Выполнение принципов ухода за онкологическим больным. Проведение гигиенических мероприятий онкологическим больным.
учебно-методический материал

Фричинская Ольга Евгеньевна

Практическое занятие к ОП.12 Паллиативная помощь 34.02.01 Сестринское дело. Содержит учебный материал и ситуационные задачи для решения студентами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЫПОЛНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ УХОДА ЗА ОНКОЛОГИЧЕСКИМ БОЛЬНЫМ. ПРОВЕДЕНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИИМ БОЛЬНЫМ.

Принципы ухода:

  • Безопасность (предупреждение травматизма пациента);
  • Конфиденциальность (подробности личной жизни не должны быть известны посторонним);
  • Уважение чувства достоинства (выполнение всех процедур с согласия пациента, обеспечение уединения, если необходимо);
  • Общение (расположение пациента и членов его семьи к беседе, обсуждение хода предстоящей процедуры и плана ухода в целом);
  • Независимость (поощрение каждого пациента к самостоятельности);
  • Инфекционная безопасность (осуществление соответствующих мероприятий).

Цель помощи пациенту – осуществление личной гигиены, обеспечение комфорта, чистоты и безопасности.

Каждый человек - индивидуальность, соответственно, его представления о чистоте и гигиене также индивидуальны и могут не совпадать с мнением медсестры, которая, прежде всего, озабочена безопасностью среды, в которой находится пациент. Поэтому медсестра должна расспросить больного о привычном режиме, оценить его состояние и способность самому соблюдать гигиену. Ее задача - достичь компромисса с пациентом в этом вопросе.

На уровень соблюдения пациентом правил гигиены влияют социальные факторы, его физическое и психологическое состояние, проводимая терапия.

К социальным факторам относятся личные предпочтения пациента и его привычки, способность мыться, переодеваться и стирать одежду самому, доступность помощи друзей и членов семьи.

Плохое физическое состояние, слабость, апатия - распространенные симптомы онкологических заболеваний.

Пациент может испытывать боль при движении, может быть измучен постоянной хронической болью или испытывать страх перед неожиданными резкими болевыми ощущениями. В этих ситуациях пациенту требуется дополнительная помощь и поддержка.

Подавленное состояние, депрессия приводят к тому, что пациент перестает соблюдать личную гигиену. Спутанность сознания делает пациента неспособным ухаживать за собой или же заставляет его вести себя необычным образом. Уродство также способно стать причиной депрессии и потери интереса к жизни и самому себе. Наличие грибовидно разросшихся опухолей (частые перевязки и сильный запах) может вызвать стресс, с которым пациент не в состоянии справиться. При проведении гигиенических процедур пациент может отказаться показывать искалеченные шрамами и рубцами или же отсутствующие части тела. Недержание кала, мочи - это стресс для пациента, это часто приводит к потере самоуважения, а также создает дополнительные проблемы с кожей. В этих ситуациях медсестра должна сделать все, чтобы поддержать пациента и оказать ему необходимую помощь.

У онкологических больных слабая иммунная система, поэтому они более восприимчивы к инфекции. Некоторые методы лечения, например, лучевая и стероидная терапия, могут вызвать воспаление кожи, увеличить риск ее повреждения.

Задача медсестры - объяснить пациенту необходимость соблюдения личной гигиены. Она должна оценить его состояние и определить факторы, препятствующие соблюдению гигиены. Следует помогать пациенту при выполнении гигиенических процедур, контролировать боль и тошноту, больше общаться с пациентом, способствовать росту самоуважения.

Следует делать перевязку так часто, как это необходимо (если появляется неприятный запах). При перевязках и гигиенических процедурах нужно постараться избавить пациента от неприятного зрелища (когда они видят поврежденные части своего тела). При выполнении процедур важно понять желание пациента находиться в уединении. Следует побуждать членов семьи больного помогать ему при гигиенических процедурах.

Медсестра должна постоянно наблюдать за состоянием кожи пациента, особенно в областях, подверженных давлению (есть ли покраснение, сухость и трещины, нет ли в складках кожи признаков микоза). Необходимо очищать кожу, менять одежду и постельное белье пациента моментально после загрязнения, быть осторожнее при перемещении неподвижного пациента.



Предварительный просмотр:

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 1

У пациентки хирургического отделения Смирновой Л.С после проведенного лечения антибиотиками выявлен аллергический стоматит. Больная предъявляет жалобы на резкую боль в ротовой полости при приеме пищи, чистке зубов. Говорит, что в связи с болью пищу принимала 2 раза в сутки, небольшими порциями, но вот уже несколько дней не ест совсем. От чистки зубов отказалась наотрез. При осмотре слизистая оболочка ротовой полости гиперемирована, под языком несколько язв, язык обложен налетом.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

2. Сформулируйте проблемы пациентки.

3. Составьте план ухода за пациенткой.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 2

В травматологическом отделении находится пациент после проведенного хирургического вмешательства. Послеоперационный период протекает без осложнений. Отсутствие возможности самостоятельно дойти до туалета, помыться и побриться отрицательно сказывается на состоянии больного, его тяготит необходимость соблюдения постельного режима. От услуг медицинской сестры отказывается, очень редко просит помочь санитарку. Говорит, что придет его жена и все сделает. Но ситуация повторяется изо дня в день, пациент неопрятен, раздражен.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациента.

2. Сформулируйте проблемы пациента

3. Составьте план ухода за пациентом

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 3

После мытья головы у пациентки, находящейся на постельном режиме, появились неприятные ощущения и чувство заложенности в правом ухе, незначительное головокружение. При обращении к ней просит говорить громче, переспрашивает заданный вопрос. Ранее пациентка неоднократно отмечала снижение слуха. Обращалась к ЛОР врачу. Патологии при обследовании не выявлено, но была отмечена повышенная секреция желез и скопление большого количества серы в слуховом проходе. После удаления серы слух улучшался.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

2. Сформулируйте проблемы пациентки.

3. Составьте план ухода за пациенткой.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 4

К медицинской сестре Оле обратилась за помощью бывшая пациентка. Она не знает, что делать, так как уже второй день глаза ее воспалены, просыпаясь утром, она с трудом может раскрыть их из-за склеившихся ресниц. Накануне она не придала особого значения тому, что один глаз покраснел, появилось гнойное отделяемое и зуд. Она решила чаще умываться и подождать с наложением косметики. Но эти ограничения привели лишь к тому, что воспалился и второй глаз.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

2. Сформулируйте проблемы

3. Окажите помощь. Составьте примерный план ухода.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 5

Участковая сестра при посещении Иванова Николая Анатольевича обратила внимание на багровое пятно у него в области крестца и седалищных бугров. Вот уже несколько лет Николай Анатольевич прикован к инвалидной коляске, так как перенес перелом позвоночника. Удовлетворять свои потребности в самоуходе он не в состоянии. Ему требуется постоянный уход, который и осуществляет его дочь. В течение последней недели из-за отсутствия дочери за Николаем Анатольевичем присматривает его сестра. Она говорит, что стремится создать для больного спокойную, тихую обстановку. С удовольствием отмечает, что Николай Анатольевич часами дремлет в своей коляске или спит в кровати, плохо только то, что он очень тучный, грузный, и ей трудно поворачивать в постели или пересаживать его в кресло-каталку. Она не предполагает, что это за пятна появились на теле у Николая Анатольевича.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациента.

2. Сформулируйте проблемы пациента, родственников.

3. Составьте план ухода за больным.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 6

В палате интенсивной терапии находится пациент с диагнозом: обширный инфаркт миокарда. Состояние тяжелое, назначен строгий постельный режим. На третий день пребывания в области лопаток и крестца появились багровые пятна, возникли трудности с опорожнением кишечника. Пациента тяготит состояние полной беспомощности и отсутствие двигательной активности. Просит не делать ему назначенную врачом масляную клизму, обосновывая свой отказ отсутствием возможности потом (после стула) привести себя в порядок.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациента.

2. Сформулируйте проблемы пациента.

3. Составьте план ухода за пациентом

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 7

Пациентка, находящаяся на постельном режиме, получает соответствующий уход, но ее индивидуальные гигиенические потребности более высокие, и предложенные услуги по удовлетворению их не соответствуют требованиям пациентки. Она говорит, что с трудом переносит эти условия, так как не может хорошо помыться, дома она дважды в день принимала душ и т.д. Пациентка просит разрешение вставать и обслуживать себя самостоятельно. Лечащий врач возражает, состояние здоровья пациентки пока этого не позволяет. Доктор разрешил вымыть голову пациентке в постели.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

2. Сформулируйте проблемы пациентки.

3. Составьте план ухода за пациентом

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 8

Пациентка хирургического отделения Самсонова Л.Т. прооперирована и находится на постельном режиме. После акта дефекации медицинская сестра предложила подмыть пациентку. Самсонова Л.Т. стесняется этой процедуры, говорит, что не может в столь откровенной позе находиться на виду у всей палаты. Пациентка считает, что туалетной бумаги будет достаточно. Сестра указывает на необходимость длительного соблюдения постельного режима и обязательного выполнения гигиенических мероприятий.

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

2. Сформулируйте проблемы пациентки.

3. Составьте план ухода за пациентом.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 9

В травматологическое отделение доставлен пациент с переломом бедренной кости. В данный момент пациент находится на скелетном вытяжении. Страдает от боли. Ему предстоит соблюдение постельного режима больше месяца. Отсутствие возможности передвигаться беспокоит его, он говорит: «Как же я выдержу, если буду лежать все время на спине. Прошло три дня, а кажется — месяц». Пациент до травмы вел активный образ жизни.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациента.

2. Сформулируйте проблемы пациента.

3. Составьте план ухода за пациентом.

СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 10

Пациентке с нарушением мозгового кровообращения необходимо поменять постельное и нательное белье. Она не в состоянии сама что-либо сделать и обслужить себя. Дочь, которая находится рядом, не представляет, как можно в данной ситуации менять белье, когда состояние пациентки довольно тяжелое.

Задание:

1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.

2. Сформулируйте проблемы пациентки, дочери.

3. Составьте план ухода за пациенткой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вспомогательные гигиенические мероприятия по повышению работоспособности

Вспомогательные гигиенические мероприятия по повышению работоспособности...

Научно-исследовательская работа по теме : «ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНОЙ ИНФЕКЦИИ ПРИ УХОДЕ ЗА ТЯЖЕЛО БОЛЬНЫМИ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ПРОДУКЦИИ «ПАУЛЬ ХАРТМАНН»

Научно-исследовательская работа по теме : «ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНОЙ ИНФЕКЦИИ ПРИ УХОДЕ ЗА ТЯЖЕЛО БОЛЬНЫМИ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ПРОДУКЦИИ «ПАУЛЬ ХАРТМАНН»...

Развитие критического мышления студентов при постановке проблемы на занятиях "Роль медицинской сестры в оказании паллиативной помощи онкологическим больным и их родственникам (психологические аспекты)

Развитие критического мышления на занятиях психология.«Роль медицинской сестры в оказании паллиативной помощи онкологическим больным и их родственникам (психологические аспекты)»«Уни...

ИЗУЧЕНИЕ ПРИЧИН НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВОГО РЕЖИМА ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОРМЛЕНИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ.

Практическое занятие ОП.12 Паллиативная помощь 34.02.01 Сестринское дело. Содержит учебный материал и таблицу для самостоятельного заполнения студентами с эталонами ответов....

ОПРЕДЕЛЕНИЕ БОЛИ, ПРИЧИН РАЗВИТИЯ БОЛИ. ИЗУЧЕНИЕ БОЛЕВЫХ СИНДРОМОВ У ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ.

Практическое занятие ОП.12 Паллиативная помощь 34.02.01 Сестринское дело. Содержит учебный материал и тесты с эталонами ответов....

ДПП ПК Сестринская помощь онкологическим больным 144 часа

ДПП ПК "Сестринская помощь онкологическим больным"  предназначена для слушателей, имеющих среднее профессиональное образование по специальности "Сестринское дело"...

Методическая разработка открытого занятия. Тема: Осуществление общемедицинского ухода за лихорадящим больным

ПМ.04 Оказание медицинской помощи, осуществление сестринского ухода и наблюдение за пациентами при заболеваниях и состояниях. Для студентов очной, очно-заочной, заочной фомы обучения....