методические разработки " Истинные растворы" теоретическое занятие
методическая разработка
Предварительный просмотр:
ОГБПОУ « РОСЛАВЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ
На заседании ЦМК ОПД Заместитель директора
Протокол №__ от ______2019 по учебно-воспитательной работе
Председатель ЦМК: ____ _______________________
/Н.В. Некрашевич/
«___» _____________2019
Методическая разработка
теоретического занятия для преподавателя
Тема: «Истинные растворы. Способы изготовления жидких лекарственных форм»
МДК 02.01 « Технология изготовления лекарственных форм»
ПМ 02. « Изготовление лекарственных форм и проведение обязательных видов внутриаптечного контроля»
Составитель: Бойко А.А,
преподаватель технологии
изготовления лекарственных форм
г. Рославль
2019 г.
Тема: Истинные растворы. Способы изготовления жидких лекарственных форм
Продолжительность занятия: 90мин.
Цель занятия:
- Сформировать у студентов теоретические знания о способах изготовления жидких лекарственных форм
Задачи:
- Дать представление об истинных растворах и способах изготовления ЖЛФ
- Развивать логическое мышление
- Воспитывать внимание, дисциплину
Студент должен знать:
- Способы выписывания ЖЛФ в рецептах
- Теорию растворимости
- Способы изготовления жидких лекарственных форм
Студент должен уметь:
- Определять правильность выписывания рецептов на жидкие лекарственные формы
- Выбирать оптимальную технологию изготовления лекарственной формы
В результате обучения студент должен овладеть общими компетенциями:
- ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии
- ОК.2. Организовывать собственную деятельность
- ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
- ОК.6.Уметь работать в коллективе
Студент должен овладеть профессиональными компетенциями:
- ПК.2.1. Изготавливать лекарственные формы по рецептам
- ПК.2.3. Владеть обязательными видами внутриаптечного контроля лекарственных средств
- ПК.2.4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности
- ПК.2.5. Оформлять документы первичного учета
Вид занятия: теоретическое
Тип занятия: лекция - урок передачи и усвоения новых знаний
Место проведения: кабинет технологии изготовления лекарственных форм
Литература:
- Аванесьянц Э.М. Технология изготовления лекарственных форм. Феникс.2002г.
- Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2004г.
- Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2002г.
Оснащение:
- Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя
- Мультимедийная презентация
Внутрипредметные связи:
- Дозирование по объему, массе
- Обозначение концентрации лекарственных веществ в ЖЛФ
Межпредметные связи:
- Латинский язык (чтение и перевод рецептов)
- Фармакология (правила выписывания жидких лекарственных форм)
- Контроль качества лекарственных средств ( физико-химические свойства лекарственных веществ, контроль при отпуске)
Структура занятия
1. Организационный момент - 2 мин.
2. Мотивация и постановка целей - 3 мин.
3. Изложение нового материала - 80 мин.
4. Закрепление материала - 3 мин.
5. Задание на дом - 2 мин.
Содержание занятия
- Организационный момент: Преподаватель приветствует студентов, отмечает отсутствующих, обращает внимание на их внешний вид, готовность к занятию.
- Мотивация и постановка целей: Преподаватель сообщает цель занятия, предлагает записать план:
- Истинные растворы – определение, характеристика
- Понятие растворимости
- Изготовление растворов по массе, объему, массо-объемным методом
По данной теме будут проводиться практические занятия. Поэтому, теоретические знания, полученные на данном занятии, вы должны будете суметь применить в своей практической деятельности.
3. Содержание нового материала:
В процессе изложения нового материала (приложение № 1) преподаватель вводит новые термины и понятия, воспроизводит в памяти студентов основные вопросы пройденного материала, обращает внимание студентов на основные моменты нового материала.
4. Закрепление материала:
С целю выяснения степени понимания и усвоения нового материала преподаватель проводит фронтальный опрос (приложение № 2)
5. Задание на дом:
Преподаватель обращает внимание студентов на основные вопросы, необходимые для повторения (приложение № 3)
Тема: Истинные растворы. Способы изготовления жидких лекарственных форм
Приложение № 1
Изложение нового материала:
Истинные растворы – представляют собой жидкие дисперсные системы со степенью дробления растворенного вещества до молекул (растворы неэлектролитов) или ионов (растворы электролитов). Они однофазные, гомогенные системы, характеризуются оптической пустотой.
Они прозрачны, свободно проходят через ультрафильтры и сохраняют однородность иногда в течение длительного времени. Вопрос – Что собой представляет раствор?
Раствор – жидкая лекарственная форма, полученная путем растворения одного или нескольких лекарственных веществ в определенном растворителе.
Растворы отличаются большим разнообразием состава и способов применения.
В медицинской практике в виде растворов применяют твердые, жидкие и реже газообразные вещества. В качестве растворителей применяют воду очищенную, спирт этиловый, глицерин, масла и др. жидкости, разрешенные для применения в медицине.
Особенность процесса растворения – его самопроизвольность, т.е. для растворения достаточно простого соприкосновения растворителя с лекарственным веществом.
Сведения о растворимости лекарственных веществ приведены в частных статьях ГФ. Для удобства ГФ указывает количество частей растворителя на 1 часть лекарственного вещества при 20 0 С. Для большинства ЛВ с увеличением температуры растворимость увеличивается. Некоторые вещества растворяются медленно, в таких случаях прибегают к дополнительным приемам (Вопрос – Как вы думаете, к каким?). Абсолютно нерастворимых ни в чем веществ нет.
В аптеках растворы готовят 3-мя способами.
- по массе
- по объему
- массообъемным способом
По массе – готовят растворы на вязких растворителях, т.е. лекарственное вещество и растворитель отвешивают на весах. По массе дозируют (отвешивают) – глицерин, масла, ихтиол, хлороформ, деготь, эфир, скипидар, димексид. Готовят суспензии с концентрацией веществ более 3 % и эмульсии.
По объему – готовят растворы этанола разной концентрации, кислоты хлористоводородной и стандартные препараты, выписанные под условным названием. По объему дозируют: воду очищенную и водные растворы лекарственных веществ, сиропы, настойки, жидкие экстракты, адонизид и др.
Вопрос – Как вы понимаете понятие дозирование по объему?
Если требуется перевести объем в граммы или наоборот, используют значение плотности V = М (масса)
Р (плотность)
Массообъемный способ – готовят водные и водно-спиртовые растворы твердых лекарственных веществ; водные и водно-спиртовые суспензии с содержанием твердых веществ менее 3 %; разведения стандартных препаратов, выписанных под химическим названием.
Массообъемная концентрация – это количество лекарственного вещества (гр) в общем объеме жидкой лекарственной формы (мл).
Теперь давайте вспомним – Какими способами могут быть выписаны ЖЛФ в рецептах? Правильно, через соотношение, проценты, перечислением ингредиентов.
Что же значит процентное выражение концентрации?
Процентное выражение концентрации лекарственного вещества – это количество лекарственного вещества в 100 мл (100,0) лекарственной формы.
Rp: Sol. Natrii bromidi 2 % - 200 ml
D.S. По 1 ст. ложке 3 раза в день
В данном случае 2 % означает, что для приготовления 100 мл раствора требуется 2,0 натрия бромида. Значит, для приготовления 200 мл раствора натрия бромида нужно взять 4,0.
Расчеты: Натрия бромид: 2, 0 – 100 мл
Х – 200 мл; отсюда х = 4,0
При растворении любого количества лекарственного вещества происходит увеличение (прирост) объема раствора, и эта разница может укладываться в норму допустимых отклонений, а может и нет. Особенно это заметно при значительных количествах лекарственных веществ.
Для каждого ЛВ можно рассчитать максимальную концентрацию, при которой изменение общего объема укладывается в норму допустимого отклонения. ЕЕ рассчитывают по формуле:
Сmax = __N__
КУО
N – норма допустимого отклонения для данного объема, %
КУО – коэффициент увеличения объема
Если С р-ра < C max – воды берут столько, сколько прописано.
Если С р-ра > C max – учитывают изменение объема.
В последнем случае раствор можно приготовить 2-мя способами: в мерной посуде или с учетом КУО.
Rp: Sol. Glucosi 5 % - 500 ml
D.S. По 1 ст. ложке 2 раза в день
1 способ: Готовим в мерной посуде.
Глюкозы – 25,0 (5,0 - 100 мл
Х – 500 мл)
В мерную посуду на 500 мл наливают примерно половинный объем воды очищенной, добавляют 25,0 глюкозы и помешивают до полного растворения вещества, затем доводят водой до общего объема 500 мл, перемешивают для выравнивания концентрации.
2 способ: с учетом КУО.
Коэффициент увеличения объема (КУО) – показывает прирост (увеличение) объема раствора при растворении одного грамма вещества.
КУО глюкозы равен 0,64, т.е. при растворении 1,0 глюкозы объем раствора увеличится на 0,64 мл. Делаем расчеты:
Прирост объема: 1,0 – 0,64 мл
25,0 – х х = 16 мл
Вода: 500 – 16 = 484 мл
Т.е., если мы растворим 25,0 глюкозы в 500 мл воды, то после растворения объем составит 516 мл, и эта разница не будет укладываться в норму допустимого отклонения. Значит, воды нужно взять меньше. На сколько?
В подставку отмеривают 484 мл воды очищенной и растворяют в ней 25,0 глюкозы.
Как определить общий объем ЖЛФ? Если в рецепте написано «до определенного объема», то общий объем включает объемы всех жидких ингредиентов прописи. В противном случае общий объем определяется путем суммирования объемов всех жидких ингредиентов.
Rp: Codeini phosphatis 0,12
Natrii bromidi 4,0
T – rae Valerianae 20 ml
Aquae purificatae 200 ml
M.D.S.
Rp: Codeini phosphatis 0,12
Natrii bromidi 4,0
T – rae Valerianae 20 ml
Aquae purificatae ad 200 ml
M.D.S.
При растворении нескольких ЛВ изменение общего объема учитывают, если их суммарное содержание составляет 3 % и более.
Как определить концентрацию веществ, если выписана сложная лекарственная форма и указано только количество лекарственного вещества и объем? Сначала определяют общий объем лекарственной формы, затем делают перерасчет на 100 мл.
Rp: Natrii hydrocarbonatis 2,0
Natrii benzoatis 3,0
Aquae purificatae 200 ml
M.D.S. По 1 столовой ложке 3 раза в день
Расчеты:
Общий объем 200 мл
Количество лекарственных веществ: 5,0
Концентрация веществ: 5,0 – 200 мл
Х - 100 мл х = 2,5 (2,5 %)
В данном случае содержание ЛВ составило 2,5 %, значит, воды берем 200 мл и в ней растворяем лекарственные вещества.
Rp: Analgini 3,0
Natrii bromidi 4,0
Aquae purificatae 200 ml
M.D.S. По 1 десертной ложке утром
Расчеты: Общий объем 200 мл
Масса веществ: 7,0
Процентное содержание веществ - 3,5 % : 7,0 – 200 мл
Х - 100 мл (больше 3 %)
Вода: 1) до 200 мл (в мерной посуде)
2) Vводы = 200 мл – (3,0 х 0,68) + (4,0 х 0,26) = 196,92 мл ~ 197 мл
Сначала в воде растворяют анальгин (сп.Б), затем натрия бромид.
Приложение № 2
Закрепление материала:
- Что собой представляет раствор?
- Какими способами готовят ЖЛФ в аптеке?
- Что значит процентное выражение концентрации лекарственного вещества?
- Как определить общий объем ЖЛФ?
Тема: Истинные растворы. Способы изготовления жидких лекарственных форм
Приложение № 3
Задание на дом:
- Какими способами готовят ЖЛФ в аптеке и чем они отличаются?
- Что значит процентное выражение концентрации лекарственного вещества?
- Что показывает коэффициент увеличения объема и в каких случаях его используют при расчетах?
- Как определить общий объем жидкой лекарственной формы?
Рекомендуемая литература:
- Погорелов В.И. Фармацевтическая технология. Феникс. 2002г.
- Краснюк И.И., Михайлова Г.В. Фармацевтическая технология. М. 2004г.
- Лекционный материал
- Дополнительные источники
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к комплексному занятию "Структура рецепта"
Данная методическая разработка выявляет междисциплинарные связи общепрофессиональных дисциплин "Основы латинского языка с медицинской терминологией" и Фармакология"...
Методическая разработка для проведения занятия по теме: «Социальное поведение и конфликты в обществе»
Методическая разработка семинара по теме: «Социальное поведение и конфликты в обществе» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по...
Методическая разработка к открытому занятию: Разработка знака к мультимедийному меню
В материале рассматривается история знака и его особенности проектирования. Для специальностей Дизайн и Реклама системы СПО...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Интегрированные учебные занятия можно проводить в различных формах: проблемные лекции, комбинированные с элементами комментария и с элементами доказательства, семинары, исследования, пут...
Методическая разработка открытого внеклассного занятия "Труженики тыла - фронту"
Методическая разработка открытого внеклассного занятия "Труженики тыла - фронту" ...
Открытые занятия. Методические разработки. Презентации к занятиям. Учебная дисциплина ОП.02 "Техническая механика"
1. Методическая разработка "Подготовка и проведение занятия по теме "Системы сил" в форме урока-игры". В качестве метода активного обучения использована дидактическая игра, основан...
Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /
Методическая разработка составлена для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...