) и отрегулировать поступление жидкости в кишечник.
6) Попросить пациента расслабиться и медленно подышать животом
7) Закрыть вентиль после введения жидкости и осторожно извлеките наконечник.
Окончание процедуры:
1) Предложить пациенту задержать воду в кишечнике на 5-10 мин.
2) Проводить пациента в туалетную комнату.
3) Разобрать систему, наконечник, кружку Эсмарха и клеенку подвергнуть дезинфекции.
4) При необходимости подмыть пациента.
5) Снять перчатки, опустить их в емкость для дезинфекции.
6) Обработать руки гигиеническим способом, осушить.
7) Уточнить у пациента его самочувствие.
Достигаемые результаты и их оценка: У пациента происходит освобождение нижнего отдела толстого кишечника от каловых масс.
Постановка очистительной клизмы | Кружка Эсмарха |
3. Постановка газоотводной трубки.
Цель. Выведение газов из кишечника.
Показания. Метеоризм.
Противопоказания. Кишечное кровотечение; кровоточащая опухоль прямой кишки; острое воспаление анального отверстия.
Оснащение. Стерильная газоотводная трубка, соединенная посредством контрольного стекла с резиновой трубкой длиной 30-50 см; вазелин; судно с небольшим количеством воды; клеенка; пеленка; резиновые перчатки; марлевая салфетка; мазь цинковая; емкость с маркировкой «Для клизменных наконечников» с дезраствором.
Техника постановки газоотводной трубки.
1. Под пациента подстилают клеенку и пеленку.
2. Укладывают пациента на левый бок с согнутыми в коленях и подтянутыми к животу ногами. Если пациент не может повернуться на бок, то он остается лежать на спине, ноги согнуты в коленях и разведены.
3. Смазывают закругленный конец газоотводной трубки вазелином.
4. Надев резиновые перчатки, раздвигают левой рукой ягодицы, а правой, взяв трубку марлевой салфеткой, вводят ее вращательными движениями, соблюдая все изгибы прямой кишки, на глубину 20 - 25 см. Наружный конец резиновой трубки - удлинителя опускают в судно с водой, поставленное на постели или, еще лучше, у постели пациента на табурет.
5. Через 1,0 - 1,5 ч трубку следует извлечь, даже если не наступило облегчение, во избежание образования пролежней на стенке прямой кишки.
6. После извлечения газоотводной трубки пациента следует подмыть. В случае покраснения анального отверстия его смазывают подсушивающей мазью, например, цинковой.
7. Систему после использования сразу же подвергают дезинфекции.
Примечания. В течение суток трубку можно вводить 2 - 3 раза. Если вода в судне пузырится, значит, газы отходят. Если облегчения после постановки газоотводной трубки не наступило, то по назначению врача следует поставить очистительную клизму.
Постановка газоотводной трубки
Задание к внеаудиторной самостоятельной
работе обучающихся
- Изучить материал в учебнике «Основы сестринского дела» Обуховец Т.П., Чернова О.В. Стр.598-602, 611-612,
- Изучить конспект.
- Отработать технику манипуляций.
- Решить ситуационные задачи.
- Решить тестовое задание.
Ситуационные задачи по теме
"Клизмы. Постановка газоотводной трубки"
Задача 1. Лечащий врач назначил пациенту, находящемуся на постельном режиме, с целью опорожнения кишечника очистительную клизму. Пациент часто страдает запорами. Проведите психологическую подготовку пациента (статиста) к процедуре, произведите манипуляцию (на фантоме) и дайте рекомендации пациенту (статисту) по профилактике запоров (независимое сестринское вмешательство).
Задача 2. Обучите родственника пациента (статиста) постановке газоотводной трубки больному с целью облегчения состояния при метеоризме. Используйте приёмы эффективного обучения. Дайте рекомендации по профилактике метеоризма.
Для демонстрации алгоритма проведения манипуляции используйте муляж.
Тестовое задание «Виды клизм»
Выберите один правильный ответ
- Для макроклизмы необходимо приготовить воды:
а) 100-500 мл
б) 500-1 000 мл
в) от 1 до 10 литров
г) 10-15 литров
- У пациента задержка стула более 48 часов, это проблема:
а) второстепенная
б) настоящая
в) потенциальная
- Показание для постановки очистительной клизмы:
а) воспалительные заболевания прямой кишки
б) подготовка пациента к извлечению желудочного содержимого
в) первые дни после операции на ЖКТ
г) перед постановкой лекарственной клизмы
- К послабляющим клизмам относится:
а) питательная
б) очистительная
в) лекарственная
г) масляная
- Проведение клизмы относится к ______________ сестринскому вмешательству.
а) зависимому
б) независимому
в) взаимозависимому
- Показанием для постановки сифонной клизмы не является:
а) отсутствие эффекта от очистительной клизмы
б) подозрение на кишечную непроходимость
в) подготовка пациента к рентгенологическому исследованию ЖКТ
г) удаление из кишечника продуктов брожения, гниения, ядов
- При спастических запорах чаще назначается ________________ клизма.
а) гипертоническая
б) очистительная
в) сифонная
г) масляная
- Показание для постановки клизмы:
а) выпадение прямой кишки
б) капростаз
в) острое воспалительное заболевание прямой кишки
г) энурез
- К микроклизмам не относится:
а) гипертоническая
б) очистительная
в) лекарственная
г) масляная
- При атонических запорах чаще назначается ________________ клизма.
а) гипертоническая
б) очистительная
в) сифонная
г) масляная
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство, год издания |
1 | Основы сестринского дела | Обуховец Т.П., Чернова О.В. | Ростов н/Д: «Феникс», 2017 |
2 | Основы сестринского дела: Алгоритмы манипуляций | Широкова Н.В. и др. | М.: ГЭОТАР Медиа, 2015 |
Дополнительные источники:
№ п/п | Наименование | Автор | Издательство, год издания |
1 | Основы сестринского дела | АббясовИ.Х., Двойников С.И., Карасева Л.А. и др. | М.: Издательский центр «Академия», 2007 |
2 | Основы сестринского дела | ОбуховецТ.П.Склярова Т.А., Чернова О.В | Ростов н/Д: «Феникс», 2006 |
Интернет-ресурсы:
http://dezsredstva.ru/ - методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные документы;
http://www.consultant.ru/- нормативные документы;
http://www.recipe.ru/ - нормативные документы;
www.med-pravo.ru – нормативные документы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия " Отработка практических навыков по уходу за новорожденным с гемолитической болезнью"
Методическая разработка составлена в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности: 31.02.02 «Акушерское дел...
Методическая разработка практического занятия по теме "Проведение сифонной клизмы. Проведение лекарственной клизмы"
Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия по ПМ 02 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях МДК 02.01 Технология выполнения простых медицинских услуг...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя по дисциплине: «Гигиена и экология человека» Тема занятия:«Определение и оценка физических параметров воздушной среды в помещении»
Физические параметры воздушной среды (температура воздуха, влажность воздуха, скорость движения воздуха) в помещении, а также естественная освещенность оказывают влияние на состояние здоровья населени...
Методическая разработка практического занятия. Тема: «Обучение применению холода, постановке компрессов (холодного, согревающего)»
Тема: «Обучение применению холода, постановке компрессов (холодного, согревающего)»...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия по 01.01.4 Пропедевтика в акушерстве и гинекологии ПМ01 Тема занятия: Проведение диагностики ранних и поздних сроков беременности и обследования беременных, обследования внутриутробного состояния пло
Методическая разработка практического занятия. 2021г....
Методическая разработка практического занятия "Повторительно-закрепляющее занятие по разделу пищеварительная система"
Данная методическая разработка составлена для преподавателя в соответствии с требованиями ФГОС СПО третьего поколения, на основании рабочей программы по дисциплине «Анатомия и физиология человек...
Методическая разработка практического занятия для преподавателя Сестринское дело в терапии Тема занятия: Субъективное и объективное обследование пациента
Методическая разработка практического занятия по теме «Субъективное и объективное обследование пациента» составлена в соответствие в требованиями ФГОС III и предназначена для успешного и о...