Методическая разработка для проведения практического занятия по теме "Реабилитационный процесс при заболеваниях опорно- двигательной системы, санаторный и амбулаторный этапы"
методическая разработка

Бехметьева Галина Михайловна

       Методическая разработка практического занятия для преподавателей по теме «Реабилитационный процесс при заболеваниях опорно –двигательной системы, санаторный и амбулаторный этапы» подготовлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования третьего поколения. Данная тема входит в изучение ПМ 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК 02.02. «Основы реабилитации».

Актуальность данной темы заключена в росте патологий опорно – двигательной системы. Статистика ВОЗ свидетельствует: различными болезнями опорно-двигательного аппарата страдает 80% населения. Причем большинство – трудоспособного возраста: от 30 до 50 лет.

        Применение средств физической культуры в лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата  позволяет решить основные задачи медицинской реабилитации - ускорить восстановительные процессы и увеличить их эффективность, снизить инвалидизацию, повысить уровень адаптации инвалида к условиям жизни.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное  бюджетное профессиональное

общеобразовательное  учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 6»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения  практического занятия

по теме: «Реабилитационный процесс при заболеваниях опорно –двигательной системы, санаторный и амбулаторный этапы»

ПМ.02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»

МДК 02.02 Основы реабилитации

 Специальность 34.02.01 Сестринское дело, базовая подготовка

(код и наименование специальности)

Курс 4, семестр 8

2019 г.

Составитель:

Бехметьева Г.М. – преподаватель профессиональных модулей  ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №6»

Рецензенты:

Засимова С. С – главная медицинская сестра ГБУЗ ГКБ № 29 и. Н.Э. Баумана

Бакирова З.А., доцент, к.м.н., преподаватель профессиональных модулей   ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж №6»

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

                                                                                                                            стр.

Пояснительная записка…………………………...….………….…..………....4

Введение…………………………………………………………….………….....6

 1. Методический блок

1.1. Технологическая карта занятия ………....…………………….…………....7

1.2. Межпредметные связи …………………………….……..………………….8

2. Информационный блок.

2.1.  Опорный конспект ……………………………..……….…………… …...13

3. Контролирующий блок.

3.1.  Задание по проверке и коррекции исходного уровня знаний…..…….....22

3.2. Самостоятельная работа  для закрепления  знаний…………………….....24

3.3 Фронтальный опрос по теме для контроля усвоения нового

      материала………………………………………………………………….......25

4. Эталоны ответов 

4.1. Эталоны ответов к заданиям по проверке и коррекции исходного  

      уровня…………………………………...…………….………..……………...27

4.2.  Эталоны ответов к заданиям для закрепления знаний…………………... 28

4.3 Эталоны ответов к фронтальному опросу по теме для контроля усвоения

      нового материала.…………………………………………………………......33

5. Приложения.

Приложение 1. Программа реабилитации при остеоартрозе коленных суставов на санаторном этапе (презентация)

Приложение 2. Алгоритм манипуляции "Постановка согревающего компресса"

Приложение № 3 Примерный комплекс лечебной гимнастики при плоскостопии

        

3

Пояснительная записка

       Методическая разработка практического занятия для преподавателей по теме «Реабилитационный процесс при заболеваниях опорно –двигательной системы, санаторный и амбулаторный этапы» подготовлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования третьего поколения. Данная тема входит в изучение ПМ 02. «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» МДК 02.02. «Основы реабилитации».

Актуальность данной темы заключена в росте патологий опорно – двигательной системы. Статистика ВОЗ свидетельствует: различными болезнями опорно-двигательного аппарата страдает 80% населения. Причем большинство – трудоспособного возраста: от 30 до 50 лет.

        Применение средств физической культуры в лечении заболеваний опорно-двигательного аппарата  позволяет решить основные задачи медицинской реабилитации - ускорить восстановительные процессы и увеличить их эффективность, снизить инвалидизацию, повысить уровень адаптации инвалида к условиям жизни.

  При проведении занятий используются различные приемы, методы, формы и средства обучения: фронтальный опрос, графический диктант, тесты.  Во время занятия устанавливается педагогическое сотрудничество между преподавателем и студентами.

При изучении нового материала устанавливается  связь с ранее изученными темами.

  Особое внимание на практическом занятии уделяется самостоятельной работе студентов: решение ситуационных задач по реабилитации, составление и проведение комплексов лечебной гимнастики, отработка практических навыков путем выполнения их друг на друге. Обучающийся, выполняющий задание, контролируется своими сокурсниками. В результате чего, обучающиеся приобретают умения организовывать  собственную деятельность, учатся работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами и руководством, выполнять зависимую, независимую и взаимозависимую роли, а также брать на себя ответственность за работу членов команды и за результат выполнения заданий, что позволяет добиться формирования общих и профессиональных компетенций.

      Применение различных педагогических технологий и методов обучения дает возможность преподавателю реализовать компетенции, поставленные Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования нового поколения.

       В методической разработке имеется методический блок, информационный блок и блок контроля, приложения. В приложении даны эталоны ответов, критерии оценки

4

Технологическая карта занятия.

ПМ 02 «Участие в лечебно диагностическом  и реабилитационном процессах»

МДК 02.02 «Основы реабилитации»

Курс IV, семестр VIII

Тема занятия: «Реабилитационный процесс при заболеваниях опорно двигательной системы, санаторный и амбулаторный этапы»

Вид занятия: практическое.

Продолжительность занятия: 90 минут

Место проведения: кабинет «Кабинет сестринского ухода при различных заболеваниях и состояниях и реабилитации»

Государственное  бюджетное профессиональное  общеобразовательное  учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 6»

   Цели занятия.

Общие цели занятия: способствовать формированию общих и  

профессиональных компетенций выпускника при осуществлении

реабилитационных мероприятий при заболеваниях опорно-двигательного

 аппарата  на санаторном и амбулаторно-поликлиническом этапах

реабилитации:

 ОК  1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей

 Профессии, проявлять в ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

 методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их

выполнение и качество

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для

 постановки и решения профессиональных задач, профессионального и

 личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для

совершенствования профессиональной деятельности

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами,

руководством, потребителями

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов

команды(подчиненных), за результат выполнения задания.

ОК 8. Самостоятельно решать задачи профессионального и личностного

развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать

 повышение квалификации

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны

труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной

безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и

 спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и

профессиональных целей

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде,

 объяснять ему суть вмешательств

ПК 2.3.  Сотрудничать с взаимодействующими организациями и службами

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами

 их использования

6

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и

изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического

процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию

ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия

 Конкретные цели занятия:

    1. Учебные.

 Студент должен знать:

 - причины инвалидности, связанные с заболеваниями опорно-

двигательного аппарата,

 -применение физических упражнений, физиотерапевтических факторов

 лечения и массажа при заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

 - реабилитационный процесс на санаторном и амбулаторно-

 поликлиническом этапах реабилитации,

 - показания и противопоказания к применению реабилитационных

 мероприятий при заболеваниях опорно – двигательного аппарата

должен уметь:

   - применять знания для осуществления медицинской реабилитации при заболеваниях

    опорно – двигательного аппарата на санаторном и амбулаторно-поликлиническом

    этапах,

   -обучить пациента комплексам лечебной гимнастики и самомассажу,

   - оказать помощь в освоении навыков самоухода, бытовых навыков

  2. Развивающие.

развивать способность анализировать, структурировать учебный

     материал, проявлять коммуникативные способности( умение правильно

     общаться с пациентами, их родственниками, коллегами)

     3. Воспитательные

    - воспитать ответственное отношение к обучению;

   -  воспитывать ответственное отношение к своим обязанностям, изделиям

     медицинского назначения, к аппаратуре.

Мотивация темы: данная тема актуальна и непосредственно связана с будущей профессией медсестры т.к заболевания опорно – двигательного аппарата широко распространены, приводят к серьезным осложнениям, к снижению трудоспособности, к инвалидизации населения. Применение средств физической культуры в лечении заболеваний опорно – двигательного аппарата позволяет решить основные задачи медицинской реабилитации - ускорить восстановительные процессы и увеличить их эффективность, снизить инвалидизацию, повысить уровень адаптации инвалида к условиям жизни.

    Междисциплинарные связи.

 ОП.02  «Анатомия и физиология человека»

 ОП. 07 «Фармакология»

ПМ. 01 «Проведение профилактических мероприятий

ПМ. 02 «Участие в диагностическом и в реабилитационном процессах»

Внутридисциплинарные связи:

тема  2- «Медицинские аспекты инвалидности», 

тема 3- « Основные средства реабилитации»

тема 6- «Тепловодолечение»,

тема 7- « Массаж. Рефлексотерапия»

7

Литература(основная):

  - Л.В. Козлова, С.А. Козлов, Л. А. Семененко «Основы реабилитации для медицинских колледжей», Феникс,  2012г.

- «Основы реабилитации»: учебник для медицинских училищ и колледжей /под редакцией В. А. Епифанова, А. В. Епифанова, - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015 год

Оснащение  занятия.

Методическое обеспечение:

-методическая разработка для преподавателя по данной теме,

-разноуровневые и контрольные задания,

-опорный конспект и содержание учебного материала по теме занятия.

Раздаточный материал:

-опорный конспект,

- ситуационные задачи,

-тесты,

-алгоритмы манипуляций

Технические средства.

-компьютер,

- мультимедийный проектор,

-экран.

Источники информации: 

Основная литература:

Еремушкин М. А. «Основы реабилитации»: учебное пособие для студентов учреждений сред. Проф. Образования – М.:Издательский центр «Академия», 2015 год

Дополнительная литература:

«Основы реабилитации»: учебник для медицинских училищ и колледжей /под редакцией В.А. Епифанова, А.В.Епифанова, -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015 год

"Основы реабилитации:ПМ02: Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессе /Т.Ю. Быковская [и др];под ред.Б.В.Кабарухина - Ростовн/Д:Феникс, 2015

Методы и приемы:

  • Устный опрос.
  • Тестовые задания.
  • Графический диктант
  • Решение ситуационных задач.
  • Выполнение манипуляций.
  • Проведение комплексов упражнений

   Самостоятельная работа обучающихся:

 Самостоятельная работа на занятии:

  • Решение ситуационных задач.
  • Выполнение манипуляций.
  • Проведение комплексов упражнений

      Самостоятельная внеаудиторная работа:

                составление комплексов лечебной гимнастики

Виды деятельности рекомендуемые для достижения целей занятия.

  • выполнение манипуляции по алгоритму;
  • решение ситуационной задачи

8

ХОД ЗАНЯТИЯ

№ п/п

Этап занятия

Время

в мин.

Методы, приемы обучения

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

1.

Организационный момент.

3

Проверяет внешний вид, готовность к уроку, фиксирует в журнале  отсутствующих.

2.

Проверка исходного уровня знаний по теме.

15

Фронтальный опрос по теме для проверки исходного уровня знаний

Графический диктант

Последовательно задает вопросы, дает оценку правильности ответов, корректирует ответы студентов

Дает задания в виде кратких предложений утвердительно

го характера.

Отвечают на вопросы, повторяют и закрепляют знания

Записывают графически ответы верно

3.

Сообщение темы занятия, мотивация изучения темы.

8

Через примеры и анализ клинических ситуаций.

Рассказывает, беседует со студентами, опираясь на имеющиеся у них знания.

Слушают, записывают тему занятия в тетрадь, участвуют в беседе.

4.

Изучение и закрепление нового материала

45

Решение ситуационных задач.

Составление комплексов упражнений.

Проведение комплексов упражнений

Выполнение манипуляций

Инструктирует студентов о выполнении задания.

Составляют комплексы, решают задачи,

выполняют манипуляции

6.

Контроль усвоения нового материала по теме.

12

Тест для контроля усвоения нового материала

Дает инструкцию и для выполнения задания.

.

Выполняют тестовые задания, Сдают выполненную работу для проверки преподавателю

7.

Итоги занятия.

5

Оценивает работу группы и каждого студента, выставляет отметки за занятие и комментирует их.

Рефлексия.

8.

Домашнее задание.

2

Задает задание на дом, дает инструкцию по выполнению.

Записывают домашнее задание.

Учебник стр.78 -89

ИТОГО:

90

       Критерии оценки:

Критерии оценки на устный ответ:

Ответ

Баллы

Полный, развернутый ответ на вопрос, показана совокупность осознанных знаний по дисциплине. Ответ изложен четко, логично, последовательно.

5

Полный, развернутый ответ на вопрос, показано умение выделить основную мысль. Могут быть допущены 2-3 неточности или незначительные ошибки, исправленные студентом с помощью преподавателя.

4

Не достаточно полный и развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Умение раскрыть значение обобщающих знаний не показано

3

Ответ представляет собой разрозненные знания с существенными ошибками. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательность изложения. Речь неграмотная. Дополнительные вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента.

0

Критерии оценки на тестовые задания и графический диктант:

  1. Тестовые задания закрытого типа с выбором одного правильного ответа оцениваются в 1 балл.
  2. Тестовые задания с выбором несколько правильных ответов и установление соответствия оцениваются в 2 балла.

       от 100 – 91 %  - «отлично»;

        от 90 – 81 % - «хорошо»;

        от 80 – 71 % - - «удовлетворительно»;

       70% и меньше - «неудовлетворительно».

       

10

Реабилитационный процесс при заболеваниях опорно-двигательной системы, санаторный и амбулаторный этапы.

Болезни опорно-двигательной  системы в целом представляют большую социальную проблему в силу их распространенности, но и длительности временной нетрудоспособности и инвалидности.

Заболевания, вызывающие инвалидность, занимают 4-9 места среди причин инвалидности (2-2.5 случая на 10 000 человек).

Частота и тяжесть инвалидности при поражениях костно-мышечной системы объясняются тем, что реабилитация больных является сложной и еще полностью не разрешенной задачей.

Задачи медицинского аспекта реабилитации:

- профилактика инвалидности: качественная и своевременная ортопедо- травматологическая помощь и последующая реабилитация.

- компенсация последствий поражения ОДС

- профилактика утяжеления инвалидности

Санаторный и амбулаторно-поликлинический  этапы

Задачи:

  1. Увеличение амплитуды движений в суставах.
  2. Профилактика контрактур
  3. Совершенствование двигательного стереотипа ходьбы
  4. Тренировка мышц к длительной статической и динамической нагрузки
  5. Формирование правильной осанки
  6. Восстановление координации движений и бытовых стереотипов движения

Средства реабилитации:

  1. Лечебная гимнастика.
  2. Массаж.
  3. Гидрокинезотерапия
  4. Физиотерапия
  5. Механотерапия и спортивные тренажеры
  6. Технические средства реабилитации – профилактика наклонов, приседаний и ассиметричной нагрузки

    Медикаментозная терапия. С целью уменьшения болевого синдрома назначаются нестероидные противоспалительные средства (анальгин, парацетамол, аспирин, бутадион, ибупрофен, реопирин, ортофен, индометацин, темпалгин, баралгин, пенталгин и др.). Медикаментозное лечение подбирается каждому индивидуально с учетом
сопутствующих заболеваний, показаний и противопоказаний к лекарственным средствам. Кроме приема анальгетиков, нестероидных противовоспалительных препаратов, используют миорелаксанты (расслабляющие мышечную ткань) и хондропротекторы (улучшающие состояние хрящевой ткани). В целях снижения риска развития системных осложнений  используют лекарственные формы для местного применения (мази, пасты, гели).

Физическая реабилитация

В комплексной реабилитации больных применяются
различные виды физиотерапевтических процедур. Все они решают практически одни задачи: снижение активности воспалительного процесса, активизация репаративных процессов, уменьшение болевого синдрома, улучшение крово- и лимфообращения, а также трофики тканей, предупреждение и устранение контрактур, восстановление

12

важнейших иммунно-адаптационных систем организма.

Принципами физиотерапии являются своевременное использование
физических факторов, правильное их сочетание, преемственность в лечении.

Магнитотерапия.

Используются импульсивные магнитные поля, способные вызывать в тех тканях, на которые направлено воздействие, круговое движение электрических зарядов на глубине до 5 см. Такое воздействие приводит к расширению сосудов, улучшению кровообращения, уменьшает боль и отечность. Применяют магнитные поля высокой и низкой частоты.

Лазеротерапия

Используют поток света со строго фиксированной длиной волны, малым расхождением лучей и одинаковой фазой излучения квантов энергии в пространстве. Лазеротерапия позволяет уменьшить боль, улучшить кровообращение и питание тканей и органов.

Электрофорез.

В организм больного вводятся лекарства с помощью электрического тока. Лекарства вводят в виде раствора, который проникает в организм через кожу.

Лечение парафином.

Парафин - воскоподобное вещество, получаемое из нефти. Лечебное действие его основано на том,    что при нанесении на кожу расплавленный

парафин быстро застывает и образует пленку, защищающую от воздействия нагретых до более высокой температуры других слоев парафина. Тепловое воздействие на больной орган получается более длительным и равномерным.

Грязелечение.

Для лечения используют грязь иловую, сапропелевую, торфяную.

Полезно химическое воздействие грязей, ведь в них столько полезных веществ, которые, попадая в организм, оказывают на суставы лечебное воздействие.

Гидротерапия 

Оказывает терапевтическое воздействие за счет сочетания раздражений термического, химического, механического факторов. Широко применяют души (струевой, дождевой, Шарко, подводный душ-массаж), ванны (общие, двух-, четырехкамерные) В результате улучшается крово- и лимфообращение в тканях, усиливается их трофика, снижается мышечный тонус, уменьшается боль, создаются благоприятные условия для разработки суставов.

Бальнеотерапия.

Оказывает местное и общее воздействие, способствует нормализации обменных процессов, улучшению микроциркуляции и переферического кровообращения.

ЛФК. 

Лечебная физкультура (ЛФК) является одним из наиболее важных и
действенных методов медицинской реабилитации.

ЛФК способствуют стабилизации профилактике прогрессирования заболевания опорно-двигательной системы.

ЛФК является методом функциональной, патогенетической терапии

В этом периоде решаются и общие задачи: борьба с избыточной массой тела, тренировка сердечно-сосудистой системы, повышение физической работоспособности больного (терренкур, аквааэробика).

Необходимым условием устойчивой компенсации является систематическая тренировка. При П-Ш стадиях заболевания больным с ДА суставов нижних конечностей необходимо ходить на костылях или с тростью. Даже в период ремиссии следует избегать тяжелой

13

физической работы.

В состоянии ремиссии можно посещать баню и сауну, но нельзя нырять в холодный бассейн, обливаться холодной водой.  

При всех видах артрита и артроза чаще всего рекомендуется делать согревающий компресс.

Массаж 

Массаж - это совокупность приёмов механического воздействия в виде
трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека, как руками, так и специальными аппаратами, через воздушную, водную или другую среду. Массаж может быть общим и местным. В зависимости от задач различают следующие виды массажа: гигиенический, лечебный, спортивный, самомассаж.

Гигиенический массаж - активное средство профилактики заболеваний
опорно-двигательно аппарата, сохранения работоспособности.

Лечебный массаж - является эффективным методом лечения ОП.
Различают следующие его разновидности: классический, рефлекторный,
соединительнотканный, периостальный, точечный, аппаратный массаж,
лечебный самомассаж.

Массаж повышает кровоснабжение в массируемом участке, стимулирует работу кожных желез, улучшает тонус мышц, восстанавливает суставной аппарат, под влиянием массажа увеличиваются эластичность и подвижность связочного аппарата, рассасываются отеки, уменьшается боль, так как он оказывает воздействие и на нервную систему, усиливает поглощение тканями кислорода. Массаж увеличивает приток питательных веществ к тканям массируемого участка, освобождая одновременно клетки от продуктов обмена и распада.

Социальная реабилитация.

Заболевания опорно-двигательной системы часто сопровождается осложнениями, которые могут явиться причиной инвалидизации больных. Ограничение жизнедеятельности лица выражается в полной или частичной утрате им способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

Медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу
инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды,
объем и сроки их реабилитации и меры социальной защиты, дает рекомендации по трудовому устройству граждан.
Трудовая реабилитация.

Экспертиза трудоспособности больных. По числу дней временной нетрудоспособности данная группа заболевания стоит на третьем месте. Из общего количества выдаваемых больничных листов, больше 70% приходится на различные клинические проявления заболеваний опорно-двигательного аппарата. Эти заболевания как
хронические характеризуются длительным течением с
обострениями и ремиссиями. Продолжительность обострения различна: от 1
недели до нескольких месяцев, а частота-1-2 раза в год и более. Обострения
почти всегда обусловлены механическим воздействием (травма, физическое
напряжение, длительное пребывание в неудобной позе, вибрация, резкие
движения), неблагоприятными профессиональными условиями работы или
простудным фактором. В то же время возможны длительные ремиссии,
достигающие степени практического выздоровления. Продолжительность пребывания

14

больного на больничном листе
различна. Трудоспособность пациента может быть сохранена при переводе на другую работу с целью изменения и облегчения условий труда. Во избежание рецидивов перевод на облегченную работу должен быть не временный, а постоянный.

Психологическая реабилитация.

В связи с многоплановостью причинных факторов психологическая
реабилитация при ОХ имеет различные направления. Она включает простую
раскрывающую беседу, краткую или длительную психотерапию. Занятия
проводят профессиональный психолог или врач-психотерапевт.

Преимущества санаторно-курортного лечения заболеваний опорно-двигательного аппарата

1. Мощный противовоспалительный эффект природных грязей и лечебных ванн.

2. Обезболивающий эффект, полученный от применения грязе-, водолечения и физиотерапии в сочетании с применением комплексов лечебной физкультуры и массажа позволяет существенно увеличить подвижность суставов, снять мышечные блоки и способствует рассасыванию очагов воспаления.
3. Диетотерапия способствует восстановлению обмена веществ и избавлению от избыточной массы тела.
4. Курортная обстановка и поддержка курортных врачей способствует получению состояния душевного покоя и настроя на выздоровление.
5. Повышение физической активности за счет прогулок по территории, плаванию в бассейне, занятий физкультурой.
6. Общее оздоровление и восстановление иммунного статуса.

1. Профилактические мероприятия для защиты суставов.

1.  Ношение обуви с мягкой подошвой (например, гелевые кроссовки) или применение супинаторов.

2.  Выполнение работы сидя, если она продолжается больше 10 мин. Если работу необходимо выполнять стоя, нужно делать 5-минутный перерыв каждый час.

3. Избегать положения с согнутыми коленями и приседания на колени.

4.   Использовать длинные приспособления для поднятия предметов с пола.

5.  Избегать занятий спортом, приводящих в будущем к повреждению хряща (теннис, бег), отдавая предпочтение плаванию, ходьбе.

6. При подъеме по лестнице, если возможно - пользоваться эскалатором, если нет - подъем с обязательным отдыхом.

7.  Больные с ОА коленных и тазобедренных суставов должны избегать: низких стульев, кресел, кроватей, туалетов. Принимать душ желательно сидя. Нельзя становиться на колени, приседать и сидеть в положении «нога на ногу».

8. Питание.. Важно сбросить лишний вес, так как он увеличивает нагрузку на больные суставы. При ожирении, для того чтобы снизить нагрузку на суставы, можно использовать диету № 8. Это низкокалорийная диета с уменьшением в рационе животных жиров и углеводов, но с достаточным количеством белка. Она требует уменьшения соли, жидкости, сахара. Предусматривается 5-6 разовое питание.

15

Фронтальный опрос по теме для проверки исходного уровня знаний

1. Перечислите основные аспекты реабилитационных мероприятий

2. Перечислите этапы реабилитации.

3. Какие двигательные режимы бывают на санаторном этапе реабилитации?

4. Каким образом можно изменять физическую нагрузку?

5. Какие упражнения называются динамическими?

6. Что такое фонофорез?

7. Что такое курорт?

8 Что такое санаторий?

9. Какие природные факторы используют в санатории?

Графический диктант

Для проведения диктанта даются  задания по теме в виде кратких предложений утвердительного характера. Причем, одни из них правильные, другие - ошибочные. Обучающиеся на листе   бумаги  отмечают графически: верно знак «+», неверно знак «-»

1. Заболевания опорно-двигательного аппарата не приводят к инвалидности  

2. Электрофарез – это введение лекарственного вещества с помощью постоянного электрического тока

3. Фонофорез  используют при заболеваниях опорно двинательной системы

4. Возраст не является факторм риска развития остеоартроза  

5. Неадекватная нагрузка на суставы – один из факторов риска развития остеоартроза

6. . Динамические упражнения увеличивают амплитуду движений суставов 

7. Совершенствование двигательного стереотипа ходьбы –важная задача реабилитации

8. Физиологические изгибы позвоночника появляются у ребенка в два года

9. При сколиотической болезни используют коррегирующие упражнения

10. Мышцы шейного отдела позвоночника можно укреплять лёжа на спине

11. Наклоны вперед показаны при пояснично крестцовом остеохондрозе позвоночника

12. Статические упражнения увеличивают амплитуду движений  

17

Самостоятельная работа для закрепления знаний

1.  Решить ситуационные задачи.

Ситуационная задача № 1.

В санатории 2-ой день находится пациентка 50 лет. Диагноз: «Остеоартроз коленных суставов». Болеет около 5-ти лет, лечилась несколько раз амбулаторно. Профессия- учитель.

Жалобы: умеренные боли механического характера, затруднение при ходьбе по лестнице, хруст и ограничение движений в коленных суставах.

Объективно: температура 36,60С, АД 125/80, пульс 75 в минуту, ритмичный;  ЧДД в покое  16 в минуту, область коленных суставов деформирована, кожа в области суставов не гиперемирована, местной гипертермии нет.

Задание: составьте примерную программу реабилитации для данной пациентки на санаторно-курортном  этапе.

Ситуационная задача № 2

Пациентка С. 56 лет находится на диспансерном учете у ревматолога.

 Диагноз: «Ревматоидный артрит: полиартрит  суставов кистей рук, лучезапястных суставов, активность 0, ФН 2». Отмечается 2-3 обострения в год. По профессии продавец. Болеет в течение 15 лет.

Жалобы: умеренная боль при движениях в лучезапястных суставах, ограничение объема движений в них, трудности при выполнении профессиональных обязанностей, утренняя скованность в течение 20-30 минут.

Объективно: выраженные деформации в пястно-фаланговых суставов обеих кистей, «ревматоидная кисть», «ульнарная девиация», кожа в области суставов обычной телесной окраски, температура над ними не повышена, СОЭ 12 мм/час.

Задание: составьте примерную программу реабилитации для данной пациентки на амбулаторно-поликлиническом этапе.

2. Выполнение манипуляции "Постановка компресса"

Исполняя ролевую игру «пациент – медицинский работник» необходимо объяснить, выполнить манипуляцию. Другие студенты по алгоритму проверяют правильность выполнения манипуляции.

3. Показать - провести комплекс упражнений для плечевого пояса

Цель: обеспечить профилактическое и лечебное действие.

Задача: улучшение крово - лимфообращения и трофики тканей, увеличение амплитуды движений в суставах верхних конечностей.

4. Объяснить – провести комплекс лечебной гимнастики при плоскостопии.

Цель: обеспечить профилактику прогрессирования заболевания.

Задача гимнастики: укрепление мышц свода стопы, голени, исправление деформации стоп, восстановление их рессорных свойств, выработка правильной осанки.

 

18

Тест по теме для контроля усвоения нового материала.

Выберите один правильный ответ.

1. Различают следующие этапы реабилитации:

   а. госпитальный санаторный

   б. постельный санаторный

   в. поликлинический, госпитальный

   г. госпитальный, поликлинический, санаторно-курортный

2. К двигательному режиму в санатории относят

   а. палатный

   б. щадящее – тренирующий

   в. постельный

   г. свободный

3. Процедура лечебной гимнастики имеет следующие разделы:

  а. вводный основной

  б. вводный заключительный

  в. подготовительный

  г. вводный, основной, заключительный

4.Простейший способ дозировки физических упражнений:

    а. темп и ритм движений

    б. подбор упражнений

    в. длительность занятий

    г. степень сопротивления движению

5. Исходное положение являющееся наиболее оптимальным для мышц живота:

    а. стоя

    б. сидя

    в. лежа на спине

    г. лежа на животе

6. Противопоказанием к назначению гидрокинезиотерапии являются:

    а. заболевания опорно-двигательного аппарата

    б. заболевания нервной системы

    в. заболевания кожи

    г гипокинезия

7. Какие исходные положения способствуют разгрузке позвоночника:

       а. лежа на боку

  б. на четвереньках

  в. стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе

  г. сидя на стуле

8. Какой метод используют для уточнения диагноза плоскостопия:

  а. пальпация стоп

  б. плантография стоп

  в. измерение длины стопы

  г. измерение веса

9.  Упражнения, противопоказанные при шейном остеохондрозе позвоночника

 а. упражнения на расслабление мышц плечевого пояса

 б. статическое напряжение мышц шеи и головы

 в. упражнения с максимальной амплитудой в шейном отделе

  позвоночника

г. упражнения на тренировку равновесия

10. Устойчивое положение «стоя» при расстоянии между  между стопами:

а. 10 см

б. 30 см

в. 50 см

г. 70 см.

В заданиях 10 - 13 выберите несколько правильных ответов

10. Задачи ЛФК при болезнях суставов

а. улучшение кровообращения в области сустава

б. укрепление мышц, окружающих сустав

в. противодействие развитию тугоподвижности в суставе

г. формирование контрактур

11. Физические упражнения, применяемые в подостром периоде артрита:

а. динамические упражнения в здоровых суставах

б. упражнения на расслабление мышц

в. дыхательные упражнения

г. идиомоторные упражнения

12. При остеохондрозе позвоночника в период ремиссии больные могут заниматься следующими видами:

а. плавание

б. ходьба на лыжах

в. тяжелая атлетик

г. бег

13. Специальные упражнения при нарушениях осанки

а. корригирующие упражнения

б. дыхательные упражнения

в. упражнения для укрепления  мышц живота. спины. Поясницы

г. маховые для конечностей

Установите соответствие.

30.

Метод реабилитации

Как проводится

1. Электрофорез

2. Электросон

3. УВЧ-терапия

4.Магнитотерапия

а.  Метод воздействия на ЦНС импульсным током низкой частоты и малой силы.

б.  Метод, при котором с лечебной целью применяют переменное низкочастотное магнитное поле.

в. Комплексный метод сочетанного действия постоянного тока и лекарственного вещества.

г. Метод электролечения, при котором на организм больного воздействуют электрическим полем ультравысокой частоты

20

1. Эталоны ответов к фронтальному опросу по теме для проверки исходного уровня знаний.

1. Основные аспекты реабилитационных мероприятий: медицинский, физический аспект,  психологический, профессиональный, социальный,  экономический

2. Этапы реабилитации: стационарный, санаторный, амбулаторный.

3. Двигательные режимы на санаторном этапе реабилитации: постельный(строгий, расширенный), палатный (полупостельный), свободный

4.  Изменять физическую нагрузку можно различными методическими приемами:объемом мышечных групп, участвующих в движении, числом и характером физических упражнений, выбором исходного положения,  темпом и амплитудой выполнения движений,  степенью силового напряжения мышц и сложности выполняемых упражнений.

5. Динамические упражнения-это упражнения, при которых происходит чередование периодов сокращения с периодами расслабления мышц, т. е. приводятся в движение суставы конечности или туловища (позвоночного столба).

6. Фонофорез – это введение лекарственного вещества посредством ультразвука

7. Курорт— освоенная и используемая с целью лечения, медицинской реабилитации, профилактики заболеваний и оздоровления особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

8. Санаторий  — лечебно–профилактическое учреждение, в котором для лечения и профилактики заболеваний используют главным образом природные факторы (климат, минеральные воды, лечебные грязи, морские купания и т. п.) в сочетании с лечебной физкультурой, физиотерапией и рациональным питанием (диетой) при соблюдении определённого режима лечения и отдыха.

9. В санатории используют климат, минеральные воды, лечебные грязи, морские купания и т. п

Эталоны ответов к графическому диктанту:

1. Заболевания опорно-двигательного аппарата не приводят к инвалидности (неверно)   «-»

 2. Электрофарез – это введение лекарственного вещества с помощью постоянного электрического тока (верно)  «+»

3. Фонофорез  используют при заболеваниях опорно двинательной системы (верно)  «+»

4. Возраст не является факторм риска развития остеоартроза  (неверно) «-»

5. Неадекватная нагрузка на суставы – один из факторов риска развития остеоартроза (верно) «+»

6. . Динамические упражнения увеличивают амплитуду движений суставов (верно)  «+»

22

7. Совершенствование двигательного стереотипа ходьбы –важная задача реабилитации (верно)  «-»

8. Физиологические изгибы позвоночника появляются у ребенка в два года (неверно) «-»

9. При сколиотической болезни используют коррегирующие упражнения (верно)  «+»

10. Мышцы шейного отдела позвоночника можно укреплять лёжа на спине (верно) «+»

11. Наклоны вперед показаны при пояснично крестцовом остеохондрозе позвоночника (неверно) «-»

11. Статичекие  упражнения увеличивают амплитуду движений  (неверно) «- »

1    «-»

2    «+»

3    «+»

4     «-»

5    «+»

6    «+»

7    «-»

8    «-»

9    «+»

10   «+»

11    «-»

12   «-»

3.Эталоны ответов к задаче № 1

1). Медицинская реабилитация: 

Медикаментозная реабилитация:

- НПВП (диклофенак, нимесулид); препараты назначают внутрь и местно в виде мазей и гелей при болях в суставах;

- Внутрисуставное введение производных гиалуроновой кислоты (синвиск и др.).

- Внутрисуставное и периартикулярное введение стероидов.

- Системная терапия: комбинация хондроитин сульфата и глюкозамина длительно для предотвращения дальнейшего разрушения хряща (структум, пиаскледин, терафлекс и др.).

По показаниям хирургические методы: артроскопические операции, протезирование суставов.

Диета. Пациенту не устанавливается специальной диеты, однако рекомендуется щадящее для слизистой оболочки желудка питание, исключить консервированные, копченые продукты; контролировать массу тела для предотвращения излишней нагрузки на суставы нижних конечностей.

Рекомендации пациенту:

- ношение обуви с мягкой подошвой (например, гелевые кроссовки) или применение супинаторов;

-выполнение работы сидя, если она продолжается больше 10 минут;

-если работу необходимо выполнять стоя, нужно делать 5-минутный перерыв каждый час;

23

- избегать положения с согнутыми коленями и приседания на колени; использовать длинные приспособления для поднятия предметов с пола;

-при подъеме по лестнице, если возможно - пользоваться эскалатором, если нет - подъем с обязательным отдыхом;

-больные с ОА коленных и тазобедренных суставов должны избегать: низких стульев, кресел, кроватей, туалетов;

- принимать душ желательно сидя;

-нельзя становиться на колени, приседать и сидеть в положении «нога на ногу».

2). Физическая реабилитация:

а) Физиотерапия: 

-электрофорез лекарственных средств (димексид, хлорид кальция, новокаин);

- ультразвук и фонофорез гидрокортизона на область коленных суставов;

- УВЧ-терапия на пораженные суставы;

- лазеротерапия;

 - магнитотерапия;

- теплолечение (парафин, озокерит, грязевые аппликации);

- бальнеотерапия (ванны радоновые, минеральные, скипидарные.

б) ЛФК:

- упражнения на увеличение объема движения в суставах;

- групповые занятия ЛФК, преимущественно в положении лежа или сидя,  активные движения в больных суставах и механотерапия;

- дозированные пешие прогулки, терренкур;

- плавание в бассейне (температура воды 28-30 0С), аквааэробика.

в) Массаж проводится, избегая области больных суставов, массируются околосуставные ткани.

3).Социальная реабилитация:

На время обострения заболевания может выдаваться больничный лист. При выраженной функциональной недостаточности суставов пациентам с ОА может устанавливаться группа инвалидности.

4). Технические средства реабилитации:

Для облегчения передвижения: трости. В более тяжелых случаях: костыли, «ходунки», инвалидные коляски; для уменьшения нагрузки на пораженные суставы ортезы, ортопедические стельки, отртопедическая обувь.

5). Профессиональная реабилитация:

Пациентке рекомендовано избегать длительного пребывания на ногах, вынужденного положения тела, перепадов температуры. В профессиональной реабилитации на данном этапе не нуждается.

Эталоны ответов к задаче № 2

1). Медицинская реабилитация: 

Медикаментозная реабилитация:

- НПВП (диклофенак, нимесулид); препараты назначают парентерально или в таблетках  и местно в виде мазей и гелей;

- глюкокортикоиды, которые назначают: системно (внутрь), методом пульс-терапии в/в кап.;

- базисные средства, которые предотвращая обострения, влияют на прогноз и исход заболевания:

-иммунодепрессанты (метотрексат, а также азатиоприн, циклофосфамид, циклоспорин);

 -противомалярийные препараты (делагил, плаквенил);

24

- биологические препараты (инфликсимаб и др.)

Диета.  Не устанавливается специальной диеты, однако рекомендуется щадящее для слизистой оболочки желудка питание, исключить консервированные, копченые продукты; контролировать массу тела для предотвращения излишней нагрузки на суставы нижних конечностей. Кулинарная обработка: на пару, варка, тушение, запекание. Для предупреждения развития остеопороза рекомендуется включение в диету продуктов, богатых кальцием: молочные продукты.

2). Физическая реабилитация:

а) Физиотерапия: 

-электрофорез лекарственных средств (димексид, хлорид кальция, новокаин);

 -индуктотермия на пораженные суставы и область надпочечников;

-ДМВ-терапия;

- ультразвук и фонофорез гидрокортизона на область крупных и средних суставов;

- УВЧ-терапия на пораженные суставы;

- лазеротерапия;

 - магнитотерапия.

б) ЛФК:

- для начала пассивные движения в пораженных суставах и активные движения в здоровых суставах. Далее вводятся легкие активные движения в больных суставах и механотерапия;

- групповые занятия ЛФК;

- плавание в бассейне (температура воды 28-30 0С)

в) Массаж проводится, избегая области больных суставов, массируются околосуставные ткани.

3).Социальная реабилитация:

При выраженной функциональной недостаточности суставов пациентам с РА может устанавливаться группа инвалидности. Больные РА нуждаются в информировании и консультировании самого инвалида и его семьи, адаптационном обучении инвалида и его семьи «жизни с инвалидностью», обучению персональному уходу, социальной независимости, пользованию техническими средствами реабилитации, в содействии решения личных проблем, адаптации жилья (установка поручней, настилка нескользящих полов, снятие порогов).

4). Технические средства реабилитации:

Для облегчения передвижения: трости, костыли, «ходунки», инвалидные коляски; для уменьшения нагрузки на пораженные суставы ортезы, ортопедические стельки, отртопедическая обувь; при поражении суставов рук, пациенту необходимы приспособления для облегчения повседневного быта, в стиральной машинке должен быть режим отжима, кружки и инструменты с большими и удобными ручками и т.д.

5). Психологическая реабилитация:

В систему психотерапевтических мероприятий входит и так называемая семейная психотерапия, одна из ее задач - формирование у родственников правильного отношения к заболевшему члену семьи. Так же необходимо объяснить пациенту, что утренняя скованность это последствие заболевания и будет через некоторое время проходить. Настроить пациента позитивно.  

6). Профессиональная реабилитация:

Пациентке рекомендовано избегать длительного пребывания на ногах, вынужденного положения тела, психических напряжений, перепадов температуры, так же следует избегать воздействия химических веществ. Возможно профессиональное переобучение с целью получения не противопоказанной специальности (бухгалтер, экономист, делопроизводитель и т.п.).

25

Эталоны ответов

к тесту для проверки усвоения нового материала

«Реабилитационный процесс при заболеваниях опорно –двигательной системы, санаторный и амбулаторный этапы»

1 вариант

1.

г

2.

б

3.

г

4.

в

5.

в

6.

в

7.

б

8.

б

9

в

10

б

11

а, б. в

12

а. б. в

13

а. б. г

14

а. б. в

15

1 - в

2 - а

3 - г

4 - б

Формы тестовых заданий:

67 % тестовые задания закрытого типа с выбором одного правильного ответа

33 % задания с выбором нескольких правильных ответов, задания на дополнение и установление соответствия.

Количество тестовых заданий: 1

Количество вариантов:1

Ограничение по времени:                    нет

                                                                   есть -     12    минут

Возврат к предыдущему:                     разрешен

                                                запрещен

Последовательность заданий:        по порядку        

                                                случайная

Максимальное количество баллов - 20

       от 100 – 91 % ( 15 - 14 баллов) - «отлично»;

        от 90 – 81 %  ( 13 - 12 баллов) - «хорошо»;

        от 80 – 71 % ( 11 - 10 баллов)  - «удовлетворительно»;

       70% и меньше ( меньше 10 баллов) - «неудовлетворительно».

 

26

Приложение № 3

Примерный комплекс лечебной гимнастики при плоскостопии

1 — зажав мячик между ногами, медленно идти, стараясь не уронить его;

2 — сидя на полу, упереться руками в пол и стараться как можно выше, поднять ногами мяч;

3 — положить на пол палку и пройти по ней боком, заложив кисти на затылок;

4 — поднять пальцами ног с пола носовой платок;

5 — вращать на полу мяч ногой;

6 — сидя на стуле, брать пальцами ног разбросанные по полу карандаши;

27

7 — подскоки на одной ноге, на цыпочках; в пальцах другой ноги зажат платок;

8 — ходьба попеременно на носках, пятках, наружной стороне стоп.

9 —ходьба босиком по неровной поверхности – по жесткой траве, рыхлой почве, песку, камням и мелкой гальке.

28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для проведения практических занятий

Методическая разработка для проведения практических занятий по дисциплине «Статистика»    «Расчёт медианы»...

Методическое пособие по выполнению практического занятия №8 "Управление процессами и приоритетами в операционных системах" по дисциплине "Операционные системы и среды" для специальности 230113 Компьютерные системы и комплексы

Методическое пособие создано для реализации основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230113 Компьютерные системы и комплексы (базовой подгото...

Методическая разработка для проведения практического занятия по теме "Обследование пациентов при заболеваниях эндокринной системы".

Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме "Обследование пациентов при заболеваниях эндокринной системы"....

Методическая разработка для проведения практического занятия « 1 этап-оценка состояния пациента» по специальности Сестринское дело 060501 Лечебное дело 060101 для ПМ 04; ПМ 07.«Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больным"

Методическая разработка для проведения практического занятия "1 - этап  -  оценка состояния пациента" по специальности Сестринское дело 060501 для ПМ 04 (МДК 04.01 "Теория и п...

Методическая разработка для проведения практического занятия по теме "Реабилитация пациентов с патологией дыхательной системы"

Методическая разработка практического занятия по теме "Реабилитация пациентов с патологией дыхательной системы" подготовлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными с...

Методическая разработка по теме практического занятия ПМ01. МДК01.01 "Диагностика заболеваний периферической нервной системы". Пропедевтика клинических дисциплин. Специальность 31.02.01.

Практическое занятие по теме:Диагностика заболеваний периферической нервной системыМетодическое пособие по ПМ01. Диагностическая деятельность, МДК01.01. Пропедевтика клинических дисциплин, разде...

Методическая разработка для проведения теоретического занятия по теме: « Спланхнология внутренних органов - органы пищеварительной системы»

Методическая разработка для проведения теоретического занятия по теме: « Спланхнология   внутренних органов - органы пищеварительной системы»...