Сестринская помощь при ожирении
методическая разработка
Методическая разработка учебного занятия по теме «Сестринская помощь при ожирении» создана с целью обеспечения учебно-методической документацией образовательного процесса по реализации основной профессиональной образовательной программы по профессиональному модулю 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (сестринская помощь при нарушениях здоровья)» для специальности 34.02.01 Сестринское дело ( базовая подготовка), а также с целью обмена опытом в технологии представления учебной информации по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mr_sp_pri_ozhirenii_4.docx | 965.52 КБ |
Предварительный просмотр:
- -
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКЫ
«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 5» (ОП №1)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
учебного занятия по теме
«Сестринская помощь при ожирении»
Профессиональный модуль 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
МДК.02.01
Сестринский уход при различных состояниях и заболеваниях.
(сестринская помощь при нарушениях здоровья)
Специальность:34.02.01 Сестринское дело ( базовая подготовка) |
Москва 2017
Рассмотрена и одобрена на заседании Методической цикловой комиссии «Профессиональные модули базовой подготовки» № _____ от «___» _________2017г. | Утверждена на заседании методического совета Протокол № _____ от «___» _________2017г. | |||
Председатель МЦК _______________ | ||||
Согласовано | Утверждена | |||
Методист ГБПОУ МК №5(ОП№1) ____________ «___»________________2017г | зам. директора по учебной работе МК № 5(ОП №1) _______. «___»________________2017г | |||
Составитель: | ||||
З.И. Зуева | Преподаватель клинических дисциплин, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ МК №5 ( ОП№1) | |||
Рецензенты: | ||||
Е. А. Соколова С.В.Ильинская | Главная медицинская сестра ГБУЗ города Москвы « ГКБ № 52 Департамента здравоохранения города Москвы».
Преподаватель клинических дисциплин, преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ МК №5 (ОП№1) Содержание |
стр.
1 | Пояснительная записка…………………………………………………. | 5 |
2 | Методический блок……………………………………………………… | 9 |
актуальность темы………………………………………………………. | 10 | |
рекомендации по работе с методической разработкой…………………. | 11 | |
тема, вид занятия, тип занятия, количество часов, мотивация деятельности студентов…………………………………………………… | 12 | |
цели занятия……………………………………………………………….. | 13 | |
место проведения занятия и оснащение, домашнее задание…………… | 14 | |
междисциплинарные связи……………………………………………….. | 16 | |
внутридисциплинарные связи……………………………………………. | 17 | |
критерии оценок…………………………………………………………… | 18 | |
оценочный лист……………………………………………………………. | 21 | |
список литературы………………………………………………………… | 22 | |
план занятия……………………………………………………………….. | 24 | |
3 | Информационный блок…………………………………………………. | 25 |
терминологический словарь……………………………………………… | 27 | |
опорный конспект «Сестринская помощь при ожирении» ,………….. | 28 | |
4 | Блок контроля знаний…………………………………………………... | 38 |
материалы для контроля исходного уровня знаний…………………… | 40 | |
материалы для закрепления нового материала………………………... | 42 | |
материалы для контроля эффективности усвоения материала……….. | 46 | |
эталоны ответов…………………………………………………………… | 53 | |
Рефлексия………………………………………………………………….. | 57 | |
5 | Приложение………………………………………………………………. | 58 |
ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ
Методическая разработка учебного занятия по теме «Сестринская помощь при ожирении» создана с целью обеспечения учебно-методической документацией образовательного процесса по реализации основной профессиональной образовательной программы по профессиональному модулю 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (сестринская помощь при нарушениях здоровья)» для специальности 34.02.01 Сестринское дело ( базовая подготовка), а также с целью обмена опытом в технологии представления учебной информации по данной теме.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме «Сестринская помощь при ожирении» в соответствии с рабочей программой по профессиональному модулю 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК. 02.01 «Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (сестринская помощь при нарушениях здоровья)» для специальности 34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка). Цель создания методической разработки вызвана трудностью усвоения студентами данного материала из-за большого объема информации в учебной литературе.
С целью оптимизации восприятия материала по данной теме в информационном блоке помещен опорный конспект, включающий материал по организации сестринской помощи пациентам при ожирении. Объём дидактического материала обосновывается возможностью варьировать им в зависимости от подготовленности группы и возможностей преподавателя применить его на данном учебном занятии.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы в соответствии ФГОС
по специальности 34.02.01 Сестринское дело студент должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основному виду профессиональной деятельности:
ПК 2. 1. Представлять информацию в понятном для пациента виде,
объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2. 2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства,
взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2. 3. Сотрудничать с взаимодействующими организациями и
службами.
ПК 2. 4. Применять медикаментозные средства в соответствии с
правилами их использования.
ПК 2. 5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования
и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-
диагностического процесса.
ПК 2. 6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2. 7.Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2. 8.Оказывать паллиативную помощь.
Материалы данной методической разработки способствуют реализации профессиональных компетенций:
2. 1.Представлять информацию в понятном для пациентов виде,
объяснять ему суть вмешательств, взаимодействуя с участниками
лечебного процесса.
2. 2.Осуществлятьлечебно-диагностические вмешательства,
взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
2. 3. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами
их использования.
2. 4. Вести утвержденную медицинскую документацию.
2. 5.Осуществлять реабилитационные мероприятия.
Материалы информационного блока методической разработки могут применяться при самоподготовке студентов к занятию по данной теме и при выполнении студентами самостоятельной внеаудиторной работы.
При проведении занятия с применением учебного материала данной методической разработки мобилизуются знания студентов, полученные при изучении общепрофессиональных дисциплин «Анатомия и физиология человека», «Фармакология», «Основы патологии», «Психология», профессионального модуля 04. Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская сестра по уходу за больными», ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий.
Методическая разработка состоит из блоков:
1.Методический блок:
- актуальность темы;
- рекомендации по работе с методической разработкой;
- тема, вид занятия, тип занятия, количество часов;
- мотивация деятельности студентов;
- цели занятия;
- место проведения занятия и оснащение;
- междисциплинарные связи;
- внутридисциплинарные связи;
- критерии оценок;
- оценочный лист;
- список литературы;
- домашнее задание;
- план занятия.
2.Информационный блок:
- терминологический словарь ;
- опорный конспект «Сестринская помощь при ожирении».
3. Блок контроля знаний:
- задание №1 Заполнение схемы «Обследование больных с заболеваниями органов эндокринной системы и обмена веществ»;
- задание №2 . Ситуационная задача №1, для закрепления нового материала, методические указания к ней;
- задание № 3.Тестовые задания – вариант №1 и вариант №2 для
- итогового контроля знаний;
- эталоны ответов к схеме, задаче, тестовым заданиям.
1. Приложения.
В процессе занятия учебная информация визуализируется с помощью
мультимедийного проектора и экрана.
МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Ожирение – одно из распространенных заболеваний эндокринной системы, характеризующееся избыточным накоплением жира в различных тканях и органах человека. Оно возникает тогда, когда поступление энергии в организм превышает энергетические расходы и представляет опасность для здоровья. Во всем мире сейчас насчитывается около 250 млн. людей, страдающих ожирением, что составляет 7% всего взрослого населения планеты (У.Брау.1999г.). Эксперты ВОЗ предполагают двукратное увеличение количества лиц с ожирением к 2020-2025 гг. по сравнению с 2000г., что составляет 45-50% населения США, 30-40% - населения Австралии, более 20% - Бразилии и России. Ожирение признано ВОЗ новой хронической неинфекционной «эпидемией» XXI века. Ожирение встречается у мужчин, женщин и детей. С ожирением связано увеличение заболеваемости сердечно-сосудистойсистемы:артериальнойгипертонией,гиперхолестеринемией,ишемической болезнью сердца, являющихся основной причиной смертности и инвалидности как во всем мире, так и в России. Наблюдается повышение заболеваемости и другими сопутствующими ожирению заболеваниями: нарушение углеводного обмена, включая сахарный диабет, деформирующий артроз, заболевания печени и желчного пузыря, тромбоэмболические состояния, онкологические заболевания. Ожирение – это временная нетрудоспособность, инвалидность, снижение качества жизни и преждевременная смерть
Правильная организация сестринской помощи, грамотная тактика медицинской сестры, санитарно-гигиеническое воспитание и обучение населения факторам здорового образа жизни, согласно современным данным науки и практики, позволят улучшить не только прогноз течения данного заболевания, но и предупредить развитие осложнений на ранних стадиях.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ
С МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКОЙ
1. Методическая разработка содержит перечень профессиональных и общих компетенций, требования к знаниям и умениям, с которыми рекомендуется знакомить студентов на каждом этапе занятия.
2. Исходный уровень знаний студентов предлагается определять в форме заполнения схемы «Обследование больных с заболеваниями органов эндокринной системы и обмена веществ» с последующей демонстрацией схемы с эталоном ответа на экране.
3. С целью изучения нового материала и расширения знаний по теме занятия для лучшего его усвоения студентам предлагается опорный конспект, видеоматериалы и иллюстрации (см. приложение).
4. С целью закрепления изучаемого материала студентам предлагается решение ситуационной задачи с использованием рекомендаций по ее выполнению.
5. На этапе контроля эффективности усвоения нового материала предлагается выполнение тестовых заданий в 2 вариантах.
6. Продолжительность каждого этапа занятия может варьироваться в зависимости от исходного уровня знаний и работоспособности студентов.
7. В ходе занятия рекомендуется использовать прием взаиморецензирования, согласно инструкции, предложенным в данной методической разработке, что позволит студентам оценить степень достижения поставленных целей, осознать ответственность за конечный результат и будет способствовать дополнительной мотивации к изучению темы.
8. Материалы информационного блока методической разработки могут быть предложены студентам для подготовки к занятиям по другим темам и создания ими материалов по внеаудиторной самостоятельной работе.
9. В приложении предлагаются рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.
НАЗВАНИЕ ПМ и МДК
ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
МДК. 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (сестринская помощь при нарушениях здоровья).
ТЕМА: «Сестринская помощь при ожирении »
ВИД ЗАНЯТИЯ: Теоретическое
ТИП ЗАНЯТИЯ: Изучение нового материала
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 2 часа.
МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Ожирение встречаются у пациентов различного возраста. Прогноз заболевания благоприятный при своевременном лечении и наблюдении за пациентами. Течение заболевания будет зависеть от развития осложнений со стороны других органов и систем и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни. Поэтому представляется чрезвычайно важным формирование у Вас, будущих медицинских сестер, профессиональных компетенций по организации сестринской помощи пациентам с ожирением для улучшения качества их жизни и профилактики возможных осложнений.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Тема является чрезвычайно ёмкой и трудной для понимания, обучение будет продолжено при изучении других тем профессионального модуля 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» для специальности 34.02.01 Сестринское дело ( базовая подготовка).
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ: научиться выявлять и распознавать проблемы
пациентов при ожирении, проводить оценку функционального состояния пациентов с заболеваниями эндокринной системы и обмена веществ, планировать и осуществлять сестринские вмешательства с учетом выявленных проблем, обучать пациентов методам профилактики развития заболевания.
В результате изучения темы «Сестринская помощь при ожирении» для формирования профессиональных компетенций по организации сестринского ухода за пациентами и выполнению сестринских вмешательств с учетом состояния пациента студент должен
знать:
- этиологию, классификацию ожирения;
- основные жалобы и симптомы при ожирении;
- принципы диагностики и лечения ожирения;
- особенности сестринской помощи при уходе за пациентами с ожирением;
- методы реабилитации и профилактики ожирения.
уметь:
- проводить первичную оценку состояния пациентов с ожирением в условиях решения ситуационных задач;
- формулировать и обосновывать состояние пациентов в условиях решения ситуационных задач;
- выявлять проблемы пациента, планировать оказание сестринской помощи в условиях решения ситуационных задач;
- обосновывать сестринские вмешательства по оказанию сестринской помощи пациентам в условиях решения ситуационных задач.
РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ: развивать способность анализировать собственную деятельность и принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность; формировать умения продуктивного взаимодействия с окружающими с целью овладения общими компетенциями:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их
выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и
нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой
для постановки и решения профессиональных задач;
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: Продолжить формирование положительных профессиональных черт личности, воспитание милосердия, сострадания, терпения, отзывчивости и честности, соблюдения принципов медицинской этики и деонтологии.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ - кабинет «Сестринское дело»
ОСНАЩЕНИЕ
1.Методическое оснащение
- Методическая разработка по теме «Сестринская помощь при ожирении».
- Раздаточный материал по теме «Сестринская помощь при ожирении»:
- ситуационные задачи;
- тестовые задания;
- сестринские истории болезни.
2.Материально-техническое оснащение
Каждый студент имеет рабочее место.
При решении ситуационных задач используются:
- сестринская история болезни;
- план сестринского ухода.
Дополнительные технические средства обучения
- видеоматериалы;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
- таблицы.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
В.Г. Лычев ,В.К.Карманов. « Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи» - М.; Форум:инфра-м,2015.- 544с.-
(Профессиональное образование).
Выучить материал стр.379-383.
Самостоятельная работа студентов.
Подготовить, по выбору, сообщение по темам:
1.Сестринская помощь при ожирении.
2.Диетотерапия при ожирении.
3. Факторы риска развития ожирения.
Междисциплинарные и интеграционные связи для ПМ. 02
Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
Внутридисциплинарные и интеграционные связи (внутри ПМ. 02)
«Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»
I. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОТВЕТА НА ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС
«5 баллов»
- Материал усвоен в объеме, определенном ФГОС, изложен логично в соответствии с нормами литературой речи, даются правильные формулировки, точные определения терминов, обнаруживается полное понимание и обоснование ответа. Студент правильно отвечает на вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания студентом данного материала.
«4 балла»
- Ответ студента в основном удовлетворяет перечисленным выше требованиям, однако, требуется и используется некоторая помощь преподавателя. Студент знает и понимает положения данной темы, допускаются некоторые неточности и несущественные ошибки, которые исправляются после замечаний, материал излагается недостаточно последовательно и систематизировано, выводы доказательны.
«3 балла»
- Ответ студента неполный, хотя он понимает основные характеристики явления по описываемой проблеме. Требуется существенная помощь преподавателя для более глубокой характеристики предмета или явления. Студент знает и понимает положение данной темы нетвердо, допускаются неточности, которые исправляются после существенной помощи преподавателя, материал излагается непоследовательно и бессистемно, выводы недостаточно доказательны.
«2 балла »
- Студент не понимает основные характеристики явления по описываемой проблеме, студент не знает и не понимает основных положений данной темы. Материал излагается путано и неуверенно, выводы отсутствуют.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕШЕНИЯ
ПРОБЛЕМНО-СИТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧИ
В баллах оценивается решение проблемно-ситуационной задачи и качество рецензирования, сформулированных соревнующейся подгруппой.
I. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНО-СИТУАЦИОНННОЙ ЗАДАЧИ (В БАЛЛАХ)
5 баллов - студент полно, со знанием сущности заболевания и его осложнений ответил на все поставленные в задаче вопросы. Настоящие, приоритетные и потенциальные проблемы выявлены точно. План сестринского процесса составлен с учетом всех требований современной медицинской науки и практики здравоохранения.
4 балла – студент неполно, но со знанием сущности заболевания и его осложнений ответил на все поставленные в задаче вопросы. Настоящие, приоритетные и потенциальные проблемы данной патологии выявлены неточно. План сестринского ухода за пациентом составлен с негрубыми ошибками.
3 балла – студент неполно, без знания сущности заболевания и его осложнений ответил на все поставленные в задаче вопросы. Настоящие, приоритетные и потенциальные проблемы данной патологии выявлены с ошибками. План сестринского процесса составлен с грубыми ошибками.
2 балла – студент не ответил на все поставленные в задаче вопросы. Знания по заболеванию скудные или отсутствуют, нет правильного понимания причин, вызвавших данную патологию. Настоящие, приоритетные и потенциальные проблемы данной патологии не выявлены, составленный план сестринского процесса не соответствует требованиям современной науки и практики здравоохранения.
II. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА РЕЦЕНЗИРОВАНИЯ (В БАЛЛАХ)
«2 балла»
- вопросы грамотные, носят проблемный характер. Анализ деятельности и знаний отвечающих товарищей основан на глубоких знаниях рецензента.
«1 балл»
- вопросы поверхностны. Анализ деятельности и знаний отвечающих товарищей основан на ошибочных или неточных знаниях рецензента.
«0 баллов»
- вопросы не задаются или неверны по смыслу. Анализ деятельности и знаний отвечающих товарищей не обеспечен знаниями рецензента (анализ отсутствует).
Критерии оценки решения задач по оказанию неотложной помощи
«5» - отлично
– правильная оценка характера патологии, полное, последовательное перечисление действий с аргументацией каждого этапа.
«4» - хорошо
– правильная оценка характера патологии, полное, последовательное перечисление действий, затруднение аргументации.
«3» - удовлетворительно
– правильная оценка характера патологии; неполное перечисление или нарушение последовательности действий, затруднение аргументации.
«2» - неудовлетворительно
– неверная оценка ситуации или неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению состояния пациента.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
Оценка | Правильных ответов, % |
5 («отлично») | 90-100 |
4 («хорошо») | 80-89 |
3 («удовлетворительно») | 70-79 |
2 («неудовлетворительно») | менее 70 |
Оценочный лист группы № , бригады №
Инструкция к оценочному листу:
Контроль знаний и умений проводится преподавателем на каждом этапе на протяжении всего практического занятия и
фиксируется в оценочном листе группы
Список студентов | Задание №1 | Задание №2 | Задание (дополни тельное)
| Задание № 3 | |
Заполнение схемы | Решение ситуационной задачи | Рецензи-рование | Решение тестовых заданий | Итого | |
Макси-мальное коли-чество баллов | 5 | 5 | 2 | 5 | 17 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная:
1.Лычев В.Г., Карманов В.К. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: 2-е изд., перераб. и доп.М.: Форум:инфра-м.,2015.-544с.:( Профессиональное образование).
Дополнительная:
- Лычев В.Г., Карманов В.К. Руководство по проведению практических занятий по предмету « Сестринское дело в терапии с курсом первичной
Медицинской помощи»:М.:Форум:инфра-м.,2014-384с.- (Профессиональное образование).
- Корягина Н.Ю, [и др.]; под ред. З.Е. Сопиной. – М Организация специализированного сестринского ухода: учеб. пособие/.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 464 с.: ил.
- Мухина С.А, Тарновская И.И Практическое руководство по предмету «Основы сестринского дела»; –2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 512 с. : ил.
- Мухина С.А, Тарновская И.И. Теоретические основы сестринского дела: учебник/– 2-е изд., испр. и доп. – М.: ГЭОСТАР- Медиа, 2015. – 368 с.: ил.
- Смолева Э.В. Терапия с курсом первичной медико-санитарной помощи/ – Изд. 10-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 652, [1] с. : ил. –(Среднее профессиональное образование).
Справочная:
- Бычков А. А.Диагностический справочник. ТЕРАПИЯ;– «Феникс»
- Бобко Л.Н., Задравнов АА., Пасисшвили Л.М., Шапкин В.Е..-
Справочник по терапии с основами реабилитации. « Феникс»
- Жмуров В.А., Кашуба Э.А. Малишевский М.В. Руководство по факультетской терапии;– ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ
Для преподавателей
- Гончарик И. И. Практическое пособие по терапии/И. И. Гончарик, В. П. Сытый. – Мн.: Высшая школа., 20115. – 525 с.
2. Окороков А. Н. Диагностика болезней внутренних органов: Т.5, кн.1.
Болезни обмена веществ. М.: Мед. Лит., 2015. – 464 с.
3 Окороков А. Н. Лечение болезней внутренних органов. - М.: Мед.
Лит., 2014. – 464 с.
Интернет ресурсы:
http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/zabolevanija_endocrinology/obesity
http://medicina.dobro-est.com/ozhirenie-razvitie-simptomyi-prichinyi-i-lechenie-ozhireniya.html
http://lookmedbook.ru/disease/ozhirenie
http://mymedicalportal.net/222-ozhirenie.html
План занятия
№ п/п | Этапы занятия | Вре мя (мин.) | Методы, средства обучения и контроля | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
1. | Организационный момент | 2 | Проверяет готовность студентов к занятию Отмечает отсутствующих, заполняет журнал. | Приветствуют преподавателя, называют отсутствующих. | |
2. | Активизация познавательной деятельности: -сообщение темы, цели и плана занятия: | 3 | Вступительное слово преподавателя | Раскрывает важность и значимость темы. Сообщает студентам тему, цели и план занятия. | Записывают в тетради тему и цели занятия. Настраиваются на учебную деятельность |
3. | Контроль исходного уровня знаний | 15 | Заполнение схемы . | Инструктирует студентов, Демонстрирует схему, «Обследование больных с заболеваниями органов эндокринной системы» корректирует ответы студентов | Заполняют схему, проводят самопроверку по предложенной заполненной схеме на экране обсуждают полученный результат, отвечают на вопросы преподавателя. |
4. | Изучение нового материала | 25 | Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный (объяснение с демонстрацией видеоматериалов) | Мотивирует студентов к изучению нового материала. объясняет студентам учебный материал, сопровождает объяснение демонстрацией видеоматериалов. | Конспектируют учебный материал в тетради, смотрят видеоматериалы. . |
5. | Закрепление нового материала | 20 | Репродуктивный. Решение ситуационных задач. Рецензирование. Частично- поисковый | Инструктирует студентов по проведению задания раздает задачи, наблюдает за работой студентов, корректирует ее. Деятельность студентов обеспечивает ситуационными задачами, планами ухода.. | Выполняют предложенное задание, выявляют нарушенные потребности проблемы ,определяют ИМТ, ОТ/ОБ , оценивают показатели оформляют медицинскую документацию, обсуждают составленные планы ухода, проводят рецензирование деятельности . |
6. | Контроль эффективности обучения | 15 | Программированный (тестовый ) | Организует работу студентов на этапе контроля, раздает тесты контролирует ответы студентов по результатам тестирования, корректирует полученные результаты. | Выполняют предложенное задание, отвечают на тесты, обсуждают полученные результаты , отвечают на вопросы преподавателя. |
7. | Рефлексия | 5 | Проблемный | Предлагает студентам обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки | Обобщают изученный материал, анализируют допущенные ошибки. |
8. | Подведение итогов занятия | 3 |
Анализ | Оценивает работу группы, выставляет отметки и комментирует их. | Слушают комментарии преподавателя по выставляемым оценкам. |
9. | Домашнее задание | 2 | Инструктаж | Дает разъяснения по выполнению домашнего задания и ВСР. | Записывают задание на дом: Учебник. 1 стр. 379-383 повторить ВСР: сообщения по выбору |
Общее время занятия (мин) | 90 |
ИНФОРМАЦИОННЫЙ
БЛОК
Опорный конспект
«Сестринская помощь при ожирении»
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Артериальное давление | Давление в артериях, в результате сердечной деятельности. |
Антропометрия | Метод определения особенностей морфологии человека. |
Анорексия | Синдром отсутствия аппетита. |
Анорексические средства | Средства, подавляющие аппетит. |
Диета | Образ жизни, режим питания. |
Диетотерапия | Метод лечения с применением лечебной индивидуальной диеты. |
Индекс Кетле | Отношение роста к массе тела в квадрате. |
Липолиз | Расщепление жиров. |
Липосакция | Локальное удаление жира. |
Метаболизм | Обмен веществ в организме. |
Пульс | Колебание сосудистой стенки в результате сердечной деятельности. |
Тахикардия | Частота сердечных сокращений более 100 в минуту. |
ЧДД – число дыхательных движений | ЧДД у взрослого человека в покое составляет 16-20 в минуту. |
Ожирение
Ожирение – заболевание, характеризующееся избыточным накоплением жировой ткани в различных органах человека и приводящее к увеличению массы тела на 20% и более.
В зависимости от массы тела различают ожирение:
- I степени (увеличение массы по сравнению с «идеальной» более чем на 29%);
- II степени (избыток массы тела составляет 30–49%);
- III степени (избыток массы тела равен 50–99%);
- IV степени (избыток массы тела составляет 100% и более).
Выделяют ожирение :
- первичное (алиментарное, конституционно-наследственное)
- вторичное (симптоматическое).
Этиология ожирения
Наиболее частая причина ожирения – несоответствие получения и потребления калорий. Причины, вызывающие энергетический дисбаланс многообразны, однако действуют они как правило, в сочетании друг с другом. Точные причины ожирения устанавливаются в 5-10% случаев.
Факторы риска развития ожирения.
1.Генетические – наследственный фактор имеет место у 40% лиц с ожирением.
2.Демографический – пол (преимущественно женский), возраст ( половое созревание, угасание репродуктивной функции), национальность.
3.Особенности пищевого поведения- злоупотребление высококалорийными продуктами. вечерние и ночные переедания,»заедание» стрессов или депрессии ,злоупотребление алкоголем.
4.Гиподинамия.
5.Нейрогуморальные:
- высшие нервные центры (патология гипоталамических ядер, ствола мозга)
- периферическая нервная система.
- нейромедиаторы: стимуляторы аппетита опиойды ,норадреналин и др.
- гормоны и биологически активные вещества.
6.Ятрогенные – антидепрессанты ,кортикостеройды и др.,
Патогенез
Основную патогенетическую роль в развитии обычного ожирения играет нарушение функции коры большого мозга и гипоталамуса и в первую очередь нервных образований в заднем гипоталамусе, входящих в состав пищевого центра — вентромедиальных и вентролатеральных ядер. Поражение вентромедиальных ядер — «центров сытости» — приводит к возбуждению вентролатеральных ядер — «центров аппетита». Повышенное поступление пищи (углеводов, жиров) вследствие возбуждения пищевого центра приводит при недостаточной физической активности к накоплению жира.
Существенное значение в развитии ожирения может иметь снижение липолиза (расщепление жира) вследствие преобладания тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы над симпатическим. Это приводит к стимулированию выработки инсулина клетками панкреатических островков (островки Лангерганса) с последующим ожирением. В развитии симптоматического ожирения эндокринным факторам придают существенное значение. Вследствие недостаточной продукции жиромобилизующих гормонов: АКТГ, ТТГ, СТГ, тироксина и трийодтиронина, адреналина, норадреналина и глюкагона — происходит снижение липолиза. Это является причиной недостаточного использования жировых депо как источника энергии. Избыточное отложение жира приводит чаще всего к поражению сердечно-сосудистой системы, органов дыхания с возможным развитием сердечной или легочно-сердечной недостаточности, нарушению функции желудочно-кишечного тракта, печени и т. д. При ожирении происходит увеличение абсолютного количества общей и внеклеточной жидкости с одновременным ее уменьшением во внутриклеточном пространстве. Внутриклеточная дегидратация усиливается с нарастанием массы тела и становится наиболее выраженной при III и IV степенях ожирения.
Классификация ожирения.(клиническая)
1. Первичное ожирении:
1.1. Алиментарно-конституциональное (экзогенно-конституциональное).
- гиноидное (нижний тип, ягодично-бедренный);
- андроидное (верхний тип абдоминальное висцеральное; с нарушением пищевого поведения (синдром ночной еды, повышенное потребление пищи на стресс);
- с синдромом Пикквика;
- смешанное.
2. Вторичное ожирение ( симтоматическое):
2.1. С установленными генетическими дефектами;
2.2. Церебральное ожирение:
- опухоли головного мозга;
- травма основания черепа и последствия хирургических операций;
- синдром пустого турецкого седла;
- травмы черепа;
- воспалительные заболевания (энцефалит и др.).
2.3. Эндокринное ожирение:
- гипофизарное;
- гипотиреоидное;
- климактерическое;
- надпочечниковое;
- смешанное.
3. Ожирение на фоне психических заболеваний и/или приема нейролептиков.
Фазы развития:
- активная ( динамическая, прогрессирующее нарастание массы тела);
- неактивная( статическая, стабильно высокая масса тела);
- резидуальная (остаточные явления после стойкого снижения массы тела).
Типы ожирения:
1. "Верхний" тип (абдоминальный), мужской
2. "Нижний тип" (бедренно-ягодичный), женский
Жир может располагаться:
1. В подкожножировой клетчатке (подкожный жир)
2. Вокруг внутренних органов (висцеральный жир)
Подкожно-жировая клетчатка в области живота и висцеральный жир брюшной полости – абдоминальный жир.
Отложение жировой клетчатки в абдоминальной области (верхний тип ожирения, или центральное ожирение) более четко связано с заболеваемостью и смертностью, чем нижний тип ожирения или чем степень ожирения.
Многочисленные исследования показали, что большое количество абдоминальной жировой ткани связано с высоким риском развития дислипидемии, сахарного диабета, сердечно-сосудистых заболеваний. Эта зависимость не связана с общим содержанием жира в организме. При одинаковом индексе массы тела (ИМТ), абдоминальное ожирение, или увеличенное отложение жировой клетчатки в области живота, сопровождается более высоким риском развития сопутствующих заболеваний, чем ожирение по нижнему типу.
Абдоминальное распределение жира увеличивает риск смертности у мужчин и женщин. Предварительные данные также свидетельствуют о наличии взаимосвязи данного типа отложения жира и саркомы у женщин.
Наиболее простым показателем распределения жировой ткани является индекс ОТ/ОБ (отношение объема талии к объему бедер).Высокое значение соотношения ОТ/ОБ означает преимущественное накопление жировой ткани в абдоминальной области, т.е. в верхней части тела. Мужчины и женщины входят в группу риска в том случае если ОТ/ОБ больше или равен 1,0 и 0,85 соответственно.
По характеру распределения жира различают два типа ожирения: туловищное и периферическое.
- Туловищное характеризуется неравномерным распределением жира с избыточным его отложением в области верхней половины туловища, на животе, лице. На конечностях, бёдрах, ягодицах жира мало. Как правило, этот тип развивается во взрослом возрасте. При туловищном ожирении количество жировых клеток в жировой ткани в пределах нормы, но в них увеличено количество жира. Для туловищного типа характерно наличие инсулинрезистентности и гиперинсулинемии. Это объясняется тем, что синтез жира в жировой ткани осуществляется при участии инсулина. При увеличении количества жира в жировой клетке требуется больше инсулина, и при обычных количествах инсулина его эффект недостаточен и чувствительность к инсулину снижается.
- Периферическое характеризуется равномерным распределением жира и отложением его в области бёдер и ягодиц. Этот тип возникает в детском возрасте и чаще всего из-за перекармливания ребёнка.
Эндокринные формы
Гипофизарное ожирение может быть вызвано гормонально-активной и неактивной опухолью гипофиза, а также следствием синдрома «пустого» турецкого седла. При этом ожирение бывает выражено умеренно, не достигает крайних степеней. Клиническая картина вариабельна и зависит от избытка или недостатка соответствующих гормонов. Наиболее своеобразное ожирение возникает при болезни Иценко — Кушинга. Оно характеризуется быстро прогрессирующей прибавкой массы тела с типичным перераспределением подкожной клетчатки — избыточным отложением на лице и туловище при худых конечностях.
Надпочечниковое ожирение обусловлено наличием опухоли коры надпочечника, продуцирующей кортизол. По клиническому течению надпочечниковое ожирение близко к гипофизарному, однако содержание гормонов коры надпочечника в крови и их экскреция с мочой обычно значительно выше. Типичны гипертрихоз, выраженные нарушения функции половых желез.
Гипотиреоидное ожирение связано с понижением липолитической активности жировой ткани и ослаблением всех обменных процессов в результате недостаточности тиреоидных гормонов, что наблюдается при идиопатическом гипотиреозе или после струмэктомии, при лучевом поражении щитовидной железы или ее травме. Клинические симптомы гипотиреоза сочетаются с ожирением, которое характеризуется равномерным избыточным отложением жировой ткани.
Гипоовариальное ожирение развивается у 30—60% женщин после удаления яичников. В клинической картине наиболее выражены посткастрационный синдром, типичное распределение подкожной клетчатки (на животе, бедрах, иногда груди).
Климактерическое ожирение, как правило, сочетается с вегетативно-сосудистым и нервно-психическими нарушениями (см. Климактерический синдром), оно близко к гипоовариальному ожирению.
Церебральное ожирение характеризуется быстрым прогрессированием, избыточным отложением жировой ткани на туловище и конечностях. При этой форме ожирения полосы растяжения наблюдаются редко, хотя трофические поражения встречаются часто. Кожа выглядит цианотичной, нередко отмечается гипотермия, сменяющаяся субфебрилитетом.
Своеобразной формой церебрального ожирения является болезнь Барракера — Симонса, проявляющаяся избыточным отложением жировой клетчатки главным образом на бедрах и ногах в виде галифе при резко выраженной худобе верхней половины туловища и лица.
Клиника
Зависит от формы ожирения (алиментарное, наследственное, эндокринное и др) ,степени превышения массы тела ,стадии болезни (прогрессирующая, стабильная)
В начальной стадии болезни, кроме повышенного аппетита, клиника отсутствует. При выраженном ожирении больные предъявляют жалобы: на прогрессирующее нарастание массы тела,одышку при незначительной физической нагрузке, быструю утомляемость, вялость, потливость, головную боль, головокружение, боли сердце и суставах,снижение половой функции, диспепсические расстройства, запоры.
При осмотре человека с ожирением кожа нормальной окраски, реже бледная или гиперемированная. Повышенное потоотделение может привести к экземе, пиодермии, фурункулам. Гиповентиляция легких, обусловливает у тучных больных возникновение гипоксии мозга с последующим апное, являющимся причиной внезапной смерти. У больных отмечается артериальная гипертензия, часто образуются паховые и пупочные грыжи, нарушается деятельность поджелудочной железы, что приводит у 20-25% к развитию сахарного диабета, затем присоединяется хронический гастрит, дискинезии желчных путей, холецистит, желчнокаменная болезнь и др.
Проблемы: прогрессирующее нарастание массы тела; слабость; потливость; одышка; быстрая утомляемость; вялость: потливость; головная боль; головокружение; боли в области сердца; боли в суставах; запоры.
Диагностика ожирения
Существуют степени ожирения по массе тела:
I степень- избыток массы тела составляет от 10 до 30%;
II степень-до 50%;
III степень-до 100%;
IV степень->100%;
Ожирение определяют по толщине кожной складки в подложечной области. В норме она составляет 1,1-1,5 см, толщина основания складки более 2 см говорит об ожирении. Метод используют редко, нормы его рассчитаны только на мужчин в возрасте от 18 до 50 лет.
Часто используются весо-ростовые таблицы. Определяется максимальная нормальная масса тела в разных возрастных группах при нормостеническом телосложении.
Показатель (формула) Брока .Рост (в см) минус 100 при росте до 165-170 см, минус 105 при росте до 180-185 см, 110 см при росте >185. Результат- долженствующая масса тела.
Показатель окружности талии (ОТ)- для женщины не более 88 см, для мужчины более 102 см. Увеличение показателя - косвенный признак ожирения. Показатель: отношение окружности талии к окружности бёдер- ОТ/ОБ- показатель для абдоминального ожирения (для мужчин >0,9; для женщин >0,8).
Более достоверным является индекс массы тела (ИМТ):
ИМТ = .
Классификация массы тела (международная группа по ожирению ИМТ, кг/м2) (ВОЗ, 1997):
- недостаточная масса тела-<18,5;
- нормальный диапазон массы тела-18,5-24,9;
- I степень (избыточная масса тела)-25,0-29,9;
- II а степень (ожирение)-30,0-34,9;
- II б степень (резко выраженное ожирение)-35,0-39,9;
- III степень (очень резко выраженное ожирение)-40,0 и более.
Лабораторные и инструментальные методы.
Биохимический анализ крови – повышение уровня холестерина , триглицеридов, глюкозы, мочевой кислоты.
Рентгенологическое исследование турецкого седла – выявление опухоли
гипофиза.
Лечение ожирения.
Цели лечения: мероприятия по снижению веса; улучшение качества жизни; снижение риска заболеваемости и смертности.
Методы лечения: основные – немедикаментозные; вспомогательные – медикаментозные, хирургические.
Режим назначается свободный, рекомендуется повышенная двигательная активность (дозированная физическая нагрузка, лечебная гимнастика, массаж).
Принципы диетотерапии.
1.Умеренная гипокалорийность- снижение калорийности на 20% позволяет снизить вес на 05-1кг в неделю.
2.Сбалансированность ( Б: Ж; У = 15;30;50)
3.Регулярность: 3 основных приема, 2 дополнительных.
4.Правильность распределения пищевого рациона:
25% - завтрак, 30% - обед, 25% - перекусы, 20% - ужин.
5.Распределение продуктов по группам.
В первые 6 месяцев снижается обычная суточная на 1000 ккал. Снижение массы тела должно быть не более 0,5 кг за неделю. Затем суточная калорийность снижается до 1500-1600 ккал/сут. Энергетическая ценность пищевого рациона рассчитывается с учетом массы тела, роста, пола, характера труда. Для этого применяется разгрузочная диета с калорийностью до 900 ккал/сут, с ограничением соли и жидкости. Назначается вариант стандартной диеты с пониженной калорийностью (низкокалорийная диета, НКД), диеты номерной системы №8а,№8б,№8.
Физическая активность.
Регулярное выполнение аэробных физических упражнений 4-5 раз в неделю; постепенное увеличение интенсивности и длительности занятий; подбор индивидуальной программы. Наиболее эффективные виды физической активности танцы, ходьба, бег, плаванье, аэробика, лыжи, велосипед.
Поведенческая терапия – формирование нового стереотипа мышления. привычек. питания.
1. Выявление и анализ причин переедания.
2. Постановка конкретных целей: кратковременная – похудание на 3-5 кг за 3 месяца; долговременная – удержание и постепенное дальнейшее снижение веса.
3.Выробатка навыков поведения: подбор индивидуального питания, соответствующего привычкам и возможностям пациента; коррекция эмоционального пищевого поведения, скорости и количества принимаемой пищи.
Медикаментозное лечение ожирения
Показания: выраженное ожирение (ИМТ более 30кг/м2), отсутствие эффекта от диетических мероприятий как минимум на протяжении 12 недель. Механизм действия: воздействие на центры голода и насыщения, блокирование всасывания пищевого жира, усиление липолиза.
1.Ингибитор липаз поджелудочной железы; орлистат (ксеникал) 1капсуле 3 раза в день во время приема пищи. Препараты тиреодных гормонов: тироксин, трийодтиронин; бигуаниды-адебит
2.Анарексические средства: сибутрамин (меридин) по 1 таблетке утром, не разжевывая, запивая 200 мл воды.орлистат фепранон и др Препараты принимаются строго под контролем АД и пульса, так как они вызывают резкое повышение АД и тахикардию.
3.Диуретические средства: гипотиазид 25 мг утром длительно, фурасемид 4о мг утром 2-3 раза в неделю, верошпирон
Также используются растительные средства (толокнянка,петрушка и др) и регуляторы стула (ревень, крушина, александрийский лист,гуталакс).
Уход.
Независимые, взаимозависимые зависимые сестринские вмешательства при ожирении проводятся в основном амбулаторно и направлены на все звенья патогенеза болезни с учетом формы, степени ожирения, основных симптомов заболевания, возможных осложнений с целью их предупреждения.
Медицинская сестра обеспечивает выполнение назначенных врачом двигательного режима и режима питания, мероприятий по личной гигиене; четкое и своевременное выполнение назначений врача; своевременный и правильный прием больным лекарственных средств и контроль побочных эффектов от лекарственной терапии; контроль массы тела, АД, ЧДД, пульса; подготовку пациентов к лабораторным и инструментальным методам исследования. Также она проводит беседы о значении соблюдения режима двигательной активности и диеты о пользе правильного приема лекарственных средств; обучает пациентов ведению дневника питания.
Прогноз благоприятный при своевременном лечении и отсутствии осложнений.
Профилактика ожирения.
Первичная: рациональное питание, систематические физические упражнения, здоровый образ жизни, исключение вредных привычек.
Вторичная: диспансерное наблюдение у эндокринолога, рациональное питание, двигательная активность, санаторно-куротное лечение.
Третичная: лечебная физкультура, водные процедуры, минеральные ванны, массаж
БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
Задание №1
Заполните схему.
Обследование больных с заболеваниями органов
эндокринной системы и обмена веществ.
Жалобы больного | ||
Анамнез болезни | ||
1. 2. 3. 4. | 5. 6. 7. 8. | |
Анамнез жизни | ||
Непосредственное обследование больного | ||
осмотр | пальпация | |
2. 3. 4. 5. | 6. 7. 8. | |
Лабораторно-инструментальное исследование | ||
Щитовидная железа | Поджелудочная железа | |
9. |
ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО
МАТЕРИАЛА
Задание №2
РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННОЙ ЗАДАЧИ
Данное задание способствует овладению профессиональными компетенциями:
ПК 2. 1. Представлять информацию в понятном для пациента виде,
объяснить ему суть вмешательства.
ПК 2. 2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства,
взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2. 4. Применять медикаментозные средства в соответствии с
правилами их использования.
ПК 2. 6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
ПК 2. 7.Осущесвлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2. 8.Окаывать паллиативную помощь.
Общими компетенциями:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
по организации решения ситуационной задачи
Цели:
- Изучение нового материала.
- Стимуляция внимания и активности (познавательной и поведенческой)
студентов.
- Отработка навыков определения нарушенных потребностей.
- Выявление и решение проблем пациентов.
- Определение и оценка полученных показателей.
- Демонстрация умения работать самостоятельно и в группе.
Вступительное слово преподавателя:
- Объяснение целей решения задач;
- Объяснение заданий при решении задачи;
- Задания включают оценку состояния, выявление проблем пациента и их обоснование, составление плана сестринского ухода по приоритетной проблеме, обоснование сестринского вмешательства с мотивацией каждого этапа;
- Расчет ИМТ, отношение ОТ/ОБ, оценку полученных показателей.
Правила игры:
- Каждому студенту выдается ситуационная задача по теме занятия;
- Студенты знакомятся с задачей;
- Выполняют задания письменно;
- Проводят взаиморецензирование;
- Знакомятся с эталоном ответа;
- Обсуждают полученные результаты;
- Подведение итогов ( в баллах) в соответствии с критериями оценки;
- Время, отведенное на выполнение задания -20мин.
Задача №1
При проведении профилактического осмотра пациент Н. 53 лет предъявляет жалобы на увеличение массы тела, повышенный аппетит, потливость, одышку при незначительной физической нагрузке, жажду, недомогание, сонливость, боли в суставах при ходьбе, запоры. Пациент обеспокоен состоянием своего здоровья, снижением трудоспособности. Ранее к врачам не обращался.
Объективно: Состояние удовлетворительное, Кожные покровы чистые, влажные. Повышенного питания. Рост- 176 см. Вес- 112 кг. Окружность талии – 106 см. Объем бедер- 92 см. В легких дыхание везикулярное. Тоны сердца приглушены, ритмичные. Пульс 86 ударов в минуту. АД - 155/100 мм рт. ст, ЧДД- 22 в минуту. Язык чистый, влажный, живот правильной формы. Печень не увеличена. Стул- наклонность к запорам.
Внимательно прочитайте текст задачи и
- определите какие потребности нарушены у пациента;
- сформулируйте проблемы пациента; сформулируйте цели и
составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме
с мотивацией каждого сестринского вмешательства;
- определите ИМТ и отношение ОТ/ОБ, оцените полученные
показатели.
Примечание: учитывая, что при решении данной задачи для оценки ваших действий будет учитываться скорость принятия решений, оптимальная последовательность действий, направленных на оценку состояния пациента, обоснование каждого этапа сестринского вмешательства.
Примечание: для оценки вашей деятельности будет использован метод взаиморецензирования, позволяющий оценить степень достижения поставленных целей вашими коллегами.
КОНТРОЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА
Задание № 3
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Данное задание способствует овладению профессиональными компетенциями:
ПК 2. 2. Осуществлять лечебно-диагностические мероприятия,
взаимодействуя с участниками лечебного процесса.
ПК 2. 4. Применять медикаментозные средства в соответствии с
правилами их использования.
ПК 2. 7. Осуществлять реабилитационные мероприятия.
ПК 2. 8. Оказывать паллиативную помощь.
Тесты
по теме: «Сестринская помощь при ожирении».
Вариант 1
Часть А
Инструкция: Выберите один правильный вариант ответа.
А1. Частое осложнение ожирения :
- ишемическая болезнь сердца;
- язвенная болезнь;
- пневмония;
- гастрит.
А2. Симптом ожирения:
- нарастание массы тела;
- горечь во рту;
- лихорадка;
- боль в правом подреберье.
А3. Причины ожирения:
- стресс;
- переохлаждение;
- переедание;
- инфекция.
А4. При ожирении из рациона исключают:
- кабачки, фасоль стручковую;
- капусту белокочанную, огурцы ;
- виноград, инжир;
- яблоки, помидоры.
А5. Индекс массы тела соответствующий нормальному питанию:
- ИМТ = 20-25;
- ИМТ = 31-40;
- ИМТ = 19 и ниже;
- ИМТ =26 -30.
А6. Препараты для лечения ожирения:
- орлистат,сибутримин ;
- эуфиллин ,преднизолон ;
- нитроглицерин, нитросорбид;
- хологон,никодин.
А7. Обучение пациентов с ожирение включает овладение навыками :
- измерения АД;
- простого тюбажа;
- определение суточного диуреза;
- определение массы тела.
А8.Наибольшее значение для профилактики ожирения имеет:
- нормализация массы тела;
- устранение гиподинамии;
- закаливание;
- рациональное питание.
А9.Проблема пациента с ожирением :
- избыточная масса тела, одышка;
- жажда, кожный зуд;
- изжога, запоры;
- кашель, лихорадка.
Часть В
Инструкция: Выберите несколько правильных ответов.
В1. Возможные проблемы пациента при ожирении:
- увеличение массы тела;
- снижение аппетита;
- кашель;
- рвота;
- повышение аппетита;
- запоры;
- боли в области сердца;
- лихорадка;
- похудание.
В2. Меры профилактики ожирения:
- рациональное питание;
- закаливание;
- голодание;
- здоровый образ жизни;
- разгрузочные дни;
- двигательная активность;
- вегетарианство;
- гиподинамия;
- санация очагов инфекции.
Инструкция. Установите соответствие.
В3.
Ежедневный рацион человека должен содержать | Вид продуктов |
| А) рыба, мясо, молочные продукты Б) свежие овощи, фрукты, зелень В) сливочное масло, сало Г) зерновые продукты Д) орехи Е) растительное масло |
В4.
Степень ожирения | Превышение массы тела от нормы в % |
4. 4-я | А) 10-29 Б) 50-99 В) 30-49 Г) более 100 |
Инструкция. Дополните
В5.Наиболее частая причина избыточной массы тела -
В6.Заболевание, характеризующееся избыточным накоплением жировой ткани в организме -
Тесты
по теме: «Сестринская помощь при ожирении».
Вариант № 2
Часть А
Инструкция: Выберите один правильный вариант ответа.
А1. Факторы риска развития ожирения:
- занятия физической культурой;
- нерациональное питание;
- переохлаждение;
- вегетарианство.
А2. Потенциальные проблемы пациента при ожирении:
- сердечная недостаточность;
- обморок;
- цирроз печени;
- язвенная болезнь.
А3. Основной симптом ожирения:
- жажда;
- сердцебиение;
- избыточная масса тела;
- запоры.
А4. При лечении ожирения назначаются:
- антиструмин, тиреотом;
- валериана, пустырник;
- иеркозолил,анаприлин;
- адипозин,фепранон.
А5. Основной принцип рационального питания:
- частое дробное питание;
- щадящая диета;
- сбалансированность пищи;
- преобладание жирной пищи.
А6. При лечении ожирения пациенту рекомендуется:
- регулярно проводить голодание по 3-7 дней;
- сократить прием пищи до 1 раза в день;
- сократить прием пищи до 2 раз в день;
- регулярно проводить разгрузочные дни.
А7. Наибольшее значение для профилактики ожирения имеет:
- нормализация массы тела;
- устранение гиподинамии;
- закаливание;
- рациональное питание.
А8.Оптимальная разгрузочная диета при ожирении:
- апельсиновая;
- виноградная;
- картофельная;
- яблочная.
А9. При ожирении рекомендуется:
- вариант стандартной диеты с пониженной калорийностью;
- основной вариант стандартной диеты;
- вариант стандартной диеты с пониженным количеством белка;
4 . вариант стандартной диеты с повышенным количеством белка.
Часть В.
Инструкция. Выберите несколько правильных ответов.
В1. Способствующими факторами развития ожирения являются:
- психические травмы;
- гиповитаминоз;
- гиподинамия;
- длительный приём лекарств;
- профессиональные вредности;
- переедание;
- переохлаждение;
- инфекция;
- наследственность.
В2. К методам лечения ожирения относятся:
- здоровый образ жизни;
- диетотерапия;
- двигательная активность;
- исключение вредных привычек;
- гиподинамия;
- закаливание;
- медикаментозная терапия;
- поведенческая терапия;
- диспансеризация.
.
Инструкция. Установите соответствие.
В3.
Факторы риска | Перечень факторов |
1. Неуправляемые 2. Управляемые
| А) курение табака, употребление алкоголя Б) пол В) малоподвижный образ жизни Г) возраст |
В4.
Группы лекарственных средств | Препараты представители |
| А) гипотиазид Б) сибутрамин В) фепранон Г) фурасемид Д) верошпирон Е) орлистат |
Инструкция. Дополните.
В5. Степень ожирения, при которой отмечается превышение массы тела на 40 % от должной -
В6.При обследовании пациента с ожирением проводиться оценка -
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
Задание № 1
Заполнение схемы.
Обследование больных с заболеваниями органов
эндокринной системы и обмена веществ.
Жалобы больного | ||
1.Изменение формы шеи 2.Раздражительность 3.Потливость 4.Изменение массы тела 5.Сердцебиение (тахикардия) | 6.Жажда 7.Кожный зуд 8.Полиурия 9.Слабость | |
Анамнез болезни | ||
|
| |
Анамнез жизни | ||
1.Наследственность 2.Перенесённые заболевания 3.Характер питания 4.Вредные привычки 5.Профессия | 6.Травмы черепа 7.Профессиональные вредности 7.Условия быта, труда 9.Нервно-психические стрессы | |
Непосредственное обследование больного | ||
осмотр | пальпация | |
1.«Глазные» симптомы
|
| 1.Состояние кожных покровов 2.Щитовидная железа 3.Пульс (тахикардия,брадикардия) |
Лабораторно-инструментальное исследование | ||
Щитовидная железа | Поджелудочная железа | |
1.Сканирование 2.Ультразвуковое исследование 3.Уровень гормонов в крови 4.Основной обмен 5.Уровень белково-связанного йода в крови | 6.Уровень сахара в крови натощак 7.Сахарный «профиль» крови 8.Суточная глюкозурия 9.Ацетонурия 10.Щелочной резерв крови |
Задание № 2
Эталон ответа к задаче №1
1.У пациента нарушены потребности: в дыхании, питании, питье, движении, физиологических отправлениях в сне, личной гигиене, труде.
Проблемы пациента:
Настоящие: увеличение массы тела, недомогание, одышка при незначительной физической нагрузке, повышение аппетита, жажда, сонливость, боли в суставах при ходьбе, наклонность к запорам, снижение работоспособности.
Потенциальные: риск развития осложнений : со стороны сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, желудочно-кишечного тракта,
Приоритетная проблема пациента: увеличение массы тела.
Цель: пациент отмечает уменьшение массы тела
План | Мотивация |
1. Обеспечить лечебно-охранительный режим с использованием эффективных видов физической активности | Для улучшения психоэмоционального состояния пациента, профилактики осложнений. |
2. Обеспечить питанием пациента в соответствии с диетой (ОВД) №8, | Для уменьшения калорийности пищи . |
3. Своевременное выполнение назначений врача. Обучить пациента правилам приема назначенных лекарственных средств, ведению дневника питания | Для достижения полного взаимопонимания между медицинским персоналом и пациентом и эффективности действия препаратов и оценке пищевого рациона. |
4. Объяснить пациенту суть его заболевания, рассказать о современных методах диагностики, лечения и профилактики. | Для снятия тревожного состояния, повышения уверенности в благоприятном исходе лечения |
5. Обеспечить правильную подготовку пациента к диагностическим исследованиям. | Для повышения эффективности и точности диагностических процедур. |
6.Провести беседу с пациентом и родственниками о характере питания, об обеспечении питания с уменьшением легкоусвояемых углеводов и жиров
| Для повышения иммунных сил организма, оценке калорийности пищи. |
7. Контроль состояния пациентки в динамике (кожные покровы, АД, пульс, характер стула). | Для контроля состояния, раннего выявления осложнений. |
Оценка эффективности: больной отмечает уменьшение массы тела, демонстрирует знания диетотерапии. Цель достигнута.
ИМТ у пациента 112/1,36 = 36, что соответствует 2 степени ожирения.
ОТ - 106 см, ОБ -92 см. ОТ/ ОБ = 106/92 = 1,15 поскольку 1,15 больше 1,0, что говорит об абдоминальном ожирении.
Задание №3
Эталоны ответов теме
«Сестринская помощь при ожирении».
Вариант №1 | Вариант №2 |
А1 –1 | А1 – 2 |
А2 – 2 | А2 – 1 |
А3 – 3 | А3 – 3 |
А4 – 3 | А4 – 4 |
А5 –3 | А5 – 3 |
А6 – 1 | А6 – 4 |
А7 – 4 | А7 – 4 |
А8 – 4 | А8 - 4 |
А9 – 1 | А9 - 1 |
В1–1.5,6,7. | В1 – 1,3 6 9 |
В2– 1,4 ,6. | В2– 2,3,4,7 8 |
В3– 1АД, 2ВЕ, 3БГ | В3-1БГ, 2АВ, |
В4 – 1А,2В,3Б,4Г | В4 – 1БВЕ,2АГД, |
В5 - переедание | В5 – вторая степень |
В6 - ожирение | В6 – масса тела |
Рефлексия
В конце занятия можно дать студентам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку занятия.
Можно попросить студентов аргументировать свой ответ.
1. На занятиях я работал ………………………………………
2. Своей работой на занятиях я………………………………..
3. Занятия для меня показались……………………………...
4. За занятия я ……………………………………………….......
5. Мое настроение ………………………………………………
6. Материал занятий мне был …………………………………
7. Домашнее задание мне кажется ……………………………
Приложение
Приложение № 1
Дифференциальные признаки различных типов ожирения.
Тип ожирения | Распределение жира | Другие видимые особенности | Формы патологии |
Алиментарно-конституциональный | Равномерное, наиболее выражено в области живота, груди, шеи, тазового пояса | Влажность, нередко пастозность кожи, возможны гиперфункция сальных желёз, тонкие бледные стрии | Алиментарно-конституциональное ожирение |
Церебральный (гипоталамический) | Причудливое отложение, множественные складки на подбородке, чрезмерно большие груди, живот в виде «фартука», «жировая подушка» на конечностях | Маленькие ноги и руки, возможны мелкие бледно-розовые стрии | опухоль гипоталамуса, диэнцефальный синдром, синдром Морганьи |
Липодистрофический | Причудливое ожирение ягодичной области (стеатопигия) и н/половины тела с толстыми, столбообразными конечностями | Костлявое лицо «ведьмы», худоба в/части тел | Болезнь Барракера-Симондса, опухоль гипоталамуса, некоторые расы (бушмены, готтентоты) |
Кушинга | Матронизм, жировой горб над 7 шейным позвонком, абдоминальное ожирение | Широкие багровые стрии, умеренный гирсутизм, облысение по мужскому типу | Болезнь и синдром Иценко-Кушинга, базофилизм пубертатно-юношеского периода |
Гипотериоидный | Равномерное ожирение, выраженное в надключичных ямках, руки типа «лапы», над запястьем и лодыжками «жировой браслет» | Шелушение, сухость кожи, пастозность или отёки лица, конечностей | Гипотиреоз, микседема |
Гипогенитальный | Области таза, груди | Евнухоидные пропорции, недоразвитые половые органы, у мужчин гинекомастия | Первичный и вторичный гипогонадизм |
Таблица №1.Дифференциальные признаки различных типов ожирения.
Масса тела в зависимости от индекса массы тела.
Индекс массы тела кг/ | Оценка массы тела | Масса тела, кг. | ||
При росте 160 см | При росте 170 см | При росте 180 см | ||
<18,5 | Дефицит массы тела | <52 | <58 | <65 |
18,5-24,9 | Нормальная масса тела | 52-64 | 58-72 | 65-81 |
25-29,9 | Лёгкое ожирение | 64-77 | 72-87 | 81-97 |
30-34,9 | Умеренное ожирение | 77-90 | 87-101 | 97-113 |
35-39,9 | Выраженное ожирение | 90-102 | 101-116 | 113-130 |
40 и более | Патологическое ожирение | >102 | >116 | >130 |
Таблица №2. Масса тела в зависимости от индекса массы тела.
Степени ожирения в зависимости от массы тела
I степень | Избыток массы тела составляет от 10 до 30%; |
II степень | до 50%; |
III степень | до 100%; |
IV степень | >100%; |
Таблица №3.Степени ожирения в зависимости от массы тела.
Приложение № 2
Рисунок №1 Типы ожирения.
Рисунок №2. Возможные осложнения при ожирении.
Приложение №3
Медицинская документация
Лист первичной сестринской оценки
к карте стационарного больного №
ФИО пациента ______________________ Адрес проживания ___________________ Телефон _____________________________ Лечащий врач ________________________ Диагноз ____________________________ Дата поступления ________ время _______ ◻ первичное ◻ повторное Поступил ◻ по скорой помощи ◻ самостоятельно ◻ направление поликлиники ◻ перевод Способ транспортировки в отделение ◻ на каталке ◻ на кресле ◻ пешком Сознание ◻ ясное ◻ контактен ◻ ориентирован ◻ дезориентирован ◻ спутанное ◻ сопор ◻ ступор ◻ кома | Физиологические отправления Мочеиспускание ◻ обычное по частоте ◻ учащенное ◻ редкое ◻ болезненное ◻ ночное (сколько раз) __________ ◻ недержание ◻ наличие катетера Функционирование кишечника Частота Характер стула ◻ обычной консистенции ◻ жидкий ◻ твердый ◻ недержание ◻ стома Потребность в движении ◻ независим ◻ зависим ◻ полностью ◻ частично Ходьба пешком ◻ самостоятельно ◻ с посторонней помощью ◻ использование дополнительных приспособлений Может ли самостоятельно самостоятельно частично не может
постели ◻ контрактуры ◻ парез ____________ ◻ паралич __________ Риск падения ◻ да ◻ нет Риск развития пролежней ◻ да ◻ нет Количество баллов по шкале Ватерлоу ◻ нет риска -1–9 баллов ◻ есть риск -10 баллов ◻ высокая степень риска -15 баллов ◻ очень высокая степень риска -20 баллов Способность поддерживать нормальную температуру тела Температура тела в момент обследования __________ ◻ понижена ◻ нормальная ◻ повышена Имеется ◻ потливость ◻ озноб ◻ чувство жара Способность поддерживать безопасную окружающую среду Поддержание безопасности ◻ самостоятельно ◻ с посторонней помощью ◻ не может Двигательные и сенсорные отклонения ◻ да ◻ нет ◻ головокружение ◻ шаткость походки ◻ снижение чувствительности Потребность во сне ◻ спит хорошо ◻ использует снотворные и обезболивающие ◻ храпит Привычки сна ____________________ Факторы, нарушающие сон _______________________________ Потребность трудиться и отдыхать ◻ работает ______________ ◻ не работает ◻ пенсионер ◻ учащийся ◻ инвалидность ◻ увлечения ______________________ Есть ли возможность реализовать свои увлечения ◻ да ◻ нет Возможность общения Разговорный язык _____________ Трудности в общении Слух ◻ нормальный ◻ тугоухость ◻ справа ◻ слева ◻ глухой ◻ слуховой аппарат Зрение ◻ нормальное ◻ контактные линзы ◻ справа ◻ слева ◻ очки ◻ слепота ◻справа ◻ слева ◻ полная ◻ глазной протез ◻ справа ◻ слева Пациент Подпись ______ Медсестра Подпись ______ |
Потребность в дыхании Дыхание ◻ свободное ◻ затруднено Частота дыхательных движений __ в мин. Частота пульса ___ в мин. ◻ ритмичный ◻ аритмичный АД _______ мм рт. ст. Является курильщиком ◻ да ◻ нет Количество выкуриваемых сигарет ___ Кашель ◻ да ◻ сухой ◻ с мокротой ◻ нет Потребность в адекватном питании и питье Масса тела __ кг рост ____ см Принимает пищу и питье ◻ самостоятельно ◻ нуждается в помощи Аппетит ◻ нормальный ◻ пониженный ◻ повышенный ◻ отсутствует Болеет ли сахарным диабетом ◻ да ◻ нет Если «да», то как регулирует заболевание ◻ инсулин ◻ сахароснижающие таблетки ◻ диета Зубы ◻ сохранены ◻ отсутствуют ◻ частично сохранены Имеются ли съемные зубные протезы ◻ да ◻ сверху ◻ снизу ◻ нет Принимает жидкость ◻ ограниченно ◻ достаточно ◻ много Диета ◻ соблюдает ◻ аллергия ______________ Диспепсические расстройства ◻ тошнота ◻ рвота ◻ тяжесть, дискомфорт в области живота Способность одеться, раздеться, выбрать одежду; личная гигиена ◻ независим ◻ зависим ◻ полностью ◻ частично Одевается, раздевается ◻ самостоятельно ◻ с посторонней помощью Имеет ли выбор одежды ◻ да ◻ нет Заботится ли о своей внешности ◻ опрятен ◻ неряшлив ______________ ◻ не проявляет интереса Может ли самостоятельно самостоятельно частично не может
протезами
промежности
душ
Состояние полости рта ◻ санирована ◻ не санирована Состояние кожи ◻ сухая ◻ нормальная ◻ жирная ◻ отечность ◻ расчесы |
Внеаудиторная самостоятельная
работа
Внеаудиторная самостоятельная работа
Тема: «Сестринская помощь при ожирении»
Подготовить сообщение.
Уважаемый студент!
Требования к оформлению работы.
Уважаемый студент, эти требования помогут Вам при оформлении сообщения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие для самостоятельной работы студентов по ПМ 02 МДК 02.01 Раздел 1 "Сестринская помощь в терапии" Тема: "Сестринская помощь при неотложных состояниях в терапии"
В данном методическом пособии для самостоятельной работы студентов представлены алгоритмы оказания доврачебной помощи по дисциплине «Сестринский уход в терапии», составле...
Контрольно-измерительные материалы по МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях (Сестринская помощь при нарушениях здоровья) Тема 6. Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и системы крови.
Контролирующий материал для проведения текущего контроля по теме: Сестринская помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и системы крови по специальности 34.02.01 Сестринское дело....
Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции
Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции.Рабочая тетрадь предназначен...
Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции
Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции.Рабочая тетрадь создана для ...
Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции
Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при хирургической инфекции....
Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при термических повреждениях
Рабочая тетрадь для студентов 4 курса специальности 34.02.01 Сестринское дело по МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии тема Сест...
Рабочая тетрадь МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии. тема Сестринская помощь при термических повреждениях
Рабочая тетрадь для студентов 4 курса специальности 34.02.01 Сестринское дело по МДК 02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях раздел Сестринская помощь в хирургии тема Сест...