Эссе. Этические аспекты профессиональной подготовки медицинской сестры
статья
В эссе представлены особенности формирования специальных компетенций в процессе формирования профессионально значимых качеств у будущей медсестры в процессе обучения в колледже. Одним из обязательных, но нередко недостаточно оцененных качеств является коммуникативная компетентность, одной из значимых сторон которой является коммуникативная толерантность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse._eticheskie_aspekty_professionalnoy_podgotovki_meditsinskoy_sestry_.docx | 20.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 6»
Городской конкурс педагогического мастерства
«Золотая астра» - 2019
Эссе
Этические аспекты профессиональной подготовки
медицинской сестры
Номинация «Лучший преподаватель»
Бакирова Зухра Анверовна
Преподаватель профессиональных модулей
Педагогический стаж – 35 лет
Стаж работы в данном учреждении – 3.5 года
Москва
2019
В связи с интегрированием России в мировое сообщество происходят качественные изменения отечественной системы здравоохранения в соответствии с глубинными социально-экономическими общественными преобразованиями. Свершившаяся стремительная трансформация традиционных принципов системы отечественного здравоохранения сопровождалась постепенным переходом от методов государственного управления отраслью к введению механизмов системы обязательного медицинского страхования, опирающихся на законы экономики.
Все более усиливается значимость точных дисциплин, таких как экономика, информатика, математика, логистика, принцип доказательности в науках об общественном здоровье, в общепрофессиональных и специальных исследованиях. Информатизация медицинской профессии, высокий уровень специальных профессиональных требований к медицинской сестре, сужают пространство для формирования знаний деонтологических основ специальности.
Изучение эволюции отечественной системы здравоохранения в условиях становления рынка медицинских услуг позволило установить, что «традиционные отношения медицинского работника и пациента приобретают специфическую сущность, которую условно можно обозначить как маркетинговую».
С точки зрения такого подхода в современном медицинском сообществе личностные качества медицинского работника начинаются с оценки его деловых качеств, прагматичного отношения к труду, уровня профессиональной пригодности.
Создается тенденция активного внедрения в практическое здравоохранение «технической модели» общения. Регламентированными оказываются содержание и средства общения, а вместо восприятия личности собеседника ограничиваются знанием его социальной роли.
Возникает вопрос о соотношении подобного подхода к профессиональной компетенции со значимостью соблюдения принципов профессиональной этики, практической этики, деонтологии. Как эти, казалось бы, разные составляющие в деятельности медицинской сестры, могут присутствовать в повседневной работе специалиста. Что и когда должно превалировать?
Работа медицинских работников относится к тем сферам профессиональной деятельности, к которым общество предъявляет повышенные требования не только по уровню моральности, но и в отношении должного исполнения своих профессиональных обязанностей. Нарушение этических норм, безответственное отношение к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, может привести, в конечном счете, и к деградации самой личности.
Профессиональная деятельность медицинской сестры способна как создать, так и разрушить психическую реальность конкретного человека, на которого он оказывает воздействие. Ориентация на ценность другого человека (пациента, коллеги) в деятельности медицинской сестры предполагает адекватное восприятие своих возможностей воздействия на него, основанной на выполнении профессионального долга и ответственности за свои действия.
От профессиональной компетентности медсестры зависит ее успешность функционирования в коллегиальной медицинской среде, в межличностном общении в системах: медсестра-пациент, медсестра-родственники пациента (что особенно важно в педиатрической практике), медсестра-коллега в формировании и сохранении своего собственного потенциала здоровья и повседневного саногенного поведения.
В соответствии с этим формирование специальных компетенций должно составлять основу компетентностной модели, необходимой для подготовки нового поколения выпускников медицинского колледжа.
Медицинская деятельность относится к категории помогающих, что накладывает дополнительные требования к формированию профессионально значимых качеств у будущей медсестры в процессе обучения в колледже. Одним из обязательных, но нередко недостаточно оцененных качеств является коммуникативная компетентность, одной из значимых сторон которой является коммуникативная толерантность.
Воздействие в диаде медсестра-пациент происходит в процессе общения при совместной деятельности. При этом общение не сводится только к передаче информации. Большую роль играет межличностная перцепция, а именно идентификация и рефлексия.
Безусловное значение при этом имеют эмоции, которые расцениваются как обобщенный процесс оценки ситуации и передаются как интонационно, так и словами, жестами, действиями.
Для создания эффективного психологического микроклимата взаимодействия необходимо понять личность, то есть выявить, на что эмоционально отзывается пациент, что его интересует, радует, удивляет; в связи, с чем он испытывает горе, гнев, отвращение, презрение; что у него вызывает страх, стыд, чувство вины.
В процессе межличностного общения в лечебном процессе базовой эмоцией, отнесенной К.Изардом к основным общественным эмоциям, является эмпатия. Выявлено, что способность к эмпатии возрастает, как правило, с ростом жизненного опыта. При этом эмпатия более выражена в ситуации сходства поведенческих и эмоциональных реакций субъектов. Выраженность эмпатии во многом определяется эмоциональной восприимчивостью, которая означает фундаментальную характеристику стереотипа эмоционального поведения, свойственного индивиду и проявляется в частоте, разнообразии и интенсивности эмоций, реагирования на значимые для данной личности воздействия.
Основу эмпатии составляет эмоциональная отзывчивость и интуиция, но значительную роль играет и рациональное восприятие объектов. Эмоциональная составляющая в эмпатии связана с пониманием в другом человеке своего эмоционального опыта, в процессе образования ассоциаций и переносов. Интуитивная же составляющая эмпатии означает подсознательную обработку поступающей по невербальным каналам информации о партнере на основе бессознательных сопоставлений с имеющимся опытом прошлого.
Эмпатия позволяет нам получить рационально-эмоционально-информационное отражение другого человека, преодолеть его психологическую защиту, выявить причины и последствия его психолого-поведенческого портрета. Это позволяет медицинским работникам в последующем оказать на него адекватное лечебное воздействие, для того, чтобы вызвать желаемые изменения в его внутренней картине болезни, перемены в его жизненных планах. Будущим медицинским сестрам необходимо освоить теоретические знания в области медицинской психологии, приобрести практические навыки по выявлению перцептивной стороны процесса общения, тонких нюансов построения лечебного взаимодействия с пациентами на базе эмоциональной отзывчивости.
В условиях развивающегося многополярного мира, возникшего в результате глобализации макроэкономической деятельности, экологических проблем, трансформации социализации, национальной и этнической дивергенции, толерантность обнаруживается как безусловная потребность общечеловеческих интересов, необходимая предпосылка формирования новых коммуникативных отношений. Именно поэтому понятие толерантности стало ключевым для ХХ и ХХI веков.
Настало время всерьез задуматься о необходимости воспитания толерантных установок в условиях многоэтничности, многоязычия, поликультурности и полиментальности населения России, что можно выразить таким понятием как «поликультурное образование».
Формирование медицинских сестер, как «человека культуры», известного нам из славного исторического прошлого нашего отечества может быть реализовано только в результате повседневного общения педагога и студента. Преподаватель, как истинный «носитель культуры» может продемонстрировать адекватное развитие диалога в диаде медсестра-пациент в правильном для лечебного процесса русле, в атмосфере сотрудничества, верно выстроенных субъект-субъектных отношений, обозначит неприемлемость авторитарной модели общения. При этом студент обучается тому, как следует воспринимать нежелательные и неприемлемые для медсестры личностные особенности пациентов, привычки, порицаемые в обществе стили поведения и патогенные для здоровья стереотипы мышления. Больной может вызывать у медсестры негативные чувства, однако в любой ситуации именно психолого-педагогическая компетентность специалиста должна помочь предупредить конфликтную ситуацию, сохранить подобающий случаю стиль общения. Соблюдение принципа толерантности в образовательном процессе и в медицинской деятельности в процессе подготовки будущих медицинских сестер повысит возможности адаптации к их профессиональной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе. Моя роль в подготовке медицинских работников – взгляд в будущее.
В данной публикации рассматривается роль педагога в подготовке грамотного образованного медицинского работника, в воспитании интересной гармоничной личности....
Эссе «Моя роль в подготовке медицинских работников – взгляд в будущее»
Классный руководитель… Это словосочетание произносят студенты, родители, администрация. Это, без преувеличения, первый, самый близкий человек в стенах колледжа. Классный руководитель помо...
Городской конкурс педагогического мастерства «Золотая астра» - 2019 Эссе «Моя роль в подготовке медицинских работников – взгляд в будущее»
Медицинский работник - это не профессия, а образ жизни. Еще великий философ Древней Греции Сократ говорил, что все профессии в мире - от людей и только три - от бо...
Эссе. Моя роль в подготовке медицинских работников.
В данной публикации рассматривается роль педагога в подготовке медицинского работника, в воспитании интересной гармоничной личности....
Эссе Моя роль в подготовке медицинских работников – взгляд в будущее
Структура среднего медицинского образования включает в себя совокупность специализированных предметов с компонентами профессиональной направленности. Одним из базовых является - Анатомия и физиология ...
Эссе Моя роль в подготовке медицинских работников – взгляд в будущее
Городской конкурс педагогического мастерства «Золотая астра» - 2019 Эссе : Моя роль в подготовке медицинских работников –взгляд в будущее...
Эссе "Моя роль в подготовке медицинских работников - взгляд в будущее"
В эссе идет речь о повышении ответственности преподавателей системы СПО за результаты своей деятельности...