Статьи
статья
Мои статьи, выступления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Симуляционное обучение | 209.5 КБ |
Методическая деятельность ЦМК специальности Сестринское дело 2021-2022 учебный год | 227.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на Заседании ЦМК 14.12.2023г.
Тема: Симуляционное обучение
Преподаватель Дашидоржиева Т.К.
Симуляционное обучение — это образовательная технология, предусматривающая интерактивный вид деятельности в условиях, воссоздающих реальность, но ею не являющихся. Симуляция предполагает тренировку, где студент (обучающийся) находится в центре внимания, а не преподаватель, как при традиционном образовательном процессе на семинарах и лекциях. (Российское общество симуляционного обучения РОСОМЕД). Оно, по мнению экспертов ВОЗ и РОСОМЕД, должно рассматриваться как обязательный компонент в профессиональной подготовке, использующий модель профессиональной деятельности с целью предоставления возможности каждому обучающемуся выполнить профессиональную деятельность или ее элемент в соответствии с профессиональными стандартами и/или порядками (правилами) оказания медицинской помощи.
Принцип - реалистичность — главное в симуляционном обучении.
Цель симуляционного обучения — приблизить имитацию деятельности к реальности с высокой степенью достоверности. Только в условиях, похожих на реальные, позволяют формировать (а в случае с действующим медицинским персоналом изменять) поведение медицинского персонала.
Важным аспектом современного использования симуляционного обучения является тот факт, что это не просто выполнение на фантоме абстрактного навыка, это система
практикоориентированного обучения.Одной из причин широкого распространения симуляционного обучения стала концепция безопасности в здравоохранении.
Проблема безопасности в медицине тесно связана с проблемой профессиональных ошибок. Исследователи Национального института медицины США в 1999 г. в докладе To Err is Human («Человеку свойственно ошибаться») установили, что каждый год до 98 тыс. пациентов умирают от предотвратимых медицинских ошибок. В этом докладе утверждается, что проблема медицинских ошибок заключается не в плохих людях в здравоохранении, а в том, что обычные люди работают в плохих системах, которые можно сделать более безопасными и обеспечивающими качество медицинской помощи.
Сложные технологии, мощные препараты, интенсивная терапия и длительное пребывание в больнице увеличивают вероятность медицинских ошибок. Отсутствие специальной подготовки и опыта часто упоминается в качестве источников медицинских ошибок. Такие ситуации возможны у новичков или при использовании новой технологии, при возникновении редкого явления, что чаще всего происходит в условиях неотложной и экстренной медицинской помощи. Причиной неблагоприятных исходов может стать и регулярное пренебрежение простыми правилами работы, например недостаточная гигиена рук медицинского персонала.
Таким образом, безопасность — это не столько персональная, сколько системная ценность. Выделяют пять факторов, которые могут обеспечить ее в современном медицинском мире:
1) наличие локальных стандартов и прописанных процедур деятельности;
2) контроль компетентности персонала;
3) эффективная коммуникация в коллективе;
4) предельная точность и проверка маркировки медицинской документации;
5) участие пациента в оказании медицинской помощи (модель партнерства).
Все эти факторы отражены и реализуются в ходе симуляционного обучения.
Только при наличии современных стандартов операционных процедур, алгоритмов возможно создание тренировок, в условиях симуляции можно провести эффективное занятие. Тренинги навыков общения — одна из ключевых задач преподавателя. Во время симуляции обязательна провокация на ошибку в несоблюдении точности дозировок и маркировки.
Преподавателями любой дисциплины осознаётся острая необходимость в правильности выстраивания учебного процесса в колледже с учётом освоения студентом в полном объеме теории и отработки на манекенах и тренажёрах-фантомах манипуляций и клинических приемов. Конечно, симуляционные технологии предполагают наличие симуляционного центра, оснащённого современными тренажёрами для отработки практических умений. Но, исходя из реальных условий, я применяю в учебном процессе только элементы симуляционных технологий в основном это решение ситуационных задач и отработки манипуляций на фантомах, действия при проведении деловой игры
В разделе Сестринский уход в офтальмологии на сестринском деле используется симуляционное обучение. Разработаны чек-листы для контроля и самоконтроля по основным диагностическим и лечебным манипуляциям: визометрия, периметрия, закапывание глазных капель, закладывание мази, промывание коньюнктивальной полости, измерение внутриглазного давления и др. Они размещены в личном кабинете ЭОС и находятся в доступе круглосуточно.
Положительные моменты:
- в данном разделе не требуется спец оборудование (сложные манекены и т.п.);
Технология симуляционного практического обучения в сестринском деле применяемых мной на занятиях, состоит из пяти последовательных этапов
1 этап. Первым этапом является погружение студента в теоретический контекст, в результате которого формируются знания стандартов технологии ухода за пациентом, технологий выполнения манипуляций и процедур, ведения медицинской документации, технологий санитарно-противоэпидемических мероприятий, этико-деонтологических принципов. Для этого сформирован банк тестовых заданий для тестирования обучающихся. В ЭОС размещены конспекты лекций, нормативно-правовые документы (клинические рекомендации, методические, практические по разделу, САНПИН) Исходное тестирование позволяет определить уровень подготовки обучающихся, и помогает скорректировать проведение предстоящих других этапов занятия.
2 этап. Демонстрация манипуляции. Поясняю основные моменты Разбираю возможные ошибки и т.п.
3 этап. проводится в том же кабинете доклинической практики — это работа с оснащением, муляжами. Проводится демонстрация симуляционного элемента более эффективным, по моему мнению, способами такими как:
1. Образцовое действие в медленном темпе с объяснениями (для понимания действия), направленное на правильность выполнения.
2. Образцовое действие в реальном темпе, демонстрируя одновременно скорость и правильность выполнения.
Первый и второй способы можно менять местами в зависимости от предпочтения. В последующем осуществляется отработка выполнения умения при сохранении скорости и правильности. Заканчивается данный этап отработкой обучающимися умения до автоматизма. Для этого применяются другие элементы симуляции. Данный аспект возможен при помощи разработанных мной задач с наиболее вероятными профессиональными ситуациями, либо с заранее продуманным сценарием деловой игры. Необходимо помнить, что одна из основных задач симуляционного обучения - обучение работе в команде со своими коллегами. Это позволяет научиться быстрому распределению ролей и обязанностей, принятию собственных решений или беспрекословному подчинению старшему в команде и, в конечном счете, эффективному и профессиональному решению возникшей у пациента проблемы. В течении учебного занятия команда меняется ролями, таким образом каждый студент выполнит все манипуляции. Подготовка сценария и распределения ролей студентами может проводиться самостоятельно в виде внеаудиторной работы. Он вынужден наблюдать, мыслить и оценивать, проявлять находчивость, достигать необходимого результата и наилучшего решения. Данный приём повышает надёжность формирования опыта и умений.
4 этап. Дебрифинг - это рефлексией. Начинаем с разбора полученных результатов при работе на муляжах или в паре. Обучаемые сосредотачиваются на важных аспектах и обсуждают причинно-следственные связи при серии наводящих вопросов преподавателя. При проведении дебрифинга продолжается обучающий процесс, который помогает участникам размышлять о пережитом опыте, делать полезные для себя выводы и открытия.
5 этап. Подведение итогов. На заключительном этапе осуществляется индивидуальное оценивание работы обучаемого, включает перечень разработанных параметров профессиональной деятельности по освоению определённого умения. Задача преподавателя применяющего методы симуляционного обучения в ходе проведения разбора не сразу дать оценку работе (что было хорошо, и что плохо), а выяснить, почему обучаемые поступили так или иначе, что помешало им достичь нужного результата, что можно улучшить и как студенты планируют поступать в следующий раз.
При проведении работ на тренажерах и симуляторах обучаемые стремятся выполнить умение по алгоритму, но испытывают затруднения при одновременном выполнении манипуляции и общении с мнимым пациентом. Дебрифинг позволяет провести анализ ошибок и замечаний преподавателя самому студенту. Итоговый контроль позволяет определить комплексный уровень усвоения сложных действий, обеспечиваемых совокупностью практического опыта, умений и знаний.
Таким образом, использование в учебном процессе технологии симуляционного обучения позволяет повысить самооценку обучающихся и предоставляет возможность каждому обучаемому неоднократно осуществить профессиональную деятельность или её элемент в соответствии с профессиональным стандартом и порядками оказания медицинской помощи в условиях, максимально приближенных к реальной производственной среде
Проблемы:
Площадь кабинета мала для проведения одномоментно нескольких манипуляций или всеми студентами;
На 1 практическое занятие приходится в среднем 3-4 манипуляции. Студентов в подгруппах 10-13 человек. Каждый выполняет ее около 5-15 минут, если сокращается обработка рук, например. Получается по одному могу проверить манипуляцию за 100-130 минут, если их 3 то уходит около 3 часов и более. На деле больше, так как студентам приходится дать время для подготовки.
Решение:
- выбрать манипуляции, так как часы еще сокращаются.
- алгоритмы должны применять одни и те же на разных разделах.
Оценочный чек-лист
Проверяемый практический навык: закапывание глазных капель
Выполнение 29-41 пункта (70%-100%) – сдано
менее – не сдано
№ пп | Перечень практических действий | Форма представления | Отметка о выполнении да/нет |
Подготовка к манипуляции | |||
1 | Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль | сказать | |
2 | Попросить пациента представиться | сказать | |
3 | Сверить ФИО пациента с медицинской документацией | сказать | |
4 | Сообщить пациенту о назначении врача | сказать | |
5 | Убедиться в наличии у пациента добровольного нформированного согласия на предстоящую процедуру | сказать | |
6 | Объяснить ход и цель процедуры | сказать | |
7 | Выяснить переносимость вводимого лекарственного препарата. | сказать | |
8 | Предложить пациенту сесть или помочь ему занять удобное положение лёжа на спине | выполнить/сказать | |
9 | Прочитать название лекарственного препарата | выполнить/сказать | |
10 | Проверить срок годности лекарственного средства | выполнить/сказать | |
11 | Проверить герметичность упаковки лекарственного средства | выполнить/сказать | |
12 | Проверить срок годности салфеток с антисептиком | выполнить/сказать | |
13 | Надеть одноразовую маску | выполнить/сказать | |
14 | Убедиться визуально, что лекарственный препарат пригоден (цвет, прозрачность, осадок) | выполнить/сказать | |
15 | Согреть до температуры тела в руке (теплой воде) | выполнить/сказать | |
16 | Обработать руки гигиеническим способом | выполнить/сказать | |
17 | Надеть нестерильные перчатки | выполнить/сказать | |
18 | Дайте пациенту два шарика: в левую руку – для левого глаза, в правую – для правого | выполнить/сказать | |
Выполнение манипуляции | |||
19 | наберите в пипетку нужное количество капель | выполнить/сказать | |
20 | возьмите в левую руку марлевый шарик. Примечание: количество пипеток для одного пациента зависит от количества вводимых ему лекарственных препаратов: для каждого препарата нужна другая пипетка. | выполнить/сказать | |
21 | Попросите пациента слегка запрокинуть голову и посмотреть вверх | выполнить/сказать | |
22 | Оттяните нижнее веко правого глаза пальцами левой руки слегка вниз с помощью марлевого шарика | выполнить/сказать | |
23 | Закапайте в нижнюю коньюнктивальную складку 1-2 капли, не касаясь пипеткой века, ресниц (держать на расстоянии 1-2 см от глаз) | выполнить/сказать | |
24 | Попросите пациента закрыть глаз. | выполнить/сказать | |
25 | Излишки капель уберите стерильным шариком | выполнить/сказать | |
26 | Поместите использованный шарик в контейнер для отходов класса Б | выполнить/сказать | |
27 | Попросите пациента прижать шарик у внутреннего угла правого глаза на 3 мин. | выполнить/сказать | |
28 | Оттяните нижнее веко левого глаза пальцами левой руки слегка вниз с помощью марлевого шарика | выполнить/сказать | |
29 | Закапайте в нижнюю коньюнктивальную складку 1-2 капли, не касаясь пипеткой века, ресниц (держать на расстоянии 1-2 см от глаз) | выполнить/сказать | |
30 | Попросите пациента закрыть глаз. | выполнить/сказать | |
31 | Излишки капель уберите стерильным шариком | выполнить/сказать | |
32 | Поместите использованный шарик в контейнер для отходов класса Б | выполнить/сказать | |
33 | Попросите пациента прижать шарик у внутреннего угла левого глаза на мин.3 | выполнить/сказать | |
34 | Спросите пациента о самочувствии | выполнить/сказать | |
Окончание манипуляции | |||
35 | Помогите пациенту занять удобное положение | выполнить/сказать | |
36 | Убедитесь, что пациент не испытывает неудобств после процедуры | выполнить/сказать | |
37 | Продезинфицируйте манипуляционный столик | выполнить/сказать | |
38 | Снимите перчатки | выполнить/сказать | |
39 | Поместите перчатки в контейнер для отходов класса Б | выполнить/сказать | |
40 | Вымойте руки | выполнить/сказать | |
41 | Сделайте запись о процедуре и реакции на нее пациента в медицинской документации | выполнить/сказать |
Оценочный чек-лист
Проверяемый практический навык: закладывание глазной мази из тюбика
Выполнение 23-33 пункта (70%-100%) – сдано
менее – не сдано
№ пп | Перечень практических действий | Форма представления | Отметка о выполнении да/нет |
Подготовка к манипуляции | |||
1 | Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль | сказать | |
2 | Попросить пациента представиться | сказать | |
3 | Сверить ФИО пациента с медицинской документацией | сказать | |
4 | Сообщить пациенту о назначении врача | сказать | |
5 | Убедиться в наличии у пациента добровольного нформированного согласия на предстоящую процедуру | сказать | |
6 | Объяснить ход и цель процедуры | сказать | |
7 | Выяснить переносимость вводимого лекарственного препарата. | сказать | |
8 | Предложить пациенту сесть или помочь ему занять удобное положение лёжа на спине | сказать | |
9 | Прочитать название лекарственного препарата | выполнить/сказать | |
10 | Проверить срок годности лекарственного средства | выполнить/сказать | |
11 | Проверить герметичность упаковки лекарственного средства | выполнить/сказать | |
12 | Проверить срок годности стерильных марлевых шариков | выполнить/сказать | |
13 | Надеть одноразовую маску | выполнить/сказать | |
14 | Согреть до температуры тела в руке (теплой воде) | сказать | |
15 | Обработать руки гигиеническим способом | сказать | |
16 | Надеть нестерильные перчатки | выполнить | |
17 | Дать пациенту два шарика: в левую руку – для левого глаза, в правую – для правого | выполнить/сказать | |
Выполнение манипуляции | |||
18 | Попросить пациента слегка запрокинуть голову и посмотреть вверх | выполнить/сказать | |
19 | Оттяните нижнее веко пальцами левой руки слегка вниз с помощью марлевого шарика | выполнить/сказать | |
20 | Выдавите из тюбика мазь, продвигая ее от внутреннего угла глаза к наружному так, чтобы мазь вышла за наружную спайку век | выполнить/сказать | |
21 | Осторожно отпустите нижнее веко | выполнить/сказать | |
22 | Попросите пациента закрыть глаза. | выполнить/сказать | |
23 | Излишки мази удалите ватным шариком | выполнить/сказать | |
24 | Попросите пациента легким движением помассировать кожу над нижним веком 1-2 минуты | выполнить/сказать | |
25 | При необходимости заложите мазь за нижнее веко другого глаза, повторив те же действия (п.19-24) | выполнить | |
26 | Спросите пациента о самочувствии | выполнить/сказать | |
Окончание манипуляции | |||
27 | Помогите пациенту занять удобное положение | выполнить/сказать | |
28 | Убедитесь, что пациент не испытывает неудобств после процедуры | выполнить | |
29 | Использованные шарики поместите в контейнер отходов класса Б | выполнить/сказать | |
30 | Снимите перчатки | выполнить/сказать | |
31 | Поместите перчатки в контейнер для отходов класса Б | выполнить/сказать | |
32 | Вымойте руки | выполнить/сказать | |
33 | Сделайте запись о процедуре и реакции на нее пациента в медицинской документации | выполнить/сказать |
Оценочный чек-лист
Проверяемый практический навык: промывание конъюнктивального мешка антисептическим раствором
Выполнение 21-30 пункта (70%-100%) – сдано
менее – не сдано
№ пп | Перечень практических действий | Форма представления | Отметка о выполнении да/нет |
Подготовка к манипуляции | |||
1 | Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль | сказать | |
2 | Попросить пациента представиться | сказать | |
3 | Сверить ФИО пациента с медицинской документацией | сказать | |
4 | Сообщить пациенту о назначении врача | сказать | |
5 | Объяснить ход и цель процедуры | сказать | |
6 | Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру | сказать | |
7 | Выяснить переносимость вводимого лекарственного препарата. | сказать | |
8 | Предложить пациенту сесть или помочь ему занять удобное положение лёжа | сказать | |
9 | Проверить герметичность упаковки, срок годности лекарственного средства | выполнить/сказать | |
10 | Убедиться в его пригодности (цвет, прозрачность, осадок) | выполнить/сказать | |
11 | Согреть до температуры тела на водяной бане | выполнить/сказать | |
12 | Обработать руки гигиеническим способом | выполнить/сказать | |
13 | Надеть нестерильные перчатки | выполнить/сказать | |
14 | Дать пациенту лоток для сбора жидкости | выполнить/сказать | |
Выполнение манипуляции | |||
15 | Попросить пациента слегка отклонить голову кпереди | выполнить/сказать | |
16 | Помочь пациенту прислонить к своей щеке почкообразный лоток для сбора жидкости | выполнить/сказать | |
17 | Пальцами левой руки раздвинуть веки | выполнить/сказать | |
18 | При наличии твердых частиц максимально удалить их влажным стерильным шариком, щадя при этом роговицу | выполнить/сказать | |
19 | Подать струю жидкости под давлением из резинового баллона или шприца за веки в верхний свод коньюнктивального мешка, глаз пациента при этом смотрит вниз | выполнить/сказать | |
20 | Подать струю жидкости под давлением из резинового баллона или шприца за веки в нижний свод, глаз пациента смотрит вверх | выполнить/сказать | |
21 | Контролировать, что выливающаяся из глазной щели жидкость собирается в почкообразный тазик, приставленный к щеке | выполнить/сказать | |
22 | Осмотреть верхний и нижние своды. При необходимости повторить процедуру | выполнить/сказать | |
23 | Спросите пациента о самочувствии | выполнить/сказать | |
Окончание манипуляции | |||
24 | Помогите пациенту занять удобное положение | выполнить/сказать | |
25 | Убедитесь, что пациент не испытывает неудобств после процедуры | выполнить | |
26 | Продезинфицируйте баллон и лоток | выполнить/сказать | |
27 | Использованные шарики поместите в отходы класса Б | выполнить/сказать | |
28 | Снимите перчатки, поместите в отходы класса Б | выполнить/сказать | |
29 | Вымойте руки | выполнить/сказать | |
30 | Сделайте запись о процедуре и реакции на нее пациента в медицинской документации | выполнить/сказать |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа
Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...
Статья: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ
Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в условиях внедрения стандартов нового поколения является психо...
Статья: «Культура диалоговых отношений учителя и учащихся как критерий эффективности качества образования»
Воспитание тогда успешно, когда оно качественно решает свою главную задачу - пробуждает в подростке устремленность к сознательному личностному позитивному самоизменению....
статья о роли музея в формировании гражданственности и патриотизма
статья напечатана в сборнике...
Деловая игра "Кто хочет стать бухгалтером"
Интеллектуальная игра "Кто хочет стать бухгалтером?" может быть использована как рубежный контроль знаний по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета» и «Основы бухгалтерского учета», определить и пос...
Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание подростков». (Статью подготовила мастер производственного обучения Михейчик Елена Михайловна, КПК им. Л.Б. Васильева).
Что бы раскрыть такой важный и сложный вопрос «Духовно-нравственное воспитание подростков», надо понять, что такое духовно-нравственное воспитание....
Статья «ХОТИТЕ СТАТЬ ПОБЕДИТЕЛЕМ — ПРИХОДИТЕ К НАМ!»
Учащийся «Колледжа судостроения и прикладных технологий» Юрий Зайцев занял I место на Региональном Чемпионате по стандартам WorldSkills в компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ»....