Эссе Моя роль в подготовке медицинских работников – взгляд в будущее
статья
Структура среднего медицинского образования включает в себя совокупность специализированных предметов с компонентами профессиональной направленности. Одним из базовых является - Анатомия и физиология человека. Необходимо учитывать, что данный предмет, неотделимо связан с другими дисциплинами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_ananeva.docx | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 2» | |
Городской конкурс педагогического мастерства «Золотая астра» - 2019 | |
Эссе | |
Моя роль в подготовке медицинских работников – взгляд в будущее | |
Номинация Лучший преподаватель | |
ФИО Ананьева Наталия Васильевна | |
Должность преподаватель | |
Преподаваемые дисциплины Анатомия и физиология человека | |
Педагогический стаж 13 лет | |
Стаж работы в данном образовательном учреждении 3 года | |
Москва | |
2019 |
Актуальность вопроса качественного среднего профессионального образования на сегодняшний день остается приоритетной задачей российского образования. Перемены в государственной и социальной жизни, ускорение темпов развития и информатизации привели к изменению понимания образовательного процесса. Теперь это не просто процесс освоения студентами знаний, умений и навыков, а целостная система развития личности и подготовки профессионалов – людей, компетентных в своей области, готовых к самореализации и привнесению нового на основе приобретённого опыта. Во всем мире профессия медсестры постоянно развивается: растет число специализаций медсестер, а также расширяется их функционал. Появляется все больше областей знаний, в которых нуждаются именно медсестры при их ежедневной работе. Медсестра мирового уровня сегодня – это медицинский эксперт, который одновременно должен быть профессионалом, координатором, ученым и управленцем.
Так кто же должен выполнить это сложную миссию подготовки специалистов нового уровня? Опираясь на личный педагогический опыт, отвечу, что эта задача ложится на плечи всего педагогического коллектива в целом и на каждого преподавателя в отдельности.
Структура среднего медицинского образования включает в себя совокупность специализированных предметов с компонентами профессиональной направленности. Одним из базовых является - Анатомия и физиология человека. Необходимо учитывать, что данный предмет, неотделимо связан с другими дисциплинами.
Анатомия и физиология человека – это комплексная наука, объединяющая области знания, относящиеся к строению организма человека на всех уровнях от субклеточных структур до целых анатомо-физиологических систем. Достаточно отметить, что изучающему анатомию студенту, за 2 семестра надо освоить сотни названий костей, мышц, органов, систем, составить себе целостное представление о системах, организме в эволюционном и функциональном аспекте, установить закономерности структур и использовать полученные данные на практике. При этом неприспособленность студентов к изучению и восприятию учебного материала в таких объемах может привести к постоянному накоплению умственной и психической усталости. В связи с этим для освоения необходимого минимума знаний требуется переход к формированию компетентностного подхода к обучению студентов.
В первые годы обучения в медицинском колледже при изучении дисциплины «Анатомия и физиология человека» наибольшее значение имеют общие компетенции. К общим компетенциям можно отнести общелогические методы обучения. Без них нельзя обойтись при изучении «Анатомии», на каком бы уровне оно не проводилось. Методология, творчество, коммуникативность являются важнейшим звеном в преподавании, а анализ и синтез, как метод в изучении анатомии человека применяется на протяжении всех уровней обучения. Общие межличностные компетенции заставляют студентов решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации с использованием интеграции междисциплинарных знаний. Помимо диагностики и лечения, на качество медицинской помощи в значительной степени влияет коммуникация медицинского работника с пациентом – возможность выслушать его, изучить физическое состояние, обучить ежедневной жизни с его заболеванием и эмоционально поддержать.
В преподавании «Анатомии» нельзя обойтись без общих системных компетенций, которые представляют собой способность учиться и применять знания на практике, понимание взаимоотношений частного, как части целого, совершенствование исследовательских навыков, инициативность и креативность. Для этого методически на каждом практическом занятии я отвожу время для изучения отдельных препаратов– муляжей и фантомов, на теоретических занятиях - демонстрации презентаций и фильмов. К концу изучения курса студент должен уметь находить на муляжах и таблицах более 500 анатомических образований (органы, их части, сосудисто-нервные образования, элементы центральной нервной системы и др.) и отвечать преподавателю на клинико-функциональные вопросы, способствующие решению ситуационных задач.
Процесс и результаты работы фиксируются мною как преподавателем в учебном журнале. Также проводится Олимпиада по анатомии в колледже и студенты принимают успешное участие во Всероссийской Олимпиаде по анатомии.
Как преподавателю, мне хочется сказать о важности обширных междисциплинарных связей анатомии и физиологии с другими дисциплинами. Учитывая сложность и объём программного материала по предмету (содержание учебного материала насчитывает огромное количество дидактических единиц), преподаватель не должен забывать о необходимости вырабатывать у студентов мотивацию к изучению данного предмета. Если рассматривать массу анатомических фактов в чистом виде, то есть в отрыве от других дисциплин, то у студента при этом не возникает чёткого, осмысленного представления о том, для чего изучать эту массу фактов, где эти сведения понадобятся ему в дальнейшем. Иначе говоря, не возникает ощутимая мотивация для изучения анатомии, и добросовестно заученные знания быстро забываются.
В своей педагогической деятельности я стараюсь, чтобы на каждом занятии студент убеждался, что те или иные конкретные анатомические и физиологические сведения обязательно понадобятся ему при изучении конкретных клинических дисциплин. Только такой подход сформирует у студентов явственную мотивацию для запоминания этих сведений. Для преподавателя это означает необходимость детальной проработки каждого раздела программы в плане выявления междисциплинарных связей. Преподавателю необходимо чётко представлять, какие анатомические сведения являются клинически значимыми, т.е., обязательно будут востребованы в дальнейшем преподавателями – клиницистами.
При изучении латинских анатомических терминов нужно учитывать, что многие из них в будущем студентом не используются. В то же время многие из них имеют греческие синонимы, от которых образуется множество клинических терминов. Поэтому особое внимание я уделяю именно этим греко-латинским названиям. Уже в ходе изучения анатомии можно вводить студентов в огромный мир клинической терминологии, что повышает интерес студентов к дисциплине и медицине. Такой подход к преподаванию дисциплины приведёт к повышению качества подготовки, и анатомия, действительно, станет для студентов пропуском в медицину.
И, наконец, хотелось бы отметить самое главное: анатомия и физиология насколько бы трудна и объемна она не была, лишь грань науки, куда более сложной и захватывающей. Она оказывается предтечей медицины, своего рода пропуском в ее фантастический мир.
При подготовке будущих медицинских специалистов среднего звена я руководствуюсь принципом - знания, заложенные в полном объеме в студенческие годы, – труд не напрасный. Они проявятся из глубин сознания в нужное время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе. Моя роль в подготовке медицинских работников – взгляд в будущее.
В данной публикации рассматривается роль педагога в подготовке грамотного образованного медицинского работника, в воспитании интересной гармоничной личности....
Эссе «Моя роль в подготовке медицинских работников – взгляд в будущее»
Классный руководитель… Это словосочетание произносят студенты, родители, администрация. Это, без преувеличения, первый, самый близкий человек в стенах колледжа. Классный руководитель помо...
Городской конкурс педагогического мастерства «Золотая астра» - 2019 Эссе «Моя роль в подготовке медицинских работников – взгляд в будущее»
Медицинский работник - это не профессия, а образ жизни. Еще великий философ Древней Греции Сократ говорил, что все профессии в мире - от людей и только три - от бо...
Эссе Моя роль в подготовке медицинских работников – взгляд в будущее
Городской конкурс педагогического мастерства «Золотая астра» - 2019 Эссе : Моя роль в подготовке медицинских работников –взгляд в будущее...
Эссе "Моя роль в подготовке медицинских работников - взгляд в будущее"
В эссе идет речь о повышении ответственности преподавателей системы СПО за результаты своей деятельности...
Эссе. Моя роль в подготовке медицинских работников. Взгляд в будущее.
Эссе о роли педагога в становлении, формировании и воспитании фельдшера. В узком смысле о подготовке медицинских работников на уроках английского языка. Эссе участвовало в городском конкурсе Золотая А...
Эссе "Моя роль в подготовке медицинских работников - взгляд в будущее"
Эссе является первым этапом в профессиональном конкурсе "Золотая астра"...