Методические пособия
статья

методическое пособие по организации самостоятельной работы на практических занятиях для обучающихся очной,  (очно-заочной) формы обучения специальности 34.02.01 Сестринское дело      

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tenioz.docx1.37 МБ
Файл ehinokokkoz.docx852.01 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Тюменской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Тюменской области «Тюменский медицинский колледж»

(ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж»)

ПМ. 02 Участие в лечебно-диагностическом и

реабилитационных процессах

МДК 02.03. «Решение проблем пациента при паразитарных  

 заболеваниях»

Методическое пособие

Тема: Эхинококкоз

по организации самостоятельной работы на практических занятиях

для обучающихся очной, (очно-заочной) формы обучения

специальности 34.02.01 Сестринское дело     

                                                                               

Тюмень, 2019

Рассмотрено

На заседании ЦМК

Протокол №

от «___» _____201_

Утверждено

На заседании НМС

Протокол №

от «___» ______ 201_

Восквицова А.И.,   – Методические указания. Тюмень, 2019. - 25с.

Рецензент: преподаватель Усольцева С.Р, преподаватель I категории ГАПОУ ТО

      Методические указания по выполнению  самостоятельной работы в соответствии с рабочей программой. МДК.02.03 «Решение проблем пациента при паразитарных заболеваниях» ПМ.02«Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационных процессах». Содержание методических рекомендаций по выполнению самостоятельной работы по данной дисциплине соответствует требованиям ФГОС среднего профессионального образования.

     Данные методические указания предназначены для обучения и сдачи экзамена по дисциплине паразитарные болезни студентами отделения «сестринское дело». Целью методических указаний является обеспечение профессиональной подготовки специалиста, формирование и развитие профессиональных компетенций.

     При изложении материала используется классификация паразитарных болезней, где основное внимание уделяется вопросам эпидемиологии, клинической диагностики, профилактики. Лаконично изложенный текст методических указаний с отражением основных методов подхода в ведении сестринской помощи инфекционным больным сделают занятия студентов менее утомительными и в то же время максимально плодотворными.

Оглавление

Эпидемиология        4

Морфология        5

Этиология, патогенез        5

Клиническая картина        8

Диагностика        17

Лечение        18

Профилактика        20

Контроль знаний        20

Список использованной литературы        25

Эталон ответов        26

Пояснительная записка

Медицинская паразитология – одна из актуальных учебных медицинских дисциплин, которая позволяет заложить и сформировать основы профессиональных знаний и практических умений специалистов сестринского дела. 

Предметом изучения медицинской паразитологии являются паразитические организмы, имеющие медико-санитарное значение, умение осуществлять квалифицированную медицинскую помощь пациентам при паразитарных заболеваниях. 

 Целью практических работ является овладение навыками самостоятельной работы и закрепление теоретических знаний, привить студентам навыки самостоятельной работы с источниками информации, развить общие и сформировать профессиональные компетенции в соответствии с требованиями ФГОС СПО:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

          ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.

ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5. Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

    ПК 2.7. Осуществлять реабилитационные мероприятия

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

  • ознакомиться с систематическим обзором паразитов, их распространением и происхождением паразитов в животном мире;
  • изучить пути проникновения паразитов в организм хозяина и жизненные циклы паразитов;
  • изучить адаптационные механизмы в системе «паразит-хозяин»;
  • изучить влияние экологических факторов на паразита и природно-очаговые паразитарные заболевания;
  • изучить методы лабораторной диагностики, сестринской помощи пострадавшим при паразитарных заболеваниях, профилактические мероприятия по предотвращению распространения паразитозов.

Практическая работа рассчитана на 30 мин., выполняется студентами самостоятельно, с использованием методических указаний  по теме. В конце занятия проводится контроль знаний  по решению ситуационных задач, с последующим написанием тестовых заданий.

Эхинококк. Echinococcus granulosus

Тип: плоские черви Класс: цестоды (ленточные черви) 

Вид: эхинококк. Echinococcus granulosus.

Эхинококк (ларвоцестодоз), является возбудителем эхинококкоза - характеризующегося длительным течением с образованием финнозных пузырей с преимущественной локализацией в печени и легких. 

Эпидемиология

E. Granulosus очень распространен. В очень немногих странах он предположительно полностью отсутствует. Регионы, где существует высокий уровень распространенности инфекции, часто совпадают с сельскими местностями, пастбищами, где собаки способны поедать зараженных животных или части их туш.

Мultilocularis распространен больше всего в Северном полушарии, в том числе Центральной и Северной Европе, Азии и Северной Америке. При этом его распространение не всегда было таким. Так, например, до конца 1980-х годов о существовании данного вида эхинококка было известно лишь во Франции, Швейцарии, Германии и Австрии. Но до начала 2000-х произошел сдвиг, предположительно вызванный ростом количества зараженных лисиц в некоторых районах Франции и Германии. В результате появились новые эндемичные районы – Швейцария, Германия, Австрия. А также ближайшие к ним страны – Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Польша, Чехия, Словакия и Италия. Хотя пока альвеолярный эхинококкоз не является очень распространенным, но считается, что в ближайшем будущем он, возможно, будет встречаться чаще в некоторых странах. Это может случиться благодаря способности Е. Multilocularis распространяться.

В отличие от предыдущих двух видов эхинококка, Е. Vogeli и E. Oligarthra ограничены Центральной и Южной Америкой. Кроме того, вызываемый этими паразитами поликистозный эхинококкоз считается крайне редкой инфекцией.

Морфология

Половозрелая стадия эхинококка достигает в длину 5-6 мм, и тело червя состоит из 3-4 члеников. Последний (зрелый) членик паразита по длине превышает всю остальную стробилу.

На сколексе паразита видны четыре присоски и хоботок с двумя рядами крупных и мелких крючьев. (см. рис.1)

https://zooclub.ru/attach/10000/10549.jpg

Рисунок 1. Строение взрослого эхинококка

Первый членик стробилы не имеет видимых дифференцированных органов, половой аппарат закладывается только во втором членике. Третий членик – гермафродитный. Мелкие шарообразные семенники разбросаны по членику. Зрелый членик эхинококка содержит только мешковидную матку с боковыми выростами, переполненную яйцами. Матка имеет выводное отверстие, через которое яйца паразита выделяются за пределы членика.

Этиология, патогенез

Эхинококк – биогельминт, развитие которого происходит со сменой двух хозяев.

Окончательным хозяином эхинококка являются различные плотоядные животные – собака, волк, енотовидная собака, барсук, шакал, гиена, динго, койот, лисицы и др. Паразит обитает у этих животных в тонком кишечнике, число гельминтов достигает нескольких десятков.

Из организма окончательного хозяина вместе с фекалиями во внешнюю среду выделяются зрелые членики эхинококка или отдельные яйца. Созревшие яйца паразита содержат онкосферу. (см. рис.3) Яйца покрыты плотной защитной оболочкой, которая позволяет длительно сохранять жизнеспособность онкосферы в окружающей среде.

Рисунок 2. Онкосфера эхинококка

Список промежуточных хозяев эхинококка довольно большой – свыше 50 различных видов. Это различные травоядные животные – овцы, козы, крупный рогатый скот, олени, лоси, свиньи, лошади и др. Человек также является промежуточным хозяином.

В отличие от других животных, человек - тупиковая ветвь в развитии эхинококка, что связано с особенностью заражения окончательных хозяев. Заражение животных происходит при заглатывании яиц или зрелых члеников паразита вместе с травой. Для человека наиболее вероятны следующие пути заражения:

употребление немытых огородных культур, овощей или фруктов, на которых могли оказаться яйца паразита;

отказ от мытья рук после контакта с землей или после общения с животными, например, собаками, на шерсти которых находятся яйца эхинококка;

отказ от мытья рук после снятия шкур зараженных хищных животных.

Яйца паразита попадают в организм человека через рот. В тонком кишечнике яйца эхинококков теряют внешнюю оболочку и превращаются в онкосферы.

При помощи хитиновых крючьев паразит прикрепляется к стенке кишечника, проникает сквозь ее и далее, по кровеносным путям, личинки паразита разносятся по всему организму и оседают во внутренних органах: чаще всего в печени (45 — 85%) и легких (15 — 20%), реже — головном мозге, селезенке, глазах, сердце, поджелудочной железе и костях. К концу 2-й недели личинка принимает форму пузыря. (см. рис. 5). По мере роста кисты сдавливают орган, что серьезно нарушает их работу.

Клиническая картина  

При поражении E. multilocularis развивается многокамерная форма заболевания (альвеолярный эхинококкоз). Поражает в основном легкие.

Однокамерный тип болезни (гидатиозный) возникает при попадании в организм E. granulosus. Чаще всего регистрируется в печени.

Механизмы развития симптомов эхинококкоза у человека: 

Механическое воздействие - эхинококковая киста растет крайне медленно, но за многие годы (20 и более лет) может достигнуть огромных размеров. Описаны случаи находок эхинококковых пузырей весом 12 кг и более. Множественный эхинококкоз встречается редко. Тяжесть симптомов эхинококкоза у человека обусловлена размером и локализацией кист, которые приводят к сдавливанию органа и его атрофии.

По диаметру различают малые кисты (до 5 см в диаметре), средние (от 6 до 10 см в диаметре), большие (11 — 20 см в диаметре) и гигантские (21 см и более). (см. рис.6).

Наружная фиброзная стенка пузыря достигает 0,5 см и более. Внутренняя оболочка тонкая. В ней образуются множество выводковых капсул, в которых располагаются зародышевые сколексы до 100 в одной капсуле. Часть сколексов выходит из капсул и свободно плавают в жидкости кисты («эхинококковый песок»). Количество сколексов в 1 куб. миллилитре эхинококкового песка достигает 400 тысяч. Часто в пузыре образуются дочерние пузыри.

Гибель и нагноение пузыря приводят к развитию острого гнойного воспаления стенки паразита.

Разрыв стенки приводит к выходу содержимого наружу и имплантации сколексов и дочерних пузырей в соседние органы.

Обильное инфицирование яйцами эхинококков приводит к образованию множества пузырей с локализацией в разных органах.

При гибели паразит обызвествляется.

Симптомы эхинококкоза у человека полиморфны. Они зависят от локализации кист, их численности и размеров, быстроты роста, а также от возраста больного, реактивности его организма и сопутствующей патологии. Болезнь развивается медленно, длится годами. Первые симптомы заболевания часто проявляются спустя многие месяцы и даже годы после заражения. Зачастую эхинококковые кисты выявляются случайно. Например, при флюорографии легких или УЗИ печени.

Скорость нарастания симптомов эхинококкоза у человека зависит от локализации кист в пораженном органе. Так при локализации в периферических отделах печени кисты довольно долго ничем себя не проявляют. При локализации у ворот печени при росте киста довольно рано начинает сжимать ходы печени, что проявляется желтухой, при сжатии воротной вены развивается асцит.

Осложнения эхинококкоза

Практически сразу, уже в латентную стадию заболевания, осложнения возникают при локализации кисты в области спинного мозга. Малейший рост образования оказывает давление на спинной мозг, что осложняется парезами, параличами и расстройствами функции тазовых органов.

При локализации кисты в периферических отделах печени осложнения наступают поздно. При локализации у ворот печени эхинококковый пузырь довольно рано начинает сжимать ходы печени, что проявляется желтухой, при сжатии воротной вены развивается асцит.

При локализации в легочной ткани давление растущей кисты на бронхи проявляются ателектазом. Давление крупного эхинококкового пузыря приводит к смещению органов средостения.

Растущие кисты являются причиной патологических переломов костей.

Опасные осложнения при эхинококкозе связаны с нагноением кисты и разрывом ее стенок.

Нагноение кисты при эхинококкозе происходит в случае образования трещины в ее оболочке, через которую бактерии беспрепятственно попадают внутрь. Нагноившиеся эхинококковые пузыри проявляются как абсцессы и протекают с симптомами гнойной интоксикации и сильными болями в пораженном органе.

При разрыве стенки содержимое кисты изливается в полости организма, что сопровождается болевым и анафилактическим шоком и кровотечением. При выходе содержимого эхинококкового пузыря наружу происходит имплантация сколексов в соседние органы.

При локализации в печени содержимое кисты изливается в брюшную полость, что сопровождается анафилактическим шоком, развитием перитонита и распространением патологического процесса. При локализации в легочной ткани содержимое кисты изливается в плевральную полость, что приводит к развитию плеврита. Нередко при разрывах стенок пузырей содержимое изливается в полые органы: желчные протоки, желудок, кишечник или бронх.

Причинами смерти больных с эхинококкозом являются токсический шок, развившийся в результате прорыва содержимого кисты в плевральную или брюшную полости, метастазирование в жизненно важные органы и амилоидоз.

Проблемы пациента

Эхинококкоз легких:                                Эхинококкоз печени:

  • кровохарканье;                                  -  тошнота;
  • одышка;                                              - снижение аппетита;
  • ателектаз;                                           -  диарея;
  • кашель;                                               - тяжесть и боли в правом подреберье
  • боль в груди;
  • кожный зуд;  

Эхинококкоз головного мозга:                  Эхинококкоз сердца:

  • нарушение чувствительности;           - загрудинные боли, напоминающие

                                                                     стенокардию.

  • парезы конечностей;
  • приступы эпилепсии;

        Диагностика        

Правильной диагностике эхинококкоза способствует подробно собранный эпидемиологический анамнез, указывающий на тесный контакт человека с животными (собаками).

Специфическая лабораторная диагностика

Таблица 2

Название анализа

Описание

ИФА, РНИФ, РНГА

Позволяют обнаружить специфические антитела к эхинококку. Специфичность и чувствительность тестов достигает 80-98%.

Реакция Кацони

Положительна в 89-90 % случаев. Техника производства реакции Кацони следующая: 0,2 мл стерильной эхинококковой жидкости вводят внутрикожно. При положительной реакции на месте введения жидкости появляется покраснение, а далее сплошная интенсивная краснота (кожная анафилаксия).

Реакция агглютинации

Реакция агглютинации с латексом и реакция непрямой гемагглютинации.

Рентген внутренних органов

Обращается внимание на выпячивание купола диафрагмы или его высокое стояние.

Эхолокация ультразвука и КТ лапароскопия.

При обследовании печени

Лечение

Лечение эхинококкоза основывается главным образом на хирургическом удалении кисты и окружающей ее ткани организма человека. Например, в случае эхинококкоза печени это будет удаление части печени, в которой находится паразит. Однако все чаще специалисты отказываются от этого метода, потому что он несет с собой значительный риск разрыва кисты и распространения паразита по всему организму. Методом, получаемым все большую популярность, является инъекционное введение в кисту противопаразитарных средств (альбендазола или мебендазола) или отсасывание ее содержимого. Эту процедуру повторяют многократно, до полного излечения. Следующим этапом лечения, продолжающимся в течение многих месяцев или иногда лет, является продолжение приема вышеупомянутых противогельминтных препаратов.

        Этиотропное лечение

Таблица 3

Название лекарства

Дозировка и курс лечения

Механизм действия

Немозол –

албендазол

Пациентам с весом менее 60 кг назначают 15 мг вещества на 1кг массы тела два раза в сутки. Пациентам с весом более 60 кг назначается 400 мг два раза в сутки. Для лечения эхинококкоза проводят три курса по 28 дней каждый, но с обязательным выдержанным  промежутком  длительностью 14 дней.

Подавляется полимеризация тубулина, происходит разрушение клеток цитоплазматики  и микроканалов в кишечном тракте глиста. В основу действия препарата заложены изменения биохимических процессов: замедляется утилизация глюкозы, происходит тормоз синтеза АТФ, наблюдается блокировка перехода секреторных гранул.

Вермокс-

мебендазол

Детям Препарат выписывают по 500 мг 3 раза в день 7 дней.

по 500 мг 2 раза/сут в первые 3 дня, затем в той же дозе 3 раза/сут в последующие 3 дня. В дальнейшем применяют в дозе 25-30 мг/кг/сут в 3-4 приема.

Лекарственное средство провоцирует нарушения метаболизма в организме паразитирующих особей и тормозит усвоение глюкозы гельминтами.

Препарат оказывает блокирующее действие на тубулин — компонент, составляющий каркас паразитарных клеток. Получается, что под влиянием Мебендазола возникают необратимые процессы в клеточном строении паразитирующих организмов, что становится причиной их гибели.

Симптоматическое лечение

Таблица 4

Супрастин

Взрослым назначают по 25 мг (1 таб.) 3-4 раза/сут (75-100 мг/сут).

Детям в возрасте от 3 до 6 лет назначают по 1/2 таб. (12.5 мг) 2 раза/сут; 

детям в возрасте от 6 до 14 лет - по 1/2 таб. (12.5 мг) 2-3 раза/сут.

Оказывает антигистаминное и м-холиноблокирующее действие, обладает противорвотным эффектом, умеренной спазмолитической и периферической холиноблокирующей активностью.

Урсосан

средняя суточная доза составляет 12-15 мг/кг, при необходимости - 20-30 мг/кг.

 течение первых 3 месяцев лечения суточную дозу препарата следует делить на 2-3 приема.

Гепатопротектор.

Защищает клетки печени от повреждающего воздействия токсинов, ядов, лекарственных препаратов. обладает умеренным желчегонным свойством

Диспансерное наблюдение

Таблица 5

Заболевание

Срок наблюдения

Кратность лабораторного обследования

Эхинококкоз

При отсутствии клинических признаков рецидива и стабильно отрицательных серологических реакциях с эхинококковым антигеном в течение 5 лет больные могут быть сняты с учета

После операции проходят об следование 1 — 2 раза в год, которое включает анализ крови, мочи, биохимическое исследование крови (билирубин, общий белок, тимоловая проба, протеинограмма, аминотрансферазы АЛТ и ACT, щелочная фосфатаза, протромбин и др.), серологическую реакцию на эхинококкоз, рентгенографию органов грудной клетки в прямой и боковых проекциях, сканирование печени (один раз в год), эхографию печени.

Профилактика

Профилактические мероприятия включают целый комплекс мер, предпринимаемых для предотвращения возможного заражения эхинококкозом. В первую очередь необходимо помнить о путях

передачи инфекции, чтобы снизить риск заражения до минимальных цифр.

  1. людям, чья работа связана с собаководством, охотой, животноводством, и членам их семей необходимо в первую очередь с большим вниманием относиться к гигиеническим правилам, которые выполняются:

после контакта с собаками и другими животными

перед приемом пищи

  1. своевременное мытье рук с использованием мыла после вышеописанных действий предотвратит попадание инвазии внутрь организма.
  2. важно знать, что воду из родников, колодцев и других природных источников в первую очередь кипятят, а потом уже пьют. 
  3. мытье ягод,
  4. тщательная термическая обработка мяса также очень важна, потому что в нем могут содержаться личинки эхинококка.
  5. плановая дегельминтизация собак,
  6. уничтожение органов убойных животных, пораженных эхинококком,
  7. обработка пушнины в специальных помещениях и т. п. 
  8. ветнадзор за животны

Контроль знаний

Задание 1

Продолжите фразу:

  1. Окончательным хозяином эхинококка является________________________________________
  2. Промежуточный хозяин эхинококка__________________________________________________
  3. Стадия жизненного цикла эхинококка, инвазионная для человека_________________________
  4. Локализация эхинококка в организме человека_________________________________________
  5. Патогенное действие эхинококка___________________________________________________
  6. Лабораторная диагностика эхинококкоза____________________________________________
  7. Название заболевания, вызываемого эхинококком

Задание 2

Обозначьте возбудителя эхинококкоза по определенным признакам, которые необходимо перечислить

Задание 3

Составьте цепь передачи возбудителя в природе по представленной схеме.

  1. _____________
  2. _____________
  3. _____________
  4. _____________
  5. _____________
  6. _____________

Задание 4

Опишите проблемы пациента при эхинококкозе легких и печени

Список использованной литературы

  1. Абуладзе, К.И. Паразитология и инвазионные болезни сельскохозяйственных животных / К. И. Абуладзе - М.:Агропромиздат, 2012. - 464 с.
  2. Акбаев, М.Ш. Паразитология и инвазионные болезни животных / М.Ш. Акбаев, Ф.И. Василевич, Р.М. Акбаев, А.А. Водянов; под ред. М.Ш. Акбаева. – М.: КолосС, 2013. -776 с.
  3. Инфекционные болезни: национальное руководство/ Под ред. Н.Д. Ющука, Ю.Я Венгерова.- М.:ГЭОТАР – Медиа, 20015, - 1056 с
  4. Котельников, Г.А. Гельминтологические исследования животных и окружающей среды/ Г.А.Котельников. - М.: Агропромиздат, 2014. -144 с.
  5. Медицинская паразитология. Учебное пособие/Г.И. Мяндина, Е.В. Тарасенко. - М.: Практическая медицина, 2013. - 256 с.
  6. Паразитарные болезни человека (протозоозы и гельминтозы): Рук. Для врачей/ Под ред. В.П. Сергиева, Ю.В. Лобзина, С.С. Козлова. – СПб: ООО «Издательство Фолиант», 2013.- 1032 с.
  7. Панасюк, Д.И. Профилактика гельминтозов / Д.И. Панасюк. - М.: Колос, 2015. - 191 с.
  8. Шевцов, А.А. Паразитология / А.А. Шевцов, Н.А. Колабский, С.И. Никольский; под. ред. А.А. Шевцова. - М.: Колос, 2016. - 400 с.
  9. Слободяник, В. И. Препараты различных фармакологических групп. Механизм действия. учебное пособие. - издание третье, переработанное и дополненное / В. И.Слободяник, В. А. Степанов, Н. В. Мельникова - СПб.: «Лань», 2014. – 367 с.
  10. Черкасский Б.Л. Инфекционные болезни человека. – М., "Медицинская газета", 2014. – 189 с.
  11. Ющук Н.Д, Венгеров Ю.Я. Лекции по инфекционным болезням. -3- е изд., перераб. и доп.- М.: ОАО, Издательство «Медицина», 2014. -1032 с.

Эталон ответов

Задание 1

  1. Различные плотоядные животные – собака, волк, барсук, лисицы.
  2. Человек, травоядные животные – овцы, козы, крупный рогатый скот, олени, лоси, свиньи, лошади.
  3. Онкосфера
  4. Любой орган
  5. Токсическое, аллергическое, механическое
  6. Рентгенография и иммунологические пробы (реакция Кацони)
  7. Эхинококкоз

Задание 2

Ответ: Б. На рисунке тело червя состоит из члеников. Последний (зрелый) членик паразита по длине превышает всю остальную стробилу. На сколексе паразита видны присоски и хоботок.

Задание 3

  1. Сколекс цестоды
  2. Стробила
  3. Зрелый членик
  4. Яйцо
  5. Эхинококковые пузыри в легком
  6. Печень промежуточного хозяина, пораженная эхинококками

Задание 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа с учащимися:методическое пособие для учителей и студентов

В пособии представлен материал по одному из разделов педагогики «Внеклассная работа с учащимися». Данный материал не является альтернативным, а служит систематизации и конкретизации знаниям, получаемы...

Методическое пособие Технология "Учебный портфолио"

      В настоящее время наибольшее внимание педагогов привлекают технологии, которые сочетают личност­ный и деятельностный подход. Педагоги ищут пути и методы формирования ...

Древняя Русь и переход к новому времени (методическое пособие)

Данное методическое пособие предназначено для студентов колледжа при подготовке к урокам , зачетам и экзаменам, а также для абитуриентов вузов.Опорный конспект по истории Древней Руси состоит из 14 те...

Учебно-методическое пособие. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по МДК.06.01 Управление структурным подразделением организации

Учебно-методическое пособие для студентов  средних специальных учебных заведений, обучающихся  по специальности 19.02.10 "Технология продукции общественного питания"....

Методическая разработка занятий на тему: Изучение природы межличностного конфликта Учебно-методическое пособие для студентов средних медицинских образовательных учреждений по специальностям: 31.02.05 Стоматология ортопедическая

Предлагаемое пособие разработано с учётом государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника медицинского училища, с учётом целей и задач системы непрерывной психологическ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ КЛАССА ДОМРЫ Исполнительский анализ и методические рекомендации по исполнению А.А. Цыганкова обработка русской народной песни «Травушка-муравушка»

         Данное методическое пособие посвящено одному из главных вопросов музыкального образования – работе над музыкальным произведением –анализу произведе...