Статьи
статья
Мои статьи, выступления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Симуляционное обучение | 209.5 КБ |
Методическая деятельность ЦМК специальности Сестринское дело 2021-2022 учебный год | 227.35 КБ |
Обзор новых НД в здравоохранении за январь—февраль 2024 | 56.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на Заседании ЦМК 14.12.2023г.
Тема: Симуляционное обучение
Преподаватель Дашидоржиева Т.К.
Симуляционное обучение — это образовательная технология, предусматривающая интерактивный вид деятельности в условиях, воссоздающих реальность, но ею не являющихся. Симуляция предполагает тренировку, где студент (обучающийся) находится в центре внимания, а не преподаватель, как при традиционном образовательном процессе на семинарах и лекциях. (Российское общество симуляционного обучения РОСОМЕД). Оно, по мнению экспертов ВОЗ и РОСОМЕД, должно рассматриваться как обязательный компонент в профессиональной подготовке, использующий модель профессиональной деятельности с целью предоставления возможности каждому обучающемуся выполнить профессиональную деятельность или ее элемент в соответствии с профессиональными стандартами и/или порядками (правилами) оказания медицинской помощи.
Принцип - реалистичность — главное в симуляционном обучении.
Цель симуляционного обучения — приблизить имитацию деятельности к реальности с высокой степенью достоверности. Только в условиях, похожих на реальные, позволяют формировать (а в случае с действующим медицинским персоналом изменять) поведение медицинского персонала.
Важным аспектом современного использования симуляционного обучения является тот факт, что это не просто выполнение на фантоме абстрактного навыка, это система
практикоориентированного обучения.Одной из причин широкого распространения симуляционного обучения стала концепция безопасности в здравоохранении.
Проблема безопасности в медицине тесно связана с проблемой профессиональных ошибок. Исследователи Национального института медицины США в 1999 г. в докладе To Err is Human («Человеку свойственно ошибаться») установили, что каждый год до 98 тыс. пациентов умирают от предотвратимых медицинских ошибок. В этом докладе утверждается, что проблема медицинских ошибок заключается не в плохих людях в здравоохранении, а в том, что обычные люди работают в плохих системах, которые можно сделать более безопасными и обеспечивающими качество медицинской помощи.
Сложные технологии, мощные препараты, интенсивная терапия и длительное пребывание в больнице увеличивают вероятность медицинских ошибок. Отсутствие специальной подготовки и опыта часто упоминается в качестве источников медицинских ошибок. Такие ситуации возможны у новичков или при использовании новой технологии, при возникновении редкого явления, что чаще всего происходит в условиях неотложной и экстренной медицинской помощи. Причиной неблагоприятных исходов может стать и регулярное пренебрежение простыми правилами работы, например недостаточная гигиена рук медицинского персонала.
Таким образом, безопасность — это не столько персональная, сколько системная ценность. Выделяют пять факторов, которые могут обеспечить ее в современном медицинском мире:
1) наличие локальных стандартов и прописанных процедур деятельности;
2) контроль компетентности персонала;
3) эффективная коммуникация в коллективе;
4) предельная точность и проверка маркировки медицинской документации;
5) участие пациента в оказании медицинской помощи (модель партнерства).
Все эти факторы отражены и реализуются в ходе симуляционного обучения.
Только при наличии современных стандартов операционных процедур, алгоритмов возможно создание тренировок, в условиях симуляции можно провести эффективное занятие. Тренинги навыков общения — одна из ключевых задач преподавателя. Во время симуляции обязательна провокация на ошибку в несоблюдении точности дозировок и маркировки.
Преподавателями любой дисциплины осознаётся острая необходимость в правильности выстраивания учебного процесса в колледже с учётом освоения студентом в полном объеме теории и отработки на манекенах и тренажёрах-фантомах манипуляций и клинических приемов. Конечно, симуляционные технологии предполагают наличие симуляционного центра, оснащённого современными тренажёрами для отработки практических умений. Но, исходя из реальных условий, я применяю в учебном процессе только элементы симуляционных технологий в основном это решение ситуационных задач и отработки манипуляций на фантомах, действия при проведении деловой игры
В разделе Сестринский уход в офтальмологии на сестринском деле используется симуляционное обучение. Разработаны чек-листы для контроля и самоконтроля по основным диагностическим и лечебным манипуляциям: визометрия, периметрия, закапывание глазных капель, закладывание мази, промывание коньюнктивальной полости, измерение внутриглазного давления и др. Они размещены в личном кабинете ЭОС и находятся в доступе круглосуточно.
Положительные моменты:
- в данном разделе не требуется спец оборудование (сложные манекены и т.п.);
Технология симуляционного практического обучения в сестринском деле применяемых мной на занятиях, состоит из пяти последовательных этапов
1 этап. Первым этапом является погружение студента в теоретический контекст, в результате которого формируются знания стандартов технологии ухода за пациентом, технологий выполнения манипуляций и процедур, ведения медицинской документации, технологий санитарно-противоэпидемических мероприятий, этико-деонтологических принципов. Для этого сформирован банк тестовых заданий для тестирования обучающихся. В ЭОС размещены конспекты лекций, нормативно-правовые документы (клинические рекомендации, методические, практические по разделу, САНПИН) Исходное тестирование позволяет определить уровень подготовки обучающихся, и помогает скорректировать проведение предстоящих других этапов занятия.
2 этап. Демонстрация манипуляции. Поясняю основные моменты Разбираю возможные ошибки и т.п.
3 этап. проводится в том же кабинете доклинической практики — это работа с оснащением, муляжами. Проводится демонстрация симуляционного элемента более эффективным, по моему мнению, способами такими как:
1. Образцовое действие в медленном темпе с объяснениями (для понимания действия), направленное на правильность выполнения.
2. Образцовое действие в реальном темпе, демонстрируя одновременно скорость и правильность выполнения.
Первый и второй способы можно менять местами в зависимости от предпочтения. В последующем осуществляется отработка выполнения умения при сохранении скорости и правильности. Заканчивается данный этап отработкой обучающимися умения до автоматизма. Для этого применяются другие элементы симуляции. Данный аспект возможен при помощи разработанных мной задач с наиболее вероятными профессиональными ситуациями, либо с заранее продуманным сценарием деловой игры. Необходимо помнить, что одна из основных задач симуляционного обучения - обучение работе в команде со своими коллегами. Это позволяет научиться быстрому распределению ролей и обязанностей, принятию собственных решений или беспрекословному подчинению старшему в команде и, в конечном счете, эффективному и профессиональному решению возникшей у пациента проблемы. В течении учебного занятия команда меняется ролями, таким образом каждый студент выполнит все манипуляции. Подготовка сценария и распределения ролей студентами может проводиться самостоятельно в виде внеаудиторной работы. Он вынужден наблюдать, мыслить и оценивать, проявлять находчивость, достигать необходимого результата и наилучшего решения. Данный приём повышает надёжность формирования опыта и умений.
4 этап. Дебрифинг - это рефлексией. Начинаем с разбора полученных результатов при работе на муляжах или в паре. Обучаемые сосредотачиваются на важных аспектах и обсуждают причинно-следственные связи при серии наводящих вопросов преподавателя. При проведении дебрифинга продолжается обучающий процесс, который помогает участникам размышлять о пережитом опыте, делать полезные для себя выводы и открытия.
5 этап. Подведение итогов. На заключительном этапе осуществляется индивидуальное оценивание работы обучаемого, включает перечень разработанных параметров профессиональной деятельности по освоению определённого умения. Задача преподавателя применяющего методы симуляционного обучения в ходе проведения разбора не сразу дать оценку работе (что было хорошо, и что плохо), а выяснить, почему обучаемые поступили так или иначе, что помешало им достичь нужного результата, что можно улучшить и как студенты планируют поступать в следующий раз.
При проведении работ на тренажерах и симуляторах обучаемые стремятся выполнить умение по алгоритму, но испытывают затруднения при одновременном выполнении манипуляции и общении с мнимым пациентом. Дебрифинг позволяет провести анализ ошибок и замечаний преподавателя самому студенту. Итоговый контроль позволяет определить комплексный уровень усвоения сложных действий, обеспечиваемых совокупностью практического опыта, умений и знаний.
Таким образом, использование в учебном процессе технологии симуляционного обучения позволяет повысить самооценку обучающихся и предоставляет возможность каждому обучаемому неоднократно осуществить профессиональную деятельность или её элемент в соответствии с профессиональным стандартом и порядками оказания медицинской помощи в условиях, максимально приближенных к реальной производственной среде
Проблемы:
Площадь кабинета мала для проведения одномоментно нескольких манипуляций или всеми студентами;
На 1 практическое занятие приходится в среднем 3-4 манипуляции. Студентов в подгруппах 10-13 человек. Каждый выполняет ее около 5-15 минут, если сокращается обработка рук, например. Получается по одному могу проверить манипуляцию за 100-130 минут, если их 3 то уходит около 3 часов и более. На деле больше, так как студентам приходится дать время для подготовки.
Решение:
- выбрать манипуляции, так как часы еще сокращаются.
- алгоритмы должны применять одни и те же на разных разделах.
Оценочный чек-лист
Проверяемый практический навык: закапывание глазных капель
Выполнение 29-41 пункта (70%-100%) – сдано
менее – не сдано
№ пп | Перечень практических действий | Форма представления | Отметка о выполнении да/нет |
Подготовка к манипуляции | |||
1 | Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль | сказать | |
2 | Попросить пациента представиться | сказать | |
3 | Сверить ФИО пациента с медицинской документацией | сказать | |
4 | Сообщить пациенту о назначении врача | сказать | |
5 | Убедиться в наличии у пациента добровольного нформированного согласия на предстоящую процедуру | сказать | |
6 | Объяснить ход и цель процедуры | сказать | |
7 | Выяснить переносимость вводимого лекарственного препарата. | сказать | |
8 | Предложить пациенту сесть или помочь ему занять удобное положение лёжа на спине | выполнить/сказать | |
9 | Прочитать название лекарственного препарата | выполнить/сказать | |
10 | Проверить срок годности лекарственного средства | выполнить/сказать | |
11 | Проверить герметичность упаковки лекарственного средства | выполнить/сказать | |
12 | Проверить срок годности салфеток с антисептиком | выполнить/сказать | |
13 | Надеть одноразовую маску | выполнить/сказать | |
14 | Убедиться визуально, что лекарственный препарат пригоден (цвет, прозрачность, осадок) | выполнить/сказать | |
15 | Согреть до температуры тела в руке (теплой воде) | выполнить/сказать | |
16 | Обработать руки гигиеническим способом | выполнить/сказать | |
17 | Надеть нестерильные перчатки | выполнить/сказать | |
18 | Дайте пациенту два шарика: в левую руку – для левого глаза, в правую – для правого | выполнить/сказать | |
Выполнение манипуляции | |||
19 | наберите в пипетку нужное количество капель | выполнить/сказать | |
20 | возьмите в левую руку марлевый шарик. Примечание: количество пипеток для одного пациента зависит от количества вводимых ему лекарственных препаратов: для каждого препарата нужна другая пипетка. | выполнить/сказать | |
21 | Попросите пациента слегка запрокинуть голову и посмотреть вверх | выполнить/сказать | |
22 | Оттяните нижнее веко правого глаза пальцами левой руки слегка вниз с помощью марлевого шарика | выполнить/сказать | |
23 | Закапайте в нижнюю коньюнктивальную складку 1-2 капли, не касаясь пипеткой века, ресниц (держать на расстоянии 1-2 см от глаз) | выполнить/сказать | |
24 | Попросите пациента закрыть глаз. | выполнить/сказать | |
25 | Излишки капель уберите стерильным шариком | выполнить/сказать | |
26 | Поместите использованный шарик в контейнер для отходов класса Б | выполнить/сказать | |
27 | Попросите пациента прижать шарик у внутреннего угла правого глаза на 3 мин. | выполнить/сказать | |
28 | Оттяните нижнее веко левого глаза пальцами левой руки слегка вниз с помощью марлевого шарика | выполнить/сказать | |
29 | Закапайте в нижнюю коньюнктивальную складку 1-2 капли, не касаясь пипеткой века, ресниц (держать на расстоянии 1-2 см от глаз) | выполнить/сказать | |
30 | Попросите пациента закрыть глаз. | выполнить/сказать | |
31 | Излишки капель уберите стерильным шариком | выполнить/сказать | |
32 | Поместите использованный шарик в контейнер для отходов класса Б | выполнить/сказать | |
33 | Попросите пациента прижать шарик у внутреннего угла левого глаза на мин.3 | выполнить/сказать | |
34 | Спросите пациента о самочувствии | выполнить/сказать | |
Окончание манипуляции | |||
35 | Помогите пациенту занять удобное положение | выполнить/сказать | |
36 | Убедитесь, что пациент не испытывает неудобств после процедуры | выполнить/сказать | |
37 | Продезинфицируйте манипуляционный столик | выполнить/сказать | |
38 | Снимите перчатки | выполнить/сказать | |
39 | Поместите перчатки в контейнер для отходов класса Б | выполнить/сказать | |
40 | Вымойте руки | выполнить/сказать | |
41 | Сделайте запись о процедуре и реакции на нее пациента в медицинской документации | выполнить/сказать |
Оценочный чек-лист
Проверяемый практический навык: закладывание глазной мази из тюбика
Выполнение 23-33 пункта (70%-100%) – сдано
менее – не сдано
№ пп | Перечень практических действий | Форма представления | Отметка о выполнении да/нет |
Подготовка к манипуляции | |||
1 | Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль | сказать | |
2 | Попросить пациента представиться | сказать | |
3 | Сверить ФИО пациента с медицинской документацией | сказать | |
4 | Сообщить пациенту о назначении врача | сказать | |
5 | Убедиться в наличии у пациента добровольного нформированного согласия на предстоящую процедуру | сказать | |
6 | Объяснить ход и цель процедуры | сказать | |
7 | Выяснить переносимость вводимого лекарственного препарата. | сказать | |
8 | Предложить пациенту сесть или помочь ему занять удобное положение лёжа на спине | сказать | |
9 | Прочитать название лекарственного препарата | выполнить/сказать | |
10 | Проверить срок годности лекарственного средства | выполнить/сказать | |
11 | Проверить герметичность упаковки лекарственного средства | выполнить/сказать | |
12 | Проверить срок годности стерильных марлевых шариков | выполнить/сказать | |
13 | Надеть одноразовую маску | выполнить/сказать | |
14 | Согреть до температуры тела в руке (теплой воде) | сказать | |
15 | Обработать руки гигиеническим способом | сказать | |
16 | Надеть нестерильные перчатки | выполнить | |
17 | Дать пациенту два шарика: в левую руку – для левого глаза, в правую – для правого | выполнить/сказать | |
Выполнение манипуляции | |||
18 | Попросить пациента слегка запрокинуть голову и посмотреть вверх | выполнить/сказать | |
19 | Оттяните нижнее веко пальцами левой руки слегка вниз с помощью марлевого шарика | выполнить/сказать | |
20 | Выдавите из тюбика мазь, продвигая ее от внутреннего угла глаза к наружному так, чтобы мазь вышла за наружную спайку век | выполнить/сказать | |
21 | Осторожно отпустите нижнее веко | выполнить/сказать | |
22 | Попросите пациента закрыть глаза. | выполнить/сказать | |
23 | Излишки мази удалите ватным шариком | выполнить/сказать | |
24 | Попросите пациента легким движением помассировать кожу над нижним веком 1-2 минуты | выполнить/сказать | |
25 | При необходимости заложите мазь за нижнее веко другого глаза, повторив те же действия (п.19-24) | выполнить | |
26 | Спросите пациента о самочувствии | выполнить/сказать | |
Окончание манипуляции | |||
27 | Помогите пациенту занять удобное положение | выполнить/сказать | |
28 | Убедитесь, что пациент не испытывает неудобств после процедуры | выполнить | |
29 | Использованные шарики поместите в контейнер отходов класса Б | выполнить/сказать | |
30 | Снимите перчатки | выполнить/сказать | |
31 | Поместите перчатки в контейнер для отходов класса Б | выполнить/сказать | |
32 | Вымойте руки | выполнить/сказать | |
33 | Сделайте запись о процедуре и реакции на нее пациента в медицинской документации | выполнить/сказать |
Оценочный чек-лист
Проверяемый практический навык: промывание конъюнктивального мешка антисептическим раствором
Выполнение 21-30 пункта (70%-100%) – сдано
менее – не сдано
№ пп | Перечень практических действий | Форма представления | Отметка о выполнении да/нет |
Подготовка к манипуляции | |||
1 | Установить контакт с пациентом: поздороваться, представиться, обозначить свою роль | сказать | |
2 | Попросить пациента представиться | сказать | |
3 | Сверить ФИО пациента с медицинской документацией | сказать | |
4 | Сообщить пациенту о назначении врача | сказать | |
5 | Объяснить ход и цель процедуры | сказать | |
6 | Убедиться в наличии у пациента добровольного информированного согласия на предстоящую процедуру | сказать | |
7 | Выяснить переносимость вводимого лекарственного препарата. | сказать | |
8 | Предложить пациенту сесть или помочь ему занять удобное положение лёжа | сказать | |
9 | Проверить герметичность упаковки, срок годности лекарственного средства | выполнить/сказать | |
10 | Убедиться в его пригодности (цвет, прозрачность, осадок) | выполнить/сказать | |
11 | Согреть до температуры тела на водяной бане | выполнить/сказать | |
12 | Обработать руки гигиеническим способом | выполнить/сказать | |
13 | Надеть нестерильные перчатки | выполнить/сказать | |
14 | Дать пациенту лоток для сбора жидкости | выполнить/сказать | |
Выполнение манипуляции | |||
15 | Попросить пациента слегка отклонить голову кпереди | выполнить/сказать | |
16 | Помочь пациенту прислонить к своей щеке почкообразный лоток для сбора жидкости | выполнить/сказать | |
17 | Пальцами левой руки раздвинуть веки | выполнить/сказать | |
18 | При наличии твердых частиц максимально удалить их влажным стерильным шариком, щадя при этом роговицу | выполнить/сказать | |
19 | Подать струю жидкости под давлением из резинового баллона или шприца за веки в верхний свод коньюнктивального мешка, глаз пациента при этом смотрит вниз | выполнить/сказать | |
20 | Подать струю жидкости под давлением из резинового баллона или шприца за веки в нижний свод, глаз пациента смотрит вверх | выполнить/сказать | |
21 | Контролировать, что выливающаяся из глазной щели жидкость собирается в почкообразный тазик, приставленный к щеке | выполнить/сказать | |
22 | Осмотреть верхний и нижние своды. При необходимости повторить процедуру | выполнить/сказать | |
23 | Спросите пациента о самочувствии | выполнить/сказать | |
Окончание манипуляции | |||
24 | Помогите пациенту занять удобное положение | выполнить/сказать | |
25 | Убедитесь, что пациент не испытывает неудобств после процедуры | выполнить | |
26 | Продезинфицируйте баллон и лоток | выполнить/сказать | |
27 | Использованные шарики поместите в отходы класса Б | выполнить/сказать | |
28 | Снимите перчатки, поместите в отходы класса Б | выполнить/сказать | |
29 | Вымойте руки | выполнить/сказать | |
30 | Сделайте запись о процедуре и реакции на нее пациента в медицинской документации | выполнить/сказать |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Обзор новых НД в здравоохранении за январь—февраль 2024
С сентября 2024 года Минздрав будет утверждать порядки оказания первой помощи
Постановление Правительства РФ от 15 февраля 2024 г. N 177
С осени расширяются полномочия Минздрава РФ. Ведомство будет вправе принимать порядки оказания первой помощи, включающие в себя:
- перечень состояний, при которых оказывается первая помощь,
- перечень мероприятий по оказанию первой помощи,
- последовательность проведения мероприятий по оказанию первой помощи.
Кроме того, Минздрав будет вправе включать лекарства в состав аптечек для оказания первой помощи (по согласованию с заинтересованными федеральными органами власти).
Рекомендуем:
Справочная информация |
6 марта 2024 года
Выплаты медработникам за наставничество нужно финансировать и из ОМС, и из других средств пропорционально источникам дохода медорганизации
Письмо ФФОМС от 18 января 2024 г. N 00-10-101-1-06/984
Федеральный фонд ОМС представил разъяснения относительно финансирования выплат медицинским работникам за дополнительную работу, связанную с наставничеством молодых специалистов, принятых в штат медицинской организации.
По мнению ФФОМС, затраты на эти выплаты относятся к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемым в процессе ее предоставления.
При этом пунктом 208 Правил ОМС установлен принцип пропорционального распределения затрат, необходимых для деятельности медорганизации в целом, по отдельным видам медпомощи (медуслугам) и определены способы такого распределения.
Таким образом, затраты на выплаты медработникам за наставничество в отношении молодых специалистов следует распределять пропорционально источникам дохода, в том числе за счет средств ОМС.
С сентября 2024 Росздравнадзор начнет проверять внесение региональными ОУЗ информации в ЕГИСЗ
Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2024 г. N 164
Внесены изменения в Положение о госконтроле за реализацией региональными ОУЗ полномочий в сфере охраны здоровья (вступят в силу с 1 сентября 2024 г.).
С этой даты Росздравнадзор будет следить за соблюдением региональными ОУЗ порядка и сроков представления информации (в том числе в части полноты, достоверности, актуальности внесенных сведений) в ФРМР и ФРМО ЕГИСЗ.
В рамках данного вида контроля Росздравнадзор будет проводить проверки, в ходе которых будет рассматривать документы и материалы, характеризующие соблюдение порядка и сроков представления информации в ЕГИСЗ (в том числе в части полноты, достоверности, актуальности внесенных сведений), а также оценивать соблюдение сроков.
____________________________________________
29 февраля 2024 года
Для получения выплаты за онконастороженность достаточно впервые назначить пациенту либо консультацию врача-специалиста, либо диагностические исследования
Письмо ФФОМС от 22 февраля 2024 г. N 00-10-26-3-01-1165
Федеральный Фонд ОМС разъяснил порядок назначения денежной выплаты в 1 000 рублей медицинскому работнику, впервые назначившему консультацию врача-специалиста, диагностические инструментальные и (или) лабораторные исследования на выявление онкозаболевания в ходе / по результатам проведения диспансеризации и профилактического медосмотра, за каждый случай впервые выявленного онкозаболевания, диагноз которого подтвержден результатами диагностических инструментальных / лабораторных исследований (выплата предусмотрена Правилами предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета ФФОМС бюджетам ТФОМС на финобеспечение осуществления денежных выплат стимулирующего характера медработникам за выявление онкозаболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медосмотров населения в редакции постановления Правительства РФ от 30.12.2019 N 1940).
По мнению ФФОМС, указанная денежная выплата осуществляется медицинскому работнику, впервые назначившему консультацию врача-специалиста либо диагностические исследования. При этом одновременное соблюдение вышеперечисленных условий для назначения денежной выплаты не требуется.
Диагностика и вакцинопрофилактика кори: разъяснения от детского клинического центра инфекционных болезней ФМБА
В связи с продолжающимся резким ростом заболеваемости корью коллективом специалистов ФГБУ ДНКЦИБ ФМБА по инфекционным болезням у детей и специалистов по вакцинопрофилактике подготовлено информационное письмо, которое подробно рассказывает:
- о диагностике кори, в том числе в соответствии с положениями СанПиН 3.3686-21,
- о плановой вакцинопрофилактике кори,
- о вакцинации против кори по эпидемиологическим показаниям,
- об иммунобиологических препаратах для профилактики кори, зарегистрированных в РФ.
_________________________________________
_________________________________________
Медработники, оказывающие медпомощь, смогут привлекать к ней не медиков
Проект федерального закона N 378356-8
В первом чтении приняты поправки к Закону об основах охраны здоровья граждан, которые допускают участие в оказании медпомощи лиц, не являющихся медицинскими работниками.
По замыслу проекта, медицинская помощь по-прежнему будет оказываться только медицинскими работниками, однако в некоторых случаях - с привлечением иных работников.
Такие случаи должны быть прямо предусмотрены:
- порядками оказания медицинской помощи,
- положениями об организации оказания медпомощи по видам,
- правилами проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований,
- порядком использования вспомогательных репродуктивных технологий,
- порядками проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинского освидетельствования,
- порядками организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения,
- положением об организации оказания паллиативной медицинской помощи.
_________________________________________
15 февраля 2024 года
Обрабатывать персональные данные о состоянии здоровья могут и организации, и граждане
Письмо Роскомнадзора от 24 января 2024 г. N 6527-02-11/77
Роскомнадзор разъяснил, кто может выступать оператором специальной категории персональных данных в отношении данных о состоянии здоровья гражданина:
- такие данные могут обрабатываться только для определенных целей, а именно: установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг;
- при этом такие данные могут обрабатываться лишь лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством РФ сохранять врачебную тайну.
Таким лицом, по мнению регулятора, может быть как организация, так и физическое лицо.
___________________________________________
Утверждена программа профилактики рисков причинения вреда в сфере контроля качества и безопасности медицинской деятельности
Приказ Росздравнадзора от 29 декабря 2023 г. N 10041
Росздравнадзор представил свою программу профилактики-2024 при осуществлении госконтроля качества и безопасности медицинской деятельности. Как обычно, программа состоит из нескольких разделов:
- о текущем состоянии контроля, в частности, раскрыты данные по распределению медорганизаций по категориям риска - 89,4 % медорганизаций имеют категорию низкого риска (следовательно, освобождены от плановых проверок), 7 % и 2,3 % имеют категорию умеренного и среднего рисков, и чуть больше 1 % медорганизаций относятся к остальным группам риска. Кроме того, перечислены основные нарушения прав граждан в сфере охраны здоровья - это вымогательство денег у "бесплатных" пациентов, длительные сроки ожидания медпомощи, отказ в медпомощи "иногородним" пациентам, необоснованные отказы в прикреплении пациента. Также ведомство активизировало работу с индикаторами риска, например, наибольшее количество проверок проведено по индикатору риска "Рост больничной летальности от инфаркта миокарда более чем на 2 % за год". Наконец, Росздравнадзор рассказал о мониторингах, которые ведомство проводит на постоянной основе (мониторинг записи на прием, мониторинг проведения обязательных предварительных и периодических медосмотров работников, мониторинг рассмотрения жалоб граждан по вопросам МСЭ, мониторинг реализации механизмов обратной связи с пациентами, мониторинг мероприятий по повышению охвата диспансеризацией, мониторинг доступности медпомощи с применением методов радионуклидной диагностики пациентам с ССЗ, мониторинг готовности сезону ОРВИ) и тематических проверках медорганизаций (по стационарной медпомощи пациентам с ОРВИ, по онкопомощи, по паллиативной медпомощи, по медпомощи по профилю "психиатрия-наркология", по медпомощи пациентам с СД, проверки ПНИ, контроль за выпиской рецептов на НС и ПВ, профилактические мероприятия в отношении медорганизаций, проводящих аборты);
- о целях и задачах реализации программы (а это, в том числе, снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты, создание и внедрение мер системы позитивной профилактики;
- перечни профилактических мероприятий (в том числе обобщение правоприменительной практики не позднее 25.02.2024);
- и показатели результативности программы профилактики, в частности, сокращение количества КНМ при увеличении количества профмероприятий, если при этом улучшается или хотя бы не ухудшается состояние подконтрольной сферы и снижается количество однотипных и повторяющихся нарушений одним и тем же подконтрольным субъектом.
Рекомендуем:
Справочная информация Проверки Росздравнадзора: контроль качества и безопасности медицинской деятельности |
6 февраля 2024 года
Правительство РФ приостановило мероприятия по переходу на МКБ-XI
Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2024 N 200-р
Правительство РФ приостановило действие утвержденного ранее Плана мероприятий по внедрению Международной классификации болезней одиннадцатого пересмотра (МКБ-11).
В частности, План предусматривает в 2024 году обучение специалистов учреждений МСЭ, работников ФМБА и специалистов разных уровней, том числе государств - участников СНГ, по программе ДПО по кодированию заболеваний и причин смерти на основе МКБ-11.
_________________________________________
1 февраля 2024 года
Сокращен контингент лиц, подлежащих вакцинации против COVID-19 (с сентября 2024 года)
Приказ Минздрава РФ от 12 декабря 2023 г. N 677н (зарег. в Минюсте 30.01.2024)
Минздрав РФ скорректировал Календарь профилактических прививок по эпидпоказаниям в части проведения вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2.
Согласно изменениям, обязательная прививка против COVID-19 положена (с осени этого года) следующим категориям лиц:
- лица старше 18 лет, ранее не болевшие и/или не привитые против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2;
- лица в возрасте 60 лет и старше;
- лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, туберкулезом, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением;
- лица с первичными или вторичными иммунодефицитами, в том числе ВИЧ-инфекцией, аутоиммунными заболеваниями, онкологическими/онкогематологическими заболеваниями.
При этом повторная вакцинация (ревакцинация) против COVID проводится не ранее, чем через 1 год после предыдущей вакцинации.
Напомним, что в текущей версии Календаря прививок по эпидпоказаниям прививку против COVID положено делать широкому кругу лиц, которые относятся к приоритетам трех уровней, это, в том числе, работники медицинских и образовательных организаций, организаций соцобслуживания и МФЦ, жители городов-миллионников, работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие, муниципальные и госслужащие, работники организаций сферы предоставления услуг, студенты и дети старше 12 лет.
_________________________________________
Будет дополнен примерный перечень должностей медработников, которым полагается единовременная выплата в рамках программы "Земский доктор"
Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ (подготовлен 19.01.2024)
Минздрав представил новый примерный перечень (программный реестр) должностей, при замещении которых медработникам, переехавшим на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек, осуществляются единовременные компенсационные выплаты.
В новый перечень, в частности, будут включены следующие новые должности:
- врач-аллерголог-иммунолог;
- врач-детский онколог-гематолог;
- врач-остеопат;
- врач-сердечно-сосудистый хирург;
- врач-стоматолог-ортопед;
- врач-торакальный хирург;
- врач физической и реабилитационной медицины;
- врач-эпидемиолог,
- фельдшер / акушерка отделения ОВП, врачебной амбулатории,
- медсестра /медбрат врача/отделения ОВП/участковые/ процедурные врачебной амбулатории;
- заведующий здравпунктом - медицинская сестра (медицинский брат);
- заведующий ФАП - акушер (акушерка), медицинская сестра (медицинский брат).
При этом из перечня исключат должности врачей психиатра-нарколога участкового, подросткового и подросткового участкового психиатра, а также подросткового терапевта.
_________________________________________
Обновлены формы статнаблюдения о медорганизации, ее деятельности и деятельности стационаров (N 14, N 30 и N 47)
Приказ Федеральной службы государственной статистики от 25 декабря 2023 г. N 681
Росстат утвердил новые формы федерального статистического наблюдения:
- N 14 (годовая) "Сведения о деятельности подразделений медицинской организации, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях",
- N 30 (годовая) "Сведения о медицинской организации",
- N 47 "Сведения о сети и деятельности медицинских организаций".
Первые две формы представляются медицинскими организациями в ОМСУ (до 20.01) и в региональные ОУЗ (до 20.02), все три формы представляются региональными ОУЗ Минздраву РФ (до 05.03) и территориальному органу Росстата (25.03).
___________________________________________
Признаны недействующими некоторые акты СССР по вопросам оказания медпомощи
Приказы Министерства здравоохранения РФ от 15 декабря 2023 г. N 697, от 27 ноября 2023 г. N 632 и от 21 ноября 2023 г. N 621
Минздрав РФ признал недействующими (на территории РФ) ряд приказов Минздрава СССР:
- приказ от 21.12.1984 N 1440 (об утверждении условных единиц на выполнение физиотерапевтических процедур средним медперсоналом, а также утверждении положений об отделении (кабинете) физиотерапии ЛПУ и работниках такого отделения),
- приказ от 14.07.1970 N 470 (об утверждении Перечня должностей работников, не имеющих ученой степени, в медицинских научно-исследовательских учреждениях, непосредственная работа в которых дает право на повышение должностных окладов в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда),
- приказ от 20.07.1988 N 576 (о разрешении к применению новых медизделий и об исключении из номенклатуры морально устаревших изделий).
___________________________________________
18 января 2024 года
Москва и Подмосковье войдут в пилотный проект по онлайн-наблюдению за пациентами на платформе "Персональные медицинские помощники"
Проект Постановления Правительства РФ (подготовлен Минэкономразвития 09.01.2024)
Правительство РФ предлагает расширить рамки программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по направлению медицинской деятельности с применением цифровых технологий сбора и обработки сведений о состоянии здоровья и диагнозов пациентов с использованием информационной системы (платформы) "Персональные медицинские помощники" (мы подробно рассказывали о программе ранее).
Напомним, что в рамках программы (она запущена в ряде пилотных регионов) внедряется электронное дистанционное наблюдение за взрослыми пациентами с диабетом обоих типов или артериальной гипертензией: пациентам выдаются медицинские изделия (тонометры, глюкометры), которые передают медикам информацию о состоянии пациента (показатели артериального давления, частоты сердечных сокращений, гликемии), а эта информация обрабатывается, в том числе, в системе поддержки принятия врачебных решений.
В частности, предложено включить в число пилотных регионов те территории Москвы и Московской области, которые обслуживаются ФМБА. Соответственно, в программу планируется включиться ряд положений, наделяющих ФМБА рядом специальных - необходимых для осуществления программы - функций.
Кроме того, предлагается исключить требование о том, что регионы утверждают перечни участников экспериментального правового режима, а также требование к наличию договорных отношений между производителями/ изготовителями / разработчиками устройств и систем поддержки и медорганизациями - участниками экспериментального правового режима.
___________________________________________
Обновлены формы статнаблюдения по инфекционным и паразитарным заболеваниям
Приказ Федеральной службы государственной статистики от 29 декабря 2023 г. N 710
Росстат утвердил новые формы федерального статистического наблюдения N 1 и N 2 "Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях", а также указания по их заполнению.
Указанные формы составляются внутри системы Роспотребнадзора:
- форма N 1 предоставляется региональным управлением Роспотребнадзора территориальному органу Росстата в субъекте РФ и в ФБУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора, которое предоставляет ее в Роспотребнадзор,
- форма N 2 предоставляется региональным отделением ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в региональные управления Роспотребнадзора, которые предоставляют их в ФБУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора, в территориальные органы Росстата и региональный ОУЗ.
___________________________________________
17 января 2024 года
Утверждены новая форма 1-здрав и порядок ее заполнения
Приказ Федеральной службы государственной статистики от 31 июля 2023 г. N 361
Росстат обновил годовую форму 1-здрав. Сведения по новой форме предоставляются уже с отчета за 2023 год.
Форму обязаны заполнять все юридические лица, имеющие лицензию на осуществление медицинской деятельности и оказывающие медицинскую помощь, кроме микропредприятий и медорганизаций, отчитывающихся по формам федерального статистического наблюдения Минздрава России.
Заполненная форма предоставляется региональному органу Росстата с 10 марта по 10 апреля после отчетного периода.
При наличии у юридического лица обособленных подразделений данные по форме предоставляются как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.
Рекомендуем:
Календари | |
Энциклопедия решений • Ответственность за нарушение порядка или сроков представления статистических данных |
___________________________________________
Врачебный этикет: многие регионы рекомендуют врачам конкретные формулы вежливости
Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 20 декабря 2023 г. N 1241
Столичным врачам рекомендованы конкретные фразы для начала, продолжения и завершения диалога с пациентами.
Например, не советуют начинать прием со слов "Да, входите, слушаю"; "Что у Вас"; "Здрасьте". Лучше просто сказать "Добрый день/вечер/утро", "Здравствуйте".
Перечислены также слова, которых нужно категорически остерегаться в беседе с пациентом - это, в первую очередь "девушка, женщина", "молодой человек, мужчина", "не получится", "ваша проблема", "невозможно", "нет, нельзя", а также "Стоп!", "Хватит!", "Достаточно!", "Ясно!". Закончить прием нужно словами "Всего доброго"; "До свидания", а вот "Ждем вас снова" пациенту лучше не говорить, как и "Идите уже", "Пока", "Ну, все", "Выздоравливайте!", "Не болейте".
Кроме того, не нужно использовать сложную профессиональную терминологию - ведь она подчеркивает некомпетентность пациента в вопросах медицины. Подшучивать над пациентами и их родными тоже не надо.
Отметим, что для профессионального сообщества такие подробные рекомендации не в новинку. Например, примерные перечни фраз-провокаторов были опубликованы в рекомендациях НИИ организации здравоохранения по организации записи на прием к врачу (в 2023 и в 2022 годах). А во многих регионах подробные разъяснения для регистраторов и операторов колцентров также установлены региональными органами власти (в том числе в Приморье, Калининграде, на Чукотке и Алтае и в других субъектах РФ).
Так, например, в Свердловской области операторы записи на прием не должны спорить, оправдываться и противоречить собеседнику, а фразы-провокаторы должны заменять на нейтральные выражения, например, вместо "Что вы хотите?" спросить "Чем могу вам помочь?".
Отметим, что столичный депздрав не только представил подробные рекомендации по речевому поведению - этим же документом дан старт проекту по ведению аудиозаписей амбулаторных приемов во всех московских поликлиниках (государственных, кроме стоматологий). Ранее такая аудиозапись велась в двух "пилотных" поликлиниках, результаты эксперимента признали удачными.
_________________________________________
Утверждены единые рекомендации по оплате труда бюджетников на 2024 год
Приведены рекомендации по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2024 г. Рекомендации учитываются Правительством РФ, органами госвласти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений. Также рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах РФ и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2023 году.
Установление и изменение систем оплаты труда должно осуществляться с учетом, в частности:
- обеспечения достигнутого уровня оплаты труда, недопущения в 2023 году снижения показателей оплаты труда посредством в том числе индексации заработной платы;
- создания условий для оплаты труда в зависимости от результатов и качества работы;
- обеспечения мер, включаемых в систему госгарантий по оплате труда, в том числе с учетом МРОТ и позиций Конституционного Суда РФ о необходимости начисления надбавок за работу в особых климатических условиях сверх МРОТ, за работу в выходные и праздники, за сверхурочную и за работу в ночное время, за совмещение должностей; о начислении компенсаций за сверхурочную работу сверх всей зарплаты, а не оклада; о выплате компенсации за задержку зарплаты даже когда зарплата не была начислена, а также о неправомерности лишения премии работника в течение всего периода действия дисциплинарного взыскания.
- совершенствования структуры зарплаты, в том числе соотношения размеров окладов, ставок заработной платы и выплат компенсационного и стимулирующего характера;
- установления окладов, ставок заработной платы дифференцированно по должностям / профессиям на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп;
- повышенной оплаты труда работников, занятых на работах с вредными и/или опасными условиями труда;
- систем нормирования труда.
В частности, медицинским учреждениям рекомендовано предусмотреть выплаты медработникам за дополнительную работу, связанную с наставничеством. В прошлом году, напомним, такие выплаты рекомендовалось включать в состав стимулирующих и выплачивать наставникам молодых специалистов, завершивших обучение по программам высшего образования по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки", а также участвующим в практической подготовке студентов-медиков.
Внимание
Для тех, кто планирует досконально изучить разницу между Рекомендациями на 2024 год и Рекомендациями на 2023 год, мы подготовим в ближайшее время Сравнительный анализ этих двух документов.
_______________________________________________
9 января 2024 года
"Временный" ковидный порядок организации работы медорганизаций N 198н будет действовать еще один год
Приказ Минздрав РФ от 26 декабря 2023 г. N 721н
Минздрав продлил до 31.12.2024 действие своего приказа от 19.03.2020 N 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19".
Напомним, что приказ N 198 устанавливает, в том числе:
- временный порядок организации оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения COVID-19,
- временный порядок организации работы медорганизаций, оказывающих амбулаторную медпомощь, в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения COVID-19,
- алгоритмы действий медицинских работников, оказывающих медпомощь пациентам с ОРВИ, гриппом и внебольничной пневмонией;
- требования к структурному подразделению медорганизации для лечения COVID-19;
- порядок госпитализации пациентов в ковидные стационары;
- порядок выписки пациентов из ковидного подразделения и критерии выздоровления;
- правила организации оказания ковидной медпомощи выездными мобильными мультидисциплинарными бригадами;
- порядок организации проведения профилактических прививок против COVID-19.
Рекомендуем:
Справочная информация |
_________________________________________
Расширена программа модернизации первичного звена здравоохранения
Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2023 г. N 2226
Изменились принципы модернизации первичного звена здравоохранения РФ, утвержденные Кабмином. Теперь в "дорожные карты" можно включать мероприятия:
- по оснащению и переоснащению автотранспортом, в том числе на цели доставки населения в медорганизации для проведения диспансеризации и диспансерного наблюдения и обратно, для доставки беременных женщин для проведения осмотров и обратно, а также для доставки несовершеннолетних и маломобильных пациентов до медорганизаций и обратно;
- по оснащению медорганизаций передвижными медицинскими комплексами для оказания медпомощи жителям сельских поселений и малых городов (с численностью населения до 50 тыс. человек).
Кроме того, предложено создавать на официальных сайтах региональных ОУЗ вкладки для размещения сведений о ходе реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения и их результатах с использованием элементов единого визуального образа объектов первичного звена здравоохранения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Формирование эстетической культуры студентов педагогического колледжа
Долгое время образование в нашей стране осуществлялось вне контекста культуры, что привело к снижению общего культурного уровня населения, разрушению культурной среды,...
Статья: "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГОВ
Одним из важных направлений деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в условиях внедрения стандартов нового поколения является психо...
Статья: «Культура диалоговых отношений учителя и учащихся как критерий эффективности качества образования»
Воспитание тогда успешно, когда оно качественно решает свою главную задачу - пробуждает в подростке устремленность к сознательному личностному позитивному самоизменению....
статья о роли музея в формировании гражданственности и патриотизма
статья напечатана в сборнике...
Деловая игра "Кто хочет стать бухгалтером"
Интеллектуальная игра "Кто хочет стать бухгалтером?" может быть использована как рубежный контроль знаний по дисциплинам «Теория бухгалтерского учета» и «Основы бухгалтерского учета», определить и пос...
Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание подростков». (Статью подготовила мастер производственного обучения Михейчик Елена Михайловна, КПК им. Л.Б. Васильева).
Что бы раскрыть такой важный и сложный вопрос «Духовно-нравственное воспитание подростков», надо понять, что такое духовно-нравственное воспитание....
Статья «ХОТИТЕ СТАТЬ ПОБЕДИТЕЛЕМ — ПРИХОДИТЕ К НАМ!»
Учащийся «Колледжа судостроения и прикладных технологий» Юрий Зайцев занял I место на Региональном Чемпионате по стандартам WorldSkills в компетенции «Фрезерные работы на станках с ЧПУ»....