Формирование ораторского искусства у студентов медицинских колледжей
статья

В статье рассмотрен вопрос формирования навыков ораторского исскуства  у студентов медицинских колледжей. Особое внимание уделено выработке навыков публичного выступления у обучающихся, а также указаны требования к профессиональной речи медицинских работников. Названы методы формирования ораторских умений, приведены отдельные упражнения, направленные на выработку и совершенствование навыков публичного выступления.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков ораторского искусства у студентов медицинских колледжей

Условия современной жизни, требующей от человека высокого уровня общей культуры и умения общаться в любой сфере человеческой деятельности, диктуют необходимость овладения универсальными способами самореализации и самовыражения, умения решать коммуникативные задачи и достигать цели общения. Наиболее востребованной и поэтому актуальной для представителей любой профессии и любого вида занятий сегодня стала адекватная речевая деятельность, предполагающая прежде всего высокую культуру владения устным и письменным словом, а также наличие навыков речевого воздействия на адресата.

Специалисты, чья профессиональная деятельность напрямую связана с непосредственным общением с большим или малым количеством людей, обязаны владеть умением убеждать. Несомненно, к таким специалистам относятся медицинские работники всех направлений, а особенно – средний медперсонал.

Учебная дисциплина, которая призвана формировать навыки убеждения через слово, сложилась давно и имеет богатую историю и традиции преподавания - это риторика, или основы ораторского искусства.

Публичная речь - это вид дискурса, предполагающий общение с группами людей, объединенных по самым разным принципам -по профессии, по общности интересов, по совместной деятельности и др. При этом объединение может быть стабильным, постоянным, организованным, а может быть временным, случайным, стихийным. Умение осуществлять публичную коммуникацию с любой из таких групп и вырабатывает риторика.

В зависимости от условий и целей общения медицинский работник должен отбирать языковые средства и уметь их грамотно

использовать в соответствии с поставленной задачей.

Свои особенности имеет общение в условиях, когда медицинский работник выступает в роли пропагандиста здорового образа жизни, просветителя, объясняющего необходимость жизненно важных медицинских процедур (прививок, планового обследования и др.), в роли разъясняющего природу того или иного общественно опасного заболевания (СПИДа, туберкулеза и др.). Такая коммуникация предполагает овладение навыками создания и презентации текстов в публицистическом стиле, распространяемых как через средства массовой информации, так и при непосредственном общении с публикой.

В итоге, целями курса обучения ораторскому мастерству являются:

• формирование навыков организации речемыслительной деятельности студентов;

• повышение уровня речевой культуры студентов и их общекультурного уровня в целом;

• формирование навыков публичного выступления на основе знаний риторических законов и правил;

• развитие практических навыков межличностного и делового общения как основного условия достижения успехов в профессиональной деятельности.

Материалы и методы, посредством которых вырабатываются ораторские умения:

• практические методы: упражнения, практика и др.;

• наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;

• словесные: объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, обратная связь;

• работа с книгой: чтение, конспектирование, цитирование, составление плана, реферирование;

• видеометоды: просмотр, обучение через Интернет;

• методы, способствующие первичному усвоению материала (беседа, чтение книг);

• методы, способствующие закреплению

и совершенствованию знаний (практика, упражнения);

• игровое/социальное/имитационное моделирование;

• анализ конкретных ситуаций.

Риторика (основы ораторского мастерства) из всего арсенала своих возможностей для медицинских менеджеров предлагает овладение навыками публичного общения в рамках официально-делового, научного и публицистического функциональных стилей речи (грамотное выступление на форумах, заседаниях и собраниях различного уровня; пропагандистские и просветительские речи, личностная коммуникация), а также употребление невербальных средств общения, обусловленных устной формой речи (осознанное использование мимики, жестов, положения тела в пространстве).

Полноценное формирование навыков ораторского искусства возможно только в процессе преподавания риторики как отдельной дисциплины.

Учитывая, что качествами хорошей речи являются правильность, чистота, точность, богатство, выразительность, уместность, логичность, для развития каждого из этих качеств существуют специфические методы, приемы и упражнения.

Чистота, точность и богатство речи связаны с лексическим уровнем языка, его семантикой. Предполагается исключение из выступления слов-паразитов, вульгаризмов, варваризмов, жаргонизмов и т. п.; употребление слов в соответствии с их лексическим значением и смыслом в определенном контексте; пополнение личного словарного запаса, создание его разнообразия. На реализацию поставленных задач направлены упражнения по освоению лексического значения слов.

Выразительность включает в себя употребление средств, воздействующих на чувства, воображение слушателей - это прежде всего образные, изобразительные и эмоционально окрашенные единицы (тропы, в первую очередь). Данное качество речи оратора формируется в процессе изучения признанных образцов публичных выступлений, художественных произведений современного искусства слова и классики. Выразительность требует творческого подхода к созданию текста и во многом обусловлена художественными способностями автора высказывания.

В общении медсестры и пациента, в процессе установления с ним отношений И. Харди выделяет три этапа, характерных для стационарного лечения:

1. ориентация – больной и медсестра знакомятся друг с другом.

2. развернутый этап – может иметь место сотрудничество друг с другом.

3. завершающий этап – этап выписки, связан с утратой чувства защищенности у больного.

Общие правила общения с пациентом.

1. Проявление искреннего интереса к пациенту.

2. понимание достоинств пациента и максимальное одобрение – похвала, подчеркивание значимости.

3. Понимание смысла его поступков вместо огульной критики.

4. Доброжелательность, приветливость.

5. Обращение к пациентам по имени и отчеству, первоочередное представление себя, использование бейджера.

6. Умение вести разговор в круге интересов собеседника.

7. Умение внимательно слушать и дать возможность пациенту «выговориться».

8. Умение уважать мнение собеседника, без настойчивого навязывания своего мнения.

9. Умение указать пациенту на его ошибки, не нанося обиды.

10. Умение правильно формулировать вопросы и помочь вербализовать свое состояние пациенту.

11. Общаться с пациентом так, как бы медработник хотел, чтобы обращались с ним в случае заболевания.

12. Использовать оптимальные невербальные методы общения – спокойный тембр голоса, плавные жесты, правильная дистанция, знаки одобрения (похлопывание, ласковое дотрагивание) и т.п.

Основными условиями эффективности профессионального общения медработника являются: демонстрация доброжелательности, такта, внимания, интереса, профессиональной компетентности.

Необходимо знать особенности психологического отражения своего состояния пациентами разного возраста и осуществлять соответственно по отношению к ним деонтологическую тактику общения.

Упражнения для развития Ораторских способностей

  1. Учимся правильно дышать:
  • Сделать вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 — задержать дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 — выдох.
  • Повторить задание упражнения 1, но при выдохе считайте вслух: 7, 8...15.
  • Сделать короткий вдох, немного задержать дыхание, при выдохе начать считать: 1, 2, 3, 4 и т.д. Темп счета не ускорять, воздух не добирать.
  • Произнести скороговорку-считалку, сделав вдох в месте, указанном *, и продолжить на выдохе, насколько хватит воздуха: "Как на горке, на пригорке cтоят тридцать три Егорки*: раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка и так далее".
  1. Развиваем голос, его силу, подвижность и благозвучность:
  • Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.
  • Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: "Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали... быстро ехали... быстро ехали".
  • Произнесите протяжно и плавно (как при пении) слоги: ми, мэ, ма, мо, му, мы.
  1. Развиваем дикцию:
  • Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

  • Произнесите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее: Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

Таким образом, формирование навыков ораторского мастерства у среднего медперсонала - задача многокомпонентная, требующая комплексного решения, которое может быть реализовано в рамках профессиональной подготовки учащихся медицинских вузов на занятиях по риторике. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о формировании профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа на занятиях по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

Дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» обладает значительным потенциалом в формировании общекультурной компетенции у студентов  медицинских образовательных учреждений ср...

Изучение биоэтических проблем медицины как способ формирования профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа

Во второй половине прошлого столетия  произошли грандиозные качественные  изменения в технологическом оснащении современной медицины, которые стали возможными благодаря успехам генной инжене...

Формирование у студентов медицинского колледжа культуры психической саморегуляции

Обследование студентов на психическое состояние (агрессия, фрустрация, самооценка) на 1-2 курсах....

Формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа по средствам физического воспитания

Направленность средств физического воспитания на формирование общих компетенций студентов медицинского колледжа...

"Современные информационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций у студентов медицинского колледжа".

Дпанный методический материал может быть полезен для выступлений на заседаниях цикловой методической комиссии, Школы педагогичесого мастерства или Методического совета....

Статья. Формирование здоровьесберегающей направленности у студентов медицинского колледжа

В статье актуализируется необходимость формирования психолого-педагогических навыков у студентов медицинского колледжа для обеспечения процесса обучения пациентов. Эта сфера деятельности требует от ни...

Формирование профессиональных компетенций у студентов медицинского колледжа (2017)

Формирование профессиональных компетенций у студентов медицинского колледжа (2017)...