Презентация "Вегетативная нервная система" для студентов медицинских колледжей.
презентация к уроку

Бояджан Наталья Николаевна

Данную презентацию студенты могут использовать при подготовке  к занятиям по дисциплине "Анатомия и физиология человека".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vegetativnaya_nervnaya_sistema.pptx2.13 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анатомия и физиология человека «Вегетативная нервная система» Разработана преподавателем: Бояджан Н.Н.

Слайд 2

Вегетативная нервная система

Слайд 3

Часть периферической нервной системы, которая участвует в проведении чувствительных влияний и направляет команды к скелетным мышцам, называется соматической нервной системой. Другая группа нейронов контролирует деятельность внутренних органов . Эти нейроны образуют вегетативную нервную систему .

Слайд 4

ВНС отдел нервной системы, регулирующий деятельность внутренних органов, желез внутренней и внешней секреции, кровеносных и лимфатических сосудов. Играет ведущую роль в поддержании постоянства внутренней среды организма и в приспособительных реакциях всех позвоночных. Анатомически и функционально вегетативная нервная система подразделяется на симпатическую, парасимпатическую и метасимпатическую. Симпатические и парасимпатические центры находятся под контролем коры больших полушарий и гипоталамических центров.

Слайд 6

Функциональный модуль метасимпатической части автономной нервной системы. 1 — чувствительный нейрон; 2 — интернейрон ; 3 — эфферентный нейрон; 4 — посттанглионарный симпатический нейрон и его волокно; 5 — преганглионарный симпати­ческий нейрон и его волокно; 6 — преганглионарный парасимпатический нейрон и его волокно.

Слайд 7

Выделение автономной (вегетативной) нервной системы обусловлено некоторыми особенностями ее строения. К этим особенностям относятся следующие: очаговость локализации вегетативных ядер в ЦНС; скопление тел эффекторных нейронов в виде узлов (ганглиев) в составе вегетативных сплетений; двухнейронность нервного пути от вегетативного ядра в ЦНС к иннервируемому органу.

Слайд 8

Внс Центральный отдел Периферический отдел парасимпатические ядра 3, 7, 9 и 10 пар черепных нервов, лежащие в мозговом стволе, ядра, залегающие в сером веществе трех крестцовых сегментов; симпатические ядра, расположенные в боковых рогах спинного мозга: (8 шейный, 12 грудных, 1-2 поясничный сегменты) кресцовые парасимпатические ядра 1, 2, 3 кресцовых сегментов спинного мозга вегетативные нервы, ветви и нервные волокна, выходящие из головного и спинного мозга; вегетативные сплетения; узлы (ганглии) вегетативных сплетений; симпатический ствол с его узлами (ганглиями), межузловыми и соединительными ветвями и симпатическими нервами; концевые узлы (ганглии) парасимпатической части вегетативной нервной системы.

Слайд 9

Симпатические ядра расположены в спинном мозге, в боковых рогах. Отходящие от него нервные волокна заканчиваются за пределами спинного мозга в симпатических узлах. Отсюда берут начало другие нервные волокна, которые широко распределяются по всему телу. Эти волокна подходят ко всем внутренним органам, коже, кровеносным сосудам, потовым железам, органам чувств.

Слайд 10

Парасимпатические ядра лежат в среднем и продолговатом мозге, а также в крестцовой части спинного мозга. Нервные волокна от ядер продолговатого мозга входят в состав блуждающих нервов. Они снабжают парасимпатическими волокнами большую часть органов грудной и брюшной полостей и получили название блуждающих. От ядер крестцовой части спинного мозга парасимпатические волокна идут к толстой кишке, мочевому пузырю, половым органам.

Слайд 11

Вегетативные нервные узлы располагаются за пределами ЦНС вблизи от органов или в стенках самих этих органов. Они, так же как и вегетативные ядра, представляют собой скопления нервных клеток. Таким образом, путь из центральной нервной системы до управляемого органа всегда состоит из двух нервных клеток. Тело одной из них находится в пределах центральной нервной системы, тело второй — в одном из нервных узлов, лежащих на периферии.

Слайд 12

«Сравнительная характеристика симпатического и парасимпатического отделов ВНС». Признаки СНС ПСНС 1. расположение нервных центров 1. В боковых рогах серого вещества спинного мозга с С 8 до L 2 (с восьмого шейного до второго поясничного) 1. В стволе головного мозга в составе ядер черепных нервов: глазодвигательного, лицевого, языкоглоточного и блуждающего. С спинном мозге - в боковых рогах серого вещества в составе S 2 – S 4 (2-4 крестцовых сегментов). 2. особенности двигательного нервного пути: А) расположение ганглиев Б) строение предганглинарного волокна В) по наличию медиатора Г) строение постганглинарного волокна Д) по наличию медиатора 2. а) Двигательный путь прерывается в узлах I и II порядков. Ганглии расположены непосредственно вблизи спинного мозга и формируют симпатический ствол. Б) Короткое; является мякотным. В) Медиатором является ацетилхолин, а волокно холинергическим. Г) волокно длинное, заканчивается эффектором, немиелиновое . Д) медиатором является норадреналин – 90 % и адреналин – 7 %. Синтезируется НА из аминокислоты тирозина. Эти нейроны называются адренергическими. 2. а) Двигательный путь прерывается в узлах III порядка, расположенных в органах или непосредственной близости с ними. Б) длинное, мякотное В) Медиатором является ацетилхолин, а волокно холинергическим. Г) волокно короткое, немиелиновое . Д) постганглионарное волокно свое влияние на эффекторную клетку передает с помощью ацетилхолина.

Слайд 14

Регуляция работы в нутренних органов Внутренние органы нашего тела имеют двойную или тройную иннервацию. В одних оканчиваются симпатические и парасимпатические нервы, в других дополнительно еще и метасимпатические . Такой контроль за внутренними органами обеспечивает надежную регуляцию их деятельности. Стимуляция симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы вызывает в органах тела противоположный эффект.

Слайд 15

Возбуждение симпатической системы позволяет организму мобилизовать все наличные резервы и выстоять в трудной ситуации. Симпатическая система стимулирует сердечную деятельность, повышает кровяное давление, усиливая кровоток в мышцах. Зато функции, не нужные для преодоления внезапной нагрузки, вроде деятельности пищеварительной и выделительной систем, она затормаживает. А парасимпатическая система изменяет деятельность внутренних органов в противоположном направлении и отвечает за возобновление жизненно важных ресурсов организма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по немецкому языку для студентов медицинских колледжей

Контрольные задания  предназначены для промежуточного и итогового контроля знаний  по немецкому языку студентов  1-4 курсов медицинских специальностей образовательных учреждений среднег...

К вопросу о формировании профессиональной компетентности студентов медицинского колледжа на занятиях по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»

Дисциплина «Основы латинского языка с медицинской терминологией» обладает значительным потенциалом в формировании общекультурной компетенции у студентов  медицинских образовательных учреждений ср...

Контрольная работа по теме «Нервная система» для студентов медицинских колледжей специальности «Лечебное дело».

Контрольная работа по теме «Нервная система» предназначена для студентов медицинских колледжей специальности «Лечебное дело», составлена согласно программе дисциплины, сос...

Учебно-методическое пособие по теме: «Нервная система» для студентов медицинских колледжей специальности «Лечебное дело».

Контрольная работа по теме «Нервная система» для студентов медицинских колледжей специальности «Лечебное дело» составлена согласно программе дисциплины, состоит из морфо-ситуац...

Методические разработки для проведения учебных практик по МДК 04.03 Технология оказания медицинских услуг для студентов медицинского колледжа сестринское дело в дистанционном формате

Пандемия внесла коррективы во все сферы жизни человека, профессиональное образование не стало исключением. Пришлось подстраиваться под эти изменения и разработать вот такие контрольно-оценочные средст...

Организация и проведение исследовательской работы студентов в рамках кружка «Медицинский и социальный уход» Тема: «Отношение студентов медицинского колледжа к проблеме грудного вскармливания»

Модель профессионального развития студента включает в себя содержательные блоки педагогической деятельности объединенные, системообразующей целью подготовки специалистов, максимально ориентированных н...

Организация и проведение исследовательской работы студентов в рамках кружка «Медицинский и социальный уход» Тема: «Отношение студентов медицинского колледжа к проблеме грудного вскармливания»

Модель профессионального развития студента включает в себя содержательные блоки педагогической деятельности объединенные, системообразующей целью подготовки специалистов, максимально ориентирова...