Выполнение принципов ухода за онкологическим больным. Проведение гигиенических мероприятий онкологическим больным.
учебно-методический материал
Практическое занятие к ОП.12 Паллиативная помощь 34.02.01 Сестринское дело. Содержит учебный материал и ситуационные задачи для решения студентами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРИНЦИПОВ УХОДА ЗА ОНКОЛОГИЧЕСКИМ БОЛЬНЫМ. ПРОВЕДЕНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ОНКОЛОГИЧЕСКИИМ БОЛЬНЫМ.
Принципы ухода:
- Безопасность (предупреждение травматизма пациента);
- Конфиденциальность (подробности личной жизни не должны быть известны посторонним);
- Уважение чувства достоинства (выполнение всех процедур с согласия пациента, обеспечение уединения, если необходимо);
- Общение (расположение пациента и членов его семьи к беседе, обсуждение хода предстоящей процедуры и плана ухода в целом);
- Независимость (поощрение каждого пациента к самостоятельности);
- Инфекционная безопасность (осуществление соответствующих мероприятий).
Цель помощи пациенту – осуществление личной гигиены, обеспечение комфорта, чистоты и безопасности.
Каждый человек - индивидуальность, соответственно, его представления о чистоте и гигиене также индивидуальны и могут не совпадать с мнением медсестры, которая, прежде всего, озабочена безопасностью среды, в которой находится пациент. Поэтому медсестра должна расспросить больного о привычном режиме, оценить его состояние и способность самому соблюдать гигиену. Ее задача - достичь компромисса с пациентом в этом вопросе.
На уровень соблюдения пациентом правил гигиены влияют социальные факторы, его физическое и психологическое состояние, проводимая терапия.
К социальным факторам относятся личные предпочтения пациента и его привычки, способность мыться, переодеваться и стирать одежду самому, доступность помощи друзей и членов семьи.
Плохое физическое состояние, слабость, апатия - распространенные симптомы онкологических заболеваний.
Пациент может испытывать боль при движении, может быть измучен постоянной хронической болью или испытывать страх перед неожиданными резкими болевыми ощущениями. В этих ситуациях пациенту требуется дополнительная помощь и поддержка.
Подавленное состояние, депрессия приводят к тому, что пациент перестает соблюдать личную гигиену. Спутанность сознания делает пациента неспособным ухаживать за собой или же заставляет его вести себя необычным образом. Уродство также способно стать причиной депрессии и потери интереса к жизни и самому себе. Наличие грибовидно разросшихся опухолей (частые перевязки и сильный запах) может вызвать стресс, с которым пациент не в состоянии справиться. При проведении гигиенических процедур пациент может отказаться показывать искалеченные шрамами и рубцами или же отсутствующие части тела. Недержание кала, мочи - это стресс для пациента, это часто приводит к потере самоуважения, а также создает дополнительные проблемы с кожей. В этих ситуациях медсестра должна сделать все, чтобы поддержать пациента и оказать ему необходимую помощь.
У онкологических больных слабая иммунная система, поэтому они более восприимчивы к инфекции. Некоторые методы лечения, например, лучевая и стероидная терапия, могут вызвать воспаление кожи, увеличить риск ее повреждения.
Задача медсестры - объяснить пациенту необходимость соблюдения личной гигиены. Она должна оценить его состояние и определить факторы, препятствующие соблюдению гигиены. Следует помогать пациенту при выполнении гигиенических процедур, контролировать боль и тошноту, больше общаться с пациентом, способствовать росту самоуважения.
Следует делать перевязку так часто, как это необходимо (если появляется неприятный запах). При перевязках и гигиенических процедурах нужно постараться избавить пациента от неприятного зрелища (когда они видят поврежденные части своего тела). При выполнении процедур важно понять желание пациента находиться в уединении. Следует побуждать членов семьи больного помогать ему при гигиенических процедурах.
Медсестра должна постоянно наблюдать за состоянием кожи пациента, особенно в областях, подверженных давлению (есть ли покраснение, сухость и трещины, нет ли в складках кожи признаков микоза). Необходимо очищать кожу, менять одежду и постельное белье пациента моментально после загрязнения, быть осторожнее при перемещении неподвижного пациента.
Предварительный просмотр:
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 1
У пациентки хирургического отделения Смирновой Л.С после проведенного лечения антибиотиками выявлен аллергический стоматит. Больная предъявляет жалобы на резкую боль в ротовой полости при приеме пищи, чистке зубов. Говорит, что в связи с болью пищу принимала 2 раза в сутки, небольшими порциями, но вот уже несколько дней не ест совсем. От чистки зубов отказалась наотрез. При осмотре слизистая оболочка ротовой полости гиперемирована, под языком несколько язв, язык обложен налетом.
Задание:
1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.
2. Сформулируйте проблемы пациентки.
3. Составьте план ухода за пациенткой.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 2
В травматологическом отделении находится пациент после проведенного хирургического вмешательства. Послеоперационный период протекает без осложнений. Отсутствие возможности самостоятельно дойти до туалета, помыться и побриться отрицательно сказывается на состоянии больного, его тяготит необходимость соблюдения постельного режима. От услуг медицинской сестры отказывается, очень редко просит помочь санитарку. Говорит, что придет его жена и все сделает. Но ситуация повторяется изо дня в день, пациент неопрятен, раздражен.
Задание:
1. Укажите, какие потребности нарушены у пациента.
2. Сформулируйте проблемы пациента
3. Составьте план ухода за пациентом
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 3
После мытья головы у пациентки, находящейся на постельном режиме, появились неприятные ощущения и чувство заложенности в правом ухе, незначительное головокружение. При обращении к ней просит говорить громче, переспрашивает заданный вопрос. Ранее пациентка неоднократно отмечала снижение слуха. Обращалась к ЛОР врачу. Патологии при обследовании не выявлено, но была отмечена повышенная секреция желез и скопление большого количества серы в слуховом проходе. После удаления серы слух улучшался.
Задание:
1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.
2. Сформулируйте проблемы пациентки.
3. Составьте план ухода за пациенткой.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 4
К медицинской сестре Оле обратилась за помощью бывшая пациентка. Она не знает, что делать, так как уже второй день глаза ее воспалены, просыпаясь утром, она с трудом может раскрыть их из-за склеившихся ресниц. Накануне она не придала особого значения тому, что один глаз покраснел, появилось гнойное отделяемое и зуд. Она решила чаще умываться и подождать с наложением косметики. Но эти ограничения привели лишь к тому, что воспалился и второй глаз.
Задание:
1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.
2. Сформулируйте проблемы
3. Окажите помощь. Составьте примерный план ухода.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 5
Участковая сестра при посещении Иванова Николая Анатольевича обратила внимание на багровое пятно у него в области крестца и седалищных бугров. Вот уже несколько лет Николай Анатольевич прикован к инвалидной коляске, так как перенес перелом позвоночника. Удовлетворять свои потребности в самоуходе он не в состоянии. Ему требуется постоянный уход, который и осуществляет его дочь. В течение последней недели из-за отсутствия дочери за Николаем Анатольевичем присматривает его сестра. Она говорит, что стремится создать для больного спокойную, тихую обстановку. С удовольствием отмечает, что Николай Анатольевич часами дремлет в своей коляске или спит в кровати, плохо только то, что он очень тучный, грузный, и ей трудно поворачивать в постели или пересаживать его в кресло-каталку. Она не предполагает, что это за пятна появились на теле у Николая Анатольевича.
Задание:
1. Укажите, какие потребности нарушены у пациента.
2. Сформулируйте проблемы пациента, родственников.
3. Составьте план ухода за больным.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 6
В палате интенсивной терапии находится пациент с диагнозом: обширный инфаркт миокарда. Состояние тяжелое, назначен строгий постельный режим. На третий день пребывания в области лопаток и крестца появились багровые пятна, возникли трудности с опорожнением кишечника. Пациента тяготит состояние полной беспомощности и отсутствие двигательной активности. Просит не делать ему назначенную врачом масляную клизму, обосновывая свой отказ отсутствием возможности потом (после стула) привести себя в порядок.
Задание:
1. Укажите, какие потребности нарушены у пациента.
2. Сформулируйте проблемы пациента.
3. Составьте план ухода за пациентом
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 7
Пациентка, находящаяся на постельном режиме, получает соответствующий уход, но ее индивидуальные гигиенические потребности более высокие, и предложенные услуги по удовлетворению их не соответствуют требованиям пациентки. Она говорит, что с трудом переносит эти условия, так как не может хорошо помыться, дома она дважды в день принимала душ и т.д. Пациентка просит разрешение вставать и обслуживать себя самостоятельно. Лечащий врач возражает, состояние здоровья пациентки пока этого не позволяет. Доктор разрешил вымыть голову пациентке в постели.
Задание:
1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.
2. Сформулируйте проблемы пациентки.
3. Составьте план ухода за пациентом
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 8
Пациентка хирургического отделения Самсонова Л.Т. прооперирована и находится на постельном режиме. После акта дефекации медицинская сестра предложила подмыть пациентку. Самсонова Л.Т. стесняется этой процедуры, говорит, что не может в столь откровенной позе находиться на виду у всей палаты. Пациентка считает, что туалетной бумаги будет достаточно. Сестра указывает на необходимость длительного соблюдения постельного режима и обязательного выполнения гигиенических мероприятий.
1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.
2. Сформулируйте проблемы пациентки.
3. Составьте план ухода за пациентом.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 9
В травматологическое отделение доставлен пациент с переломом бедренной кости. В данный момент пациент находится на скелетном вытяжении. Страдает от боли. Ему предстоит соблюдение постельного режима больше месяца. Отсутствие возможности передвигаться беспокоит его, он говорит: «Как же я выдержу, если буду лежать все время на спине. Прошло три дня, а кажется — месяц». Пациент до травмы вел активный образ жизни.
Задание:
1. Укажите, какие потребности нарушены у пациента.
2. Сформулируйте проблемы пациента.
3. Составьте план ухода за пациентом.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА № 10
Пациентке с нарушением мозгового кровообращения необходимо поменять постельное и нательное белье. Она не в состоянии сама что-либо сделать и обслужить себя. Дочь, которая находится рядом, не представляет, как можно в данной ситуации менять белье, когда состояние пациентки довольно тяжелое.
Задание:
1. Укажите, какие потребности нарушены у пациентки.
2. Сформулируйте проблемы пациентки, дочери.
3. Составьте план ухода за пациенткой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вспомогательные гигиенические мероприятия по повышению работоспособности
Вспомогательные гигиенические мероприятия по повышению работоспособности...
КОС для проведения квалификационного экзамена ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий специальность 34.02.01 Сестринское дело
Решение ситуационных задач и выполнение алгоритмов манипуляций обучающимися позволяет объективно определить достаточность теоретической и практической подготовки, опыта и компетентности, професс...
Научно-исследовательская работа по теме : «ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНОЙ ИНФЕКЦИИ ПРИ УХОДЕ ЗА ТЯЖЕЛО БОЛЬНЫМИ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ПРОДУКЦИИ «ПАУЛЬ ХАРТМАНН»
Научно-исследовательская работа по теме : «ПРОФИЛАКТИКА ВНУТРИБОЛЬНИЧНОЙ ИНФЕКЦИИ ПРИ УХОДЕ ЗА ТЯЖЕЛО БОЛЬНЫМИ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ ПРОДУКЦИИ «ПАУЛЬ ХАРТМАНН»...
Развитие критического мышления студентов при постановке проблемы на занятиях "Роль медицинской сестры в оказании паллиативной помощи онкологическим больным и их родственникам (психологические аспекты)
Развитие критического мышления на занятиях психология.«Роль медицинской сестры в оказании паллиативной помощи онкологическим больным и их родственникам (психологические аспекты)»«Уни...
ИЗУЧЕНИЕ ПРИЧИН НАРУШЕНИЯ ПИЩЕВОГО РЕЖИМА ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОРМЛЕНИЯ ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ.
Практическое занятие ОП.12 Паллиативная помощь 34.02.01 Сестринское дело. Содержит учебный материал и таблицу для самостоятельного заполнения студентами с эталонами ответов....
ОПРЕДЕЛЕНИЕ БОЛИ, ПРИЧИН РАЗВИТИЯ БОЛИ. ИЗУЧЕНИЕ БОЛЕВЫХ СИНДРОМОВ У ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ.
Практическое занятие ОП.12 Паллиативная помощь 34.02.01 Сестринское дело. Содержит учебный материал и тесты с эталонами ответов....
ДПП ПК Сестринская помощь онкологическим больным 144 часа
ДПП ПК "Сестринская помощь онкологическим больным" предназначена для слушателей, имеющих среднее профессиональное образование по специальности "Сестринское дело"...